Социально-экономическое развитие муниципальных образований. Экономика муниципальных образований. Теоретическая составляющая, способы развития и основные показатели Понятие социально экономического развития муниципального образования

С середины 1990-х гг. в нашей стране наблюдается повышение интереса к проблемам эффективного управления развитием муниципальных образований , что связано с осуществлением политических и социально-экономических реформ, усилением роли муниципальных образований в развитии общества в целом.

За рубежом (в странах Европы и Америки) эта проблематика возникла ранее, однако и там она относительно нова: современные концепции муниципального социально-экономического развития распространились в разных странах мира только в конце 1980-х гг. Причинами этого послужили: 1

§ обострение экономических и социальных проблем во многих странах мира (вторая половина 1970-х гг. ¾ время мирового экономического кризиса);

§ нарастание специфических городских проблем (рост урбанизации , социальные трансформации, усложнение городской инфраструктуры , изменение пространственной структуры);

§ усложнение механизмов управления на местном уровне;

§ глобализация и, как следствие, обострение межтерриториальной и международной конкуренции, в которую втянуты города как «фокусы» всех социально-экономических процессов.

Понятие «социально-экономическое развитие» не может быть применено (в строгом смысле этого словосочетания) к каждому муниципальному образованию, хотя в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (вне зависимости от его социально-экономического состояния) отнесено к полномочиям органов местного самоуправления . Под строгим смыслом словосочетания здесь понимается то, что экономические и социальные законы (законы развития общества) не есть в чистом виде проявления чьей-либо субъективной воли, а в основном отражают объективные экономические и социальные связи. С этой точки зрения не каждое муниципальное образование может реально осуществлять самостоятельное социально-экономическое развитие даже в том случае, когда этого требует федеральный закон. И речь здесь идет не о временных экономических трудностях или недостатках законодательства, не обеспечившего финансово-экономическую базу местного самоуправления, а о потенциальной возможности устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в пределах существующих границ. 2



Таким образом, комплексное социально-экономическое развитие следует относить к компетенции тех муниципальных образований, которые являются самостоятельными городскими поселениями . Способность остальных муниципальных образований самостоятельно реализовывать собственные планы социально-экономического развития должна быть в каждом отдельном случае исследована дополнительно.

Отсутствие условий для самостоятельного осуществления комплексного социально-экономического развития не означает отказ от местного самоуправления и возвращение к централизованному государственному руководству социально-экономическими процессами развития. Неспособность того или иного муниципального образования в настоящее время самостоятельно осуществлять комплексное социально-экономическое развитие объясняется тем, что за прошедший период сверхцентрализованной государственной экономики не была создана устойчивая экономическая база саморазвития соответствующего муниципального образования и, следовательно, необходимо эту базу создавать. Следовательно, экономический фактор наряду с процессом демократизации является определяющим в стратегии становления и развития местного самоуправления.

Для поселений, и особенно для городов, самостоятельное комплексное социально-экономическое развитие исторически неизбежно; другими словами, города и другие компактные поселения, являющиеся муниципальными образованиями, «обречены» на развитие, и поэтому органы местного самоуправления этих городов обязаны (даже хотя бы с формальной точки зрения ¾ обязаны законом) ставить задачу комплексного социально-экономического развития и решать ее под свою ответственность. Развитие поселений и выход их на качественно новый уровень ¾ единственная альтернатива деградации и исчезновению в условиях сменившейся политической и экономической ситуации в нашей стране. 3

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не раскрывается сущность понятия «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования». Рассмотренные выше точки зрения и существующее законодательство дают основания дать следующее определение: под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных областях жизни, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования ¾ с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.

Социально-экономическое развитие муниципальных образований отнесено к полномочиям местного самоуправления не случайно, так как человек должен удовлетворять свои потребности и нужды, получать социальную поддержку там, где он живет и работает. На этом уровне должны быть сосредоточены основные социальные гарантии государства населению, а также финансовые ресурсы , предназначенные для решения экономических и социальных проблем.

В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы , согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т. д. 4

Экономика муниципальных образований: термины, определения и способы развития

Прежде чем рассматривать влияние распределения муниципального заказа на развитие экономики муниципальных образований, необходимо дать определение этому термину, а также обозначить ныне используемые методы и основные показатели развития экономики муниципалитетов.

Итак, в данной работе под экономикой муниципальных образований будет подразумеваться система экономических отношений между субъектами экономической деятельности в ходе производства, распределения, обмена и потребления благ на муниципальном уровне.

Теперь следует остановиться на том, что будет заложено в понятие «развитие экономики муниципальных образований». В данной работе под этим термином будет пониматсья совершенствование системы муниципальных экономических отношений, а именно повышение эффективности и результативности взаимодействия субъектов, ведущее за собой улучшение качества жизни населения, то есть удовлетворение потребностей граждан в:

  • · в уровне материального благосостояния;
  • · в благоприятных условиях труда и отдыха,
  • · комфортных условиях проживания, здоровой среде обитания;
  • · в безопасности и продолжительности жизни.

Таким образом, развитие экономики муниципалитетов будет означать не только увеличение объема товаров собственного производства, расширение производственных мощностей, увеличение платежеспособного спроса и т.п., но также аккумулировать в себе улучшение ряда социальных показателей. Ведь, согласитесь, развитие экономики оказывает положительный эффект на все сферы жизни общества (социальную, в первую очередь), а если положение дел в этих сферах находится на хорошем уровне, то это также окажет позитивное влияние и на местную экономику. Получается практически замкнутый круг: чем лучше, тем лучше, тем еще лучше. Поэтому крайне важно учитывать и социальную сторону в изучении вопроса развития экономики муниципальных образований. Именно поэтому в данной работе в дальнейшем будут рассмотрены и использоваться показатели не только экономического, но социально-экономического блока развития муниципалитетов.

Теперь хотелось бы остановиться на способах развития экономики муниципалитетов. Рассмотрим «западный» подход Ветров Г.Ю. Презентация на тему «Управление муниципальным экономическим развитием». М., Фонд «Институт экономики города»., в основе которого лежит 5 ключевых элементов:

  • 1. Planning & Partnership.
  • 2. Business Climate.
  • 3. Infrastructure.
  • 4. Business & Entrepreneur Support & Retention.
  • 5. Business/Investor Attraction.

Обратим внимание на каждый элемент более подробно.

1. Планирование и партнерство.

Итак, сюда входит создание стратегии развития, мобилизация гражданских групп и создание экономических альянсов - в первую очередь внедрение государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) на муниципальном уровне. При этом муниципалитет получает такие выгоды, как доступ к финансовым ресурсам частного сектора и экспертной оценке управления, повышение качества услуг, большую эффективность ввиду конкуренции среди потенциальных частных партнеров, уменьшение рисков в связи их разделения с частным сектором, и, в целом, стимулирование активности частного сектора, которое, вне всяких сомнений, будет вести к экономическому росту.

Что касается преимуществ заключения ГЧП для частных структур, то здесь можно выделить, во-первых, коммерческие выгоды от деятельности партнерства, возможность расширения своей деятельности, открытие доступа к новым рынкам, всевозможные репутационные выгоды и, конечно, разделение рисков с государством.

Таким образом, внедряя ГЧП, муниципальное образование, которое не могло само обеспечивать необходимые денежные вливания в полном объеме, привлекает частные структуры для совместной работы в определенных проектах, разделяя при этом возможные риски, и нередко получая более эффективные практики реализации необходимых мероприятий, что в конечном итоге повышает активность частного сектора и ведет к росту местной экономики.

2. Деловой климат.

Также, чтобы добиться позитивных изменений в экономике, немаловажным представляется уделить внимание развитию здорового делового климата в муниципалитете. В первую очередь, провести необходимые политические программы, нивелировать административные барьеры для ведения бизнеса, установить ясные нормативы и поставить требуемые процедуры «на поток», например в процессе регистрации и получения необходимых разрешений и т.д.

3. Инфраструктура.

Одним из важнейших аспектов развития экономики муниципальных образований является наличие необходимой инфраструктуры. В рамках данного элемента муниципалитет занимается решением земельных вопросов, проведением электричества, прокладкой дорожной сети, профессиональным обучением для работников новых отраслей промышленности. Все это должно организовываться вкупе с адекватной культурной и развлекательной программами, доступным образованием и здравоохранением, а также спортивной составляющей как для местных жителей, так и для работодателей и работников и туристов.

4. Поддержка и сохранение бизнесов и предпринимателей.

Вне всяких сомнений, предприниматель должен быть уверен в том, что муниципалитет заинтересован в поддержке его бизнеса не только на стартовом этапе, но и в дальнейшем - непосредственно процессе деятельности. Поэтому муниципальным властям крайне важно оказывать поддержку и гарантировать неприкосновенность бизнеса на всех этапах его развития. Соответственно, если потенциальный предприниматель осведомлен о наличии и работоспособности такого механизма в конкретном муниципальном образовании, то такой позитивный сигнал, безусловно, подтолкнет его выбрать данный муниципалитет объектом для инвестиций.

Также поддержка уже действующих предприятий со стороны муниципальных образований стимулирует их дальнейшее развитие. Что касается цифр, то здесь отметим опыт США, в которых порядка 80% новых раб мест дает развитие фирм, уже существующих в муниципалитетах. Мы не можем быть уверены, что внедрив такой же инструмент в России, можно будет получить аналогичные впечатляющие результаты. Однако полностью игнорировать зарубежный опыт, тем более опыт развитых стран, и общую логичность процессов в представленных механизмах представляется по меньшей мере неверным.

5. Привлечение фирм/инвесторов.

На данном элементе следует остановиться более подробно, поскольку привлечение инвесторов, «новой экономической силы» самым прямым образом влияет на развитие экономики муниципальных образований. Действительно, наиболее инвестиционно-привлекательные муниципалитеты имеют гораздо больший потенциал роста экономик, поэтому важным представляется рассмотреть вопрос формирования инвестиционно-привлекательного муниципального образования и способы, которыми достигается этот статус.

Начнем с того, что вследствие федеративного устройства Российской Федерации и неоднородности, экономического и социального неравенства регионов, инвестиционная привлекательность на региональном уровне, а, следовательно, и на муниципальном, может существенно различаться. В первую очередь, эти отличия возникают вследствие объективных региональных особенностей, таких как обеспеченность природными ресурсами или географическое положение относительно основных транспортных путей и т.д. Таким образом, часть муниципальных образований не испытывает проблем в плане притока инвестиций, наращивая свой экономический потенциал, и не прикладывая при этом особых усилий, а другая часть вынуждена предпринимать какие-то меры для повышения своего инвестиционного статуса.

Под инвестиционной привлекательностью муниципального образования понимается совокупность различных объективных возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций, а также инвестиционную активность муниципальных образований. Таким образом, можно составить «формулу» определения инвестиционной привлекательности, которая будет выглядеть следующим образом:

Инвестиционная привлекательность = Инвестиционный потенциал - Инвестиционный риск + Инвестиционная активность

На данном этапе закономерно встает вопрос: а какие факторы используются для оценки инвестиционного потенциала и инвестиционного риска?

Начнем с инвестиционного потенциала. Обычно для его оценки используют следующие основные частные потенциалы, каждый из которых характеризуется целой группой показателей (некоторые приведены в скобках):

  • 1) ресурсно-сырьевой потенциал (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов и др.);
  • 2) трудовой потенциал (доля экономически активного населения, доля безработных в экономически активном населении, удельный вес специалистов с высшим и средним образованием на 10 тыс. человек населения, количество высших учебных заведений, количество профессорско-преподавательского состава, количество обучающихся в аспирантурах и докторантурах и др.);
  • 3) производственный потенциал (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в муниципальном образовании: уровень и структура валового продукта территории, доля убыточных предприятий, уровень производства промышленной продукции на душу населения, доля затрат на воспроизводство основных фондов и др.);
  • 4) институциональный потенциал (степень развития ведущих институтов рыночной экономики: количество кредитных организаций, их совокупный уставной капитал, доли предприятий с разными масштабами деятельности и др.);
  • 5) инфраструктурный потенциал (инфраструктурная обеспеченность муниципального образования и др.);
  • 6) финансовый потенциал (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона и др.);
  • 7) потребительский потенциал (совокупная покупательная способность населения и др.).

Что касается инвестиционного риска, то здесь оцениваются следующие аспекты:

  • 1) экономический риск (темп роста валового муниципального продукта, темп роста объема промышленной продукции, темп роста объема инвестиций в основной капитал и др.);
  • 2) финансовый риск (соотношение доходов и расходов бюджетов муниципальных образований на душу населения, соотношение суммы прибыли и суммы убытка организаций на одну организацию и др.);
  • 3) политический риск (степень политической стабильности);
  • 4) экологический риск (уровень загрязнения окружающей среды);
  • 5) криминальный риск (уровень преступности в муниципальном образовании);
  • 6) социальный риск (уровень социальной напряженности: доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума, коэффициент дифференциации населения и др.);
  • 7) законодательный риск (степень эффективности инвестиционного законодательства).

Последний компонент - инвестиционная активность - включает в себя показатель объема инвестиций в основной капитал на душу населения, темпы роста инвестиций в основной капитал на душу населения.

Что касается путей повышения инвестиционной привлекательности, то очевидно, что оно может достигаться за счет повышения инвестиционного потенциала и/или инвестиционной активности либо снижения инвестиционного риска. Важно отметить, что манипулировать можно как одновременно всеми тремя компонентами, так и выбирая разное их сочетание.

Теперь давайте разберемся, что из вышеназванного лучше поддается управлению (манипулированию), а что хуже, и с помощью каких мероприятий можно добиться требуемого результата.

1. Инвестиционный потенциал. Он включает в себя семь составляющих, из которых в силу сложившихся природный условий невозможно оказать влияние на ресурсно-сырьевой потенциал.

В краткосрочной перспективе очень трудно повлиять на трудовой потенциал, поскольку, к примеру, вряд ли можно быстро изменить структуру экономически активного населения или как-то заставить человека средних лет пойти получать высшее образование. В качестве мероприятия по изменению ситуации в долгосрочной перспективе для увеличения количества высших учебных заведений, профессорско-преподавательского состава, а также обучающихся в аспирантурах и докторантурах местные власти могли бы заняться социальной рекламой (в широком понимании - на своем примере в том числе), пропагандирующей престижность быть образованным человеком и т.д. А для того, чтобы изменить структуру экономически активного населения, в первую очередь, нужны новые рабочие места, с зарплатой, соответствующей ожиданиям нынешних безработных. Но здесь мы попадаем в замкнутый круг, поскольку для создания тех самых рабочих мест нужны определенные инвестиции.

Повлиять на производственный потенциал внутри муниципального образования тоже крайне непросто. С одной стороны, можно помочь нынешним предприятиям и пр., сделав налоговые послабления, но тогда бюджет не досчитается определенных доходов.

Что касается институционального потенциала, то здесь необходимо оценить количество кредитных организаций и их совокупный уставной капитал на предмет достаточности в рамках конкретного муниципалитета. Если их количество недостаточно, то, используя свои статус, глава муниципального образования мог бы поговорить с представителями кредитных организаций, пока не имеющих офисов в муниципалитете, на предмет освоения ими этой новой «территории», возможно даже с предоставлением определенных преференций.

Также сюда можно отнести в целом «инвестиционное законодательство» региона и муниципального образования. Действительно, при выборе объекта инвестирования, инвестор всегда будет принимать во внимание те гарантии и преференции, которые предоставляются конкретным муниципалитетом. Если же таких нормативно правовых актов еще не создано, то это недоразумение необходимо исправлять, начав с уровня регионального и закончив конкретным муниципальным образованием.

В плане инфраструктурного потенциала, в частности развитой дорожно-транспортной системы, муниципалитету сложно будет сделать что-то «своими руками» - без помощи региональных властей, а иногда и федеральных, тут не обойтись. Однако говоря о трудностях, мы не говорим о невозможности.

Финансовый потенциал заключает в себе объем налоговой базы, прибыльность предприятий и т.д. Как мы понимаем, здесь местные власти практически бессильны, ведь, как было сказано раньше, серьезные сдвиги в налоговой базе начинаются после притока инвестиционных средств.

Манипулировать потребительским потенциалом - совокупной покупательной способностью населения в принципе можно, поставив оптовых и розничных торговцев, представителей сферы услуг в более либо менее выгодные условия по сравнению с текущим моментом, что обязательно скажется на конечной стоимости реализуемых товаров, работ, услуг. Следовательно, конечные потребители смогут приобретать либо больше, либо меньше за те же деньги.

2. Инвестиционный риск. Если манипуляции с инвестиционным потенциалом могли показаться проблематичными и сложнореализуемыми, то управлять инвестиционным риском, состоящим из семи компонентов, местным властям гораздо проще.

Самым трудно устранимым является экономический риск, поскольку темп местные власти имеют крайне мало рычагов для контроля темпов роста валового муниципального продукта, объема промышленной продукции др.

Что касается финансового риска, то здесь органы местного самоуправления практически полностью владеют ситуацией и могут при необходимости скорректировать значение столь важного показателя как соотношение доходов и расходов бюджетов на душу населения.

Степень политической стабильности в муниципальном образовании так же управляема (в первую очередь, с регионального уровня), однако, возможно, местным властям по согласованию с региональными для поддержания высокого показателя стабильности следует сохранять неформальную преемственность и следование намеченному курсу.

Экологический риск измеряется уровнем загрязнения окружающей среды. Часто в силу сложившихся обстоятельств, на территории муниципального образования есть предприятие, сильно загрязняющее окружающую природную среду. Закрыть его было бы экономическим самоубийством, и выходило бы за рамки полномочий органов местного самоуправления. Однако повлиять, в том числе и неформально, на руководителей в плане оснащения завода/производства современными фильтрами и пр. вкупе со своевременной заменой подобных расходных материалов, кажется вполне уместным.

Теперь вкратце обратимся к риску криминальному. Очевидно, что снизить уровень преступности в муниципальном образовании, активно взаимодействуя с правоохранительными органами, для местных властей будет по силам и возможностям.

Что касается социального риска, то здесь органы местного самоуправления способны поддерживать уровень социальной напряженности на допустимом значении. Но также следует учитывать, что сильная дифференциация населения по доходам может в корне изменить ситуацию, а здесь местные власти, скорее всего, будут бессильны.

Переходя к законодательному риску, отметим, что он определяется степенью эффективности инвестиционного законодательства. Таким образом, мало просто лишь подготовить, например, план инвестиционного развития территории - нужно, чтобы все его постулаты были экспертно выверены, и не было бы никаких сомнений в действенности и реализуемости предлагаемых мер. Что для этого нужно сделать? Пригласить экспертов в области инвестиций, экономистов, одним словом знающих людей, для помощи местным властям в написании соответствующих инвестиционных доктрин.

Подойдя к последнему компоненту инвестиционной привлекательности - инвестиционной активности - необходимо отметить то, что он попросту отражает текущие объемы и темпы роста инвестирования в муниципалитет. Очевидно, что на него влияют те самые инвестиции, которые мы хотим привлечь, преследуя повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования - таким образом, мы попадаем в замкнутый круг и принимаем решение не рассматривать мероприятия по увеличению показателя инвестиционной активности в силу бессмысленности такой процедуры.

Завершая рассмотрение пятого элемента, хотелось бы отметить, что в теоретическом плане повышение инвестиционной привлекательности есть работа над каждой ее составляющей в плане увеличения (инвестиционный потенциал) либо уменьшения (инвестиционный риск) значения конкретных показателей. Из этого следует, что, к примеру, уменьшение вредных выбросов в атмосферу, сокращение доли лиц с доходами ниже прожиточного минимума и создание благоприятных налоговых условий для инвесторов (конечно, с разной степенью значимости) повышают инвестиционную привлекательность муниципального образования.

В заключение данной части работы необходимо обозначить тот факт, что развитие экономики муниципальных образований, а, следовательно, ее рост складывается из совокупности процедур, которые вытекают из направленности каждого из пяти элементов (в рамках «западного подхода»). Порой даже кажется, что участие органов местного самоуправления в экономике может быть чрезмерным. Но самое главное не стоит забывать о том, что сущность деятельности этих органов заключается не в управлении бизнесом напрямую, а в предоставлении предпринимателям возможности им заниматься и поддержке предпринимателей путем сокращения препятствий их деятельности.

Основные показатели развития экономики муниципальных образований

В первой половине 2000-х годов в России группой исследователей был реализован проект «Городской барометр» Ветров Г.Ю., Визгалов Д.В., Шанин А.А., Шевырова Н.И. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований. М., Фонд «Институт экономики города», 2002., в рамках подготовки к которому был подготовлен обширный перечень показателей и индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований. Перечень состоит из блоков (1й уровень списка) и подблоков (2й уровень), в основе которых лежат конкретные индикаторы (3й уровень):

  • 1. Уровень жизни.
  • 1.1. Демографические показатели :
  • 1.1.1 Прирост населения.
  • 1.1.2 Рождаемость.
  • 1.1.3 Смертность.
  • 1.1.4 Число прибывших.
  • 1.1.5 Число убывших.
  • 1.2. Доходы населения :
  • 1.2.1 Соотношение среднего душевого дохода и прожиточного минимума.
  • 1.2.2 Соотношение средней заработной платы и прожиточного минимума.
  • 1.2.3 Доля населения, имеющего средние душевые доходы ниже прожиточного уровня.
  • 2. Экономическая база муниципального образования.
  • 2.1 Производственный сектор :
  • 2.1.1 Прирост объема продукции в промышленности.
  • 2.1.2 Прирост объема продукции в сельском хозяйстве.
  • 2.2. Занятость :
  • 2.2.1. Прирост численности занятых.
  • 2.2.2 Доля занятых в ТСВ в экономике муниципального образования.
  • 2.2.3 Уровень безработицы.
  • 2.3. Малое предпринимательство :
  • 2.3.1 Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых.
  • 2.3.2 Прирост численности занятых в малом предпринимательстве.
  • 2.3.3 Прирост числа малых предприятий.
  • 2.4. Инвестиционная деятельность :
  • 2.4.1 Инвестиции в основной капитал из всех источников финансирования на 1-го жителя.
  • 2.4.2 Прирост объема инвестиций в основной капитал из всех источников финансирования.
  • 2.4.3 Доля инвестиций из собственных средств в основной капитал.
  • 3. Муниципальные финансы, нежилая недвижимость и землепользование.
  • 3.1. Бюджет :
  • 3.1.1 Доля налоговых поступлений от самого крупного налогоплательщика в собственных доходах.
  • 3.1.2 Доля налоговых поступлений от двух самых крупных налогоплательщиков в собственных доходах.
  • 3.1.3 Доля собственных доходов в доходах муниципального бюджета.
  • 3.1.4 Доля налоговых доходов в собственных доходах муниципального бюджета.
  • 3.1.5 Дефицит бюджета.
  • 3.2. Муниципальная нежилая недвижимость и землепользование :
  • 3.2.1 Наличие реестра муниципальной нежилой недвижимости.
  • 3.2.2 Наличие концепции управления муниципальной недвижимостью.
  • 3.2.3 Доля доходов от нежилой муниципальной недвижимости (средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное пользование муниципальной нежилой недвижимости) в собственных доходах.
  • 3.2.4 Доля доходов от нежилой муниципальной недвижимости (средства, получаемые от передачи недвижимости, находящейся в муниципальной собственности, в доверительное управление) в собственных доходах.
  • 3.2.5 Доля доходов от продажи нежилой недвижимости, находящейся в муниципальной собственности в собственных доходах.
  • 4. Сфера услуг и городское хозяйство.
  • 4.1. Жильё и его доступность :
  • 4.1.1 Обеспеченность жильем.
  • 4.1.2 Ввод нового жилья.
  • 4.1.3 Доля ветхого жилищного фонда во всем жилищном фонде.
  • 4.2. Жилищно-коммунальное хозяйство :
  • 4.2.1 Установленный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.
  • 4.2.2 Фактический уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.
  • 4.2.3 Фактический уровень бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства.
  • 4.2.4 Стоимость жилищно-коммунальных услуг.
  • 4.2.5 Максимальная доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
  • 4.2.6 Доля семей, получающих жилищные субсидии.
  • 4.3. Коммунальные услуги :
  • 4.3.1 Бытовое теплоснабжение.
  • 4.3.2 Бытовое водоснабжение.
  • 4.3.3 Бытовое водоотведение.
  • 4.3.4 Горячее водоснабжение.
  • 4.4. Транспортные услуги :
  • 4.4.1 Плотность маршрутной сети пассажирского транспорта в муниципальном образовании.
  • 4.4.2 Удельный вес льготных категорий пассажиров в общем объеме пассажирских перевозок предприятий пассажирского транспорта общего пользования (внутригородские, пригородные и междугородние).
  • 4.4.3 Установленный тариф на 1 поездку на пассажирском транспорте по внутригородскому, пригородному и междугороднему маршрутам отдельно по трамваям, троллейбусам, автобусам, маршрутным таксомоторам и метро.
  • 4.4.4 Удельный вес эксплуатационных затрат на перевозки, покрываемых платой за проезд (внутригородские, пригородные и междугородние маршруты отдельно по трамваям, троллейбусам, автобусам, маршрутным таксомоторам и метро).
  • 4.5. Услуги связи и информационные услуги :
  • 4.5.1 Число зарегистрированных домашних телефонов на 1000 жителей.
  • 4.5.2 Число проданных и доставленных газет и журналов на 1000 жителей.
  • 4.5.3 Количество принимаемых ТV-программ.
  • 4.6. Услуги бытового обслуживания и общественное питание :
  • 4.6.1 Объем бытовых услуг на человека.
  • 4.6.2 Количество предприятий общественного питания на 1000 жителей.
  • 4.7. Культурно-просветительное обслуживание :
  • 4.7.1 Число работающих объектов культурно-просветительного обслуживания на 1000 жителей.
  • 4.7.2 Доля учащихся в музыкальных и художественных школах, спортивных секциях от всех детей до 18 лет.
  • 4.8. Социальная защита :
  • 4.8.1 Бюджетная обеспеченность по разделу "социальная политика" на душу населения.
  • 4.8.2 Обеспеченность нуждающихся граждан (стоящих на учете в органах социальной защиты) услугами учреждений социальной защиты (стационарных и нестационарных учреждений для престарелых, инвалидов и детей).
  • 4.8.3 Доля малоимущих граждан, зарегистрированных в органах социальной защиты населения, от всех жителей.
  • 4.9. Здравоохранение :
  • 4.9.1 Обеспеченность населения местами в больницах для стационарного лечения.
  • 4.9.2 Обеспеченность населения услугами амбулаторно-клинических учреждений.
  • 4.9.3 Численность врачей на 10 тысяч человек.
  • 4.10. Образование :
  • 4.10.1 Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных учреждениях.
  • 4.10.2 Нагрузка на одного воспитателя в детских дошкольных учреждениях.
  • 4.11. Благоустройство :
  • 4.11.1 Площадь, благоустроенная за определенный период от общей площади муниципального образования требовавшей благоустройства и озеленения.
  • 4.11.2 Площадь зеленых насаждений от всей площади города.
  • 4.11.3 Протяженность освещенных дорог от общей длины дорог, требующих освещение.
  • 4.12. Охрана порядка :
  • 4.12.1 Число служащих в муниципальных органах по охране общественного порядка на 1000 жителей.
  • 4.12.2 Доля тяжких и особо тяжких преступлений от всех зарегистрированных преступлений.
  • 4.13. Рекреационная сфера :
  • 4.13.1 Площадь садово-парковых территорий на 1000 жителей.
  • 4.13.2 Количество спортивно-оздоровительных учреждений (бассейнов, лыжных баз и т.д.) 10000 жителей.
  • 4.14. Торговля :
  • 4.13.1 Розничный товарооборот на 1-го жителя.
  • 4.13.2 Количество организаций розничной торговли (магазины, палатки) на 1000 жителей.
  • 4.13.3 Количество торговых мест на вещевых, смешанных и продовольственных рынках на 1000 жителей.

Таким образом, был обозначен солидный пул показателей и индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований, часть из которых будет использована в следующей части работы для проведения анализа.

2.4. Приоритетные направления социально-экономического раз­вития муниципальных образований

Развитие муниципального образования – это комплексный процесс изменений экономической, социальной, экологической, политической и духовной сфер, приводящих к качественным преобразованиям и в конечном счете к изменениям условий жизни человека. Основным компонентом социально-экономи­чес­кого развития территории являются воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

Основной целью сбалансированного развития муниципальных образований является уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения муниципальных образований Чувашской Республики.

Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:

выявление и раскрытие преимуществ каждого муниципального образования;

формирование новых центров динамичного экономического роста на территории муниципальных образований;

создание и улучшение дополнительных условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;

развитие научно-технического и образовательного потенциала городских поселений с динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;

создание сети территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства;

образование и развитие туристической индустрии;

развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов.

Формирование зон динамичного экономического роста на основе выявления преимуществ каждого муниципального образования поможет выявить общность стратегических направлений развития муниципальных образований.


Направления стратегического развития муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики основаны на существующем базисе и связаны с их возможностями по развитию достижений или преодолению возможных социально-экономических угроз.

Экономическим базисом развития являются достигнутые результаты социально-экономического развития республики. Разработка и реализация крупномасштабных экономических и социальных программ позволили сосредоточить ресурсы на конкретных ключевых направлениях и добиться в них значимых результатов. В целях улучшения условий жизни, в первую очередь сельского населения, была решена глобальная задача строительства распределительных газовых сетей, газификации жилых домов, опережающими темпами обеспечивается строительство жилых домов, общеобразовательных школ, объектов культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, а также развитие телефонизации и связи.

Завершено разграничение государственной собственности на землю и межевание земель с присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. В настоящее время идет процесс оформления собственности на эти земельные участки.

Кроме того, решаются вопросы обеспечения населения Чувашии качественной питьевой водой и строительства сети автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты республики.

Основные угрозы связаны со старением населения, миграцией и несоответствием квалификации работников требованиям развития производительных сил.

В соответствии со стратегической миссией Чувашской Республики как «места для жизни трудолюбивых людей, стремящихся к новым знаниям» основными направлениями социально-экономического развития (рисунок) определены следующие:

в части обеспечения достойной среды жизнедеятельности:

1) рост и развитие пригородных зон крупных городов;

разработки образовательных стандартов, соответствующих современным квалификационным требованиям (профессиональным стандартам);

формирования заказа на подготовку специалистов целевой контрактной подготовки кадров (в том числе владеющих двумя государственными и не менее чем одним иностранным языками);

повышения производительности труда квалифицированных специалистов и активного содействия новым научным разработкам;

совершенствования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

формирования механизмов развития образования в соответствии с культурно-историческими и духовно-нравственными потребностями молодежи;

разработки независимой системы оценки качества образовательного процесса с привлечением ассоциаций промышленников и предпринимателей, торгово-промышленных палат ;

создания республиканских центров независимой аттестации и сертификации выпускников профессиональных учебных заведений;

организации процесса профессионального технического образования через развитие принципов толерантного отношения к учащимся-инвалидам и создание для молодых инвалидов системы непрерывности и гарантированности процесса «образование – трудоустройство».

Создание условий для отдыха и восстановления здоровья

Интенсивное и непрерывное развитие экономики возможно только при условии своевременного воспроизводства рабочей силы, поддержки и развития ее духовных и физических возможностей.

Развитие данного направления с учетом имеющейся социальной инфраструктуры и территориальных особенностей способствует укреплению у подрастающего поколения и восстановлению у взрослого населения здоровья.

Особую роль здесь будут играть социально-культурные центры, которые в условиях ограниченности бюджетных средств небольших поселений станут эффективной формой частно-государственного партнерства и решения вопросов воспитания молодежи и досуга населения. В модельный стандарт центров (клубов) войдет комплект световой, звуковой киноаппаратуры и компьютерной техники . В перспективе – приобретение передвижных автоклубов, что позволит повысить качество культурных услуг. Обновление модели библиотек и клубов даст возможность привлечь молодых специалистов.

Данное направление позволит:

создать действенную систему профилактики социально негативных явлений в молодежной среде и улучшить социальную обстановку в населенных пунктах Чувашии;

повысить привлекательность Чувашии как места для проживания и отдыха населения;

улучшить демографическую ситуацию;

обеспечить многообразие и конкурентоспособность «продуктов» культуры республики на российском и международном рынках.

Реализация данного направления возможна за счет:

развития медицинского кластера в г. Чебоксары;

создания единого глубоководного речного пути на р. Волге;

развития гостиничной инфраструктуры;

организации на территории речного порта места базирования круизных теплоходов;

активного проведения на территории республики культурных и спортивных мероприятий общероссийского и международного уровня;

создания социально-культурных центров для поддержки талантов детей и молодежи;

охраны и сохранения объектов культурного наследия;

1. Скоординированное развитие столичной агломерации на принципах реализации имиджа Чувашии как «места для жизни трудолюбивых людей, стремящихся к новым знаниям».

На территории Северной зоны имеются все предпосылки для развития Чебоксарской агломерации, в состав которой войдут гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Моргаушский и Цивильский районы. Сформированная территория станет полюсом регионального роста – центром притяжения эффективных инвестиционных проектов и человеческого капитала. Приоритетное направление развития – расширение зоны опережающего роста за пределы г. Чебоксары при максимальном использовании преимуществ емкого столичного рынка и финансовых ресурсов столичного бизнеса и населения.

Создание агломераций позволит улучшить демографическую ситуацию, в том числе за счет миграции населения, уменьшения диспропорции на рынке труда, ведущей к нарастанию дефицита квалифицированных кадров.

Муниципальным образованиям Северной зоны необходимо реализовать следующие мероприятия:

обеспечить миграционный приток жителей городов в поселения, расположенные в зоне агломерации, за счет выделения земельных участков под массовое индивидуальное жилищное строительство всем жителям Чувашии и России, формирование на их основе новых небольших коттеджных поселков , благоустроенных микрорайонов на территории поселений в соответствии с принимаемыми градостроительными планами;

Красноармейский район:

Моргаушский район:

ввод в эксплуатацию новой линии кирпичный завод»;

Чебоксарский район:

комплексная застройка «Жилой микрорайон Ольдеево в восточной части г. Новочебоксарска», микрорайонов «Синьялы», «Альгешево», «Чандрово», в
пгт Кугеси, коттеджного поселка по ул. Заовражная, около д. Яуши;

г. Новочебоксарск:

комплексная застройка I и II Западного жилого района;

г. Чебоксары:

застройка крупного жилого массива в рамках проекта «Новый город»;

комплексная застройка в районе ул. Б. Хмельницкого;

застройка III микрорайона центральной части г. Чебоксары;

застройка VI микрорайона центральной части г. Чебоксары.

2. Развитие транспортно-инфраструктурных условий для обслуживания международных и российских транспортных коридоров, снижения транспортных издержек бизнеса, повышения трудовой мобильности населения, поддержки развития медицинского кластера и спортивно-рекреационной зоны.

Предпосылками для развития данного направления являются наличие в
г. Чебоксары портов и вокзалов для всех видов транспорта, прохождение через территорию Северной зоны транспортной системы, соответствующей потребностям развивающейся экономики Северной зоны.

Основными мероприятиями данного направления являются:

размещение в г. Чебоксары пассажирского речного порта, в г. Новочебоксарске – грузового речного порта, со строительством объездной дороги и реконструкцией существующих железнодорожных путей, с дальнейшим развитием грузовых терминалов;

создание логистических центров обработки груза с целью упорядочения и повышения эффективности грузооборота на территории Северной зоны и стыковки российских транспортно-коммуникационных систем с формирующейся транспортной системой Чувашии;

обеспечение дорожного движения для возрастающего автомобильного трафика;

модернизация и развитие сети автомобильных дорог к населенным пунктам, строительство дорог и благоустройство населенных пунктов;

внедрение инновационных подходов к проектированию новых транспортных магистралей с учетом перспектив развития железных дорог, авиа - и речного портов, роста доходов населения и принципов их расселения в Чебоксарской агломерации;

окончание строительства Чебоксарского гидроузла – возможность для развития речного транспортного коридора. Это дает возможность в перспективе создать целую индустрию по обслуживанию судов и их пассажиров – от поставки экологически чистых продуктов питания и воды на проходящие суда до предоставления экскурсионных услуг, продажи сувениров транзитным туристам;

создание системы гостиничного и придорожного обслуживания.

Все это позволит создать грузовой терминал, в том числе и с зоной таможенного оформления грузов, поступивших водным транспортным коридором.

Для реализации данного направления необходимо реализовать следующие проекты:

Мариинско-Посадский район:

организация производства камней стеновых и облицовочных, плиток тротуарных и элементов благоустройств;

Цивильский район:

строительство объездной автомобильной дороги в г. Цивильске до
2015 года. Реконструкция федеральных автомобильных дорог М-7 «Волга» и
А-151 «Цивильск – Ульяновск» под параметры I и II категории на территории района до 2020 года;

Чебоксарский район:

строительство платной автомобильной дороги общего пользования
М-7 «Волга» на участке автодорожного обхода г. Чебоксары и пгт Кугеси протяженностью 15 км с применением механизма частно-государственного партнерства;

развитие придорожной индустрии вдоль магистрали М-7 «Волга»;

строительство железобетонного моста между дд. Толиково и Большое Князь-Теня­ко­во;

Ядринский район:

строительство объездной автодороги г. Ядрин;

реконструкция федеральной дороги М-7 «Волга» под параметры I категории и строительство моста через р. Суру;

строительство грузового причала и пассажирской пристани на р. Суре после поднятия уровня реки до отметки 68 м, отвечающих современным европейским стандартам;

По известной российской традиции - разрушать все до основания - при переходе к рынку мы решительно отказались от каких бы то ни было планов как одного из символов директивной плановой экономики. К сожалению, нас не насторожило и то, что все страны с рыночной экономикой широко и очень успешно используют планирование во всех сферах деятельности.

Среди наших управленцев бытует мнение: какое там стратегическое планирование, нам бы сегодня выжить. И так мы «выживаем» день, месяц, год. С 1992 года - начала экономических реформ - прошло уже семь лет. И сколько еще продлится переходный период, сказать трудно. Надо научиться жить в условиях переходного периода. Именно по-этому сегодня мы вынесли на ваше обсуждение тему «Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований». В настоящее время многие администрации российских городов не имеют четкого представления о своем будущем. В то же время уже само по себе наличие стратегического плана улучшает среду и повышает привлекательность города, содействует работе местных предпринимателей и привлекает новые инвестиции. Мы предлагаем вам схему, примерный план того, как составить программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования, опираясь на опыт работы администрации Хабаровского края.

Понятие комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Под муниципальным образованием понимается некая территория, на которой проживает население (не обязательно компактно и оседло) или часть городской территории (район в городе), приобретшая определенный статус (статус муниципального образования), позволяющий, в частности, участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление.

Существуют две противоположные точки зрения на развитие муниципального образования.

Сторонники первой концепции утверждают, что вопрос о развитии города или района как целостного социально-экономического образования вообще ставить не надо, развитие будет осуществляться как бы само по себе и в нужном направлении (на основе объективных закономерностей). Муниципальное образование само найдет свой путь - ему лишь не надо мешать. Следует развивать инфраструктуру, решать возникающие текущие проблемы, а остальное само собой разовьется, и разовьется как раз то, что наиболее органично для данной территории.
Второй подход гласит, чтобы муниципальное образование развивалось, необходимо определить цели развития. Цели должны быть отобраны из множества различных вариантов и экономически обоснованы. Мне представляется более правильной именно эта точка зрения, так как только целенаправленное движение дает возможность распорядиться ресурсами и достичь при определенных затратах положительный максимальный эффект.

Определение комплексного социально-экономического развития включает три основные позиции:

Развитие инфраструктуры муниципального образования;
- генеральный план застройки;
- развитие всех основных сфер жизнедеятельности муниципального образования в комплексе.

Эта третья позиция заключается в том, что муниципальное образование понимается как целостное социально-экономическое явление, которое имеет свои внутренние законы развития, и если жителям поселения законом предоставлено право ставить и решать вопросы развития муниципального образования, то термин «комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования» должен относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности, а ко всему муниципальному образованию, включая наряду с традиционно муниципальными сферами (такими, как коммунальное хозяйство) и иные сферы, в том числе взаимодействие с органами государственной власти, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, с экономическими структурами различных форм собственности, формирование и развитие системы подготовки жителей к осуществлению местного самоуправления, развитие духовной жизни муниципального образования и другие. Составляющими такого развития являются:
- благосостояние населения, которое включает такие элементы как защищенность прав человека, безопасность личности, уровень жизни, условия жизни и качество жизненного пространства. Уровень жизни предполагает материальную обеспе-ченность жителей; условия жизни определяются качеством социальной среды (доступ к образованию, культуре, медицинским услугам, труду и отдыху, наборам коммунальных услуг; состоянием транспортной инфраструктуры, уровнем развития торговли и сети бытовых услуг и

тому подобное); в понятие «качество жизненного (или физического) пространства» входят качество жилья, эстетический облик города, его озеленение, качество городской окружающей среды (воздух, питьевая вода, продукты питания, акустические и другие физические «загрязнители»), степень защищенности жителей и объектов материальной культуры от стихийных бедствий;

Экономико-ресурсный комплекс. Приоритетный ориентир развития этого комплекса состоит в непрерывном повышении экономической эффективности функционирования предприятий всех форм собственности, производящих товары и услуги, снижении удельного потребления сырья, материалов и энергии. Такое развитие должно гармонично сочетаться с технологическими нововведениями, модернизацией, расширением ассортимента товаров и услуг, импортозамещением;

Оздоровление окружающей среды.

Цели социально-экономического развития

Общая цель часто формулируется как удовлетворение потребностей населения в приобретении тех или иных ценностей материальной и духовной культуры. Однако это слишком размытая и общая формулировка.

В каждом конкретном случае цели формулируются по-разному. Приведу несколько примеров формулирования целей:

Создание условий активизации жизнедеятельности населения и повышения уровня его жизни;
- саморазвитие территории на основе активного управления социально-экономическими процессами;
- составление сбалансированного бюджета;
- создание качественной городской среды для жизни населения;
- рост качества жизни на основе обеспечения эффективной занятости и создания надежной налоговой базы для местного бюджета, позволяющей реализовывать необходимые социальные программы;
- приоритетное развитие района и города, имеющего особое значение для экономики субъекта федерации или страны в целом, максимальное использование природно-климатических и ресурсных особенностей территорий;
- сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития отдельных административно-территориальных образований;
- создание условий для выхода из кризиса и успешного развития в перспективе на основе ослаб-ления факторов, препятствующих адаптации муни-ципальных образований к новой экономической си-туации и реализации существующих предпосылок развития.

Программы социально-экономического развития

Одной из основных форм реализации комплексного социально-экономического развития являются программы.

Кто может разрабатывать программы? Органы государственного управления (федерация или субъект федерации). Органы местного самоуправления. Население. Независимые организации.

Этапы разработки программы

1. Анализ и оценка ресурсов и условий хозяйствования.
2. Обоснование направлений развития.
3. Выбор методов и инструментов реализации целей по направлениям
4. Составление плана мероприятий по реализации программных задач.

Анализ и оценка ресурсов и условий хозяйствования

Цели и задачи развития отдельных муниципальных образований во многом определяются состоянием экономики и социальной сферы, поэтому исходным моментом составления программы является анализ и оценка ресурсов и условий хозяйствования, который осуществляется по следующей схеме:

1. Предпосылки экономического развития:
- оценка местоположения,
- природные ресурсы (природно-климатические условия, обеспеченность эффективными ресурсами - земельными, лесными, минерально-сырьевыми).

2. Население (количественные и качественные параметры населения, его структура, численность занятых, интеллектуальный и образовательный потенциал).
3. Производственный и научно-технический потенциал.
4. Инфраструктура (транспортные связи, социальная инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство).
5. Экологическая обстановка.
6. Финансовые ресурсы.
7. Правовая (законодательная основа, включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления).
8. Структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

Под ресурсами муниципального образования понимается некая совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции. Развитие территории в значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку от них зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют производственную деятельность и благосостояние населения. Но несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории. Не менее важным ресурсом, без которого невозможна никакая хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым наделен хозяйствующий субъект по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же, как без наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности материальных ресурсов, так и без правового ресурса невозможно осуществление хозяйственной деятельности.
Ресурсы муниципального образования должны быть: во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования; во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач. Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и так далее), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления. Исходя из этого же принципа должен решаться и вопрос о наделении органов местного самоуправления муни-ципальной собственностью. Не менее важным принципом, который также должен учитываться при рассмотрении вопроса о закреплении ресурсов за определенными уровнями власти и управления, должен быть принцип наибольшей эффективности использования ресурса. Очевидно, что максимальная эффективность в использовании земли будет достигн

ута на муниципальном уровне, поскольку легче всего наладить контроль за ее использованием и оперативное регулирование процессов распоряжения землей на местном уровне.

Анализ условий и предпосылок развития муниципального образования должен дать ответ на вопрос, имеются ли объективные возможности переломить негативные тенденции и обеспечить в ближайшие годы экономический рост. Какие старые, неэффективные, не удовлетворяющие требованиям рыночной экономики производства должны быть свернуты, какие современные виды деятельности должны получить развитие.

Обоснование направлений развития

На основе данных анализа формулируются направления социально-экономического развития:

Приоритеты развития производства с учетом природно-экономических условий;
- поддержка потенциально прибыльных производств и предприятий;
- обоснование направлений и параметров развития новых перспективных видов деятельности;
- пути достижения большей финансовой обеспеченности.

Методы и инструменты реализации целей

В управлении городским развитием как раньше, так и теперь доминирующую роль играют классические авторитарные (директивные, нормативные) инструменты управления. Однако неустойчивый характер развития приводит к выводу о целесообразности дополнить авторитарные инструменты финансовыми, что позволит подкрепить и усилить воздействие авторитарных инструментов и сделать более эффек-тивной политику развития в целом. Финансовые инструменты по своему функциональному значению можно разделить на три основные группы:

1. Инструменты экономического стимулирования, помощи и поддержки. Главная цель этой группы инструментов - возрождение «лежащих» предприятий, привлечение бизнеса к проектам городского развития, не сулящим нормальные сроки окупаемости либо вообще не являющимся привлекательными для частного сектора, но имеющим жизненно важное значение для населения.
2. Инструменты побудительного характера (платежи, налоги) призваны экономически побуждать предприятия рационально использовать природные ресурсы, проводить политику сбережения энергии, сырья, материалов.
3. Финансовые санкции, которые применяются к нарушителям законодательства, стандартов, норм, обязательств, взятых по планам городского развития или контрактам с городскими властями.

Каждая из указанных групп финансовых инструментов выполняет важную функцию в управлении, и тем не менее в плане устойчивого развития городов все более широкое применение находят инструменты экономического стимулирования. Именно им принадлежит в первую очередь главенствующая роль при реализации новаторских решений и проектов, позволяющих выводить город на траекторию устойчивого развития, вовлекать все более крупные сегменты частного сектора в этот процесс и одновременно с этим способствовать его реструктуризации и модернизации.

Вывод: не прямое управление всеми происходящими на подведомственной территории экономическими процессами, а создание благоприятных условий, регулирование взаимодействия экономических интересов на территории.

Разработка плана мероприятий по реализации программы

План включает в себя конкретные меры, сроки исполнения, исполнителей, систему обеспечения мероприятий (финансового, нормативного, информационного).

Опыт разработки программ развития в Хабаровском крае

Разработка программ социально-экономического развития районов в администрации Хабаровского края ведется на протяжении четырех последних лет. Разработаны программы по Нанайскому району, городу Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, Вяземскому району, району им. Лазо, району имени Полины Осипенко, городу Бикину с Бикинским районом, Охотско

му и Ульчскому районам. Реализация программ свидетельствует о достаточно высокой степени эффективности этой работы, как для районов так и в целом для края.

Исходя из имеющегося экономического и научно-технического потенциалов районов разрабатываются два вида программ:

1. Программы экономического развития для районов, располагающих достаточным научно-техническим потенциалом и могущих стать «точками роста» для экономики края.
2. Программы стабилизации экономики и социальной сферы для районов, где отсутствуют сколько-нибудь значимые предпосылки экономического роста, районов с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами.

Участие администрации края в разработке программ развития районов позволяет определить приоритеты и цели развития района исходя из общекраевой концепции развития. Кроме того, принятие программы на краевом уровне позволяет включать в план мероприятий такие пункты, выполнение которых зависит от краевых управленческих структур. В целях повышения обоснованности программных мероприятий к составлению программ целесообразно привлекать ученых и работников предприятий.

Техноэкополис КАС.

Для наиболее индустриально развитой группы районов, но находящейся в депрессивном состоянии (Комсомольск-на-Амуре, Амурск с Амурским районом, Солнечный и Комсомольский районы), разработана программа «Техноэкополис Комсомольск-на-Амуре-Амурск-Солнечный» (ТЭП КАС). Данная программа утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 15.04.96 № 480 в составе президентской федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Основной идеей программы является создание и поддержание в динамичном состоянии такой территориальной системы, которая сориентирована на выпуск высоко-наукоемких, а также редких видов продукции, относимых к числу мировых или российских «лидеров». В этом случае более высокие затраты производства входят в стоимость и цену продукта в качестве общественно необходимой их части. Мероприятия программы включают в себя конкретные виды работ, направленные на выполнение программных задач. Они сгруппированы по четырем направлениям:
1. Развитие промышленного потенциала с ориентацией на выпуск лидирующей продукции.
2. Экологическая реабилитация территории, комплексная переработка ресурсов.
3. Занятость и социальное развитие.
4. Создание организационно-функциональной инфраструктуры техноэкополиса.

Эффективность программы ТЭП КАС обусловлена использованием территориальных ресурсов, дающих эффект уникальности и монопольности, а следовательно, добавочную прибыль. К таким ресурсам относятся: местоположение, редкие природные ресурсы, научно-технический и производственный потенциал. Важным представляется и то, что большая часть ресурсов, которую необходимо привлечь для реализации программы, не определяется финансовой поддержкой из центра. Мероприятия программы позволят приумножить экономический потенциал региона при качественном преобразовании его промышленности. Существенно укрепится интеграция хозяйства региона с экономикой страны. Это будет достигнуто в процессе взаимоувязанного осуществления на территории КАС основных институциональных реформ и концентрации важнейших видов хозяйственных ресурсов на выбранных приоритетах социально-экономического развития. Экологический эффект обусловлен реализацией проектов, обеспечивающих экологическую реабилитацию территории. Многообразным и значительным будет социальный эффект. Будут созданы новые рабочие места. Произойдет существенный рост доходов населения региона, повысится уровень квалификации рабочей силы. Будут решены задачи создания постоянного населения с развитой трудовой мотивацией, повышения социальной защищенности и безопасности граждан.

Отдельные проекты, входящие в эту программу, представляют безусловный интерес для инвесторов.

1. Производство самолетов Су-80 и Бе-103 на КнААПО.
2. ГНПП «Технология» - производство твердо-сплавного бурового оборудования.
3. Завод «Амур» - производство скоростных маломерных судов «Стрела».
4. ООО «Веха 1» - производство порошковой проволоки для дуговой металлизации.

Администрация края принимала активное участие на всех этапах разработки и реализации программы «Техноэкополис КАС». Это участие проявлялось в самых разнообразных формах:
1. Разработка программы велась главным образом за счет средств администрации края.
2. Создание органов управления для разработки и реализации программы. Первоначально была создана исполнительная дирекция, а с августа 1996 года действует отдел реализации программы. Это единственный отдел в составе администрации края, который расположен не в Хабаровске, а непосредственно на территории реализации программы - в Комсомольске-на-Амуре.
3. Отстаивание интересов программы в правительстве России, так как, учитывая очаговый характер освоения и развития Севера России, отработка организационно-финансовых механизмов, системы льгот и форм государственной поддержки на примере техноэкополиса КАС имеет принципиальное значение. За годы разработки и реализации программы в правительство России написаны десятки писем, многократно в министерствах и ведомствах по данному вопросу работали ответственные работники администрации. В результате удалось решить ряд вопросов по увеличению государственной поддержки программы.
4. Продвижение проектов, входящих в программу, с целью привлечения инвестиций, в том числе иностранных. На презентациях Хабаровского края за рубежом, инвестиционных конференциях до потенциальных инвесторов доводится детальная информация об инвестиционных проектах, экспортных возможностях и импортных потребностях предприятий техноэкополиса КАС, предварительное обсуждение условий будущего сотрудничества.
5. Создание благоприятного инвестиционного климата в крае. Начиная с 1999 года согласно закону Хабаровского

края «О налогах и сборах Хабаровского края» освобождается от налогообложения в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет, прибыль субъектов инвестиционной деятельности - участников программы «Техноэкополис КАС», направленная на реализацию федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья.

Нанайский район

Вопросы комплексного социально-экономического развития Нанайского района были отражены в четырех постановлениях главы администрации края:
- № 265 от 06.06.96 «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и об основных направлениях развития Нанайского района на период до 2005 года»;
- № 255 от 23.06.97 «О программе устойчивого экономического развития территории модельного леса «Гассинский» на 1997-2005 годы»;
- № 463 от 20.10.97 «О ходе выполнения постановления главы администрации края от 06.06.96 № 265 «О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации и об основных направлениях развития Нанайского района на период до 2005 года»;
- № 217 от 18.05.98 «Об

основных направлениях устойчивого экологического развития территории «Модельный лес «Гассинский» на период с 1998 по 2005 годы и о статусе его территории».

На развитие района направлен совместный российско-канадский проект «Модельный лес «Гассинский» с 1994 года и проект Канадского агентства международного развития «Экономическое развитие Нанайского района на основе использования природных ресурсов района» с 1999 года.

Реализация программы

Ни один самый замечательный план не будет реализован, если не создано управление реализацией программы. Примеры управляющих органов:

Фонд реализации программы «Техноэкополис КАС»,
- координационный совет программы устойчивого экономического развития территории модельного леса «Гассинский».

Функции управления:

Контроль за реализацией мероприятий программы.

Основные задачи такого контроля состоят в том, чтобы отслеживать качество и своевременность принимаемых мер, выявлять в какой степени они воздействуют на улучшение ситуации в районе.

Мониторинг социально-экономической ситуации в районе.

То есть специально организованное системное наблюдение за ходом и характером количественных и качественных изменений в экономике. Организация такого мониторинга осложняется отсутствием достаточно детализированной статистической информации. Ориентируясь на данные официальной статистики, можно выделить две группы показателей мониторинга: показатели уровня экономического развития и показатели уровня жизни. Уровень экономического развития можно отслеживать по следующим показателям: индексы физических объемов производства, темпы роста капиталовложений, доля собственных доходов в местном бюджете, механический прирост трудоспособного населения, уровень безработицы. Уровень жизни можно описать следующими основными показателями: обеспеченность населения жильем и количество потребительских корзин в среднерайонной заработной плате.

Нестерова И.А. Социально-экономическое развитие муниципального образования // Энциклопедия Нестеровых

Каждое муниципальное образование – это живой организм, который должен развиваться и социально и экономически. Поэтому проблемой социально-экономического развития муниципальных образований сильно обеспокоено государство. Проблемы в данной сфере решаются, но медленно. Не хватает ответственности государственным служащим и строгости государству.

Правовое регулирование социально-экономическим развитием муниципального образования

Прежде чем говорить об основах правового регулирования социально-экономического развития регионов, следует дать определение термина "социально-экономическое развитие ".

Голованова Светлана Петровна приводит следующую трактовку, с которой нельзя не согласиться:

Социально-экономическое развитие – это процесс, который необходимо прогнозировать, планировать, регулировать, контролировать, т. е. необходимо разрабатывать программу социально-экономического развития, обеспечивать и контролировать ее реализацию .

Социально-экономическое развитие регионов регулируется Федеральным Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Федеральный закон №172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ", направленный на внедрение в государственное и муниципальное управление принципов стратегического планирования. Помимо этого социально-экономическое развитие регионом регулируется различными положениями, указами и государственными программами. Ключевым документом является Федеральный Закон №172 – ФЗ. В нем закреплены полномочия органов публичной власти в области стратегического планирования. Помимо этого закон ввел в действие:

  1. законодательные принципы организации системы стратегического планирования,
  2. уточнил задачи в области стратегического развития территорий .

Программы социально-экономического развития региона

Механизмом реализации задач социально-экономического развития России служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятии, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы.

Цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития – решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана .

Ключевые разделы любой целевой программы социально-экономического развития

Все социально-экономические программы реализуются посредством механизмов сформулированных и закрепленных в законодательстве. Программа социально-экономического развития региона включает в себя строго регламентированную систему механизмов. Ключевая составляющая механизма реализации программы – это определение возможных источников и способов финансирования мероприятий.

При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

  • средства вышестоящих бюджетов;
  • средства местного бюджета;
  • собственные источники финансирования заявителя проекта;
  • средства российского Банка развития, российских кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантий бюджета субъекта РФ и местного бюджета.

Система планирования социально-экономического развития муниципального образования

Система планирования социально-экономического развития муниципального образования не однородная. Она состоит из трех важных составляющих, которые и формируют уровень её эффективности.

Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования

Рассмотрим каждый элемент системы отдельно. Начать нужно с прогнозирования.

Прогнозирование.

В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения, разработка прогноза развития и бюджета муниципального образования на очередной год должны вестись совместно. Для большинства муниципальных образований, особенно имеющих моноструктурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий.

Прогнозные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рассмотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий.

Текущее планирование.

Текущее планирование и прогнозирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности, ЖКХ, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения.

Стратегическое планирование.

Стратегическое планирование направлено на исследование потенциала программы и ожидаемых результатов.

Комплексный план социально-экономического развития территории и целевые программы к нему вносятся главой администрации на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом.

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций.

Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

К объективным предпосылкам относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.

Литература

  1. Голованова Светлана Петровна, Боровая Екатерина Олеговна Нормативно-правовые основы комплексного социально-экономического развития муниципального образования // Журнал Политика, экономика и инновации, 2017
  2. Федеральный закон №172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ"
  3. Иванков В. И., Квашнин А. В., Псарёв В. И., Псарёва Т. В.. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. / Подред. Т. В. Псарёвой. – Новосибирск, 2005




Copyright © 2024 Все для предпринимателя.