1 рынок регулирует отношения в сфере. Правовое регулирование отношений, связанных с государственным воздействием на рыночную экономику и предпринимательство. Свободное перемещение рабочей силы: сложности и тенденции

Тест по обществознанию Рыночные отношения в экономике 11 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания).

Часть 1

1. Тип рынка, который определяет цены, а продавцы и покупатели вынуждены принимать их как данное, называется

1) конкурентным
2) несовершенным
3) централизованным
4) плановым

2. К признакам рынка не относится

1) нерегулируемое предложение
2) нерегулируемый спрос
3) нерегулируемая цена
4) нерегулируемое налогообложение

3. В условиях рыночной экономики по мере увеличения цены объём спроса

1) увеличивается
2) уменьшается
3) остается прежним
4) регулируется государством

4.

А. Признаком свободного рынка является регулируемый государством доступ на рынок производителя товаров и услуг.
Б. Признаками свободного рынка являются регулируемые местными органами власти спрос и предложение.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о свободном рынке?

А. Признаком свободного рынка является неограниченное число участников.
Б. Признаком свободного рынка являются регулируемые государством цены.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

6. Какое положение из перечисленных не является признаком рыночной экономики?

1) господствующее положение занимает частная собственность
2) принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, происходит децентрализованно, предпринимателю гарантируется свобода деятельности
3) государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм
4) главным механизмом экономики является регулирование цен

7. Соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов называется

1) кооперацией
2) конкуренцией
3) корпорацией
4) монополией

8.

А. В рыночной экономике господствующее положение занимает частная собственность.
Б. Главным механизмом рыночной экономики является регулирование цен.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Отметьте положение, характерное для командной экономики.

1) преобладание натурального хозяйства
2) жёсткое регулирование государством производства, обмена и распределения
3) производитель сам решает, что и как производить
4) потребитель сам решает, что и сколько покупать

10. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А. Для рыночной экономики характерно преобладание натурального хозяйства.
Б. Для рыночной экономики характерно строгое государственное планирование производства всех видов товаров.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Часть 2

1. Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятия

А) рынок
Б) цена
В) спрос

Определения

1) координатор всей рыночной экономики, согласовывающий решения продавцов и покупателей на рынке
2) совокупность экономических отношений, касающихся купли-продажи товаров и услуг
3) конкретные товары и услуги, которые потребитель выбирает и за которые он готов платить определённую цену

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рыночная экономика».

Конкуренция, монополия, спрос, предложение, цена.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Найдите в приведённом ниже списке признаки свободного рынка и выпишите цифры, под которыми они указаны.

1) неограниченное число участников рынка
2) регулируемый государством спрос
3) нерегулируемая цена, устраивающая спрос и предложение
4) мобильность трудовых и финансовых ресурсов
5) регулируемый доступ на рынок для производителей товаров

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:
— господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадлежащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют __________(А). При этом допускается существование государственной __________(Б), но лишь в тех сферах, где частная собственность не слишком эффективна;
— принятие решений по тому, в какой области должны быть применены имеющиеся __________(В), происходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками;
— предпринимателю гарантируется __________(Г) в его деятельности;
— государство вмешивается в __________(Д) в минимальной степени и только с помощью воздействия правовыми нормами;
— главными механизмами рыночной экономики являются свободная __________(Е), спрос и предложение, цена.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) конкуренция
2) экономика
3) ресурс
4) свобода
5) собственность
6) производство
7) монополия

Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Часть 3

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «История рынка ценных бумаг в России и за рубежом». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

2. Темы для мини-сочинения

1) «И конкуренция, и планирование теряют свою силу, если их использовать в урезанном виде» (Ф.А. фон Хайек).

2) «Рынки, так же как и парашюты, срабатывают только в том случае, если они открыты» (Х. Шмидт).

3) «Слон — это мышь, изготовленная по правительственному заказу» (Р. Хайнлайн).

4) «Не налагать руку на самодеятельность, а развивать её, создавая благоприятные для её применения условия, — вот истинная задача государства в народном хозяйстве» (С.Ю. Витте).

Ответы на тест по обществознанию Рыночные отношения в экономике 11 класс
Часть 1
1-1
2-4
3-2
4-4
5-1
6-4
7-2
8-1
9-2
10-4
Часть 2
1. 213
2. Монополия
3. 134
4. 653421

«Что такое экономика» - 0,4. 2004. 2002. Семья. Экономисты различают четыре вида ресурсов: Товаров. Показатели макроэкономики. 0,5. Присваивающее Приведите пример? 1,2. Усилия людей, затрачиваемые на производство товаров и услуг. Нужда в чем-либо для развития личности, фирмы, общества в целом. Экономики фирмы. 0,8. Средства удовлетворения потребностей – товары и услуги.

«Отношения в экономике» - Работу Выполнила Михайлова С. Рынок капитала: В качестве товара выступают ценные бумаги, валюта. Если же мало специалистов требуемой профессии, то и зарплата повышается в несколько раз. Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич www.dmsuslin.narod.ru. Рыночные отношения в современной экономике. В рыночном механизме действуют экономические законы спроса и предложения.

«Вопросы по экономике» - Муниципальная собственность. Техническая отсталость. Итог. Частная и хозяйственная инициатива. Выполнение плана. Блиц. - Все, что юридически зарегистрировано как собственность. Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики. Функции рынка. Являются ли следующие утверждения верными?

«Законы экономики» - Знакомство учащихся с основными понятиями экономической науки. Нужды и потребности людей. Вспомним строки из английской народной поэзии: «Из чего только сделаны девочки? Цель: Закрепление. Проблема экономического роста Проблема инфляции Проблема безработицы. Экономика, как хозяйственная система. Идеи экономистов… имеют гораздо большее значение, чем принято думать.

«Понятия экономики» - Земля - все виды природных ресурсов. Экономика - 1) хозяйство страны; 2) сфера общественной жизни, включающая отношения в процессе материального производства, обеспечивающая обществу материальные возможности существования и развития; 3) наука, изучающая способы распределения обществом ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг не носит моноотраслевого гражданско-правового характера. Позитивные связи, складывающиеся в процессе возникновения ценных бумаг, их обращения и погашения, регулируются нормами различных отраслей права.

Такая структура правового регулирования не может не отразиться и на формальной стороне права -

его источниках. Под источником права в юридическом смысле следует понимать специфическую форму выражения правовых норм и придания им значения обязательности.

Важнейшим источником является закон, в связи с чем представляется целесообразным анализ системы законодательства в этой области. В такой системе находит свое выражение система российского права. Однако это выражение не носит "зеркального" характера, поскольку система отраслей права и система отраслей законодательства основаны на разных юридико-технических схемах. Если в основе первой заложена норма права, то основу второй составляет нормативно-правовой акт. За нормативно-правовым актом стоит уже не только определенный вид общественных отношений, но и виды общественных отношений, т.е. совокупность правоотраслевых предметов регулирования. Отрасли законодательства в отличие от отрасли права могут соответствовать один, два и более предметов и методов регулирования отраслей права. Основной системообразующий фактор системы отраслей законодательства - нормативно-правовой акт, где отрасль законодательства зачастую не совпадает с отраслью права.

См.: Литовкин В.Н. Жилищное право, жилищное законодательство - соотношение с гражданским правом // Новый Гражданский кодекс России и отраслевое законодательство. М.: ИЗиСП, 1995. С. 51 - 54. (Труды / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; 59.) Как отмечал С.С. Алексеев, анализируя структуру права, что если таковая есть "объективно существующее деление внутри самого права", то система законодательства "представляет собой состав, соотношение, построение источников, внешней формы права, в том числе нормативных актов, наличие в них подразделений, обособляемых главным образом по предметному и целевому критерию" (Алексеев С.С. Теория права. С. 103).

Действующее законодательство о рынке ценных бумаг в большей его части является "национальным" продуктом. Оно не основано ни на каких международных соглашениях, каковых, собственно, в этой области практически и не существует (за небольшим исключением). Здесь надо отметить наше собственное желание привести свое законодательство в соответствие с общеевропейским, которое в "мягкой" форме закреплено в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, сдругой стороны (Корфу, 24 июня 1994 г.). Согласно ст. 55 этого документа ("Сотрудничество в области законодательства") отмечается, что стороны признают, что важным условием для укрепления экономических связей между Россией и Сообществом является сближение законодательств, а Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества.

Однако указанные норма - это скорее дело будущего, в настоящее же время только небольшая часть действующего законодательства прямо коррелирует с международными соглашениями Российской Федерации: вексельное законодательство и законодательство, регулирующее выдачу, обращение и погашение коносамента.

Так, вексельное законодательство основано на Женевских вексельных конвенциях.

Россия входит в число стран, которые участвуют в Женевских вексельных конвенциях как продолжатель СССР. СССР не был в числе государств, подписавших Женевские вексельные конвенции, однако присоединился к ним 25 ноября 1936 г., а 7 августа 1937 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение о переводном и простом векселе, которое воспроизводит правила Единообразного вексельного закона, являющегося приложением 1 к Женевской конвенции (с девятой оговоркой, упомянутой в приложении 2 о сроках протеста в неплатеже). Помимо указанной Конвенции существенное значение для регулирования вексельных отношений имеет и вторая из трех конвенций - Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях от 7 июня 1930 г. N 359. Это отчасти сдерживает законодателя в его экспериментах (вспомним историю с бездокументарными векселями).

Несмотря на то что история законодательства, регулирующего отношения в сфере рынка ценных бумаг в современной России, насчитывает второй десяток лет (считая с 1990 г.), оно, к сожалению, является до сих пор формирующейся отраслью российского законодательства.

Интересно отметить в этой связи, что такая ситуация носит исторический характер. Анализ русского дореволюционного законодательства, законодательства советского показывает, что никогда, ни в один период нашей истории не имели мы системы развитого, логически непротиворечивого и построенного по принципу системы законодательства.

Анализ его современного состояния показывает отсутствие ясной структуры, размытость принципов и противоречивость определений. Достаточно отметить, что для этого вида законодательства даже не придумано собственного наименования.

В специальной литературе прочно утвердилась дефиниция "законодательство о рынке ценных бумаг", под которым понимается крупный массив нормативных актов (отрасль законодательства), комплексно регулирующих сферу ценных бумаг в силу разноотраслевого характера правовых норм, включаемых в его рамки, не имеющий предметного единства. В связи с этим А.Е. Шерстобитовым правильно подмечено, что об этом законодательстве можно говорить как о единстве функциональном, поскольку составные части законодательства о рынке ценных бумаг призваны комплексно урегулировать все основные вопросы, связанные с организацией и осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг.

См.: Правовые основы рынка ценных бумаг. С. 15 - 25.

См.: Там же. С. 19.

С этим мнением можно согласиться, однако важно заметить, что само законодательство такой дефиниции не содержит. То есть с формальной точки зрения нет ни одной нормы, которая бы определяла состав и предмет этого законодательства, в отличие, к примеру, от целого ряда отраслевых законодательств, хотя в литературе и можно встретить попытки "опредметить" его.

Первой и очень распространенной категорией является категория "законодательство о ценных бумагах" . Эта категория используется как для регулятивных, так и для охранительных целей. К примеру, ст. 21 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах могут выпускаться государственные ценные бумаги, номинированные в массе драгоценных металлов. А вот ст. 45 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" предоставляет право федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг в случае нарушения законодательства о ценных бумагах выдавать обязательные к исполнению предписания. Интересно и то, что данный законодательный массив, несмотря на используемые для его определения слова, которые на первый взгляд показывают, что перед нами часть гражданского законодательства (мысль о том, что "законодательство о ценных бумагах" есть составная часть гражданского законодательства, высказана и в специальной литературе), регулирует не только гражданско-правовые отношения, входящие в его сферу регулирования, но и типичные отношения власти и подчинения (административные). В качестве примера здесь можно привести ст. 13 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и ст. 41 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Не вполне ясен состав законодательства о ценных бумагах, поскольку он не очерчен ни одним нормативным актом, а в силу многозначности слова "законодательство", используемого в теории и в текущем законодательстве, может пониматься весьма расплывчато. Категория "законодательство о ценных бумагах" не кажется нам удачной. Прямое толкование использованных в ней слов показывает, что речь идет о совокупности федеральных законов, которые регулируют только "ценные бумаги", причем без детализации, в какой именно части. При этом реально при таком определении "выпадают" многочисленные отношения в сфере рынка ценных бумаг, которые непосредственно с владением ценными бумагами никак не связаны.

Она активно используется в законодательстве (ст. ст. 13, 21, 39, 42, 44, 44.1, 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"; ст. 10 Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"; ст. 21 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; ст. ст. 4 и 10 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"; ст. 41 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"; ст. 45 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"; ст. 13 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"; ст. 31 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"; ст. ст. 60 и 61 Федерального закона "Об инвестиционных фондах", ст. 1 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

Тихомирова Ю.С. Указ. соч. С. 10.

Используется в законодательстве близкий рассмотренному термин "законы о ценных бумагах". Впервые эта категория использована в ст. 143 ГК. В настоящее время эту юридическую конструкцию можно встретить в целом ряде федеральных законов (ст. 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", ст. 46 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах") . При этом ни один нормативный акт, использующий эту категорию, не уточняет, что, собственно, под такими законами понимается. Очевидно, мы говорим о законах как актах высшей юридической силы (ст. 3 ГК). Однако что за предмет у таких законов? Поясним вопрос: должен ли закон регулировать только правовой режим конкретной бумаги (или вид бумаг) или нечто иное? Если предметом таких законов признать "ценные бумаги", как это буквально вытекает из использованной конструкции, то неясно, речь идет о правовом режиме конкретных бумаг, о признаках ценных бумаг или о чем-либо ином, тем более что наиболее общие вопросы, связанные с правовым режимом бумаг, уже урегулированы в ГК. Можно предположить, что речь идет о законах, которые посвящены правовому регулированию отдельных видов ценных бумаг, но это не решает вопроса о том, что в отношении таких бумаг эти законы должны содержать. Возникают и другие вопросы. К примеру, зададимся таким вопросом: относится ли к "законам о ценных бумагах" Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"? Если исходить из названия закона и описанного в законе предмета регулирования - нет. А вот если исходить из того, что им введена в оборот новая ценная бумага - закладная (ст. 13), - то да. Как видно, теоретический срез рассуждений о структуре законодательства приводит к весьма существенным практическим выводам: если ответ отрицательный - в российской системе ценных бумаг нет такой бумаги, как закладная; если положительный - есть.

К примеру, одна из указанных статей содержит ссылку на законодательные акты о ценных бумагах, а другая говорит о федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации о ценных бумагах.

В теории анализ категории "законы о ценных бумагах" практически отсутствует. Из имеющихся мнений выделим мнение Л.Р. Юлдашбаевой, анализ которого показывает, что для признания закона "законом о ценных бумагах" необходимо, чтобы он носил соответствующее наименование, вводил вид ценных бумаг и регулировал правовой статус ценной бумаги. С такой позицией в целом следует согласиться, однако отметим, что более логичным было бы исключение употребления категории "законы о ценных бумагах" вообще. Она не несет смысловой нагрузки и лишь вводит в заблуждение. Собственно, похожей логики придерживаются и авторы проекта концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках, рекомендованной к опубликованию в целях обсуждения Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства (Протокол N 69 от 30 марта 2009

г.), которые предлагают исключить указание на возможность установления ценных бумаг "законами о ценных бумагах".

Можно вспомнить здесь работы А. Баринова (Баринов А. Понятие и юридическая природа сертификатов ценных бумаг // Юрист. 2001. N 10. С. 52 - 55) и Л.Р. Юлдашбаевой (Юлдашбаева Л.Р. Правовое регулирование оборота эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций). М.: Статут, 1999).

Юлдашбаева Л.Р. Указ. соч. С. 68. Дословно ее мысль звучит следующим образом: "В настоящее время законы о ценных бумагах еще не приняты, не считая Федерального закона "О простом и переводном векселе", который никаких новых видов ценных бумаг не вводит. Что касается Закона о РЦБ, то, строго говоря, он является законом не о ценных бумагах, а о рынке ценных бумаг, что не одно и то же. Данный Закон затрагивает некоторые вопросы эмиссионных ценных бумаг, однако лишь применительно к деятельности рынка ценных бумаг. Правовой статус ценных бумаг в этом Законе не раскрыт. В качестве эмиссионных ценных бумаг в нем рассматриваются лишь акция и облигация. Другие эмиссионные ценные бумаги Законом о РЦБ не названы".

Законодательство содержит указания и еще на несколько законодательных массивов, которые имеют отношение к регулированию рынка ценных бумаг.

Так, можно встретить упоминание о законодательстве о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Этот вид законодательства выделяется ст. 3 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" . Отмечается, что отношения, связанные с защитой прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, регулируются указанным Федеральным законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Описан предмет регулирования этого законодательного массива (ст. 1), который исходит из целей данного Закона и определен как "обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги... а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг".

Отметим, что указание на данный законодательный массив используется в законодательстве еще раз только в ст. 63 Федерального закона "Об инвестиционных фондах".

В качестве отдельного законодательного массива указывается на законодательство Российской Федерации о государственных (муниципальных) ценных бумагах. Так, ст. 27.5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" отмечено, что в соответствии с таким законодательством предоставляются государственная и муниципальная гарантии по облигациям. Интересно, что при этом нигде, в том числе и в специальном законе - Федеральном законе "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", - о таком законодательном массиве ничего не говорится.

Например, в ст. 1 данного Закона, которая описывает предмет его регулирования, говорится, что правовые основы участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, устанавливаются данным Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации. Таким образом, сам Закон как бы делает отсылку к любому иному законодательству, не конкретизируя его предмет.

Следующим законодательным массивом, упоминание о котором содержат законы, является законодательство Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих (ст. 2 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"), состоящее из указанного Закона, других федеральных законов, а также издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов. При этом нельзя не отметить, что этот самостоятельный массив имеет и другие предметы регулирования, что прямо вытекает из предмета регулирования упомянутого Закона, установленного его ст. 1 . В этом смысле, думается, законодательдостаточно небрежно осветил указанный предмет регулирования, поскольку особенности инвестирования, как следует из анализа Закона, явно относятся к сфере регулирования законодательства о рынке ценных бумаг. В статье указано: "Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с формированием, особенностями инвестирования и использования средств, предназначенных для жилищного обеспечения военнослужащих, а также для иных целей в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом".

Итак, действующее законодательство при описании системы законодательства в сфере рынка ценных бумаг оперирует следующими терминами: "законодательство о ценных бумагах", "законы о ценных бумагах", "законодательство о защите прав и законных интересов инвесторов", "законодательство Российской Федерации о государственных (муниципальных) ценных бумагах", "законодательство Российской Федерации о жилищном обеспечении военнослужащих". При этом использование всех этих конструкций бессистемно. Обращает на себя внимание, в частности, то, что в одном и том же нормативном акте ссылка на законодательство может использоваться в самых разных видах.

Приведем только несколько примеров для иллюстрации данного тезиса. Так, в регулятивных нормах Федерального закона "О рынке ценных бумаг" практически всегда используется ссылка не на профильное "законодательство о ценных бумагах", а на некое абстрактное "законодательство", в лучшем случае иногда с конкретизацией его как "гражданского". Так, в ст. 5 говорится, что порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются законодательством Российской Федерации и договорами, а вот в случае, если конфликт интересов управляющего и его клиента или разных клиентов одного управляющего, о котором все стороны не были уведомлены заранее, привел к действиям управляющего, нанесшим ущерб интересам клиента, управляющий обязан за свой счет возместить убытки в порядке, установленном гражданским законодательством. Не радуют системностью и охранительные нормы этого же Закона. Так, рассмотрим близкие функционально нормы ст. ст. 21 и 26. В соответствии со ст. 26 выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом нарушений эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства Российской Федерации. Заметим: не уточнено какого. А вот ст. 21 предусмотрено, что основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска является нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. И такие примеры можно продолжить.

В целом ряде случаев законодатель не использует термин "законодательство", а делает ссылку на "федеральный закон". В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О переводном и простом векселе" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

Подобного рода бессистемное использование категорий, которые, по логике, должны носить для регулирования отношений основополагающий характер (определять чем - какими актами, какого уровня юридической силы регулируются соответствующие отношения), для российского рынка ценных бумаг стало плохой традицией. Однако нам кажется, что эту традицию когда-то надо прерывать, по крайней мере делать для этого хоть какие-то попытки. Нам не кажется удачным ни одно из определений многочисленных "законодательств", ссылками на которые пестрит действующее законодательство.

С пониманием того, что через термин "рынок" охватывается практически вся совокупность возможных позитивных социальных связей, нам представляется более оправданным использование в качестве основной такой категории, как "законодательство о рынке ценных бумаг". Этой категорией, используемой уже в некоторых работах по рынку ценных бумаг, должно охватываться федеральное законодательство как совокупность законов, но не иных нормативных актов. Отметим, что в литературе имеет место и противоположное мнение. Так, А.Е. Шерстобитов, рассуждая о "законодательстве о фондовом рынке", указывает, что его иерархическая структура включает в себя "как федеральные законы, так и большое количество подзаконных нормативных актов" . Другой автор, Ю.С. Тихомирова, указывает, что "законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой систему нормативно-правовых актов различных уровней..." .

Правовые основы рынка ценных бумаг. С. 20.

Тихомирова Ю.С. Указ. соч. С. 10.

Помимо категории "законодательство о рынке ценных бумаг", имеет смысл использовать и вторую категорию - "законодательство о защите прав и законных интересов участников рынка ценных бумаг". Заметим: не инвесторов, как это сделано в настоящее время, а участников, поскольку права эмитентов, владельцев неинвестиционных ценных бумаг, профессиональных участников также требуют своей защиты.

Действующее законодательство о рынке ценных бумаг несет на себе отпечаток правового регулирования со всеми его достижениями и просчетами. Надо отметить, что оно столь же неравномерно структурировано, как и само правовое регулирование.

С одной стороны, в его структуре имеется вексельное законодательство, главными чертами которого являются относительно замкнутый характер и компактность. Оно традиционно состоит из одного нормативного правового акта, которым регулируются все основные вопросы (в настоящее время действующее вексельное законодательство в основном представлено Федеральным законом "О переводном и простом векселе" и Положением о переводном и простом векселе 1937 г.). С другой - имеются институты, которые регулируются подчас десятками иногда противоречащих друг другу нормативных актов (депозитарная деятельность, правовое регулирование облигаций) и при этом часто при отсутствии базового, единого нормативного акта, задающего основные начала правового регулирования в соответствующей сфере. Существуют зоны повышенного нормативного регулирования, где детально регламентируется поведение участников, подчас совершенно излишне. С другой стороны, до сих пор не принят целый ряд важнейших актов в тех областях, где они как раз нужнее всего. Пример - ст. 116 Уголовно-процессуального кодекса, регулирующая особенности порядка наложения ареста на ценные бумаги. Она содержит только самые общие, отправные начала регулирования. При этом самой статьей устанавливается, что порядок совершения действий по погашению ценных бумаг, на которые наложен арест, выплате по ним доходов, их конвертации, обмену или иных действий с ними устанавливается федеральным законом. А такого закона до сих пор нет.

До вступления в силу Федерального закона "О переводном и простом векселе" основными нормативными актами, регулировавшими вексельные отношения на территории Российской Федерации, были Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР", которым было установлено, что "впредь до принятия законодательства РСФСР о вексельном праве применять на территории республики прилагаемое Положение о переводном векселе..." (п. 1), и, соответственно, само это Положение. До 1991 г. действовало вышеназванное Положение 1937 г., до 1937 г. - Положение о векселях 1922 г., до него (с небольшим перерывом на революционные годы) - Устав вексельный 1902 г., а до него - Устав 1832 г., еще раньше - Устав 1729 г.

См.: Федеральные законы "О рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах", "О негосударственных пенсионных фондах" и др.

См. Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "О рынке ценных бумаг", "Об акционерных обществах".

Страница 1 из 2

Функционирование и развитие экономических отношений, в том числе и в сфере потребительского рынка, во многом зависят от состояния их правового регулирования.

Становление и совершенствование рыночной экономики в нашей стране, которая основана на конкуренции независимых хозяйствующих субъектов гражданского оборота, как товаропроизводителей, так и продавцов, включая и тех хозяйствующих субъектов, которые оказывают исключительно услуги, породили ряд проблем. С одной стороны, указанные процессы усложнили и усложняют правоотношения, так или иначе взаимосвязанные со сферой потребительского рынка, а значит, требуют возрастающего правового регулирования, установления его границ. С другой стороны, в процессе экономических преобразований в стране существенно выросло количество хозяйствующих субъектов с различными организационно-правовыми формами собственности, которые так или иначе связаны с продажей (реализацией) товаров на потребительском рынке России. От функционирования всех хозяйствующих субъектов, впрочем, как и граждан, которые занимаются розничной куплей-продажей, в конечном итоге зависит не только благополучие потребителя, но и экономическая и социальная стабильность в России.

В последние годы в системе права России происходят активные процессы интеграции и дифференциации. Это явление сопровождается выделением новых отраслей (подотраслей) права, становлением самостоятельных правовых институтов. Следует отметить, что при этом утрачивается четкость правового регулирования. Построение рыночных отношений и их организация привели к неоднозначному методу регулирования и защиты отношений, традиционно относимых к публичному либо частному праву.

Социальные и экономические преобразования, закрепленные в Конституции РФ, получили свое развитие в отдельных законодательных актах и логично расширили сферу применения договорных элементов и в публичных отраслях права - финансовом, административном, муниципальном. В настоящее время административное право существенно разрастается, охватывая все новые сферы регулирования;
его можно рассматривать как комплексную отрасль права. Такое назначение административно-правового регулирования предопределяется правовой политикой государства в современных экономических условиях. В отдельных сферах административная деятельность государства носит обеспечительный характер (предпринимательство, торговля, землепользование, использование недр, строительство и др.); в иных сферах - прямой регулирующий характер (образование, наука, государственная служба, оборот оружия, наркотических и психотропных средств, государственная контрольная и надзорная деятельность, стандартизация и др.). В областях, имеющих публичную значимость, административная деятельность государства сохраняет форму полного механизма правового воздействия - управления. К таким сферам относятся: оборона, безопасность, охрана государственной границы, таможенное дело, внешняя политика и др. Потребительский рынок - это одна из сфер административно-правового регулирования. В состав законодательства о потребительском рынке входят нормативные акты различного правового уровня, что свидетельствует о сложности его структуры.

Анализ законодательства экономической направленности, действующего в настоящее время на территории Российской Федерации, свидетельствует о существовании трехуровневой системы нормативноправовых актов в этой сфере:
- федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов власти, основным из которых является КоАП России;
- нормативные акты субъектов Российской Федерации;
- нормативные акты органов местного самоуправления.

Такая структура нормативных актов вытекает из обязанности федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принимать меры по обеспечению экономической стабильности в обществе. Распределение полномочий между ними различно, что должно учитываться в нормотворческой практике. Данное различие обосновано, прежде всего, конституционными нормами, а также положениями КоАП России и иными основанными на нем подзаконными актами.

Говоря о законодательстве РФ регулирующем сферу потребительского рынка нельзя обойтись без Конституции РФ.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы же, в том числе федеральные, как и иные правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституция РФ).

Часть 1 ст. 8 Конституции РФ устанавливает и гарантирует единство экономического пространства России. Это понятие охватывает единство рынка, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности на территории всей страны, а также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство рынка труда, ибо труд в значительной мере все же остается товаром, хотя его правовое регулирование, условия и т.д. носят не только экономический характер, но имеют и огромное социальное значение).

Конституционные обязанности государства, его органов и их должностных лиц охватывают создание и поддержание такого единства экономического пространства, которое соответствует всем его свойствам, вытекающим не только из ст. 8 Конституции РФ, но также из других положений Основного закона. Так, хотя установление правовых основ единого рынка в России упомянуто только в ст. 71 как одна из проблем, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, все конституционные положения об экономике описывают именно единую рыночную экономику с ее свободой экономической деятельности в рамках всей страны - как для граждан, согласно ч. 1 ст. 34, так и для всех других равноправных с ними собственников (Федерации, ее субъектов, муниципалитетов, предприятий и др.).

Но эта свобода не является абсолютной. Конституция демократического, правового и социального государства, признавая, соблюдая и защищая эту свободу, не может допустить злоупотребления ею с чьей бы то ни было стороны. Поэтому Конституция РФ не только прямо предписывает свободу экономической деятельности в рамках единого экономического пространства страны, не только устанавливает основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления в экономической области (ч. 3 ст. 11, ст. 12, 71-73, 130-133), а отчасти и компетенцию некоторых органов государственной власти в сфере экономики (п. «а»-«г», «е» ч. 1 ст. 144, ст. 127), но и определяет ряд ограничений свободы всех субъектов экономической деятельности (ч. 2 ст. 34).

Эти ограничения вытекают, прежде всего, из содержания прав и свобод человека и гражданина, а также из обязанности государства их признавать, соблюдать и защищать (ст. 2, 17, 18). Поскольку политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, ясно, что свобода экономической деятельности не должна противоречить государственным правилам в этой сфере.

На мой взгляд, нормативная база, в полной мере соответствующая современным условиям функционирования потребительского рынка, должна базироваться на следующих принципах:
- установление равного правового режима для юридических и физических лиц в гражданских правоотношениях;
- обеспечение правопорядка в сфере потребительского рынка не только за счет превентивных ограничений, но и за счет возможности быстрой компенсации в полной мере любого причиненного ущерба законным правам и интересам участников гражданских правоотношений;
- установление и применение мер вплоть до уголовной ответственности за деяния, носящие наиболее опасный характер и подрывающие основы функционирования потребительского рынка.

После принятия Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» , который предоставлял гражданам и предприятиям, независимо от форм собственности, право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, нормативно-правовая база, регулирующая потребительский рынок, развивалась как система законодательных и иных нормативных правовых актов, принимаемых как Российской Федерацией, так и субъектами Российской Федерации.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство об административных правонарушениях строится в соответствии с принципами федерализма и состоит из Кодекса об административных правонарушениях РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.

В области регулирования потребительского рынка хотелось бы выделить следующие основные нормативно-правовые акты.

1. Вступившим в законную силу 1 июля 2002 г. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) предусматривается ряд новелл, в том числе в регулировании административной ответственности за нарушения законодательства в области потребительского рынка. Одновременно с введением этого Кодекса отменяются (полностью или частично), а также вносятся поправки почти в 150 ранее принятых нормативных актов.

Кодексом серьезно реформируется институт административной ответственности. Так, если до его принятия нормы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения в сфере потребительского рынка, содержались в разных нормативных актах, то теперь он вобрал в себя практически все составы правонарушений в данной сфере.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Отношения, складывающиеся на потребительском рынке, входят в объект как экономического, так и гражданского оборота. Конституционная основа прав потребителей, т.е. стороны, выполняющей гражданско-правовые обязанности, закреплена нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) , Федерального закона «О защите прав потребителей» , особенностями публичного договора и значительным объемом законодательных актов органов исполнительной власти, определяющих административно-правовой режим обеспечения прав потребителей, а также соблюдение правил торгового оборота (торговли).

2. Гражданскому кодексу Российской Федерации принадлежит важное значение в регулировании правоотношений с участием потребителя.

Характерной чертой рыночных отношений в сфере недвижимости являются наличие специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей отношения, связанные с недвижимым имуществом, и, что особенно важно, более значительная, чем в других секторах рыночной экономики, роль региональных и муниципальных нормативных актов.

Законодательство в сфере недвижимости представляет собой совокупность законов, иных нормативных правовых актов, посредством которых государством устанавливаются, изменяются или отменяются соответствующие правовые нормы.

Систему законодательства образуют различные законы, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере недвижимости (прил. 6).

Источники права подразделяются на две основные группы:

федеральные законы в сфере недвижимости и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты;

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Конституция РФ является правовой основой развития всего российского законодательства. Она имеет высшую силу и прямое действие. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны полностью соответствовать положениям Конституции РФ.

В Конституции РФ решаются вопросы компетенции РФ и ее субъектов по жилищному и гражданскому законодательству. Так, по Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Исходя из этого, жилищные отношения могут регулироваться как актами РФ, так и актами субъектов РФ. Конкретное разграничение полномочий между РФ и ее субъектами в жилищной сфере можно определить путем анализа законодательства, договоров России с субъектами Федерации, конкретных правоотношений.

Причем законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует Федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Жилищный кодекс (ЖК), другие федеральные законы регламентируют жилищные отношения, которые согласно ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ. Поэтому ЖК и федеральные законы выступают одновременно в качестве правовой базы, на основе которой принимаются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Исходя из конституционных положений, законодательство в РФ в сфере недвижимости развивается как сложная система, в которой в качестве системообразующих законов выступают Конституция РФ, федеральные законы (например, «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), Жилищный кодекс РФ и другие акты.

В то же время законодательство в сфере недвижимости невозможно рассматривать как систему только одних законов в узком смысле, в состав указанного законодательства должны включаться и другие нормативные правовые акты, что вытекает из ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения издаются не только федеральные законы, но и «принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».

В состав жилищного законодательства, кроме законов и других нормативных актов гражданско-правового, финансового характера, входят также законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие компетенцию органов исполнительной власти - правительства РФ, министерств и других федеральных органов управления, предприятий, учреждений, организаций в области управления государственным и муниципальным жилищным и другими фондами, организации эксплуатации и ремонта жилищного фонда и др.

Новый ГК содержит наиболее важные нормы, связанные с осуществлением прав на жилое помещение (гл. 18 и 35 ГК РФ). В 1983 - 1995 гг. жилищное законодательство России развивалось отдельно от гражданского законодательства.

Согласно собственник владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, т.е. для проживания собственника и членов его семьи. ГК РФ одновременно устанавливает также, что жилые помещения могут сдаваться для проживания других граждан на основании договора.

Вторая часть ГК РФ включает гл. 35 «Наем жилого помещения», посвященную общему регулированию найма жилого помещения, осуществляемого, как правило, на коммерческих началах. Вместе с тем в ГК РФ прямо признается существование жилищного законодательства как отрасли законодательства. Это вытекает из Конституции РФ, в которой упоминается отдельно гражданское законодательство (п. «о» ст. 71) и жилищное законодательство (п. «к» ст. 72).

Из этого следует, что гражданское законодательство регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением как жилыми, так и нежилыми помещениями (см. раздел 4).

В ГК РФ (ст. 3) понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле - имеются в виду только федеральные законы. Иные нормативные правовые акты выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». В говорится, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ». Из этого следует, что, во-первых, отношения в сфере недвижимости, которые регулируются нормами ГК, являются предметом ведения РФ, поскольку само гражданское законодательство относится к предметам ведения Федерации; во-вторых, нормы, содержащиеся в актах законодательства в сфере недвижимости и носящие гражданско-правовой характер, должны соответствовать положениям ГК РФ, если иное не предусмотрено законом.

В целом федеральные законы являются источниками правового регулирования. Так, среди федеральных законов особое место занимает Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики», принятый 24 декабря 1992 г. Данный закон является важнейшим политико-правовым актом, призванным обозначить основные направления жилищной политики. Этот Закон определяет наиболее важные, общие начала правового регулирования разнообразных жилищных и связанных с ними иных общественных отношений, которые подлежат конкретизации в нормах и актах жилищного, а также земельного, гражданского, административного и иного законодательства.

Закон от 24 декабря 1992 г. определяет основные принципы реализации конституционного права граждан РФ на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.

Законом также расширены возможности развития частной собственности в жилищной сфере, установлено право частной собственности на недвижимость или ее часть, а также предусмотрены возможности для развития долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного строительства. В Закон включена ст. 19 «Приобретение гражданами жилья в частную собственность», в соответствии с которой граждане имеют право на приобретение жилья в частную собственность без ограничения его количества, размеров и стоимости многими способами.

Предусмотрена также возможность перехода объектов жилищной сферы из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством. Последнее обстоятельство является важным компонентом в системе реализации конституционного права на жилище, расширяя права собственников жилых домов и жилых помещений.

В Законе урегулированы также отношения найма жилья, обмена жилыми помещениями (ст. 17, 20), включены нормы, посвященные регулированию земельных отношений: строительству, содержанию и ремонту жилья, налогово-кредитной поддержке жилищной реформы (ст. 22 - 28) и др.

Жилищный кодекс РФ включает почти все жилищно-правовые нормы, содержащиеся ранее ГК РСФСР (глава «Наем жилого помещения»), а также содержит много новых норм, соответствующих периоду принятия Кодекса и введения его в действие.

Жилищный кодекс является наиболее полным и кодифицированным законодательным актом, регулирующим достаточно полно и конкретно соответствующие жилищные отношения в России, в нем собраны воедино правовые нормы, систематизированные по отдельным институтам жилищного законодательства.

Однако нормы ЖК регулируют в основном отношения, складывающиеся в связи с пользованием жилыми помещениями. Вопросу регулирования жилищных отношений в частном и других жилищных фондах в Кодексе уделяется недостаточно внимания, в нем не нашли отражения появившиеся разнообразные формы приобретения жилья в собственность. После принятия ЖК был издан целый ряд новых жилищных законов, появились новые понятия, которые не включены в Кодекс (например, понятие «частный жилищный фонд», «приватизация» и др.).

Особое место занимает Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июля 1991 г. Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяет правовые, социальные, экономические основы преобразования отношений собственности на жилье.

Вступление граждан в права собственности на жилье дает им возможность эффективно вкладывать свои средства, выступать со своей недвижимостью на рынке жилья, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жильем. Закон подробно определяет, как и в каком порядке, с соблюдением каких правил производится приватизация жилья.

Одним из наиболее важных федеральных законов, принятых за последнее время, является Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ, принятый Государственной Думой РФ 17 июня 1997 г. и одобренный Советом Федерации 3 июля 1997 г.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

Законодательство РФ о государственной регистрации прав на недвижимое имуществ и сделок с ним состоит из ГК РФ, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ. Субъекты РФ принимают правовые нормативные акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является обязательной для всех субъектов, действующих на рынке недвижимости, и проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

ГК сориентирован на создание в стране государственной системы регистрации прав на недвижимость европейского типа:

«Права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации» (ст. 131). Ту же формулировку можно увидеть и в Федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако Российское государство сегодня не в состоянии обеспечить формирование объектов недвижимости (их физическое и юридическое обособление, выделение из всей массы недвижимости) в массовых масштабах, а потому не может гарантировать, что система регистрации прав на недвижимость способна защитить права приобретателей недвижимости от исков третьих лиц.

В качестве генерального направления выбрано создание в стра-. не кадастровой системы, но фактически в настоящее время можно говорить лишь о постепенном формировании системы кадастра по мере поступления недвижимости в рыночный оборот. Именно по такому пути идет становление кадастра в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах Федерации. Это самый реальный вариант его создания, требующий весьма продолжительного времени для формирования его в полном объеме. Развернутая система регистрации только начинает формироваться, поэтому далеко не всегда регистрирующие органы обладают необходимой совокупностью информации, позволяющей дать однозначный ответ на все вопросы, возникающие по поводу прав на недвижимость, что влечет за собой увеличение времени, необходимого для проведения сделок, и одновременно существенно повышает риск.

В отличие от стран с развитыми системами регистрации прав на недвижимость и отлаженными процедурами перехода прав на недвижимость для российского рынка недвижимости характерны более высокие издержки проведения сделок.

Однако если система регистрации все же сформирована и процедура передачи прав однозначно определена и четко сформулирована, тем не менее проведение практически любой сделки с недвижимостью требует значительно больших затрат времени и средств на предварительное изучение объекта, на проведение процедур, связанных с передачей прав на недвижимость, чем при сделках с другими товарами.

Субъекты Федерации также принимают законы, регулирующие отношения в сфере недвижимости.

Например, в Москве принят ряд законов, регулирующих отношения, возникающие на рынке недвижимости. Так, действует постановление Правительства Москвы от 19 сентября 1995 г. № 782 «О московской городской программе «Жилище». Программа разработана с целью формирования новых методов и форм долгосрочной жилищной политики, создающих правовые, экономические, социальные и организационные предпосылки для ускорения решения жилищной проблемы в Москве в условиях социально-ориентированной рыночной экономики путем стимулирования воспроизводства жилья. Программа представляет собой комплекс мероприятий по целенаправленному социально и экономически сбалансированному изменению форм и принципов хозяйствования, обеспечивающих реализацию концепцию новой жилищной политики на основе реформирования жилищной сферы.

Цель жилищной реформы состоит в поэтапном переходе к снижению уровня бюджетного дотирования жилищной сферы и создании эффективно функционирующей многосекторной, социально-ориентированной цивилизованной рыночной среды при условии реализации спроса на частное и социальное жилье, роста качества предоставленных населению жилищно-коммунальных услуг, соблюдения принципов социальной приемлемости.

Кроме того, распоряжением мэра Москвы от 26 сентября 1995 г.№ 516-РМ «Об упорядочении управления имущественным комплексом г. Москвы» упорядочено управление имущественным комплексом Москвы, осуществлена координация деятельности департаментов и управлений правительства Москвы.

На рис. 2.3 приведены основные законодательные акты в сфере недвижимости, которые имеют отношение как в недвижимости в целом, так и к строительной отрасли, создающей недвижимость.

В системе законодательно-правовых актов особое место занимают жилищное право и акты, регулирующие сами жилищные отношения, а также связанные с жилищным строительством.

Рис. 2.3. Законодательные акты в сфере недвижимости

Как известно, решение жилищной проблемы является одной из важнейших задач Российского государства и общества.

Жилище является главнейшим материальным условием жизни человека наряду с пищей, одеждой, водой, воздухом и т.д. потребность человека в жилье возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. носит постоянный характер, видоизменяясь с возрастом, появлением семьи и т.д.

Жилищная реформа, развитие рынка жилья и жилищного строительства являются важнейшими условиями перехода к новым социально-экономическим отношениям.

Основой жилищной реформы в России является поэтапный переход от непосредственного выполнения государством функций финансирования, строительства, распределения жилищного фонда, а также функций собственника этого фонда к обеспечению правовых и экономических предпосылок и стимулов для формирования рыночных отношений в жилищной сфере. Регулирование жилищных отношений имеет довольно сложный характер и осуществляется главным образом на базе сочетания принципов жилищного и гражданского законодательства. Все это повышает необходимость углубленного изучения и освоения основных жи-лищно-правовых и иных правовых категорий в сфере регулирования жилищных отношений, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства.

Жилищное право - это совокупность норм права, регулирующих жилищные отношения. Жилищное законодательство имеет своей задачей регулирование жилищных отношений (ст. 2 ЖК РФ). В преамбуле Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» также говорится, что закон устанавливает общие начала правового регулирования жилищных отношений.

Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения».

По смыслу закона жилищные отношения - это общее, родовое понятие, которым охватываются различные виды отношений, возникающих по поводу жилища: по пользованию жилыми помещениями, предоставлению жилых помещений нуждающимся в них, по строительству, управлению и эксплуатации жилищного сектора экономики.

Общественные отношения, которые по принятой Жилищным кодексом терминологии являются жилищными, имеют ту характерную особенность, что они складываются, как правило, по поводу готового объекта, которым является жилой дом или иное жилище, включенное в установленном порядке в состав жилищного фонда, предназначенное для проживания. Наличием такого специфического объекта регулирования общественных отношений-жилищное законодательство отличается от других отраслей законодательства и права.

Как замечает Ю.К. Толстой, «действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие «жилищные отношения». Их регулирование происходит путем применения различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм.

Жилищные отношения можно разделить на следующие основные группы:

1. Отношения по найму жилых помещений на основании договора найма либо пользования жилыми помещениями по иным основаниям (иному договору, членству в жилищном кооперативе и др.). Отношения пользования жилыми помещениями - сердцевина жилищных отношений вообще, поскольку именно в них реализуется конкретная потребность гражданина в жилом помещении.

Отношения пользования жилыми помещениями регулируются главным образом нормами гражданско-правового характера.

2. Жилищные отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями. Субъектами этих отношений, с одной стороны, являются граждане, которые обращаются с просьбой о предоставлении им жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий, а с другой ~ государственные органы, органы

местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которые правомочны решать вопросы о предоставлении жилых помещений как собственники или уполномоченные на то организации.

Жилищные отношения этого вида регулируются главным образом нормами административно-правового характера, а в некоторых случаях (например, при предоставлении жилого помещения члену ЖК или ЖСК) - гражданско-правового характера.

3. Жилищные отношения по пользованию служебными жилыми помещениями, общежитиями, другими специализированными жилыми помещениями (жилыми домами), т.к. пользование этими объектами не имеет цели постоянного проживания граждан в них.

4. Жилищные отношения, возникающие в области строительства жилья, управления, эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилищного фонда.

Жилищные отношения этого вида носят в основном характер управленческих и стоимостных решений, поэтому регламентируются нормами административного, финансового, налогового, земельного права. Вместе с тем часть этих отношений, связанных со строительством и ремонтом жилых помещений, может регулироваться нормами гражданско-правового характера.

Система отношений по управлению жилищным фондом включает:

отношения по государственному управлению в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда;

отношения по непосредственному управлению отдельными объектами жилищного фонда, осуществляемому министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами и организациями, которым принадлежат соответствующие жилищные фонды, а также образуемыми ими органами управления;

отношения по государственному учету жилищного фонда и государственному контролю за его использованием и сохранностью.

Отдельную группу управленческих отношений образуют отношения, связанные со строительством и передачей жилых домов одним органом управления другому, с исключением жилых домов из состава жилищного фонда, с приватизацией жилых помещений и др. В этих случаях соответствующие государственные и общественные органы управления выступают в качестве либо субъектов имущественных прав, либо носителей государственно-властных полномочий по управлению объектами жилищного фонда.

5. Отношения, возникающие в связи со строительством и приобретением в собственность жилого дома или части его, которые регламентируются нормами административно-правового характера, земельного права и отчасти гражданского права.

Термин «жилищное право» может трактоваться в узком и широком смыслах.

Жилищное право в узком смысле традиционно понимается как часть гражданского права, совокупность норм гражданско-правового характера, регулирующих отношения пользования жилыми помещениями, проживание в них. Эти отношения являются ядром жилищных отношений, главным компонентом их содержания.

Жилищное право в широком смысле - комплексная отрасль, в которой объединены нормы и правовые института гражданского, административного и других отраслей права. Понятие жилищного пава в широком смысле сформулировано на базе содержания и смысла жилищных законов - ЖК РФ, Основ жилищного законодательства РФ, Законов РФ «Об основах федеральной жилищной политики», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в которых жилищные отношения как предмет жилищного права охватывают разнообразные виды этих отношений, а не только отношения пользования жилыми помещениями и отношения, возникающие в процессе реализации права на жилище.

Комплексный характер жилищного права заключается в том, что оно объединяет не только нормы гражданско-правового характера, но также и другие нормы - административно-правового, земельно-правового, финансово-правового характера.

Предыдущая




Copyright © 2024 Все для предпринимателя.