Форма заявки о постановке на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Где поставить на учет объект негативного

Если вы как физическое или юридическое лицо ведете хозяйственную деятельность и имеете на балансе своего предприятия объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), то до 1-го января 2017 года вам нужно кое о чем позаботиться. Дело в том, что, согласно приказу Министерства Природных Ресурсов и Экологии от 1 января 2015 года, все объекты, оказывающие НВОС, в течение двух лет должны быть поставлены на государственный учет.

Для того чтобы это сделать, нужно правильно заполнить и подать заявку в уполномоченный орган исполнительной власти. Конечно, это немаленькая головная боль для того, кто этим занимается. В этой статье мы детально рассмотрим инструкцию по заполнению заявки на постановку объекта, оказывающего НВОС. Для начала разберемся с основными понятиями.

Объект, оказывающий НВОС. Что это?

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - «объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков» (ст.1 ФЗ №7)

Это значит, что, несколько отдельно стоящих зданий могут быть оформлены как один объект при условии, что они выполняют одно назначение. Необязательно, чтобы они находились на одной территории. Пример: разные цеха одного предприятия. При этом, если на участке кроме цехов находится еще и офисное здание, то его можно либо оформить как самостоятельный объект, либо не оформлять, если оно не подходит под критерии НВОС.

Что подразумевается под негативным воздействием на окружающую среду? Согласно ФЗ №7 ст.16, НВОС бывает нескольких видов:

  • Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ
  • Сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в наземные или подземные воды, а также на водосборные площади
  • Размещение отходов производства и потребления
  • Загрязнение недр и почв
  • Другие виды физических воздействий на окружающую среду: шумовое, тепловое загрязнение, электромагнитное излучение и так далее
  • Другие виды негативного воздействия на окружающую среду

В отношении последних четырех пунктов государство пока не решило, как определять такие загрязнения и как взимать плату за них. По остальным видам НВОС существуют нормативы, по которым и рассчитывается оплата в зависимости от объемов загрязнения.

Вот как это выглядит на практике. Вы владеете автомойкой. Ваша автомойка имеет стационарный источник загрязнения - вы используете воду для производственных нужд и производите ее сброс вместе с другими химическими веществами. Это значит, что вам в любом случае придется оформлять автомойку как объект, оказывающий НВОС. Если объем сбрасываемых веществ составляет более 10 тонн в год, вы будете платить за НВОС по нормативу.

В 2014 году государство переработало главный закон ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». Одно главных нововведений: теперь все объекты НВОС делятся на 4 категории.

  1. Объекты, оказывающие значительное НВОС. Таких объектов по всей стране всего около пятисот. К ним относятся предприятия, которые производят выбросы веществ первого и второго класса опасности, то есть веществ, представляющих наибольшую угрозу для здоровья населения и состояния окружающей среды. Обычно они занимаются металлургической и химической промышленностью, добычей и переработкой полезных ископаемых, производством энергии, захоронением и обезвреживанием отходов и так далее.
  2. Объекты, оказывающие умеренное НВОС. Объекты II категории подают декларацию о воздействии на окружающую среду в качестве отчетности. По сути, ко второй категории относятся объекты, занимающиеся теми же видами деятельности, что и в первой, но с меньшими объемами выбросов: добыча и переработка нефти, производство кокса и нефтепродуктов, производство бумаги, картона, целлюлозы, продуктов питания и другими. Отдельно выделяются объекты транспортной инфраструктуры: крупные речные и морские порты, аэропорты, железнодорожные вокзалы. Они тоже относятся ко II категории.
  3. Объекты, оказывающие незначительное НВОС. К III категории причисляются объекты, которые имеют стационарный источник загрязнения. Объем выбросов в атмосферу превышает 10 тонн в год, выбросы химических веществ 1-го и 2-го классов опасности отсутствуют. Если предприятие использует воду для промышленных нужд, то ему тоже присваивается III категория. Бытовые нужды не считаются. Объекты I, II и III категорий обязательно должны иметь на предприятии программу производственного экологического контроля (ПЭК), то есть вести строгий учет всех сбросов и выбросов и предоставлять отчетность.
  4. Объекты, оказывающие минимальное НВОС. К ним относятся школы, больницы, офисные помещения. Такие объекты могут иметь стационарный источник загрязнения, но объем выбросов не должен превышать 10 тонн в год. Вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в городскую канализацию. Объекты IV категории не платят за НВОС и освобождаются от всех плановых проверок.

Подведем итог. Для того чтобы определить, к какой категории относится ваше предприятие, нужно учесть несколько моментов:

  1. Вещества 1-го и 2-го классов опасности. Если вы выбрасываете в атмосферу такие вещества, ваш объект автоматически причисляется к I или II категории. Далее все зависит от объемов.
  2. Вода для производственных нужд. Если ваше предприятие сбрасывает сточные воды, образовавшиеся в процессе производства, а не только в качестве бытовых отходов, то оно относится к III категории.
  3. Стационарный источник выбросов. Не более 10 тонн в год. При условии, что ваш объект соответствует этому требованию, и не использует воду в производстве, он будет относиться к IV категории. Вам остается только производить учет выбросов, чтобы предоставить точные цифры.

Инструкция по заполнению заявки на постановку на учет объектов, оказывающих НВОС

Имея четкое представление об основных понятиях, касающихся постановки на учет объектов НВОС, заполнить заявку не так уж и сложно. Если вы не заполняете заявку в электронном виде на сайте госуслуг, то вы легко можете скачать актуальную форму заявки в интернете. После того как вы зарегистрируете свой объект, он будет включен в Федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Этот реестр будет содержать в себе ровно те сведения о вашем объекте, которые вы укажете в заявке.

В самом начале указываются общие сведения: название, организационно-правовая форма и адрес места нахождения (для юридического лица) или места жительства (для физического лица). Указывается также дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговых органах.

Затем информация, которая указывается в заявке, разделяется на четыре раздела.

  1. Сведения об объекте. В этом разделе нужно указать:
    • Адрес объекта и его географические координаты четырех угловых точек. Обычно они указываются в кадастровом паспорте, их также легко можно найти, например, с помощью Гугл-карт. Также вместе с наименованием указывается код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований.
    • Вид деятельности, объем производимых товаров, оказываемых услуг и коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
    • Сведения для объектов I категории
  2. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду. В этом разделе нужно указать, какие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу присутствуют на вашем объекте. Для каждого стационарного источника указывается объем или масса выбросов.

    Далее - сведения об источниках сброса сточных вод по той же схеме: источник и объемы сброса в расчете за год. Также указываются сведения о размещении отходов производства для каждого объекта. Эти сведения включают в себя типы отходов, их массу, координаты места размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре (если он есть).

  3. Сведения о разрешительных документах в области охраны окружающей среды. Здесь указываются реквизиты документов, разрешающих оказывать воздействие на окружающую среду.
  4. Сведения о принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды. Директор предприятия должен подтвердить, что на объекте выполняется программа производственного экологического контроля. Можно указать дату утверждения ПЭК. Далее размещается следующая информация.
    • Сведения о мероприятиях по снижению вредных выбросов. Нужно указать, какие мероприятия проводятся и, согласованы ли они с региональными органами контроля.
    • Сведения о технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ. Наименование, технические характеристики, эффективность работы.
    • Сведения о технических средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ. Также, наименование, характеристики, эффективность.
    • Сведения о технологиях безопасного размещения отходов 1-5 классов опасности (если такие отходы имеются). Также нужно описать, как проводится мониторинг состояния окружающей среды в местах размещения отходов.

Вся эта информация касается трех основных видов загрязнения окружающей среды, по которым на сегодняшний день ведется учет НВОС.

Все юридические лица индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную деятельность, начиная с 1 января 2015 в течение 2 лет обязаны поставить на государственный учёт объекты в собственности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Разработана специальная форма заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС. Регламентирующий закон – п. 3 статья 11, № 219-ФЗ от 21.07.2014

Таким образом, если предприятие содержит на балансе потенциально опасные объекты, то в срок до 1 января 2017 им необходимо .

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке на государственный учет объектов НВОС классифицируется как административное правонарушение (Административный кодекс РФ, ст. 8.46).Размер штрафа:

  • 5 000 – 20 000 рублей – для должностных лиц;
  • 30 000 – 100 000 рублей – для ПБОЮЛ и юридических лиц.

Форма заявки

Свидетельство о постановке на учет

Специалисты ЭкоПромЦентра разобрались и практически отработали процесс постановки на учет. Скажем, далось это нелегко! Но все трудности преодолены и вот теперь первые Свидетельства на постановку на учет для своих клиентов мы получили!

Упрощенный порядок заказа услуги

Для ускорения процесса обмена документами при заказе услуги ЭкоПромЦентр разработал оферту. Нужно просто ознакомиться с ней, запросить и оплатить счёт.

Категории опасности объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

(В соответствии с пунктом 1, статья 4.2, ФЗ-7)

Порядок постановки на государственный учет

Порядок постановки на государственный учёт устанавливает “Закон об охране окружающей среды” от 21.07.2014 № 219-ФЗ.Для северо-западного региона Органом, ответственным за постановку опасных объектов на государственный учёт, является Департамент Росприроднадзора по СЗФО.23 июня 2016 были утверждены и опубликованы Правила создания и ведения государственного реестра объектов , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Мы приводим документ полностью (источник – Государственный информационный портал):

Форма заявки о постановке на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС

Учреждена форма заявки для объектов оказавших негативное воздействие о постановке на государственный учёт законом № 554-ФЗ от 23.12.2013 (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201).Данный документ вступает в силу сразу после утверждения порядка создания и ведения госреестра объектов оказывающих НВОС. http://regulation.gov.ru/projects#npa=20507

В последнее время экологическое сообщество пытается (точнее, вынуждено) перейти на новую систему государственного контроля объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Как это часто бывает в нашей стране, переход на новый режим ощутимо затянулся. Основная причина «затягивания» заключается в том, что государственные органы не торопятся с разработкой подзаконных нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ НВОС: ЧТО, ГДЕ, КОГДА?

Напомним, что согласно пп. 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании заявки.

Что представляет собой этот пресловутый государственный учет объектов, оказывающих НВОС, и для чего он вообще нужен?

Извлечение

1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора .

2. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
[…]

В какой форме будет реализован государственный учет объектов, оказывающих НВОС?

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

[…]
3. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду , который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.
[…]
7. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду , и региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду .
[…]

Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих НВОС и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будет вести Росприроднадзор (п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400; в ред. от 25.12.2015), а региональные государственные реестры объектов, оказывающих НВОС и подлежащих региональному государственному экологическому надзору , — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 69 Федерального закона № 7-ФЗ порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, за несколько дней до подписания номера в печать Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 были утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — Правила ведения реестра).

Какова же процедура постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет? Ответ вы найдете на схеме.

Статьей 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ также предусмотрены процедуры актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС , и снятия с государственного учета объекта, оказывающего НВОС , с выдачей соответствующих свидетельств (в течение 10 рабочих дней со дня подачи документов). Кстати, формы заявки об актуализации учетных сведений об объекте и заявки о снятии объекта с государственного учета до сих пор не утверждены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Постановка объекта на государственный учет, актуализация учетных сведений об объекте и снятие объекта с государственного учета осуществляются без взимания платы .

На сегодняшний день утверждены следующие подзаконные нормативные правовые акты в области постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет:

  • Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;
  • Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;
  • Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам»;
  • Приказ Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;
  • Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Кроме того, недавно вышло письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884 «О направлении разъяснений по вопросам учета объектов негативного воздействия на окружающую среду и подготовки к ведению федерального государственного реестра» (вместе с Разъяснениями по вопросам государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду) (далее — письмо № АС-03-04-36/7884), которое мы и рассмотрим далее.

РАЗЪЯСНЕНИЯ РОСПРИРОДНАДЗОРА

Письмо № АС-03-04-36/7884 было издано в связи с многочисленными (и вполне оправданными) обращениями в Росприроднадзор юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

В письме отмечается, что отдельные нюансы постановки на государственный учет объектов, оказывающих НВОС (например, постановка на учет объектов, которые используются одним юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, но находятся в разных субъектах Российской Федерации), будут разъяснены дополнительно после получения необходимой информации от Минприроды России.

Росприроднадзор напоминает о ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, на федеральном и региональном уровнях в зависимости от уровня поднадзорности объектов. Кроме того, уточняется, что создание и введение в эксплуатацию государственного реестра объектов, оказывающих НВОС (в форме государственной информационной системы), а соответственно и постановка на учет объектов, оказывающих НВОС, на основании утвержденной формы заявки будут реализованы после утверждения Порядка создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС.

К СВЕДЕНИЮ

Как мы отметили ранее, Правила ведения реестра уже утверждены и вступили в силу. В связи с этим должна была стартовать и постановка объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет.

Поскольку принятие необходимых подзаконных нормативных правовых актов растянулось во времени, срок постановки объектов на государственный учет до 31 декабря 2016 г., обозначенный ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ, на сегодняшний день является недостижимым. По факту постановка объектов на учет только началась (по крайней мере, должна была начаться). А уж о постановке на учет до конца текущего года всех объектов, оказывающих НВОС, и говорить не приходится! В кои-то веки адекватно оценивая ситуацию, Росприроднадзор направил в Минприроды России письмо с обоснованием продления срока постановки объектов на учет до 31 декабря 2017 г.

Полагаем, следствием упомянутого письма стало размещение Министерством 19 мая 2016 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов довольно лаконичного проекта Федерального закона «О внесении изменения в часть 3 статьи 11 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"» , которым предусмотрено следующее: «В части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 30, ст. 4220) слова "в течение двух лет" заменить словами "в течение трех лет"» . Таким образом, проект предусматривает перенос срока постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет с 31 декабря 2016 г. на 31 декабря 2017 г. включительно.

Также отметим, что в письме Росприроднадзор на всякий случай не преминул напомнить хозяйствующим субъектам об административной ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки о постановке объектов на государственный учет:

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

(в ред. от 02.06.2016)

Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Вторая часть рассматриваемого разъяснительного письма касается применения критериев отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам федерального государственного экологического надзора и объектам I, II, III и IV категорий.

Так, при определении уровня поднадзорности объектов, оказывающих НВОС, применяются критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

Относительно категоризации объектов, оказывающих НВОС, в письме отмечается, что согласно п. 4 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему НВОС, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет, причем категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте.

Напомним (хотя это должны знать уже все хозяйствующие субъекты), что в соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее — Критерии) утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Как «обещал» нам п. 2 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ, при установлении критериев учитывались (по крайней мере, должны были учитываться) :

  • уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
  • уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
  • классификация промышленных объектов и производств;
  • особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Таким образом, в соответствии с Критериями наиболее крупные и опасные объекты будут отнесены к I категории, объекты с меньшей мощностью и менее опасные — ко II категории, объекты, не отнесенные к I, II и IV категориям, — к III категории.

КСТАТИ

Объекты, осуществляющие деятельность по производству молочной продукции, с проектной мощностью 200 т перерабатываемого молока в сутки и более в соответствии с Критериями относятся к I категории , а с проектной мощностью менее 200 т перерабатываемого молока в сутки — ко II категории . Данный факт вызвал волну возмущения у производителей молока.

Так, Национальный союз производителей молока требует снизить для молокозаводов категорию опасности до III или IV в связи с их (якобы) незначительным негативным влиянием на окружающую среду и высокой социальной значимостью.

По мнению Союза, уровень угрозы для окружающей среды от объектов молокоперерабатывающей отрасли несопоставим с уровнем опасности большинства других представленных в I категории объектов. Технологические процессы производства молока практически не предусматривают выбросов в атмосферный воздух особо токсичных и канцерогенных веществ . Кроме того, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в ред. от 25.04.2014) молочные производства отнесены к IV классу опасности (размер санитарно-защитной зоны — 100 м).

Однако Минприроды России считает вполне обоснованным отнесение молокоперерабатывающих предприятий к объектам I и II категорий опасности, поскольку сточные воды таких предприятий являются источником микробного загрязнения .

Наконец, основная масса объектов, оказывающих НВОС, попадет в IV категорию:

Извлечение
из Критериев

[…]
IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:

А) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год , при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

Б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

НА НИЗКОМ СТАРТЕ

Вот мы и завершили обзор нормативных правовых актов, на основе которых должна проводиться постановка объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет. Однако это всего лишь официальные документы, которые пока малоприменимы на практике и уже вызывают множество вопросов.

Экологические форумы буквально кипели и продолжают кипеть от попыток их участников предугадать развитие событий. Конечно, природопользователи хотят предпринять своевременные меры по постановке объектов на учет и успеть до конца установленного срока. Именно для таких активных природопользователей, отправивших свои заявки до вступления в силу Правил ведения реестра, и было издано рассмотренное нами письмо, согласно которому не нужно было предпринимать никаких конкретных действий до утверждения указанных Правил.

Итак, еще раз подчеркнем, что Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 были утверждены долгожданные Правила ведения реестра. Давайте выясним, что же нам приготовил законодатель.

Отметим, что часть положений Правил ведения реестра была скопирована из ст. 69 и 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ. Приведем положения, которых нет в указанном Федеральном законе и которые нас заинтересовали:

Извлечение
из Правил ведения реестра

[…]
18. В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах , заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно .

19. В случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации , юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
[…]
21. В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что объект подлежит внесению в региональный реестр , заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации.

22. В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что объект подлежит внесению в федеральный реестр , заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации.
[…]
24. В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории , объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду .
[…]

Правила ведения реестра утверждены, а значит, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут вплотную заняться постановкой принадлежащих им объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет.

Экологи же пытаются разобраться в путанице уже выпущенных подзаконных нормативных правовых актов. При этом у них закономерно возникает множество вопросов.

Главный вопрос: что же является объектом, оказывающим НВОС? Сразу после выхода Федерального закона № 219-ФЗ все были уверены, что категория будет присваиваться индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в целом, однако сейчас стало понятно, что это не так. Давайте разбираться.

Напомним, что согласно ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ объект, оказывающий НВОС , — это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

За определением термина «объект капитального строительства» обратимся к градостроительному законодательству: объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации; в ред. от 30.12.2015).

Исходя из приведенных определений, объект, оказывающий НВОС, — это отдельное здание, строение, сооружение, которое будет эксплуатироваться и производить НВОС.

При этом непонятно, можно ли будет отнести комплекс зданий предприятия, находящихся на одном земельном участке, к одному объекту, оказывающему НВОС. Если нет, то на одном предприятии может оказаться несколько десятков различных объектов, каждому из которых будет присвоена своя категория в соответствии с Критериями.

И самое интересное: некоторые объекты будут подлежать федеральному государственному экологическому надзору (например, тот же молокоперерабатывающий комплекс), а другие — региональному (котельная с бытовым котлом для обогрева административного здания в этом комплексе с установленной электрической мощностью 220 МВт). Как в таком случае будет осуществляться контроль? Нужно ли будет получать на молокоперерабатывающий комплекс комплексное экологическое разрешение , а на котельную разрабатывать декларацию о воздействии на окружающую среду ? Автоматические средства контроля выбросов тоже будут выборочно ставиться в отдельных цехах ? Сплошные вопросы, а ответов — ноль.

Получается, что каждому отдельному зданию, если оно неразрывно не связано с другим (исходя из определения термина «объект, оказывающий НВОС»), будут присваиваться свой код и категория и выдаваться свидетельство о постановке на учет. При этом не ясно, каким образом нужно доказать «неразрывную связь» объектов между собой, чтобы ставить на учет хотя бы производственный комплекс или филиал, а не каждый амбар или станок.

Кроме того, возникают вопросы о постановке на учет арендованных объектов. Например, многие мелкие предприниматели не имеют собственных площадей и вынуждены их арендовать. Вероятно, именно арендодатель будет ставить принадлежащие ему объекты, оказывающие НВОС, на учет. Но эксплуатируют-то объекты именно арендаторы. Причем они могут разместить в этих объектах собственное оборудование, имеющее источники выделения. Кроме того, в процессе осуществления деятельности сотрудников арендатора непременно будут образовываться отходы.

А как быть с офисными предприятиями и маленькими магазинами, которые ничего не производят, кроме бытовых отходов? Дело в том, что они не удовлетворяют предусмотренным Критериями условиям отнесения объектов к IV категории (ведь у них отсутствуют выбросы и сбросы). Следовательно, им как объектам, которые не могут быть отнесены к I, II или IV категории, должна быть присвоена III категория. В итоге огромный пласт природопользователей не освобождается от разработки и представления экологической отчетности и внесения платы за НВОС. Согласитесь, отнюдь не на это рассчитывали хозяйствующие субъекты после выхода Федерального закона № 219-ФЗ. Возможно, перечисленные объекты вообще не относятся к объектам, оказывающим НВОС? Остается только гадать.

Кроме того, вызывает вопросы постановка на учет стройплощадок, которые действуют временно, но, как правило, более 6 месяцев. Напомним, что согласно п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется на основании заявки, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. То есть стройплощадки нужно будет ставить на учет на период строительства, а потом снимать с учета, когда стройка завершена, или актуализировать учетные сведения об объекте при переводе объекта из строящегося в эксплуатируемый?

Еще одна предсказуемая проблема — постановка на учет объектов, принадлежащих одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и расположенных в разных субъектах Российской Федерации. Получается, что нужно будет подавать заявки о постановке на учет в органы исполнительной власти каждого субъекта отдельно. Кстати, в утвержденной форме заявки отведено поле для указания кода ОКТМО, на основании которого, судя по всему, объекты и будут территориально распределяться по реестрам.

Раз уж мы упомянули заявку о постановке на учет, давайте остановимся на ней подробнее . Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что форма заявки очень громоздкая. В ней необходимо указать огромное количество сведений по всем аспектам деятельности объекта, оказывающего НВОС, причем сведения перечисляются в строчку (кто-нибудь задумывался о том, как можно перечислить, например, все загрязняющие вещества от всех источников выбросов подряд в строчку?). Как следствие, заявка о постановке на учет крупного производственного объекта превратится в талмуд.

Отметим, что у природопользователей есть возможность подать заявку через всем известный и набивший оскомину «Модуль природопользователя», однако реализация заявки в программе на данный момент оставляет желать лучшего: в ней имеется множество недоработок, самая главная из которых — форма заявки не совпадает с формой заявки, утвержденной Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554.

Кстати, обратите внимание на формулировку п. 1 упомянутого Приказа (выделено автором): «1. Утвердить прилагаемую форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов , подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» . Как видим, здесь прямо не сказано, что заявку можно будет подавать в бумажном виде.

Однако в Правилах ведения реестра содержится следующее положение:

Извлечение
из Правил ведения реестра

[...]
35. Заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или официального сайта Службы в сети «Интернет».
[...]

Как известно, форма заявки была согласована и утверждена, несмотря на публичные слушания, проведенные Минэкономразвития России, результатом которых стало отрицательное заключение на проект. Основное замечание к проекту состояло в том, что форма заявки полностью игнорирует принцип административной реформы — в ней запрашиваются сведения, которые и так должны быть в распоряжении Росприродназора и его территориальных органов в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов:

  • Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию» (в ред. от 18.07.2013);
  • Приказ Минприроды России от 26.10.2011 № 863 «Об утверждении порядка государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»;
  • Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Разработчики заявки, видимо, забыли, что все данные из согласуемых проектов нормативов предельно допустимых выбросов, проектов нормативов допустимых сбросов и проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заносятся во внутренние базы Росприроднадзора, а 5 лет назад подобные базы вел Ростехнадзор в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867 «О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

И напоследок еще один интересный факт, связанный с содержанием заявки о постановке объектов на учет:

Извлечение
из Правил ведения реестра

[…]
20. Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки сведений, указанных в пункте 17 настоящих Правил. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки.
[…]
38. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при постановке объекта на государственный учет, при актуализации учетных сведений об объекте или снятии объекта с государственного учета:
[…]
б) представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
[…]

Вам не кажется, что здесь закралось противоречие? Нам да.

ВЫВОД

В целом сложившаяся на данный момент ситуация в области постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет вызывает у хозяйствующих субъектов множество вопросов, на которые, к сожалению, пока никто (под «никто» мы подразумеваем Минприроды России и Росприроднадзор) не торопится дать вразумительные ответы. Законодательство, регулирующее процедуру постановки объектов на учет, содержит ряд пробелов, которые могут быть использованы для искажения первоначальной цели рассмотренных в статье нововведений — упростить и модернизировать государственный экологический контроль, снизив нагрузку на малый и средний бизнес.

Нам ничего не остается, кроме как дожидаться выхода многочисленных разъяснительных писем Росприроднадзора, которые будут как всегда идти вразрез с федеральным законодательством. К сожалению, эта печально известная схема действует в нашей стране уже который год. Будем надеяться, что изначально положительная процедура реформирования системы экологического контроля в итоге не погрязнет в бюрократии и исполнительском произволе.

.



Copyright © 2024 Все для предпринимателя.