Морской специализированный порт витино. Через кризис к новому производству: Как спастись Беломорской нефтебазе и порту «Витино»? От высокой производительности – к переделу прав собственности

Попытка рейдерского захвата морского специализированного порта «Витино»

В конце июля правоохранительные органы пресекли попытку рейдерского захвата морского специализированного порта «Витино», что рядом с Кандалакшей. В этой истории можно угадать фигуру объявленного в розыск известного финансовыми операциями казахстанского олигарха Мухтара Аблязова. Генеральный директор «Беломорской нефтебазы», которая обеспечивает функционирование порта, Александр Яшин считает, что стратегически важный для России порт, остается под прицелом рейдеров.

Витино - нефтегазовое окно в мир
Порту Витино уже более 30 лет. Через него на Кольский полуостров шли нефтепродукты ещё в советское время. С началом перестройки порт пришел в полный упадок и вновь открылся в 1995 году. На его восстановление государство не израсходовало ни копейки. Это первый в России частный порт. С 2001 года началась его круглогодичная эксплуатация. А с марта 2010 года в порт заходят атомные ледоколы. Нефтепродукты поступают в порт по железной дороге, перекачиваются в хранилища, а затем на танкеры. Ежегодно Витино перекачивает миллионы тонн газоконденсата и нефтепродуктов. Идут работы по строительству второй очереди порта. Если в порту начнутся сбои, то это будет ударом по нашему экспорту нефтепродуктов и снабжению Мурманской области. Многие добывающие компании в Сибири и Кандалакше не досчитаются рабочих мест. А такая опасность есть. Не прекращаются попытки давления на властные и силовые структуры с тем, чтобы завладеть портом.

А-ля Березовский из Казахстана
Мухтар Аблязов - человек известный, был даже около года (1998-1999) министром энергетики, индустрии и торговли Казахстана. Однако в 2002 году его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями и незаконном участии в предпринимательской деятельности и арестовали.

Зато на поприще бизнеса, куда он рванул, еще в 1990 году, бросив аспирантуру в МИФИ, он развернулся. Как Александр Корейко из «Золотого теленка», Аблязов понял, что настало время, когда можно сколотить огромное состояние. Он стал своим человеком в банковских сферах, возглавлял советы директоров ряда казахстанских банков. Особенно он преуспел, будучи председателем совета директоров БТА Банка (2005-2009), второго в Казахстане, имеющегося многочисленные зарубежные филиалы. О том как он «работал» писали в прессе. Например, РБК со ссылкой на органы следствия сообщил, что по уголовному делу собраны неопровержимые доказательства, позволяющие предъявить Аблязову обвинение в том, что он, возглавив АО «БТА Банк» в 2005 году и получив фактический контроль над ним, создал в России несколько девелоперских компаний, которые финансировал за счет кредитных средств АО «БТА Банк». Вместо самих компаний заемщиками по кредитам выступали, как правило, зарегистрированные в оффшорах компании, не имеющие активов и контролируемые самим Аблязовым через подставных лиц. В феврале 2009 года Правительство Казахстана обвинило его в хищении и отмывании денежных средств и объявило его в розыск. А Следственный комитет при МВД РФ заочно предъявил ему обвинение в хищении средств АО «БТА Банк». Олигарх не стал ждать очередного ареста и последовал примеру Березовского - уехал в Лондон, выдав уголовное преследование за политическое.

Опасные игры
По сообщениям прессы, в частности КП, одной из операций Аблязова в «БТА Банке» была выдача крупного кредита голландской компании на приобретение акций в портовом комплексе Витино. БТА- Банк счел выдачу кредита незаконной и обратился с иском в британский суд, с просьбой наложить арест на акции компаний, владеющими имуществом морского порта Витино, принадлежащие структурам Аблязова. Британцы удовлетворили ходатайство. Замаячила явная угроза передачи акций истцу, а затем их продажа.

После этого, по словам генерального директора компании «Беломорская нефтебаза» Александра Яшина, в московском офисе его компании, предоставляющей услуги по перевалке нефтепродуктов в порту «Витино», периодически стали появляться странные люди. Они в ультимативной форме требовали выдачи корпоративных и финансовых документов. В качестве оснований своих действий визитеры демонстрировали решения от лица акционеров о снятии со своих должностей генеральных директоров компаний ООО «Морской специализированный порт «Витино» и ЗАО «Беломорская нефтебаза». А 12 июля представители тех же организаций направили в межрайонную инспекцию ИФНС №1 Мурманской области, 46 налоговую инспекцию в Москве и Минюст РФ заявления о назначении на посты генеральных директоров компаний, входящих в порт одного и того же человека - некоего Юрия Сибарсова, личности неизвестной в отрасли и, по-видимому, не имеющей опыта управления крупными инфраструктурными объектами. Однако на следующий день налоговые органы сравнили подписи уполномоченных представителей предприятия и новоявленных - подлог вскрылся.

«Развалить работу Комплекса очень легко, - отметил на прошедшей в Москве 4 августа пресс-конференции Александр Яшин. - Сегодня «Витино» действует как часы. Прилив, когда огромный танкер грузоподъемностью сто тысяч тонн может подойти к нефтетерминалу, длится несколько часов. Все действия расписаны по минутам. Представляете, что будет, если сюда придут люди, не представляющие специфики работы?!».

Вспомним трагедию в Мексиканском заливе. Немалую долю вины возложили на руководство ВР. Если произойдет утечка нефтепродуктов в Витино, то мало не покажется. Наша северная природа куда более ранима.

По словам, Александра Яшина, Аблязов для реализации своих планов привлек компанию А1 Групп.

Однако, попытку, используя сомнительные документы, с ходу на дурачка сменить руководство порта и взять его под контроль можно считать провалившейся. По данному факту прокуратура Мурманской области возбудила уголовное дело по статье мошенничество. Ситуация вокруг порта беспокоит и губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко. Ведь «Витино» важный стратегический объект страны.

Специализированный порт «Витино» расположен в поселке Белое море (Кандалакшский район, Мурманская область) в центре природоохранной зоны Кандалакшского заповедника. «Витино» входит в группу компаний «Белое море» и является объектом стратегического значения, через внешние и внутренние водные пути порт связан с Центральной частью России, а также с Черным, Азовским, Каспийским и Балтийским морями. Портовый терминальный комплекс был создан в 1995 году специально для обслуживания крупнотоннажных танкеров и отвечает всем современным требованиям. С 2001-го года здесь открыта круглогодичная навигация. «Витино» является крупнейшим транзитным пунктом по перевозке нефти, нефтепродуктов и газового конденсата.

http://www.rossia.su/economic/16368-vozvrashhenie-muxtara.html

Морской порт Витино (67°05"N, 32°20"Е) расположен в средней части юго-западного берега пролива, пролегающего между берегом материка и островом Олений. Территория порта состоит из прибрежной полосы вдоль причалов №№1,2,3,4.
http://www.vitino.ru/rus/sail.htm

http://www.oilcapital.ru/edition/nik/archives/nik_2003_2005/nik_03_2005/53644/public/66635.shtml

Витино - нефтяной порт в Кандалакшском районе Мурманской области. Расположен у станции Белое Море, в нескольких километрах к югу от Кандалакши, на западном берегу Кандалакшского залива Белого моря.

Порт имеет 4 причала:
Причал № 1 предназначен для судов портофлота. Глубина у причала 3,5 м.
Причалы № 2 и № 3 обслуживает суда смешанного плавания «река-море» (нефтерудовозов). Глубина у причалов 4,0 м.
Причал № 4 - рейдовый причал, состоящий из 7 швартовых бочек, плавперехода с трубопроводами и якорных систем. Глубина у причала 13,7 м.

Он принимает морские танкера водоизмещением до 70.000т, с размерами до
длина - 230 м;
ширина −32,2 м;
осадка - 10,9 м.
Порт «Витино» открылся в 1995 году.
До навигации 2001 года порта работал сезонно, а с 2001 года - круглогодично.
Порт используется главным образом для экспорта нефти и нефтепродуктов, поступающих по железной дороге. С 25 марта 2010 года в порт разрёшен заход судов с ядерными энергетическими установками.

Грузооборот порта
2004 год - 3,7 млн т (при пропускной способности 8 млн т).
2009 год - 4,4 млн т
январь-апрель 2010 года - 1,5 млн т

общая площадь площадь акватории

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

площадь территории

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

грузооборот

▼ 2,3 млн.т (2013 )

пропускная способность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

время навигации

круглогодично

форма управления

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

к-во и длина причалов к-во портовых кранов

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

глубина у причала характеристика воды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дополнительные сведения наличие собственного флота

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

транспортные развязки

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

лоцпост

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

радиосвязь

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

наличие РЛС

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

наличие маяков, ориентиров

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

стивидоры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

ближайшие порты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

ближайшая ж/д станция

Белое Море

ближайший аэропорт В литературе

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Координаты :

Витино - нефтяной порт в Кандалакшском районе Мурманской области . Расположен у станции Белое Море , в нескольких километрах к югу от Кандалакши , на западном берегу Кандалакшского залива Белого моря .

  • Причал № 1 предназначен для судов портофлота . Глубина у причала 3,5 м.
  • Причалы № 2 и № 3 обслуживает суда смешанного плавания «река-море » (нефтерудовозов). Глубина у причалов 4,0 м.
  • Причал № 4 - рейдовый причал , состоящий из 7 швартовых бочек, плавперехода с трубопроводами и якорных систем. Глубина у причала 13,7 м. Он принимает морские танкеры водоизмещением до 70.000т, с размерами до
    • длина - 230 м;
    • ширина −32,2 м;
    • осадка - 10,9 м.

В настоящее время порт принадлежит компании Usarel.

Грузооборот порта

Напишите отзыв о статье "Витино (порт)"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Витино (порт)

Видение исчезло. А вокруг стало пусто и одиноко. Будто старое тёплое солнце тихо скрылось за чёрную тучу...
– Сколько же времени прошло с того дня, как Светодар ушёл из дома, Север? Я уж было подумала, что он уходил надолго, может даже на всю свою оставшуюся жизнь?..
– А он и пробыл там всю свою жизнь, Изидора. Целых шесть долгих десятков лет.
– Но он выглядит совсем молодым?! Значит, он также сумел жить долго, не старея? Он знал старый секрет? Или это научил его Странник?
– Этого я не могу сказать тебе, мой друг, ибо не ведаю. Но я знаю другое – Светодар не успел научить тому, чему годами учил его Странник – ему не позволили... Но он успел увидеть продолжение своего чудесного Рода – маленького праправнука. Успел наречь его настоящим именем. Это дало Светодару редкую возможность – умереть счастливым... Иногда даже такого хватает, чтобы жизнь не казалась напрасной, не правда ли, Изидора?
– И опять – судьба выбирает лучших!.. Зачем же надо было ему всю жизнь учиться? За что оставлял он свою жену и дитя, если всё оказалось напрасным? Или в этом имелся какой-то великий смысл, которого я до сих пор не могу постичь, Север?
– Не убивайся напрасно, Изидора. Ты всё прекрасно понимаешь – всмотрись в себя, ибо ответом есть вся твоя жизнь... Ты ведь борешься, прекрасно зная, что не удастся выиграть – не сможешь победить. Но разве ты можешь поступить иначе?.. Человек не может, не имеет права сдаваться, допуская возможность проигрыша. Даже, если это будешь не ты, а кто-то другой, который после твоей смерти зажжётся твоим мужеством и отвагой – это уже не напрасно. Просто земной человек ещё не дорос, чтобы суметь такое осмыслить. Для большинства людей борьба интересна только лишь до тех пор, пока они остаются живыми, но никого из них не интересует, что будет после. Они пока ещё не умеют «жить для потомков», Изидора.
– Это печально, если ты прав, друг мой... Но оно не изменится сегодня. Потому, возвращаясь к старому, можешь ли ты сказать, чем закончилась жизнь Светодара?
Север ласково улыбнулся.
– А ты ведь тоже сильно меняешься, Изидора. Ещё в прошлую нашу встречу, ты бы кинулась уверять меня, что я не прав!.. Ты начала многое понимать, мой друг. Жаль только, что уходишь напрасно... ты ведь можешь несравнимо больше!
Север на мгновение умолк, но почти тут же продолжил.
– После долгих и тяжких лет одиноких скитаний, Светодар наконец-то вернулся домой, в свою любимую Окситанию... где его ожидали горестные, невосполнимые потери.
Давным-давно ушла из жизни его милая нежная жена – Маргарита, так и не дождавшаяся его, чтобы разделить с ним их непростую жизнь... Также не застал он и чудесную внучку Тару, которую подарила им дочь Мария... и правнучку Марию, умершую при рождении его праправнука, всего три года назад явившегося на свет. Слишком много родного было потерянно... Слишком тяжкая ноша давила его, не позволяя радоваться оставшейся жизнью... Посмотри на них, Изидора... Они стоят того, чтобы ты их узнала.

Специализированный порт Витино открылся в 1995 году как результат реализации проекта нового терминального комплекса для обслуживания крупнотоннажных танкеров с использованием производственных мощностей Беломорской нефтебазы. Сам порт расположен на западном берегу Кандалакшского залива. Первоначально порт работал только в период летней навигации, сейчас (с 2001 года) работает круглогодично. Используется в основном для экспорта газового конденсата и нефтепродуктов, поступающих по железной дороге. Подход к причалам с моря обеспечивается каналом длиной 18 миль и глубиной до 12,5 метров (при высоте прилива 3 м). Кроме того, есть возможность принимать грузы речным транспортом по Беломоро – Балтийскому каналу.

Проектная мощность терминала – 10 млн тонн/год. Суммарная емкость резервуарного парка – 280 тыс м3 (28 резервуаров). Глубины у причалов – от 13,7 до 15,2 м. Максимальная танкерная партия – 60 тыс тонн. Возможен одновременный прием 149 ж.д. цистерн.

Грузооборот морского порта Витино в 2002-2013 годах (кликабельно):

Подобно злоключениям бизнес-империи Архангельского и его терминала «Онега», у порта начались проблемы после кризисного 2008 года.

В начале 2009 года появилась информация, что морской специализированный порт Витино куплен ЗАО «НК «Руснефтехим». Позже стали известны подробности сделки: 51% ООО «Морской специализированный порт Витино» приобрел бывший владелец казахстанского «БТА-Банка» Мухтар Аблязов, 49% - тогдашние управляющие и совладельцы банка «БТА — Казань» («дочки» БТА) Максим Пухликов и Сергей Шекланов.

Вскоре у Аблязова начались конфликты с правительством Казахстана, и он обратился с просьбой о политическом убежище в Англии, после чего Витино стало предметом судебных разбирательств. В феврале 2010 года Высший королевский суд Великобритании по иску «БТА-Банка» арестовал акции компаний - владельцев порта. Банк утверждал, что кредит в $120 млн, полученный Аблязовым и Пухликовым на покупку Витино, был выдан незаконно, и требовал передачи порта в свою собственность. Согласно исковому заявлению кредитные средства были выданы подставной голландской компании Chrysopa Holding, а в дальнейшем перечислены кипрской Usarel Investment для приобретения компаний White Sea Complex, Nort- hen Operations, ООО «Н-Терминал», ООО «Морской специализированный порт Витино» и др., владеющих объектами порта Витино. Сообщалось, что Usarel закрыла сделку по приобретению порта у группы Nitek в августе 2008 года, конечная стоимость сделки составила около $125,9 млн.

По утверждению «БТА-Банка», кредит «фактически был прикрытием для маскировки хищения средств банка в пользу Usarel и ее материнской компании «Lux». При этом банк заявлял о хищении своим бывшим топ-менеджментом в общей сложности более $6 млрд…

В мае 2011 года лондонский суд признал законность претензий банка к Мухтару Аблязову, впоследствии вынеся постановление о заключении его под стражу на 22 месяца и лишении его права на дальнейшую защиту своих интересов. Сам Аблязов к тому времени находился в бегах, и его местонахождение до последнего момента не было известно.

В марте 2013 года Высокий суд Лондона постановил, что Usarel обязана передать «БТА-Банку» свою долю в группе компаний White Sea, владеющей портом Витино, «за исключением пакета акций, который приобретался за счет средств, предоставленных структурами нефтетрейдера «Руснефтехим». Суд, в частности, признал причастность к мошенническим схемам согласно законам России и Казахстана бывших коллег Аблязова - проживающего в Лондоне гражданина Казахстана Жаксилика Жаримбетова и бывшего руководителя московского представительства «БТА-Банка» Ильдара Хажаева.

Отметим, что еще в 2010 году обстоятельства купли- продажи порта Витино выяснял Следственный комитет при МВД России. В феврале 2013 года Следственное управление СК РФ по Северо-Западному федеральному округу сообщило о расследовании двух дел «по фактам незаконного приобретения прав на имущество Морского специализированного порта «Витино» и Беломорской нефтебазы.

Некоторые эксперты ранее полагали, что в случае если «БТА-Банк» получит контроль над Витино, акции порта могут быть перепроданы по согласованной цене одной из российских госструктур. В числе наиболее вероятных претендентов называлась «Газпром нефть» - один из прежних основных клиентов Витинского порта.

Впрочем, по данным базы СПАРК-Интерфакс (на 17/07/13), компания ЧК «Юзарел Инвестментс Лимитед» (Кипр) до сих пор владеет 100% акций порта.

Нынешние перспективы порта достаточно туманны и печальны. Главный клиент «Новатэк» переводит грузопоток газового конденсата на свой терминал в Усть-Луге, перевалка бензина находится под вопросом из-за постоянного введения ограничений, а возобновление перевалки нефти (которая была начата еще в 2005 году ЮКОСом) вряд ли возможна из-за введения в строй БТС-2 и ВСТО-2. Впрочем, есть вероятность, что порт спасет новый поставщик газового конденсата в лице Газпрома с Сургутского ЗСК и перспектива увеличения поставок бензина с Антипинского НПЗ на котором в 2013 году должен закончиться монтаж установки первичной переработки нефти, в результате чего мощность завода вырастет почти в 2 раза – до 7,5 млн тонн в год. Так что следующий год будет показательным для Беломорской нефтебазы и специализированного порта Витино.

Витино порт Белого моря

Витино - нефтяной порт в Кандалакшском районе Мурманской области. Расположен у станции Белое Море, в нескольких километрах к югу от Кандалакши, на западном берегу Кандалакшского залива Белого моря.
Порт Витино имеет 4 причала:
Причал № 1 предназначен для судов портофлота. Глубина у причала 3,5 м.
Причалы № 2 и № 3 обслуживает суда смешанного плавания «река-море» (нефтерудовозов). Глубина у причалов 4,0 м.
Причал № 4 - рейдовый причал, состоящий из 7 швартовых бочек, плавперехода с трубопроводами и якорных систем. Глубина у причала 13,7 м. Он принимает морские танкеры водоизмещением до 70.000т, с размерами до
длина - 230 м;
ширина −32,2 м;
осадка - 10,9 м.

Порт Витино открылся в 1995 году. До навигации 2001 года порт Витино работал сезонно, а с 2001 года - круглогодично.
Порт Витино используется главным образом для экспорта нефти и нефтепродуктов, поступающих по железной дороге. С 25 марта 2010 года в порт разрёшен заход судов с ядерными энергетическими установками.
В настоящее время порт принадлежит компании Usarel.
Грузооборот порта недотягивает до пропускной способности 8 млн т
2004 год - 3,7 млн т.
2009 год - 4,4 млн т
2013 год 2,3 млн т

Компания Газойл Центр, входит в группу компаний Воталиф (Votalif) . Является динамично развивающейся, вертикально интегрированной. Имеет договорные отношения с крупнейшими производителями нефтепродуктов. Постоянно расширяет круг клиентов, партнеров и перечень предлагаемых продуктов. Улучшая качество оказываемых услуг, максимально повышает эффективность ведения бизнеса по обеспечению своих клиентов всем комплексом услуг.

Приглашаем в нашу группу: https://t.me/gasoilcenterru – правила просты: покупка, продажа, без грубости!

Газойл Центр осуществляет доставку, проверку качества, предоставляет оперативную информацию о местонахождении товара в пути, быстро и правильно оформляет документы. С 2010 года идет развитие арсенала производственных мощностей. Стратегической целью компании, является становление как лидера среди трейдеров на рынке России, а так же стран СНГ. Энергетические компании через диверсификацию рынков сбыта, так или иначе решают свои задачи через трейдеров, которые обеспечивают увеличение объемов и оборотов капитала. Обеспечение надежности поставок, роста эффективности деятельности, использования научно-технического потенциала – это все в развитии компании.

Создание компании

23 ноября 2009 года, решением Ахмедова Вадима Валерьевича и Филатова Андрея Викторовича, утвержден устав компании. Создана структура компании утвержден логотип (товарный знак и название: Компания «Газойл Центр». Компании «Газойл Центр» поставлена основная задача: оптовая торговля нефтепродуктами. Поставленная перспектива в 2009 году: добыча и переработка нефти и газа, была реализована с 2011 года. С момента основания сотрудники компании стремятся к достижению трех взаимосвязанных целей: обеспечить качественное обслуживание клиентов, создать стабильную и прочную команду, принимать нововведения.

Следуя этим целями компания работает в России, странах Европы и Азии. Гордость за результаты работы компании, подкреплена отзывами о труде сотрудников. Мы смело идем в будущее. В соответствии с целями деятельности, компании определяет в них главное: качество.

Мы всегда несем ответственность перед клиентами за выполнение обязательств. Гибкость и инициативность нашего мышления позитивно отражается на сотрудничестве с партнерами, а качество нашей работы ставит точку в выборе надежного партнера. Компания продает нефтепродукты, как по ЖД России, так и другими видами транспорта. Доставка дизельного топлива (солярки), Бензинов Аи-92, Аи-95 и других осуществляется только по договорам. Наша компания входит в группу компаний, продажа нефтепродуктов происходит с 1995 года. Основные нефтепродукты: СПБТ, ПБА, СУГ, ШФЛУ, нефть, газ, пропан, бутан, бензин, ДТЛ, ДТЗ, печное топливо, мазут топочный, битум.





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.