Учет пбу. Краткая характеристика положений о бухгалтерском учёте, принятых в рф. ПБУ в составлении финансовой отчетности

При восстановлении бухгалтерского учета организаций мы столкнулись с непониманием некоторых бухгалтеров положения по бухгалтерскому учету 18\02. в связи с чем решили написать цикл статей, разъясняющий

Практический пример расчета для определения текущего налога на прибыль есть в

Кто применяет ПБУ 18/02?

Читая раздел «Общие положения», мы, безусловно, отвечаем на этот вопрос. Применяют данное ПБУ организации, которые исчисляют и уплачивают налог на прибыль. Другими словами, если вы в соответствии с законодательством не исчисляете и не уплачиваете налог на прибыль, то применять ПБУ 18/02 не нужно. Не применяют ПБУ 18/02:
  • кредитные учреждения;
  • государственные (муниципальные) учреждения;
  • применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Зачем ПБУ 18/02 вообще нужно применять?

Ответ содержится в этом же разделе. Применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), от налога на прибыль, сформированного и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. Другими словами, данное ПБУ отражает в бухгалтерском учете некую величину, которая в будущем будет влиять на налог на прибыль. В результате разных правил учета доходов и расходов, изложенных в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету и в законодательстве о налогах и сборах в РФ, возникает разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и прибылью (убытком), отраженной в налоговой декларации по налогу на прибыль и формируется из временных и постоянных разниц п.3 ПБУ 18/02.

ОНА (отложенный налоговый актив)-

сначала признаем расходы в бухгалтерском учете, а в последующие периоды в налоговом. Доходы в налоговом, а позднее в бухгалтерском.Сложилась практика использования аббревиатуры ТНП (текущий налог на прибыль) и УРНП (условный расход по налогу на прибыль).
Отражаются в отчетности:
Бухгалтерский баланс: Актив:

ОНО (отложенное налоговое обязательство)-

противоположность ОНА. Сначала признаем расходы в налоговом учете, а в последующие периоды в бухгалтерском. Доходы в бухгалтерском, а позднее в налоговом. Отражаются в отчетности: Бухгалтерский баланс: Пассив:

Постоянные разницы

доходы и расходы, признаваемые только в бухгалтерском или только в налоговом учете. Они бывают: ПНА-постоянные налоговые активы; ПНО-постоянные налоговые обязательства; Отражаются в отчетности:

Временные разницы.

Итак, мы подходим к самому «серьезному» моменту, который вызывает всегда массу вопросов со стороны бухгалтеров. Это - временные разницы. Что это такое, и как с этим «бороться», мы рассмотрим в этой статье. Временные разницы – это такие разницы, которые будут влиять на налог, в будущем увеличивая его или уменьшая. Соответственно, те разницы, которые увеличат налог на прибыль, будут называться налогооблагаемые временные разницы, а те, которые будут уменьшать налог на прибыль – вычитаемые временные разницы. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства. Отложенные налоговые активы (ОНА) - это вычитаемые временные разницы, умноженные на ставку налога на прибыль в момент признания ОНА. При уменьшении или погашении вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться ОНА. Бухгалтерские проводки: Начисление ОНА Дт09 Кт68; Погашение ОНА Дт68 Кт09. Отложенные налоговые обязательства (ОНО) - это налогооблагаемые временные разницы, умноженные на ставку налога на прибыль в момент признания ОНО По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства. Бухгалтерские проводки: Начисление ОНО Дт68 Кт77; Погашение ОНО Дт77 Кт68. В бухгалтерской отчетности позволяется отражать ОНА и ОНО сальдировано (свернуто). Сумма налога на прибыль (НП) называется условным доходом (расходом) (УД(Р)), если НП определять из бухгалтерской прибыли (убытка). НП сформированный из налоговой прибыли равен УД(Р)-ПНО+(-) ОНА+(-)ОНО ОНА и ОНО отражаются в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств. Переплата по налогу на прибыль учитывается в качестве актива, задолженность – в качестве пассива. В отчете о финансовых результатах отражаются ПНО, ОНА, ОНО и текущий налог на прибыль.

Отчет о финансовых результатах:


Кроме того, отдельно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрываются:
  • условный расход (условный доход) по налогу на прибыль;
  • постоянные и временные разницы, возникшие в отчетном периоде и повлекшие корректирование условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль в целях определения текущего налога на прибыль;
  • постоянные и временные разницы, возникшие в прошлых отчетных периодах, но повлекшие корректирование условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль отчетного периода;
  • суммы постоянного налогового обязательства (актива), отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства;
  • причины изменений применяемых налоговых ставок по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
  • суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства, списанные в связи с выбытием актива (продажей, передачей на безвозмездной основе или ликвидацией) или вида обязательства.

Все ПБУ по бухучету на 2019 год в деятельности хозсубъектов должны применяться обязательно, если иное не установлено конкретным источником права. Какие ПБУ действуют в нынешнем году, а какие ожидаются в последующих, расскажем в нашей статье.

ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п. 3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета. К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016).

В 2017 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2017 году

Правила бухучета, применяемые в РФ в 2017 году, представлены следующим перечнем:

  • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
  • ПБУ 4/99 — устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
  • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
  • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте .

  • ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
  • ПБУ 5/01 — регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
  • ПБУ 6/01 — устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
  • ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
  • ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
  • ПБУ 18/02 — устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
  • ПБУ 19/02 — регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
  • ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
  • ПБУ 3/2006 — регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
  • ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
  • ПБУ 1/2008 — определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
  • ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
  • ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
  • ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
  • ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
  • ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
  • ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
  • ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
  • ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
  • ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.

Новые ПБУ в 2018-2021 годах

С 2017 года Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2018-2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета...» от 18.04.2018 № 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Название проекта ПБУ

Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения

Разработка новых федеральных стандартов

Нематериальные активы

Незавершенные капвложения

Дебиторка и кредиторка

Документы и документооборот

ПБУ 1/2008 Учет.политика орган.

Данное ПБУ устанавливает правила формир. Учет.политики главбухом или иным лицом, на которое возложено ведение БУ организации. Документ регламентирует порядок утверждения: раб. план счетов, форм первичных учетных документов, регистровбу, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств орган., способы оценкиА и О, правила документооборота и технология обработки учетной инфо. Кроме этого положение устанавливает порядок и правила внесения изменений в учет.политику орган..

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

раскрывает порядок форм.и раскрытия в бу и отчетности инфо о доходах, расходах и финрезультатах организаций являющихся подрядчиками либо субподрядчиками в договорах строительного подряда, длительность работы по которым носит долгоср.характер и составляет более 1отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. Кроме этого, ПБУ, используется при учете договоров оказания услуг в области архитектуры, в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом. Документ определяет требования к организации объектов БУ по указанным договорам, условия признания доходов и расходов, а так же правила определенияфин.рез.

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость кот.выражена в ин. валюте

Документ устанавливает особенности форм-я в бу и отчетности инфо об А и О, стоимость кот. выражена в ин. валюте, в том числе подлежащих оплате в руб., организациями, являющимися юр. лицами по закон-ву РФ. ПБУ регламентирует порядок пересчета выраженных в ин. валюте стоимостиАи О в рубли, требования к учету курсовых разниц, а так же устанавливает порядок отражения в БУ А и О, используемых организацией для ведения деятельности за пределами РФ.

ПБУ 4/99 Бух.отчетность организации

Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бух. отчетности - единой системы данных об имущ. и фин.положении организации и о результатах ее хоз. деятельности, составляемая на основе данных бу по установленным формам. Документ определяет перечень форм бух.отчетности и общие требования к ней: правила оценки статей бух. отчетности, аудит бух. отчетности.



ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов

устанавливает правила формирования в бу инфо о мат-произ. запасах организации. Определяет порядок оценки мат-произ.запасов и требования к порядку учета фактических затрат на их приобретение (затраты по заготовке и доставке, проценты по кредитам, таможенные пошлины и т.п.). Регламентирует порядок определения их с/с при передаче в производство и ином выбытии и требования к раскрытию инфо в бух.отчетности.

ПБУ 6/01 Учет ОС

Полож. устанавливает требования к правилам формирования в бу инфо об ос предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве ос. Раскрывается методика оценки ос и состав затрат для формирования первонач. стоимости объекта (суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; затраты на доставку объекта, таможенные пошлины и таможенные сборы, проценты по кредитам и т. п.). Устанавливаются способы начисления амортизации объектов ос: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Порядок учета затрат организации на ремонт и восстановление объектов. Требования к отражению в буопераций выбытия ос в случаях: продажи, прекращения использования вследствие морального или физ.износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный капитал другой орган., паевой фонд и иных случаях.

ПБУ 7/98 События после отчетной даты

Для целей бу событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на фин. состояние, движение ден. средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бух.отчетности за отчетный год. Данное ПБУ устанавливает порядок отражения в бух. отчетности ком-х организаций (кроме кредит.орган.), являющихся юр. лицами по законодательству РФ, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бух.отчетности. В приложении к ПБУ приводится примерный перечень фактов хоз.деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.

ПБУ 8/01 Условные факты хоз. деятельности

Условным фактом хоз.деятельности в соответствии с ПБУ является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хоз. деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. Это Положение устанавливает порядок отражения условных фактов хоз.деятельности и их последствий в бух. отчетности ком-х организаций. Определяет состав условных фактов для бу. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении. Раскрытие инфоо последствиях условных фактов в бух.отчетности организации.

ПБУ 9/99 Доходы организации

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экон. выгод в результате поступления активов, денеж. средств, иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов собственников имущества. Документ устанавливает правила классификации доходов, раскрывает перечень, состав доходов организации и порядок их признания. Данное ПБУ применяется ком. организациями (за исключением кред.и страх.) и регламентирует порядок отражения инфо.

ПБУ 10/9 Расходы организации

Определяет правила форм-я в бу инфо о расходах предприятий, классифицирует их состав и устанавливает условия для признания расходов. Описывает порядок признания и раскрытия ком.и управ. расходов в отчетности.

ПБУ 11/2008 Инфо о связанных сторонах

Это Положение устанавливает порядок раскрытия инфо о связанных сторонах в бух.отчетности. Определяет перечень операций со связанной стороной, а так же обязательный состав инфо. подлежащий раскрытию.

ПБУ 12/2000 Инфо. по сегментам

Положение применяется организацией при составлении сводной бух.отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юр. лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бух. отчетности.

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

Документ устанавливает правила формир. в учете инфо о получении и использовании гос.помощи, предоставляемой ком-м организациям (кроме кред.Орган.), являющимся юр. лицами по законодательству РФ (далее организации), и признаваемой как увеличение экон. выгоды конкретной организации в результате поступления активов (ден.средств, иного имущества)

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

Устанавливает правила формирования в бу и бух.отчетности инфоо немат. активах организаций. Определяет условия для принятия к бу объекта в качестве нематериального актива, и регламенируетпрорядок первоначальной оценки. Задает правила учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА.

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ раскрывает особенности форм-я в бу и бух.отчетности инфо о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в т.чтоварным и коммер.).

ПБУ 16/02 Инфо по прекращаемой деятельности

Устанавливает порядок раскрытия инфо по прекращаемой деятельности в бух.отчетности ком. организаций. Описывает понятие прекращаемой деятельности, условия ее признания и оценки. Задает требования к раскрытию информации в отчетности.

ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы

устанавливает правила форм-я в бу и бухг.отчетности ком. организаций, являющихся юр. лицами по законодательству РФ (за искл.кредит. организаций), инфо о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Это ПБУ определяет правила форм-я в учете и порядок раскрытия в бух.отчетности инфо о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством РФ порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кред.Орган.и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бу РФ (далее – бух. прибыль (убыток), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток), рассчитанной в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений

Определяет правила формирования в бу и отчетности инфо о фин. вложениях организации. Правила их первоначальной и последущей оценки, выбытия, а также требования к порядку определения доходов и расходов по фин. вложениям.

ПБУ 20/03 Инфооб участии в совместной деятельности

устанавливает правила и порядок раскрытия инфо об участии в совместной деятельности в бух.отчетности ком. организаций (кроме кред. организаций), являющихся юрид. лицами по законодательству РФ. Раскрывает понятия: cовместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. Определяет требования к раскрытию инфо в бух.отчетности.

ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений

Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бух.отчетности), инфо об изменениях оценочных значений и устанавливает порядок раскрытия таких данных в пояснительной записке к бух. отчетности.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; "Российская газета", N 10, 20 января 1999 г.).

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации

(в ред.-28.04.2017 № 69н)

Положение
по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"
(ПБУ 1/2008)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее - организации).

(в ред. Приказов Минфина России от 25.10.2010 N 132н, от 28.04.2017 N 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики - на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее - несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(п. 15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

(п. 17 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

18. Абзац исключен. - Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.

(п. 20.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

  • наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
  • обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступления этих обстоятельств;
  • содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;
  • значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

(п. 20.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

  • причину изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.

(п. 23 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

25. Утратил силу. - Приказ Минфина России от 28.04.2017 N 69н.

С 1 января 1999 г. во исполнение Программы реформирования в России бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности было введено в действие Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, которое состоит из шести разделов.

Раздел 1. Общие положения

Определяется порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации; рассматривается понятие бухгалтерского учета; названы объекты и основные задачи бухгалтерского учета; определяется порядок регулирования бухгалтерского учета законодательными, нормативными и правовыми актами, указываются лица, ответственные за их выполнение, устанавливается назначение и содержание учетной политики организации.

В зависимости от объема учетной работы руководитель может:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение с главным бухгалтером во главе;
  • ввести в штат должность бухгалтера:
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, либо специализированной организации, либо бухгалтеру-специалисту;
  • лично вести бухгалтерский учет.

Раздел 2. Основные правила ведения бухгалтерского учета

В разделе сформулированы требования к ведению бухгалтерского учета; установлены правила документирования хозяйственных операций; определено назначение и порядок формирования регистров бухгалтерского учета; указаны способы оценки имущества и обязательств, назначение и порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств, правила бухгалтерского учета выявленных при инвентаризации расхождений между фактическими и учетными данными.

Раздел 3. Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности

Состоит из двух подразделов: в первом — изложены основные требования к содержанию, формам, порядку составления. подписи, изменения бухгалтерской отчетности. Все организации составляют бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года по установленным формам (состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов России); во втором — установлены правила оценки статей бухгалтерской отчетности: незавершенные капитальные вложения; финансовые вложения; основные средства; нематериальные активы: сырье, материалы, готовая продукция и товары; незавершенное производство и расходы будущих периодов; капитал и резервы; расчеты с дебиторами и кредиторами; прибыль (убыток) организации.

Раздел 4. Порядок представления бухгалтерской отчетности

Для всех организаций (за исключением бюджетных) определены направления, формы, сроки представления годовой бухгалтерской отчетности; указано, что названная отчетность является открытой для заинтересованных пользователей: банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков, других субъектов; определен порядок публикации бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Раздел 5. Основные правила сводной бухгалтерской отчетности

Согласно этим правилам:

  • в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации;
  • указываются лица, подписывающие сводную бухгалтерскую отчетность, — руководитель и главный бухгалтер, ответственность которых определена законодательством РФ.

Раздел 6. Хранение документов бухгалтерского учета

Организации при хранении документов должны соблюдать следующие правила:

  • сроки хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности устанавливаются в соответствии с правилами организации государственного архивного дела (не менее 5 лет);
  • изъятие первичных документов производится только органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судами, налоговой полицией, инспекцией;
  • ответственность за организацию хранения документов несет руководитель организации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

На сегодня разработаны, утверждены и действуют следующие положения по бухгалтерскому учету.

Краткое обозначение

Название

Утверждающий документ

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 24.03.2000 № 31 н, от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007 № 26н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645)

Учетная политика организации

Учет договоров строительного подряда

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 154н (в ред. приказа Минфина РФ от 25.12.2007 № 147н)

Бухгалтерская отчетность организации

Учет материально- производственных запасов

Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N° 44н (в ред. приказов Минфина РФ от 27.11.2006 № 156н, от 26.03.2007 № 26н)

Учет основных средств

Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. приказов Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н, от 12.12.2005 № 147н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н)

События после отчетной даты

Приказ Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н (в ред. приказа Минфина РФ от 20.12.2007 № 143н)

Условные факты хозяйственной деятельности

Приказ Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н (в ред. приказов Минфина РФ от 18.09.2006 № 11 бн, от 20.12.2007 № 144н)

Доходы организации

Приказ Минфина РФ от б мая 1999 г. № 32н (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н)

Расходы организации

Приказ Минфина РФ от б мая 1999 г. № ЗЗн (в ред. приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 30.03.2001 № 27н, от 18.09.2006 N° 116н, от 27.11.2006 N° 156н)

Информация о связанных сторонах

Информация по сегментам

Приказ Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11н (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н)

Учет государственной помощи

Приказ Минфина РФ от 16 октября 2000 г. N9 92н (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 115н)

Учет нематериальных активов

Учет расходов по займам и кредитам

Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 107н (в ред. приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N° 115н, от 27.11.2006 № 155н)

Информация по прекращаемой деятельности

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы

Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 №116н)

Учет расчетов по налогу на прибыль

Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н (в ред. приказа Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н)

Учет финансовых вложений

Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н (в ред. приказов Минфина РФ от 18.09.2006 №116н, от 27.11.2006 № 156н)

Информация об участии в совместной деятельности

Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н (в ред. приказа Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н)

Изменения оценочных значений

Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций

Письмо Минфина РФ от 30.12.1993 г. № 160

Рассмотренное выше Положение базируется на законодательных и нормативных актах, регламентирующих вопросы организации бухгалтерского учета в России и учитывающих некоторые международные стандарты финансовой отчетности, приближая к ним российский учет.





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.