Принципы организации и функционирования бюджетной системы рф. Проблемы и направления функционирования бюджетной системы российской федерации. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства

Принципы функционирования бюджетной системы РФ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Принципы функционирования бюджетной системы РФ
Рубрика (тематическая категория) Финансы

Экономическое содержание и назначение бюджета

Глава 1. Бюджет и бюджетное устройство РФ

Стратегические задачи по развитию экономики и социальной сферы находят отражение в приоритетах бюджетной политики. Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает всœе его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. Сбалансированная бюджетная политика - ϶ᴛᴏ основа новых финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между государством и обществом, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

С помощью бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата͵ армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения го­сударством возложенных на него функций.

Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределœение национального дохода и внутрен­него валового продукта͵ что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определœенные экономические отношения. Бюджет - категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из базовых инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Бюджет выполняет следующие задачи:

‣‣‣ перераспределœение ВВП;

‣‣‣ государственное регулирование и стимулирование экономики;

‣‣‣ финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

‣‣‣ контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целœенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределœение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой базе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др.
Размещено на реф.рф
Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.
Размещено на реф.рф
Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределœения (прибыль, зарплата͵ добавленная стоимость, ссудный процент, рента͵ дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределœения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. К примеру, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уров­нем жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, расходы бюджета носят транзитный характер.
Размещено на реф.рф
В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Вместе с тем, за счёт расходов бюджета происходит перераспределœение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер.
Размещено на реф.рф
На возвратной базе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

1.2. Бюджетная система и принципы ее построения

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределœения власти между центром и административно-территориальными образованиями всœе государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всœех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединœенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определœенной политической самостоятельностью в пределах распределœенных между ними и центром компетенции. Бюджетная система федеративных государств трехуровневая и состоит из федеративного бюджета͵ бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целœей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелœетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами федерации которой являются республики в составе РФ, края, области и автономные округа.

В соответствии с Конституцией РФ (статьи 71 и 132), Бюджетным кодексом РФ (статья 10) и изменениями к нему (ФЗ №120 от 20.08.2004ᴦ.) бюджетная система России состоит из трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

Бюджеты городских и сельских посœелœений.

В бюджетную систему РФ входят 83 бюджетов субъектов РФ, среди которых 21 республиканский; 55 краевых и областных бюджетов; 1 бюджет автономной области; 4 бюджетов автономных округов и 2 бюджета городов федерального значения.

Функционирование бюджетной системы Российской Федерации основано на следующих основополагающих принципах:

Принципы функционирования бюджетной системы РФ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принципы функционирования бюджетной системы РФ" 2017, 2018.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

Единство бюджетной системы РФ;

Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

Самостоятельность бюджетов;

Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Сбалансированность бюджета;

Эффективность и экономность использования бюджетных средств;

Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

Гласность;

Достоверность бюджета;

Адресность и целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства. В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто.

В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто - только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами. Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов др. уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны. Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.


Бюджетная система РФ основана на ряде принципов:
  1. Единство бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов);
  2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы - закрепление соответствующих видов доходов полностью по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
  3. Самостоятельность бюджетов разных уровней - самостоятельность каждого уровня бюджетной системы по осуществлению бюджетного процесса, наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, законодательное закрепление регулирующих доходов соответствующих бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов и т.д.).
  4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов - все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления отражаются в обязательном порядке и в полном объеме и т. д.
  5. Сбалансированность бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить их необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  7. Общее или совокупное покрытие расходов бюджета - все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита могут быть направлены на финансирование определенных расходов бюджета только при финансировании целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
  8. Гласность - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
  9. Достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социальноэкономического развития соответствующей территории, реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  10. Адресность и целевой характер использования бюджетных средств -
бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретным получателям с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
  1. Бюджетная классификация
Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Бюджетная классификация, утвержденная Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» (от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ, с изменениями от 8 августа 2001 г. № 127-ФЗ), является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и включает:
  • классификацию доходов бюджетов РФ - группировку доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения (Приложение А);
  • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ - группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направление финансов на выполнение основных функций государства (Приложение Б);
  • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ - группировку расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - группировку заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - группировку долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ - группировку государственных внешних обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета - группировку расходов, отражающую распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов - по целевым статьям и видам расходов.

Еще по теме Принципы функционирования бюджетной системы РФ:

  1. Вопрос 1.Характеристика бюджетного устройства и бюджетной системы.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

ь принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;

ь принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

ь принцип самостоятельности бюджетов;

ь принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

ь принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

ь принцип сбалансированности бюджета;

ь принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

ь принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

ь принцип прозрачности (открытости)

ь принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

ь принцип гласности;

ь принцип достоверности бюджета;

ь принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

Принцип единства бюджетной системы - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Принцип заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

В современных условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т. п.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов является важнейшим и означает:

  • 1. Право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • 2. Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;
  • 3. Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • 4. Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • 5. Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • 6. Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Выделяют бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто -- только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип гласности означает:

  • o обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного органа или между исполнительным и законодательным органами государственной власти;
  • o обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правильны. Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т. е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране, хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Благовещенский Финансово - Экономический Колледж - Филиал Федерального Государственного Образовательного Бюджетного Учреждения Высшего Профессионального Образования «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»

ПЦК «Финансы и учёт »

Отчет по учебной практике

ПМ 01.01. МДК 01.01. «Основы Организации и Функционирования Бюджетной Системы Российской Федерации»

Выполнила:

Колупаева Дарья Антоновна

Студентка 312 группы

Проверила:

Мамбиталина Наталья Дмитриевна

Благовещенск 2016

Содер жание

1. Понятие бюджета его сущность, свойства и виды

2. Основные показатели бюджета

2.1 Доходы бюджета

2.2 Расходы бюджета

2.3 Дефицита бюджета

3. Федеральная Целевая Программа

4. Межбюджетные трансферты

5. Государственный финансовый контроль

1. Понятие бюджет а его сущность, свойства и виды

Бюджет в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации - это форма образования и расходования денежных средств, в целях финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Основные свойства бюджета :

1. Формирование и использование бюджетных средств, осуществляется с помощью применения балансового метода.

2. Формирование и использование бюджетных средств, осуществляется на базе единого бюджетного законодательства, в рамках которого органы местного самоуправления наделены некоторой самостоятельностью.

3. Бюджет носит народно - хозяйственный характер, т.е. он связан со многими отраслями народного хозяйства.

Бюджетная система РФ - это совокупность всех бюджетов.

При построении БС определяющим фактором является тип государственного устройства: либо это унитарное государство, либо федеративное государство.

Унитарное государство имеет 2 уровня (федеральный и местный бюджеты), а федеративное государство 3 уровня (федеральный, региональный и местный бюджеты).

Виды бюджетов:

1. Федеральный

2. Бюджет субъектов Российской Федерации (региональный)

3. Местный

4. Консолидированный

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система основана на следующих принципах (приведено лишь несколько) :

1. Принцип единства бюджетной системы.

2. Принцип самостоятельности бюджетов.

3. Принцип прозрачности (открытости) бюджетов.

4. Принцип достоверности бюджетов.

5. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

6. Принцип единства кассы.

2. Основные показатели бюджета

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2.1 Доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющимися, в соответствии с бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицитов бюджета.

Классификация доходов - это группировка доходов бюджетов всех уровней БС РФ.

К доходам бюджета относятся :

1. Налоговые и неналоговые доходы

2. Безвозмездные поступления (в т.ч. межбюджетные трансферты)

3. Собственные доходы

Мною проведен анализ показателей областного бюджета за 2013 - 2015 годы, из которого можно сделать вывод, что общий объем доходов бюджета Амурской области за три анализируемых года увеличивается..

2.2 Расходы бюджета - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ ИФДБ.

Расходные обязательства - это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности РФ, субъекта РФ, муниципального образования или действующего от их имени бюджетного учреждения, предоставить юридическому или физическому лицу, субъекту международного права денежные средства из соответствующего бюджета.

Бюджетные ассигнования - это предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, для выполнения бюджетных обязательств.

Классификация расходов - это группировка расходов бюджета всех уровней БС РФ, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления (СГУ) и местного самоуправления основных функций, а также решение основных социально - экономических задач.

В результате проведенного мною анализа функциональной структуры классификации расходов областного бюджета на 2014 - 2015 годы можно сделать следующий вывод, что общий объем расходов областного бюджета имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение данного показателя.

2.3 Дефицит бюджета - это превышение расходной частью бюджета над его доходной частью.

Причины дефицита бюджета:

1) Опережающий рост расходов по сравнению с доходами (эта причина свойственна для развитых стран);

2) Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

3) Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становиться недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

Методы покрытия дефицита бюджета:

1) Дополнительная эмиссия денег;

2) Ужесточение налоговой политики;

3) Выпуск долговых государственных ценных бумаг;

4) Государственные займы и кредиты;

Виды источников финансирования дефицитов бюджета:

1) В нутренние источники (в валюте Российской Федерации):

· бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

· сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) В нешние источник и ( в иностранной валюте) :

· государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

· кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Мною в процессе прохождения учебной практики был проведен анализ источников финансирования дефицитов бюджета Амурской области на 2013 - 2015 годы. По его результатам можно сделать следующее утверждение, что на протяжении 3 анализируемых лет ИФДБ имеет тенденцию к увеличению, несмотря на то, что в 2014 году наблюдалось снижение анализируемого показателя.

Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. бюджет источник дефицит контроль

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Мною в процессе прохождения учебной практики был определен дефицит бюджета Амурской области за период с 2013 - 2015 года. По результату анализа, который был проведен, можно сделать следующее утверждение, что областной бюджет носит дефицитный характер.

Налоговая система - совокупность разных видов налогов, в построении и исчислении которых реализуются определенные принципы. Состоит из прямых и косвенных налогов.

По экономическому содержанию доходы бюджета представляют собой финансовые отношения, возникающие между государством, хозяйствующими субъектами, гражданами в процессе формирования и исполнения соответствующего бюджета.

Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

· федеральные налоги и сборы;

· налоги и сборы субъектов РФ - региональные;

· местные налоги и сборы.

Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетную систему.

Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с налоговым законодательством налоги распределяются между бюджетами различных уровней по установленным нормативам отчислений.

Так мною в процессе прохождения учебной практики произведено распределение налогов между федеральным, региональным и местным бюджетами.

Профицит бюджета - это превышение доходной части бюджета над расходной его частью.

В процессе прохождения учебной практики мною был проведен анализ сводной ведомости учета доходов по счету №40102 за 2015 год. Было выявлено что наибольший остаток на конец 2015 года занимают доходы от «Штрафов, санкций, возмещений ущерба» и составляют 159 272,60 тыс. руб. А наименьший остаток на конец занимают доходы от «Административных сборов и платежей» и составляют 545,5 тыс. руб.

3. Федеральная Целевая Программа

Федеральная целевая программа (ФЦП) в России -- это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки.

Федеральная Целевая Программа содержит:

v Заказчик ФЦП;

v Координатор ФЦП;

v Основные цели и задачи ФЦП;

v Этапы реализации ФЦП;

v Источники финансирования ФЦП;

v Конечный ожидаемый результат.

Работа с целевыми программами осуществляется по следующим стадиям:

*Отбор проблем для программной разработки;

*Решение о разработке программы и ее формирование;

*Экспертиза и оценка программы;

*Утверждение программы;

Мною в процессе прохождения учебной практике была проделана работа над сбором и анализом информации о Федеральной Целевой Программе «Культура России» на период с 2012 - 2018 года.

4. Межбюджетные трансферты

В соответствии со ст. 6 БК РФ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме :

· Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

· Субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

· Субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

· Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

· Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Мною в процессе учебной практики по междисциплинарному курсу 01.01. было проведено 2 анализа.

В первом случае анализировался размер субвенции , выделяемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на социальную поддержку лиц, награжденных почетными знаками «Почетный донор Российской Федерации», по результатам расчетов которого можем сказать, что из Федерального бюджета необходимо выделить субвенцию бюджету субъекта Российской Федерации в размере 309 923 320 рублей.

Следующий анализ проводился по определению размера субсидий, выделяемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для частичного возмещения расходов регионального бюджета на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, по результатам которого можно сделать утверждение о том, что из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации размер субсидии составляет 2 969,33 рублей.

5. Государственный финансовый контрол ь

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой составляющей процесса управления общественными финансами, которая обеспечивает соблюдение законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов.

В соответствии с БК РФ представительные органы осуществляют следующие формы финансового контроля:

1) предварительный финансовый контроль -осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения бюджета;

2) текущий финансовый контроль - осуществляется в ходе исполнения бюджета;

3) последующий финансовый контроль - осуществляется в ходе составления, рассмотрения и утверждении отчета об исполнении бюджета.

Виды ревизий (проверок) принято классифицировать по следующим признакам:

1. По субъекту контроля:

· ревизия государственных органов;

· внутренняя ревизия;

· ревизии проводимые аудиторскими фирмами.

2. По организационному признаку:

· Полные;

· Частичные;

· Тематическая;

· Комплексная.

Полная ревизия - такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.

Частичная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности организации.

Тематическая ревизия - такая проверка, при которой проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности по однородным организациям, участкам.

Комплексная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам.

По результатам анализа проведена ревизия столовой больницы, внесена запись в акт по разделу «Обоснованность списания продуктов питания», так же были разработаны предложения и основные рекомендации руководителю учреждения по улучшению деятельности больницы.

Все поступления по невыясненным поступлениям зачисляются на счет 40101.

Основные п ричины отнесения органами Федерального казначейства платежей к невыясненным поступлениям:

1) Данные в полях «ИНН получателя», «КПП получателя» и «КБК» платежного документа отсутствуют или не соответствуют нормативно- справочной информации;

2) Код ОКАТО по поступлениям, частично или полностью зачисляемым в местный бюджет, отсутствует или не соответствует нормативно-справочной информации;

3) Отсутствие у администратора доходов полномочий по администрированию поступивших платежей;

4) Отсутствие нормативов распределения для КБК и ОКАТО;

По результатам анализа выяснено, что основная причина отнесения на счет невыясненных поступлений - это ошибка указания ИНН и КПП получателя платежа.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика федерального бюджета как формы образования и расходования денежных средств. Анализ бюджетной классификации, законодательно устанавливаемой по однородным признакам группировки доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2011

    Бюджет как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Анализ роста или спада показателей по статьям расхода бюджета РФ на протяжении 3-х лет.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2013

    Анализ понятия местного бюджета - формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Особенности контроля за исполнением местного бюджета, его расходов и доходов.

    реферат , добавлен 17.04.2010

    Бюджет как форма образования и расходования денежных средств, особенности бюджетного финансирования. Анализ бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика основных каналов финансового обеспечения: ведомственно-корпоративный и территориальный.

    курсовая работа , добавлен 31.07.2012

    Понятие и значение бюджета как формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Специфика и принципы организации межбюджетных отношений в России.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения различных потребностей, задач и функций государства. Три уровня бюджетной системы. Объект исследования – бюджетное финансирование и изучение его особенностей.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2008

    Роль дефицита в развитии (торможении) экономического состояния в стране. Функции, причины возникновения и способы покрытия дефицита бюджета. Анализ бюджетного дефицита в России и источников финансирования, перспективные направления его регулирования.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2011

    Рассмотрение понятия сбалансированности бюджета. Изучение видов дефицита бюджета, определение причин его возникновения и источников финансирования. Составление таблицы кодов доходов и расходов согласно Бюджетной классификации Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Осуществление и учет кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Организация и проведение финансового контроля органами Федерального казначейства. Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета.

    методичка , добавлен 26.12.2010

    Государственный бюджет как централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций. Анализ источников финансирования бюджетного дефицита. Характеристика функций государственного бюджета.





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.