Наличный денежный оборот, принципы его организации. Основные принципы организации денежного обращения Принципы и методы организации денежного обращения

денежная кредитная политика стоимость

Организация денежного обращения - это поддержание оптимального соотношения между наличным и безналичным оборотом, упорядочение и достижение необходимой непрерывности процессов, связанных с движением наличных денег. Эффективная организация денежного обращения предполагает установление строго порядка эмиссии денежных знаков в обращение. Выпуск денег в обращение, производящий к увеличению находящихся в нём наличных денег, называется эмиссией наличных денег. Выпуск осуществляется ЦБ. Обращению наличных денег присущ ряд особенностей, которые определяют в конечном итоге характер его организации. Денежное обращение организуется на основе следующих принципов: 1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности. 2. Эластичность и экономичность денежного обращения. Наличные и безналичные деньги имеют единое кредитное основание и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, легко переходят друг в друга. Такая взаимосвязь позволяет сдвигать границы между наличным и безналичным денежными оборотами, и позволяет достигать экономии за счет замены дорогих наличных денег более дешевыми безналичными. 3. Комплексность организации денежного обращения. Призвана сделать управление денежным обращением более экономичным и удобным. 4. Регулярность и бесперебойность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими.. потребностями. 5. Регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами. Регламентации подлежат кассовые операции следующих хозяйствующих субъектов:

  • а) банков и иных кредитных организаций;
  • б) российских юридических лиц, в том числе предприятий связи;
  • в) российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения;
  • г) нерезидентов Российской Федерации Эмиссия наличных денег осуществляется Банком России совместно с его главными управлениями. Для этого Банком России при его главных управлениях созданы расчетно-кассовые центры (РКЦ). Регулирование денежного обращения государством.

Объективной необходимостью для экономики является регулирование денежного обращения. Оно предполагает: 1. Определение объёма денежной массы на данный период; 2. Направление потоков денежной массы с учётом решения задач в области общественного производства; 3. Меры по поддержанию устойчивости денежного обращения и повышению покупательской способности денег.

Существует 4 варианта целенаправленного действия государства: 1. Прямое воздействие на динамику производства и выпуска на рынок товара; 2. Снижение или увеличение скорости обращения денег; 3. Сокращение или увеличение денежной массы; 4. Прямое (директивное) увеличение денежной массы. Все преобразования в сфере денежного обращения осуществляются государством путём проведения денежных реформ. Денежная реформа представляет собой радикальное устранение недостатков в денежной сфере, предусматривающее переход к применению устойчивой денежной единицы, отличающейся стабильностью покупательной силы, что может способствовать развитию отношений, присущих рыночной экономике, повышению роли денег в развитии народного хозяйства. Денежные реформы осуществляются в соответствии с законодательными актами, направленными на укрепление денежной системы страны. В ходе денежных реформ сымаются из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаются новые, изменяется денежная единица или ее золотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой. Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как в налично-денежном обороте, так и в безналичных расчетах. При этом необязательно, особенно в современных условиях, изменение золотого содержания денежной единицы, но может измениться курс национальной валюты. Завершение денежной реформы надает гарантии сохранения устойчивости новой денежной единицы в последующем. После проведения денежной реформы необходимо систематическое осуществление определенных мер по сохранению достигнутых результатов. Немалую роль в этом играет обоснованная денежно-кредитная политика, с помощью которой может быть осуществлено необходимое регулирование денежной сферы. Содержание и исторический опыт проведения денежных реформ позволяют выделить три важнейшие предпосылки успешного их осуществления, к числу которых могут быть отнесены: * рост производства, способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен, что имеет первостепенное значение для поддержания устойчивости денежной единицы; * бездефицитность бюджета, позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост иен; * наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, а при необходимости использовать такие резервы для ввоза товаров, увеличивать их предложение на рынке.

Значение каждого из перечисленных факторов при проведении различных денежных реформ неодинаково, лишь при наличии этих предпосылок, проведение реформы может быть успешным. Так же мерой, призванной устранить негативные последствия снижения устойчивости денежной единицы, является деноминация. Она имеет несравненно меньшее значение и состоит в изменении наименования денежной единицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы по определенному соотношению (например, 10: 1) новой денежной единицей. Подобные меры не приводят к существенному преобразованию денежной системы и сводятся лишь к замене денежной единицы, что имеет в основном техническое значение, поскольку облегчает и упрощает счет, но не ведет к созданию устойчивой денежной единицы. Применяемая терминология для характеристики изменений денежной единицы не всегда достаточно правильно оценивает содержание таких мер. Например, проведение деноминации, как правило, означает уменьшение номинального выражения эмитируемых денежных знаков. Подобная оценка практически приемлема для характеристики деноминаций, проведенных в нашей стране. Это относится к деноминации в 1992 г., когда рубль выпуска 1992 г, заменял 10000 руб. ранее выпущенных денежных знаков, а также в 1923г., когда вновь выпушенные знаки соотносились к знакам образца 1922 г. как 1: 100. Впоследствии в 1996 г. была проведена замена выпущенных ранее денежных единиц по соотношению 10; 1 к единице 1961 г. Такая мера представляла собой деноминацию, которая сводилась к изменению номинального выражения денежной единицы, что имело значение главным образом для денежного оборота внутри страны. Однако одновременно с деноминацией было уменьшено золотое содержание денежной единицы в 4, 5 раза. Оно не могло характеризоваться как деноминация, а представляло собой самостоятельную меру, которая имела отношение в основном к операциям с иностранными государствами. Не вполне точно, по нашему мнению, дается наименование деноминации в Указе Президента РФ от 4 августа 1997 г. «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». В соответствии с Указом предусматривается деноминация нарицательной стоимости денежных знаков, а не денежной единицы, в то время как деноминация распространяется не только на наличные денежные знаки, но и на деньги безналичного оборота. Мерой стабилизации денежной единицы является также девальвация. В 1998г. в РФ повышенный интерес привлекала к себе девальвация. Этот процесс был обусловлен сложившимся положением в экономике, финансовым кризисом неплатежами, колебаниями курса рубля, что имело значение для расчетов по внешнеэкономическим операциям, а также при обмене рубля на иностранную валюту (доллар и др.) При рассмотрении проблемы девальвации существуют различия в определении ее содержания, причин, вызывающих ее осуществление. В процессе анализа проблемы игнорируются различия в характере денежной единицы и условиях ее функционирования. Действительно, при функционировании полноценной или разменной на золото денежной единицы под девальвацией понималось снижение стоимостной величины денежной единицы, состоявшее в уменьшении ее золотого содержания. Так, в середине ХХ в. как нечто само собой разумеющееся в литературе отмечалось, что девальвация состоит в уменьшении золотого содержания денежной единицы. Например, девальвация франка в 1928 г. заключалась в том, что «его золотое содержание уменьшилось почти в 5 раз по сравнению довоенным», девальвация итальянской лиры (1936 г.), японской иены (1937 г.) «состояла в уменьшении золотого содержания названных денежных единиц».

В приведенных характеристиках осуществление девальвации не увязывается с изменениями курсов валют, а связывается с изменением золотого содержания денежных единиц. В отличие от ранее существовавших характеристик и девальвации в современных условиях, когда весовое золотое содержание денежной единицы не фиксируется и размен денежных знаков на золото не производится, изменилось понимание девальвации. Сравнительно широко распространена характеристика, которая связывает девальвацию со снижением курса национальной валюты, с необходимостью накопления достаточных золотовалютных резервов, способных обеспечить стабильность ее курса. Недостаточность подобной трактовки состоит в том, что в ней в большей или меньшей степени игнорируются такие важные обстоятельства, влияющие на курс национальной валюты, как соотношение уровней цен на внутреннем и зарубежных рынках, инфляционные процессы. Определенное влияние на курс валюты оказывают состояние торгового и платежного балансов, а также воздействие государства на изменение уровня цен с помощью мер таможенной и налоговой политики. Не следует игнорировать и такие факторы, как изменение стоимости товаров в связи с колебаниями в размере издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров, снижения цен на нефть, газ и другие товары на международных рынках. Итак, девальвация - такое изменение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, которое сопровождается понижением покупательной способности денежной единицы. Необходимо учитывать, что изменение и прежде всего снижение курса рубля сопровождается рядом последствий, в том числе: * повышением заинтересованности в увеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большую сумму рублей; * ростом цен на внутреннем рынке, особенно по импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материального положения населения; * снижением ценности рублевых сбережений (наличными деньгами и деньгами, хранящимися в банках) ; * ухудшением условий импорта оборудования и различных приборов. Все это должно послужить побудительным мотивом для осуществления государством определенных мер по устранению негативных последствий снижения курса рубля, как для предприятий, так и для населения. Существуют также такие меры стабилизации, как дефляция (уменьшение денежной массы путём изъятия из обращения излишних бумажных денег) и нуллификация (ликвидация старых и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве).

Характеристика законов денежного обращения

Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом. Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены. С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается. Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций - средства обращения и средства платежа, несколько видоизменяется и приобретает следующую форму: КД = (СЦ-К+П-ВП) /О Где КД - количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа; СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг; К - сумма проданных товаров и услуг в кредит; П - сумма платежей, по которым не наступил срок; ВП - сумма взаимно погашающихся платежей; О - среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения. При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможными обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т. е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег с. точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функций не только средств обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства - товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнение его к множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству. Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению. В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения.

Согласно классической теории А. Маршалла И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы: МY=PQ, где М - масса денег;

Р - цена товара;

Y - скорость обращения денег;

Q - количество товаров, представленных на рынке. Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно: цена товара на количество товаров, представленных на рынке. Уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.

В России главная причина увеличения денежной массы - огромный дефицит федерального бюджета, который на 2000 г. предусмотрен в размере 57, 87 млрд. руб., или 1, 08% к ВВП. В течение первой половины 90-х годов он погашался дополнительным выпуском денег в обращении, в то же время товарный оборот реально сокращался из-за сокращения объема производства.

Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.

Скорость оборота денег - это второй фактор изменения денежной массы. (О первом говорилось в пункте II. 1.) Под «скоростью обращения денег» понимается среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении: V = U: M, где V - скорость обращения денег;

U - номинаьный объём ВНП;

M - масса денег в обращении. Для расчёта скорости обращения денег, т. е. их интенсивного движения при выполнении ими функций обращения и платежа, используются два показателя. 1. Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов: О = ВВП или НД/ Денежная масса (М 1 или М 2) ;

Этот показатель свидетельствует о связи денежного обращения с процессами экономического развития.

Наличное денежное обращение представляет собой движение наличных денег - банкнот и монет - в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и обращения Эриашвили Н.Д. Финансовое право. М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. С. 528.. В экономическом обороте в данном случае используются денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы).

Наличные деньги чаще всего применяются в розничном кругообороте товаров, работ и услуг, а также для расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий, страховых возмещений по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода, по платежам населения за коммунальные услуги.

Движение наличной денежной массы в основном происходит в сфере денежных отношений с участием физических лиц, расплачивающихся наличными денежными знаками за приобретаемые товары, потребляемые работы или услуги, а также с их помощью выполняющих свои обязательства различной правовой природы перед публичными образованиями (государством, муниципальным образованием).

Несмотря на устойчивую тенденцию к сокращению наличного денежного оборота, все участники экономической жизни общества в той или иной степени вовлечены в операции с наличными денежными средствами. Даже в развитых западных экономиках наличное обращение продолжает существовать, хотя в таких странах объемы безналичного обращения в несколько раз превышают наличный оборот.

Наличное денежное обращение в Российской Федерации осуществляется на основе федеральных законов «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» //СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790., «О банках и банковской деятельности» Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1990. № 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» //СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790. 2001. № 26. Ст. 2586, Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 ноября 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410. и разработанного в соответствии с ними Положения от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (ред. от 31.10.2002) Положение от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» в ред. от 31.10.2002 (утв. Советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол № 47) // Вестник Банка России. 1998. № 1; 2002. 6 ноября., которое обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка Российской Федерации, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России. Детализация основных положений, закрепленных в названных нормативных актах, осуществляется на подзаконном уровне, в первую очередь посредством принятия актов Центрального банка РФ, в чью компетенцию входит деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением.

Наличные денежные знаки в Российской Федерации используются довольно широко. Несмотря на заинтересованность государства в минимизации наличного денежного обращения, подавляющее большинство платежей в России с участием физических лиц все еще осуществляется в наличной форме. В действующем российском законодательстве отсутствуют какие-либо ограничения на использование наличной национальной валюты для осуществления платежей при условии, что хотя бы одна сторона сделки (обычно это плательщик) является физическим лицом. Согласно ст. 861 ГК РФ Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301., все расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.

Стоит отметить, что использование наличных денег при выдаче заработной платы за последние годы заметно сократилось с введением и распространением в крупных российских городах и финансово-промышленных центрах практики открытия «зарплатных» банковских карт. Однако получение зарплаты путем перевода безналичных денежных средств на счет банковской карты лишь уменьшает вовлеченность работодателей в наличный денежный оборот, сокращает их операции с денежной наличностью, но почти не влияет на количество наличных денежных знаков в обращении, поскольку работник, получивший зарплату в форме банковского перевода, в большинстве случаев затем осуществит вполне законное «обналичивание» денег через соответствующий банк или банкомат и расходование заработанных средств будет происходить в привычной и традиционной наличной форме. Следовательно, основная цель минимизации наличного оборота - эффективное и оперативное регулирование количества денежной массы, находящейся в обращении, - не достигается.

Ощутимое сокращение объемов наличного оборота можно было бы ожидать, если не только выплата заработной платы, но и ее расходование осуществлялось преимущественно в безналичной форме. Однако сокращение операций юридических лиц (частных и государственных) с наличными денежными средствами облегчает и сокращает работу государственных органов и их агентов, контролирующих соблюдение правил обращения наличной национальной валюты. Поэтому, безусловно, стоит признать, что общая устойчивая положительная тенденция в российском обществе к распространению безналичных форм расчетов с участием физических лиц и перевод зарплаты на банковские карты стимулирует этот процесс.

Вероятно, следует также ожидать вынужденного увеличения безналичных расчетов в сфере оплаты коммунальных услуг, услуг по предоставлению телефонной связи населению, электроэнергии и т.п. Введение банками с июня 2010 г. комиссионных сборов при приеме платежей за оказываемые коммунальные услуги должно стимулировать население производить платежи через счета в «Сбербанке» или «Банке Москвы» с использованием банковских карт этих кредитных организаций, поскольку комиссионная процентная ставка в данном случае либо существенно ниже, либо не взимается.

В то же время выплата пенсий, пособий и других социальных выплат физическим лицам по-прежнему в основном производится в наличной форме. А, поскольку выплачивающей стороной, как правило, выступает коммерческое юридическое лицо, государственное учреждение или орган государственной власти, можно утверждать, что в наличный денежный оборот в России вовлечены не только физические, но и юридические лица и органы государственной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Конституции РФ и ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Введение на территории страны других денежных знаков и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

Официальными денежными знаками в Российской Федерации признаются:

· банковские билеты (банкноты) достоинством 10, 50, 100, 500, 1000, 5 000 р.;

· металлические монеты достоинством 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5, 10 руб.

Законом определены основные принципы организации денежного обращения.

Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.

Банкноты (денежные билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством платежа на территории России. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монеты Центрального банка Российской Федерации являются его безусловными обязательствами и обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Денежное обращение организуется на основе следующих принципов:

1. Централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Такая централизация позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять ее в тесной связи с обеспечением общей устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности.

2. Эластичность и экономичность денежного обращения. Наличные и безналичные деньги имеют единое кредитное основание и поэтому находятся в тесной взаимосвязи, легко переходят друг в друга. Такая взаимосвязь позволяет сдвигать границы между наличным и безналичным денежными оборотами, и позволяет достигать экономии за счет замены дорогих наличных денег более дешевыми безналичными.

3. Комплексность организации денежного обращения. Призвана сделать управление денежным обращением более экономичным и удобным.

4. Регулярность и бесперебойность обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с их реальными экономическими потребностями.

5. Регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами. Регламентации подлежат кассовые операции следующих хозяйствующих субъектов: а) банков и иных кредитных организаций; б) российских юридических лиц, в том числе предприятий связи; в) российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения; г) нерезидентов Российской Федерации.

Эмиссия наличных денег осуществляется Банком России совместно с его главными управлениями. Для этого Банком России при его главных управлениях созданы расчетно-кассовые центры (РКЦ).

В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:

* прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

* установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для банков;

* установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;

* определение порядка ведения кассовых операций банков;

* обеспечение устойчивости рубля;

* разработка и проведение единой денежно-кредитной политики;

* монопольное осуществление эмиссии наличия денег и организация их обращения.

Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы банков и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых оборотов по приходу и расходу сообщаются РКЦ, в котором открыт корреспондентский счет банка за 14 сут. до начала прогнозируемого квартала.

Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу и расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым банкам на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и получаемых от банков сообщений об ожидаемых оборотах наличных денег. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 сут. до начала квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России.

Прогнозные расчеты ожидаемой эмиссии денег используются РКЦ при составлении заявок на подкрепление оборотной кассы.

Прогнозируемые обороты наличных денег на предстоящий квартал по региону по приходу в кассы учреждений банков и их выдачам, эмиссионному результату сообщаются территориальными учреждениями Банка России для сведения Департаменту регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации за 3 сут. до начала прогнозируемого квартала.

Прогнозные расчеты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.

Денежное обращение - это процесс, который является важнейшей экономической составляющей в любом государстве.

Определение

Сложное сплетение различных производственных, торговых и инвестиционных процессов, в том числе накопления и вложения капитала, прочно связанных с ними, а также формирование и использование кредитных средств возможно благодаря такому экономическому явлению, как денежное обращение.

Это движение денег, которое происходит во внутреннем обороте государства, а также в системе внешнеэкономических связей. Оно может иметь наличную и безналичную форму. Этим отличаются финансы. Денежное обращение обслуживает процесс реализации услуг, товаров, экономические платежи нетоварного характера.

Однако оно имеет и другое определение. Иными словами, это процесс движения денег, при котором происходит выполнение их функций.

При этом денежный оборот - это движение денег, которое происходит между тремя основными группами агентов в экономике: потребителями, предприятиями, государственными органами власти.

Если рассматривать денежное обращение с учетом последнего определения, то денежный оборот можно представить в качестве суммы всех платежей, которые осуществляют экономические агенты в безналичной и наличной форме.

Факторы, влияющие на денежное обращение

Оказывать влияние на денежное обращение могут следующие факторы:


Что входит в денежный оборот?

Денежный оборот включает в себя оборот как наличных, так и безналичных денег.

Деньги наличные имеют форму банкнот и разменных монет.

Безналичные деньги - это те денежные средства, которые представлены на счетах в различных учреждениях кредитного типа.

В связи с этим различают два основополагающих типа денежного обращения: наличное и безналичное.

Наличное обращение

Налично-денежное обращение - это процесс движения наличных денег для выполнения ими двух основных функций - платежного средства и средства обращения. Обслуживание данного обращения обеспечивается посредством банкнот, металлических монет и денег в бумажной форме.

Используется такая форма обращения денег при осуществлении кругооборота товаров, для оплаты услуг, при выплате зарплаты и проч.

Размер оборота


Размер такого оборота находится в прямой зависимости от рыночного уровня цен в государстве, от объемов услуг и товаров, от количества звеньев, которые составляют систему расчетов.

На долю налично-денежного обращения приходится малая часть, по некоторым расчетам - около 10% от всего денежного обращения. Причем аналитики говорят о тенденции к снижению объема такого типа обращения в связи со стремительным развитием безналичной системы расчетов.

Принципы наличного обращения

В момент организации наличного обращения должны учитываться следующие принципы:

1. Централизованная организация и регулирование денежного обращения. С учетом этого принципа ЦБ наделен исключительным правом организации и регулирования движения наличных денежных средств. Это позволяет достичь таких немаловажных факторов, как устойчивость, бесперебойность денежного обращения. Помимо этого, учитывается покупательная способность государственной валюты. Достичь этого принципа позволяют нормативные документы, которые регламентируют проведение кассовых операций во всех хозяйствующих субъектах и кредитных учреждениях.

2. Экономичность, эластичность денежного обращения. В основе как наличных, так и безналичных денег лежит одна и та же кредитная основа. Поэтому они с легкостью могут трансформироваться друг в друга, что дает возможность проводить эластичный сдвиг между наличным обращением и безналичным, в зависимости от требований экономики. Согласно этому принципу, государство может изменять наличное обращение на безналичное, которое по своей сути является более дешевым.

3. Принцип комплексности при организации денежного оборота. То есть оба вида обращения (как наличное, так и безналичное) должны рассматриваться как единое целое. Реализуется данный принцип законодательно путем фиксации единого порядка расчетов через банки коммерческого типа. Денежное обращение и кредит тесно связаны между собой.

4. Обеспечение экономики наличными деньгами должно быть регулярным и бесперебойным. В соответствии с данным принципом, ЦБ должен осуществлять своевременную эмиссию бумажных денег, а также регламентировать деятельность различных коммерческих банков и организаций кредитного характера. Цель подобного воздействия - регулировать своевременное обслуживание расчетов между субъектами экономики.

5. Установление четкого регламента по выполнению операций с участием наличных денег. В данном случае государство при помощи соответствующих нормативных актов четко регламентирует выполнение следующих операций: оприходование наличности, выдача ее в кассах банка, документальное сопровождение кассовых операций.

Безналичное обращение

Безналичное денежное обращение - это процесс движения денег, который не предполагает участия их в бумажной форме. В данном случае движение стоимости осуществляется путем перевода между счетами организаций кредитного характера. Результатом безналичного обращения является изменение остатков средств на лицевых счетах банковских клиентов. Такой тип обращения основан на использовании различных кредитных инструментов. К ним можно отнести чеки, векселя, кредитные карты.

С помощью безналичного обращения могут обслуживаться следующие виды отношений:

Между лицами юридическими.

Между организациями кредитного характера и юрлицами.

Между физическими лицами и юридическими.

Между физическими лицами и организациями кредитного типа.

Между государством и юридическими лицами. Регулирование денежного обращения принадлежит государству.

Наравне с наличным, безналичное обращение может использоваться для осуществления различных платежей и переводов, при повседневной оплате товаров и услуг.

Преимущества безналичного оборота

В отличие от наличного обращения, объем безналичного значительно больше - он составляет до 90% общего оборота денежных средств. Такая пропорция не случайна, ведь безналичный расчет имеет ряд преимуществ:

1. Позволяет экономно расходовать наличные деньги.

2. Способствует сокращению издержек обращения, ведь расходы на печать денег и их пересылку значительно сокращаются.

3. Значительно увеличивает скорость, с которой происходит обращение денег.

В соответствии с ГК РФ, могут применяться несколько форм безналичного расчета:

Расчеты при помощи платежных поручений.

Расчеты при помощи чеков.

Расчеты при помощи платежных требований-поручений.

Расчеты при помощи аккредитивов.

Финансы, кредит и денежное обращение - эти понятия имеют огромное значение в экономике государства.

Принципы организации безналичных расчетов

Безналичные расчеты имеют собственные принципы организации.

Первый принцип предполагает осуществление безналичных расчетов через банковские счета, открываемые клиентами для перевода и хранения денежных средств.

Второй принцип предполагает, что банк должен осуществлять платежи между счетами только с распоряжения их владельца и том порядке, который установил. Все безналичные платежи могут осуществляются исключительно в пределах остатка, который имеется на счете. Данный принцип закрепляет право субъекта на самостоятельное определение той очередности, в которой должны осуществляться платежи.

Третий принцип организации денежного обращения предполагает свободу выбора между формами безналичных расчетов. То есть субъект рынка может самостоятельно определять, какой формой безналичного расчета ему удобнее и целесообразнее пользоваться.

Четвертый принцип называется принципом срочности платежей. Подразумевает под собой, что расчеты должны осуществляться в строгом соответствии с установленными сроками, которые определены и закреплены законом или иными нормативными актами. Другими словами, этот принцип можно описать так: несомненно, получатель денег заинтересован в их зачислении, но не менее заинтересован и в том, чтобы зачисление происходило в точно оговоренный срок. На практике принцип срочности очень важен - он позволяет предприятиям рационально строить собственный оборот денег, основываясь на степени срочности тех или иных платежей.

Пятый принцип - обеспеченность платежа. Принцип обеспеченности неразрывно связан с предыдущим, так как плательщик должен иметь ликвидные средства для соблюдения принципа срочности.

Закон денежного обращения


Данный закон позволяет ответить на вопрос о том, сколько денег должно быть в обороте, чтобы они выполняли свои функции. Фактически закон отражает необходимое количество денег, достаточное для того, чтобы те могли выполнять свои основные функции.

Существует три основных фактора, от которых зависит количество денежных средств, которое необходимо:

Объем товаров и услуг, которые проданы на рынке (прямая взаимосвязь).

Уровень цен на услуги и товары, а также тарифы (прямая взаимосвязь).

Скорость, с которой деньги обращаются (обратная взаимосвязь).

Все эти факторы зависят от условий производства. То есть объем товаров и услуг, продаваемых на рынке, напрямую зависит от уровня развития такого показателя, как разделение труда. Стоимость услуг и товаров находится в обратной пропорциональности к уровню производительности труда: уровень производительности выше - цены ниже.

Закон обращения денег можно записать формулой:

Д = Т * Ц / v,

Где Д - денежная масса в обращении, Т - товарная масса, Ц - цена, v - скорость, с которой оборачиваются деньги.

Таким образом, закон денежного обращения напрямую отражает взаимосвязь, которая имеется между товарной массой, обращающейся на рынке, уровнем цен на данные товары и скоростью, с которой деньги оборачиваются.

Деньги - самый загадочный инструмент, опосредующий человеческие отношения. Несмотря на то, что в научном мире не существует единого мнения о природе и сущности денег, эта субстанция развивается, и ее роль в человеческом сообществе постоянно усиливается. И каждый раз, стремясь приоткрывать «занавес в будущее», человечество вынуждено анализировать достигнутое состояние денежного обращения и прогнозировать его развитие на обозримую перспективу. В этой связи существует настоятельная необходимость исследовать деньги как относительно самостоятельную экономическую категорию, выявлять тенденции ее развития и учитывать их в футуристических прогнозах.
Как только в процессе своей эволюции деньги стали выполнять функцию всеобщего эквивалента и приняли собственно денежную форму, последняя стала активно видоизменяться. Поначалу процесс обмена товаров обслуживали только металлические деньги. С развитием торгового оборота и укрепления государственности они постепенно заменялись бумажными деньгами (ассигнациями) с принудительным курсом обращения. Параллельно с их развитием в недрах чисто рыночной (не связанной с государством) экономики возникли кредитные деньги. Последние, в свою очередь, прошли длинный путь развития: от векселей - в средневековье, через банкноты и чеки - в момент их расцвета на заре 20-го века (что собственно привело к гибели металлических и бумажных денег), до электронных денег в виде пластиковых карточек (кредитных и дебетовых) - в настоящее время.
Однако эволюция денег на этом не закончилась. С течением времени электронные кредитные деньги все в меньшей степени стали удовлетворять потребности их владельцев. Во-первых, авторизация карточки при осуществлении всякой даже очень незначительной покупки подвергает клиента риску перехвата информации в каналах связи. Несмотря на серьезное развитие программно-аппаратных средств и организационных методов защиты информации в компьютерных сетях, случаи «взламывания» защитных кодов и осуществления мошеннических операций со счетами клиентов не редки. Во-вторых, при оплате товара или услуги пластиковой карточкой нельзя гарантировать анонимность покупки. А это не всегда устраивает покупателей.
4
С другой стороны, на сегодняшний день существуют неразрешенные проблемы у банков и компаний, предоставляющих услуги электронного денежного оборота. В первую очередь это так называемая проблема микроплатежей. Зачастую цена транзакции превышает долю поступлений от обслуживания операции покупки товара, а иногда и цену самого товара. Это, в свою очередь, ставит в затруднительное положение разработчиков электронной платежной системы при поиске компромисса между допустимой ценой транзакции и степенью ее защищенности.
Отмеченные обстоятельства стали первопричиной дальнейшего видоизменения денег. В начале 90-х годов прошлого века появилась идея так называемых электронных наличных денег. С точки зрения эволюции денег с их появлением замыкается очередной виток гегелевской спирали, описывающей эволюцию денег. С одной стороны, поскольку электронный кошелек может наполняться только с банковского счета, они (электронные деньги) являются как бы продолжением кредитных электронных денег, а с другой - схема их хождения при обслуживании актов купли-продажи и даже их количество в денежном обороте очень напоминают классические бумажные деньги. Такое гармоничное «вписывание» в основную философскую модель диалектики лишний раз подтверждает, что появление электронных наличных является логическим этапом эволюции денег и денежного обращения, продиктованным всем ходом человеческого развития.
К середине 90-х годов прошлого века была завершена теоретическая проработка концепции электронных наличных и принципиальная разработка всех составляющих ее компонент. В статьях Дэвида Чаума (D. Chaum) была предложена концепция построения электронного наличного денежного оборота через информационную сеть Интернет. На этой концепции была построена пилотная система электронного наличного денежного оборота система eCash. Последняя очень быстро стала считаться классической и, благодаря её популярности, начали появляться модифицированные системы и новые концепции электронных наличных.
Складывалось впечатление, что эра электронных наличных денег уже близка. Однако международный кризис 1998 года приостановил широкое шествие этой технологии по планете. Почти все пилотные проекты развалились.
5
Международный стандарт в ожидаемом виде так и не появился. Налицо разрыв между теоретической возможностью осуществления и практической реализацией востребованных человечеством технологий.
Большой вклад в разработку концепции электронного наличного денежного оборота, методов криптографической защиты и других элементов информационной технологии внесли такие видные учёные как: Д.Чаум, Б. Шнейер, М.Крамери, С.Г.Панова, С.Г.Петров, В. Вайнштейн, А.А. Петров, А.Ездаков, А. Самушкова, В.Лопатин, Д. Моуд, К.Преображенский, А. Лебедев, А.Демидов, Л.Дж. Камп, М Сирби, Дж.Д.Тигар, Д. О"Махони, М. Пиерс, X. Тевари, Г. Медвинский, А Фурч, Г. Вригстон, Н. Ферпосон, С. Брандс, М. Блэйз, Б. Фитцман, В. Вайднер, А.Шипилов. Однако ни один из них не ставил проблему построения глобальной платёжной системы наличного денежного оборота по причине сложности его практической реализации. Тем не менее, весь ход естественной эволюции денег и денежного оборота убеждает нас в том, что это - явление временное. Электронные наличные деньги непременно появятся уже в ближайшее время во всём своём разнообразии и положат начало очередному витку в гегелевской спирали развития денег.
В этой связи требуется с высоты достигнутого уровня технологического развития теоретически переосмыслить общую концепцию электронных наличных, провести ревизию и необходимую «доводку» составляющих ее компонент и на этой основе предложить подходящую всем участникам рынка по уровню безопасности, надежности и сервиса единую систему электронных денег. Эти обстоятельства и обусловили выбор темы, цель и структуру настоящего диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является синтез интегрированной платежной системы электронных денег, удовлетворяющей потенциальных участников рынка и имеющий перспективы широкомасштабной практической реализации.
Для достижения указанной цели в диссертации поставлены и решены следующие задачи:
исследовать эволюцию платежных систем и определить направления их перспективного развития;
провести классификацию и анализ существующих вариантов электронного наличного денежного оборота;
6
осуществить выбор средств формализованного представления технологии электронных платежных систем, позволяющих анализировать последние в проекции необходимых нам характеристик;
установить причины коммерческого неуспеха существующих вариантов платежных систем электронных наличных, идентифицировать узкие места в их технологических схемах и выработать функциональные спецификации глобальной платёжной системы, включающей электронный наличный денежный оборот в качестве составляющей подсистемы;
сформировать ключевые спецификации платёжной системы электронных наличных;
разработать структурно-алгоритмическую схему электронного наличного денежного оборота и обосновать ее практическую реализуемость;
сформулировать техническое задание на проектирование подсистемы электронного наличного денежного оборота в составе глобальной электронной платёжной системы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система электронного наличного денежного оборота. Предметом исследования выступают теоретическая концепция и информационная технология электронного наличного денежного оборота.
Теоретическую и методическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области теории денег, денежного оборота, криптографии и других методов защиты информации, информационных и коммуникационных технологий и электронного бизнеса. При решении поставленных задач использовались фундаментальные положения теории денег и денежного оборота, SADT - методология структурирования предметной области и построения информационных моделей, основные положения теории информационных экономических систем и теории алгоритмов, элементы теории множеств, алгебры логики и других разделов математики.
Достоверность основных выводов результатов диссертации обеспечивается строгим следованием научной методологии исследования проблемы, включающей наблюдение, обобщение, анализ и синтез; опорой на хорошо апробированные элементы информационных технологий, которые могут быть использованы в схеме
7
электронного наличного денежного оборота; логичностью постановок и подходов к решению задач; надёжностью источниковой базы.
Научная новизна исследования заключается и развитии научно-технической и программно-методологической базы электронного денежного оборота в части формирования технологической схемы глобальной системы электронных наличных, допускающей интеграцию с традиционными платёжными системами на пластиковых картах и использующей их инфраструктуру для собственного развития.
Элементы новизны содержатся в следующих результатах диссертационного исследования:
- способе формализованного представления существующих систем электронных наличных, позволяющий анализировать последние в разрезе выбранных показателей;
- предложенном варианте преодоления проблемы микроплатежей в электронных платёжных системах, заключающемся в их осуществлении без связи с процессинговым центром и последующим контролем сформировавшихся пулов микроплатежей, сумма поступлений от которых соизмерима с суммарной стоимостью транзакций;
- структурно-алгоритмическая схема гипотетической системы электронного наличного денежного оборота, включающей традиционные пластиковые карточки, электронные платежи в системе Интернет и электронные наличные.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в дальнейшем развитии научной базы построения систем электронного наличного денежного оборота. Критический анализ уже существующих электронных платёжных систем позволил выделить основные недостатки, лежащие в основе схем построения некоторых из них, а также ошибки в позиционировании их на рынке финансовых услуг и на данной основе сформулировать требования к функциональному наполнению, технологической структуре и покомпонентному составу гипотетической системы электронного наличного денежного оборота и построить её структурно-алгоритмическую модель. Дальнейший целенаправленный поиск недостающих
8
компонент модели в смежных и отдалённых сферах применения информационных технологий позволил убедиться в её технологической полноте и практической реализуемости.
Практическая значимость работы заключается в строгой ориентации её основных положений и результатов на реализацию широкомасштабного проекта системы электронного наличного денежного оборота и её интегрирование с уже существующими карточными электронными платёжными системами. Самостоятельное практическое значение имеет технологическая схема углублённого контроля, реализуемая добавочным программным обеспечением на смарт-карте, позволяющая улучшить характеристики безопасности и надёжности последней, а также ключевые спецификации на разработку глобальной платёжной системы электронных наличных.
Апробация и внедрение результатов. Основные результаты исследования неоднократно докладывались и получили одобрительную оценку на научно-методическом семинаре кафедры «Математическое моделирование экономических процессов» Финансовой академии при Правительстве РФ. Структурно-алгоритмическая модель системы электронного наличного денежного оборота передана банку «Независимый банк развития» (г. Москва) для подготовки широкомасштабного проекта её практической реализации. Отдельные положения и выводы диссертационной работы нашли применение в учебном процессе Финансовой академии при Правительстве РФ и используются в рамках дисциплин «Экономико-математическое моделирование» и «Моделирование
макроэкономических процессов».
В первой главе последовательно прослежена эволюция платёжных систем от примитивных товарных отношений «товар-товар», через возникновение символьных денег и их использование в различных платёжных схемах. Прослежена эволюция платёжных систем с позиций диалектики и дана её содержательная интерпретация. Согласно последней деньги как экономическая категория подвержены действию законов диалектики и развиваются по гегелевской спирали. Успешно завершив свой первый виток, появлением чековой схемы расчётов (в её различных модификациях), со второй половины 20-го века деньги наметили очередной виток своего развития появлением электронных платёжных схем.
9
Далее проводится анализ типовых электронных платёжных систем. Рассмотрены их особенности, принципы построения, и технологические аспекты -практические реализации. Приводится качественная оценка положительных и отрицательных сторон рассмотренных систем. Подвергаются тщательному анализу ключевые технологические решения, а также сопровождающие их риски.
Завершает первую главу модель анализа электронных платёжных систем. В её основу положена идея швейцарского учёного Марио Крамери пространственного представления ключевых характеристик платёжных систем, ориентированных по осям (направлениям) «технологические аспекты», «экономические аспекты» и «общественно-правовые аспекты». Применительно к российской действительности в работе предложен состав критериев, составляющих каждое направление модели, и определены методики вычисления их значений. Это, в конечном итоге, подготовило методологическую базу для проведения сравнительного анализа известных систем электронного наличного денежного оборота.
Во второй главе проводится анализ основных технологических решений, заложенных в известных электронных платёжных системах. Для этого выбран способ формализованного описания технологии осуществления платежей в среде различных систем, позволяющий проводить структурный (пооперационный) анализ целых технологических схем и давать оценку отдельным проектным решениям.
В качестве эталонной системы электронного наличного денежного оборота выбрана система E-Cash. В этой связи в работе приводится её детальное описание и анализируются причины неуспешного продвижения на рынок. Технологии всех других электронных платёжных систем рассматриваются относительно E-Cash - технологии. Особое внимание в работе уделено специфике отечественных электронных платёжных систем, которые рассматриваются как базовые при построении глобальной электронной платёжной системы, интегрирующей в себе все функции электронного наличного денежного оборота. При этом с целью выбора и последующего включения в проектируемую систему наилучших проектных решений в параграфе 2.3 приводится их детальный анализ и оцениваются перспективы дальнейшего совершенствования.
10
В третьей главе вырабатываются принципы построения глобальной электронной платёжной системы, представляющей собой одновременно симбиоз и компромисс направлений развития электронных денег, и приводится технологическая схема её работы. Последняя включает как известные проектные решения, хорошо зарекомендовавшие себя в других платёжных системах, так и оригинальные решения автора. В частности, в работе предложена концепция совместимости с другими платёжными системами и разработана архитектура контролёра на смарт-карте, призванного обеспечить контроль за легитимностью транзакций. В заключении главы даются конкретные рекомендации по организации разработки системы и продвижению её на рынок.
и
Глава 1. Сравнительный анализ электронных платёжных систем
1.1.Эволюция платёжных систем
Разделение труда в человеческом сообществе и последующее развитие вначале товарообменных операций, а, впоследствии, торговых привели к появлению денег. Последние в процессе экономического развития претерпевали определённые метаморфозы. Для того, чтобы проанализировать нынешнее состояние этой важной экономической категории, остановимся на её эволюции.
Классическая схема акта купли-продажи приведена на рис. 1.1. Согласно этой схеме - деньги переходят от покупателя к продавцу, а продавец соответственно предоставляет покупателю товар. В сделке задействованы обычные бумажные или металлические деньги как мера стоимости.
Рис 1.1. Классическая схема «деньги-товар»
Данная схема далека от совершенства. Приходится иметь дело с наличностью, что чревато огромными неудобствами. Для того, чтобы их преодолеть, были придуманы чеки, которые так широко описаны в литературе . Покупатель расплачивается за товар чеком, который в любое (теоретически) время может быть обналичен в банке, эмитирующим чеки, либо использован для последующих расчетов (рис. 1.2).
В этом случае действует договоренность между покупателем, продавцом и банком считать чеки равноправными с обычными деньгами средствами платежа. Чеки, как и наличные, защищены от подделки и имеют подпись лица, его выписывающего. Подпись имеет юридическую силу и служит гарантом платежа.
12
Рис 1.2. Чековая схема товарооборота
Намного удобнее, надежнее и безопаснее расчеты с помощью так называемых пластиковых (кредитных и дебетных) карт (рис. 1.3). В этом случае расчеты производятся посредством специальных терминалов, проверяющих подлинность карты, соответствие владельцу, действительность, кредитоспособность (для кредитной карты) и состояние банковского счета (если карта дебетная).
По функциональному назначению выделяют следующие виды карт:
кредитные карточки, используемые в кредитных платежных системах;
дебетовые карточки - используемые в дебитных платежных системах;
карточки с овердрафтом.
Кредитные карточки используются для оплаты различных услуг и товаров за счет кредита, предоставленного банком либо специализированной сервисной компанией. Не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете, необходимо иметь договор с банком, в котором клиент обязуется в течение определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг. Дебетовые карточки используются для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банках путем прямого списания денег со счета плательщика. Клиент распоряжается только суммой с его банковского счета. Дебетовые карточки могут использоваться по назначению только при наличии у продавца связи с процессинговым центром. Процессинговый центр платежной системы представляет собой ядро платёжной системы, обеспечивающее информационное и технологическое взаимодействие между её участниками. Карточки с овердрафтом дают возможность производить платежи свыше суммы, которая зачисляется на счет владельца карточки. Эта
13
сравнительно небольшая сумма трактуется как автоматическое предоставление кредита без специального кредитного договора.
Рис 1.3. Схема расчётов с применением пластиковых карт Банк-эмитент, выпуская карточки и гарантируя выполнение финансовых обязательств, связанных с использованием выпущенной им пластиковой карточки как платежного средства, сам не занимается деятельностью, обеспечивающей ее прием предприятиями торговли и сферы услуг. Эти задачи решает банк-эквайер, осуществляющий весь спектр операций по взаимодействию с точками обслуживания карточек. К типовым операциям банка-эсквайера относятся следующие:
обработка запросов на авторизацию;
перечисление на расчетные счета точек средств за товары и услуги, предоставленные по карточкам;
прием, сортировка и пересылка документов (бумажных и электронных), фиксирующих совершение сделок с использованием карточек;
распространение стоп-листов (перечней карточек, операции по которым по тем или иным причинам на сегодняшний день приостановлены).
Кроме того, банк-эквайер может осуществлять выдачу наличных по карточкам как в своих отделениях, так и через принадлежащие ему банкоматы. Банк может и совмещать выполнение функций эквайера и эмитента.
14
Перечисленные выше функции могут быть делегированы эквайером специализированным сервисным организациям - процессинговым центрам.
Выполнение эквайерами своих функций влечет за собой расчеты с эмитентами. Каждый банк-эквайер осуществляет перечисление средств точкам обслуживания по платежам держателей карточек банков-эмитентов, входящих в данную платежную систему. Поэтому соответствующие средства, а также, средства, возмещающие выданную наличность должны быть затем перечислены эквайеру этими эмитентами. Оперативное проведение взаиморасчетов между эквайерами и эмитентами обеспечивается наличием в платежной системе расчетного банка (одного или нескольких), в котором банки - члены системы открывают корреспондентские счета.
Рассмотрим понятие платежной системы. Платежной системой называют совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками (стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование), так и финансовые аспекты обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
Таким образом, с организационной точки зрения ядром платежной системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В состав платежной системы также входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т.п.
Процессинговый центр - это специализированная сервисная организация, которая обеспечивает обработку поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и/или протоколов транзакций.
15
Последние представляют собой данные о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Центр ведет базу данных, которая, содержит данные о банках - членах платежной системы и держателях карточек. Центр также хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). Если же банк-эмитент самостоятельно ведёт базу о лимитах своих карточных клиентов (on-line банк), то процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Очевидно, что центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру.
Кроме того, на основании накопленных за день протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а, иногда, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы. Процессинговый центр может также обеспечивать потребности банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.
Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между географически распределенными участниками платежной системы при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и в других случаях.
Вплотную к возможностям платёжных систем электронных наличных приближается четвертая схема расчетов платежей с применением смарт-карт (рис. 1.4).
16
Рис 1.4. Схема расчетов платежей с применением смарт-карт Смарт-карта это пластиковая карточка с вмонтированной в нее микросхемой, выпускаемая (эмитируемая) банком.
Смарт-карты можно классифицировать на следующие типы:
запоминающие карты для хранения разного рода численной информации, такой как дебитные и кредитные карточки.
проще ссинговые карты, выполняющие вычисления, сложную обработку и реализующие функции защиты.
контактные карты, позволяющие считывать информацию, только когда карта вставлена в устройство считывания.
бесконтактные карты, позволяющие считывать информацию при помощи тех или иных беспроводных технологий передачи данных.
комбинированные карты, которые поддерживают как контактные, так и бесконтактный способ считывания.
При взаиморасчетах, так же с помощью терминалов, используются специальные, подтвержденные цифровой подписью, сообщения-транзакции. Они содержат сумму платежа, а также идентификаторы покупателя, продавца и эмитента. Терминал передает данную информацию в процессинговый центр эмитента, и на основании данных об этой транзакции банк впоследствии переводит необходимую сумму с карт-счета на счет продавца. Все изменения с помощью того же самого терминала отображаются в микросхеме смарт-карты. Банк не может отказать в транзакции, т. к. карты эмитируются самим банком.
17
В связи с полной автоматизацией всего процесса банк как промежуточное звено из сделки практически выключается, и покупатель с продавцом обмениваются деньгами моментально. При этом нет затрат на оборот наличности, на транспорт и прочие неудобства традиционных видов платежей.
Понятно, что проведение транзакции между клиентами с использованием оффлайнового терминала (а именно это даёт заметное падение себестоимости транзакции) может приводить к резкому ослаблению защиты. Всё происходящее так или иначе находится в пределах досягаемости клиента. Карточка принадлежит ему, терминал не связан с банком и теоретически (если забыть про камеры рядом с банкоматом и охрану здания) может быть обманут, а более «умные» системы контроля самого банка узнают об этом только после передачи им пакета транзакций. Эти проблемы известны и должны решаться с использованием схем, когда такие мошеннические действия были бы либо невозможны, либо невыгодны.
В смарт-технологиях по существу задействованы микросхема на карточке, как носитель информации с возможностями исполнения программ; терминал, выполняющий сразу 3 функции (устройство ввода вывода, устройство проведения транзакции, устройство ведения записей обо всех произведённых операциях) и процессинговая сеть, как средство обеспечения функционирования системы расчётов данного вида.
Эволюция платёжных систем идёт в сторону увеличения числа участников сделки. Сперва это были просто покупатель с продавцом, потом к ним добавился банк, эмитирующий чек, потом его процессинговая сеть, потом уже процессинговая сеть и банки с ней работающие. Каждый дополнительный этап добавляет возможности утечки информации, возможности нестыковок, например, практически любой российский человек за рубежом сталкивался с тем, что при наличии денег на карточке ему отказывали в осуществлении покупки, ссылаясь на их отсутствие. А банк это потом объяснял «временными проблемами». В магазине или ресторане, может попасться недобросовестный продавец и снять лишний «слип» с вашей карточки, а потом попытаться подделать подпись и получить деньги с вашего карточного счёта. Т.к. практически каждый переход сопряжён с увеличением рисков и часто сопряжён с уменьшением удобства пользования платёжной схемой, то можно попробовать избавится от «лишних» участников транзакций, сохранив при этом высокие технологии и их преимущества.

Рассмотрим сущность организации наличного и безналичного денежного обращения, ответив на следующие вопросы:
Каковы принципы организации безналичных расчетов?
Каковы принципы организации налично-денежного оборота?

Каковы принципы организации налично-денежного оборота?

В Европе шесть из семи трансакций совершаются наличными деньгами, а в России этот показатель доходит до 97%. Предпочтения наличных денежных расчетов связаны с их преимуществами, выражающимися в следующем:
а) возможность и безусловность осуществления платежей в качестве законного средства в любых условиях;
б) моментальность осуществления;
в) отсутствие необходимости в специальной и постоянно действующей инфраструктуре;
г) оплата наличными дешевле платежей с использованием банковских карт;
д) легкость применения всеми пользователями;
е) анонимность использования;
ж) наличность предпочтительнее в случае природных, экономических и политических форс-мажорных обстоятельств.
К основным принципам организации налично-денежного оборота относятся:
1) централизация организации и регулирования денежного обращения. Центральный банк имеет исключительную прерогативу по организации и регулированию движения наличных денег по всем каналам обращения и между всеми субъектами. Это позволяет достичь устойчивости денежного обращения, осуществлять его в тесной связи с проблемами обеспечения покупательной способности и устойчивости национальной рубля. Достижение устойчивости предполагает регламентирование выполнения кассовых операций всех кредитных организаций и хозяйствующих субъектов;
2) эластичность и экономичность денежного обращения. Взаимная обращаемость наличных и безналичных денег позволяет сдвигать границы между наличным и безналичным денежным обращением в зависимости от потребностей субъектов хозяйственной деятельности в денежных средствах того или иного вида и задач государственного регулирования, связанных с заменой дорогостоящего наличного обращения на более дешевое безналичное.
3) комплексность организации денежного обращения, обеспечение единства организации и регулирования движения наличных и безналичных средств и их эмиссии;
4) регулярность и бесперебойность обеспечения всех институциональных единиц национальной экономики наличными деньгами в соответствии с их экономическими потребностями;
5) регламентация процедур выполнения операций с наличными деньгами. Регламентации подлежат кассовые операции следующих хозяйствующих субъектов: а) банков и иных кредитных организаций; б) российских юридических лиц, в т.ч. предприятий связи; в) российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения; г) нерезидентов.
Порядок ведения кассовых операций — это совокупность правил приема, выдачи, хранения и инкассации наличных денег как кредитными организациями, прежде всего банками, так и хозяйствующими субъектами, резидентами и нерезидентами. Следует отметить, что осуществление расчетов наличными денежными средствами в Российской Федерации существенно ограничено. Без каких-либо ограничений наличными денежными средствами могут рассчитываться только физические лица и только по операциям, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Наличные денежные средства, поступающие в кассу предприятия, подлежат сдаче в банк, обслуживающий организацию, с их последующим зачислением на ее счет. Сумма денежных средств, которую можно держать в кассе предприятия, лимитируется. Правила и сроки сдачи наличных денег в банк устанавливаются индивидуально по каждой организации.
При организации кассовой работы банки руководствуются требованиями нормативных актов Банка России.

Каковы принципы организации безналичных расчетов?

Безналичная форма расчетов достаточно трудоемка, поскольку связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы. Техника безналичных расчетов установлена «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации» Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-п. В нем сформулированы следующие основные принципы организации безналичных расчетов.
1. Документальность. Платежи со счетов производятся банковскими или другими расчетными учреждениями только по письменному распоряжению клиентов либо по приказу судебных или иных органов, которым законодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть дано: а) путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств; б) в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт).
2. Срочность. Принцип определяет порядок и сроки обработки документов банковскими организациями, сроки списания и зачисления средств на счета. Инструктивными документами Банка России установлены унифицированные сроки обработки платежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах Банка России. В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов. Так, общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
3. Обеспеченность платежа. Принцип означает, что платежи со счета осуществляются в пределах имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета исполняются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств, установленной ст. 855 ч. 2 ГК РФ.
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание, т.е. в так называемой календарной очередности. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
. в первую очередь происходит списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
. во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в т.ч. по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;
. в третью очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в государственные социальные страховые фонды;
. в четвертую очередь происходит списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
. в пятую очередь происходит списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
. в последнюю очередь осуществляется списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
4. Свобода выбора форм безналичных расчетов. Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации-контрагенты могут выбирать по своему усмотрению. Каких-либо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.
5. Унификация платежных документов. Законодательно установлено, что расчетные документы оформляются на бланках единообразной формы в бумажном или электронном видах. Расчетные документы действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки, использование корректирующих жидкостей в расчетных документах не допускаются.




Copyright © 2024 Все для предпринимателя.