Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности. Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. Особенности в зависимости от объекта

ФНС рассчитывает и публикует безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности на своем сайте www.nalog.ru. Если нагрузка и рентабельность компании меньше средних показателей по виду деятельности, возможна выездная проверка.

Вы можете прямо сейчас проверить, будут ли у инспекторов вопросы к вашей компании.

Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2017 году: как рассчитать

Налоговая нагрузка — показатель, рассчитываемый как отношение уплаченных налогов к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.

Формула расчета налоговой нагрузки организации:

сумма налогов за календарный год по данным отчетности / сумма в строке 2110 «Выручка» годового отчета о финансовых результатах x 100%

Для расчета нагрузки в 2017 году надо учесть все налоги, которые платит компания, в том числе НДФЛ за сотрудников.

В 2017 году страховые взносы в сумму уплаченных налогов не включают (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/). Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2018 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

В 2017 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.

Налоговая нагрузка по отраслям на 2017 год

ФНС определяет коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т.е. среднее значение для каждой отрасли (п. 1 критериев оценки рисков проверки, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/).

Если уровень нагрузки в организации ниже, чем в среднем по отрасли, это может вызвать подозрение и организацию включат в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 концепции планирования проверок, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/ , письмо Минфина от 23.06.2016 № 03-02-08/36472).

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года.

Показатели налоговой нагрузки по отраслям на 2017 год

Безопасная рентабельность по видам экономической деятельности 2017

Если у организации показатели хоть немного отличаются от средних, может прийти письмо или вызов в инспекцию.

Региональные показатели налоговики не афишируют. Калькуляторы для расчета региональной нагрузки есть в сервисах на сайтах УФНС по Петербургу nalog.ru/rn78/, по Кировской области nalog.ru/rn43/. Но это исключения.

Инспекторы могут ориентироваться не только на цифры ФНС. Например, ревизоры высчитывают среднюю нагрузку по отдельному налогу и по региону. С ними сравнивают данные компании.

При плохих показателях инспекторы вызывают руководителя и главбуха для пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Еще налоговики требуют письменные пояснения на камералках на основании статьи 88 НК РФ. Инспекторы заявляют, что низкая нагрузка — это ошибка или противоречие в декларации. Также они могут прислать обычное письмо с предложением проанализировать показатели.

Калькулятор расчета налоговой нагрузки в 2017 году

Рассчитайте показатели своей компании по приведенной выше формуле или используйте наш Калькулятор расчета налоговой нагрузки taxcalc.gazeta-unp.ru. В нем вы можете отдельно рассчитать:

  • налоговую нагрузку компании;
  • рентабельность проданных товаров;
  • рентабельность активов компании.

Сервис доступен для всех подписчиков газеты.

Как работать с калькулятором расчета налоговой нагрузки

В сервисе укажите год, за который считаете налоговую нагрузку, и выберите вид экономической деятельности. Далее запишите суммы налогов, которые вы заплатили за год.

Строка 030 + 040 — 050 (сумма к уплате за вычетом возмещения).

Если результат отрицательный, ставьте сумму с минусом.

Строка 180 листа 02 + строка 040 листа 04. Положительное число.

Значение надо ввести с минусом. Напишите сумму переплаты, которую компания получила на расчетный счет или зачла в течение года (кроме возмещения НДС и акцизов).

  • выручки — из строки 2110
  • процентов к получению — из строки 2320 отчета о финансовых результатах;
  • прочих доходов — из строки 2340 отчета о финансовых результатах.

Пример объяснения низкой налоговой нагрузки

На любой запрос безопаснее ответить хотя бы формально. Иначе возможен штраф 200 рублей (ст. 126 НК РФ). К тому же скрытность вызовет подозрения у инспекторов, они могут начать предпроверочный анализ для выездной.

Есть два варианта. Первый вариант — составить простую отписку. Подробно отвечать нет смысла, если налоговики голословно заявляют о низкой нагрузке и не приводят никаких цифр. Попросите более четко сформулировать вопрос. Уточните у инспекторов, какие показатели они насчитали у компании и чему они должны соответствовать.

Если организация небольшая, то после письма с уточнением от нее скорее всего отстанут. Если налогоплательщик крупный и важный для инспекции, то она проведет анализ. Тогда станет ясно, на какие претензии компании отвечать.

Стоит расписать причины подробно, если компания рискует попасть на выездную. Расскажите, из-за чего сложились показатели, приведите расчеты и планы выхода из ситуации.

Плохие показатели могут быть временными, тогда подчеркните это и поясните, почему цифры должны улучшиться. Если спрашивают о рентабельности, проверьте показатель по основной деятельности. Если она прибыльная, объясните это инспекторам. Налоговики лояльнее относятся к убыткам, которые вызваны внереализационными расходами.

Вопросы о нагрузке и рентабельности не опасны. 90 % коллег из-за них ни разу не уточняли отчетность. Компания не обязана стремиться к средним цифрам по стране. Расскажите налоговикам, почему у вас сложились такие показатели, и ревизоры снимут претензии.

Риск выездной проверки невелик. В 2016 году налоговики проверили всего 0,64 % компаний, которые ведут деятельность, то есть одну из 155.

Нет таких показателей нагрузки и рентабельности, при которых проверка придет обязательно. Но если нагрузка 1 % и меньше, компанию станут анализировать на предмет проверки.

По итогам анализа ревизию могут назначить при двух условиях. Во-первых, у компании должны быть признаки схем, например однодневки в цепочках контрагентов. Во-вторых, у организации должны быть активы, за счет которых налоговики взыщут доначисления.

Если у компании нет имущества и денег для взыскания, инспекторам неинтересно ее проверять. Ведь потом миллионные доначисления зависнут и будут портить статистику налоговой. Но существует другой риск. Инспекторы могут передать информацию следователям, и они сами займутся проверкой. Тогда возможно уголовное дело против руководства организации.

В ваших интересах убедить налоговиков, что компания не занимается махинациями. Если сложилась запредельно низкая нагрузка, давайте подробные пояснения инспекторам.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие деятельность на территории России с целью извлечения прибыли, обязаны уплачивать налоги в доход государства.

Эти поступления являются основным финансовым инструментом страны для осуществления свойственных ей функций. Поэтому ею должны быть созданы как условия для обеспечения успешной работы предприятий, так и организован контроль за уплатой ими назначенных налоговых отчислений.

Что это такое

Одним из основных показателей, характеризующих финансовое состояние организации, является величина налоговой нагрузки на неё . Этот показатель определяется на основании бухгалтерской отчетности налогоплательщика.

Величина нагрузки определяется как сумма уплаченных налогов в совокупности, отнесенная к бухгалтерской выручке предприятия за отчетный период.

Общепринятым является также термин, определяющий этот показатель как «налоговое бремя».

В различных методиках расчета налогового обременения юридических лиц и ИП исключается налог на доходы физических лиц , поскольку в данном случае уплата НДФЛ производится из суммы заработной платы, уже включенной в состав затрат компании. В данном случае налогоплательщик выступает как агент, выполняющий функцию перечисления средств.

Назначение расчета нагрузки

Сама по себе оценка этого показателя носит аналитический характер, при этом различные его пользователи применяют такие данные по разному:

  • для органов ФНС его значительное отклонение от среднего показателя по отрасли является поводом для , чтобы выяснить природу нетипичного явления;
  • для руководителя предприятия анализ дает импульс для определенных действий в части снижения налогооблагаемой базы законными способами, ведь целью его существования как юр. лица является извлечение прибыли.

Существующие нормативы

Формирование налогооблагаемой базы – прерогатива руководства организации, а базой для такого решения является Налоговый Кодекс РФ .

Искусственное и неправомерное занижение этого показателя влечет за собой серьезную ответственность как для предприятия, так и лично для его руководителя.

Размер налогооблагаемой базы используется при начислении налога на прибыль. Данный показатель всегда проверяется при производстве проверок налоговой инспекцией. При исчислении налогового обременения он применяется при любом способе расчета.

Одним из важных показателей эффективности деятельности предприятия является также его рентабельность.

Величина налоговой нагрузки, как относительный показатель, настолько важна, что нормируется государством в качестве статистического показателя. Показатели этой величины утверждаются законодательно как оценочная категория, различная для отдельных отраслей. Так, на текущий год действуют следующие среднеотраслевые нормативы:

  1. Сельскохозяйственные предприятия – 2,9.
  2. Рыболовецкие – 7,1.
  3. Горнодобывающие производства – 35,2.
  4. Топливодобыча – 39,0.
  5. Предприятия обрабатывающих отраслей – 7,5.
  6. Предприятия издательского бизнеса – 13,6.

Поскольку такие показатели являются косвенно формирующими прибыль компании, они достойны самого пристального внимания со стороны руководства.

Как ее правильно посчитать

В основном при расчете применяется два основных направления:

  • по структуре налогов, уплачиваемых предприятием и включаемых в соотношение для расчета;
  • по показателю, с которым сравниваются эти обязательные отчисления.

Способ №1

В соответствии с формулой, предложенной Минфином, по которой итог суммы всех уплаченных налогов относится к полной выручке предприятия от реализации основных товаров и услуг в сумме с внереализационными доходами:

НН = (Нсум / (В + Вд)) * 100 %, где

  • Нсум – общая сумма уплаченных налогов;
  • В – выручка от реализации продукции;
  • Вд – внереализационные доходы.
  • Методика не определяет зависимость величины налогового обременения от структуры применяемых налогов, а указывает только на налогоемкость выпущенной и реализованной продукции, не давая реального понимания значимости нагрузки.

    Способ №2

    Следующий метод учитывает показатели:

    1. Сумму фактически уплаченных налогов и сборов увеличивают на величину задолженности по этим показателям. Фактически используется начисленная сумма к платежу.
    2. НДФЛ не включается, поскольку предприятие его не оплачивает, ограничиваясь простым перечислением.
    3. Величина платежей косвенного характера должна быть включена в общую сумму при расчете по причине значительного влияния на экономику организации.
    4. Полученная сумма обязательных платежей относится к создаваемой компанией в процессе работы новой стоимости товаров или услуг.

    По такой методике получают абсолютную и относительную величину налогового обременения. Абсолютная учитывает суммарный показатель всех обязательных платежей, включая налоги и взносы в различные фонды, и просчитывается с использованием такого соотношения:

    АНН = НП + ПФ + ДН, где

  • НП – сумма уплаченных налогов;
  • ПФ – сумма уплаченных сборов во внебюджетные фонды;
  • ДН – неоплаченные налоги в виде задолженности.
  • Этот показатель отражает реальную сумму расходов по уплате налогов, но не дает представления о величине налогового обременения.

    Если рассчитанный показатель соотнести с суммарным выпуском продукции предприятием в денежном выражении, будет получен показатель налоговой нагрузки, которая вычисляется как отношение абсолютной нагрузки к вновь созданной стоимости продукции. Таким образом, выражение для ее расчета будет выглядеть следующим образом:

    ВСС = ЗПл + НП + ПФ + П, где

    • ВСС – вновь созданная стоимость;
    • ЗПл – расходы на оплату труда персонала;
    • П – величина прибыли компании.

    ОНН = (АНН / ВСС) * 100%, где:

    При таком способе:

    • не учитывается влияние уплачиваемых налогов на величину произведенной стоимости;
    • в расчете показаны все обязательные платежи и недоимки по ним;
    • расчет объективен вне зависимости от размеров предприятия и его профильной или отраслевой принадлежности.

    Можно привести еще много способов расчета этого важнейшего показателя. Общим моментом и принципом построения всех методик является сравнение суммы обязательных отчислений с суммой выручки для их покрытия.

    Эти способы можно применять одновременно, поскольку они дают нужную степень детализации для анализа финансового состояния предприятия при достаточной достоверности.

    Методы снижения показателя

    Повышение собираемости налогов – важнейшая задача налоговой системы государства.

    Собственники предприятий ставят перед собой цели прямо противоположные, и это понятно – их главная задача заключается в повышении эффективности производства. Для этого есть два вида способов: законные и незаконные.

    К первым из них принадлежит налоговое планирование :

    1. Для оптимизации величины начисляемых налогов нужно четко знать законодательство и использовать все имеющиеся в нем нестыковки и пробелы для уменьшения налогового бремени.
    2. Максимальное использование предоставляемых государством льгот в части налогообложения. Например – использование труда инвалидов на производстве дает право получить определенные преференции.
    3. Если организация является участником ВЭД, нужно использовать любую возможность использования различий между законодательством внутренним и стран партнеров. В этом случае налоговые органы ни одного государства не смогут предъявить претензий.
    4. Нужно обратить внимание и грамотно использовать имеющиеся в государстве специальные налоговые режимы, где можно получить определенное преимущество в конкуренции.

    Если на предприятии величина налогового обременения составляет 25-30% , значит, налоговое планирование находится на хорошем уровне.

    Интересная практическая информация по снижению нагрузки представлена на следующем видео:

    Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

    Состав видов деятельности

    Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.

    Виды показателей

    Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

    Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год показаны в процентах.

    Налоговая нагрузка – это отношение налогов (в т. ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статотчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.

    Читайте также Какие сроки предоставления документов по требованию налоговой в 2019 году (таблица)

    Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) Период 2017 года
    ВСЕГО 10,8 3,6
    Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,3 5,5
    растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,5 5,4
    лесоводство и лесозаготовки 7,5 6,8
    рыболовство, рыбоводство 7,9 5,5
    Добыча полезных ископаемых – всего 36,7 1,8
    добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 45,4 1,0
    добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 18,8 4,1
    Обрабатывающие производства – всего 8,2 2,2
    производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 28,2 2,4
    производство текстильных изделий, одежды 8,1 4,2
    производство кожи и изделий из кожи 7,9 4,7
    обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,0 3,6
    производство бумаги и бумажных изделий 4,4 1,8
    деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,2 4,3
    производство кокса и нефтепродуктов 5,1 0,2
    производство химических веществ и химических продуктов 1,9 2,4
    производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
    производство резиновых и пластмассовых изделий 6,3 2,6
    производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,5
    производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,4 2,4
    производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,8 3,9
    производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,9 4,3
    производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 5,3
    производство электрического оборудования 6,7 3,0
    производство прочих транспортных средств и оборудования 4,7 4,8
    производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,1 1,7
    Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего 6,8 2,4
    производство, передача и распределение электроэнергии 8,1 2,2
    производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,4
    производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,5 4,5
    Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего 8,4 4,8
    Строительство 10,2 4,3
    Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего 3,2 1,2
    торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,7 1,1
    торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,9
    торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,6 2,2
    Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего 9,5 5,7
    Транспортировка и хранение – всего 6,8 4,8
    деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,5 6,8
    деятельность трубопроводного транспорта 4,5 2,1
    деятельность водного транспорта 9,3 4,1
    деятельность воздушного и космического транспорта отр. 3,0
    деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,4 11,6
    Деятельность в области информации и связи – всего 16,4 5,2
    Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,3 6,3
    Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 15,4 9,2

    Налоговая нагрузка - один из оценочных критериев для ИФНС при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки. Рассчитать этот показатель можно самостоятельно. Расскажем, что такое налоговая нагрузка, какими нормативными актами она регламентирована, кому может понадобиться данный показатель, а также рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика.

    Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:

    Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки

    Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:

    • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
    • До 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
    • С 25.07.2017 - письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.

    Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.

    Что такое налоговая нагрузка

    Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

    • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
    • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

    1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

    Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:

    • для государства в целом или по его регионам;
    • по отраслям хозяйства страны или регионов;
    • по группе сходных предприятий;
    • по отдельным хозяйствующим субъектам;
    • на конкретного человека.

    В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

    • выручка (с НДС или без него);
    • доходы;
    • источник уплаты налога (прибыль или затраты);
    • вновь созданная стоимость;
    • ожидаемый доход или планируемая прибыль.

    Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.

    Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

    Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:

    • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
    • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
    • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.

    К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:

    • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
    • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.

    Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.

    Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:

    • привести к снижению налогового бремени;
    • помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
    • спрогнозировать результаты работы на перспективу.

    Как рассчитать налоговую нагрузку

    Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:

    • приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
    • письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

    В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

    Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:

    • По налогу на прибыль:

    ННп = Нп / (Др + Двн),

    Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;

    Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;

    Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.

    • По НДС (1-й способ):

    ННндс = Нндс / НБрф,

    • По НДС (2-й способ):

    ННндс = Нндс / НБобщ,

    Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;

    НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

    • Для ИП:

    ННндфл = Нндфл / Дндфл,

    Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

    Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.

    • Для УСН:

    ННусн = Нусн / Дусн,

    Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;

    Дусн — доход по УСН-декларации.

    • Для ЕСХН:

    ННесхн = Несхн / Десхн,

    Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;

    Десхн — доход по ЕСХН-декларации.

    • Для ОСНО:

    ННосно = (Нндс + Нп) / В,

    Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;

    Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;

    В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).

    К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.

    В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.

    Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

    Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.

    Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.

    Каков допустимый уровень налоговой нагрузки

    Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.

    Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

    • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

    С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .

    • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
    • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
    • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

    При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

    • неверно определенный код вида деятельности;
    • временные проблемы с реализацией;
    • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
    • осуществление инвестиций;
    • создание запаса товара;
    • наличие экспортных операций.

    Итоги

    Налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.

    Рассчитайте налоговую нагрузку компании и сверьте полученные данные с показателями ФНС. Это позволит заранее узнать о рисках и подготовиться к вопросам инспекторов. Безопасные показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в 2017 году - в этой статье.

    ФНС рассчитывает и публикует безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности по видам экономической деятельности на своем сайте www.nalog.ru . Если нагрузка и рентабельность компании меньше средних показателей по виду деятельности, возможна выездная проверка.

    Вы можете прямо сейчас проверить, будут ли у инспекторов вопросы к вашей компании.

    Налоговая нагрузка по виду экономической деятельности в 2017 году: как рассчитать

    Налоговая нагрузка - показатель, рассчитываемый как отношение уплаченных налогов к выручке по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%.

    Формула расчета налоговой нагрузки организации:

    сумма налогов за календарный год по данным отчетности / сумма в строке 2110 "Выручка" годового отчета о финансовых результатах x 100%

    Для расчета нагрузки в 2017 году надо учесть все налоги, которые платит компания, в том числе НДФЛ за сотрудников.

    В 2017 году страховые взносы в сумму уплаченных налогов не включают (письмо ФНС России от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@). Скорее всего, уже в следующем году налоговики включат взносы в расчет, так как теперь они сами администрируют эти платежи и у них появятся данные за текущий год. Поэтому компании при подготовке отчетности за 1 квартал 2018 года будут определять налоговую нагрузку, включающую взносы.

    В 2017 году налоговики вправе проверять 2014-2016 годы (п. 4 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Сравните данные компании с показателями налоговой нагрузки ФНС России за эти годы. При отклонениях проверку сразу не назначат, но могут запросить причины.



    

    Copyright © 2024 Все для предпринимателя.