Регионы банкроты. Чем грозит банкротство регионов их жителям? Как на это реагируют на федеральном уровне

Федеральное казначейство впервые в российской истории ввело внешнее финансовое управление в регионах.

Федеральное казначейство взяло под контроль расходы Хакасии.

Федеральное казначейство впервые в российской истории ввело внешнее финансовое управление в регионах. Одним из двух субъектов федерации, попавших под эту инновацию, оказалась Хакасия. Об этом в интервью ТАСС сообщил руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин. «Решение принято в отношении отдельных субъектов. Это республика Хакасия и Костромская область»,- сказал чиновник.

Источник:

Причиной перевода регионов на казначейское сопровождение стали чрезмерные долги, значительно превысивших годовой доход. Предполагается, что Казначейство теперь будет контролировать расходы Хакасии и следить за их соответствием бюджетным обязательствам.

В конце 2017 года министр финансов России Антон Силуанов называл одним из самых проблемных регионов по управлению финансами. «Есть ряд регионов с достаточно сложной ситуацией, во многом это происходит от низкого качества управления государственными финансами. Назову все-таки два региона: это Мордовия и Хакасия, которым надо серьезно заниматься своими управленческими решениями, с тем чтобы не доводить финансы регионов до ручки»,- приводил ТАСС слова министра.

На конец 2017 года госдолг Хакасии составлял 24,65 млрд руб. Доходы республики в нынешнем году запланированы на уровне 26,37 млрд руб., расходы - 27,68 млрд руб., а дефицит - 1,31 млрд руб.

За последние 15 лет количество регионов-доноров в стране сократилось с 20 до 13. Еще меньше муниципалитетов и субъектов, кто мог бы похвастаться профицитом бюджета по итогам прошлого года (в их числе Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Тюменская область, Сахалин). Политика межбюджетных отношений Министерства финансов приводит к тому, что субъектам становится не выгодно развиваться. Куда легче получать финансовую помощь напрямую из федеральной казны, нежели увеличивать долю собственных доходов: расширять налоговую базу и стремиться к росту экономических показателей.

Диспропорция региональных бюджетов напрямую влияет на качество жизни и перекрывает россиянам доступ к таким базовым социальным услугам, как бюджетные места в вузах, жилищные субсидии. По мнению первого зампреда Госдумы по бюджету и налогам Валентина Шурчанова, поляризация регионов произошла из-за того, что российская экономика базируется исключительно на природных ресурсах – нефти и газе. Остальное реальное производство попросту не работает: машиностроение, легкая промышленность сегодня в загоне. Регионы, у которых нет большой металлургии, нефти и газа стали реципиентами. «Каким образом страна может быть единой, если, к примеру, все пенсионеры (не ветераны труда, а просто пенсионеры) Москвы бесплатно пользуются трамваем, автобусом, троллейбусом, метро и даже, если не ошибаюсь, транспортом пригородного сообщения. А возьмите любой другой регион: не только рядовые пенсионеры, но и ветераны не имеют никаких льгот. Ты живешь в Москве – значит, счастливый человек. А в регионах работай не работай – все равно будешь жить плохо. Эту ситуацию мы должны выровнять», – убежден депутат.

По данным на 1 июля 2017 года объем государственного внутреннего долга всех субъектов России составляет 2,23 трлн рублей, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта сумма уменьшилась примерно на 2% или на 50 млрд рублей.

Основная масса долга приходится на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы России. Таких долгов у регионов - 48%, или примерно 1,06 трлн рублей. Второй по величине вид долгов - кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций, таковых чуть более четверти (28%), на сумму 619 млрд рублей. Еще 20% (453 млрд рублей) приходится на государственные ценные бумаги. Государственные гарантии составляют 4% долгов регионов, а прочие долги - примерно 0,3%.

ТВ сентябре 2013 года в российских СМИ появилась информация, что в ряде субъектов РФ ситуация с долговыми обязательствами их администраций перед кредитными учреждениями приближается к критической. Экспертами был озвучен неутешительный прогноз: уже в 2015 году в нашей стране грозят появиться первые регионы банкроты.

Согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, под несостоятельностью (банкротством) в России понимается признанная арбитражным судом неспособность должников (будь то гражданин, индивидуальный предприниматель или юрлицо) в полном объеме погасить денежные обязательства перед своими кредиторами и (или) произвести обязательные платежи. В частности, юридические лица считаются неспособными осуществить вышеуказанные действия, если соответствующие обязательства не исполнены ими в течение 3 месяцев с момента, когда должны быть исполнены обязательства.

Однако в действующем российском законодательстве пока отсутствует понятие несостоятельности целого региона, и вопрос о необходимости его введения остается открытым.

Сложившаяся ситуация в цифрах

Министерство финансов проанализировало ситуацию с государственным долгом субъектов РФ и обнародовало данные по состоянию на 1 августа 2013 г. Ведущие места в сформированном им антирейтинге достались:

  • в ЦФО – Москве, Тверской и Рязанской областям (со 176, 20,8 и 20,7 млрд. рублей непогашенных долгов соответственно);
  • ЮФО – Краснодарскому краю и Волгоградской области (80,9 и 28,9 млрд. руб. соответственно);
  • СЗФО – Вологодской, Архангельской областям, Санкт-Петербургу (28,11, 23, 20,6 млрд. руб.);
  • ПФО – Татарстану, Нижегородской и Саратовской областям (85,5, 42 и 40,8 млрд. руб.);
  • УФО – Свердловской области (18,3 млрд. руб.);
  • СФО – Кемеровской области, Красноярскому краю и Омской области (32,4, 31,4 и 22,9 млрд. руб.);
  • ДФО – Якутии и Амурской области (19,5 и 16 млрд. руб.);
  • СКФО – Ставропольскому краю (13 млрд. руб.).

Как относятся к проблеме на местах?

Вскоре после отчета Минфина руководители сразу нескольких областей сообщили о дополнительных миллиардных займах. Так, по состоянию на 1 сентября 2013 г. Брянская область достигла исторического максимума по госдолгу. За первые 8 месяцев года он вырос почти на 2 млрд. рублей, достигнув отметки в 8,4 миллиарда.

Правительство Нижегородской области в начале октября произвело сразу 9 заимствований (7 займов по 400 млн. рублей, 2 – по 250 и 150 млн.) на общую сумму свыше 3,2 млрд. руб. На начало августа долг региона составил 42 млрд. руб. при запланированных доходах чуть более 108 млрд. Руководство Омской области в тот же период провело 13 аукционов по кредитованию на общую сумму почти 4 млрд. руб.

Для администрации Мурманской области “Сбербанк” в начале сентября открыл кредитные линии на 1,5 млрд. руб. При этом на 2013 год доходы мурманского бюджета были утверждены в размере 41,4 млрд. рублей, расходы – 50,19 миллиарда, дефицит составлял 8,79 млрд. руб. Фактический госдолг региона на 1 июля 2013 г. зафиксирован на уровне 6,1 млрд. руб.

Однако мурманские власти перспектива банкротства региона не пугает. Первый замминистра финансов области А. Уварова заявила, что в этом субъекте РФ не нарушается норма Бюджетного кодекса, предписывающая, чтобы госдолг не превышал собственных доходов региона.Она сообщила, что региональное руководство берет кредиты для погашения кассового разрыва и финансирования расходов бюджета.

Замминистра согласилась с тем, что любой кредит всегда настораживает, и предпочтительнее было бы жить по доходам, но напомнила, что областная администрация вынуждена принимать те расходные обязательства, которые на нее “вешают”. А доходная база в Мурманской области растет далеко не теми темпами, какие наблюдаются у федерального бюджета.

В отличие от мурманских властей, карельские уже забили тревогу. На заседании регионального правительства министр финансов республики И. Усынин отметил, что регион уже не может обходиться без заимствований. Министр предостерег коллег, что при отсутствии изменений в финансово-экономической ситуации и при сохранении существующих темпов заимствования госдолг Карелии к 1 января 2015 года вырастет до 19,3 млрд. руб. и может достичь 100% от собственных доходов республики, что неумолимо приближает ее к статусу региона банкрота.

Губернатор Смоленской области А. Ост­ровский тоже честно признал: его регион находится на грани банкротства. Он пояснил, что более не намерен продолжать политику кредитования и наращивать госдолг области. Для этого должна вырасти доходная часть бюджета за счет налоговых поступлений либо, если этого не удастся добиться, регион будет обращаться к федеральному центру, включая руководство “Единой России”.

Реакция федеральных властей

Проблему госдолга регионов уже не раз обсуждали на различных уровнях власти, в частности, аудиторы Счетной палаты поднимали ее наиболее активно. К примеру, А. Филиппенко на правительственном часе в Госдуме во время весенней сессии 2013 г. высказал опасение, что субъектам РФ вряд ли удастся выполнить все социальные обязательства, отметив, что снижение экономической активности зафиксировано даже в наиболее успешных регионах.

По словам аудитора, доля средств, направляемых на развитие территорий, с 22% в 2012 г. снизилась до 13% в 2013-м. Он подчеркнул, что инициатива и ответственность остаются, конечно, за самими регионами, однако для изменения ситуации необходимо задействовать и федеральные ресурсы, укрепляя экономическую базу территорий, формируя для них систему поддержки.

Плачевным состоянием региональных бюджетов озаботились наконец и в федеральном правительстве. Осенью глава Минэкономразвития А. Улюкаев констатировал: ситуация в экономике является наихудшей с 2008 года, такой неблагоприятной обстановки, по его мнению, в России не было за последние 5 лет с начала мирового кризиса. Однако в причинах такого состояния экономики, фактически приводящего к банкротству регионов, в правительстве разбираться не стали. Зато быстро нашли “крайних” и меры воздействия на них.

На расширенной коллегии Минфина А. Силуановым было предложено отправлять в отставку глав тех субъектов, где происходит , а администрации не могут вовремя погашать свои финансовые обязательства. По словам министра, доведение губернатором своего региона до банкротства является серьезным основанием для его отставки.

Ведь в целом сложившаяся в стране система межбюджетных отношений, по его мнению, соответствует международным базовым требованиям. Но проблема в том, что они не всегда соблюдаются, и в последние годы наблюдается их размывание. Также Силуанов признал, что увеличилось количество принимаемых на федеральном уровне решений, которые приводят к росту расходов субъектов.

Позднее замминистра финансов Л. Горнин сообщил, что пока не видит каких-либо субъектов РФ, к которым необходимо применять жесткие санкции. Он назвал ситуацию управляемой, т.к. центральная власть и регионы находятся в диалоге. Горнин пояснил, что федеральный центр оказывает отдельным регионам поддержку в виде бюджетных кредитов для . По его мнению, говорить о чрезвычайном положении преждевременно, поскольку долг находится в управляемом положении. И хотя по отдельным регионам вопросы есть, в среднем по России уровень долга в них составляет 24% от собственных доходов.

Экспертное мнение

Заявление Улюкаева было прокомментировано многими экспертами. Так, аналитик компании “Альпари” А. Кокорева отметила, что замедление темпов роста отечественной экономики стало явным еще в конце 2012 года. Тем не менее, меры по стимулированию экономики правительство начало принимать только осенью 2013-го, поскольку приоритетной задачей для него было снижение коэффициента инфляции, а факторы, до последнего времени обеспечивавшие рост ВВП (цены на нефть, потребительское кредитование, приток иностранного капитала, рост внутреннего совокупного спроса), практически перестали работать. Глава аналитического департамента United Traders М. Крылов считает: банкротство регионов является следствием не роста размера задолженности, а суженного потенциала ее рефинансирования.

В частности, в Москве имеется определенный прогресс в сфере новых проектов, но парадоксальным образом наименее удачными из них оказываются те, которые окупаются лучше всего, к примеру, новые поезда московского метрополитена. Крылов указал на то, что в наихудшем положении оказываются регионы без отраслевой специализации, например, Тверская область. Но риск банкротства велик в регионах, сохраняющих зависимость от отдельных предприятий. В пример аналитик привел Вологодскую область, чье благополучие напрямую связано с Череповецким металлургическим комбинатом.

По мнению аналитика компании AForex Н. Авакяна, регионы просто вынуждены брать на себя слишком много, поскольку федеральный центр переложил почти все социальные обязательства на местные бюджеты, и это, с одной стороны, разумно, т.к. они в меньшей степени нефтегазовые. Но, с другой стороны, управление во многих регионах недостаточно профессиональное, поэтому эффективно исполнять указанные обязательства у руководства не получается.

Особенно это актуально для тех субъектов, где высок так называемый коррупционный налог. И регионам приходится влезать в долги. При этом дотационные регионы оказываются не в состоянии вовремя погашать свои обязательства, вследствие чего им приходится занимать все больше денег. Порочный круг замыкается, и в конечном итоге они становятся банкротами.

Не надо драматизировать

Руководителю филиала DS Law в С.-Петербурге Н. Рясиной представляется очевидным, что если сумма долговых обязательств региона превышает общий доход местного бюджета, это по своей сути означает его несостоятельность, поскольку такой вывод логически следует из положений Бюджетного кодекса РФ. И в данном случае можно ставить вопрос о введении режима временной администрации.

При этом часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в собственности региона, подлежит реализации временной администрацией в рамках процедуры банкротства, а поступившие от продажи средства должны быть направлены на погашение долгов.

Однако та же Рясина считает, что в сложившейся экономической ситуации говорить о банкротстве регионов преждевременно, т.к. всегда существует возможность с помощью модернизации производства и ориентации на рыночные условия экономики увеличить инвестиционный поток в проблемные регионы. Схожего мнения придерживается и Н. Авакян, чей комментарий был приведен выше. Он призывает не драматизировать ситуацию, поскольку таких регионов пока относительно немного и в общей структуре ВВП они занимают меньше 5%. Т.е. про общенациональный масштаб проблемы в данном случае говорить рано.

Глава Международного института политической экспертизы Е. Минченко тоже считает, что взятые регионами кредиты еще не самые большие. Он с сожалением отмечает, что к внешним заимствованиям вынуждены прибегать многие субъекты РФ, в частности, тяжелая ситуация сложилась в Мордовии, очень большой долг у Московской области, доставшийся Воробьеву в наследство от Громова. Эксперт видит 2 составляющих этой проблемы, которые в сочетании и обеспечивают приближение к статусу региона банкрота:

  1. Тяжелая экономическая ситуация в конкретном регионе.
  2. Специфика местного финансового менеджмента.

Чего не сказал Улюкаев

Лишь немногие эксперты решились высказать то, что общественность услышала от профессора Высшей школы экономики А. Скопина (кафедра региональной экономики и экономической географии). Главной причиной роста долгов регионов он назвал увеличение их социальных обязательств по бюджету. Улюкаев, по мнению Скопина, не сказал главного: почему страна оказалась в такой ситуации. Если заглянуть в корень проблемы, все становится на свои места: причина кризиса кроется в сырьевом характере отечественной экономики.

Эксперт считает, что надо менять всю систему управления и территориями, и бизнесом, и в целом страной. В пример он привел Саудовскую Аравию, располагающую, как и Россия, большими запасами нефти, имеющую жесткую вертикаль власти, но занимающуюся диверсификацией своей экономики. По словам Скопина, это арабское государство активно развивает сельское хозяйство, сервис, вкладывает средства в инфраструктуру. Эксперт с сожалением отметил, что в России этого пока не происходит.

Сравнив собираемость налогов в регионах страны и размер федеральных дотаций, приходим к выводу: несмотря на то, что субъекты Федерации повышают отчисления в казну, все по-прежнему зависит от "нефтяной иглы".

Почти половину собираемых налогов обеспечивают всего 3 региона нашей страны, количество субъектов, "сидящих" на дотациях, - 72 (данные портала «Реальное время»)

При этом чиновники констатируют рост налоговых сборов: по итогам 2017 года в федеральный бюджет поступило почти 9 трлн рублей, что на 32% выше показателя 2016 года. Ухудшили показатели 17 субъектов, в то время как в позапрошлом году таких было 32.

По мнению аналитиков, в ситуацию вмешались растущие цены на нефть, которые позволили нарастить доходы крупнейшим налогоплательщикам России - нефтяным компаниям.

Регионы - "локомотивы"

В лидерах по сборам традиционно Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), "вотчина" "Роснефти", "Лукойла" и "Сургугнефтегаза". По итогам 2017 года регион перечислил в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, что на 37,4% больше показателя 2016 года. Югра обеспечила более 22% поступлений от субъектов Федерации. Второе место по собираемости налогов занимает Москва с 1,26 трлн рублей, третье место у Ямало-Ненецкого АО (652 млрд). В совокупности эти три региона собрали в казну около 5 трлн, что составило 57,3% всех налогов и сборов.

Четвертую строчку занимает Санкт-Петербург с 492 млрд рублей, а на пятой разместился сделавший серьезный рывок Татарстан с 328,5 млрд. Республика увеличила налоговые сборы в 2017 году на 43,2%. При этом рост валового регионального продукта (ВРП) в республике составил 2,8%. Основной положительный вклад в развитие экономики региона внесли промышленность, сельское хозяйство и торговля.

Ханты-Мансийский автономный округ. Фото: www.globallookpress.com

Регионы-должники

Стоит отметить, что ситуация с субъектами, где социально-экономические условия далеки от идеальных, и не думает улучшаться. Более того, в январе в 2018 года впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасии и Костромской области.

Долг этих двух субъектов по кредитам за счет федерального бюджета превысил 80% доходов, которые они собирают в собственную казну. Всего же, по данным Минфина, на начало 2018 года госдолг российских регионов достиг 2,5 трлн рублей.

В 2017 году объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей, а Костромской области - 9,2 млрд рублей.

В 2017 году сильнее всего снизились налоговые поступления в Республике Тыва (-42%), Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%). А Архангельская область сократила сборы на 65%. В "антилидерах" - Забайкалье:налоги "рухнули" на 96%. Край ждет реструктуризация долга и грозит внешнее управление.

Переливание из пустого в порожнее

Общий объем дотаций в регионы в 2017 году вырос на 100 млрд рублей, обеспеченных, в том числе… поступлениями налога на прибыль из субъектов Федерации.

Напомним, что с прошлого года этот налог передан на федеральный уровень и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

При этом в России всего 13 регионов, которые не получают федерального финансирования. Среди них излюбленные бизнесом субъекты, обладающие запасом природных ресурсов.

Можно сколь угодно нахваливать регионы-доноры, но это не меняет ситуации в субъектах с тяжелой экономической ситуацией. Топ-5 самых "дорогих" для бюджета регионов не меняется который год, и на них приходится более трети всех дотаций.

Среди "счастливчиков" нынешнего года - Республика Дагестан, получившая более 9% всех дотаций. На втором месте - Якутия, с 44 млрд рублей (рост на 20%). Третья по объему дотация - более 39,3 млрд руб. отправится на Камчатку.

В число регионов, получивших красивую цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь",

Отмечают аналитики "Реального времени". Отметим и Чечню, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем в 2017-м.

Республика Дагестан. Фото: www.globallookpress.com

Первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году, подсчитали в РБК. И как указывают аналитики, общий объем дотаций растет последние шесть лет.

На выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году будет выделено 645,1 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Отметим, что при этом бюджетные кредиты для регионов вообще отменены.

Помимо роста дотаций, произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам",

Пояснил аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.

Отмена кредитов и рост МРОТ

"Переливая" дотации из одной "кубышки" в другую, власть одновременно декларирует намерение и вовсе от них отказаться. Правда, экономисты не вполне понимают, как правительство собирается это сделать, учитывая последние действия Кабмина в этом направлении.

Член комитета Госдумы по экономической политике Владимир Сысоев в интервью Царьграду заявил, что "четверть регионов фактически является регионами-банкротами". "Понятно, что эта ситуация в какой-то степени создана искусственно, когда регионы просто загоняли в долги, вынуждали брать кредиты в коммерческих банках по очень высоким ставкам, которые доходили до 15-20% годовых", - пояснил депутат российского парламента.

Правительство пытается запустить новые стимулы развития. Например, с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России сравнялся с прожиточным минимумом (11,16 тыс. рублей), и новость это, безусловно, хорошая. Проблема в том, какими средствами будет обеспечиваться рост этой величины? Царьград уже отмечал, что из бюджетов на эти цели потребуется дополнительно 39,3 млрд рублей. При этом федеральный бюджет обеспечит всего 7,5 млрд от этой суммы, а региональные и муниципальные бюджеты31,8 млрд.

В совокупности с отменой бюджетного кредитования с небольшой ставкой (0,1% годовых) и высоким уровнем госдолга регионов это звучит не слишком оптимистично.

В Минфине заявляют, что кредитовать субъекты Федерации смогут госбанки, но процентная ставка при этом составит 8,75%. Понятно, что "дотационные" регионы такую нагрузку не потянут, но это еще полбеды. Как отметили опрошенные ТАСС эксперты, повышение МРОТ может привести к пересмотру бизнесом планов по расходам и, может даже, вынудить пойти на сокращение сотрудников или перевести их на неполный рабочий день. При этом растут налоговая нагрузка и амбициозность поставленных перед регионами задач.

Власти признают, что к основным угрозам экономической безопасности страны относятся неравномерность пространственного развития России, "усиление дифференциации регионов и муниципальных образований". Такие формулировки содержатся в Стратегии безопасности страны. Правда, пока неясно, на каком уровне и чьими руками планируется эту проблему решать.

Налог на прибыль 1% забрали. За хорошую работу немного денег дали. Спасибо, конечно. Но это только 30% от того, что забрали. Пять лет не трогайте ничего! Давайте, наконец, поработаем! Я хотя бы буду понимать, сколько доходов мы получим",

Заявил на одной из экономических конференций глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Кстати, именно экономический рост этого российского региона и отчисления налога на прибыль обеспечили увеличение дотаций в неразвитых регионах.

Доходы "сильных" уходят к "слабым" - и у тех и у других нет стимула развивать собственную экономику. Тупик? Нет, пора пересмотреть межбюджетные отношения федерального центра и субъектов. Иначе - стагнация, рост региональных и муниципальных долгов, дестимулирование развития регионов, а значит и страны в целом.

Российские регионы наращивают миллиардные долги, кроме того, продолжают занимать деньги. Учитывая эти факторы, многие регионы могут стать банкротами уже к 2015 году, пишет в четверг газета “Известия” .

По данным Минфина на 1 августа, лидеры по госдолгу среди регионов России
ЦФО:
Москва - 176 млрд рублей
Тверская область- 20,8 млрд рублей
Рязанская область - 20,7 млрд рублей
СЗФО:
Вологодская область - 28,11 млрд рублей
Архангельская область - 23 млрд рублей
Санкт-Петербург - 20,6 млрд рублей
ЮФО:
Краснодарский край - 80,9 млрд рублей
Волгоградская область - 28,9 млрд рублей
СКФО:
Ставропольский край - 13 млрд рублей
ПФО:
Татарстан - 85,5 млрд рублей
Нижегородская область - 42 млрд рублей
Саратовская область - 40,8 млрд рублей
УФО - Свердловская область - 18,3 млрд рублей
СФО:
Кемеровская область - 32,4 млрд рублей
Красноярский край - 31,4 млрд рублей
Омская область - 22,9 млрд рублей
ДФО:
Якутия - 19,5 млрд рублей
Амурская область - 16 млрд рублей

Эксперты рассказали , что будет с регионами-банкротами и как обернется ситуация для людей, которые там живут.

“От банкротства субъекта РФ пострадают практически все, но в разной степени. Конечно, регион не является предприятием, но у него также есть движимое и недвижимое имущество, которое подлежит продаже при прохождении через процедуру банкротства, - Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга “ФИНАМ”. - Также стоит помнить, что на субъекте РФ лежит социальная ответственность за жителей региона, должны выполняться все запланированные бюджетом выплаты”.

Замедление темпов роста российской экономики стало очевидно еще в конце 2012 года, но предпринимать меры по стимулированию экономики правительство стало только сейчас, поскольку приоритетной задачей было снижение инфляции, считает аналитик “ФИНАМ”. Дело в том, что факторы, которые помогают ВВП расти, а это - цены на нефть, приток иностранного капитала, потребительское кредитование, рост внутреннего совокупного спроса - перестали работать, отмечает эксперт.

В случае объявления банкротства, регион не сможет развивать масштабные проекты, пользоваться долговым рынком для финансирования. Именно поэтому этого темпы экономического роста региона могут катастрофически упасть, объясняет аналитик. “Во-вторых, банкротство одного региона существенно скажется на его соседях и стране в целом, может развиться цепочка дефолтов, что привет к экономической нестабильности в РФ. Так что, такое развитие событий, действительно, является негативным для экономики и простых граждан в частности. Жители региона почувствуют на себе это событие, конечно не так уж и сильно, но все равно болезненно. В первую очередь, это может вылиться, как я уже говорил выше, в заморозку крупных инвестиционных проектов”, - резюмировал аналитик “Финам”.

Анна Кокорева, аналитик компании “Альпари” настроена более оптимистично. “На мой взгляд, говорить о дефолте регионов преждевременно и текущая ситуация несколько преувеличена, - считает она. - Между тем, проблема растущих долгов существует и прогрессирует. Долговая нагрузка регионов растет по многим причинам. Российская экономика стагнирует, это, безусловно, сказывается на финансовой ситуации во всех частях страны. Правительство ожидает замедления темпов роста ВВП до 1,8% и сокращение промышленного производства до 0,7%. Спрос на продукцию падает, а значит, госпредприятия и частный бизнес недополучаю прибыль. Меньше прибыль, меньше налоговые поступления в бюджет”.

Тем временем, отмечает эксперт, в регионы не поступают инвестиции, напротив - в России наблюдается отток капитала, который по итогам года может составить 70 млрд долларов. Есть две причины: некоторые области просто не смогли переориентироваться на рыночные условия экономики, кроме того, производство на многих предприятиях устарело и не модернизируется, а значит, выпускаемая на нем продукция теряет конкурентоспособность.

“Если регионы все-таки объявят себя банкротами, то в первую очередь пострадают кредиторы, банки и другие кредитные организации. Потери будут исчисляться сотнями миллионов рублей. Пострадают и те, кто имел тесное сотрудничество с обанкротившимися регионами, так как вряд ли местные власти смогут выполнять свои обязательства в прежнем объеме. Пострадают и жители этих регионов. Однако для них это не станет сюрпризом, так как такие вещи не происходят резко и не приходят из неоткуда. Дефолт регионов может привести к сокращению работников - это бюджетники, государственные служащие, а также к снижению или задержке заработной платы. - говорит Кокорева. - Сами регионы, после дефолта окончательно потеряют инвестиционную привлекательность. Также можно ожидать полной смены состава представителей местной власти”.

Объем государственного долга в 33 регионах сократился, в 49 вырос; в восьми регионах объем госдолга превышает собственные доходы бюджета, о чем свидетельствуют результаты исследования агентства «РИА Рейтинг «, входящего в медиагруппу МИА «Россия сегодня».

Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и, согласно информации Министерства финансов РФ, на 1 января 2017 года составил 2,353 триллиона рублей. По данным экспертов «РИА Рейтинг», это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. В 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%, в 2014 году – на 20%, в 2013 году – на 28,6%. При этом в структуре регионального госдолга все большая доля приходится на бюджетные кредиты. В 2016 году регионы РФ активно замещали коммерческую задолженность дешевыми бюджетными кредитами.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты «РИА Рейтинг» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2016 году. В исследовании использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве показателя долговой нагрузки составители применили в рейтинге отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Новые лидеры

Низкий уровень долговой нагрузки наблюдается по-прежнему в девяти российских регионах, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет государственный долг в Тюменской области, городах Санкт-Петербурге и Москве, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО).

Места покинувших лидирующую группу Ненецкого автономного округа и Республики Крым заняли Ленинградская область и Приморский край. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг отсутствует. Пяти регионам в группе удалось сократить свою долговую нагрузку. В ХМАО и Тюменской области долговая нагрузка выросла.

Меньше регионов с перекосом

Республика Мордовия уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ, но и здесь, по данным экспертов, наблюдаются позитивные изменения. По итогам 2016 года долговая нагрузка на бюджет республики за 2016 год уменьшилась на 6,5 процентных пунктов, что обусловлено ростом на 15,7% объемов налоговых и неналоговых доходов региона. Сам же государственный долг Республики Мордовия вырос на 11,6% за счет бюджетных кредитов и облигационного займа объемом 5 миллиардов рублей, размещенного в сентябре 2016 года.

Помимо Республики Мордовия, еще в семи российских регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета, но, в сравнении с 2015 годом, их количество сократилось почти вдвое. На 1 января 2015 года таких регионов было 14. Кроме того, в этой части рейтинга есть позитивные тенденции: в пяти регионах из восьми долговая нагрузка за прошедший год снизилась, и во всех случаях это произошло за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с увеличением госдолга.

Судя по долговой структуре, возможностями заместить более дорогие в обслуживании коммерческие займы на кредитование по линии Минфина РФ в замыкающей рейтинг группе регионов воспользовались не все. Если в структуре долга Смоленской области и Республики Карелия бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8% и 51,7% соответственно, то в ряде регионов имеют место структурные перекосы в сторону коммерческих кредитов.

Так, в Астраханской области доля коммерческих кредитов составляет 50,5%, в Костромской области - 52,6%, в Еврейской автономной области - 61%, Республике Марий Эл - 67,7%. Помимо того, в Республике Хакасии почти половина госдолга (49,8%) приходится на облигационные займы и еще 37,3% на коммерческие кредиты . Долговая нагрузка в Хакасии за 2016 год выросла на 28,7 процентных пункта и составила 145,5%. Если долговая политика в республике не претерпит каких-то кардинальных изменений, то в ближайшем будущем Республика Хакасия может сместить Республику Мордовию с позиции замыкающего рейтинг региона, считают эксперты.

На 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе несколько сократилось.

Снижение долговой нагрузки

Общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, расстановка лидеров и аутсайдеров рейтинга не изменилась.

В 2016 году уровень долговой нагрузки сократился в 63 субъектах РФ. Лидером по положительной динамике стала Республика Ингушетия, долговая нагрузка которой сократилась на 36,8 процентных пункта за счет снижения госдолга на 26% и роста собственных доходов на 9,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Республике Северная Осетия – Алания, Вологодской области, Чукотском автономном округе и Республике Алтай. В тринадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10–20%.

В 20 субъектах РФ уровень долговой нагрузки вырос, из них в шести – более чем на 10%. Республика Хакасия в очередной раз показала самый существенный прирост, нарастив долговое бремя на 28,7 процентных пункта. Кроме нее в Ненецком автономном округе долговая нагрузка выросла на 25,2 процентных пункта, и в Астраханской области – на 24,1 процентных пункта.

Рост госдолга при снижении нагрузки

По оценкам экспертов «РИА Рейтинг», в 2016 году абсолютный объем государственного долга вырос в 49 регионах, во Владимирской области не изменился, и в 33 регионах снизился. В городе Севастополе и Сахалинской области госдолг отсутствует. Лидером по положительной динамике стала Москва, госдолг которой, в том числе за счет полного погашения коммерческих кредитов, сократился на 56%. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ленинградской области и в Камчатском крае.

Республика Крым, где еще недавно почти отсутствовала государственная задолженность, за 2016 год увеличила объем госдолга в 13 раз. В Ненецком автономном округе объем государственного долга вырос в 3 раза, а в Тюменской области – на 83%. Но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в указанных регионах далеко от рискованных уровней.

Краснодарский край по-прежнему лидер по абсолютному значению государственного долга и за прошедший 2016 год его объем увеличился на 3,3%, достигнув 150 миллиардов рублей. Но за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 15,4% уровень долговой нагрузки региона снизился на 10,3 процентных пункта, и по итогам 2016 года составил 88,2%. Еще в трех регионах – Республике Татарстан, Красноярском крае и Московской области – объем государственного долга превышает 90 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

Прогнозы

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе.

Составители рейтинга нашли подтверждение этому. В Федеральном бюджете на 2017 год под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2016 году. Эксперты «РИА Рейтинг» ожидают их дальнейшего сокращения.

К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2017 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ.

Специалисты предполагают, что в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Эксперты «РИА Рейтинг» по итогам 2017 года ожидают роста объема государственного долга на 5-7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов – в пределах 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 32-33%, и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.