Есть ли закон регулирующий процедуру оформления акта выбора. Выбор земельных участков для строительства

Выбор земельных участков для строительства

Комментарий к статье 31 ЗК РФ:

1. Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является определение возможности на земельном участке построить конкретные здание, строение, сооружение.

Заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта предполагает первичное предоставление земельного участка (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 11.12.2007 по делу N А55-4257/2007). Заинтересованные в предоставлении земельного участка лица должны обратиться в орган, осуществляющий распоряжение соответствующим земельным участком, с заявлением о выборе и предоставлении земельного участка. Комментируемая статья устанавливает требования к содержанию такого заявления.

В заявлении указывается, во-первых, назначение объекта, т.е. для каких целей будет использоваться возведенный объект. При определении назначения зданий, сооружений можно руководствоваться Классификатором назначений объектов технического учета, входящим в "Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости", утвержденный Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.12.2006 N П/0425. Информация о назначении объекта требуется для установления соответствия планируемого к размещению объекта требованиям земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства, обязательным нормам и правилам, а также для определения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка при принятии решения о предоставлении земельного участка. Во-вторых, указываются предполагаемое место размещения земельного участка и обоснование его примерного размера. В данном случае необходимо осуществить привязку к адресному или иному ориентиру, произвести расчет запрашиваемой площади земельного участка с учетом установленных предельных размеров земельных участков и иных требований, например содержащихся в правилах землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. В-третьих, указывается испрашиваемое право на земельный участок, которое зависит от субъекта - заинтересованного лица и определяется с учетом положений п. 3 ст. 30 ЗК.

Отсутствие в заявлении требуемой в п. 1 комментируемой статьи информации может служить основанием для отказа в выборе земельного участка (см. Определение ВАС РФ от 01.03.2007 N 1454/07, Постановление ФАС Московского округа от 16.11.2007 по делу N А40-17558/-7-7-154, Постановление ФАС Уральского округа от 29.04.2008 по делу N А76-5029/2007). По желанию заявителя возможно приложение к заявлению технико-экономического обоснования проекта строительства или необходимых расчетов. Иную информацию органы, осуществляющие распоряжение земельными участками, не вправе требовать.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи при рассмотрении заявления гражданина или юридического лица и выборе земельного участка должны учитываться все условия и последствия предполагаемого размещения объекта. В частности, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона). Размер санитарно-защитных зон обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Соответственно, для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, обязательно разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны (см. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" // РГ. 2008. N 28).

Процедура согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего здания, строения, сооружения положениям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительным и санитарным нормам и правилам, иным обязательным требованиям. ЗК не устанавливает конкретный перечень органов и муниципальных организаций, согласующих место размещения объекта. Состав таких органов определяется исходя из положений иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Такое согласование проводится только в случаях, установленных в федеральных законах. Например, в соответствии со ст. 52 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или участке водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, осуществляется по согласованию с компетентным органом, который определяется на основании положений названного Закона.

На органы местного самоуправления возложена обязанность по получению информации о разрешенном использовании земельного участка, об обеспечении участков объектами инфраструктуры, получению технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Ввиду значительной стоимости работ по подведению коммуникаций к объекту возложение на органы местного самоуправления такой обязанности имеет большое значение. В настоящее время данные вопросы регулируются ст. 48 ГрК , Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 920).

3. В п. 3 комментируемой статьи закреплено право населения на информацию о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков и соответствующая обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений об информировании населения. С учетом необходимости реализации положений подп. 4 п. 1 ст. 1 и абз. 2, 3 п. 3 комментируемой статьи ЗК, данные нормы должны применяться и в тех случаях, когда земельные участки расположены за границами поселений, например, в границах межселенных территорий. В этом случае соответствующая информация должна быть доведена до тех лиц, чьи интересы затрагиваются строительством (размещением) объектов. Чаще всего информирование проводится путем публикации сообщения в местном официальном средстве массовой информации.

Требования информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства имеет обязательный, а не рекомендательный характер. Как было указано по одному из дел, из смысла закона следует, что информирование населения должно производиться через средства массовой информации, доступные всем гражданам, проживающим в муниципальном образовании (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2005 N Ф08-3563/2005).

Помимо обязанности информировать население комментируемая статья устанавливает обязанность органов, осуществляющих предоставление земельных участков, выяснить мнение граждан, общественных организаций и иных указанных в законе субъектов (общественности) по вопросу предоставления участка, если при этом затрагиваются их интересы. Формы участия общественности в принятии решения о предоставлении земельных участков различны (референдумы, сходы, общественные слушания и т.п.) и четко определены только для предоставления земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России и этнических общностей (референдумы или сходы).

Для органов, принимающих решение о предоставлении земельных участков, мнение населения, общественности имеет лишь рекомендательный характер. В практике арбитражных судов можно встретить и иные решения. Так, при рассмотрении одного из дел было указано, что информирование граждан о предоставлении участка для строительства, целью которого является соблюдение их прав на благоприятную окружающую среду, не должно носить декларативный характер. Органы, уполномоченные распоряжаться земельными участками, обязаны учитывать мнение граждан и их объединений, касающееся возможности застройки конкретных участков, и не вправе принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора такого участка, а также о предоставлении участка для строительства при наличии мотивированных возражений граждан (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.01.2007 N Ф08-5715/2006).

Нарушение требований законодательства об информировании населения и о необходимости выяснения мнения общественности о предстоящем или возможном предоставлении земельных участков для строительства должно служить основанием для отмены принятых решений о предоставлении земельных участков (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2005 N 2479/05; Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2004 N А55-4628/03-8; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2005 N Ф08-3563/2005). Необходимо учитывать, что по смыслу ст. 198 АПК для признания ненормативного правового акта недействительным, а действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: 1) несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и 2) нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (в соответствии со статьёй 247 ГПК - требуется нарушение прав и свобод обращающегося в суд лица).

4. Пункт 4 комментируемой статьи требует информировать правообладателей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия (выкупа) их земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Учитывая достаточную индивидуализацию в данном случае субъектов (в отличие от субъектов, указанных в п. 3 комментируемой статьи), информирование о возможном изъятии земельных участков в связи с их предоставлением для строительства должно иметь индивидуальный характер (письменное уведомление каждого правообладателя).

Правовое значение такого информирования заключается в том, что с момента информирования правообладатели земельных участков несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на земельном участке или иным его улучшением (п. 8 комментируемой статьи).

5. При рассмотрении заявления в порядке п. п. 1 - 4 комментируемой статьи органы местного самоуправления первоначально осуществляют выбор земельного участка и разрабатывают исходно-разрешительную документацию, включающую все предусмотренные процедурой ведомственные согласования. Результаты выбора земельного участка оформляются актом выбора земельного участка, к которому прилагаются утвержденные схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Еще одним обязательным документом, прилагаемым к акту выбора земельного участка, если предполагается его изъятие для государственных или муниципальных нужд, является расчет убытков правообладателей земельных участков. Данные документы должны быть в наличии именно на момент оформления акта о выборе земельного участка (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.02.2006 N Ф08-510/2006).

Схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории могут утверждаться органом местного самоуправления путем издания отдельного распоряжения или путем проставления подписи и печати на самой схеме. До 1 ноября 2008 г. вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускалось изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков. Такие проекты границ земельного участка, утвержденные до 1 ноября 2008 г., признаются действительными и имеют равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, соответственно, могут прилагаться к актам выбора земельного участка (см. ст. 21 ФЗ от 13.05.2008 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального законагосударственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2251).

Только после проведения данных мероприятий и подготовки указанной документации органами местного самоуправления принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта. При этом наличие предварительного согласования места размещения объекта на земельном участке является основанием для отказа в утверждении акта выбора этого участка другому лицу.

6. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта являются одним из этапов процедуры, осуществляемой при предоставлении земельного участка для строительства, и не влекут последствий в виде обязательного предоставления земельного участка для строительства (Постановление ФАС Уральского округа от 03.07.2006 N Ф09-5107/06-С6).

В п. 8 комментируемой статьи императивно установлен срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта - 3 года. Этот срок не может быть изменен нормативными правовыми актами субъектов РФ или органов местного самоуправления. Истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта лишает заявителя права требовать предоставления ему земельного участка на основании такого решения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.10.2006 по делу N А26-6110/2005-17, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.05.2007 N Ф03-А59/07-1/959).

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта не порождает каких-либо прав заявителя на выбранный земельный участок, оно лишь является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства. Соответственно, само по себе данное решение не является нарушением прав и законных интересов правообладателей земельных участков в пределах выбираемого участка, поскольку не рассматривается законодателем в качестве основания изменения или прекращения уже существующих прав на землю частных лиц.

Незаконное решение органа местного самоуправления, органа государственной власти о предварительном согласовании места размещения объекта может быть отменено этим органом в целях обеспечения законности своей деятельности. Принятое решение должно быть мотивированным и обоснованным. Данное право следует из положений ст. 48 ФЗ о местном самоуправлении, в соответствии с которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. При этом следует учитывать, что в силу ст. 16 ГК убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Положения комментируемой статьи о риске правообладателя земельного участка отнесения на него затрат и убытков, связанных с улучшением земельного участка, после информирования его о возможном изъятии участка во многом схожи с положением п. 3 ст. 63 ЗК. Пункт 8 комментируемой статьи указанный риск распространил и на тех правообладателей, земельные участки которых входят в состав зарезервированных земель. Такое ограничение имеет весьма существенный характер, поскольку срок резервирования может составлять до 7 лет (см. ст. 70.1 ЗК).

7. Заинтересованные лица могут не только заявлять требования о признании недействительными решений о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в принятии такого решения, но и вправе обжаловать незаконное бездействие исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, выразившееся в непринятии соответствующего решения по такому заявлению заинтересованного лица. Поскольку сама по себе подача заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта не влечет обязательное предоставление земельного участка для строительства, незаконность бездействия уполномоченного органа, не принявшего решение по заявлению, не является достаточным основанием для удовлетворения судом требования о предоставлении земельного участка.

При применении комментируемой статьи необходимо учитывать, что акт выбора земельного участка не является ненормативным правовым актом, который может быть оспорен самостоятельно, поскольку не устанавливает, не изменяет и не прекращает субъективные права. Акт выбора является документом, свидетельствующим о комиссионном рассмотрении и согласовании с уполномоченными органами и организациями варианта размещения объекта. Оспаривание акта выбора земельного участка производится путем оспаривания решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утвержден этот акт.

Признание судом недействительным решения уполномоченного органа о предварительном согласовании места размещения объекта предоставляет заинтересованному лицу право компенсации своих расходов, при условии их документального подтверждения и доказанности их необходимости для принятия такого решения.

8. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает специальное правило о выборе земельных участков для строительства на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, которое вызвано особенностями организации местного самоуправления на данных территориях.

ПЕРВЫЙ СТОЛИЧНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Телефоны: (495 ) 649-41-49, 64-911-65

Акт выбора земельного участка и землеотвод

Отвод земельных участков для целей строительства, сложный и многоплановый процесс, требующий специфических знаний законодательства, опыта работы с органами местного самоуправления, работы проектных организаций и технических специалистов и главное терпения.
Оформление землеотвода можно разделить на следующие этапы:
1. Решение инвестора о строительстве
2. Технико-экономическое обоснование строительства
3. Предварительный выбор земельного участка для размещения объекта
4. Проектно-изыскательские работы в том числе; инженерные изыскания и рабочее проектирование
5. Землеотведение для целей строительства и эксплуатации объекта, включая межевание границ, перевод категории земель, установление права и государственная регистрация объекта недвижимости.
6. Получение разрешения на строительство.
Чтобы оформить акт выбора земельного участка или трассы, специалисты ГеоКада выполняют:
1. подготовку и утверждение Решения о предварительном выборе земельного участка
2. инженерно-геодезические изыскания
3. составление, согласование и утверждение Акта выбора земельного участка, трассы
4. схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории
5. получение разрешения на строительство, в том числе и отвод земельных участков, о котором и идет речь в данном разделе
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах , аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса. Отвод земельного участка в этом случае выполняется территориальной Администрацией и предметом данной статьи не является.
Выдержки из Земельного кодекса
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении для строительства
Решение исполнительного органа
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов , аукционов) является основанием:
1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного ) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное ) пользование;
2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Выбор земельных участков для строительства производится с непосредственным участием органов местного самоуправления, которые обеспечивают предоставление земельного участка для размещения объекта в соответствии с его техническими параметрами. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту выбора участка прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
Решение о предварительном согласовании землеотвода
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, на основании заявления субъекта, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Стоимость работ
Стоимость работ по отводу земельных участков складывается в соответствии с нормативами времени и затратами предприятия, зависящими от местоположения, размеров и сложности объекта, рассчитывается индивидуально для каждого объекта.
С землеотводом под строительство как правило сопряжены процесс перевода категории земельного участка и изменение разрешенного использования. Об этих работах следует говорить отдельно. Подробную консультацию о процедурах перевода категории, оформлении акта выбора земельного участка можно получить в нашем офисе у специалистов, предварительно согласовав по общему телефону время консультации.

8 (495 ) 64 — 911 — 65 или 8 (495 ) 649 — 41 — 49 или 8 (985 ) 763 — 90 — 66

Внимание! Консультация платная.

Бесплатную консультацию Вы можете получить в разделе Юрист On-Line


Акт выбора земельного участка для строительства объекта оформляется при наличии положительного решения административной комиссии органа местного самоуправления, которые имеют на это полномочия.

Подготовка и согласование Акта выбора земельного участка должны включать в себя работы по оформлению акта, по рассмотрению нескольких вариантов мест размещения объекта. Кроме того, необходимым условием является получение всех требуемых ФЗ согласований от членов комиссии, заключений, технических условий, предварительной оценки убытков заинтересованных лиц для объекта нового строительства или реконструкции.

Обязательным приложением к Акту выбора земельного участка является схема расположения участка на кадастровой карте территории с отображением границ кадастрового квартала.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены две формы предоставления земельных участков для строения:

1. Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства (земельные участки предоставляются в собственность, аренду либо в безвозмездное срочное пользование, на основании заявления заинтересованного лица, по результатам проведения открытых торгов, конкурса либо аукциона);

Процедура предоставления (отвода) земельного участка для строительства, без предварительного согласования места размещения объекта включает:

1.1 Определение (формирование) границ земельного участка;

1.2 Установление вида разрешенного использования земельного участка;

1.3 Получение Технических условий подключения к инженерным коммуникациям;

1.4 Принятие решения о проведении торгов (конкурса, аукциона);

1.5 Публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов);

1.6 Подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов).

2. Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства (земельные участки предоставляются на срок строительства во временное пользование (аренду либо постоянное (срочное/бессрочное) пользование) на основании заявления заинтересованного лица, с обязательным рассмотрением нескольких возможных вариантов размещения объекта и подготовкой акта выбора земельного участка);

Процедура предоставления (отвода) земельных участков для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в два этапа:

1 этап - предварительное согласование места размещения объекта;

2 этап - изъятие (выкуп) либо предоставление (отвод) земельного участка;

Процедура предоставления (отвода) земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает:

2.1 Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2.2 Выполнение кадастровых работ по формированию границ земельного участка, государственный кадастровый учет;

2.3 Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства

Порядок оформления разрешений на производство строительных работ

53. Выдача разрешений на производство строительных работ, осуществляемых государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также индивидуальными застройщиками, производится районными инженерами - инспекторами государственного архитектурно - строительного контроля или районными архитекторами.

54. Для получения разрешения на производство строительных работ государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения и организации обязаны представить:

в) план земельного участка и документ, удостоверяющий право на земельный участок;

г) регистрационную карту объекта;

д) титульный список на строительство объекта;

е) проектно - сметную документацию на строительство, утвержденную в установленном порядке;

ж) стройгенплан (на крупные объекты или комплексы зданий);

з) карточку учета работников, осуществляющих руководство строительством;

и) договор с проектной организацией на ведение авторского надзора за строительством объектов;

к) выписки из приказов застройщика и строительной организации о назначении ответственного лица по технадзору и производителя работ;

л) журнал производства работ.

55. Для получения разрешения на производство работ по строительству жилых домов и хозяйственных построек индивидуальные застройщики обязаны представить районному инженеру - инспектору государственного архитектурно - строительного контроля или районному архитектору:

а) заявление застройщика о выдаче разрешения на производство строительных работ;

б) решение о предоставлении земельного участка под застройку;

г) план застройки земельного участка, проект оформления фасадной части зданий (дома, гаража, хозпостроек), согласованные с районным архитектором;

д) документ, удостоверяющий право на земельный участок;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.92 N 119)

е) разрешение на специальное водопользование при устройстве на приусадебном участке копаных шахтных колодцев, забивных фильтровых колодцев, каптажей источников и других малых сооружений.

Индивидуальные застройщики в процессе строительства могут внести изменения в проект жилого дома только с разрешения районного архитектора, а при увеличении площади застройки - с разрешения органа, предоставившего земельный участок.

56. Обеспечение проектами жилых домов и планами застройки усадебных участков по заказу индивидуальных застройщиков производится хозрасчетными производственными группами при районных архитекторах.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.02.92 N 119)

57. При предоставлении документов, предусмотренных в пунктах 54 и 55 настоящих Правил, разрешение застройщикам на производство строительных работ оформляется в 10-дневный срок.

2.Деревянные здания.

Деревянные дома, в соответствии с особеннос­тями конструкции, можно разделить на несколько основных типов:

  • Из строганного вручную бревна
  • Из бруса естественной влажности
  • Из оцилиндрованного (калиброванного) бревна
  • Каркасный
  • Из клееного бруса
  • Из строганного лафета

Различаются они в основном способами возве­дения стен и используемыми для этого материала­ми. Попробуем коротко охарактеризовать каждый из вышеперечисленных типов.

Дом из строганного вручную бревна

Строительство является наиболее трудоемким и длительным по времени. Естественно, такой дом обойдется дороже чем из оцилиндрованного бревна, как и любое произведение ручной работы дороже машинной штамповки. Если современные технологии позволяют производить отделку стен из оцилиндрованного бревна сразу после его сборки, то срубленному вручную дому необходимо выстоятся не менее года. Да и сама рубка занимает намного больше времени и сил, чем складывание «конструк­тора» из оцилиндрованных бревен. А время - это деньги. Да и зарплату за это время надо платить. Хо­роший профессионал-плотник достоин хорошей зарплаты. Для изготовления сруба из строганного бревна берут свежеспиленные бревна естественной влажности диаметром от 260 до 320 мм - получается оптимальная для наших климатических условий толщина стен. Бревна протесывают, выбирают чашки-пазы, шлифуют, обрабатывают рубанком - все вручную. При ручной обработке топором и специальной киркой верхний, наиболее мягкий слой дерева (заболонь) снимается щадящее, в некоторых случаях строго по годовым кольцам, что дает возможность максимально сохранить природную прочность, теплостойкость и структуру дерева. Приверженцы этого метода утверждают, что таким образом удается снизить образование трещин и избежать других дефектов древесины, которые появляются в процессе эксплуатации. Затем деревянный сруб маркируют, "раскатывают" по бревнышку, перевозят на участок и ставят на уже полностью готовый фундамент, где производится сборка сруба. Строганное бревно само по себе хорошо, поэтому не нужна никакая дополнительная отделка, как снаружи, так и внутри. Но год после установки сруба выждать придется: проблемы у строганного бревна такие же стародавние, как строения ручной рубки - это страшное слово Усадка.

Кроме классического остро отточенного топора современные плотники применяют бензопилы, электрорубанки и прочий высокотехнологичный инструмент. Тем не менее, изготовление сруба ручной рубки гораздо более трудоемкое, нежели дома, стены которого изготавливаются путем машинной штамповки.

Иногда бревна сруба после острожки шлифуются вручную, есть другая модификация - ошкуренные, покрытые лаком, но не остроганные бревна. Кстати сказать, на Руси бревна ни в коем случае не обтесывали, а только ошкуривали поверхность, боясь повредить подкорьевую оболонь, защищающую бревно от гниения.

И помните, в природе нет прямых линий. Издревле прямая линия считалась "от дьявола". Потому вас не должны беспокоить такие разные бревна при сборке сруба, наоборот, старайтесь, чтобы выпуски бревен по углам постройки были спилены не по прямой, а образовывали слегка волнистую линию, словно бы живой рукой прорисованную. Не превращайте живое дерево в просто бездушный и мертвый материал.

Собирается в основном на паклю или мох, норвежская рубка и рубанками может собираться на льнополотно. Дополнительная конопатка после высыхания – обязательна.

Красить первые год-два «дышащими» красками.

Достоинство:

Достаточно легко собрать самому, если сруб хорошо сделан.

Недостатки:

Происходит усадка примерно 12-15см.

Возможно появление синевы.

Появление трещин на бревне естественной влажности, за исключением норвежской рубки (там практически все трещины на боках). Дома из оцилиндрованного (калиброванного) бревна Если рассмотреть строительство из наиболее популярного на сегодняшний день материала – оцилиндрованного бревна, проявляются некие проблемы. Поскольку специально в нашей стране не выращивается лес под производство «оцилиндровки», в процессе обработки практически весь защитный смоляной слой снимается. В итоге, деревянный конструктор, идеально гладкий сначала, после года проживания приобретает внешний вид строения, трещины которого образовывались не одно десятилетие.

Дом из бруса естественной влажности Деревянный дом из бруса быстро возводим и экологичен, он сочетает в себе сравнительно низкую стоимость с высокими эксплуатационными характеристиками. Естественная красота дерева и фантазия архитектора позволяют создавать из этого материала по-современному комфортные коттеджи. Все вышеперечисленное сделало котееджи очень популярными как за рубежом, так и у нас в стране.

Брусовые постройки до недавнего времени были одним из наиболее распространенных типов деревянных строений. Несмотря на распространенное мнение об их относительной дешевизне, фактическая стои­мость коттеджа, построенного «под ключ», часто на 10-15% превышает стоимость подобного дома, построенного из оцилиндрованного бревна. Мно­гих вводит в заблуждение тот факт, что сам брус сто­ит дешевле. Однако они забывают, что простой брус не имеет теплового замка. Из-за этого его очень трудно утеплить, т. к. коэффициент продувания все­гда будет в несколько раз выше, чем у стены, сло­женной из правильно изготовленного бревна. Для того чтобы уменьшить теплопотери в брусовом доме приходится применять дополнительное утепление и обшивать его снаружи и изнутри евровагонкой, сайдингом, либо другим материалом. Все эти меро­приятия полностью поглощают экономию, произ­веденную при приобретении самого бруса, и еще добавляют дополнительные затраты. Как цыплят считают по осени, так и стоимость коттеджа определя­ется после того, как в него можно будет заселяться. Несмотря на вышесказанное, дома из бруса очень хорошо зарекомендовали себя в условиях нашего климатического пояса. Ведь дерево само по себе от­личается очень низкой теплопроводностью. Дере­вянная стена в 35 см., эквивалентна по теплосбережению кирпичной, толщиной 1,5 метра.

Отдельно отметим, что выполнение работ с материалом, дающим усадку, каковым является брус естественной влажности, следует доверять только мастерам очень высокой квалификации. В итоге получается коттедж внешне красивый, но по существу, в экологическом плане вы построили квартиру железобетонном здании.

Если использовать сырой профилированный брус, от некоторых недостатков можно избавиться. В частности, от необходимости дальнейшей отделки, поскольку профилированный брус имеет строгую геометрическую форму, а его поверхности обработаны специальным инструментом до первого класса чистоты, то есть до уровня евровагонки. Но, поскольку этот материал тоже объемный, остается риск того, что во время высыхания брус может «повести». Профессиональные технологии сушки позволяют получить сухой профилированный брус, который менее всего из цельных строительных материалов подвержен короблению и деформациям. Однако полное решение проблемы возможно только в случае использования клееного профилированного бруса. Дом каркасный На сегодняшний день для дачного и коттеджного строительства наибольшим спросом пользуются деревянные каркасные постройки ввиду их невысокой стоимости, быстрых сроков возведения и ряда других преимуществ.

Каркасные коттеджи изготавливаются по различным технологи­ям (канадская, финская и т. д.). Разница между ними заключается только в использовании различ­ных материалов и составе так называемого «пирога» стены, а суть одна: брусовый каркас, облицованный каким-нибудь материалом (вагонка, сайдинг гипсокартон и т. д.) с утеплителем внутри. Они, как правило, несколько дешевле других типов домов (здесь и в дальнейших сравнениях между разными типами следует учитывать, что сравнивать можно только строения одного класса комфортности). Они получаются очень теплыми, однако, чаще все­го, уступают стенам из бревна и бруса по комфорт­ности и экологичности за счет присутствия в стенах синтетических материалов, а так же затрудненного воздухообмена и влагообмена.

Главная особенность конструкции каркасного дома - разделение функций несущей способности (ее выполняет каркас) и утепления (современные теплоизоляционные, звукоизоляционные, ветрозащитные материалы).

Каркас – это система линейных элементов, обеспечивающих зданию пространственную жесткость и отвечающих планировке и архитектуре проекта.

Основа каркасной конструкции – рама. Залог прочности коттеджа – в геометрической жесткости каждой рамы. Рама образует внутри себя естественную воздушную полость, которая заполняется утеплителем и используется для прокладки коммуникаций.

Рамы собираются из доски сечением 50х150 мм (стойки и раскосы);

для верхней и нижней обвязок используется брус сечением 150х150 мм;

для устройства стропильной системы, полов и перекрытий – доска 50х150 мм.

Все деревянные элементы каркаса обработаны специальными составами:

Антисептиком (против вредителей и гниения);

Антипиреном (противопожарная безопасность).
Между собой элементы каркаса крепятся оцинкованным крепежом. Связка исключает последующий контакт металлических частей с компонентами наружной отделки.

Основными элементами каркаса являются несущие стойки, принимающие на себя вертикальную нагрузку, раскосы, придающие каркасу дома устойчивость, нижняя и верхняя обвязки. Стойки каркаса устанавливаются строго вертикально на нижнюю обвязку, которая опирается через прокладки из гидроизолирующего материала на фундамент и крепится к нему анкерами. Каркас снаружи обшивают «дышащей» ветроизоляционной мембраной, которая не продувается, но при этом обеспечивает воздухообмен стены (отсутствие конденсата, плесени и промерзания). Затем между рёбрами жёсткости прокладывается утеплитель. Благодаря уникальной конструкции каркаса, утеплитель лишен возможности усадки. Далее прокладывается пароизоляция, которая предназначена для защиты конструкции стены от внутреннего влажного воздуха.

На стадии проектирования можно предусмотреть монтаж скрытой электропроводки. Так как весь кабель тщательно изолируется (монтируется в стальном патрубке) исключается возможность возгорания при возникновении короткого замыкания или обрыва цепи.

Таким образом, обеспечиваются все необходимые «обменные процессы» деревянного каркасного дома, что позволяет зимой и летом поддерживать необходимый комфортный микроклимат внутри помещения.

Технические параметры и срок службы современного каркасного дома часто оставляют далеко позади традиционное домостроение. Новые материалы и изобретения позволяют создать в каркасном доме такой же внутренний климат, как и в традиционном деревянном доме, а затраты на отопление сократить в несколько раз. В деревянном каркасном доме изначально удается заложить хорошие теплотехнические и влажностные характеристики. Такой дом менее инертен, в нем отсутствует сырость, он менее подвержен негативным воздействиям окружающей среды.

Каркасный дом - экологически чистый, комфортный и энергоэффективный.

Получается не очень дешёвым, приблизительно как дом из обычного бруса, а то и из оцилиндрованного бревна естественной влажности. На цену влияет большое количество утеплителя и отделочных материалов, которые, разумеется, стоят денег.

Не садится.

Большая возможность отделки.

Снаружи:
облицевать кирпичом или плиткой под кирпич и камень;
сайдинг;
блок-хауз (под бревно);
ленд-хауз (под брус);
вагонка;
«рыбья чешуя» и т.д.
Внутри: все то же, что и снаружи, но можно ещё добавить гипсокартон и фанеру под обои или покраску.

Намного лучше, по сравнению с другими домами, тепло - и звукоизоляция (при условии, что Вы не будете экономить на утеплителе).

Требует тщательного подхода к утеплению и пароизоляции.

Необходима система вентиляции.

ТЕХНОЛОГИЯ

1. Самой ответственной и трудоемкой частью дома является фундамент. Каркасные дома легки - в 5…6 раз легче, кирпичных, им не нужен массивный фундамент, что сокращает их стоимость и сроки строительства. Фундамент может выполняться как монолитной, так и столбчатой конструкции. Столбчатый строится при помощи бура двустороннего действия и в 4 …6 раз дешевле железобетонного монолитного (патент России № 96119216).

2. Основу стен составляет несущий деревянный каркас, обшитый ориентированностружечными плитами OSB. По расходу материала и трудоемкости каркасные стены самые экономичные. Они требуют в 1,5…2 раза меньше древесины, чем бревенчатые и брусчатые, и при использовании эффективного утеплителя во столько же раз легче их. Каркасные стены не подвержены усадке и могут быть отделаны сразу же после установки.

3. Снаружи стены покрываются ветрозащитной мембраной.

4. В наружных стенах внутреннее пространство заполняют утеплителем. Дополнительное заполнение утеплителем межкомнатных перегородок и перекрытий, уменьшает теплопотери и снижает шум, сохраняя микроклимат в каждом отдельном помещении. Тепло уходит практически только через окна и двери.

5. Внутреннюю отделку обычно выполняют гипсокартоном, которая крепится к каркасу или OSB поверх парозащитной пленки служащей для предотвращения отсыревания утеплителя и деревянных конструкций.

6. Облицовка может быть любой – окраска, сайдинг, цементно-песчаная плитка, фасадная штукатурка, кирпич, теплоизолирующие панели, блокхаус. Каркасное строительство можно сочетать со щитовым. Щит обшивается с двух сторон досками или водостойкой фанерой, внутри прокладывается утеплитель, а затем он устанавливается между деревянными элементами каркаса. Использование щитовых элементов заметно ускоряет строительство. С появлением новых высокоэффективных утеплителей, а также новых звукоизолирующих материалов технология щитового строительства усовершенствовалась. Кроме того, взяты на вооружение так называемые сэндвич-панели, которые по своим свойствам аналогичны бревну, но при этом тоньше и легче.
Панельный способ - это уже нечто другое, поскольку в данном случае в заводских условиях изготавливается целый элемент дома из дерева - с окнами, дверями, коммуникациями, который затем доставляется на стройплощадку и монтируется. Дом вырастает прямо на глазах, и потому такая технология обретает все большую популярность.

Дом из клееного бруса Основными преимуществами домов из клееного бруса по сравнению с другими видами деревянных домов (оцилиндрованное бревно, каркасные дома) являются следующие:

1. Стены из клееного бруса "дышат", т.е. обеспечивают в доме постоянный микроклимат с влажностью 55 – 65%. Это называется эффектом автокондиционирования.
В каркасных деревянных домах, где в стенах заложен утеплитель с паро-влагоизоляцией, такого эффекта не наблюдается.

2. В отличие от оцилиндрованного бревна, которое производится из древесины естественной влажности (20÷30%), клееный брус проходит длинный технологический цикл изготовления: отбор заготовки, камерная сушка заготовки до 10-12% влажности, выторцовка дефектов древесины с последующим склеиванием заготовки по длине и ширине на специальные клеи повышенной влагостойкости. Вследствие чего, стена из клееного профилированного бруса не дает трещин, не теряет свою геометрическую форму и профиль во время эксплуатации готового дома Заказчиком.

3. Построенный из клееного бруса дом даёт усадку не более 1%, что связано с уплотнением межрядового утеплителя. Таким образом, в отличие от домов из оцилиндрованного бревна, которым надо "выстаиваться" перед отделкой минимум полгода, дома из клееного бруса можно отделывать сразу после установления в них теплового контура (вставляются окна, двери и запускается отопление) и въезжать в них сразу же после обработки.

Достаточно большое количество размеров, но, например, размер 240х240мм придётся поискать.

Длина бруса профилированного – до 12м (у некоторых фирм – до 18м).

Не требует дополнительной конопатки.

Отсутствуют трещины (хотя совсем маленькие иногда бывают).

Достаточно большое количество фирм, которые занимаются клееным брусом.

Снаружи желательно, красить «плёночными» красками.

Можно заказать как «конструктор», так и погонаж.

Дома из строганного лафета Лафет – представляет собой опиленное и простроганное с двух противоположных сторон бревно, то есть форму, сочетающую в себе положительные качества бревна и бруса. Лафет (полубрус) - это ствол толстой северной сосны, со срубленными до идеально плоской поверхности 2-мя противоположными сторонами. Обычно в строительстве домов из лафета используются брёвна диаметром 30-40 см.
- Качества бревна. За счет того, что верхние и нижние грани остаются полукруглыми есть возможность для контакта между лафетами произвести рубку, как и в случае с бревном. Это дает преимущество перед брусом в том, что рубка более технологичный процесс, чем обычное прикладывание одного бруса к другому и более тепло-сберегающее.
- Качества бруса. Это качество рассчитано на любителей плоских стен. Для примера: при ширине лафета 220 мм (норвежский стандарт) высота будет в пределах 240 – 300 мм, что придаст сооружению эффектный и основательный вид.

Недостатки: Если мы намереваемся оставить стены открытыми для баланса естественной влажности и природной энергетики дерева, но нам нравится прямые, а не полукруглые стены, тогда следует выбрать дом из строганного лафета. Здесь проблемы начинаются после запуска отопления. Такой гладкий и ровный вначале материал, выкручивая древесину по волокнам, образует трещины, доходящие порой до 10 см. Причина таких изменений – технология изготовления лафета: у любого бревна есть наружный смоляной, или так называемый защитный слой – это прослойка уплотнённой древесины, составляющая 5-10 см, которая при обработке в лафет снимается. В результате, по мере усыхания материала, происходит разрыв бревна в самом слабом и незащищённом месте. В итоге, вместо ровной и гладкой поверхности получается стена, отвечающая запросам лишь поклонников брутального стиля.

Основные используемые породы дерева при строительстве дачи или бани из лафета – это сосна и лиственница. Главный параметр, характеризующий лафет – это его толщина. Наиболее используемые размеры – от 150 мм для внутренних стен и до 240 мм для наружных. Стандартной длинной лафета считается – 6,1 м. Стена длинной более 6 м стыкуется, а стык «прячется» в чаши. Стены деревянного коттеджа собираются на деревянных нагелях, что дает жесткость конструкции, обеспечивает отсутствие продольного смещения. Дом рубится «без единого гвоздя».

Одной из многих услуг, оказываемых компанией «ГеоСфера» является совокупность работ по подготовке и получению акта выбора земельного участка .

Согласно законодательству РФ, получение акта выбора земельного участка необходимо, в тех случаях, когда Вами запланировано строительство, Вы собираетесь проложить коммунальные трассы или инженерные сети. На основе Вашего заявления о своих планах в муниципальные административные органы, происходит выбор требуемого земельного участка, основанный на документах государственного земельного кадастра и землеустройства. Этот выбор также принимает во внимание, как экологические, так и градостроительные требования к эксплуатации выбираемых земель.

Подготовка акта выбора земельного участка представляет собой получение определенного набора документов:

  1. Проект отвода земельного участка. В нем в форме ситуационного плана отображен запрашиваемый участок земли и местонахождение относительно него зоны кабелей, газопровода, линии электропередач, в совокупности, составляющие охранную зону.
  2. Схему местоположения границ земельного объекта на кадастровом плане. В этой документации также указываются все остальные параметры и целевое назначение территории.
  3. Состав комиссии по изучению земельного объекта. Ее состав может меняться, в зависимости от расположения обследуемого участка.

Акт выбора земельного участка для строительства оформляется в 3 этапа:

  1. На основе проекта строительства, на ситуационном плане фиксируется требуемая территория и ее расположение относительно различных инженерных сетей.
  2. Создается схема расположения выбранного участка на кадастровом плане с перечислением всех его характеристик.
  3. Получение акт выбора земельного участка проходит после согласования в контролирующих учреждениях. В результате проведенных действий выдается Постановление Администрации.

При подготовке акта выбора земельного участка большое значение играет профессионализм сотрудников геодезической организации, которая в минимальные сроки исполнит все необходимые инженерно-геодезические исследования, обработку полученных материалов, но и проведет все требуемые согласования в необходимых инстанциях. В связи с тем, что акт выбора земельного участка для строительства имеет определенный срок согласования и срок действия, то выполнение этой работы лучше доверить фирме, имеющей практический опыт работ такого рода. Доверив исполнение этой услуги нашей компании, Вы останетесь довольны, как отличным качеством работы, так и сроками выполнения.

Сроки и стоимость получения акта выбора участка

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Статья 1. Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации",1994, № 32, ст. 3301, 2006,
№ 52, ст. 5498) следующие изменения:
1) в пункте 1 статьи 239:
a) в абзаце первом слово «государством» исключить;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«Особенности определения убытков, возникающих в связи с изъятием жилых помещений, устанавливается жилищным законодательством.»;
2) статью 276 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Сервитуты могут быть прекращены в отношении изымаемого земельного участка, если их осуществление противоречит целям изъятия земельного участка»;
3) в статье 279:
а) в пункте 3:
слово «письменно» исключить;
дополнить абзацем следующего содержания:
«Уведомление собственника о предстоящем изъятии принадлежащего ему земельного участка осуществляется в порядке, определенным земельным законодательством.»;
«4. Решение об изъятии земельного участка является для его собственника основанием для расторжения или изменения договоров, заключенных им в отношении изымаемого земельного участка или находящейся на нём недвижимости.»;
в) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Допускается изъятие части земельного участка, если оставшаяся часть участка может быть признана самостоятельным участком, который возможно использовать по прежнему целевому назначению.».
4) в статье 280:
а) в первом предложении слова «с момента государственной регистрации решения об изъятии участка» заменить словами «после его уведомления о предстоящем изъятии земельного участка»;
б) дополнить второй частью следующего содержания:
«Собственник изымаемого земельного участка может требовать выкупа вещей, являющихся принадлежностью этого земельного участка».
5) в статье 281:
а) пункт 2 дополнить абзацами следующего содержания:
«При изъятии части земельного участка оплачивается уменьшение рыночной стоимости оставшейся в распоряжении собственника части земельного участка.
Особенности определения убытков, возникающих в связи с изъятием земельных участков, устанавливаются земельным законодательством.»;
б) в пункте 3 слова «с зачетом его стоимости в выкупную цену.» заменить словами «или иное имущество с зачетом их рыночной стоимости в выкупную цену.».
6) во втором предложении статьи 282 слово «двух» заменить словом «трех».

Статья 2. Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147, 2004, № 41, ст. 3993, 2005, № 1, ст. 17; 2004, № 52, ст. 5276, 2005, № 30, ст. 3128, 2006, № 1, ст. 17; 2006, № 23, ст. 2380, 2006, № 50, ст. 5279, 2006, № 52, ст. 5498) следующие изменения:
1) в подпунктах 4 и 5 пункта 1 статьи 9, пункте 1 статьи 10, пункте 1 статьи 11, пункте 7 статьи 23, пунктах 3,5 и 8 статьи 31, названии и пунктах 1 и 3 статьи 49, пункте 2 статьи 51, пункте 1 статьи 55, пункте 5 статьи 69 и пунктах 5 и 9 статьи 95 слова «, в том числе путем выкупа,» исключить;
2) Статью 30 дополнить пунктами 14 и 15 в следующего содержания:
«14. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов осуществляется в случаях предоставления земельного участка:
в постоянное (бессрочное) пользование на основании проектов планировки или документов территориального планирования;
взамен изымаемого земельного участка;
лицу, по заявлению которого был изъят земельный участок для государственных или муниципальных нужд или его правопреемнику;
для строительства объектов недвижимого имущества в границах территорий особых экономических зон, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
При этом землеустройство и кадастровый учёт осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета, за исключением случая предоставления земельного участка в особой экономической зоне, которые осуществляются за счет лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
15. Предоставление земельного участка взамен изъятого земельного участка, находившегося на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется на праве:
постоянного (бессрочного) пользования - лицам, указанным в пункте 1
статьи 20 настоящего Кодекса;
собственности – гражданам и организациям, имеющим право на бесплатное переоформление изымаемых земельных участков в собственность;
аренды на 49 лет, если меньший срок не будет установлен по просьбе заинтересованного лица, - иным лицам.»;
3) пункт 2 статьи 30.1 изложить в следующей редакции:
«2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2 статьи 28, пунктами 2.1 и 14 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса»;
4) в статье 31:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«Гражданин или юридическое лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления муниципального района, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления поселения (городского округа), а на межселенной территории – в орган местного самоуправления муниципального района, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.»;
б) в абзаце первом пункта 2 слова «по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти» заменить словами «в трехмесячный срок со дня обращения»;
«4. Орган местного самоуправления публикует сообщение о проведении выбора земельного участка для размещения объекта строительства в печатных изданиях, являющихся источником публикации его нормативных правовых актов, не позднее чем за три месяца до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. В сообщении должны быть указаны место, время и порядок ознакомления с материалами, касающимися выбора земельного участка для размещения объекта.»;
г) пункт 6 после слов «акт о выборе земельного участка» дополнить словами «в месячный срок со дня поступления акта о выборе земельного участка»;
д) в пункте 8:
абзац второй исключить.
в абзаце третьем слова «независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта» исключить.
5) в статье 32:
а) пункт 2 перед словами «Исполнительный орган» дополнить словами «Если для предоставления земельного участка не требуется его изъятия»;
б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Если для предоставления земельного участка требуется изъятие земельного участка, то оно осуществляется по заявлению заинтересованного лица, в порядке установленном настоящим Кодексом и федеральными законами.»;
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. При предоставлении ранее изъятых земельных участков в собственность за плату цена земельного участка определяется в размере не меньшем размера выкупной цены земельного участка.»;
6) в статье 44 слова «в порядке, установленном гражданским законодательством» заменить словами «в порядке, установленном федеральным законодательством»;
7) в пункте 3 статьи 45:
слова «пунктом 2» заменить словами «подпунктами 1-4 пункта 2»;
дополнить словами «а в случаях, установленных подпунктами 5, 6 пункта 2 настоящей статьи соответственно – статьёй 55, статьёй 51 настоящего Кодекса.»;
8) в статье 49:
а) подпункт 3 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«3) проведением работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр.»
б) дополнить пунктами 4 и 5 следующего содержания:
«4. Изъятие допускается в тех исключительных случаях, когда достижение целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, невозможно на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности или путем установления ограничений или обременений прав (установление сервитутов, особого охранного режима).
5. Запрещается изъятие земель, являющихся мобилизационным резервом.».
9) в статье 54:
а) в пункте 1 слова «пунктом 2» заменить словами «подпунктами 1 - 4
пункта 2»;
б) в пункте 5 второе предложение исключить.
10) в статье 55:
а) в пункте 1 слова «по основаниям, установленным» заменить словами
«в случаях, предусмотренных»
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Порядок подготовки и принятия решений об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований определяется соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данный порядок может предусматривать принятие решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Правительством Российской Федерации непосредственно»;
в) дополнить пунктами следующего содержания:
«4. Для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд заинтересованное лицо подает в исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления, к чьим полномочиям относится обеспечение соответствующих государственных или муниципальных нужд, заявление об изъятии и предоставлении земельного участка.
В заявлении должны быть указаны:
основания для осуществления изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
расчёт выкупной цены в отношении каждого собственника, а также убытков, причиненных изъятием в отношении землепользователя, землевладельца или арендатора изымаемого земельного участка;
реквизиты документа планировки территории или решения о предварительном согласовании места размещения объекта в случае, если на предоставляемом после изъятия земельном участке предполагается вести строительство или реквизиты утвержденных документов территориального планирования, обосновывающие изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в иных случаях.
К заявлению об изъятии и предоставлении земельного участка прилагаются:
кадастровые планы изымаемых земельных участков или в случае необходимости образования для изъятия новых земельных участков проект границ изымаемых земельных участков;
гарантированное банком обязательство заявителя об оплате выкупной цены или убытков, причиненных изъятием земельного участка, указанной заявителем в представленных расчётах. Предоставление гарантированного банком обязательства не требуется для лиц, имеющих право на получение земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии со статьёй 20 настоящего Кодекса.
5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления отказывает в удовлетворении заявления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случаях, если:
не представлены документы, предусмотренные настоящим Кодексом;
заявленные в качестве оснований для изъятия земельных участков документы, не утверждены или признаны утратившими силу (несоответствующими закону);
соответствующие государственные или муниципальные нужды, в целях которых проводится изъятие, обеспечиваются полномочиями иного исполнительного органа государственной власти или органами местного самоуправления;
нарушаются требования пункта 4 статьи 49 настоящего Кодекса.
6. Заявление об изъятии и предоставлении земельного участка подаётся в срок:
не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
не позднее двух лет со дня утверждения проекта планировки территории, если на изымаемом земельном участке предполагается осуществлять строительство;
не позднее пяти лет со дня утверждения документа территориального планирования, являющегося основанием для изъятия земельного участка, не указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта.
7. Исполнительный орган власти, орган местного самоуправления обязан в течение месяца со дня получения заявления об изъятии и предоставлении земельного участка принять решение об изъятии земельного участка или оказать в удовлетворении заявления.
8. Решение об изъятии земельного участка должно содержать:
цели изъятия земельного участка;
предположительные сроки осуществления изъятия,
указание на лицо, в пользу которого осуществляется изъятие и предоставление земельного участка,
кадастровые номера земельных участков, полностью или частично подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд.
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд является основанием для заключения с собственниками, землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, соглашения об изъятии земельных участков или, в случае отсутствия возможности заключить такое соглашения, для обращения с иском в суд о принудительном изъятии земельного участка.
Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления может поручить лицу, заинтересованному в изъятии и предоставлении земельного участка, подготовку соглашений об изъятии земельных участков, в том числе путём выкупа, а также обращение в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
9. О предстоящем изъятии земельного участка землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение пяти дней с момента принятия решения об изъятии.
Уведомление о предстоящем изъятии земельного участка осуществляется путём почтового отправления соответствующего сообщения по адресу, указанному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или единого государственного реестра земель, а также путём публикации соответствующего объявления в печатном издании, являющимся источником официальных публикаций нормативных правовых актов органа местного самоуправления, на территории которого расположены изымаемые земельные участки.
Участники общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, число которых составляет более пяти, уведомляются также через печатное издание, определенное законом субъекта Российской Федерации для подачи объявлений в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В объявлении указывается место и время ознакомления с проектом границ земельного участка и имеющимися дополнительными сведениями по вопросу изъятия земельных участков. Данные сведения должны быть доступны для заинтересованных лиц до заключения соглашения о выкупе земельного участка или до обращения в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Сведения о выкупной цене земельных участков и возмещении убытков предоставляются только правообладателям земельных участков. Дополнительные требования к уведомлению лиц об изъятии принадлежащих им земельных участков могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Заинтересованные правообладатели считаются уведомленными о предстоящем изъятии земельных участков со дня публикации объявления в печатном издании.».
11) в статье 57:
а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов, за исключением случаев возмещения убытков, вызванных установлением охранных или санитарно-защитных зон или ухудшением качества земель. В названных случаях убытки возмещаются лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон или ухудшает качество земель.
Право постоянного (бессрочного) пользования, осуществляемое на изымаемых земельных участках организациями, оценивается как право арендатора земельного участка, переданного в аренду на установленный законом предельный срок. Право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования в денежной оценке приравнивается к праву собственности на них.»;
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. При расчёте цены изымаемого земельного участка не подлежат учёту изменения рыночной цены земельного участка под влиянием:
планируемого размещения объекта, для целей строительства которого осуществляется изъятие земельного участка, за исключением случаев, если планируемое размещение объекта оказывает влияние на рыночную стоимость земельных участков всего муниципального образования или большей его части;
осуществленных на земельном участке улучшений, выходящих за пределы разрешенного использования земельного участка, в том числе, осуществленных незаконно;
улучшений, осуществленных на земельном участке, после уведомления собственника о предстоящем изъятии, за исключением тех случаев, когда такие улучшения требовались для содержания недвижимого имущества или были направлены на предотвращение или устранение непредвиденного вреда недвижимому имуществу;
улучшений, противоречащих решению о резервировании земельных участков, если участок был зарезервирован;
убытков по соглашениям, касающимся недвижимого имущества и самого изымаемого земельного участка, если такие соглашения явно выходят за пределы обычаев гражданского оборота и будет доказано, что основной их целью являлось увеличение рыночной стоимости изымаемого земельного участка.
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Если стоимость земельного участка, предоставляемого в зачет выкупной цены земельного участка, превышает более чем на 10 процентов сумму выкупной цены земельного участка, собственник, землепользователь, землевладелец изымаемого земельного участка должен оплатить разницу в цене при предоставлении ему такого земельного участка.»;
13) статью 63 изложить в следующей редакции:
«Статья 63. Обеспечение интересов лиц, у которых изымается земельный участок
1. При изъятии земельных участков граждане и организации вправе требовать предоставления земельных участков взамен изымаемых.
Предоставление земельных участков взамен изымаемых осуществляется при наличии в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в государственной собственности до ее разграничения равноценных земельных участков.
Первоочередное предоставление земельных участков взамен изымаемых осуществляется в случаях, если изымаемый земельный участок:
обеспечивает общественные потребности в коммунальном или транспортном обслуживании, предназначен для отдыха и занятий спортом, используется в целях просвещения, здравоохранения, научных исследований, благотворительности или религиозными организациями;
используется для размещения жилого дома, являющегося единственным жильем собственника изымаемого земельного участка;
является единственным источником дохода гражданина, осуществляющего на нем свою трудовую деятельность.
2. Выплата выкупной цены или предоставление земельного участка осуществляется заблаговременно, если иное не предусмотрено договором.

Статья 3. Статью 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3018; 2005, № 30, ст. 3098), дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят для государственных или муниципальных нужд, в порядке, установленном федеральным законодательством, с особенностями, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В случае изъятия части земельного участка должно быть указано время, в течение которого общее собрание участников долевой собственности могло бы высказать свои предложения по поводу местоположения части земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд и условий изъятия земельного участка. Данный срок не может быть менее трех месяцев со дня опубликования объявления о предстоящем изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Участник долевой собственности не вправе выдвигать возражения против местоположения изымаемой части земельного участка и иных условий изъятия, согласованного решением общего собрания участников долевой собственности.
Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в общей собственности более пяти лиц, осуществляется одновременно с проведением обязательного территориального землеустройства, направленного на уменьшение убытков, причиняемых изъятием земельных участков.».

Статья 4. Внести в статью 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1, ст. 14; 2006, № 52, ст. 5498) следующие изменения:
1) в пункте 2 второе предложение изложить в следующей редакции:
«Порядок подготовки и принятия этих решений определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.»;
2) пункт 3 исключить;
3) первое предложение пункта 4 изложить в следующей редакции:
«Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен о решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, в порядке, установленном статьей 55 Земельного кодекса Российской Федерации.»;
4) в пункте 9 слово «двух» заменить словом «трех».

Статья 5. Статью 25.1 Закона Российской Федерации
«О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 10, ст. 823) изложить в следующей редакции:
«Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, предоставляются в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном федеральным законодательством.».

Статья 6. Признать утратившим силу пункт 9 статьи 25 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52, ст. 5498).

Президент
Российской Федерации

Я выделил тот момент, на его основании ВАМ и доверяют подготовку документов и их согласование





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.