Страховая отказывает в ремонте по осаго. Ремонт по осаго. инструкция по правильному оформлению и производству ремонта, спорные вопросы со страховой. Что делать если ремонт по страховке сделали плохо

Президент подписал изменения в закон об ОСАГО про замену денежных выплат ремонтом. Изменения вступят в силу 28 апреля 2017 года и будут касаться только договоров ОСАГО , которые заключили после этой даты.

Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.

А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.

Расчет натурой 🔧

Как было раньше?

Раньше было два варианта возмещения по ОСАГО : страховая выплачивала потерпевшему деньги с учетом износа или перечисляла эту же сумму автосервису. Разницу за ремонт автовладелец доплачивал сам. По желанию можно было отказаться от ремонта и забрать деньги.

Екатерина Мирошкина

экономист

Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.

Что изменилось?

Теперь после ДТП машину потерпевшего в большинстве случаев отправят в ремонт и страховая оплатит работу автосервиса и запчасти, которые оценит по методике ЦБ .

Кто не может выбирать способ возмещения. Денежные выплаты по выбору отменили только для легковых автомобилей, которые зарегистрированы в России и принадлежат россиянам.

Как возмещают ущерб. Если наступил страховой случай, страховщик осмотрит автомобиль и после экспертизы выдаст направление на ремонт. Все запчасти для ремонта должны быть новые. Бывшие в употреблении поставят, только если заключить соглашение со страховщиком, причем он может и не согласиться. Стоимость ремонта страховая рассчитает по методике ЦБ с учетом разных параметров. По этой методике, например, не всегда включают в расходы окраску деталей или окрашивают их не полностью. Стоимость запчастей, как правило, оплачивают не по чекам из магазина, а по справочникам и среднестатистическим данным. Аналогично и с оплатой работы автосервиса. Если страховой выплаты по методике ЦБ не хватит, чтобы привести машину в порядок, разницу автовладелец возместит из своего кармана.

Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.

Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.

Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные - полгода.

Пишем об изменениях в законе, которые касаются вас лично

А еще рассказываем, как оспаривать штрафы, уберечь деньги от мошенников и проверить подержанный автомобиль при покупке

Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.

Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение. То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение - даже в другой город. В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.

Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.

В законе есть интересное уточнение: это условие действует только для машин не старше двух лет. Получается, что если производитель дает гарантию сроком на три года или пять лет, а у страховой компании нет подходящего автосервиса, то она выдаст направление на ремонт куда захочет и не предложит денежную выплату. Это странно, и, наверное, еще появятся дополнительные разъяснения по этому поводу.

Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт. По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке. Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.

Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.

Если ремонт сделали плохо. Если машину отдали в ремонт, а автосервис вовремя не сдал работу или сделал ее плохо, сначала нужно написать претензию в страховую и попросить исправить недочеты. Если устранить недостатки невозможно, сначала стоит обратиться за компенсацией к страховщику и только потом идти в суд.

Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:

  • машина не подлежит восстановлению,
  • потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину,
  • потерпевшему в ДТП причинен средний или тяжкий вред и он выбрал выплату,
  • потерпевший является инвалидом и имеет специальную машину,
  • страховой суммы не хватит для оплаты ремонта,
  • установлена обоюдная ответственность,
  • потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем,
  • страховая и потерпевший договорились о возмещении деньгами,
  • ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом.

Что же получается, я не смогу получить деньги, даже если сам ремонтирую свою машину? А может, я вообще не хочу ее ремонтировать и собираюсь продавать?

Никто не сможет получить деньги по желанию. Перечень случаев, когда деньги всё-таки выплатят, закрытый. Можно попробовать договориться со страховой, и, если всё получится, ущерб возместят деньгами. Но если страховщик не согласится, заставить его нельзя: машину придется ремонтировать и, возможно, доплачивать за запчасти.

С какой стати я должен что-то доплачивать, если не виноват? Отдайте мне деньги!

Методика Центробанка учитывает много параметров - от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте. Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они. Страховая посчитает стоимость ремонта по своим справочникам, учтет состояние машины до аварии и данные экспертизы. В результате денег на оплату всех работ и запчастей может не хватить. Страховая оплатит только то, что положено по методике ЦБ , а разницу - автовладелец за свой счет.

Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.

Даже если вы не виноваты, ОСАГО вряд ли покроет все расходы на ремонт. Но Конституционный суд разрешил требовать доплату без учета износа с виновника ДТП , и теперь можно получить всю сумму ущерба.

У меня есть действующий полис ОСАГО . Что мне делать?

Сейчас вам ничего не нужно делать. До 28 апреля можно выбирать возмещение ущерба деньгами или ремонтом. А потом тип возмещения будет зависеть от даты оформления полиса виновника ДТП .

Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.

Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах - это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать. Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО ! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП , выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке

Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.

Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.

Если случится ДТП , следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.

Я только собираюсь купить машину. Что мне делать?

Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП , требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.

Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.

Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО . Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.

С конца апреля 2017 года вступили в силу изменения в сфере страхования ответственности автомобилистов. Особо важные нововведения коснулись порядка возмещения ущерба. Теперь водители, купившие полиса после 28 апреля, не смогут получать денежные выплаты. На договоры, заключенные до указанной даты изменения не распространяются. И при их участии в ДТП будут применяться старые правила.

○ Право выбора ремонта или выплаты.

Законом установлено право водителя, невиновного в ДТП, выбирать вид страхового возмещения.

П. 15 ст. 12 Закона об ОСАГО:

  • «...страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству, может осуществляться по выбору потерпевшего: путем организации и оплаты восстановительного ремонта; путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего.»

Относительно легкового транспорта граждан России, который зарегистрирован в стране, действует за некоторыми исключениями иное условие:

Ст. 15.3 Закона об ОСАГО:

  • «...страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).»

Пока за большинством водителей сохраняется возможность выбора, следует понять, какой именно вариант возмещения выгоден автомобилисту, а не страховой компании. Введение ремонта как варианта возмещения сделано с большим заделом на будущее. Процесс реформирования этой сферы еще не завершен, поэтому говорить о каких-то серьезных преимуществах пока не приходится. К очевидным плюсам ремонта на СТО страховой компании можно отнести:

  • Избавление от самостоятельного поиска сервиса.
  • Не нужно выторговывать у страховой дополнительные рубли (нередко даже в суде).
  • После ремонта предоставляются все гарантии качества.

Между тем, пока этот процесс полностью не отлажен, соглашаться на такой вариант можно, если требуется незначительный ремонт. К примеру, если затронут только кузов, или внешние элементы, а в списке СТО, предлагаемых страховщиком, есть достойные представители своей профессии. В остальных случаях ремонт может обернуться еще большими проблемами.

○ Изменения в 2017 году:

Основное нововведение заключается в том, что денежная компенсация заменена ремонтом. В некоторых случаях все же будет выплачиваться компенсация, но таких немного.

✔ Правила для договоров ОСАГО до 28.04.2017.

До введения изменений возможность выбора типа возмещения (деньги или ремонт) сохранялась за всеми автомобилистами, попавшими в ДТП и невиновными в произошедшем.

✔ Правила для договоров ОСАГО после 28.04.2017.

Установлено, что выбирать страховое возмещение могут все, кроме граждан России, имеющих легковой автомобиль, зарегистрированный в РФ.

Нововведения не затрагивают тех, кто купил полис до 28 апреля 2017 года. Поэтому если они по старому полису попадают в ДТП, то также смогут выбрать вид возмещения.

✔ Когда страховая обязана выдать денежную выплату по новому закону.

Выплата будет произведена в случаях:

  • Полной гибели автомобиля.
  • Смерти пострадавшего.
  • Причинения пострадавшему вреда, тяжкого или средней тяжести.
  • Если пострадавший является инвалидом.
  • Если ни одна из СТО не имеет оборудования, необходимого для выполнения ремонтных работ.
  • Если страховщик не может организовать проведение ремонта.
  • При наличии письменной договоренности со страховой компанией.

Во всех перечисленных ситуациях ремонт автомобиля невозможен: страховая компания должна выплатить автовладельцу денежные средства.

✔ Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте.

Расходы на запасные части высчитываются в соответствии с уровнем износа. Он определяется экспертами при осуществлении осмотра автомобиля и подготовке заключения. Максимальный уровень износа определен в 50%.

✔ Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО.

После вступления в силу новых правил перед покупкой полиса рекомендуется изучать перечень сервисов, с которыми работают разные страховые компании. Они есть на сайтах страховщиков.

Также следует обратить внимание на качество выполняемых работ, отзывы, популярность этих сервисов у автомобилистов.

Только после выбора потенциальной СТО для возможного ремонта можно заключать договор страхования.

○ Как оформить ремонт по ОСАГО.

При возникновении страхового случая в течение 5 дней нужно представить в страховую компанию следующие документы:

  1. Извещение о ДТП.
  2. Справку о ДТП.
  3. Постановление, определяющее виновника.

Страховщик принимает заявление водителя, рассматривает его и признает случай страховым. Оценщик проводит осмотр автомобиля и определяет стоимость ремонта.

После этого автовладелец решает, какая СТО будет заниматься ремонтом, а страховая готовит соглашение. В нем указываются сроки выполнения работ, перечень действий и стоимость. Соглашение подписывается всеми: страховой, владельцем авто и СТО.

Далее автомобилисту выдают направление на ремонт, который должен быть произведен в определенные сроки. Далее следуют непосредственно ремонтные работы. Однако владелец автомобиля не может контролировать рабочих СТО, все вопросы решаются через страховую.

○ Кто производит ремонт?

  • Марки и года выпуска автомобилей, которые обслуживаются на каждой СТО.
  • Сроки выполнения ремонта (примерные).
  • Подтверждение соответствия СТО требованиям к организации и проведению ремонта.

При обращении с заявлением о страховом случае страховая компания также должна предоставить автомобилисту полный список организаций, проводящих ремонт.

Помимо этих СТО, автомобилист может отремонтировать свой автомобиль:

  1. У официального дилера, который сотрудничает со страховой компанией.
  2. На сервисе, принадлежащем страховой (не все страховые компании имеют подобные сервисы).
  3. В СТО, выбранной самостоятельно (этот вариант практически невозможен, поскольку требует наличия соглашения со страховщиком).

Таким образом, выбор СТО, которая будет производить ремонт автомобиля, остается за автомобилистом.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях, которые вносятся в Федеральный закон " " с 28 апреля 2017 года.

Основная идея обновленного закона состоит в том, что по умолчанию страховые компании будут проводить ремонт поврежденных транспортных средств, а не предоставлять водителю 2 варианта на выбор.

Сразу же хочу заметить, что нововведений довольно много, поэтому их рассмотрение будет разбито на две статьи. Сегодня речь пойдет о том, в каких случаях водитель может получить денежную компенсацию, а в каких обязан согласиться на восстановительный ремонт. Во второй части будут рассмотрены .

Страховое возмещение вместо страховой выплаты

Рассмотрим обновленную статью 1 закона "Об ОСАГО":

осуществить страховую выплату

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства ) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и является публичным;

Ранее в законе существовало понятие "страховая выплата", однако начиная с 28 апреля 2017 года оно будет повсеместно заменено на понятие "страховое возмещение". Страховое возмещение может быть осуществлено в двух вариантах:

  • в виде страховой выплаты, которая и существовала ранее;
  • в виде восстановительного ремонта транспортного средства.

Приоритет восстановительного ремонта над денежными выплатами

Рассмотрим пункт 15 1 статьи 12 обновленного закона:

15 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16 1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15 2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15 3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Итак, физические лица, владеющие легковыми автомобилями, по умолчанию будут получать возмещение в виде восстановительного ремонта . Давайте рассмотрим этот пункт подробнее.

1. Это требование распространяется только на автомобили, владельцами которых являются физические лица . Т.е. если автомобиль принадлежит юридическому лицу, то для него восстановительный ремонт не имеет приоритета. Юридические лица, также как и раньше, могут выбрать или ремонт, или денежную компенсацию.

2. Требование распространяется только на легковые автомобили и не распространяется на другие типы транспортных средств (мотоциклы, автобусы, грузовые автомобили). Владельцы указанных транспортных средств также могут выбрать по своему желанию либо денежную выплату, либо ремонт.

Например, это относится к владельцам грузовых автомобилей категории B, которые зачастую не сильно отличаются от легковых. Т.е. при повреждении в ДТП пикапа Volkswagen Amarok его владелец сможет получить выплату вместо ремонта, если он этого захочет.

3. Требование распространяется только на автомобили, зарегистрированные в Российской Федерации . Владельцы иностранных автомобилей могут выбрать ремонт или выплату по собственному желанию.

Обратите внимание, есть несколько случаев, когда владелец легкового автомобиля может получить выплату вместо ремонта, они будут рассмотрены ниже.

Ситуации, в которых можно получить денежную выплату вместо ремонта

Пукнт 16 1 статьи 12:

16 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства;
б) смерти потерпевшего;
в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;
г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;
д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;
е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15 2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3 1 статьи 15 настоящего Федерального закона;
ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).

Существует перечень ситуаций, в которых вместо восстановительного ремонта владелец легкового автомобиля обязательно получит денежную выплату :

  • Уничтожение автомобиля. Если купить новый автомобиль оказывается дешевле, чем ремонтировать поврежденный.
  • В случае смерти потерпевшего (владельца автомобиля).
  • Если стоимость ремонта автомобиля превышает 400 000 рублей (либо 50 000 рублей при ) и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если все участники ДТП признаны его виновниками, т.е. имеет место обоюдная вина и потерпевший не согласен оплатить недостающую стоимость ремонта.
  • Если ни одна из станций по ремонту, с которыми сотрудничает страховая компания, не соответствует следующим требованиям: срок проведения ремонта не более 30 дней, расстояние от места жительства или места ДТП до места ремонта не более 50 километров, сохранение гарантии поврежденного транспортного средства. Перечисленные требования подробно рассмотрены в .
  • При наличии соглашения между водителем и страховой компанией.

Ситуации, в которых владелец легкового автомобиля может выбрать между восстановительным ремонтом и денежной компенсацией:

  • Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
  • Если потерпевший является инвалидом (любой группы, либо ребенком-инвалидом).
  • Если владелец автомобиля в заявлении при заключении договора ОСАГО указал станцию технического обслуживания и возможность ремонта на указанной станции отсутствует.

Обратите внимание, если Вы категорически не хотите ремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, то Вы всегда можете попытаться заключить соглашение о получении выплаты (в соответствии с абзацем ж). Страховая не обязательно согласится на это, но попытаться все же стоит.

Запрет на проведение восстановительного ремонта для страховой компании

Пункт 17 1 статьи 12 ФЗ "Об ОСАГО":

17 1 . В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи на срок до одного года (далее - решение об ограничении). Страховщик, получивший решение об ограничении, в отношении потерпевших, обращающихся с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, осуществляет возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в форме страховой выплаты, за исключением случая, когда потерпевший, уведомленный страховщиком о принятии в отношении его решения об ограничении, подтверждает свое согласие на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре. В этом случае страховщик осуществляет организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи и направляет копии документа, подтверждающего уведомление потерпевшего о принятии решения об ограничении, и заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, содержащего указание на возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, в профессиональное объединение страховщиков в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления.

Потерпевшим, которым на дату принятия Банком России решения об ограничении выданы направления на ремонт, страховщик организует и (или) оплачивает проведение восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств в соответствии с пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи.

Порядок принятия решения об ограничении устанавливается Банком России.

Информация о принятии Банком России решения об ограничении размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Банком России соответствующего решения.

Обратите внимание, если страховая компания несколько раз нарушает обязательства по восстановительному ремонту поврежденных транспортных средств, то Банк России может запретить этой организации проводить восстановительные ремонты. Информация о наложенном ограничении публикуется на сайте Банка России cbr.ru.

Если на страховую компанию наложено подобное ограничение, то она по умолчанию вместо ремонта транспортных средств должна проводить денежные выплаты. Однако это относится только к водителям, которые обратились в страховую после принятия решения об ограничении.

Например, если водитель Алексей получил направление на ремонт в страховой компании "СуперАвтоСтрах" 1 июня 2017 года, а 5 июня 2017 года Банк России запретил этой компании производить возмещение в виде восстановительного ремонта, то Алексей все равно сможет по имеющимся документам отремонтировать свою машину.

Что касается водителей, которые подали документы после наложения ограничения на страховую компанию, то они могут по собственному желанию согласиться на ремонт либо получить денежную компенсацию.

Учет износа запасных частей при восстановительном ремонте

Пункт 19 статьи 12 закона "Об ОСАГО":

Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Размер расходов на запасные части (за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15 1 - 15 3 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости.

Обратите внимание:

1. Износ запасных частей не учитывается, если водитель выбирает восстановительный ремонт автомобиля. Т.е. в этом случае на машину должны поставить новые комплектующие за счет страховой компании.

2. Износ учитывается, если автовладелец получает денежную выплату. Т.е. при денежной выплате возмещения водитель получает лишь часть суммы, требующейся для ремонта.

Возможность выбора автосервиса при покупке ОСАГО

Пункт 3 1 статьи 15 закона "Об ОСАГО":

3 1 . В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

Это довольно интересное нововведение, на которое следует обратить внимание. Начиная с 28 апреля 2017 года у водителя появится возможность заранее выбрать автосервис, где он будет ремонтировать автомобиль в случае .

Автовладелец может либо выбрать станцию техобслуживания из списка, предложенного страховой компанией, либо предложить страховой компании собственный вариант автосервиса. Так что если Вы заинтересованы в ремонте в какой-то определенной фирме, например у официально дилера, то рекомендую заявить об этом непосредственно перед покупкой страхового полиса.

На какие договоры ОСАГО распространяются нововведения?

4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции настоящего Федерального закона) применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Обратите внимание, восстановительный ремонт будет иметь приоритет над денежными выплатами только в том случае, если договор ОСАГО заключен после 28 апреля 2017 года. На "старые" страховые договоры это требование не распространяется.

При этом значение имеет именно дата заключения договора, а не дата начала его действия.

Например, если срок действия Вашего договора ОСАГО завершается 1 мая 2017 года и Вы хотите сохранить возможность выбора между страховыми выплатами и восстановительным ремонтом, то можно поступить следующим образом. До 28 апреля 2017 года обратитесь в страховую компанию и . При этом хотя датой начала действия полиса и будет 1 мая 2017 года, водитель сохранит возможность выбора, т.к. ОСАГО приобретено до вступления в силу рассматриваемого закона.

В завершение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с обновленным текстом Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":

Также хочу напомнить, что в следующей статье серии "Реформа ОСАГО в 2017 году" рассмотрены .

Удачи на дорогах!

Александр-29

Спасибо, Максим! Очень полезные материалы!

Александр , спасибо за Ваш отзыв!

Удачи на дорогах!

Алексей-301

Добрый день. Как происходит возмещение ущерба водителю, не виновному в дтп и не застраховавшемуся (без полиса осаго), если 1) виновный водитель застрахован до 28.04.2017 2) виновный водитель застрахован после 28.04.2017 года? Спасибо

Алексей , здравствуйте.

Если один из водителей не застрахован по ОСАГО, то для оформления дорожно-транспортного происшествия в любом случае придется обращаться в ГИБДД. После этого невиновный водитель должен обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат. В остальном все точно также, как и при наличии ОСАГО у двух водителей.

Удачи на дорогах!

Подскажите пожалуйста по (пока что) гипотетической ситуации.

"Встретились" Бяка и Бука.

Бяка виновник ДТП, у Буки КАСКО. Страховая Буки ремонтирует ему машину за свой счёт, после чего обращается в страховую компанию Бяки, и они неофициально заключают взаимозачёт на сумму ремонта. После этого страховая Буки предъявляет официальный иск к Бяке по возмещению вреда в рамках ГК РФ. Страховая Бяки отказывает в выплате на основании того, что она обязана была обеспечить ремонт, а ремонт уже осуществлён, и такая ситуация не указана как основание для денежной выплаты в законе об ОСАГО. В результате Бяка лично попадает на оплату полной стоимости ремонта, который осуществила страховая Буки.

Вопрос: какой закон поможет Бяке либо обязать свою страховую таки осуществить выплату либо оставить хитровыделанную страховую Буки с носом?

Keeper_Riff , не совсем понял ситуацию.

алексей-330

Добрый день. Купил машину в другом городе, страховку сделать не успел и ночью в мою стоящую машину врезался таксист, у него страховка есть а у меня получается нет! Я принципиально не хочу ездить на ремонтированной машине, и хотел бы от нее избавиться, но ждать пока мне ее отремонтируют а потом продавать долгое время желания нету! Что мне делать в такой ситуации? могу ли я получить денежное вознаграждение и продать машину в битом состоянии?

Заранее благодарю!

Keeper_Riff , не совсем понял ситуацию.

Если у Буки нет КАСКО, он точно также обратится в свою страховую компанию (по ОСАГО) для прямого возмещения убытков (т.е. за ремонтом) и автомобиль отремонтируют. После этого страховая Буки потребует от страховой Бяки деньги за ремонт.

Что именно изменится при добавлении в эту схему КАСКО?

Разница в том, что закон предполагает денежное возмещение в том случае, когда автомобиль ремонтируют в рамках договора ОСАГО по прямому возмещению. А вот если автомобиль ремонтируют в рамках договора КАСКО, такая обязанность отсутствует. Раньше была, а теперь, когда закон изменили под приоритет ремонта, пропала. Собственно, хочу уточнить, действительно ли пропала, или я что-то упустил.

Владислав-30

Страховая компания виновника ДТП отказывает в восстановительном ремонте автомобиля потерпевшего аргументируя тем, что полис ОСАГО виновника заключен до 28 апреля 2017 года. Обязывает взять деньги с учётом износа поврежденных деталей. Потерпевший хочет выбрать именно ремонт. Что можно сделать в данной ситуации.

Алексей , здравствуйте.

В описанной ситуации Вам нужно договориться со страховой компанией по поводу выплаты (подпункт Ж, пункта 16-1, статьи 12). Если это удастся, то Вам выплатят деньги, а автомобиль можно будет продать.

Удачи на дорогах!

Keeper_Riff , в ФЗ "Об ОСАГО" взаимодействие страховщиков при наличии КАСКО не рассматривается. Попытался найти там ответ на Ваш вопрос, но, к сожалению, ничего конкретного не нашел.

Владислав , данное нововведение распространяется только на новые договоры ОСАГО, так что страховая компания права.

Тем не менее выглядит странным, что они не желают организовать ремонт за свой счет. В большинстве случаев страховые наоборот стараются всячески навязать ремонт вместо выплат. Насколько я понимаю, ремонт для них более выгоден.

Удачи на дорогах!

Добрый день! У виновника ДТП страховка оформлена до 28 апреля 2017 г., а у меня в октябре 2017 г. В страховой уведомляют о том, что если у виновника страховка оформлена до 28 апреля 2017 г. то будет учитываться износ моего автомобиля при калькуляции компенсации. Могу ли я рассчитывать на то, что мой полис оформлен в октябре и я имею право выбрать ремонт своего автомобиля на СТО без учета износа (т. е. не буду доплачивать за новые детали)? Или все так ориентироваться нужно на полис виновника?

Роман , здравствуйте.

В данном случае нужно смотреть на дату заключения договора ОСАГО виновником ДТП, т.к. именно по его договору осуществляется выплата.

Удачи на дорогах!

Добрый вечер. ДТП. Трое Участников. М неверно выбрал дистанцию (не смотрел на дорогу), допустил наезд на Н, Н от удара въехал в А. В А пассажир получил ущерб здоровью средней тяжести. Как действовать водителю Н? Чья страховая компания и в каком размере/каком виде будет возмещать ущерб пострадавшим?

Анна , здравствуйте.

Возмещать ущерб будет страховая компания виновника ДТП. Судя по Вашему описанию, это страховая автомобиля Н.

Величина ущерба будет определена страховой компанией. Если пострадавшие будут не согласны с величиной выплат, то они могут обратиться в суд.

Удачи на дорогах!

В ДТП, в котором "пострадала" наша машина, у виновника ДТП полис ОСАГО заключен после 28/04/17, у нас же полис заключен до 28/04/17. И мы хотели бы получить возмещение в виде денежной выплаты, а не ремонта.

Наша страховая компания, куда мы обратились за возмещением, игнорирует наше заявление на возмещение в денежном эквиваленте, указывая на то что у виновника полис после 28/04/17 , на какое-то Постановление Пленума Верховного судас(в устной форме), а значит мы не имеем права на деньги, присылает заказные письма с решением о проведении восстановительного ремонта, с доплатой нами 37% износа.

Письменного отказа мы пока так и не получили, как и выплат, не прошло еще 20 рабочих дней.

Есть ли смысл обращаться в суд, чтобы получить деньги или страховая полностью права и надо соглашаться на восстановительный ремонт? И почему мы должны оплачивать износ?

Ольга , в законе прямо не говорится о том, что до 28 апреля должны быть заключены оба договора. Поэтому рассмотрим оба варианта:

1. Если нововведение на Вас распространяется, то Вам должны дать направление на восстановительный ремонт и Вы ничего доплачивать не обязаны.

2. Если нововведение к Вам не относится, то Вам должны предоставить выбор (денежная выплата или восстановительный ремонт). При этом в случае ремонта возможна доплата за износ деталей.

Судя по всему в описанной ситуации имеет место второй вариант, однако страховая по каким-то причинам не хочет производить денежную выплату. В данном случае имеет смысл обратиться в суд и добиться либо бесплатного ремонта, либо выплаты.

С апреля 2017 года приоритетным способом получения компенсации по ОСАГО является ремонт транспортного средства на СТОА. Денежную выплату также можно получить, но при ряде обстоятельств, установленных законодательством. Ремонт машины по ОСАГО регулируется положениями ЦБ, Правилами ОСАГО и федеральным законом об обязательной «автогражданке». Как происходит направление авто на ремонт после ДТП? СТОА страховщика что это? Каков срок ремонта машины по полису ОСАГО? С какими трудностями может столкнуться пострадавший владелец авто при выплате возмещения в натуральном виде? Постараемся ответить на эти и другие вопросы в данной статье.

Как происходит направление на ремонт?

После произошедшего страхового случая владелец авто должен написать заявление в СК на получение возмещения. Если его ситуация не подходит ни под одно положение закона «Об ОСАГО» (п. 16.1 статьи 12), то выплата страховки осуществляется в натуральном виде. Под натуральной выплатой в законе подразумевается восстановительный ремонт по ОСАГО поврежденного транспорта. Для того чтобы получить направление на ремонт авто необходимо выполнить следующий алгоритм:

  • Оповещение страховой компании о ДТП;
  • Сбор документов;
    • ПТС, СТС, договор купли-продажи, документ о наследовании или другое;
    • полис и страховой договор, заключенный сторонами;
    • акт независимой экспертизы машины;
    • квитанции об оплате экспертизы;
    • квитанции об оплате стоянки и эвакуатора;
    • паспорт водителя;
    • доверенность (если заявление подает представитель);
    • банковские реквизиты (если будет денежная выплата страховки);
    • извещение о ДТП;
    • копии постановления и протокола ГИБДД;
  • Составление заявления о выплате страховки и его подача;
  • Предоставление машины для осмотра страховщиком в течение 5 дней;
  • Осмотр авто страховой компанией и направление машины на независимую экспертизу.

После получения всех документов, после оценки всех обстоятельств происшествия, указанных в протоколе или извещении о ДТП, после проведения осмотра автомобиля и независимой экспертизы страховая компания выдает направление на ремонт в течение предусмотренных Правилами ОСАГО сроков - 20 или 30 дней. В выданном направлении на ремонт должны содержаться следующие сведения:

  • Данные потерпевшего;
  • Информация о поврежденном транспортном средстве;
  • Реквизиты страхового договора и полиса;
  • Название СТО, которая будет делать восстановительный ремонт, адрес, реквизиты;
  • Сроки, за которые будет выполнен ремонт машины;
  • Сумма доплаты за ремонт.

Если между рядом СТО и страховой компанией заключены договоры, то выбрать конкретный автосервис может сам страхователь из того перечня, который предложит страховщик. По условиям договора, заключенного между сторонами, определенный автосервис может устанавливать ограничения для приема автомобилей, поэтому клиенту страховщика необходимо внимательно подходить к выбору. Страховая компания, которая дала направление на ремонт по ОСАГО, по правилам несет ответственность за его качество и соблюдение сроков, а также за своевременное перечисление денег за ремонт на счет СТО.

Срок ремонта по ОСАГО в 2018 году

Согласно п.4.17 Правил ОСАГО сроки ремонта определяются автосервисом после осмотра автомобиля. Они могут быть согласованы СТО и пострадавшим клиентом страховщика и указаны в направлении на ремонт или ином документе, который страхователь получает на руки после предоставления своего автомобиля на станцию ТО. Тот же пункт Правил указывает, что клиент имеет право изменить сроки ремонта машины - для этого он должен обратиться в сервис с письменным заявлением.

Закон «Об ОСАГО» в п.15.2 статьи 12 устанавливает четкие требования к сервисам восстановительного ремонта. Они, в том числе, касаются и сроков исполнения. Ремонт автомобиля после ДТП не может занимать более 30 дней с момента, когда потерпевший привез поврежденную машину на СТО или передал ее страховщику для дальнейшей транспортировки на станцию технического обслуживания. Если ремонт по ОСАГО занял больше времени, то владелец транспортного средства может направить жалобу в адрес СТО и страховой компании, которые обязаны ее рассмотреть в 5-дневный срок.

Процедура восстановительного ремонта

Закон «Об ОСАГО» в статье 12 указывает, что ремонтный сервис должен располагаться в пределах доступности от места ДТП или места жительства пострадавшего - расстояние не может превышать 50 км. Если страховщик готов оплатить услуги доставки транспортного средства на СТО, то расстояние может быть любым. Ремонт по ОСАГО в 2018 году можно сделать как у официального дилера, так и на СТО страховщика или станции по личному выбору потерпевшего.

У официального дилера

Если с даты выпуска автомобиля с конвейера не прошло более двух лет и в его отношении действуют гарантийные обязательства организации, у которой заключен договор с производителем или официальным дистрибьютором этой марки авто, то ремонт осуществляет именно такая организация (дилер). Но только при условии, что между ней и страховой компанией заключено соответствующее соглашение.

Если в перечне СТО страховщика нет официального дилера той марки машины, которая получила повреждения в ДТП, то в соответствии с законом «Об ОСАГО» (абзац 6 п.15.2 статьи 12) страховщик с согласия клиента может выдать направление на ремонт по ОСАГО у официального дилера. Если такого согласия нет, то владелец автомобиля может забрать страховое возмещение в виде выплаты денежных средств. Страховщик должен выплатить возмещение в пределах установленного законом лимита страховых выплат - 400 тыс. рублей или 100 тыс. рублей, если авария была оформлена между пострадавшим и виновником по европротоколу.

На СТОА по направлению страховщика

Если владелец машины выбирает СТО из списка страховой компании, то между тремя сторонами заключается договор. В нем указываются сроки бесплатного ремонта, цены запчастей, калькуляция всех ремонтных работ, их перечень. Если стоимость ремонта автомобиля была оценена дороже 400 тыс. рублей лимита ответственности страховщика, то остаток должен будет доплатить сам автовладелец. Ремонт должен осуществляться только с использованием новых деталей, восстановленные и бывшие в употреблении использовать не допускается.

Гарантия на восстановительный ремонт составляет полгода, на кузовные работы и покраску - 1 год.

После окончания ремонта СТО передает транспортное средство автовладельцу и дает на подпись акт приемки. Страхователю необходимо внимательно изучить свой автомобиль на наличие неисправленных повреждений и дефектов восстановления, и только после этого подписывать документ. Если ремонт окажется не идеальным, то владелец машины должен решать вопрос в претензионном порядке со страховой компанией, поскольку она является ответственной за эти работы. Если акт приема-передачи авто будет сначала подписан, а потом будет обнаружено, что ремонт автомобиля по ОСАГО был выполнен с недостатками, претензии в адрес СТО или страховой станут бессмысленными. Претензия должна иметь следующее содержание:

  • Название страховой компании;
  • Адрес, контактные данные потерпевшего;
  • Основания для подачи претензии;
  • Требования, которые предъявляются к страховой компании;
  • Банковский счет, на случай выплаты страховщиком предъявленных требований;
  • Дата, подпись.

К своей претензии автовладелец должен приложить копии или оригиналы паспорта, протокола ГИБДД, извещения о ДТП, полиса обязательного страхования, документов, удостоверяющих право собственности на автомобиль, ПТС, СТС. Страховщик в течение 5 дней должен организовать осмотр автомобиля. Если в результате станет понятно, что необходим повторный ремонт, то выдается новое направление на СТО по согласию страхователя. Если повторный ремонт невозможен или клиент не согласен с ним, то страховая компания обязана путем страховой выплаты возместить ущерб.

Оставить претензию без удовлетворения страховая организация может, если представлены не все документы, если лицо, подающее претензию не является потерпевшим и не имеет доверенности на представление прав потерпевшего, если в претензии требуют осуществить выплату денежного возмещения, но не предоставляют реквизитов для осуществления перевода средств, а также если автомобиль не предоставляют для осмотра и фиксации некачественного ремонта, выполненного станцией технического обслуживания.

На стороннем сервисе

П.15.3 статьи 12 позволяет потерпевшему самостоятельно выбрать сервис, не входящий в перечень СТО-партнеров страховщика, если ни один из них не соответствует требованиям законодательства. Для получения направления на ремонт в стороннем сервисе необходимо получить письменное разрешение страховой компании. Чтобы ускорить процесс пострадавший автовладелец должен в своем заявлении о получении страхового возмещения указать следующее:

  • Наименование сервиса, место его расположения и контакты;
  • Реквизиты СТО.

Если страховая компания согласится отправить поврежденное авто на ремонт по ОСАГО на такую станцию технического обслуживания, она покроет все расходы без учета износа запчастей. Именно в случае отправления машины на ремонт в сервис не из своего списка, страховщик имеет право на 10 дней дольше рассматривать заявление страхователя, то есть 30 дней. Если все согласовано, но по истечении месяца направление на ремонт так и не получено, страхователь вправе получить неустойку от страховой компании в размере 1% от общей суммы определенного возмещения за каждый просроченный день в соответствии с п.4.22 Положения ЦБ №431-П от 19.09.2-14 г.

Что делать, если не покрыта стоимость?

Страховая компания оценивает нанесенный машине ущерб по единой методике, разработанной и утвержденной регулятором страхового рынка - Центробанком. В некоторых ситуациях при экспертизе автомобиля могут быть не учтены скрытые повреждения или иные дефекты. Тогда сумма компенсации будет несправедливо занижена и страхователю могут предложить покрыть остальные расходы на восстановительный ремонт личными деньгами. Обязательство доплаты само по себе незаконным не является, но для страхователя главное - убедиться, что расчеты страховой были верны.

Автовладелец может нанять независимого эксперта для определения стоимости восстановления своего автомобиля и действовать дальше в зависимости от ее результатов. Если независимая экспертиза подтвердила сумму стоимости восстановительного ремонта, определенную страховой компанией, то иного пути, чем доплатить свои деньги не останется. Если же акт экспертизы показывает, что калькуляция страховщика оказалась неверной, то страхователь может отказаться от доплаты и написать претензию в адрес компании и, если компания откажет в денежной выплате, обратиться в суд с иском. Судебная практика показывает, что при наличии достоверных результатов независимой экспертизы, такие иски суды удовлетворяют.

Пример судебного решения

Водитель авто, пострадавшего в аварии, обратился с иском в суд, требуя взыскать с ПАО «Росгосстрах» денежное возмещение по страховому полису ОСАГО. В обоснование требований было заявлено, что страховщик после проведения расчетов стоимости ремонта направил его на станцию техобслуживания, перечислив на ее счет 86 300 рублей. Пострадавший не согласился с суммой и необходимостью доплаты за ремонт и направил в адрес страховщика претензию, которая не была удовлетворена, после чего обратился в суд.

Суд провел судебную экспертизу, которая показала, что размер вреда с учетом износа деталей составил 101 577 рублей, стоимость ремонта без учета износа деталей - более 140 000 рублей. Исходя из разницы расчетов, учитывая частичное исполнение обязательств страховщиком и руководствуясь действующим законодательством, суд обязал «Росгосстрах» выплатить часть компенсации, деньги в виде штрафа за неисполнение обязательств в добровольном порядке и прочие судебные расходы пострадавшего водителя.

Пострадавший водитель может получить деньги вместо ремонта в ряде ситуаций. К ним относится полная гибель автомобиля, смерть страхователя, причинение вреда здоровью, а также случаи, когда потерпевший является инвалидом. Другим вариантом получения денежных средств является затягивание сроков ремонта. В таком случае пострадавший может требовать от страховой замены вида компенсации из-за несоблюдения положений закона «Об ОСАГО» (статья 12). Страховщик, как ответственное за ремонт лицо, обязан выплатить клиенту деньги. Следующий вариант связан с расстоянием до станции техобслуживания - если оно больше 50 км, а страховщик не может своими силами транспортировать туда автомобиль, то возмещение также будет выплачено деньгами.

П. 16 статьи 12 того же законодательного акта сообщает, что если вред в результате ДТП причинен другому имуществу страхователя (кроме авто), то ущерб компенсируется деньгами путем перевода на банковский счет или выдачи в кассе страховой компании. Если в ДТП попал грузовой автомобиль, то страховщик не может настаивать на ремонте и вопрос о варианте возмещения решает потерпевший водитель - он может выбрать ремонтные работы на СТО или деньги.

Начиная с апреля 2017 года натуральную денежную компенсацию по ОСАГО отменили, вместо этого страховщики обязуются сделать ремонт побывавшему в аварии автомобилю.

Новые правила применяются ко всем страховым полисам ОСАГО, которые были приобретены после 28 марта 2017 года.

Закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО

Страховые компании несли большие убытки, выплачивая денежные компенсации ОСАГО – этим пользовались автоюристы, которые добивались повышенных выплат по полисам ОСАГО, а также мошенники, которые специально подставляли свои автомобили для наездов.

Чтобы исключить все лазейки в законе и прекратить порочную практику незаконного получения денег от страховых компаний по ОСАГО, Правительством разработан и внедрен в жизнь закон о приоритете ремонта пред денежными выплатами.

Федеральным Законом за номером 49 от 28.03.2017 были внесены существенные изменения в закон об ОСАГО:

  • Правовой акт дает разъяснения, в каких случаях водитель пострадавшего автомобиля сможет только отремонтировать машину, а когда получить денежное возмещение по полису ОСАГО.
  • А также в нем содержаться требования к ремонтным салонам или станциям технического обслуживания, куда страховая компания будет направлять побывавшие в аварии транспортные средства по полисам ОСАГО.

Просмотрите новостной сюжет о внедрении схемы ремонт автомобиля вместо выплаты по ОСАГО:

Прочесть другие статьи по этой тематике можно на нашем портале.

Условия и сроки

В законе подробно описываются условия ремонта по ОСАГО в выбранной клиентом страховой компании станции технического обслуживания (СТО):

  • Собственник пострадавшего автомобиля может на свой выбор передать автомобиль в определенную мастерскую, причем страховщиком предлагается несколько адресов аккредитованных через него СТО.
  • Если клиент соглашается на ремонт только в определенной мастерской, адрес которой отсутствует в предложенном списке, то страховщик не вправе отказать и не должен чинить препятствий для проведения ремонта.
  • Однако сама станция должна располагаться на расстоянии до 50 км от места проживания водителя потерпевшего в аварии авто, или от места происшествия, за исключением тех обстоятельств, когда страховщиком была организована и оплачена эвакуация транспорта до места расположения станции обслуживания.
  • Сотрудники станции технического обслуживания обязаны в течение 30 суток провести все восстановительные работы с момента поступления транспорта.
  • Новыми законодательными актами о страховании транспорта по ОСАГО устанавливается срок действия гарантии после проведенного ремонта. По общим правилам он составляет 6 календарных месяца , но на работы, связанные с восстановлением кузова и его окраски он увеличен до года .

Но страховые компании заключают договора не только на распространенные автотранспортные средства, но и на эксклюзивные модели, запчасти для которых выпускаются в ограниченном количестве. Поэтому для этих видов машин сроки могут быть иными, в зависимости от поставки производителем запасных частей.

Однако за пропуск установленного законом срока предусмотрена ответственность либо станция будет отвечать за некачественно проведенные ремонтные работы рублем.

Если у вас остались невыясненные моменты, то вы можете задать интересующий вас вопрос нашим юристам во всплывающем окне. Юридическая консультация оказывается бесплатно.

Ремонт авто: плюсы и минусы

Важно! По новому закону сотрудники СТО обязаны использовать только новые детали для восстановления поврежденного авто, поэтому износ машины страховщиками больше не учитывается.

Наши законодатели переняли действительно европейский опыт натурального возмещения страховыми компаниями. Налицо ряд преимуществ натурального возмещения причиненного ущерба транспортному средству по ОСАГО:

  • Пострадавшему в аварии водителю не нужно самостоятельно искать ремонтную мастерскую для восстановления автомобиля.
  • Если пострадал автомобиль, который приобретен не позднее 2 лет , то все восстановительные работы можно делать у официального дилера – средства на ремонт по ОСАГО перечислит страховщик.
  • После введения закона в жизнь, прекратились судебные разбирательства со страховыми компаниями по поводу недостаточности выделенных средств на ремонт.
  • Средства затрачиваются только на восстановительные ремонтные работы, собственнику не нужно платить юристу за отстаивание его материальных интересов.

Но не все так замечательно, как может показаться на первый взгляд, у натурального возмещения по ОСАГО есть и свои отрицательные стороны:

  • Выбор автомастерских ограничен – чтобы получить аккредитацию в РСА, для проведения ремонтных работ нужно соответствовать строгим требованиям Союза.
  • Если транспорт находится на гарантии у производителя, то вмешательство посторонних лиц может привести к потере гарантийного ремонта, о чем часто забывают страховщики.
  • Поскольку законом запрещено использовать б/у детали, а новые агрегаты стоят весьма дорого, то страховые компании стараются сэкономить на выделении необходимых средств автомастерским. Поэтому владельцам приходится производить доплату за новые комплектующие элементы авто.
  • Кроме того, все аварийные случаи отражаются в истории автотранспорта. Следовательно если владелец пожелает его продать, то это обязательно скажется на товарной стоимости авто. И реализовать его с выгодой будет весьма затруднительно. Но если бы была денежная компенсация, то полученная сумма могла покрыть часть нанесенного убытка.

Порядок действий для получения ремонта по ОСАГО

Для направления автомобиля на ремонт по ОСАГО, владельцу необходимо действовать по следующему алгоритму:

Шаг 1. Отправить уведомление о ДТП в свою страховую компанию.

Шаг 2. Подать ходатайство о натуральном возмещении ущерба.
К ходатайству приложить:

  • протокол, составленный сотрудником дорожной полиции или европротокол;
  • копию полиса ОСАГО;
  • результат независимой оценки ущерба (заказывает собственник).

Если нет желания тратиться на экспертизу, то расчет проведет сотрудник страховой компании, но он может существенно занизить действительную стоимость ремонта.

Шаг 3. После этого через 5 суток будет выслан ответ страховщика с указанием адреса мастерской – машину следует отогнать туда, если на ней можно передвигаться, или нанять за свои средства эвакуатор.

Что делать, если не устраивает результат ремонта авто?

Если сотрудники автосервиса выслали извещение о полном восстановлении поврежденного автомобиля, то собственник просто обязан сделать полный осмотр качества проведенных работ, проверить его работоспособность.

Важно! Предъявить претензию по качеству можно в течение полугода со дня получения транспорта от мастерской!

В этом случае направляется претензионное письмо в адрес страховщика с описанием всех выявленных недостатков ремонта, в нем можно изложить свои требования:

  1. Устранение выявленного недостатка за счет средств компании.
  2. Повторное проведение ремонта.

Если сервис отказывается в приеме претензии, то об этом следует сделать пометку в ходатайстве.

Затем собственнику необходимо заказать экспертизу технического состояния авто, и повторно обратиться в страховую компанию.

Если нет положительного результата, то направить исковые требования в судебный орган. Для положительного судебного решения водитель должен приложить все документы, касающиеся возникшего спора с автосервисом.

Если у вас возникли трудности с иском, то вы можете обратиться за правовой поддержкой к нашим юристам. Получите бесплатную юридическую консультацию, оформив запрос в конце статьи.

Представленный видеосюжет содержит экспертное мнение по вопросу реализации натурального возмещения по ОСАГО в рамках закона и освещает основные проблемы, с которыми сталкиваются большинство автовладельцев после ремонта авто по ОСАГО:

Когда можно получить деньги вместо ремонта?

Законом предусмотрены денежные выплаты по ОСАГО в нескольких случаях:

  1. В случае полной гибели автомобиля в аварии.
  2. Если конечная стоимость восстановительного ремонта выше установленного номинала по ОСАГО (более 400 тыс. руб.).
  3. Если страхователь погиб во время ДТП, или он получил тяжелые увечья. Выплаты получат его ближайшие родственники.

Несмотря на негодование владельцев автотранспорта по поводу натурального, а не денежного возмещения по ОСАГО, страховые компании в большинстве случаев направляют поврежденные автомобили на ремонт.

Со вступлением закона в силу, получить приличную компенсацию, а потом сэкономить на ремонте, и некачественно отремонтировать свое авто, создавая угрозу жизни всем участникам движения, уже не получиться.

Однако, следует понимать, что закон о приоритете натурального возмещения вовсе не обязывает страховые компании в обязательном порядке направлять пострадавшее в ДТП авто на ремонт. Страховщик вправе по своему усмотрению заменить ремонт страховой выплатой по ОСАГО.

Требовать заменить натуральную форму возмещения ущерба на денежную выплату, возможно если вы сможете доказать страховщику, что в вашем случае невозможно произвести ремонт авто в рамках закона об ОСАГО.

Примером может послужить следующая ситуация: страховая компания виновника аварии не имеет договора с СТО в городе проживания потерпевшей стороны, потерпевшая сторона обращается по ПВУ в свою страховую компанию и та выплачивает страховое возмещение. Как видим, в рассмотренной ситуации не выполняется условие закона о расположении СТО в зоне до 50 км.

Если вы хотите получить от страховой компании деньги вместо ремонта авто, обратитесь за юридической поддержкой к нашим экспертам, оформив запрос в конце статьи.





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.