Причины штрафов медицинской организации от страховой компании. Штрафные санкции, применяемые к медучреждениям страховыми компаниями. Пациенты не нужны

При выявлении дефектов, утвержденных приказом ФФОМС № 230, к медорганизации могут быть применены финансовые санкции.

Но этого факта недостаточно для получения возмещения ущерба от работника, непосредственно оказывавшего такую помощь.

Больше статей в журнале

Работодатель вправе применять дисциплинарные взыскания согласно трудовому законодательству, а ТК РФ не предусматривает такой меры воздействия, как штраф.

Возможность удержания из заработной платы сумм за ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей также не предусмотрена.

Суд может принять решение о возмещении материальный ущерб, который нанесен работником медицинской организации, если она докажет, что для этого есть все законные основания.

Наложение штрафов: рамки приказа ФФОМС N 230

Пятая группа

Пятая группа - нарушения по вине медицинской организации преемственности в лечении, необоснованная или непрофильная госпитализация застрахованного лица. Основанием для такого вывода экспертов будет нарушение порядков оказания медицинской помощи или критериев госпитализации.

Важно! К несоблюдению критериев госпитализации отнесено отсутствие медицинских показаний для пребывания в круглосуточном стационаре и госпитализация в организацию, не имеющую соответствующей лицензии

Шестая группа дефектов

Шестая группа дефектов - развитие ятрогенного заболевания. Ятрогенией считается ухудшение состояния здоровья или возникновение нового заболевания, обусловленного любыми медицинскими воздействиями.

Седьмая группа

Седьмая группа - непредставление без объективных причин первичной медицинской документации, подтверждающей факт оказания медицинской помощи. Исключениями являются случаи изъятия документации уполномоченными органами или по официальному запросу застрахованного лица или его представителя.

Восьмая группа

Восьмая группа - дефекты оформления , препятствующие проведению экспертизы качества медицинской помощи и создающие невозможность оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер и условия предоставления медицинской помощи.

Важно! Дефекты оформления первичной медицинской документации выявляются при нарушении утвержденных правил ее оформления

Выявление дефектов медицинской помощи (стандарты медицинской помощи нарушены) дает основания страховой компании для применения финансовых санкций, предусмотренных договором на оказание и оплату медицинской помощи. Это, в свою очередь, может рассматриваться как материальный ущерб для медицинской организации.

Поскольку выявленные дефекты являются прямым следствием действий конкретных работников, у администрации лечебного учреждения возникает желание взыскать с них сумму причиненного ущерба. Возможно ли это?

По смыслу п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, медицинский работник состоит в трудовых отношениях с медицинской организацией. Он является субъектом трудового права, а осуществление медицинской деятельности - его трудовой обязанностью.

Важно! За ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работодатель вправе применить к работнику только те дисциплинарные взыскания, которые предусмотрены трудовым законодательством

В силу ч. 1 ст. 192 ТК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Увольнение по соответствующим основаниям.Этот перечень - исчерпывающий.

Согласно ч. 2 ст. 192 ТК РФ Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Но в настоящее время специальных дисциплинарных взысканий для медицинских работников не предусмотрено.

На основании ч. 4 ст. 192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных Федеральными законами, уставами и .

Важно! Такой вид ответственности, как штраф, не может быть применен к медицинским работникам, в т. ч. и за оказание ими медицинской помощи ненадлежащего качества

В противном случае действия работодателя могут расцениваться как нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Это влечет наложение санкций, предусмотренных КоАП РФ, - предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб.

Важно! Невозможность оштрафовать работника не означает невозможности привлечь его к материальной ответственности, если по его вине учреждение было подвергнуто финансовым санкциям

В соответствии с ч. 1 ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный другой стороне договора в результате виновного противоправного поведения (действий или бездействия).

Материальная ответственность за причиненный ущерб

В силу ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом по смыслу ч. 2 ст. 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Отметим, что на основании ст. 241 ТК РФ работник несет материальную ответственность за причиненный ущерб только в пределах своего среднего месячного заработка.

Исключение составляют случаи полной материальной ответственности, предусмотренные ст. 243 ТК РФ:

  • причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • умышленное причинение ущерба;
  • причинение ущерба в результате преступных действий, установленных приговором суда;
  • причинения ущерба в результате административного проступка.

В соответствии с п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем в счет возмещения ущерба.

Важно! Работник может нести ответственность лишь при наличии причинно-следственной связи между его виновным поведением (действием или бездействием) и ущербом для третьих лиц

Согласно п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, относятся:

  • отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;
  • противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда;вина работника в причинении ущерба;
  • причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом;
  • наличие прямого действительного ущерба;
  • размер причиненного ущерба;соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Стоит отметить, что в правоприменительной практике встречается вывод, что понятие «прямой действительный ущерб» (ч. 2 ст. 238 ТК РФ) не идентично понятию «убыток» (п. 2 ст. 15 ГК РФ) и не предусматривает обязанности работника возмещать работодателю уплаченные им суммы штрафа за нарушение действующего законодательства третьими лицами.

Такая точка зрения высказана в постановлении Президиума суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.08.2015 № 44Г-37/2015, в Апелляционном определении Московского городского суда от 24.07.2013 № 11–23629/2013.

Что нужно доказать

Таким образом, чтобы привлечь медицинского работника к материальной ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи, работодателю необходимо доказать:

  1. Наличие прямого действительного ущерба.
  2. Противоправность поведения (действия или бездействие) медицинского работника - причинителя вреда.
  3. Вину медицинского работника в причинении ущерба.
  4. Наличие причинно-следственной связи между поведением работника и наступившим ущербом.

Важно! Наибольшую сложность представляет доказательство противоправности при оказании медицинской помощи ненадлежащего качества, повлекшей финансовые санкции к организации

Противоправное поведение - нарушающее правовые нормы, установленные действующим законодательством. Но в настоящее время юридическая регламентация оказания медицинской помощи в части детального перечисления лечебно-диагностических мероприятий отсутствует.

Стоит отметить, что если в действиях медицинских работников содержится состав преступления (например, предусмотренного ст. 118 УК РФ - причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), то после вынесения обвинительного приговора работник может быть привлечен работодателем к полной материальной ответственности.

Еще один вопрос, который заставляет задуматься о штрафных санкциях к медицинским работникам, - возможность администрации удержать определенную сумму из заработной платы работника, оказавшего платную медицинскую услугу ненадлежащего качества.

Важно! В соответствии с действующим законодательством работодатель не вправе удерживать из заработной платы работника сумму, выплаченную за некачественно оказанную услугу

В соответствии с ч. 1 ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Ни ТК РФ, ни иными федеральными законами не установлена возможность удержаний из заработной платы, связанных с ненадлежащим исполнением работником трудовых обязанностей.

Таким образом, Трудовым кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами не предусмотрена возможность взыскания с работника сумм финансовых санкций, примененных к работодателю. Это относится как к штрафам медработников, так и к удержаниям из заработной платы.

Изображение с сайта полисомс.рф

По результатам проверок в 2013 году оказалось, что страховые компании удержали с медицинских организаций около 50 миллиардов рублей - почти 4% средств годового бюджета федерального фонда ОМС. Существенная часть этих средств «осела» в самих компаниях. В ближайшие годы суммы, которые страховщики смогут оставлять себе «на ведение дел» станут еще больше, предупреждают эксперты : из-за перехода на одноканальное финансирование основная часть денег будет поступать в здравоохранение через территориальные фонды ОМС и страховые компании. При этом страховщики никак не отстаивают права пациентов, а сосредоточены «на выявлении бумажных огрехов в работе врачей».

Откуда прибыль

Эксперты Фонда независимого мониторинга «Здоровье» подсчитали, какая доля бюджета на обязательное медицинское страхование «оседает» в страховых компаниях. «По оценкам наших экспертов, до 4% этих средств остается в страховых медицинских организациях в виде удержаний, списаний, штрафов медучреждений. Это порядка 50 миллиардов рублей», - рассказал директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. Он напомнил, что, по закону, страховые медорганизации в сфере ОМС не только получают бюджет на ведение дел, но еще и получают прибыль. Она складывается из денег, которые больницы и поликлиники «необоснованно предъявили к оплате» (страховшики получают до 30% этих сумм), штрафов за не оказанную или несвоевременно оказанную медпомощь, а также медпомощь ненадлежащего качества (страховые компании забирают до половины этих штрафов) и «сэкономленных средств» (от них страховшики получают 10%).

По мнению Гаврилова, все контрольные мероприятия, а также оценку качества оказания медпомощи должны проводить только государственные органы, а не «живущие за счет средств, отпущенных на бесплатную для граждан медицину» коммерческие организации. Тем более, что уже в следующем году из-за перехода на одноканальное финансирование основная часть средств начнет поступать в здравоохранение через территориальные фонды ОМС и страховые компании. И если, в 2013 году общий бюджет Фонда обязательного медстрахования составлял около 1 триллиона рублей, то на 2015 год он вырастет до 1,4 триллиона рублей.

«Сегодня огромный поток денег устремился в здравоохранение через территориальные фонды ОМС и страховые медорганизации, и суммы, которые страховщики по закону могут оставлять себе «на ведение дел», становятся гигантскими», - считает Гаврилов. Причем, «дела» эти, порой, выглядят весьма своеобразно: одна из страховых организаций в прошлом году закупила 22 теннисных стола, а также оплатила своим сотрудникам услуги массажиста с применением нетрадиционных методов лечения.

В федеральном фонде ОМС в ответ на запрос Медновостей уточнили, что в распоряжении страховых компаний остались не все удержанные с больниц деньги, а только часть. «По результатам проверок в 2013 году страховыми медицинскими организациями удержано с медицинских организаций около 50 миллиардов рублей. При этом согласно законодательству на формирование собственных средств направлено 1,7 миллиарда рублей за счет средств, необоснованно предъявленных к оплате медицинскими организациями, выявленных при проведении экспертизы качества медицинской помощи, и средств, поступивших в результате уплаты медицинскими организациями штрафов за оказание медицинской помощи ненадлежащего качества. Остальные средства в размере 48,3 миллиарда рублей возвращены в территориальные фонды ОМС и снова были направлены на оплату медицинской помощи в медицинских организациях», - сообщили в ФФОМСе.

Для сравнения, 1,7 миллиарда рублей - это четверть бюджета территориального фонда ОМС небольшого российского региона (например, в Калужской области в 2013 году он составлял 7,5 миллиарда рублей). Причем речь идет только о «премиальных». По данным фонда «Здоровье», непосредственно на ведение дел российские страховые медорганизации (всего их 61) в 2013 году получили из бюджета 24 миллиарда рублей.

Пациенты не нужны

При этом, как говорят медики, сотрудников страховых компаний не интересуют результаты лечения. Премии и зарплаты страховщиков зависят только от количества огрехов, которые они найдут в заполненных врачами документах. «Особенно страховщики любят приходить с проверками по весне, под лето - чтобы к отпуску получить хорошие премии, - рассказал врач одной из поликлиник Липецка. - Поверяющие берут выборочно несколько карточек и начинают копать. То анализ не подтвержден, то после анализа нет описания и назначено лечение без учета этого анализа. А то просто написано неразборчиво. Но когда за дверью огромная очередь больных и надо заполнить кучу бумаг, уже не до каллиграфии. И не докажешь, что ты посмотрел этот анализ».

«Все боятся связываться со страховыми компаниями, оспорить их санкции совершенно невозможно, - добавляет участковая врач-педиатр из Московской области. - У меня был случай, когда мама привела ребенка на осмотр после посещения стоматолога. В тот же день они попали и на прием к окулисту. В итоге проверяющие оставили услугу только у стоматолога, нас с окулистом вычеркнули, да еще и оштрафовали, обвинив в приписках. Не помогло даже вмешательство мамы этого ребенка». По ее словам, не лучше обстоят дела и в стационарах, где врачей штрафуют за «передержку» пациентов. В итоге больных не оставляют в отделении ни на один день дольше положенного срока, даже если им становится хуже. Более того, как объяснила врач, медики экстренно выводят больных из опасного состояния, а потом выписывают. «Если в день выписки человеку станет плохо, его выведут из этого состояния и все равно выпишут, -- рассказала собеседница МедНовостей. - Я была свидетельницей сцены, когда родственники приехали забирать из больницы бабушку и ждали до вечера, пока ее прокапают. У больной случилась гликемическая кома, но зав. отделением (кстати, очень грамотная эндокринолог) категорически отказалась оставлять ее до утра, опасаясь штрафов».

По мнению консультанта открытого института здоровья населения, профессора Высшей школы экономики, д.м.н. Кирилла Данишевского, в поведении страховых компаний нет ничего удивительного, потому что цель любой коммерческой организации - получение прибыли. И проводимые в больницах проверки законны: страховая компания имеет право знать, за что заплатила. Хуже другое - штрафы медучреждений становятся самоцелью, а об интересах больного никто не думает. «Пациенты даже не знают, что им была оказана фактически дефектная медпомощь, - объяснил эксперт Медновостям. -- Страховая компания на основании оставшейся после лечения документации делает вывод, что больной получил некачественную помощь, штрафует больницу, а самого пациента не считают нужным поставить об этом в известность. Не то чтобы компенсировать ему что-то или провести дополнительные обследование и лечение ».

«В настоящий момент эксперты страховых компаний проверяют (по бумагам) соответствие медпомощи утвержденным стандартам, а также обоснование оказания той или иной услуги, - говорит Данишевский. - Проще говоря, из медицинской документации должно быть видно соответствие лечения данным проведенного обследования. Но заполнение документации не является медуслугой, а качество ее заполнения - качеством лечения. Тем более, что, как известно, треть, а то и половина времени приема уходит у врача на бумажную работу». По словам эксперта, сама российская система медстрахования «является искусственной». «По своей природе страховщики должны конкурировать между собой, выбирать медучреждения, договариваться с ними, -- говорит он. -- У нас же ничего такого нет, и поэтому нет и никакой возможности подстегивать качество работы учреждений».

Президент Общества доказательной медицины Василий Власов также не считает деятельность российских страховых компаний настоящим страхованием. «Эти компании не привлекают деньги и не оплачивают страховые случаи, -- объяснил эксперт Медновостям. - Они получают деньги из территориального фонда ОМС и оплачивают работу медорганизаций, оставляя при этом у себя часть средств. То есть государство для перечисления государственных денег в государственные же больницы использует частного посредника. Многим такая система не понятна. Поэтому одни говорят, что страховые организации нужно сделать государственными, другие - что они вообще не нужны. Я принадлежу к числу тех, кто считает, что эти компании надо упразднить, и оплачивать работу госучреждений без посредников».

Впрочем, по мнению президента некоммерческого фонда «Поддержка благосостояния и здоровья нации "Содействие"», д.ю.н. Всеволода Сазонова, исправить ситуацию можно было бы и менее радикальными методами, установив реальный контроль за деятельностью самих страховых организаций. По его словам, хотя Правилами обязательного медицинского страхования установлен порядок раскрытия страховыми организациями сведений о финансовых результатах их деятельности, этого становится недостаточно. «Необходимо закрепить на законодательном уровне четкие рычаги контроля и надзора за этой деятельностью», - считает Сазонов.

Но несмотря на разницу в подходах, все эксперты сходятся в одном: нынешняя схема работы страховых компаний никуда не годится. Она «съедает» немалую часть бюджетных средств, но при этом усложняет жизнь врачам и никак не помогает пациентам.

Ирина Резник

Комментарии (25)

    27.11.2014 11:42

    ДокторСевер

    Перед новым годом опять пойдут по больницам собирать на Тайланд

    27.11.2014 12:29

    Пора давно заканчивать с этими страховыми компаниями, делающими деньги из воздуха (фактически разворовывая страну и медицину, в частности). Ужесточить наказания за коррупцию, как в Китае (за сговор группы лиц с целью нанести вред государству путем хищения средств, в итоге причинение вреда здоровью народу в следствии сворачивания программ (пр. онкология). это так называемая запланированная смертность в следствии неоказания медпомощи (нет препаратов, роды в машинах СП из-за уничтожения нерентабельных роддомов (сан.авиация на роды не летает). По Ленину - красный террор на белый террор, иначе страны и народу лишимся!

    27.11.2014 13:20

    Врач

    Увы, все так!!! Не хочется в больнице работать из-за этого бреда!

    27.11.2014 14:22

    Врач А.С.

    "По результатам проверок в 2013 году оказалось" -как-то "внезапно" оказалось... Мне это было известно ещё с 90х годов.

    27.11.2014 15:11

    Человек из ОМС

    Заказной материал с целью дискредитации страховщиков.

    27.11.2014 16:02

    Иван

    Надо убирать коммерческие страховые организации и переходить на некоммерческие, как в Германии. Чтобы деньги шли не акционерам, а обратно в сферу здравоохранения. И проверять надо не то как врач заполняет бумажки, а качество оказанной медицинской помощи.

    27.11.2014 17:39

    Гость

    Что такое страхование? Покупаешь ОСАГО, получаешь возможность компенсировать свои убытки на определенную сумму. Ни копейкой больше! Взял КАСКО - сумма другая, условия разные. В чем же смысл медстрахования? Никто не выясняет сколько собственно ты внес в страховой фонд, и внес ли вообще. Помощь оказывается по стандартам. Это простая система распределения денег. И отъема тоже. А не проще ли распределять их "по-душно" или как-нибудь ещё. Нам бы лучше по количеству квадратных километров в регионе. И вернуться к понятным и прозрачным "ставкам" медработников. Без всяких стимулирующих и прочее.

    27.11.2014 20:31

    Lonelyowl

    Страховщики требуют лечения и обследования "по стандартам", и плевать они хотели на слова нашей министерши, что "стандарты - не для лечения, а для планирования". Стандартов, как таковых, просто нет, в результате эти "великие медики" в страхкомпаниях, которые в жизни никому даже насморка не вылечили, наизобретали кучу своих собственных стандартов, соблюдения коих и требуют. С какого потолка эти "стандарты", никому не ведомо. Ахинея полная; но не сделаешь - отымеют. Об индивидуальном подходе эти коновалы понятия не имеют.

    28.11.2014 00:05

    Читатель

    А где можно ознакомится с этими стандартами на 2014-2015 год?

    28.11.2014 00:08

    Гостья

    А зачем вообще эти посредники?
    Куча денег тратится на офисы, сотрудников, прибыль и т.д.
    Работают там часто те, кого попросили из медицины, потому что как медики- ноль.
    Но зато почувствовали себя начальниками, которых все бояться, иначе заклюют.
    Какой смысл в их работе? Распилить государственные, т.е. наши деньги?
    Добровольное страхование - тут понятно.
    А государственное? В чем смысл существования этих компаний?

    28.11.2014 06:35

    Эндохирург

    Гостье
    Они уже 20 лет нас обворовывают, а у Вас только возник вопрос,- зачем они нужны? Это же очевидно, они и сразу придумывались чтобы воровать. "Страхование - ворование", это рифма бывшего министра здравоохранения Шевченко, после неё он тихонько исчез с горизонта.

    28.11.2014 07:18

    Доктор

    Читателю
    О стандартах и протоколах очень любят говорить чиновники разных мастей, тока их в живую никто не видел и хрен где их найдешь.

    28.11.2014 17:26

    Иван

    @Гостья

    28.11.2014 17:27

    Иван

    @Гостья
    У нас не знаю зачем они. В работающей системе страховые проверяют качество оказанной помощи, помогает получить пациенту компенсацию за ущерб если таковой был причинён пациенту. Так же консультирует пациента о возможности получить медицинскую помощь (Где, какую, возможности реабилитации, курортного лечения). Занимается профилактикой здорового образа жизни.

Ежедневно по всей стране на медорганизации налагаются штрафы. Их общая сумма остается тайной за семью печатями. Но если учесть, что за год ФОМС взыскивает до 30 млрд рублей только за неразборчивый почерк и синтаксические ошибки, нетрудно предположить, что она исчисляется сотнями миллиардов. Насколько эффективно наказание ЛПУ и главных врачей рублем за то, что они не могут сделать ремонт кровли или починить аппарат МРТ, если финансирование на данные статьи не обеспечивается муниципальными властями? В чем смысл штрафа, если в итоге его «оплачивают» либо рядовые медработники, либо пациенты?

Но вы держитесь!

Для примера возьмем городскую больницу шахтерского города Гуково, что в Ростовской области. Население – 65,3 тыс. жителей. В бюджете 2017 года расходы на здравоохранение составляют 1,1% (на культуру и кинематограф почти в 3 раза больше), или 17,5 млн рублей, а на 2018 год – почти вдвое меньше: 8 млн. За последние полтора года различные контрольные органы выявили 15 нарушений в деятельности ЦРБ.

Так, областной Минздрав обнаружил нецелевое использование бюджетных средств (субвенции на содержание отделения сестринского ухода в 2016 году были потрачены на погашение кредиторской задолженности за 2015-й, включая долги по зарплате медперсонала). Прокуратура вскрыла факты недостаточной укомплектованности врачебными кадрами: в терапевтическом отделении – 50%, в травматологическом – 52%, в приемном – 67%. «В связи с тяжелой финансово-экономической ситуацией в ЦРБ отсутствует возможность производить выплаты стимулирующего характера на уровне 2016 года. Подушевой норматив финансирования по территориально-участковому принципу на 2017 год составляет 34 928,5 тыс. рублей, что меньше на 7475,9 тыс., чем годом ранее», – говорится в заключении прокуратуры.

Претензии медицинской страховой компании к больнице обернулись штрафными санкциями в размере без малого 1,5 млн рублей, а приход Роспотребнадзора – обращением в суд и приостановлением деятельности терапевтического отделения из-за текущей крыши на 90 дней. Отделение продолжило работу, но в других помещениях, что создало массу неудобств для большинства пациентов.

«Ситуация в этом учреждении не просто удручающая, она катастрофическая», – считает координатор проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктор Рожков .

«Гуковская больница стала негативным примером всего комплекса проблем, встречающихся в больницах и поликлиниках, – продолжает эксперт ОНФ в Ростовской области Жанна Орешкина . – Помимо недостаточной укомплектованности врачами-терапевтами и узкими специалистами, нехватки современного диагностического и лечебного оборудования, много вопросов вызывает и административно-организационная часть. Так, территориальный Роспотребнадзор установил случаи, когда сами сотрудники ЛПУ оказались не обеспечены условиями для соблюдения гигиенических норм и правил. Сегодня областной Минздрав взял под жесткий контроль работу этого медицинского учреждения, но задача заключается в том, чтобы полностью исключить повторение подобных ситуаций».

Закрытие – не выход

Чтобы исключить повторение подобных ситуаций, самое простое решение – закрыть медицинские учреждения, не соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, в которых падающая с потолка штукатурка и зияющие в полу дыры угрожают жизни пациентов. Несмотря на всю нелепость, оно звучит не так уж редко.

«Нашу больницу Росздравнадзор оштрафовал за то, что у нас нет аппарата МРТ, хотя мы являемся ЛПУ второго уровня и такого оборудования нам не положено в принципе, – рассказывает заместитель главного врача по лечебной части городской больницы скорой медицинской помощи им. Ленина г. Шахты (шахтерского города по соседству с Гуково) Валентина Меньшикова . – Какой там аппарат МРТ, если мы уже почти год не можем добиться финансирования на ремонт аппарата СКТ в объеме 8 млн рублей. В городской казне таких денег нет. Нет средств даже на ремонт отделений. Некоторые помещения находятся в аварийном состоянии, в них невозможно находиться. Врачи от нас бегут. Работать некому. По-хорошему обязанность Росздравнадзора в такой ситуации – отозвать лицензию и закрыть учреждение».

Однако с таким подходом доступности медицинской помощи нам не видать как своих ушей.

«Не все больницы у нас хорошие, а люди живут по всей России, – говорит член Комитета по охране здоровья Госдумы, бывший главный врач больницы скорой медицинской помощи Таганрога Юрий Кобзев . – Закрыть ЛПУ – значит, оставить граждан без медицинской помощи. Но ни штрафные санкции, ни дисциплинарные взыскания на руководителей ЛПУ при нынешней системе финансирования здравоохранения не эффективны. Можно бесконечно штрафовать главного врача, но если у него ограниченные средства для покрытия текущих потребностей, тариф ОМС, который компенсирует самые основные статьи расходов, и больше ничего, если любое «заимствование» денег из тарифа для оплаты других статей является нецелевым, то это ни к чему не приведет. Вот если бы деньги, собранные в виде штрафов, шли на устранение нарушений, то тогда можно было бы о чем-то говорить».

Одни не умеют, другие – не хотят

Конечно, не все проблемы упираются в недостаток финансирования (хотя, наверное, большинство). Разруха – она в голове.

«Имеет место человеческий фактор, – считает руководитель Управления Роспотребнадзора по Ростовской области Евгений Ковалев . – Есть старые больницы, которые давно не ремонтировались, но санитарка и старшая сестра следят за тем, чтобы не было мусора, чтобы сантехника была в исправном состоянии, и о таком учреждении пациенты говорят только хорошее. А есть клиники, в которых недавно проводился ремонт, а в туалет заходишь – лужа на полу, мусор валяется».

Вместе с тем не всякий талантливый врач может быть хорошим администратором. «Грамотных управленцев в сфере здравоохранения единицы, их не хватает», – убежден министр здравоохранения Северной Осетии Михаил Ратманов .

Пациенты часто рассуждают: этот доктор такой замечательный, он нам так нравится, вот и сделали бы его главным врачом. Но руководящая должность в здравоохранении – это тяжелый труд со своей спецификой. Сегодня главный врач должен быть экономистом, юристом, строителем, снабженцем и даже политиком.

«Мы, врачи, правильно поставили диагноз, правильно назначили лечение, выписали препараты; скажите, почему главный врач должен заниматься обеспечением пациента льготными лекарствами? – недоумевает главный врач Судогодской районной больницы (Владимирская область) Анатолий Уколов . – Государство ему обещало, пускай оно и обеспечивает. Вот нужно строить новую больницу, почему это делает главврач? Я что, строитель? Есть же для этого соответствующие структуры. А специалисты в области закупок пусть проводят торги, которые отнимают у медработников массу времени. Мне прокуратура поставила в вину, что я утилизирую отходы не в желтые пакеты, а в черные. Это как, простите, отражается на качестве медицинских услуг? За это нарушение на старшую медсестру наложили штраф в 20 тысяч рублей при ее зарплате в 15 тысяч».

Похоже, в нынешнем виде надзорная система не эффективна. Учреждения здравоохранения проверяют на соответствие стандартам, которые прописаны для идеальных условий, тогда как финансирования едва хватает для создания терпимых или сносных (не говоря уже о том, насколько разные стартовые возможности у краевой больницы в экономически развитой территории и участковой – в райцентре с населением преимущественно пожилого возраста с букетом хронических заболеваний). А главные врачи уже должны выкручиваться, как могут.

ТФОМС осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС, а также целевого использования средств ОМС. Нарушение порядка оказания медицинской помощи учреждениями здравоохранения приводит к тому, что страховая медицинская организация частично или полностью не возмещает им расходы на ее оказание, уменьшая последующие платежи по счетам на сумму выявленных дефектов медицинской помощи.

В статье поговорим о том, как следует восстанавливать средства ОМС, подлежащие возврату (восстановлению) по результатам проведения контрольных мероприятий.

Оплата первичной медико-санитарной помощи, включая профилактическую помощь, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими учреждениями, производится исходя из установленного размера тарифа в рамках программы ОМС. Согласно п. 7 ст. 35 Закона об обязательном медицинском страховании структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя:

  • расходы на заработную плату и начисления на оплату труда;
  • расходы на осуществление прочих выплат;
  • затраты на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
  • расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
  • затраты на организацию питания (при отсутствии в медицинском учреждении организованного питания);
  • расходы на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества;
  • расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг;
  • расходы на социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ;
  • прочие расходы;
  • расходы на приобретение основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) стоимостью до 100 000 руб. за единицу.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 3 – 5 ст. 36 Закона об обязательном медицинском страховании норматив финансового обеспечения территориальной программы ОМС может превышать норматив, установленный базовой программой ОМС. Такое происходит в случае установления:

  • дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, предусмотренным базовой программой ОМС;
  • перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой ОМС.

В случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, предусмотренным базовой программой ОМС, территориальная программа ОМС определяет свой перечень направлений использования средств ОМС.

Медицинские организации согласно п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона об обязательном медицинском страховании обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.

При проведении территориальными фондами ОМС и страховыми организациями проверок могут быть выявлены факты нецелевого расходования медицинскими организациями средств ОМС, факты нарушения объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. По результатам контрольных мероприятий может быть принято решение о возврате (восстановлении) средств ОМС медицинским учреждением. Нецелевое расходование средств ОМС может быть выявлено и при проведении мероприятий внутреннего контроля. В этом случае, чтобы проверяющие не заставили учреждение вернуть такие суммы в бюджет, оно восстанавливает их самостоятельно.

Контроль предоставления медицинской помощи в рамках программ ОМС

Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС утвержден Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (далее – Порядок № 230). В пункте 6 Порядка № 230 выделено несколько видов контроля (отобразим их ниже в форме схемы).

Применение к медицинской организации санкций за нарушения, выявленные в ходе контроля

Правила применения к медицинским учреждениям санкций установлены п. 65 – 72 Порядка № 230. Из положений п. 66 следует, что результатами контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения ее оплаты) являются:

1) неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде :

  • исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи;
  • уменьшения сумм, представленных к уплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю;
  • возврата сумм, не подлежащих уплате, в страховую медицинскую организацию;

2) уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (по страховому случаю, при котором выявлены дефекты медицинской помощи и (или) нарушения при ее оказании).

Предлагаем ниже в форме таблицы показать, как в отношении медицинских учреждений применяются результаты контрольных мероприятий.

Наименование результата контроля

Разъяснения по применению результата контроля

Пункт Порядка № 230

Неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи

В зависимости от вида выявленных дефектов медицинской помощи и (или) нарушений при ее оказании они могут применяться раздельно или одновременно

Уплата медицинской организацией штрафов

Нарушение договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи

Страховая медицинская организация частично или полностью не возмещает затраты медицинской организации по оказанию медицинской помощи, уменьшая последующие платежи по счетам медицинской организации на сумму выявленных дефектов медицинской помощи и (или) нарушений при ее оказании, или требует возврата сумм в страховую медицинскую организацию.

Сумма, не подлежащая уплате по результатам контроля, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинской организацией, либо подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС

Неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества

Медицинская организация уплачивает штраф в соответствии с перечнем оснований для отказа от оплаты (уменьшения оплаты) медицинской помощи

Наличие в одном и том же случае оказания медицинской помощи двух и более оснований для отказа в ее оплате или уменьшения оплаты медицинской помощи

К медицинской организации применяется одно (наиболее существенное) основание, влекущее больший размер неоплаты или отказ в оплате медицинской помощи. Суммирование размера неполной оплаты медицинских услуг по одному страховому случаю не производится

Возмещение застрахованному лицу вреда, причиненного по вине медицинской организации

Уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества не освобождает ее от возмещения застрахованному лицу вреда, причиненного по вине медицинской организации, в порядке, установленном законодательством РФ

Бухгалтерский учет возврата средств ОМС медицинским учреждением

В соответствии с бюджетным законодательством РФ возврат средств ОМС подлежит учету по коду бюджетной классификации 000 1 13 02999 09 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования». При этом возврат средств, определенных актом реэкспертизы, бюджетными (автономными) медицинскими учреждениями следует отражать как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций, вне зависимости от периода их поступления. В то же время возврат указанных средств федеральными казенными медицинскими учреждениямиотражается в качестве расходов по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Письмо ФФОМС от 21.03.2014 № 1621/21-1/и).

Порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета ТФОМС, государственными (муниципальными) медицинскими учреждениями установлен инструкциями № 157н , 162н , 174н , 183н . Поэтому операции по возврату и восстановлению средств должны быть отражены в учете в соответствии с нормами данных инструкций.

Обращаем ваше внимание, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых получателями средств федерального бюджета застрахованным в системе медицинского страхования лицам, отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

Приведем примеры отражения на счетах бухгалтерского учета результатов контрольных мероприятий.

Пример 1

За нарушение условий оказания застрахованным гражданам медицинской помощи по акту проверки бюджетное медицинское учреждение обязали вернуть в страховую медицинскую организацию денежные средства в размере 15 000 руб.

Операции по возврату денежных средств будут отражены на счетах бухгалтерского учета так:

Пример 2

За оказание в рамках программы ОМС медицинской помощи ненадлежащего качества бюджетное медицинское учреждение было привлечено к ответственности в виде уплаты штрафа в сумме 3 000 руб.

Операции по начислению штрафа будут отражены в учете учреждения следующим образом:

Далее приведем пример отражения на счетах бухгалтерского учета возврата сумм нецелевого расходования средств ОМС в доход бюджета, но прежде отметим следующее. Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по возврату средств ОМС в бюджет разъяснен в Письме ФФОМС от 26.10.2012 № 02-06-10/4496. В нем чиновники предлагают отражать возврат в бюджет средств ОМС, израсходованных не по целевому назначению, так:

По нашему мнению, возврат в бюджет сумм нецелевого расходования средств следует отражать не так, как сказано в Письме ФФОМС № 02-06-10/4496, а в качестве уменьшения доходов учреждения, при этом последующие платежи, поступающие от страховой медицинской организации, будут меньше на сумму возврата.

Пример 3

По результатам проверки было установлено нецелевое расходование средств ОМС. Бюджетное учреждение обязали вернуть в бюджет средства ОМС, израсходованные не по целевому назначению. Предположим, что сумма возврата составляет 5 000 руб.

Операции по возврату денежных средств будут отражены на счетах бухгалтерского учета так же, как было показано в примере 1:

В завершение статьи сделаем следующие выводы:

  • медицинские учреждения обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС;
  • в ходе проведения контрольных мероприятий учреждение могут обязать вернуть средства ОМС страховой медицинской организации. Обычно такая мера наказания назначается при нарушении медицинским учреждением договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках программы ОМС, нецелевого расходования средств ОМС;
  • возврат средств ОМС отражается на счетах бухгалтерского учета учреждения как уменьшение суммы начисленного по коду вида деятельности 7 дохода с последующим уменьшением на эту сумму платежей от страховой медицинской организации;
  • помимо возврата средств ОМС по итогам проведения контрольных мероприятий у учреждения может появиться обязательство по уплате штрафа и пеней.

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Реэкспертиза – это повторная экспертиза качества медицинской помощи, которая может осуществляться параллельно или последовательно по отношению к первой экспертизе тем же методом, но другим экспертом (п. 39 Порядка № 230).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Согласно Федеральному закону N 326 ФЗ медицинские организации обязаны:

Оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ ОМС бесплатно. Вести в соответствии с действующим Федеральным законом индивидуальный учет информации о медицинской помощи, предоставленной застрахованным лицам. Медицинские организации обязаны предоставлять страховым организациям и территориальному фонду данные о застрахованном лице. Давать информацию, об оказанной ему медицинской услуги, необходимую для проведения контроля объемов, качества, сроков и условий предоставления медпомощи. Так же в обязанностях закреплено предоставление отчетности о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, в установленном Федеральном фондом порядке и по соответствующим формам. Организации, оказывающие медицинскую помощь, должны осваивать целевое программное финансирование надлежащим образом. Использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в полном соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Организации обязаны информировать население о порядках предоставления медицинской помощи. Размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи. Должны предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, показателях доступности и качества медицинской помощи. Выполнять иные обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом. <6>

Медицинскими организациями заключаются договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Оказание медицинской помощи в рамках ОМС. Частью 2 ст. 39 Закона об ОМС установлено, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Оказание медицинской помощи надлежащего качества. Исходя из положений части 1 ст. 16, пункта 10 части 2 ст. 38 и части 8 ст. 39 Закона об ОМС, медицинская организация обязана оказывать медицинскую помощь надлежащего качества, и только в этом случае такая помощь подлежит оплате.

Порядок применения экономических мер к медицинским учреждениям предусматривает штрафные санкции. Перечень санкций применяемых в том или ином случае неисполнения или исполнения не надлежащим образом своих обязательств разрабатывает Федеральный фонд на правах надзорного контрольного органа. Размер штрафной санкции зависит от степени тяжести нарушения и от его последствий. Состав нарушения определяется путем проведения Медико-экономической экспертизы. После составления экспертом акта, информация передается в Территориальный фонд, где принимается решение о применении или не применении меры и её размерах. В некоторых случаях взыскания к организации сопровождаются делами, выделенными в отдельное Уголовное производство, предусматривающее личную ответственность.

Разработана методика формирования размера штрафных санкций к медицинским организациям. За постоянную величину взят размер норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо в текущем году.

  • 1) Сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
  • 2) Взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым правилами обязательного медицинского страхования.
  • 3) Неоплата или неполная оплата медицинской помощи, а также уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества не освобождает медицинскую организацию от возмещения застрахованному лицу вреда, причиненного по вине медицинской организации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • 4) Нормы Закона предписывают учреждению здравоохранения расходовать денежные средства ОМС на оплату медицинской помощи по целевому назначению. За нарушение данных норм организация уплачивает штраф в размере 10% суммы нецелевого использования средств ОМС и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предъявления санкций, за каждый день просрочки.




Copyright © 2024 Все для предпринимателя.