Ассигнации и кредитные билеты российской империи. Как менялся дизайн русских банкнот Денежное обращение в начале XX века

Уже в середине XVIII века существовала потребность в реформировании системы наличного расчета в царской России. Основной расчетной единицей на тот момент являлись серебряные и медные монеты, стоимость которых выступала всеобщим эквивалентом на территории страны. Однако добывалось нужных металлов не так много, как требовалось, да и себестоимость добычи была очень высока. Еще в 1762 году Петром III была предпринята попытка создания государственного банка, который выпускал бы бумажные деньги - банкноты до 1000 рублей, однако его проект не был реализован.

Вновь вернулись к замыслу, выпуска бумажных денег, в 1769 году, когда и был учрежден Ассигнационный банк. Тогда были напечатаны ассигнации достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей. Их отличительной чертой было наличие фигурной орнаментальной рамки, в которую были заключены не только обозначение номинала и места обмена денег в царской России, но и тисненая символика, которая служила защитой от подделки. Кроме того, по краям дополнительно располагались водяные знаки, а в углах – гербы.


В 1818 году купюры были заменены - предыдущие бумажные деньги, имевшие хождение на территории царской России, слишком легко подделывались. Теперь они выпускались на специальном более защищённом материале Экспедицией по заготовлению государственных бумаг, располагавшейся в Петербурге. На лицевой стороне ассигнаций теперь красовался масонский гербовый орел с опущенными крыльями. Кроме того, банкноты подписывались лично кассиром, выдавшим их, а также имели факсимильную подпись управляющего - князя Хованского, отличную для каждого номинала. На оборотной стороне указывалась цена купюры прописью. Денежные знаки изготавливались из специальной литой бумаги, которая для 5 рублей имела синий цвет, 10 - розовый, а для более высоких - белый. Кроме того, в ходе реформы была введена и банкнота номиналом 200 рублей.

В каталогах бумажных денежных знаков царской России приведены ориентировочные цены на ассигнации, стоимость купюр периода 1769 – 1817 гг. как правило, превышает сто тысяч рублей, не редки продажи когда аукционная цена превышает миллион. Цена на ассигнации 1818 – 1843 гг. естественно несколько пониже, но меньше чем за 50 тысяч приобрести их, даже в не самом лучшем, удовлетворительном состоянии, практически не реально.

Очередная денежная реформа в царской России произошла в 1843 году, когда появились первые кредитные билеты , приравнивающиеся по указанной на них стоимости уже к серебряной монете. На лицевой стороне был изображен уже привычный герб Российской Империи, а также указание номинала и подписи ответственных за выпуск лиц, включая директора государственного банка. Кроме того, на данной части банкноты наносились и номера, причем для каждого номинала применялся свой собственный гарнитур шрифта. Достоинство купюры, также дублировалось в текстовой и цифровой форме, а с обратной стороны находилась выдержка из царского манифеста о хождение кредитных билетов. Для защиты бумажных денег от подделки данная информация была набрана тремя разными шрифтами в строго определенной последовательности.



В связи с развитием полиграфии и совершенствованием качества печатания с 1866 года было принято решение выпускать банкноты более высокого уровня защиты. Они создавались методом металлографской печати с использованием специальных красок и розеток. Лицевая сторона теперь была украшена императорскими регалиями и факсимильными подписями ответственных лиц, а на оборотную сторону наносились портреты известных правителей царской России. Кроме того, отличительной чертой купюр, имевших хождение с 1866 года , было наличие водяных знаков с полутонами.


Цены, указанные в каталогах российских банкнот, даже на самые распространенные кредитные билеты середины XIX века начинаются с 10 – 15 тысяч. Сохранилось купюр этого периода очень мало, так как все они в течение достаточно большого времени обменивались без каких либо ограничений. Более детально стоимость бумажных денег этого периода можно посмотреть в специализированных каталогах по бонистики.

В 1887 году появились новые бумажные деньги , изготовленные с использованием двухцветной печати, украшение которых было выполнено в «русско-византийском» декоративном стиле. Отличались эти банкноты и наличием впрессованных в них шелковых нитей, повышавших степень защиты. 1 и 3-х рублевые купюры этого выпуска, формально имели силу до 1922 года, они сохранялись в обороте вплоть до первых денежных реформ Советской власти - однако постепенно изымались по мере печати новых купюр.



С 1892 года бумажные деньги в царской России стали многоцветными - при их создании применялась радужная, переливающаяся цветами, так называемая «орловская печать». Подразумевавшая использование единого клише для формирования многоцветного изображения. В стилистике купюр образца 1892 – 1895 гг. применялись изображения женщины, символизировавшие великую Россию в шапке Мономаха.

В ходе реформы Витте с 1898 года была сформирована потребность в выпуске новых бумажных денег . Их основным отличием от старых банкнот стало указание о возможности обмена кредитных билетов на золото. Кроме того, была принципиально обновлена купюра в 50 руб., она стала выпускаться с портретом Императора Николая 1, и появился новый кредитный билет в 500 рублей с портретом Петра 1.



Последние купюры царской России были выпущены в 1905-1913 гг. Они содержали металлографическую печать до 5 цветов в одной стороне бумаги, а также отличались совершенно новой стилистикой, предполагавшей использование сложных орнаментов для денежных знаков в 3, 5 и 10 руб. 25 рублей стали портретными, с изображением Александра 3. В ходе печати некоторому обновлению подвергались банкноты, номиналами 100 и 500 рублей.

Ориентировочные цены на банкноты царской России конца 19, начала 20 века указаны в статьях данного сайта посвященных этим денежным знакам.

Первыми бумажными деньгами России считаются выпущенные в 1769 году ассигнации (период правления Екатерины Второй). Причины их появления довольно просты: расчёт крупными суммами в медных монетах становился весьма затруднительным. К примеру, если набирать сторублёвую сумму медными монетами номиналом пять копеек, то вес этой кучи составил бы более шести пудов. Качество первых ассигнаций было на низком уровне. Походила эта бумага скорее не на денежный знак, а на расписку ростовщика.

Бумажные деньги 1769-1843 годов

Первая российская ассигнация

Ассигнации быстро наводнили рынок. Случился даже их переизбыток, что привело к снижению их курсовой стоимости (68,5 медных копеек за бумажный рубль в конце правления Екатерины Второй). Умелые руки на Руси всегда были в большом количестве. Поэтому подделывать ассигнации начали сразу же после их появления, в результате чего доверие к бумажным деньгам резко снизилось. Тем не менее, эксперимент по внедрению в денежный оборот бумажных расчётных знаков был признан успешным. А от подделок защитились выпуском новых ассигнаций в 1786 году. Большие номиналы 100, 50 и 25 рублей ходили в узком кругу очень обеспеченных людей. А вот пятёрки и десятки ушли в народные массы, где им тут же дали прозвища "синенькая" и "красненькая". Прозвища оказались устойчивыми и продержались века (синий основной цвет пятирублёвки и красный на десятирублёвке был даже на купюрах СССР периода 1961 - 1991 годов).

"Синенькая" и "красненькая" образца 1786 года

Появление фальшивок, тем не менее, не прекратилось и шло на всех уровнях народонаселения. Их рисовали и в деревнях. Их печатали и фавориты двора в тайных комнатах дворцов и усадеб. Ощутимую лепту в это дело внёс и Наполеон, привезя с собой массу поддельных ассигнаций. Интересным фактом является то, что Наполеон печатал подписи на ассигнациях, тогда как на подлинниках их ставили вручную. Эксперты говорят, что наполеоновские фальшивки встречаются куда чаще, чем купюры официальных выпусков. За период с 1813 по 1817 было выявлено подделок на устрашающую сумму в 5,6 миллионов рублей. Результатом явилось сокрушительное падение курса бумажных денег. Рубль на бумаге обменивали не более чем на двадцать копеек монетами.

"Синенькая" и "красненькая" образца 1819 года

В начале 1818 года заканчивалось строительство Экспедиции заготовления государственных бумаг, основанной Августином Августиновичем Бетанкуром. К осени уже была отпечатана партия двадцатипятирублёвок. Управляющим Александр Первый назначил князя А.Н. Хованского, который занял должность и управляющего Ассигнационным банком. При Хованском качество исполнения выпускаемых бумажных денег значительно возросло. Достаточно увидеть, как различаются бумажные деньги 1819 и 1840 годов (начало и конец тридцатидвухлетнего правления князя работами Экспедиции).

Кредитные билеты 1840 года

После проведения реформы серебряного монометаллизма в 1843 году появились новые кредитные билеты. Бумажный рубль приравнен к серебряному рублю с обязательным обменом кредиток на благородный металл или другую монету. По качеству выпущенные деньги заметно превосходили ассигнации, но гравёрные работы по-прежнему оставались не на должной высоте. Поэтому в обороте снова появились фальшивки. Каковы цены на государственные ассигнации 1769-1843 годов? Очень высокие, так как экземпляров того времени сохранилось не очень много.

Бумажные деньги 1843-1896 годов

Кредитные билеты периода 1843-1865 годов

Для улучшения качества бумажных денег и защиты от подделок Ф.Ф. Винберг отправился в командировку по Западной Европе, чтобы перенять опыт передовых производств той эпохи. По возвращении следует его назначение управляющим Экспедиции. Новинкой явилась пара бумагоделательных машин. На территории Экспедиции образованы художественная, гильоширная, гальванопластическая и фотографическая мастерские. Тогда и появились в оформлении красивые узоры большой сложности, что заметно затруднило подделку денег.

Кредитные билеты периода 1863-1864 годов

Результатом полученного опыта и проведённой модернизации был выпуск в 1866 и 1867 году кредитных билетов нового образца. Революцией было наличие металлографической (металографской) печати, водяные знаки с использованием полутонов, гильоширные розетки. С 1861 года Экспедиция стала коммерческим предприятием, получившим право выполнения частных заказов. На вырученные средства проведено широкое переоборудование производственных площадей.

Кредитные билеты образца 1866 года

В 1881 году Экспедиция подключена к электрическим сетям. Знаковым событием стало изобретение печати многокрасочного рисунка с одного клише ("Орловская печать"). Метод разработал Иван Иванович Орлов. В Экспедиции он оказался почти случайно. Планировался выпуск купюр на шёлковой ткани. Под этот проект и пригласили Орлова с ткацкой фабрики, где он работал мастером. Печатную машину Иван Иванович сконструировал сам. Но несомненной является заслуга и слесаря И. Стружкова, благодаря которому машина стала ротационной. Важное дополнение внёс и мастер-печатник А. Щербаков, обеспечив возможность к многокрасочному орловскому рисунку за тот же прогон добавить и типографский рисунок ещё одной краской. Многокрасочные оттиски орловской печати давали на выходе купюры, которые невозможно было подделать обычным типографским способом. Первыми в ряд бон, отпечатанных по новой технологии, встали кредитки достоинством в 25 рублей (1892 год) и 10 рублей (1894 год). Каковы рыночные цены государственных кредитных билетов 1843-1895 годов? Они достаточно высоки. Конкретная цена варьируется от множества параметров, одним из которых является востребованность боны для того, кто готов за неё заплатить.

Государственный кредитный билет 1894 года

Бумажные деньги 1898-1917 годов

Период устойчивого денежного обращения начался с эпохой золотого монометаллизма в 1897 году, когда по инициативе министра финансов С.Ю. Витте провели денежную реформу, приравняв курс рубля к золоту (полное золотое обеспечение бумажных денег). Кредитные билеты обрели полноценность и уважение всех слоёв населения, заняв главенствующую роль в денежном обороте, тогда как серебро и медь в виде разменных монет стали лишь вспомогательным средством. Сколько стоят бумажные деньги царской России этого периода? Цена зависит от сохранности купюры, от её встречаемости и от подписи. Например на рубле, датированном 1898 годом, может встретиться четыре варианта автографа: Плеске, Тимашев, Коншин или Шипов (и цена на билет с росписью Коншина может превышать стоимость точно такого же рубля, на котором расписался Шипов, раз в пять). Почему менялись подписи? Потому что (в отличие от монет) на купюрах не менялась дата. И это правило постепенно стало традицией печатного дела.

Фрагмент графического поля кредитного билета 1898 года

Трёхрублёвки прошли модификацию в 1905 году. Для большинства номиналов дизайн поменялся в 1909 году. Крупные номиналы изменили свой вид позже всех (1910 год для сторублёвки и 1912 год для купиры достоинством пятьсот рублей). Завершился период благополучия вступлением России в первую мировую войну. Многочисленные эмиссии пошатнули доверие к бумаге. Финальную точку поставил закон от 27 июня 1914 года, отменяющий обязательный размен бумажных денег на золото. Золотые монеты мигом исчезли из оборота. Вслед за золотом попряталось по кубышкам и серебро. А бумажные деньги печатались и печатались, выходя даже в виде почтовых марок.

Государственный кредитный билет 1909 года

Историю печати бумажных денег царской России, как ни странно, завершил не отрёкшийся от престола император Николай Второй, а Временное правительство, которое продолжило выпуск денег, неотличимых от прежнего дизайна, пока не скатилось к крохотным бумажным квадратикам - казначейским знакам в двадцать и сорок рублей. К октябрю 1917 года положение бумажных денег в России было плачевным. Да и сама денежная политика оставляла желать лучшего, ведь инфляция приравняла рубль к шести или семи копейкам в довоенной покупательной способности.

Фрагмент графического поля кредитного билета 1912 года

Маленькая статья не может в полной мере рассказать о расцвете и закате производства бумажных денег царской России. В качестве неплохого пособия по данной теме рекомендуем книгу "Бумажные деньги России" (авторы А.Э. Михаэлис и Л.А. Харламов), выпущенную к 175-летию Гознака, из которой позаимствованы представленные здесь иллюстрации.

Первые бумажные деньги появились в Китае в VIII веке. Сохранилось мало подробностей их обращения, но известно, что почти сразу они спровоцировали неконтролируемую инфляцию. Через почти тысячу лет, в первой половине XVIII века в Европе с идеей введения бумажных денег появился англичанин Джон Ло, но его предложения о быстром обогащении казны отвергались монархами. После длительного продвижения своего плана, понимания удалось достичь у регента малолетнего французского короля Людовика XV. Был учреждён банк, выдававший процентные облигации в обмен на вклады золотой и серебряной монетой. Часть вырученных средств Ло брал себе, остальное поступало в казну Франции. Поначалу всё шло хорошо, пока конкуренты не начали распускать слухи, из-за которых толпы вкладчиков бросились забирать свои деньги. В результате из-за низкого обеспечения монетой банк потерпел крах. Это были не совсем ещё банкноты, скорее финансовая пирамида, но во многом сходство с бумажными деньгами будущего просматривалось.

Учитывая огромный интерес ко всему французскому, обо всём этом в России просто не могли не знать. Тем не менее, идея быстрого пополнения государственного бюджета оказалась сильнее любых предрассудков. Первый проект введения бумажных денег рассматривался в период царствования Елизаветы Петровны, но сенат не одобрил идею. Подготовка к выпуску банкнот началась, когда на престол взошёл Пётр III, даже были заготовлены проекты билетов номиналом 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей. Дворцовый переворот, организованный в 1762 году женой императора Екатериной, поставил точку во всех начинаниях.

Начавшаяся в 1768 году очередная Русско-турецкая война потребовала больших расходов. Серебра и золота в казне катастрофически не хватало, даже стал возникать дефицит медной монеты, несмотря на открытие больших залежей медной руды на Урале и в Сибири. 29 декабря 1768 года (по старому стилю) был издан манифест об учреждении променных банков для выпуска ассигнаций. 2 февраля манифест был обнародован. Вначале создаются два банка в Санкт-Петербурге и Москве, а в 1772-1778 в других городах открываются дополнительно 22 обменных кассы.

Планировалось выпустить билетов на сумму 2,5 миллиона рублей и обеспечить их на 2 миллиона монетой. Столичные банки получили по 50 тысяч рублей на расходы (изготовление бумаги, печать, организация обмена). Чтобы подкрепить интерес населения, в качестве уплаты налогов и сборов принималось 5% ассигнаций, остальное – монетой. В отличие от билетов Джона Ло, за хранение денег в ассигнациях не уплачивалось никаких процентов. Этим они походили на векселя, известные задолго до этого, но в отличие от них могли выступать в качестве платёжного средства.

Первые ассигнации были номиналами 25, 50, 75 и 100 рублей, выполненные в единообразном стиле с односторонней печатью. До наших дней дошло очень мало экземпляров, причём краска на них успела выцвести и части рисунка просматриваются с трудом. Каждая ассигнация имеет рамку, в верхней части которой два овала с рисунками (в левом – порт, орёл, знамёна, пушки, ядра; в правом – скала над морем), внизу надпись об обмене банком ассигнации на монету и многочисленные подписи руководителей банка. Номинал указан только прописью. На деньгах Московского банка указано «Московской банк», на Санкт-Петербургского – «Санкт-Петербургской банк». На купюрах ставилась дата выпуска, а не дата образца, как сейчас. Водяные знаки были изготовлены в виде надписей: «любовь к отечеству», «действуетъ к пользе онаго», «государственная казна». То есть всем своим видом бумажные деньги напоминали о патриотическом долге граждан империи.

(из экспозиции музея Гознака)


Если учесть, что средняя заработная плата рабочего была 15-20 рублей в месяц, а крестьяне в основном жили за счёт собственного хозяйства, то становится понятно, что ассигнации могли позволить себе только обеспеченные слои общества. Из-за высокой ценности ими сразу же занялись фальшивомонетчики. Наиболее распространённой подделкой стало изменение слова «дватцать» на 20-рублёвой ассигнации на «семьдесятъ», что превращало её в 75-рублёвую. Пришлось с 1771 года отменить выпуск 75-рублёвых и остановить приём их во все платежи.

Главной целью выпуска ассигнаций, которая сообщалась общественности, было упростить денежное обращение медной монеты, которая тогда занимала основную массу всех монет. В манифесте есть такие слова: «тягость медной монеты, одобряющая ее собственную цену, отягощает ее же и обращение». Обменяв медные (или другие) деньги на бумажные можно было легко перевозить крупные суммы, а также хранить их. В первое время свободный размен на монету и обратно вызвал большое доверие населения к бумажным деньгам, но правительство не устояло перед соблазном неоднократно продолжать тиражи, всё менее обеспечивая их.

Падение бумажного рубля и новые выпуски

В 1786 году курс бумажного рубля уже снизился на 1-2 копейки по отношению к монете, это вызвало беспокойство правительства. Неудивительно, ведь к этому времени в обращении уже было не 2, а 46 млн. рублей ассигнациями! Конечно монет для обмена не хватало, поэтому выплаты часто задерживались. Графом И.И. Шуваловым был предложен следующий план: выпустить дополнительно ещё 54 млн. рублей ассигнациями и начинать выдавать ими ссуды под залог. При этом чётко разделялись суммы, предназначенные для выдачи. Заёмщики должны были вернуть через указанный срок всю сумму, включая проценты.

Московский банк был упразднён, эмиссия осуществлялась теперь только Санкт-Петербургским банком (аналог современного Государственного Банка). Для подчёркивания важности проводимых действий все старые ассигнации изымали и выдавали новые, с дополнительными номиналами – 5 и 10 рублей на бумаге синего и красного цвета (отсюда пошло наименование купюр «синенькая» и «красненькая»). Цвета 5- и 10-рублёвых купюр с небольшими перерывами сохранялись до 1992 года.

Правительством заверялось, что объём ассигнаций достиг своего предела и ни в коем случае не будет увеличен. Банк, кроме эмиссии денег, должен был выполнять и некоторые другие функции для пополнения государственной казны. Часть ассигнаций казна получала для собственных нужд под небольшой процент, а часть на безвозмездной основе. За это банк имел право самостоятельно проводить эмиссию по своему усмотрению и обретал некоторую независимость от государства.

К концу правления Екатерины II из-за постоянных войн, активной застройки столицы, обогащения дворцов, выпуск ассигнаций достиг 150 млн. рублей, а их обеспечение составляло всего 20%. Ещё больше ситуацию усугубило ограничение выдачи монеты в одни руки. За бумажный рубль неофициально теперь давали всего 68 копеек.

Павел I стремился исправить ситуацию, для этого был объявлен официальный курс – 70 копеек, потом 60 копеек. Но эти нововведения не принесли каких-либо существенных результатов. Эмиссия продолжалась неконтролируемыми объёмами, а курс падал и достиг 25 копеек к концу первого десятилетия XIX века. Известны невыпущенные ассигнации нового типа 1802-1803 гг., судя по всему планировалось оздоровление экономики с помощью замены денег.

Очередной попыткой исправления ситуации стал манифест Александра I 1810 года, в котором сообщалось об остановке выпуска (кроме замены ветхих купюр) и обязательном погашении ассигнаций, находящихся в обращении. Для этого был организован заём на 100 миллионов рублей ассигнациями, полученные бумажные деньги публично сжигались перед зданием банка, чтобы показать уменьшение массы денег и поднять доверие населения. В том же манифесте официально признавался серебряный рубль основой денежного обращения, а медная и мелкая серебряная монета становились разменными. Дополнительно повышался курс ассигнаций для государственных сборов, а новые сделки должны были вестись только бумажными деньгами.

Наполеоновские подделки

Укрепляющийся в результате всех мер бумажный рубль ждало новое испытание, которое он уже был не в состоянии выдержать. Наполеоновская армия, вторгшаяся в Россию в 1812 году, несла не только разрушения, но и фальшивые деньги. Они были подготовлены частной организацией по заказу самого Наполеона. Опыт подрыва экономики государства за счёт вброса большого количества фальшивок уже был освоен в Европе, более того, это позволяло снабжать армию продовольствием на чужой территории.

Мешки с фальшивыми ассигнациями (известны только 25 и 50 рублей) везли вместе со всем снаряжением, и по пути использовали для расчётов в деревнях. Крестьяне не охотно принимали деньги у французов, но в целом не отказывались, поскольку покупки делались по высоким ценам. Никто и подумать не мог, что великий император снизойдёт до выпуска фальшивых денег. Но вскоре стали выявляться недостатки купюр, которые явно прослеживались среди определённых дат. Во-первых, обрезка углов была выполнена намного ровнее, чем у настоящих, а на некоторых экземплярах даже были грамматические ошибки.

Сейчас коллекционерам известно четыре типа поддельных ассигнаций: со словом «холячею монетою» вместо «ходячею монетою»; со словом «госуларственной» вместо «государственной»; с двумя ошибками; а также без ошибок. Последняя отличается только технологией обрезки углов.

Последние попытки вернуть твёрдость бумажного рубля

Массовый выпуск фальшивок сильно подорвал и без того шаткое доверие к бумажным деньгам, курс достиг 20 копеек. К 1817 году в обращении уже было 836 млн. рублей ассигнациями. С этого года организуется ещё несколько государственных займов ассигнациями. Некоторые займы делают процентными, а некоторые принимают сразу с надбавкой к сумме. Это всё снизило денежную массу, но курс поднялся только на 5 копеек.


(из экспозиции музея Гознака)


Чтобы избавиться от фальшивок, в 1819 году произведён ещё один обмен всех ассигнаций на новые, а старые признавались недействительными и не принимались в платежи. Новые деньги стали иметь более сложное оформление, но остались односторонними. Дополнительно введена купюра 200 рублей. Планировался выпуск номинала 20 рублей, но она так и осталась в пробном варианте.


(из экспозиции музея Гознака)


Министр финансов Е.Ф. Канкрин в 1839 году отменяет размен бумажных денег на монету. Выдача процентов по вкладам осуществляется только ассигнациями, которые теперь имеют строгий курс – 30 копеек серебром, а выдача монет в одни руки ограничивается 100 рублями. Для этой цели были выпущены специальные медные монеты с обозначением в «копейках серебром», имеющие большой размер. Приём ассигнаций в государственные платежи прекращается.

Кредитные билеты

Реформа Е.Ф. Канкрина. Серебряный стандарт

Выдвигались различные идеи по оздоровлению экономики. Император Николай I предложил ввести билеты, по которым вкладчики могли получать прибыль в процентах, но подобное уже осуществлялось во втором десятилетии XIX века и привело к отрицательным последствиям. Вместо увеличения серебра в казне вырос государственный долг. Поэтому реформа, которую организовал Е.Ф. Канкрин в 1839-1843 годах подразумевала ввод новых бумажных денег, а не госзаймов. Займами под проценты занимались учреждённые в 1842 года сберегательные кассы (предшественники современного Сбербанка).

Первый этап реформы заключался в формировании разменного фонда в серебряной монете. Для этой цели организовали депозитную кассу и с 1 января 1840 года выпустили депозитные билеты номиналами от 3 до 25 рублей, которые через год пополнились 1, 50 и 100 рублями. Вклады принимались серебряной и золотой монетой и совершенно свободно выдавались вкладчикам без ограничения суммы. Желающих вложить деньги оказалось такое количество, что в кассах обмена собирались очереди. За первый год удалось собрать 24 миллиона рублей монетами.

Депозитные билеты были полностью идентичны первым ассигнациям, но подкреплялись устойчивыми запасами монеты в казне. Основой денежного обращения уже 20 лет был серебряный рубль, а чтобы задействовать и медь, выпускаются медные монеты крупного размера с обозначением в «копейках серебром». Этим способом правительству удалось полностью приравнять все три типа монет – золотую, серебряную и медную, но расчёты по-прежнему велись в серебре.


(из экспозиции музея Гознака)


Лето 1841 года принесло стране мало урожая, необходимо было начинать закупки за рубежом, поэтому неприкосновенный разменный фонд начал понемногу таять. В конце года организуется Заёмный банк, выдававший кредитные билеты номиналом 50 рублей, частично обеспеченные серебром. Билеты выдавались в основном под залог недвижимости, но существовал и прямой размен на серебро.

С 1 июня 1843 года проводится последний этап реформы: обмениваются все существующие бумажные деньги на новые кредитные билеты образца 1843 года номиналами 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Обмен производился 1:1 для депозитных билетов и билетов Заёмного банка, а для ассигнаций по курсу 3 рубля 50 копеек за новый рубль. Кредитные билеты имели обязательное обеспечение серебряной и золотой монетой не менее чем на 1/3. С 1860 года эмиссию банковских билетов взял на себя созданный Государственный банк, пришедший на смену Коммерческому банку.

Простой размен без всяких ограничений способствовал повышению доверия населения к кредитным билетам, они свободно обращались и охотно принимались во все платежи. Разменного фонда хватало с запасом, а излишки поступали на государственные нужды. Из-за экономического кризиса в других европейских странах, многие иностранцы приезжали в Россию, чтобы обменять свои сбережения на твёрдые кредитные билеты.

По своему художественному оформлению кредитные билеты были похожи на ассигнации последних выпусков: фигурная рамка с указанием номинала, внутри которой информация об обязательном размере на золотую или серебряную монету, и подписи должностных лиц. На обороте на фоне государственного герба приводились выдержки из Высочайшего Манифеста о кредитных билетах.

Кредитные билеты во второй половине XIX века

В течение 10 лет кредитные билеты оставались твёрдой формой денег, а из-за удобного использования были весьма востребованы у населения. Но, как и любые бумажные деньги, их рано или поздно ждало обесценивание. Причиной стала неконтролируемая эмиссия для покрытия государственных расходов в ходе Крымской войны. К 1858 году бумажный рубль уже стоил 80 копеек. Это ещё больше провоцировало очереди в разменных кассах, а следовательно снижало доверие к кредитным билетам.


(из экспозиции музея Гознака)


Если ранее серебро и золото накапливалось у населения, и для нормализации денежного обращения оставалось только найти способ его извлечения (например, с помощью займов). То теперь драгоценные металлы уходили заграницу, население скупало более устойчивые английские фунты. Частично устранить дефицит серебряной монеты удалось за счёт понижения веса, а затем и пробы 5, 10, 15 и 20 копеек из серебра. Монеты стали мельче и содержали всего менее половины драгоценного металла. Ограничили и выдачу монеты в одни руки – не более трёх рублей, остальное должно было выдаваться кредитными билетами.

Наметившиеся в 1860-х улучшения финансовой системы позволили поднять курс бумажного рубля, но очередная Русско-турецкая война снова заставила прибегнуть к массовой печати кредитных билетов, что быстро снизило их стоимость в среднем до 66 копеек.

В 1881 году, с приходом к власти Александра III, в обращение поступают напечатанные ранее кредитные билеты номиналом 25 рублей по образцу односторонних английских фунтов. Доверие населения к фунтам должно было перейти и на эти билеты, но эксперимент не показал значимых результатов. Пытаясь бороться с огромной бумажной денежной массой, скопившейся у населения, император подписывает указ о прекращении выпуска кредитных билетов, которых уже было на сумму более миллиарда рублей. Указ предполагал ежегодное сокращение бумажных денег на 50 миллионов, но за 10 лет удалось изъять билетов примерно только на 150 миллионов рублей.

Внешний вид банкнот не оставался неизменным. В 1866 году появляются банкноты нового образца тех же номиналов, но на крупных впервые в истории появляются портреты русских правителей. На 5 рублях – Дмитрий Донской, на 10 – Михаил Фёдорович, на 25 – Алексей Михайлович, на 50 – Пётр I, а на 100 рублях – Екатерина II. Почему именно их выбрал художник, и по какому принципу портреты отбирались для каждого номинала, неизвестно. Уже в конце 1880-х выходят новые билеты номиналами от 1 до 25 рублей, уже без портретов, а 50 рублей больше не печатаются. Дольше всего продержались 100 рублей, выпускавшиеся в неизменном виде по 1896 год, они имели радужный фон, являвшийся тогда вершиной полиграфического искусства. Портрет Екатерины II на 100-рублёвой купюре переживёт и последующую реформу (с изменением дизайна банкноты), продержится до Революции, её так и будут называть - «катенька».


Билеты одного дизайна могли выпускаться при разных правителях, при этом менялся только вензель императора. Например, 100 рублей были с вензелем Александра II, Александра III и Николая II. До 1898 года на деньгах ставилась дата выпуска, после чего стали обозначать дату образца. В 1890-х в последний раз обновляются дореформенные билеты номиналом 5, 10 и 25 рублей, они получают сложное высокохудожественное оформление в духе имперского времени.

Реформа С.Ю. Витте. Золотой стандарт

В начале правления Николая II министром финансов был грамотный политик и экономист Сергей Юльевич Витте. Ещё в 1895 году он предложил перевести денежную систему России на золотой стандарт, то есть каждый рубль имел бы выражение в определённом количестве золота, а серебряная и медная монеты становились бы разменными. Из-за чёткой привязки к золоту обесценивание денег теоретически становилось невозможным.

Необходимо было мягко, без лишних потрясений приравнять новый рубль к 1,5 старым (по устоявшемуся курсу). А потрясений в то время хватало: рост недоверия к власти, забастовки и революционные движения, терроризм.

Самая крупная золотая монета номиналом 10 рублей тогда неофициально называлась империалом. Разрабатывались новые монеты того же веса, выраженные не только в рублях, но и в империалах: «ИМПЕРИАЛ. 10 РУБЛЕЙ ЗОЛОТОМЪ», также был полуимпериал. Параллельно предпринимались попытки назвать самую крупную монету «русом» или «русью». Всё это не пошло дальше пробных экземпляров. Вместо новых денег решили просто обменять старые 10 рублей на новые 15, с этой целью в 1897 году массовым тиражом выпущены монеты номиналом 15 и 7,5 рублей по весу 10 и 5 старых рублей соответственно. А новые 10 рублей снизили массу в полтора раза, их и приравняли к 10 новым «золотым» бумажным рублям.


Но чтобы ввести кредитные билеты нового типа, необходим был значительный обменный фонд в золотой монете. До этого времени золоту уделялось мало внимания, оно не пользовалось большим спросом. Для создания резервного фонда, ещё за 20 лет до реформы начинают издаваться указы о предпочтительном приёме золотой монеты в государственные платежи и в качестве пошлин, а также иностранной валюты в золотом выражении. Дополнительно вводятся вклады, принимаемые в золоте в обмен на депозитные квитанции.

С 1895 года многие государственные сборы начинают выражаться в золоте и рассчитываются ежедневно по курсу приёма металла. Серебряный рубль стал приравниваться к 17,424 долям чистого золота, то есть к 0,774 граммам. Это составляло как раз 2/3 веса золотого рубля старого образца. Бумажные деньги старого типа принимаются по курсу 15:10. То есть население постепенно осваивало расчёты в золотых слитках, бумажной формой которых и должны были стать кредитные билеты.

Новые кредитные билеты выпускаются в обращение в 1898 году. Номиналы 1, 3, 5, 10 и 25 рублей остались прежнего дизайна, но вместо указания об обязательном размене на серебряную монету, на них появилась надпись о размене каждого рубля на 17,424 доли чистого золота, или 1/15 империала. Название «империал» переходит на 15-рублёвую монету. Появляются совершенно новые банкноты в 50, 100 и 500 рублей с портретами: Николая I, Екатерины II и Петра I соответственно. Старые золотые монеты не изымались и приравнивались к 1,5 новым. Серебряные и медные монеты внешнего вида и веса не поменяли, но стали второстепенным средством платежа. Выпуск кредитных билетов ограничивался как минимум 50% обеспечением золотой монетой, а выпуск свыше 600 миллионов должен был полностью обеспечиваться золотом.


Среди влиятельных кругов было много противников реформы, которые считали, что Россия не готова к переходу на золотой стандарт, в отличие от более развитых стран. Благополучное существование денежной системы такого типа было возможно только при наличии большого золотого запаса, а он в случае малейших потрясений будет уходить заграницу. Так и произошло, крепкий рубль продержался только 16 лет.

Денежное обращение в начале XX века

В новый век Россия вступила с устойчивыми бумажными деньгами, обеспеченными большим золотым запасом. Даже Русско-японская война оказала лишь незначительное влияние на эмиссию. Вместо выпуска всех кредитных билетов, правительство сосредоточилось на печати билетов низкого номинала. Тогда же появляются и 3 рубля нового образца, печатавшиеся и в первые месяцы советского времени.


При Николае II многие преобразования были направлены на расцвет самодержавия, вопреки росту числа революционных движений. Изменения не обошли стороной и деньги. В 1909-1912 годах выходят купюры нового образца от 5 до 500 рублей, выполненные с излишествами художественного оформления в духе барокко. На них в богато украшенных фигурных рамках были портреты русских императоров, имелись изображения сложных архитектурных элементов, многоцветный фон, микротекст. Особого внимания заслуживает 500 рублей образца 1912 года с портретом Петра I и женской фигурой в полный рост, символизирующей Россию. Без изменений оставили только 50 рублей, рубль и 3 рубля.


Денежное обращение достигло небывалых высот, и казалось, ему уже ничего не грозит. Для подтверждения этого стоит привести несколько цифр. В начале 1914 года в обращении было около 2,5 миллиардов рублей денежными знаками и монетами всех типов. Из них 1664 млн. рублей кредитными билетами, 494,2 млн. золотой монетой, 226 млн. серебряной и 18 млн. медной монетой. При этом золотой запас Государственного банка перекрывал кредитные билеты на 31 млн. рублей. То есть по манифесту 1898 года допускался выпуск ещё более 300 млн. рублей бумажными деньгами без увеличения разменного фонда.


После вступления России в 1914 году в Первую Мировую войну началась неконтролируемая эмиссия. Всего за три года количество кредитных билетов выросло до 10 миллиардов рублей, а курс бумажного рубля снова стал колеблющемся. В начале 1917 года за него давали всего 25 копеек, а в Европе он котировался по курсу 0,56 к золотой монете. Серебро и золото стало оседать у населения, выпуск монеты прекратился.


В 1915 году в обращении вместо серебряных монет появляются деньги-марки номиналами 10, 15 и 20 копеек, выполненные по образцу почтовых марок к 300-летию Романовых. Они выпускались в листах по 100 штук с перфорацией для отрыва. На лицевой стороне были портреты императоров, на оборотной изображался герб и номинал числом и прописью. В то же время медная монета постепенно замещается купюрами-карточками номиналом 1, 2, 3 и 5 копеек, также появляется купюра 50 копеек. 10, 15 и 20 копеек этого типа в обращение не вышли и сейчас считаются редкими. В следующем году выходят деньги-марки номиналом 1, 2 и 3 копейки. Полностью чеканка медных монет останавливается в 1917 году, а серебряных в 1916. Золотая не выпускается с 1911 года.

Деньги Временного правительства

После Февральской революции к власти приходят представители бывшей Государственной думы и другие политические деятели, сформировавшие Временное правительство. Чтобы начать реформы, которых ждали противники царской власти, пришлось увеличить выпуск бумажных денег. За 8 месяцев было напечатано 9,5 миллиардов рублей кредитными билетами.

Купюры уже на протяжении многих лет выпускались без изменений, отличия были только в подписях управляющего и кассира, а также в сериях номера. Сопоставив все эти параметры, коллекционеры могут определить точный год печати, поскольку на всех стоит только дата образца. Например, рубль с датой «1898» был с подписью управляющего Плеске, который находился у руля Государственного банка до 1903 года, затем его место занял Тимашев, а в 1910 году Коншин. Среди рублей с подписью «И. Шипов» выделяют четыре основных типа: 1914-1916 года, 6 цифр в номере; 1916 года, 3 цифры в номере; выпуск временного правительства и выпуск советского правительства. Были и местные выпуски Архангельской губернии с перфорацией «ГБСО», они существуют с разными номерами и подписями. Начинающий коллекционер берёт в руки купюру с датой «1898» и даже не подозревает, что она выпущена уже при советской власти, хотя таких банкнот большинство.


Кроме купюр царского образца, летом 1917 года начался выпуск совершенно новых банкнот номиналом 1000 рублей с гербом Временного правительства: двуглавый орёл без корон (похож на современную эмблему Центробанка). На лицевой стороне этих денег имелось изображение здания Государственной думы, за что их прозвали «думками» или «думскими деньгами». Осенью по указу председателя правительства Керенского выходят мелкие карточки номиналом 20 и 40 рублей в неразрезанных листах по 40 штук, они сразу же получили прозвище «керенки». Также в сентябре начался выпуск банкноты номиналом 250 рублей. Некоторые с ужасом обнаруживают на банкнотах Временного правительства свастику, не заметную при беглом осмотре. На самом деле этот символ тогда ещё не был взят фашистами и означал мирное существование, а появился он задолго до этого в Индии.

При Временном правительстве вместо разменной монеты продолжали выпускаться деньги-марки номиналами 1, 2 и 3 копейки. Они отличались наличием чёрной надпечатки в виде цифры номинала на лицевой стороне. При советской власти в первое время эти номиналы также печатались, но на оборотной стороне вместо герба был повторен номинал чёрной краской.

1. Гусаков А.Д. "Денежное обращение дореволюционной России". – М., 1954.

2. Гусаков А.Д. "Очерки по денежному обращению России". – М.: Госфиниздат, 1946.

3. Щёлоков А.А. "Бумажные деньги. Исторические факты, легенды, открытия".

Фотографии предоставлены пользователями сайта: Шурик92, Летта, Кузбасс, Admin, MushrO_Om

Сегодня сайт вспоминает и показывает эволюцию денежных знаков России, начиная с эпохи Екатерины II и заканчивая ограниченной серией купюр новой России в честь Олимпийских игр в Сочи 2014.

Первые бумажные деньги Российской Империи

Первыми бумажными деньгами в Российской Империи стали купюры достоинства 25, 50, 75 и 100 рублей, выпущенные в 1769 году.

Они были напечатаны на белой бумаге с водяными знаками. Тогда это было пиком технологий.


Новые российские деньги назывались ассигнациями и печатались в двух учреждённых императрицей Екатериной II банках в Москве и в Санкт-Петербурге.


Официальная цель замены медных денег на бумажные — необходимость снижения себестоимости выпуска денег, хотя говорят, что на самом деле таким образом мудрая императрица провела сбор средств для организации русско-турецкой войны.

Государственные кредитные билеты 1843−1865 гг.

Внедрение новой техники в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг позволило улучшить внешний вид билетов и усилить их защиту.


Все выполнено в традиционных цветах: 1 руб. — желтый, 3 руб. — зеленые, 5 руб. — синие, 10 руб. — красные, 25 руб. — фиолетовые, 50 руб. — серые и 100 руб. — коричневые. Лицевая пропись с номером и гербом России выполнена черной краской.


На оборотной стороне текст выполнен черной краской, а на билетах достоинством 100 руб. подложечная сетка цветная — радужная печать (ирис). Это сделано впервые. Впоследствии ирис применяли на сетках очень часто.

«Петенька»

Самой крупной по размеру купюрой Российской империи является купюра достоинством 500 рублей, выпускавшаяся с 1898 по 1912 год.


500-рублёвая денежная купюра

Размер купюры — 27,5 см на 12,6 см. В 1910 году один «петенька» — это две годовые зарплаты среднестатистического российского рабочего.

Керенки

Денежные купюры, которые в 1917 году в России выпускало Временное правительство, и в период с 1917 до 1919 года Госбанк РСФСР на одних и тех же клише до появления советских денежных знаков, назывались «керенки», по имени последнего председателя Временного правительства А. Ф. Керенского.


Как денежные знаки они ценились очень низко, и народ отдавал предпочтение царским деньгам или же денежным знакам правительства, которое в это время захватило власть на конкретной территории.



Мелкие керенки (20 и 40 рублей) поставлялись на больших неразрезанных листах без перфорации, и во время выдачи зарплаты их просто отрезали от листа. Лист в 50 керенок общим номиналом 1000 рублей в народе называли «штука». Печатали их разными красками, на неподходящей бумаге, а иногда и на обороте этикеток товаров и продуктов.


Купюра 250 рублей 1917 года выпуска


Лимбард


Купюра один миллиард рублей

В начале 1920-х годов в период гиперинфляции в Закавказской Советской Социалистической республике (а это Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР) выпустили денежный знак номиналом 1 миллиард рублей (разговорное — лимард, лимонард).


Купюра один миллиард рублей

На лицевой стороне купюры изображался номинал цифрами и прописью и содержались предупредительные надписи, а на обратной стороне художники изобразили женщину-рабочую, герб ЗСФСР и растительные орнаменты.

Бумажные червонцы

Самой крупной по покупательной способности после 1917 года стала купюра в 25 советских червонцев.


Она была обеспечена 193,56 граммами чистого золота. Стоит отметить, что одновременно с выпущенным осенью 1922 года бумажным червонцем Советы начали выпускать золотые червонцы в виде монет 900-ой пробы.



По размеру советский червонец полностью соответствовал дореволюционной монете в 10 рублей.

Расчётные чеки Натурсоюза


В 1921 году, во время безудержной гиперинфляции советских рублей и голода, Киевским Натурсоюзом были выпущены расчётные чеки достоинством 1 пуд хлеба. Натурчеки были выпущены номиналом 1, 2, 5, 10, 20 натуррублей или пудов.



Сообщалось, что «наименьшая купюра натурчека Союза равна 1 натуркопейке, составляющей 1/100 пуда ржаной муки, 10 натуркопеек составляют 1 пай, а 100 натуркопеек — 1 натуральный рубль (пуд ржаной муки)»

Денежная реформа 1947 года


Билет достоинством в 1 руб. отпечатан с лицевой стороны типографским способом в две краски, а с оборотной стороны орловским способом в пять красок, включая ирис.


Билеты банка СССР 1961 года

Билеты достоинством в 10 и 25 руб. отпечатаны с лицевой стороны металлографским способом по двухкрасочной типографской сетке, а с оборотной стороны — типографская печать по орловской пятикрасочной подложечной сетке. На всех банковских билетах два шестизначных номера. Бумага с общим водяным знаком.


Билеты достоинством в 100 руб. аналогичны билетам в 50 руб., но орловская сетка на лицевой стороне. С лицевой и оборотной сторон металлографская печать.

Чеки Внешторгбанка СССР

В СССР существовала сеть магазинов «Берёзка», где принимали чеки серии «Д».



Такие чеки представляли собой денежное обязательство Госбанка (Внешторгбанка) СССР о выплате указанной в чеке суммы и предназначались для расчётов определенных категорий граждан за товары и услуги. Все чеки печатались на ГОЗНАКе.

Талоны на дефицитные товары. СССР

В начале 1990-х страну Советов поразил массовый дефицит, и для приобретения товаров только денег стало недостаточно.


Советская бюрократия вспомнила проверенный способ распределения дефицитных продуктов по карточкам, но при этом употребила деликатное слово «талоны».

Билеты Государственного банка СССР образца 1991−92 гг.




Когда начался распад СССР (1991−1995 гг), рубль стали постепенно выводить из обращения. Последняя страна, которая 10 мая 1995 года отказалась от валюты — стал Таджикистан.

Билет Банка России образцы 1995 года




Билеты Банка России образца 1995 года

Дизайнером, который разрабатывал дизайн для большинства советских купюр — был гравер и художник Иван Иванович Дубасов.

Билеты Банка России образца 1997 года



100 рублей образца 1997 года



500 рублей образца 1997 года

Вертикальная банкнота


100-рублёвая банкнота, выпущенная к Олимпиаде-2014

К Олимпиаде-2014 Банком России выпущена памятная банкнота номиналом 100 рублей. Общий тираж банкноты — 20 млн экземпляров. Это первая российская вертикально ориентированная банкнота.

29 декабря 1768 года Екатерина II подписала манифест о введении в России ассигнаций – так в России появились первые бумажные деньги. В Санкт-Петербурге и Москве были учреждены отделения Ассигнационного банка, получившего эксклюзивное право эмиссии ассигнаций. В манифесте говорилось, что ассигнации имеют хождение наравне с монетой и подлежат немедленному обмену на монеты по первому требованию в любых количествах.
Появление ассигнационных рублей было вызвано большими расходами правительства на военные нужды, приведшими к нехватке серебра в казне (поскольку все расчёты, особенно с зарубежными поставщиками, велись исключительно в серебряных и золотых монетах). Нехватка серебра и огромные массы медных денег во внутрироссийском торговом обороте приводили к тому, что крупные платежи было крайне сложно осуществлять. Так уездные казначейства были вынуждены при сборах подушных податей снаряжать целые экспедиции, поскольку для перевозки в среднем каждых 500 рублей налога требовалась отдельная подвода. Всё это вызвало необходимость введения своего рода векселей для крупных расчётов.

С 1 января 1769 года стали выпускаться ассигнации четырех достоинств: 25, 50, 75 и 100 рублей. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками. Деньги этого выпуска имели примитивный внешний вид, что упрощало фальсификацию. Размер ассигнаций составлял 190 х 250 мм. На фото: 25 рублей 1769 года.


Второй тип ассигнаций стал выпускаться в 1786 году. Для печати стала использоваться цветная бумага, изготовленная на специальной мануфактуре в Царском Селе. В обиходе бумажные деньги часто именовались по расцветке. На фото: ассигнация номиналом 5 рублей или «синенькая» 1794 года. 173 х 134 мм.


В 1802-1803 годах были заготовлены новые ассигнации номиналом 5, 10, 25 и 100 рублей, но они так и не вышли в обращение. Банкноты этого типа известны только в образцах. Номер 515001 одинаков на всех ассигнациях выпуска. Размеры денежных знаков каждого номинала неодинаковы.


1 января 1820 года начался обмен старых 5 и 10-рублёвых ассигнаций на новые. Цвет бумаги остался прежним, но рисунок претерпел значительные изменения. Ассигнации этого типа выпускались и находились в обращении до 1843 года. На фото: 5 рублей 1821. 180 х 132 мм.


В 1840 году в результате денежной реформы министра финансов Канкрина ассигнационный рубль был упразднён. Привязанные ранее к ассигнационному рублю медные монеты вновь получили жёсткий курс обмена с серебром, а сам серебряный рубль в виде монеты был дополнен депозитными, а с 1843 года кредитными билетами. На фото: 10 рублей 1840. 145 х 100 мм.


50 рублей 1841 г.

10 рублей 1854 г. 115 х 160 мм


В 1869 году в обращение вводятся кредитные билеты нового типа (образца 1866 года). Номиналы 5, 10, 25, 50 и 100 рублей содержали портреты русских правителей, положившие начало традиции изображения на деньгах государственных деятелей. На фото: купюра 100 рублей 1872. 180 х 102 мм.


10 рублей, государственный кредитный билет 1882 года.


10 рублей 1894 г. 104 х 174 мм.


В 1895-1898 годах под руководством Сергея Витте была проведена денежная реформа, в ходе которой основой обращения стал золотой рубль, включавший 17,424 долей чистого золота (около 0,77 грамм). Золотые монеты имели свободное хождение наравне с бумажными кредитными билетами. На фото: государственный кредитный билет 1 рубль 1898 года. 142 х 83 мм.


100 рублей выпуска 1898 года. Традиционный цвет купюры - жёлто-бежевый, пастельных оттенков. Из-за изображённой Екатерины II купюру прозвали в народе «катенька». 260 х 122 мм.


Банкнота достоинством 50 рублей образца 1899 года. На лицевой стороне изображён Николай Первый. 188 х 118 мм.


Банкнота "петенька" достоинством 500 рублей образца 1912 года. Лицевая сторона с изображением императора Петра Первого. Впервые за всю историю России купюра такого большого номинала была разработана в 1897 году, в 1898 выпущена в обращение. Размер купюры больше А4, 275 х 128 мм.





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.