Политика «дешевых денег» и политика «дорогих денег. Политика дорогих и дешевых денег Политика дорогих денег подразумевает

Введение ……………………………………………………………………… 3-4

1.1. Что понимается под деньгами …………………………………………4-

1.2. Основные функции денег ………………………………………………

1.3. Политика «дорогих» и «дешевых» денег

2.1. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

Денежная политика занимает важное место в жизни общества, нацеленная лишь на обеспечение экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. По сути можно сказать, что денежная политика выглядит "плаванием против ветра". Её основное назначение состоит в стимулировании деловой активности в условиях деловой активности и угнетении её при перегреве экономической конъюнктуры. Денежная политика призвана обеспечивать экономический рост в экономике.

Денежная политика, по сути, изменяя денежное предложение в стране, воздействует на совокупный спрос в стране. Следовательно, важно проследить механизм воздействия денежной политики на выпуск продукта в стране.

Однако для стран с переходной экономикой (к каким принадлежит наша страна) регулирование экономики посредством денежной политикой приобретает особый смысл. Такая политика формирует необходимые условия и предпосылки для реализации стратегической цели всякой переходной экономики – воспроизводственной структуры, адекватно формируемой общественной модели.

Основной темой настоящей работы являются товарно-денежные отношения, которые включают рассмотрение вопросов «Политика дорогих и дешевых денег, механизм ее воздействия на экономику».

Деньги представляют собой неотъемлемый элемент нашей повседневной жизни. Деньги являются важнейшим атрибутом экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежной системы, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для понимания особенностей функционирования всей финансовой системы.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека, все устремления людей в экономической сфере направлены на получение как можно большего их количества, при этом мы получаем от их использования удовлетворение, обменивая на другие блага, отдавая их.

В ходе изучения проблемы были поставлены следующие задачи:

1. Изучить, что понимается под деньгами.

2. Рассмотреть механизм воздействия денежной политики на экономику страны.

Глава 1.

1.1.Что понимается под деньгами.

Деньги - это искусственно выдуманный человечеством эквивалент оплаты труда, единица для измерения товаро-денежного оборота. Деньги появились как замена бартерного обмена натуральными продуктами. В разных странах деньги имеют разное наименование и разные котировки. Выпускаются деньги, как правило, в бумажном или металлическом виде.

Вся история развития экономики есть одновременно история развития товарного производства и товарного потребления, где связи производители и потребители между собой осуществляют через обмен одного товара на другой. Посредником в таком обмене и выступают деньги.

Деньги являются неотъемлемым составным элементом товарного производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история являются составной частью эволюции и истории товарного производства, или рыночной экономики.

Деньги существуют и действуют там, где хозяйственная жизнь осуществляется посредством движения товаров.

В современной экономике деньги являются регулятором хозяйственной деятельности, увеличивая или уменьшая их количество в обращении, государство тем самым решает поставленные задачи. Без денег немыслима жизнь современного человека.

1.2.Основные функции денег

В современной экономике деньги выполняют пять функций:

1. Мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров);

2. Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением);

3. Средство накопления;

4. Средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу - кредитование и оплата труда);

Деньги как мера стоимости. Эта функция денег играет важнейшую роль в организации и деятельности всего общественного хозяйства, так как именно благодаря единой мере измерения мы получаем возможность количественно сравнивать относительные стоимости различных товаров и услуг. Всем известно, чтобы измерить расстояние, вес или объем нужно выбрать соответствующую единицу или масштаб – метр, килограмм или литр. Точно таким же образом поступают в экономике: правительства разных стран устанавливают свою денежную единицу или масштаб цен. С помощью выбранной единицы измеряется относительная стоимость всех продаваемых товаров и услуг. Такая общая единица значительно облегчает количественное сравнение товаров и установление эквивалентных соотношений между ними.

Деньги как средство обращения . Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических или физических лиц к другим.

Чтобы яснее представить преимущество денежного обращения перед обменом одного товара на другой (то, что называется бартером), достаточно отметить, что для бартера надо найти покупателя для своего товара, и чтобы этот покупатель имел товар, в котором вы нуждаетесь. Например, если вы имеете зерно и хотите купить овощи, то вы должны найти овощевода, нуждающегося в зерне. Следовательно, акт продажи и покупки здесь не отделены по времени. Они происходят одновременно, а с этим неизбежно связаны неудобства, не говоря уже об определенных издержках обращения, связанных с потерей времени и средств.

Денежное обращение ликвидирует недостатки бартерного обмена:

1) Акт продажи и покупки за деньги может быть отдален друг то друга. Вы можете продать свой товар, получить за него деньги, а затем купить за них нужный вам товар в удобное вам время и в удобном: месте.

2) Деньги дают возможность осуществить несравненно больший выбор товаров и партнеров по торговым сделкам.

3) Самое главное их достоинство - то, что они выступают в качестве всеобщего эквивалента стоимости, и именно поэтому обладают всеобщей покупательной способностью, а следовательно, служат универсальным средством обмена.

Деньги как средство накопления . Деньги служат средством накопления потому, что после продажи товаров и услуг они дают их владельцу возможность приобретать товары в будущем. Другими словами, деньги обеспечивают их владельцу будущую покупательную способность. Средством накопления могут служить и другие вещи, например, драгоценности, недвижимость, произведения искусства, не говоря уже об акциях и облигациях. В экономической литературе существует общий термин для их обозначения - активы: они обладают определенной ликвидностью, т.е. возможностью выступать в качестве средства платежа.

В отличие от других активов, деньги обладают наивысшей ликвидностью, поскольку выполняют функцию меры стоимости и тем самым сохраняют свою номинальную стоимость. Другие активы обладают меньшей ликвидностью. Так, чтобы использовать недвижимость в качестве средства платежа, необходимо прежде всего найти покупателя, понести определенные издержки по продаже, да к тому же цены на недвижимость могут меняться в зависимости от места, времени года, а также с течением времени. Ближе всего к деньгам по ликвидности государственные ценные бумаги. Они легко могут быть проданы на финансовом рынке, а стоимость их колеблется весьма незначительно. Меньшей ликвидностью обладают акции и облигации, выпущенные предприятиями, фирмами и корпорациями.

Мировые деньги . Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательское средство и всеобщая материализация общественного богатства.

В период действия золотого стандарта в мире преобладала практика окончательного сальдирования платежного баланса с помощью золота, хотя в международном обороте применялись в основном кредитные орудия обращения.

В ХХ веке интенсификация мировых связей расширила внедрение в международный оборот кредитных орудий обращения (векселя, чек и т.д.). Однако особенность применения кредитных орудий обращения в международном обороте заключается в том, что они не выполняют роль окончательного платежного средства, такого, как золото.

Поэтому с целью уменьшения колебания валютных курсов и упорядочения функционирования в роли мировых денег ведущих мировых валют (доллар, фунт стерлингов) были использованы международные соглашения и валютные блоки. Примерами являются - специальные права заимствования (СДР) международного валютного фонда, ЭКЮ - денежная единица стран членов Европейской Валютной системы.

Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг. Они находятся в тесной взаимосвязи и единстве. Логически исторически каждая последующая функция предполагает известное развитие предыдущих.

Благодаря выполнению вышеназванных функций деньги играют ключевую роль в развитии производства. Общественная роль денег в экономической системе состоит в том, что они являются связующим звеном между независимыми товаропроизводителями.

1.3. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.

В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям. Очевидно, что с учетом сложившейся структуры российской экономики, структурных проблем, а также ухудшения глобальной конъюнктуры использование чисто рыночных механизмов неизбежно сопровождается издержками, потерями и новыми угрозами. Выбор одного из направлений процентной политики осложняется сопоставлениями «pro» и «contra» в его проведении - фактически происходит выбор одного из имеющихся «плохих» решений. Улучшение вариантов решения возможно лишь административным регулированием (коль скоро речь идет о распределении государственных сбережений) и активной работой государства на микроуровне с представителями бизнеса.

Необходим, таким образом, поиск некоего комбинированного варианта: либо жесткой денежной политики совместно с выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием; либо масштабной поддержки реального сектора, сопровождаемой усилением валютного регулирования и контроля за использованием государственных средств.

Политика дорогих денег имеет своей целью сокращение денежного предложения. Обычно она проводится в период усиления инфляции. Кредит делается дорогим и труднодоступным.

Сокращению денежного предложения способствует продажа центральным банком ценных бумаг на открытом рынке, увеличение первичных требований и учетной ставки.

Политика дешевых денег проводится, когда в экономике имеет место недоиспользование производственных мощностей, безработица. Проведение политики дешевых денег наиболее характерно для периодов спада. Кредит в этом случае становится дешевым, легкодоступным. Увеличению денежного предложения способствует покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, понижение резервной нормы, уменьшение учетной ставки. Увеличение денежного предложения вызывает рост инвестиций и повышение деловой активности, но может усилить инфляционные процессы.

Политика центрального банка оказывает самое непосредственное влияние на состояние финансов в стране. Особенно велика роль центрального банка в предотвращении кризисов в деятельности коммерческих банков.

Уравнение количественной теории денег гласит

М*V= Р*Y (1) ,

Где М - количество денег,

V - скорость обращения денег,

Р - уровень цен,

Y - физический объем ВНП (количество товаров и услуг).

Денежное обращение - это циркуляция денег в качестве средства обращения и платежа, а также движение денежных средств как составная часть товарно-денежных, финансово-кредитных, валютных, расчетных операций.

Денежно-кредитная политика имеет ряд особенностей, и ее осуществление в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей, к числу которых в первую очередь можно отнести:

1. Циклическая асимметрия, то есть если проводить политику «дорогих денег», то будет достигнута такая точка, в которой банки вынуждены будут ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В то время как «политика дешевых денег» может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она не в состоянии гарантировать, что последние действительно выдадут ссуды и предложения денег увеличиться. Население тоже может сорвать намерения Центрального банка, покупая у населения облигации, могут использоваться населением уже имеющихся ссуды.

Ограничивая объем и повышая процентные ставки по предоставляемым кредитам, т.е. осуществляя политику "дорогих денег", центральный банк вынуждает коммерческие банки ограничивать объем их операций, в результате которых создаются новые платежные средства. И наоборот, проводя либеральную политику "дешевых денег", он позволяет банкам расширять кредитование и тем самым ускорять эмиссию платежных средств

Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной политики лишь во время глубокой депрессии. В нормальные периоды повышение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и тем самым к увеличению денежного предложения.

2. Изменение скорости обращения денег. Так, с точки зрения денежного обращения общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения в последнем, вызванные кредитно-денежной политикой. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонно к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения вероятно упадет.

3. Влияние инвестиций, то есть действие кредитно-денежной политики, может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика сужения кредитоспособности банков, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на инвестиционные расходы, если одновременно спрос на инвестиции, вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал растет. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, и тем самым свести на нет всю политику дешевых денег.

Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая центральным банком, как орудие государственного регулирования экономики имеет свои слабые и сильные стороны. К числу последних, например, относят и дилемму целей кредитной политики, возникающую вследствие невозможности для руководящих учреждений стабилизировать одновременно и денежное предложение, и процентную ставку. Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное применение указанных рычагов для улучшения экономической ситуации в стране реально лишь при точном планировании и прогнозировании влияния кредитной политики главного банка страны на внутригосударственную деловую активность.

Управление процентными ставками является сравнительно новым инструментом денежной политики. В новейшей истории российские денежные власти проводили активную процентную политику лишь в 2002–2003 годах, стремительно расширяя рынок государственных заимствований. Тогда, несмотря на возросшие в современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям.

Сбережения населения и снижавшуюся инфляцию, все закончилось системным финансовым кризисом. В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям.

В нынешнем столетии денежные власти фактически устранились от проведения процентной политики, в максимально либеральном стиле сконцентрировавшись на борьбе с избыточной ликвидностью. Низкие процентные ставки и значительный объем доступных финансовых ресурсов обеспечивались поступлением нефтяных доходов и привлечением внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате росли производство, доходы и потребление населения, но импорт и внешний долг увеличивались быстрее, что ухудшило положение России в контексте мирового финансового кризиса. В конечном итоге «тихая гавань» оказалась в большей степени подверженной «глобальному шторму», чем прочие «жертвы» мирового кризиса.

Сегодня, отстаивая, видимо, либеральную экономическую модель, Банк России процентной политикой пытается решить весьма противоречивые задачи. С одной стороны, целям стабилизации курса рубля и снижению инфляции отвечает жесткая денежная политика, предполагающая положительные реальные процентные ставки и ограничительный рост денежного предложения. С другой стороны, поддержка реального сектора национальной экономики требует масштабной финансовой помощи, в том числе привлечения доступных кредитов со сравнительно низкими процентными ставками. В настоящий момент существует значительное число предприятий (представляющих стратегический интерес, системо­образующих, проводящих модернизацию, связанных с импортом в своем производственном цикле и прочие), которые испытывают производственный шок, вызванный падением спроса, удорожанием комплектующих, недоступностью банковского кредита. Результат подобного «шока» не заставил себя ждать - в январе текущего года выпуск обрабатывающей промышленности снизился на четверть.

Девальвация рубля (с августа 2008 года курс рубля снизился к бивалютной корзине на 40%) является уже свершившимся фактом. Несмотря на все обсуждаемые плюсы и минусы снижения курса рубля, оно уже принципиально изменило валюту сбережений населения и предприятий, вызвало рост цен на внутреннем рынке и удерживает девальвационные и инфляционные ожидания на высоком уровне. Все усилия российских денежных властей по приданию рублю функций валюты расчетов, сбережений и инвестиций, предпринимавшиеся на протяжении пяти лет, в итоге оказались перечеркнуты двухмесячной девальвацией. Возможность возврата к прежней ситуации во многом будет определяться процентной политикой Банка России, проведение которой в значительной степени осложняется финансовым кризисом и спадом в Политика «дешевых» денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и контроля за расходованием государственных ресурсов.

В самом общем виде процентная политика разделяется на рестриктивную (предполагающую ограничение предложения денег и повышение стоимости финансовых ресурсов) и экспансионистскую (направленную на расширение денежного предложения и предполагающую низкие процентные ставки). Условно, политика «дешевых» или «дорогих» денег зависит от уровня процентных ставок и инфляции, а также от ожиданий уровня инфляции в будущем. Четкое определение указанных типов денежной политики отсутствует. Полагаем, что для российской экономики, развитие которой в последние двадцать лет характеризовалось высокой инфляцией, условное разделение на «дорогие» и «дешевые» деньги может быть произведено на основе реальных процентных ставок.

Макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее время перед правительством РФ и Центральным банком, следующие:

Преодоление экономического спада;

Удержание инфляции в допустимых рамках (менее 15%);

Стабилизация курса рубля и платежного баланса;

Поддержка уровня жизни населения;

Ограничение безработицы;

Стабилизация состояния банковской системы;

Поддержка минимального уровня кредитования реального сектора.

Перечисленные задачи представляются достаточно противоречивыми с точки зрения выработки денежной и экономической политики в целом. Дополнительными факторами, воздействующими на выбор неких оптимальных пропорций, являются:

А) В денежной политике - произошедшая в последние месяцы смена инструментария. В течение нескольких лет, предшествовавших финансовому кризису, ЦБ РФ практически не проводил рефинансирования банковской системы, а Министерство финансов размещало свои ценные бумаги в ограниченных объемах. Сейчас ситуация принципиально изменилась: Банк России фактически определяет стоимость денег в экономике своими ставками рефинансирования.

Б) В экономической политике - обострение «кадрового кризиса». Любое принятие решений по отбору предприятий и проектов для финансирования, субсидирования, выдачи гарантий и проч. связано как с нехваткой квалифицированных кадров, так и с «человеческим фактором». В рамках этой проблемы ведется поиск универсальных рыночных механизмов, позволяющих осуществлять корректировку экономической политики и поведения субъектов хозяйственной деятельности.

Поэтому чисто рыночные механизмы неизбежно сопровождаются издержками, потерями и новыми угрозами. Вот почему выбор одного из направлений процентной политики - это фактически выбор одного из «плохих» решений.

Политика «дорогих» денег

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика «дорогих» денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами:

Поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту;

Удержания и снижения уровня инфляции. Выбор одного из направлений процентной политики фактически является выбором одного из имеющихся «плохих» решений.

Реализация политики «дорогих» денег включает в себя повышение (или неснижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия реализации данной политики будут различными.

Позитивные последствия:

Стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);

Селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные последствия:

Сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;

Рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;

Снижение устойчивости банковской системы;

Ухудшение ситуации с «плохими» долгами.

Ожидаемые результаты в текущем году:

Стабилизация курса рубля;

Рост сбережений населения;

Снижение темпов роста кредитования;

Сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);

Увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;

Сокращение спроса и снижение объемов производства;

Падение инвестиционной активности;

Рост числа банкротств предприятий и банков.

В целом политика «дорогих» денег позволит в 2009 году сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный сектор экономики в условиях проведения политики «дорогих» денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом, что можно объяснить снижающейся рентабельностью промышленного производства. Новые уровни рентабельности свидетельствуют о падении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики «дорогих» денег, а также об Реальный сектор экономики в условиях проведения политики «дорогих» денег будет испытывать растущий кредитный голод.

Политика «дорогих» денег как рыночный механизм селекции эффективно и стратегически корректно работает в устойчивой экономике, в умеренной степени зависящей от внешних рисков, со стабильными темпами роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность и оживить ее рост в период проведения политики «дорогих» денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

В частности, налицо ухудшение финансовых и динамических показателей машиностроительного комплекса - фактического локомотива роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств. Очевидные проблемы машиностроительного комплекса, важнейшего с точки зрения будущего ландшафта российской промышленности, делают исключительно важным формирование и проведение государством активной политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности - как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Политика «дешевых» денег

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика «дешевых» денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Сегодня выбор политики «дешевых» денег может быть обусловлен задачами:

Стимулирования внутреннего спроса и производства (в том числе и поддержки уровня занятости);

Обеспечения стабильности банковской системы.

Позитивные последствия:

Минимизация спада производства;

Поддержка уровня занятости;

Стабильность (отчасти временная и видимая) банковской системы.

Негативные последствия:

Сохранение угрозы дальнейшей девальвации рубля;

Высокие риски ускорения инфляции;

Консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем году:

Расширение спроса снизит темпы падения производства;

Решение проблемы «плохих» долгов будет перенесено на последующие годы;

Сохранится высокая инфляция;

Продолжится снижение курса рубля;

Произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;

Сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.

Дополнительно отметим, что ключевым вопросом проведения политики «дешевых» денег является их источник. Есть все основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

2. Практическая часть

Анализ расходов бюджета

Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Рассмотрим таблицу №1.

Таблица №1 – Расходы федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Расходы федерального бюджета

Удельный

Удельный

Удельный

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография и средства массовой информации

Здравоохранение и спорт

Социальная политика

Межбюджетные трансформеры

Условно утвержденные расходы

Секретные статьи

Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2010) он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2011 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году. В диаграмме 1 и 2, можно наглядно увидеть, как происходит изменение этого показателя.

Диаграмма 1. Динамика межбюджетных трансфертов в абсолютном выражении

Диаграмма 2. Динамика межбюджетных трансфертов в относительном выражении

Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ.

Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2011 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 7,83 млрд. руб. . К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная экономика занимает третье место в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2009 году сумма составит 1 063,31 млрд. руб., в 2011 он увеличится до 1 371,49 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 28,98%.

К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Данный показатель по прогнозу сейчас находится на 3 месте, то уже в 2011 он займет второе место.

На 4 месте в списке расходов бюджета стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 5 месте национальная оборона.

Оба эти раздела наращивают финансирование. Рассмотрим диаграммы 3, 4 и 5. Мы видим, что такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2009 года по 2011 год прогнозируется увеличение в сумме 94,36 млрд. руб. А прогноз по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб. В процентном соотношении данный показатель падает. Показатель "национальная оборона" сначала значительно падает (на 1,2%), а затем незначительно возрастает (на 0,3%).

Диаграмма 3. Доля расходов Федерального Бюджета на 2009 год

Диаграмма 4. Доля расходов Федерального Бюджета на 2010 год

Диаграмма 5. Доля расходов Федерального Бюджета на 2011 год

Следующим разделом, удельный вес которого снижается в общем объеме расходов, является образование, в 2009 году составит 4,04%. В динамике этот показатель падает, к 2011 году он снизится на 0,67%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реализацией национального проекта "Образование", также увеличением заработной платы учителям. Направляются ассигнования на повышение квалификации и переподготовку работников федеральных бюджетных учреждений, реализация мер социальной защиты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в этих учреждениях, ассигнования позволят обеспечить предоставление среднего профессионального образования студентам, высшего образования, а именно увеличение бюджетных мест.

Здравоохранение и спорт – это один из наиболее важных показателей, т. к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

Прогнозируется, что в 2009 году объем расходов по данному разделу составит 349,87 млрд. руб., в 2010 году произойдет увеличение на 4,55%, а в 2011 году на 5,05%.

Раздел социальная политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает незначительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Этот показатель сначала увеличивается, а потом уменьшается. Спрогнозировано, что в 2009 году поступлений из федерального бюджета будет на сумму 310,26 млрд. руб., к 2011 году эта сумма уменьшится на 2,38 млрд. руб. Финансирование осуществляются за счет субвенций Фонда компенсаций (раздел "Межбюджетные трансферты").

Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,14-1,12% в общем объеме расходов занимают: 1. культура, кинематография и СМИ; 2. жилищно-коммунальное хозяйство; 3. охрана окружающей среды.

Согласно изменениям в бюджетном законодательстве в структуре расходов в 2010 и 2011 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать новые возникающие обязательства. В соответствии со статьей 199 БК РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода.

Последним разделом расходов федерального бюджета является секретные статьи. Если говорить о содержание этого показателя, то это статьи, которые не оглашаются, и нет доступа к этой информации, а также средства, которые не разнесены по статьям, в связи с поправками в федеральном законе "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов".

Заключение

Денежно-кредитная политика играет большую роль в политике государства. Одним из важнейших министерств государства является Министерство Финансов, проводящее кредитно-денежную политику в соответствии с задачами и целями развития государства и общества. Неудивительно, что Министерству Финансов подвластно достаточно много различных структур, например таких, как Центральный банк. Очень много органов (министерства, ведомства, комитеты, отделы) проводят политику государства в разных областях, напрямую или косвенно связанную с экономикой.

В рыночной системе государство – не волшебный источник средств, а лишь механизм, предназначенный для того, чтобы одни граждане (с более высоким доходом) платили через налоги - другим (имеющим меньший доход). В новых условиях главными факторами благополучия личности становятся ее инициатива, стремление к персональной активности, готовность самой выбирать варианты экономических решений.

Вывод - выбирать из двух зол.

В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег будет приводить скорее к негативным результатам. Основными задачами экономической политики являются преодоление финансового кризиса и решение накопившихся структурных проблем, которые осложняются отсутствием эффективных государственных институтов и их сотрудников, способных эффективно управлять в кризисный период (с учетом того факта, что свободными финансовыми ресурсами располагает государство). В целом политика «дорогих» денег позволит в 2009 году сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%.

Политика «дорогих» денег предполагает сохранение финансовой стабильности и селекцию предприятий по критерию эффективности. Однако существует значительная часть предприятий (представляющих стратегический интерес, системообразующих, проводящих модернизацию, связанных с импортом в своем производственном цикле), которым банковский кредит будет недоступен. Поэтому подобная политика должна сопровождаться выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием. Между тем именно выбор направлений поддержки.

Политика «дешевых» денег включает в себя расширение спроса и увеличение производственной активности, однако провоцирует инфляцию и девальвацию. Реализация данной политики предполагает рост всех секторов экономики без селекции их эффективности (как это наблюдалось в 2006–2007 годах), что консервирует накопившиеся за годы интенсивного экономического роста проблемы и диспропорции. Политика «дешевых» денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и контроля за расходованием государственных ресурсов. Важнейшей угрозой при ее реализации является ограниченность государственных резервов. После их исчерпания политика «дешевых» денег будет реализовываться уже за счет денежной эмиссии и внешних заимствований. Дополнительно, в целях избежание инфляционного «перегрева» необходимо развитие рынка государственных ценных бумаг, позволяющих стерилизовывать. Оздоровить структурно разбалансированную промышленность политикой «дорогих» денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ. избыточную ликвидность. Оздоровить структурно разбалансированную промышленность политикой «дорогих» денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

Политика процентных ставок будет ключевой составляющей финансовой политики и пакета антикризисных мер в ближайшие месяцы. Ключевой составляющей финансовой политики - поскольку она определяет стоимость денег, предоставляемых банковской системе и доступных российским предприятиям. И если банковская система в формировании спроса на государственные деньги в значительной степени ориентирована на доходность вложений, маржу (разность между привлеченными и размещенными средствами) и риски, то реальный сектор - в конечном итоге на рентабельность бизнеса, а население - на инфляцию. Различные ориентиры в стоимости денег для институциональных агентов представляют собой важнейшее противоречие процентной политики.

Прогрессирующий кризис (финансовый и в реальном секторе) оставляет крайне малый отрезок времени для выбора и уточнения основных направлений финансовой политики. Реализуемая сейчас либеральная версия политики высоких процентных ставок в ближайшее время столкнется с очевидными последствиями - расширением применения «денежных суррогатов» в расчетах между предприятиями (распространением вексельного обращения, бартера, а также ростом неплатежей). Реальный сектор пока масштабно не откликнулся на данную политику увеличением «плохих» долгов, поскольку все еще действуют ожидания финансовой помощи со стороны государства. Если такой помощи не последует, а процентные ставки останутся на текущем высоком уровне, то рост просроченной задолженности, а также недостаток оборотных средств усилят и без того значительный спад производства, зафиксированный в январе 2009 года.

Список литературы

1. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория» /Под. ред. А.С. Булатова. - /М.: Изд-во «БЕК».

2. Бурда М., Виплош Ч. Макроэкономика. Пер. с англ. /Под ред. В.В. Лукашевича, К.А. Холодилина. - Спб.: Судостроение. 2007.

3. Курс экономической теории /Под ред. А.В. Сидорович. -/М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, «ДИС».

4. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. М.: Республика.

5. Мэнкью Н.Г. Принципы экономике. - /Спб.: Питер Ком. 1999.

6. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика, Пер. с англ. - /М.: Изд-во МГУ.

7. Миклошевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. Учебник. - /М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, изд-во «Дело и Сервис». 2000.

8. Основы экономической теории. Учебник /Под. ред. В.Д. Камаева. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана.

9. Овчинников Г.Г. Микроэкономика. Макроэкономика. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова.

2. Политика дорогих и дешевых денег.

1. Денежно-кредитная политика формируется и осуществляется центральным банком страны. Она представляет собой совокупность мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения в стране.

Главными целями денежно-кредитной политики выступают экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Для осуществления этих целей центральный банк регулирует предложение денег путем воздействия на денежную массу, а также на денежный мультипликатор.

Инструменты, которыми пользуется центральный банк, делятся на инструменты прямого и косвенного регулирования. К первым относят лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента. Постепенное построение рыночной системы ведет к ослаблению прямых инструментов регулирования, а затем и вытеснению их косвенными инструментами регулирования.

К инструментам косвенного регулирования денежно-кредитной политики относят: операции на открытом рынке, изменение нормы резерва, изменение учетной ставки.

Покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком ведет к уменьшению резервов коммерческих банков и, следовательно, к уменьшению предложения денег. Операции на открытом рынке являются наиболее важным инструментом, посредством которого регулируется денежная масса в стране.

В настоящее время существует обязательная норма резервов, устанавливаемая центральным банком. Установленные резервы служат средством, с помощью которого можно воздействовать на объем денежной массы страны.

Установление повышенной нормы обязательных резервов ведет к уменьшению средств для активных операций коммерческих банков и сокращению денежного предложения. И наоборот, снижение нормы обязательных резервов увеличивает денежное предложение. В России требования к норме резервов находятся в пределах от 15% до 20% в зависимости от срока депозита.

При выдаче кредита коммерческие банки устанавливают цену за пользование деньгами -- учетную ставку, которая зависит от учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. При увеличении учетной ставки сокращается возможность предоставления кредита фирмам и населению, что может привести к снижению деловой активности и денежной массы. Повышение учетной ставки является также приемом борьбы с инфляцией. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Манипулирование учетной ставкой со стороны центрального банка является традиционным рычагом воздействия денежно-кредитной политики. Необходимо иметь в виду наличие субъективного фактора, влияющего на принятие решений в вопросах кредитования коммерческими банками. Многое зависит от экономической конъюнктуры, прогнозов.

2. В зависимости от экономической ситуации центральный банк проводит политику дорогих и дешевых денег.

Политика дорогих денег имеет своей целью сокращение денежного предложения. Обычно она проводится в период усиления инфляции. Кредит делается дорогим и труднодоступным.

Сокращению денежного предложения способствует продажа центральным банком ценных бумаг на открытом рынке, увеличение первичных требований и учетной ставки.

Политика дешевых денег проводится, когда в экономике имеет место недоиспользование производственных мощностей, безработица. Проведение политики дешевых денег наиболее характерно для периодов спада. Кредит в этом случае становится дешевым, легкодоступным. Увеличению денежного предложения способствует покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, понижение резервной нормы, уменьшение учетной ставки. Увеличение денежного предложения вызывает рост инвестиций и повышение деловой активности, но может усилить инфляционные процессы.

Политика центрального банка оказывает самое непосредственное влияние на состояние финансов в стране. Особенно велика роль центрального банка в предотвращении кризисов в деятельности коммерческих банков. (Об основных направлениях денежно-кредитной политики и ее особенностях в Российской федерации см. М.К. Бункина. Национальная экономика. Гл. 10.)

Основные термины

Цели денежно-кредитной политики, инструменты денежно-кредитной политики, обязательные резервы, операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов, учетная ставка центрального банка (ставка рефинансирования), политика дорогих денег, политика дешевых денег.

Литература

1. Долан Э. Макроэкономика/ Э. Долан, Д. Линдсей.- СПб.: Наука,1994. -- Гл. 8-10.

2. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1/К.Макконнелл., С. Брю.- М.: Республика, 1992. -- Гл. 17, 18.

3. Фишер С. Экономика/ С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р Шмалензи.-М.: Изд-во МГУ, 1997.-- Гл. 26,

4. Агапова Т. А. Макроэкономика/ Т.А.Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Дело и сервис, 1999. --

5. Лифшиц А. Введение в рыночную экономику./Ред. А.Лифшиц, И.Никулина. - М.: Высш. шк., 1995.- Гл. 7-8.

Влияние дедолларизации российской экономики на развитие предприятий малого бизнеса

В условиях посткризисного восстановления экономики основное внимание уделяется экспансионистской фискальной политике (мягкой налоговой политике)...

Государственная политика перераспределения доходов

Если в середине ХХ столетия область социальной политики, проводившейся в рамках welfare state, включала здравоохранение, образование, обеспечение жильем...

Государственное регулирование экономики

Денежно-кредитная политика (иногда ее называют монетарной или просто денежной) - это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны для достижения преследуемых ими целей и воздействующих на количество денег, находящихся в обращении...

Денежная система России

Согласно эволюционной концепции происхождения денег, они возникли как результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Такую концепцию разделяют и неоклассическая, и марксистская школы...

Денежная система России и ее функционирование в современных условиях

С далекой древности известны деньги, появившиеся как результат более высокого развития производства и товарных отношений. Условием обмена становится разделение труда, а объектом обмена выступают продукты сельского хозяйства...

Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги...

Деньги - основа современной экономики

Историческая наука установила, что деньги (их первоначальные формы) появились в Глубокой древности у разных народов, независимых друг от друга, что подчеркивает универсальность и необходимость денег в общественной жизни...

Инструменты и передаточный механизм денежно-кредитной политики

Процесс последовательного воздействия на определенные параметры денежно-кредитной сферы с целью влияния на реальный сектор экономики называется передаточным механизмом денежно-кредитной политики...

Исследование денежного рынка Республики Беларусь и определения путей его развития

Главным элементом рыночной экономики являются деньги, которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов...

Монетарная или денежно-кредитная политика государства

Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе я рассмотрю, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной. Рассмотрим две ситуации...

Налогово-бюджетная политика и ее роль в стабилизации и развитии экономики

Налогово-бюджетная политика (фискальная политика) представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета...

Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

Современные деньги: сущность, формы, эволюция

Теории денег

Существуют научные концепции возникновения денег: рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том...

Экономическая теория (макроэкономика)

1. Денежно-кредитная политика формируется и осуществляется центральным банком страны. Она представляет собой совокупность мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении...

Обычно выделяют конечные и промежуточные цели кредитно-денежной политики. В качестве конечных целей формулируют:

Обеспечение стабильности экономического роста;

Борьба с безработицей;

Снижение инфляции и достижение стабильности цен;

Устойчивость платежного баланса страны.

Промежуточными целевыми ориентирами являются:

Денежная масса и прежде всего агрегаты М 1 и М 2 ;

Ставка процента;

Обменный курс.

Предложение денег тесно связано с политикой Национального банка, определяющей стоимость денег в зависимости от состояния реального сектора экономики. Поэтому говорят о политике «дорогих» и политике «дешёвых» денег.

Политика «дорогих» денег проводится в период высокой инфляции. Это означает большое количество денег в экономике, превышающее потребности в них. Национальный банк ограничивает предложение денег за счёт продажи государственных ценных бумаг, роста учётной ставки и нормы обязательных резервов. В результате этих мер сокращается возможность коммерческих банков создавать деньги, которые становятся относительно редким, менее доступным ресурсом, что вызывает сокращение спроса на деньги и тормозит инфляцию.

Часто с инфляцией в рамках политики дорогих денег борются с помощью политики таргетирования. В этом случае правительство ставит определенные цели по изменению объема денежной массы в стране и стремится их достигнуть несмотря на колебания экономической конъюнктуры. Темпы роста денежной массы должны быть ниже темпов роста спроса на деньги, что позволяет снизить инфляционные ожидания и, как следствие, уровень инфляции.

При высокой инфляции в стране происходит замещение отечественной валюты более стабильной иностранной валютой. В “долларизованной” экономике паритет покупательной способности, как правило, выдерживается весьма точно. Поэтому в ходе инфляции обменный курс национальной валюты снижается примерно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизирован, внутренние цены также могут быть стабилизированы.

Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курса на приемлемом уровне, то есть на уровне, который может быть защищён Национальным банком. Но устойчивость обменного курса требует жёсткой фискальной политики, которая смогла бы освободить правительство от сеньоражного финансирования. Если правительство одновременно пытается печатать деньги и поддерживать фиксированный обменный курс, оно утратит валютные резервы и столкнётся с кризисом платёжного баланса.

Поскольку большинство внутренних цен связано с долларом через паритет покупательной способности, то инфляция теоретически может прекратиться буквально за день, как только обменный курс стабилизируется.



В странах с переходной экономикой и развивающихся странах используется практика валютного комитета. В этом случае фиксируется курс национальной валюты к иностранной или корзине валют. Дополнительная эмиссия денег осуществляется только в том случае, если растут валютные резервы Национального банка. Это позволяет ограничить темпы роста денежной массы в стране и сделать деньги «более дорогими». Поэтому основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;

6) снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов.

Денежная реформа: введение новой денежной единицы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в “отбрасывании нулей” сильно обесценившейся денежной единицы. Старые деньги меняются на новые по определённому курсу:

а) без изменения,

б) с изменением уровней заработной платы и цен.

Второе – чисто косметическое средство. Первое же приведёт к значительному сокращению реальных денежных остатков и сильному экономическому спаду. В целом это наиболее полезно в ситуации подавленной инфляции, когда предложение денег выросло, а контроль за ценами препятствует их росту в соответствии с увеличением предложения денег. Денежная реформа в таком случае приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того, чтобы позволить им резко возрасти.

Политика «дешёвых» денег проводится в тех случаях, когда Национальный банк считает, что рост предложения денег является недостаточным и сдерживает экономический рост, порождает безработицу. Целью политики «дешёвых» денег является сделать деньги относительно дешёвыми и доступными для инвестиционных расходов. Это достигается за счёт покупки государственных ценных бумаг, уменьшения нормы обязательных резервов и учётной ставки.

Эти меры означают расширение возможностей коммерческих банков создавать деньги и повышает стремление домохозяйств иметь депозиты в банке. В результате этого увеличивается объём инвестиций, т.к. они являются обратной функцией от ставки процента. Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину прироста инвестиций и через эффект мультипликатора вызывает дополнительное расширение ВНП, одновременно содействуя росту занятости в экономике. Данная взаимосвязь выражена графически (Рис.5.7):

Рис. 5.7 Эффект политики дешевых денег

Политика дешёвых денег может стимулировать инфляцию спроса (рис.5.8). Это связано с тем, что спрос на товары и услуги растет быстрее, чем возможности экономики увеличить производство. Поэтому увеличение количества денег в экономике приводит к превышению в краткосрочном периоде совокупного спроса над совокупным предложением, в результате чего происходит повышение цен в экономике (c P 1 .до Р 2). Впоследствии растущий спрос начинает удовлетворяться за счёт привлечения более дорогих ресурсов, которые приводят к росту издержек у предпринимателей и побуждают их вернуться к первоначальному объёму производства. Но, чтобы компенсировать покупку более дорогих ресурсов, цены на конечные продукты должны повышаться. Данное явление представляет собой инфляцию предложения (с Р 2 до Р 3).

Рис. 5.8 Политика дешевых денег и инфляция спроса

В ряде случаев она сопровождается падением объёмов производства, т.е. стагфляцией. Чтобы не допустить сокращения объёма производства, Национальный банк должен постоянно подпитывать экономику дополнительной эмиссией денег, стимулируя тем самым совокупный спрос и поддержание объёма производства на неизменном уровне, большем чем потенциальный объем производства (Y f). Последствием такого подхода может быть гиперинфляция (Рис.5.9).

Рис. 5.9 Политика дешевых денег и гиперинфляция

В рамках классической теории сформулирован вывод о влиянии денег в долгосрочном периоде на уровень цен, ВНП и ставку процента. Эти выводы получили название принцип нейтральности дене г: однократный рост предложения денег содействует изменению реального объема производства только в краткосрочном периоде и не оказывает воздействия на равновесный объём ВНП в долгосрочном периоде. Это связано с тем, что экономика находится на уровне полной занятости, а количество денег не оказывает влияния на появление новых факторов производства. Равновесный уровень цен на готовые товары и привлекаемые факторы производства повышается пропорционально изменению количества денег, находящихся в обращении, а ставка процента остаётся постоянной, т.к. объём инвестиций, который планируется и вводится в экономику не меняется. При этом утверждается, что скорость обращения денег является постоянной величиной.

Если допустить, что правительство проводит в долгосрочном периоде политику постоянного увеличения количества денег в экономике, то объём реального производства и реальная ставка процента остаются неизменными, а номинальная ставка процента и уровень цен растут как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Такое утверждение получило название принцип супернейтральности денег.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают:

  • -кредитная экспансия (политика дешёвых денег) - политика направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;
  • -кредитная рестрикция (политика дорогих денег) - ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дешёвых денег используется в условиях циклического уменьшения объёмов производства и растущей безработицы. Центральный банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учётную ставку процента (или ставку рефинансирования, т.е. ставку, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банком). В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно:

  • -к росту денежного предложения;
  • -к падению ставок коммерческих банков;
  • -к росту инвестиционных расходов предприятий;
  • -к увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

  • -сокращение спроса на национальную валюту за границей;
  • -обесценение национальной валюты;
  • -увеличение чистого экспорта.
  • -Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен. Центральный банк реализует ценные бумаги, увеличивая при этом норму резерва и учётную ставку. В итоге предложение денег сокращается, ставки процента коммерческих банков возрастают, сокращается объём инвестиций предприятий и уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к росту спроса на национальную валюту за границей, увеличению стоимости национальной валюты и сокращению чистого экспорта.

Эффективность кредитной экспансии и рестрикции зависит от следующих составляющих:

  • -от быстроты принятия решений центральным банком(как правило, решение об изменении фискальной политики применяются парламентом и долго обсуждаются);
  • -изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной политики вообще можно считать:

  • -увеличение реального ВВП;
  • -снижение уровня безработицы;
  • -стабилизация цен;
  • -достижение устойчивости платёжного баланса.

Макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее время перед правительством РФ и Центральным банком, следующие:

  • -преодоление экономического спада;
  • -удержание инфляции в допустимых рамках (менее 15%);
  • -стабилизация курса рубля и платежного баланса;
  • -поддержка уровня жизни населения;
  • -ограничение безработицы;
  • -стабилизация состояния банковской системы;
  • -поддержка кредитования реального сектора.

Реализация перечисленных задач представляется достаточно противоречивой с точки зрения выбора денежной и экономической политики. Дополнительными факторами, воздействующими на выбор неких оптимальных пропорций, являются следующие.

В денежной политике

В течение нескольких лет, предшествовавших кризису, ЦБ РФ практически не проводил рефинансирования банковской системы, а Министерство финансов размещало свои ценные бумаги в ограниченных объемах. Сейчас ситуация принципиально изменилась: Банк России фактически определяет стоимость денег в экономике своими ставками рефинансирования.

В экономической политике

Любое решение по отбору предприятий и проектов для финансирования, субсидирования, выдачи гарантий и т. д. связано как с нехваткой квалифицированных кадров, так и с "человеческим фактором". В рамках этой проблемы ведется поиск универсальных рыночных механизмов, позволяющих осуществлять корректировку экономической политики и поведения субъектов хозяйственной деятельности.

Политика "дорогих" денег

Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.

Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а так же удержания и снижения уровня инфляции.

Реализация политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.

Позитивные последствия:

  • -стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
  • -селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).

Негативные последствия:

  • -сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
  • -рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
  • -снижение устойчивости банковской системы;
  • -ухудшение ситуации с "плохими" долгами.

Ожидаемые результаты в текущем году:

  • -стабилизация курса рубля;
  • -рост сбережений населения;
  • -снижение темпов роста кредитования;
  • -сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);
  • -увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;
  • -сокращение спроса и снижение объемов производства;
  • -падение инвестиционной активности;
  • -рост числа банкротств предприятий и банков.

В целом политика "дорогих" денег может позволить в 2009г. сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.

Реальный сектор экономики в условиях проведения политики "дорогих" денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом. Новые уровни рентабельности будут свидетельствовать о снижении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики "дорогих" денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки.

Политика "дорогих" денег как рыночный механизм селекции эффективно и корректно работает в устойчивой экономике, которая в умеренной степени зависит от внешних рисков, стабильных темпов роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность в период проведения политики "дорогих" денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.

В качестве примера можно привести машиностроительный комплекс, фактически -- локомотив роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств.

Очевидные проблемы машиностроительного комплекса делают исключительно важным формирование и проведение политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности -- как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.

Политика "дешевых" денег

Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.

Сегодня выбор политики "дешевых" денег может быть обусловлен следующими задачами:

  • -стимулирование внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости);
  • -обеспечение стабильности банковской системы.

Позитивными последствиями данной политики могут стать:

  • -минимизация спада производства;
  • -поддержка уровня занятости;
  • -стабильность (отчасти временная) банковской системы.

К ее негативным последствиям можно причислить:

  • -сохранение угрозы девальвации рубля;
  • -высокие риски ускорения инфляции;
  • -консервация структурных диспропорций.

Возможные результаты в текущем году:

  • -расширение спроса снизит темпы падения производства;
  • -решение проблемы "плохих" долгов будет перенесено на последующие годы;
  • -сохранится высокая инфляция;
  • -продолжится снижение курса рубля;
  • -произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;
  • -сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.

Дополнительно можно отметить, что ключевым вопросом проведения политики "дешевых" денег является их источник. Появляются основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.

В конечном итоге на практике вырисовывается два основных и во многом противоположных варианта проведения денежно-кредитной политики:

  • · политика дешевых денег («кредитная экспансия»);
  • · политика дорогих денег («политика кредитной рестрикции»).

В первом варианте снижение процентной ставки и норматива отчислений в фонд обязательных резервов автоматически приводит к тому, что у банковской системы расширяются возможности для кредитования. Наличие «дешевых денег» способствует заметному снижению издержек производства. Особенно это важно для тех предприятий, которые традиционно в широких объемах используют банковский кредит (торговля, сезонное производство и т. п.).

В задачи политики дешевых денег сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость

Политика «дешевых денег» в финансовой сфере всегда дополняется проведением курса «мягких бюджетных ограничений». Это означает, что кредитная эмиссия центрального банка страны достаточно вольготно используется для покрытия дефицита бюджета. Неизбежным спутником политики «дешевых денег» и мягких бюджетных ограничений выступают инфляция спроса и снижение обменного курса национальной денежной единицы.

Во втором варианте -- при реализации политики «дорогих денег» -- мы имеем нечто противоположное. Ее цель - ограничить предложение денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Такие мероприятия как повышение нормы отчислений в обязательные резервы и ставки рефинансирования, ограничение объема денежной эмиссии темпами прироста реального ВВП, заметно сдерживают объем денежного предложения. В итоге эффективно подавляются инфляционные тенденции, порожденные ранее монетарными факторами.

Повышение ставки рефинансирования заставляет коммерческие банки вносить коррективы в проводимую процентную политику. Кредиты становятся более дорогими и, следовательно, менее доступными для клиентов. Одновременно повышение нормы ссудного процента стимулирует у населения склонность к сбережениям. Можно ожидать, что в страну начнет все более активно перетекать спекулятивный иностранный капитал. Повышаются требования при отборе инвестиционных проектов.

Таким образом, денежно-кредитная политика центрального банка страны всегда имеет большие последствия, оказывает прямое воздействие на макроэкономические показатели развития.

Вместе с тем следует признать, что потенциал воздействия центрального банка на состояние денежно-кредитной сферы также ограничен.

Снижение уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики, появление убыточных или малоприбыльных отраслей, бартеризация системы расчетов, «долларизация экономики» и импорт инфляции накладывают значительные ограничения на механизм денежно-кредитного регулирования. Такое же ограничивающее воздействие оказывают снижение доверия населения к государственной власти, наращивание дефицита торгового баланса, снижение на внешних рынках конкурентной способности отечественных производителей.

Надо учитывать и то, что передаточный механизм воздействия денежно-кредитной политики на макроэкономические процессы всегда нуждается в определенном лаге времени, что также снижает ее эффективность.

Эти и другие вопросы современной денежно-кредитной политики активно обсуждаются в современной экономической теории.





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.