Мероприятий и рекомендаций по совершенствованию налогового регулирования. Фундаментальные исследования. Предложения по корректировке правовой базы специальных налоговых режимов

Налоговое планирование занимает важное место в хозяйственной деятельности каждого налогоплательщика. Ведь каждый субъект, занимающийся предпринимательской деятельностью, обязан платить законно установленные налоги и сборы. Соответственно, каждый из данных субъектов заинтересован в правомерном снижении налоговой нагрузки и рано или поздно приходит к идее постановки налогового планирования в организации.

Налоговым Кодексом Российской Федерации понятие «налоговое планирование» не закреплено. Однозначного подхода к определению данного термина нет и в экономической литературе. Проанализировав мнения различных ученых, можно сформулировать общее определение. Под налоговым планированием в рамках организации следует понимать составную часть планирования организации, целью которой является снижение налоговых обязательств организации, с помощью законодательно разрешенных способов и методов.

В сентябре 2012 года редакцией газеты «Практическое налоговое планирование» был проведен опрос среди организаций на тему налогового планирования. В результате подведения итогов выяснилось, что многие компании готовы рисковать ради любой налоговой экономии.

Самым популярным способом налогового планирования среди российских хозяйствующих субъектов, по данным опроса, является пассивный метод – закрепление тех или иных способов ведения бухгалтерского и налогового учета в учетной политике организации. Более рискованные активные методы используются компаниями реже, однако, и таковыми методами организации не пренебрегают. В частности, российские хозяйствующие субъекты пользуются неясностями и неточностями законодательства, невзирая на высокую степень вероятности возникновения налогового спора. Кроме того популярным является дробление бизнеса, а так же альтернативное оформление договоров. Российские налогоплательщики новым и «неопробованным» схемам налогового планирования чаще предпочитают проверенные, по которым спора с налоговым органом однозначно не возникнет.

В связи с вышеизложенными фактами целесообразно сформулировать основные проблемы налогового планирования в Российской Федерации.

Во-первых, одной из самой главных проблем являются неточности законодательства о налогах и сборах, а так же его частая изменчивость. Одни организации пытаются заработать на данной проблеме, используя неточности и пробелы в законодательстве в качестве одного из способов налогового планирования, другие могут быть привлечены к ответственности совершение налогового правонарушения при неправильном толковании тех или иных норм налогового права.

Во – вторых, неоднозначность судебной практики по схожим налоговым спорам. Применяя те или иные способы налогового планирования, организация не может достоверно полагать, вызовет ли подобный способ вопросы со стороны налоговых органов и будет ли при этом правосудие на его стороне.

В-третьих, достаточно низкий уровень налоговой культуры в стране и желание налогоплательщиков при любом удобном случае не отдавать часть своего честно заработанного капитала государству.

Проанализировав выявленные проблемы мы приходим к выводу о необходимости закрепления категории «налоговое планирование» на законодательном уровне, а именно в Налоговом Кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ).

Видится возможным внесение в часть вторую НК РФ главу 25 «Налог на прибыль организаций» статьи «Налоговое планирование». В данной статье необходимо дать исчерпывающее определение налогового планирования, а так же закрепить инструменты налогового планирования, которыми могут пользоваться налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Наиболее определенной, по нашему мнению будет являться следующая трактовка налогового планирования: «Под налоговым планированием понимается составная часть планирования организации (индивидуального предпринимателя), целью которого является законное снижение налоговых обязательств организации, с помощью элементов, закрепленных Налоговым Кодексом Российской Федерации.

Среди элементов налогового планирования, которые могли бы быть закреплены НК РФ можно выделить следующие:

  1. Налоговые льготы, под которыми понимается предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
  2. Переход на специальные налоговые режимы. При соответствии налогоплательщика критериям, предоставляющим налогоплательщику применять тот или иной специальный налоговый режим, он имеет право перейти с уплаты налога на прибыль организаций (и иных налогов, предусмотренных общей системой налогообложения) на применение соответствующего специального налогового режима.
  3. Способы и методы бухгалтерского и налогового учета, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Налогоплательщик имеет право выбирать и закреплять в учетной политике для целей налогообложения (бухгалтерского учета) способы и методы ведения деятельности, предусмотренные нормативными правовыми актами в области бухгалтерского учета и налогообложения. Примером может являться выбор способа начисления амортизации, списания сырья и материалов, товаров, принятие решения о создании резервов и т.п.

Закрепление НК РФ института налогового планирования позволит значительно сократить количество налоговых споров, т.к. перечень всех возможных элементов налогового планирования, которые сможет использовать в своей деятельности налогоплательщик будет исчерпывающим и применение иных способов налогового планирования будет считаться неправомерным.

Введение подобных изменений в часть вторую НК РФ не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Структурный состав налогов выглядит следующим образом: наибольший удельный вес занимает налог на прибыль, который составил 57,02%, следующий по величине налог на доходы физических лиц равный 24,22%, и третий, формирующий значимую часть доходов, налог на имущество организаций составляет 16,2 % всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа в 2009 показал, что значимые налоги, которые формируют бюджет, не меняются: налог на прибыль организаций, который составил 55 283 млн. рублей, налог на доходы физических лиц, равный 26 200 млн. рублей и налог на имущество организаций составляющий 21 638 млн. рублей. Стоит отметить и наличие других, не менее важных налогов, таких как: транспортный налог, составляющий 630 млн. рублей, земельный налог равный 158 млн. рублей, налог на игорный бизнес, составляющий 32 млн. рублей.

Рис. 3.9 - Структура поступлений доходов в консолидированный бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа по видам налогов в 2009г

Анализ динамики налоговых поступлений позволил определить, как изменились суммы налоговых доходов в рассматриваемом периоде.

Сумма налога на прибыль организаций увеличилась на 14% ,что составило 6995 млн. рублей, налог на доходы физических лиц увеличился на 27% ,что составило 5633 млн. рублей, сумма налога на имущество организаций увеличилась на 42% ,что составило 6407 млн. рублей. Положительная динамика наблюдается не у всех налогов, за рассматриваемый период уменьшились поступления таких налогов как, налог на игорный бизнес (164 млн. рублей), земельный налог(24 млн. рублей), налоги за пользование природными ресурсами(880 млн. рублей).

Таким образом, анализ налоговых поступлений федерального бюджета показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, наибольший доход приносят налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами. В рассматриваемом периоде наблюдается увеличение поступлений практически всех видов налогов, так налог на добавленную стоимость составил в 2010 году 41 % всех налоговых поступлений, против 39% предыдущего года. Однако всвязи с негативной экономической ситуацией в мире и соответственно в государстве поступления по налогу на прибыль уменьшились по сравнению с 2008 годом более чем в три раза и составили 8%. налоговых доходов.

Проанализировав налоговые доходы консолидировнного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа можно сделать вывод, что поступления налогов в 2009 году уменьшились по сравнению с 2008 годом и составили 107 839 млн.руб. Наибольшую долю в налоговых доходах занимает налог на прибыль,который составляет 51% всех налогов в регионе.

3.Н аправления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

3.1 Предложения по совершенствованию налогового регулирования

К основным направлениям совершенствование налогового регулирования можно отнести:

    снижение общей налоговой нагрузки;

    упорядочение и упрощение налогового законодательства;

    увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса «из тени».

Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области. Нормы, предписывающие вменение того или иного налога, должны соответствовать выбранной налоговой модели. От того, насколько правильно построена система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы государства в области налогообложения.

Все устанавливаемые в стране налоги имеют единую цель - формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу - доходы физических и юридических лиц, изъятие которых не может превышать налогового предела.

Единство цели и единство базы определяют взаимосвязь и взаимозависимость всех взимаемых налогов, и необходимость централизованного регулирования основных принципов их взимания.

Особого внимания заслуживает принцип надлежащего выбора объектов обложения в соответствии с учетом объективных экономических реалий. В современных условиях развития российской экономики из под налогового обложения должны быть максимально выведены: изготовление средств производства и предметов потребления первой необходимости, продукции сельского хозяйства; наука; культура; здравоохранение; образование.

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико; часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок; нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Почти каждое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось принятием дополнительных мер, призванных полностью компенсировать возможные потери бюджета от реформы. Введение плоской шкалы подоходного налога фактически вылилось в рост минимальной ставки с 12 до 13 %, и реально эффективная база этого налога по-прежнему составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль до 20 % сопровождалось отменой инвестиционных льгот, которые позволяли заметно сокращать эффективную ставку налога. Результатом налоговых преобразований, ориентированных прежде всего на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, напротив, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).

Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно

Предложения по совершенствованию налогового регулирования:

    Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.

    Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. С 2011-го повышены социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.

    Повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.

    Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС: при расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета.

    Следует отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья. Так поступил Китай. Эта мера позволит сохранить в бюджете сотни миллиардов рублей.

    Необходимо снизить налоги на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией. Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Еще более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

    Необходимо упростить налоговую отчетность. Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Между тем объем налогового отчета можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. О целесообразности сокращения объема налоговых деклараций писали и говорили многие эксперты. В сегодняшнем отчете ничего не видно. Зато много никому не нужной информации .

3.2 Меры по совершенствованию налоговой системы, планируемые к реализации в 2011 году и плановом периоде 2012-2013 годов

В трехлетней перспективе 2011-2013 приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика, впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Для поддержания стабильных темпов роста экономики и улучшения предпринимательского климата продолжится курс на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.

Будут реализованы меры по налоговому стимулированию увеличения затрат предприятий и граждан на образование, здравоохранение, приобретение жилья.

Меры по совершенствованию специальных налоговых режимов будут направлены на стимулирование развития малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, будет разработан механизм определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход .

В процессе реализации налоговой политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, для того, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности .

В 2009 году были приняты изменения в Кодекс, предусматривающие ежегодную индексацию ставок акцизов в 2010-2012 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 года были индексированы ставки акциза в отношении нефтепродуктов. Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность и комплексный характер этой реформы, в прошедшем периоде велась работа по подготовке к введению налога на недвижимость в Российской Федерации .

К 2011 году планируется завершить внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на внедрение в Российской Федерации новых правил регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях, а также на предоставление возможности крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга (введение в законодательство института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций) .

Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (далее – ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов, теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР : URL: www.glavbuh.net

  • 20. Кисилевич, Т. И. Практикум по налоговым расчетам:учеб. Пособие для студ. вузов/ Т. И. Кисилевич,. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Финансы и статистика,2013. - 368 с.
  • 21. Налоги и налогообложение:учеб. для студ. Вузов / И. А. Майбуров, А. Д. Выварец, О. В. Бабушкина и др.; под. ред. И. А. Майбурова. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 655 с.
  • 22. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. вузов экон. спец./ Д. Г. Черник, Е. А. Кирова, А. В. Захарова и др.; под. ред. Д. Г. Черника. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2013. - 311 с..
  • 23. Налоги и налогообложение в АПК: учеб. пособие / Н. Ф. Зарук, В. В. Ухоботов, М. Ю. Федотова, О. А. Тагирова. - М. : КолосС,2013. - 224 с.
  • 24. Пасько О.Ф. Определение налоговой нагрузки на организацию.// Налоговый вестник. 2012. №6.-С.16-21
  • 25. Петрова Т.Т. Упрощенная система налогообложения //Консультант бухгалтера. - 2013. - № 3.-С.8-14
  • 26. Рогозин, Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях,оптимизация и минимизация налогообложения: / Под. ред. Б.А. Рогозина, 7-е изд., в 3-х тт. - М.: 2013 - 364с.
  • 27. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения: Практическое пособие. - М.: Издательства "Экзамен", 2012 - 65с.
  • 28. Слесаренко В. Методика оптимизации налогообложения [Электронный ресурс] URL: www.public-optimiz.ru (дата обращения: 20.10.2015).
  • 29. Тарасова В. Ф, Владыка М. В, Сапрыкина Т.В, Семыкина Л. Н. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 224с.
  • 30. Черник Д.Г. налоги и налогообложение Учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012 - 300с.
  • Приложение А

    Организационная структура ООО "Спектр"



    

    Copyright © 2024 Все для предпринимателя.