Управление развитием потенциала человеческих ресурсов. Реферат: Человеческие ресурсы РФ состояние и перспективы развития Проблема развития человеческого потенциала

21 февраля в Томск на межрегиональный семинар «Роль государства и гражданского общества в обеспечении устойчивого использования природных ресурсов и развития человеческого потенциала в регионах России» собрались представители 7 территорий Сибирского Федерального округа. А так же гости из столицы – из Государственной Думы Российской Федерации, Совета Федерации, Общественной палаты России, Центра экологической политики России, из представительства Программы развития ООН в Российской Федерации. Гости отметили, что Томск местом встречи выбран был не случайно. Заместитель председателя комитета по экологии Государственной Думы РФ А.И.Фокин, в частности, отметил, что законы, принимаемые на территории Томской области в сфере экологии, во многом опережают аналогичную работу Госдумы России. Он так же согласился и с критическими замечаниями, прозвучавшими в выступлении председателя Государственной Думы Томской области Бориса Мальцева.

Выступление Б.А.Мальцева на межрегиональном семинаре
«Роль государства и гражданского общества
в обеспечении устойчивого использования природных ресурсов
и развития человеческого потенциала в регионах России»
21.02.2006 г.

Уважаемые участники семинара!
Уважаемые гости!

Позвольте мне от имени депутатского корпуса Государственной Думы Томской области выразить вам признательность и благодарность за то, что вы нашли время и возможность собраться всем вместе на томской земле для обсуждения актуальнейшей для сибиряков проблемы - как наши природные ресурсы должны и могут служить развитию человеческого потенциала.
Поскольку наш регион по определению является ресурсным, сырьевыми (и не надо этого стыдиться:: в Арабских Эмиратах – стране, живущей исключительно за счет нефти - люди живут, прямо скажем, не плохо), существование сибиряков – их доходы, продолжительность жизни, возможность получить качественное образование – сегодня, как никогда, зависят от возможностей устойчивого, эффективного и рационального использования природных ресурсов.

В этой связи Государственная Дума Томской области в своей работе придает этому направлению самое серьезное значение. В нашем законодательном органе создана и работает постоянная комиссия по вопросам природных ресурсов, нефтегазовому комплексу и экологии. Я уже не говорю о том, что во всех трех созывах Думы серьезную силу составляют депутаты, работающие в сырьевых отраслях промышленности.
Своими законами мы стремимся создать инвестиционную привлекательность области. С тем, чтобы различные компании (в том числе и зарубежные) приходили к нам и с удовольствием здесь работали. Этого принципа депутаты придерживались, придерживаются, и будут придерживаться впредь. Не случайно одним из приоритетов, принятой нами Стратегии развития Томской области до 2020 года, является развитие нефтегазового сектора экономики, лесопромышленного комплекса, использование других природных ресурсов, биотехнологии.

Вместе с тем, мы отлично понимает, что здоровье, как говорится, не купишь. Потому в нашей работе рядом (вместе, неотъемлемо!) с вопросами наращивания и устойчивого использования природных ресурсов, обеспечивающих успешное экономическое развитие области, стоят и вопросы экологические.
О необходимости решения экологических проблем и рациональном использовании природных ресурсов в Томской области задумались достаточно давно. В 1992 году решением Томского областного совета народных депутатов на десятилетний период была принята концепция Экологической Программы. Одним из важнейших блоков этой программы стал правовой. И это понятно: поскольку заниматься экологией - невозможно без развития законодательства.

У нас неплохие наработки законодательства в сфере экологии и природопользования. Одними из первых в России мы приняли региональные законы «Об экологическом аудите», «Об экологической экспертизе». Приносит реальную пользу населению областной закон «Об охраняемых природных территориях».
Сюда же можно отнести и принятие таких важных нормативных актов, как Закон об охоте, Закон о недропользовании, методики оценки ущерба природным ресурсам и ряд других документов.

Ежегодно Думой Томской области принимается более 30 различных законов и других нормативно-правовых актов природоохранного характера.
Томичи, здесь присутствовавшие, могут подтвердить, что я являюсь последовательным сторонником тех критериев в сфере оценки человеческого потенциала, которыми пользуется Организация Объединенных Наций. Это и доходы населения, и продолжительность жизни – рождаемость, смертность, и уровень образования. Поэтому я не могу не согласиться с выводами экспертов ООН в Докладе о развитии человеческого потенциала в России («Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития»), что демографическую проблему Сибири надо решать, в том числе за счет иммигрантов. Как это происходило все 450 лет освоения Сибири. И бояться этого не надо. Надо просто регулировать миграцию. Сибирь – если не принять срочных мер – скоро станет пустыней, с точки зрения народонаселения.

Стратегическим путем в решении проблемы, безусловно, является – инвестирование государства в собственный человеческий потенциал! Прежде всего – материальная обеспеченность сибиряков, и не только материальная обеспеченность, но и материальная заинтересованность. Конечно, важны и укрепление здоровья человека, и увеличение продолжительности его жизни, повышение рождаемости. Но и этого недостаточно: нужны возможности получения хорошего образования и совершенствования профессиональных навыков. Собственно, в этом и есть суть заявленных недавно Владимиром Владимировичем Путиным национальных приоритетов в таких сферах, как здравоохранение, образование, жильё, производство продовольствия.

Я очень рад приветствовать сегодня представителей Программы развития ООН в России.
И считаю, что динамика развития человеческого потенциала (в современной ооновской трактовке этого термина) имеет большое значение для анализа результатов социально-экономической политики региональных властей. Поэтому его расчет в разрезе субъектов Федерации становится важным дополнительным инструментом при выборе направлений региональной политики и более эффективного расходования средств на ее проведение. Вот здесь я согласен с помощником Генерального секретаря ООН – Кальманом Мижей, представлявшем Доклад о развитии человеческого потенциала в России, что для страны, у которой появляются необходимые финансовые ресурсы, очень важно правильно распределить приоритеты трат.
Главный Закон страны – наша Конституция - гласит: «Вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации». Мы говорим, что у нас федеративное государство, а на деле: вместо того, чтобы дать субъектам Федерации право распоряжаться природными ресурсами, мы дожили до того, что у нас даже плата за использование водных ресурсов – вся уходит в Федерацию!

Понятно, что при таком положении дел мы не могли поддержать ни Лесной кодекс (а когда он все же был принят в первом чтении - одних поправок мы послали на 40-ка страницах), ни новый Закон «О недрах».
Наши природные богатства, безусловно, одно из главных конкурентных преимуществ. Но мы уже не раз убеждались, что государство не способно эффективно управлять конкретными предприятиями. Лучший управленец – бизнес. То же самое и с природными ресурсами: не может государство из Москвы управлять каждой околицей и лужайкой. Уверен, в управлении ресурсами – особенно лесными, водными – надо больше дать свободы региональным и муниципальным властям.
Вот нам говорят: передаем вам в 2006 году на региональный уровень ряд дополнительных полномочий (ФЗ 199), основная часть которых касается использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Да, кое- что передают. Но опять – без финансирования.

Перед нами стоит задача «переварить» эти полномочия, создать стройную логичную систему регионального законодательства. Важно при этом не наставить новых барьеров и препон на пути у бизнеса, а создать среду благоприятную для развития чистых экологичных производств, безотходных технологий, полноценной реализации человеческих возможностей.
Для этого необходимо разработать и принять более 10 нормативных правовых актов, восемь из которых законы Томской области, в том числе законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об использовании водных объектов», «Об отходах производства и потребления» и другие. Ряд законодательных актов требует существенного пересмотра, как, например, закон «Об охоте». Требуются и новые нормативно-правовые акты - в части распределения квот использования ресурсов, платы за перевод лесных земель и так далее.

Пользуясь случаем (тем, что сегодня в этом зале собрались не только представители органов государственного управления и контроля, руководители промышленных предприятий, ученые, но и представители общественных организаций – ассоциаций, центров, фондов, средства массовой информации) – я хотел бы призвать их более активно заявлять о себе в деле обеспечения устойчивого использования природных ресурсов и развития человеческого потенциала. Без структур гражданского общества достичь серьезного прогресса в этом деле невозможно.
Мы надеемся, что наш сегодняшний семинар реально послужит на благо населения не только томской земли, но и всех собравшихся здесь регионов.

Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Человеческий потенциал России

Общее количество населения России на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является . Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось , что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека

Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. В то же время возможности для этого существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

Образование как элемент человеческого потенциала

Важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

В современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — соответственно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. В то же время в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. Например, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах).

Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. Например, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

Расчет индекса развития человеческого потенциала

На международном уровне в рамках ООН во второй половине 1980-х гг. формируется понятие «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), в котором учитываются возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величине ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах она определяется как среднее арифметическое из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП (валовой внутренний продукт).

ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долл. США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долл. США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

  • I — индекс данного вида;
  • D ф — фактическое значение показателя;
  • D min — значение показателя, принятое как минимальное;
  • D max — значение показателя, принятое как максимальное.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни рассчитывался следующим образом. Исходя из достигнутых значений ожидаемой продолжительности жизни в начале 1990-х гг. (Япония — 79 лет, Швеция — 78, Канада и Франция — 77, США и Великобритания — 76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете ИРЧП в 1994 г. были приняты значения: максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В России ожидаемая продолжительность жизни в 1994 г. — 63,8 года. При этих данных индекс ожидаемой продолжительности жизни для России составил:

I п.ж = (63,8 — 25/85 — 25) = 0,646

Индекс уровня образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3).

В 1994 г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%
(26 млн учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. составили соответственно:

Учитывая веса этих индексов, получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

I обр = 0,984* 2 / 3 + 0,491* 1 /з = 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьего из приведенных показателей ИРЧП — индекса, характеризующего среднедушевой ВВП. Авторы методики ООН учитывали, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне от 40 тыс. долл. до 100 долл. Учитывалась также «полезность» 1 долл. США в различных странах. Исходя из этого проводилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС). В 1994 г. корректировка проводилась при величине душевого ВВП,составлявшей 5100 долл. При расчете ИРЧП максимум этой величины был принят равным 5448 долл., а минимум — 100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г. составил 1044,5 долл. При этих данных индекс душевого ВВП составил:

На основе полученной совокупности рассчитывается индекс развития человеческого потенциала.

Для России в 1994 г. он составлял:

Эта величина соответствует 119 месту из 174 стран, дня которых в 1994 г. рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало 52 месту; в 2005 г. по этому показателю Россия оказалась на 67 месте (ИРЧП = 0,802). Наиболее высокие значения ИРЧП в 2005 г. — у Исландии, Норвегии, Австралии, Канады, Ирландии.

Список стран по рейтингу ИРЧП

Индекс развития человеческого потенциала дает сводную оценку человеческого процесса и охватывает три параметра: 1) долголетие, измеряемое как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; 2) уровень образования — как комбинация индекса грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся среди населения в начальных, средних и высших учебных заведениях; 3) уровень жизни — на базе реального ВВП на душу населения. При построении ИРЧП для каждого из перечисленных показателей были даны минимальные и максимальные значения: продолжительность жизни — 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения — 0 и 100%; совокупная доля учащихся — 0% и 100%; ВВП на душу населения — 100 и 40 000 долл.

Доклад ПРООН 2005 г. свидетельствует, что из 174 стран, для которых рассчитывался ИРЧП, в большинстве государств увеличилась средняя продолжительность жизни, возрос удельный вес населения, получающего образование, наблюдались положительные тенденции в динамике ВВП. Из них 45 относятся к категории стран с высоким уровнем развития (ИРЧП > 0,800), 94 страны — к категории со средним уровнем (0,500-0,799) и 35 стран — с низким уровнем (< 0,500).

Список стран по рейтингу ИРЧП возглавляет Канала, затем идут Норвегия, США, Австралия, Исландия, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония, Великобритания; Россия занимает 60-е место, а замыкают его Сьерра-Леоне, Нигер и Эфиопия. Причем расхождение по ИРЧП огромно: индекс Канады составляет 0,935, и это более чем в три раза превышает показатель Сьерра-Леоне — 0,262. Интересен тот факт, что первые места в этом рейтинге занимают страны, которые отнюдь не испытывают наплыв желающих поселиться там (за исключением США), напротив, Канада и Австралия, и даже США проводят активную политику по привлечению иммигрантов. Между тем Германия и Франция, не вошедшие в первую десятку, активно отбиваются от прибывающих.

Аннотация

В статье приводятся результаты анализа состояния трудовых ресурсов региона, отраслевой, поло-возрастной и образовательной структур занятого населения, выявляются особенности в сравнении со средним уровнем по РФ, определяются проблемы с позиций развития человеческого потенциала, прогнозируются тенденции дальнейшего развития рынка труда.

Ключевые слова: анализ состояния, выявление региональных особенностей, занятое население, прогноз тенденций развития, развитие человеческого потенциала, регион, структура, трудовые ресурсы

С позиций группировки факторов, определяющих развитие территории, на факторы «первой природы» (обеспеченность природными ресурсами и географическое положение) и «второй природы» (концентрация населения и экономики, транспортная инфраструктура, человеческий потенциал, рыночные институты) и определения ведущей роли второй группы , можно дать оценку потенциала развития Ульяновской области. «Ресурсный» фактор в регионе можно оценить как средний по уровню среди субъектов Российской Федерации. Географическое положение имеет хорошую оценку. Однако, как и для большинства российских регионов недостаточные по своему уровню факторы «второй природы» и для Ульяновской области остаются значительным барьером для развития.

На наш взгляд, определяющим среди факторов «второй природы» является человеческий потенциал, понимаемый как совокупность знаний и квалификации, а также «…права людей на долгую, здоровую и творческую жизнь, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; на активное участие в обеспечении справедливости и устойчивости развития на нашей общей планете» . Предложенный ООН интегральный показатель - индекс человеческого развития (ИЧР) - применяется и для характеристики уровня социально-экономического развития страны, региона.

Измерение социально-экономического развития территории с помощью ИЧР показывает благоприятную тенденцию в Ульяновской области: с 2002 года значение ИЧР увеличилось с 0,739 до 0,811 в 2010. Область стабильно занимает место в пятой десятке регионов по значению ИЧР и относится к группе регионов со средним уровнем человеческого развития .

Степень развития человеческого потенциала региона напрямую определяет развитие территории, эффективность экономики, а также качество трудовых ресурсов. Не претендуя на полный анализ всех существующих характеристик человеческого потенциала, но с позиций его развития, рассмотрим динамику наиболее часто используемых традиционных статистических показателей развития трудовых ресурсов региона с целью выявления особенностей и тенденций будущих изменений.

Важнейшим среди всего комплекса факторов, определяющих развитие как человеческого потенциала, так и трудовых ресурсов, является демографический.

В Ульяновской области за последние десять лет обозначились позитивные изменения в демографических процессах, несмотря на сохранение тенденций, сформированных еще в начале 1990-х на сокращение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграции. Сохраняется возникшее в тот же период отставание в значениях демографических характеристик от среднероссийских, что определяет особенность формирования трудовых ресурсов региона .

Численность постоянного населения на 1.01.2014 года в регионе составила 1267,6 тыс. чел., сократившись по сравнению с предыдущим годом на 6,9 тыс. чел. (0,6%) и на 147 тыс. чел. (10%) по сравнению с 2001 годом. Однако темпы депопуляции сокращаются. По данным Росстата, доля населения Ульяновской области в общей численности населения России сократилась с 0,97% в 2001 году до 0,88% в 2014году .

Такая динамика свидетельствует о более высоких темпах сокращения населения региона по сравнению с общероссийскими, определяя суженный режим воспроизводства, постарение и нерациональную структуру населения, что ухудшает условия формирования и дальнейшего развития человеческого потенциала и трудовых ресурсов.

В 2005 году в Ульяновской области впервые за длительный период началось сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, а по городскому населению - с 2004 года. На начало 2013 года по сравнению с 2000 годом численность населения в трудоспособном возрасте снизилась на 107 тыс. чел. или на 12%, а с 2005 годом - на 84 тыс. чел. или на 10%. Доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась в 2013 году по сравнению с 2000 годом на 4,4 процентных пункта, а старше трудоспособного увеличилась на 4,9 п.п. . Если в начале 90-х годов соотношение возрастных групп населения в Ульяновской области соответствовало общероссийской структуре, то в последние годы в регионе доля населения моложе трудоспособного возраста оказалась значительно ниже российского показателя - 14,8% и 16,8 соответственно, а доля населения старших возрастов - выше общероссийской - 25,5% и 23,1 соответственно в 2013 году, что свидетельствует о более негативном характере изменения возрастной структуры населения региона . Если учесть такие особенности возрастной структуры населения, то перспективы количественного и качественного воспроизводства трудовых ресурсов региона ухудшаются. Демографическая нагрузка детьми на 1000 трудоспособных на начало 2013 года составила 248 чел., в отличие от 280 по России. Таким образом, в перспективе не следует ожидать даже простого воспроизводства и численности, и имеющегося профессионального уровня трудовых ресурсов .

Численность трудовых ресурсов в регионе в среднем в 2013 году составила 766 тыс. человек, что на 52 тыс. чел. или на 6% меньше уровня 2009 года. человеческий потенциал трудовой ресурс

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте составляет 702,3 тыс. чел. или 91,7% трудовых ресурсов, сократившись с 2009 года на 3 п.п. (причем темпы увеличиваются), при сохранении тенденции на снижение и в будущем, в связи с негативными изменениями в возрастной структуре населения («демографическое сжатие» рынка труда).

Замещает это сокращение миграция - численность иностранных трудовых мигрантов в 2013 году составила 9,3 тыс. чел., что в два раза больше уровня 2009 года, их доля выросла до 1,2%. Более 60% мигрантов обеспечены представителями стран СНГ, в основном низкой квалификации, и эта тенденция будет сохраняться. По данным мониторинга, потребности экономики Ульяновской области в специалистах и рабочих кадрах на 2013-2015 годы при дефиците рабочей силы только 1,8% организаций используют иностранную рабочую силу.

Регион из года в год имеет миграционную убыль населения, определяемую в основном трудовой мобильностью в наиболее благополучные соседние (Самарская область, Татарстан) и центральные регионы. Имеет место «отходничество», особенно из сельской местности. Прогнозирование численности и квалификации региональной трудовой эмиграции и замещающей иммиграции ограничено недостатками учета, определяемыми несовершенством законодательства.

Восполнить уменьшающуюся численность трудовых ресурсов, на наш взгляд, призваны категории населения за пределами трудоспособного возраста - лица старше трудоспособного возраста и подростки. Значения занятости подростков 14-15 лет в экономике колеблются в динамике, резко снизившись в 2013 году до 42 чел., их роль невелика. Тогда как вклад в экономику населения старше трудоспособного возраста возрастает: их численность увеличилась в 1,5 раза, а доля в трудовых ресурсах региона - с 4,5% в 2009 году до 7,1% в 2013, и эта тенденция будет продолжаться. Следует отметить, что в отношении старших возрастных групп это позитивный и наиболее предпочтительный вариант замещающего воспроизводства сжимающегося рынка труда при прогнозируемом росте продолжительности здоровой жизни населения.

По данным обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения за 2013 год в возрасте 15-72 лет составила в среднем 682,3 тыс. чел., в том числе 160,2 тыс. человек - молодежь в возрасте 15-29 лет. Численность экономически активного населения в среднем за 2013 год по сравнению с 2012 годом увеличилась на 2,5 тыс. человек, при этом численность экономически активной молодежи уменьшилась на 784 человека.

Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,7% .

В численности экономически активного населения 644,9 тыс. классифицировались как занятые экономической деятельностью и 37,4 тыс. человек - как безработные с применением критериев Международной организации труда (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю) (см. таблицу 1).

Таблица 1. Экономически активное население, занятые и безработные

Численность экономически активного населения в динамике колеблется, но отмечается общая тенденция на снижение в сравнении с 2011 годом, тогда как численность занятых и безработных несколько стабилизировалась за последние два года. В составе экономически активного населения 92% составляли лица в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54 лет), среди занятых доля этой категории стабилизировалась на уровне 92%.

За последние годы четко проявляется тенденция перераспределения численности занятого населения в пользу старших возрастных групп: в динамике сокращается удельный вес занятой молодежи (причем, более высокими темпами в возрастах 20-24 года), фиксируется примерно на одном уровне в возрастной категории 35-44 лет, увеличиваясь в старших возрастах, что свидетельствует о неблагоприятной тенденции старения (таблица 2).

Таблица 2. Структура занятых в экономике по возрастным группам (в процентах)

в том числе в возрасте, лет

Средний возраст, лет

Занято в экономике -всего

По данным мониторинга относительно потребности экономики Ульяновской области в специалистах и рабочих кадрах на 2013-2015 годы, усиливается рассогласованность распределения работников организаций по возрастным категориям - увеличивается средний возраст работников, особенно в группах с высшим и средним профессиональным образованием, что нарушает процесс равномерности замещения выбывающих и передачи опыта молодым .

Занятость мужчин выше в молодых возрастных группах, женщин - в старших. Темпы сокращения занятости у молодых мужчин выше, чем у женщин.

Распределение населения по видам деятельности характеризуется значительной долей занятых в обрабатывающем производстве - около 25% за последние два года (сокращение в 2013 на 2 п.п. по сравнению с 2004 годом) (табл. 3). Доля занятых в сельском хозяйстве в динамике с 2004 года сократилась с 14 до 9%. Рост занятости отмечается по сфере оптовой и розничной торговли и бытовым услугам населению с 13,5% в 2004-м до 15% в последние годы. На 1 п.п. увеличилась доля занятых в государственном управлении. Сохраняется на уровне 2004 года суммарная доля занятых в образовании и здравоохранении.

Таблица 3. Структура занятого населения по видам экономической деятельности (в %)

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Другие виды экономической деятельности

Такое изменение структуры занятости свидетельствует о сокращении доли производственных отраслей в пользу сферы услуг, что соответствует российским и мировым тенденциям структурного сдвига экономики от вторичного сектора к третичному. Нельзя не согласиться с мнением, что остроту проблем рынка труда можно снизить «если в ближайшие десятилетия отраслевой структуре российской экономики удастся придать более выраженный «постиндустриальный» характер за счет увеличения удельного веса сферы услуг. В развитых странах именно такие отрасли, как образование, наука, финансы, деловые услуги и т.п., выступают главными поставщиками «хороших» рабочих мест…» .

В Ульяновской области, как видно из таблицы 3, отмечается стабильный рост занятости в отраслях оптовой и розничной торговли, ремонта техники, гостиничном и ресторанном сервисе, но не в сфере образования, напрямую способствующего развитию человеческого потенциала.

В условиях более высокого в сравнении с российским уровня смертности (соответственно 14,4 и 13,0 промилле на 1000 тыс. населения), интенсивного постарения населения и высокой доли (17%) бедного населения сохранение на одном и том же уровне суммарной доли занятых в двух важнейших социальных сферах - образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг не способствует развитию человеческого потенциала региона. Среднегодовая численность занятых в здравоохранении и предоставлении социальных услуг сократилась с 43,5 тыс. чел. в 2010 году до 42,6 - в 2013 году . Сокращение доли и численности занятых в сфере образования (с 53,5 тыс. чел. в 2004 году до 48,3 в 2013 году в среднегодовом исчислении), обусловленное уменьшением школьного контингента , не сопровождается ростом уровня образования молодежи:Ульяновская область стабильно занимает место в пятой десятке регионов по значению индекса человеческого развития, в составе которого доля обучающейся молодежи не изменяется с 2002 года, составляя 74,1% и доступность образования с учетом низких доходов населения снижается .

Сокращение занятых в сфере образования связано также с общим так называемым «сжатием» сети социальных услуг из-за сокращения платежеспособного спроса населения региона. Размер расходов на конечное потребление в регионе меньше среднероссийского на 30%, по ПФО - на 19%, что определяет соответствующий уровень жизни населения. Ульяновская область входит в пятерку регионов ПФО с самым большим удельным весом расходов на питание - 41%, что заставляет жителей экономить на покупке непродовольственных товаров и услуг (в том числе образовательных и услуг здравоохранения), снижая уровень и качество их жизни, уменьшая потребление и, соответственно, ухудшая возможности развития человеческого потенциала .

Сокращение занятых во вторичном производственном секторе при одновременной стабилизации суммарной доли занятых в сфере образования и здравоохранения (важнейших составляющих третичного сектора услуг), определивших наметившуюся тенденцию «сжатия» всей сети социальных услуг за счет сокращения платежеспособного спроса населения, создают условия для развития «неформальной» занятости, имеющей место во многих российских регионах .

Вывод о росте неформальной занятости в регионе подтверждает и анализ структуры занятых по месту основной работы (табл. 4).

Таблица 4. Структура занятого населения по месту основной работы (в %)

Более 80% занятых имели основную работу на предприятии, в организации со статусом юридического лица, что квалифицируется как работа в формальном секторе, все остальные формы - работа в неформальном секторе. Как видно из приведенных данных, доля неформального сектора в динамике возрастает, что соответствует среднероссийской динамике, определяющей ее в размере более 20% .

Как можно видеть в динамике, причем очень интенсивно с 2010 года, перераспределение занятости происходит в пользу неформальной занятости, т.е. менее крупных организаций с низкой производительностью труда (по найму физическими лицами и индивидуального предпринимательства) и домашнего хозяйства, что является следствием негативной динамики развития экономики региона и требует принятия мер активной политики на рынке труда, прежде всего по ускоренному обновлению рабочих мест.

Уровень образования занятого населения за три последних года имеет тенденцию к росту: доля работников с высшим образованием увеличилась на 1 п.п. (табл. 5).

Таблица 5. Структура занятого населения по полу и уровню образования (в %)

в том числе имеют образование

высшее профессиональное 1)

среднее профессиональное

начальное профессиональное

среднее (полное) общее

основное общее

не имеют основного общего

Занято в экономике - всего

Более высокий образовательный ценз имеют занятые женщины. Так, доля занятых женщин с высшим образованием на 8 п.п. выше, чем мужчин.

По данным переписи населения 2010 года, в общей численности молодежи в возрасте 20-29 лет (возраст массового получения послешкольного образования) в Ульяновской области доля имеющих высшее образование составила 25,3%, среднее профессиональное - 32,5%, тогда как в среднем по Российской Федерации соответственно 27,4 и 27,5%, что свидетельствует о более низком по качеству образовательном уровне молодых людей региона. Данные переписи в целом по России и по региону свидетельствуют о более высоком образовательном уровне взрослого населения. Это подтверждают и международные сравнения. По результатам международного исследования компетенций трудоспособного населения PIAAC, проведенного в РФ Институтом образования ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ и при участии Минобрнауки, установлено, что навыки чтения у трудоспособного населения лучше, чем в среднем по странам ОЭСР, но по уровню сформированности компетенции решения проблем в технологически насыщенной среде немного ниже, тогда как российские школьники значительно отстают от своих зарубежных сверстников, по данным исследования PISA, где проверяются схожие компетенции. Причина такого положения видится в низкой мотивации населения, в том числе молодежи, к самообразованию . Откуда можно сделать вывод о недостаточно качественном уровне образования молодежи в целом в сравнении со старшим поколением.

По данным мониторинга, только 61,5% организаций региона считают, что уровень подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием полностью соответствует потребностям производства. По среднему профессиональному образованию такой отзыв дали лишь 51,8% организаций. При этом имеют готовность оплачивать переподготовку кадров 32% организаций .

Анализ взаимосвязи отраслевой, половозрастной и образовательной структур занятого населения региона приводит к выводу о старении более квалифицированной его части, о «перетекании» рабочей силы из высокотехнологичных производственных отраслей в отрасли услуг, представленные небольшими предприятиями с низкой производительностью труда, и в сферу неформальной занятости, т.е. в обслуживание домашних хозяйств, производящих продукцию на продажу, что является следствием негативной динамики развития экономики региона.

Изучение соотношения спроса в формальном секторе и предложения на региональном рынке труда показало, что в 2013 году из общего числа 5760 вакантных мест по всем профессиональным уровням (5760 чел), работников по специальностям высшего и среднего профессионального образования больше всего требовалось в здравоохранение (1,3 тыс. чел.); авиа- и машиностроение (0,6 тыс. чел.); образование (0,2 тыс. чел.) . Такое положение подтверждает сохранение разбалансированности спроса и предложения на рынке труда, усугубление негативных тенденций занятости, что требует формирования и реализации комплекса мер в региональном регулировании рынка труда . Как можно видеть, наибольший спрос на работников здравоохранения сопровождается сокращением численности занятых в динамике. Таким образом, наибольшая степень разбалансированности отмечается в сферах, имеющих прямое отношение к развитию человеческого потенциала, что ухудшает перспективы развития региона.

Резервом рынка труда являются безработные. В динамике отмечается тенденция сокращения численности безработных, в 2013 году она составила 34,4 тыс. чел., в том числе женщин 15 тыс. Средний возраст безработных составил 35,9 лет, снизившись с 2010 года почти на 1 год. Безработные в Ульяновской области моложе занятого населения на 5,2 года. Доля молодых людей до 30 лет среди безработных составила 42,3%, что на 5,3 процентного пункта больше уровня 2012 года. За последний год численность безработной молодежи увеличилась на 13,1%, в том числе численность безработных мужчин увеличилась на 55,4%, женщин уменьшилась на 26% .

По данным обследований населения по проблемам занятости, распределение численности безработных по образованию на протяжении ряда лет приблизительно одинаково - основная их часть имеет среднее (полное) общее образование - 34,3% (табл. 6). Среди них, женщин - 26,4% против 29,5% в 2011 году, мужчин - 41,3% против 41,2%. Доля безработных, имеющих высшее профессиональное образование, увеличилась на 1,6 процентных пункта за счет женщин. Образовательный ценз безработных женщин выше, чем мужчин.

Таблица 6. Структура безработных по уровню образования (в %)

в том числе имеют образование

высшее профессио-нальное 1)

среднее профессио-нальное

начальное профессио-нальное

среднее (полное) общее

основ-ное общее

не имеют основного общего

Безработные - всего

Вызывает обоснованное беспокойство появление в 2011 году и сохранение к 2013 году группы безработных, не имеющих основного образования, что с учетом снижения доступности образования в регионе будет способствовать ухудшению потенциала воспроизводства квалификационного состава трудовых ресурсов и снижению уровня развития человеческого потенциала.

Этот вывод подтверждают данные о квалификационной структуре безработных в 2013 году. В общей численности безработных 21,4% - лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. Данная группа безработных преимущественно формируется за счет молодежи (на 60,6% - от 20 до 24 лет), что создает условия для «ухода» в неформальный сектор занятости.

По занятиям среди безработных, имеющих опыт работы, наиболее многочисленную группу (15,4%) составляют работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности. На долю квалифицированных работников приходится 24,3% безработных, неквалифицированных - 22,8%, специалистов высшего и среднего уровня квалификации - 15,5%. Среди безработных, имевших опыт работы, численность лиц, потерявших работу в связи с высвобождением, сокращением штатов или ликвидацией предприятия в 2012 году составила 21,1%, численность лиц, уволившихся по собственному желанию - 30,3%. Среди безработных, уволенных в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела, наибольший удельный вес (45,8%) составляют лица в возрасте 30-49 лет, среди уволившихся по собственному желанию - 59,3% безработные той же возрастной категории .

Несмотря на снижение уровня безработицы тревожные настроения населения сохраняются и в последнее время усиливаются - по результатам опросов безработица вышла на второе место среди проблем после инфляции и роста цен .

Разбалансированность рынка труда оказывает неблагоприятное влияние на динамику производительности труда в экономике региона - значение индекса колеблется с максимального в 2007 году (109,4%) до минимального в 2009-ом (97,3%), с понижением в 2012 г. до 102%, что также является косвенной характеристикой уровня человеческого развития .

По прогнозу Росстата, в Ульяновской области к 2021 году численность населения моложе трудоспособного возраста составит 193 тыс. чел. - на 3,4% больше, чем фактически на начало 2013 года, что означает улучшение условий количественного воспроизводства трудовых ресурсов, но требует принятия мер по развитию их потенциала.

Трудоспособное население к 2021 году сократится на 16%, что с учетом отмеченных выше тенденций роста среднего возраста наиболее квалифицированной части работников и снижения уровня квалификации более молодых из-за уменьшающейся доступности образования с большой долей вероятности приведет к снижению качества трудовых ресурсов.

В то же время численность и доля населения старше трудоспособного возраста к 2021 году увеличится на 16%. Общая демографическая нагрузка составит 873 человека на 1000 трудоспособных, что на 30% больше фактического значения на начало 2013 .

На основе вышеизложенного можно прогнозировать следующие тенденции изменения трудовых ресурсов и занятости:

  • ? продолжится нарастание дефицита трудовых ресурсов, связанное с демографическими тенденциями («демографическое сжатие» рынка труда);
  • ? продолжится процесс постарения трудовых ресурсов и сокращения доли молодежи;
  • ? продолжится старение наиболее квалифицированной части трудовых ресурсов;
  • ? уровень образования занятого населения имеет тенденцию к росту, но в ближайшие годы не следует ожидать такового среди работающей молодежи;
  • ? более высокий образовательный ценз имеют занятые женщины, что сохранится в будущем;
  • ? занятость мужчин выше в молодых возрастах, женщин - в старших;
  • ? продолжится сокращение занятости во вторичном производственном секторе;
  • ? ожидается дальнейший рост третичного сектора услуг, что создает благоприятные условия для формирования экономики «постиндустриального» характера;
  • ? сохранение на одном и том же уровне суммарной доли занятых в двух важнейших социальных сферах - образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг не способствует развитию человеческого потенциала региона;
  • ? сокращение занятости в производственной сфере, сферах образования и здравоохранения создает условия для развития «неформальной» занятости;
  • ? перераспределение занятости происходит в пользу менее крупных организаций с низкой производительностью труда и домашнего хозяйства, определяющих неформальный сектор занятости;
  • ? увеличивается доля безработных, имеющих высшее образование;
  • ? среди безработных, уволенных в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия, а также по собственному желанию более половины составляют лица в возрасте 30-49 лет, сохранение этого уровня ухудшает возрастную структуру потенциала трудовых ресурсов;
  • ? пятая часть безработных (в основном, молодежь) - лица, не имеющие опыта трудовой деятельности, их доля будет расти, что снижает качество потенциала трудовых ресурсов и человеческого капитала.

Таким образом, при сокращении темпов депопуляции уменьшение численности трудоспособного населения при одновременном росте демографической нагрузки сопровождается старением наиболее квалифицированной части, что характеризует снижение качества населения и уровня человеческого развития. Анализ отраслевой, половозрастной и образовательной структур занятого населения региона, «омоложение» безработицы свидетельствуют о разбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по данным параметрам, о наметившейся тенденции развития неформальной занятости, что будет ограничивать возможности инновационного развития и роста производительности труда в экономике региона. Вместе с тем снижение доступности образования и низкая мотивация, особенно у молодежи, снижают качество человеческого потенциала региона.

Источники

  • 1. Krugman, P.R. First nature, second nature, and metropolitan location. Journal of Regional Science. 1993. Vol. 33.
  • 2. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 год. Модернизация и развитие человеческого потенциала / Под ред. С.Н. Бобылева. - М.: ПРООН, 2011. - доклад за 2013 год не может выйти в 2011
  • 3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: НОРМА, 2001.
  • 4. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Уч. пос. под общ. ред. проф. В.П. Колесова. - М.: Права человека, 2008.
  • 5. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2003 год / Под ред. С.Н. Бобылева. - М.: ПРООН, 2005. - есть только за 2002/2003
  • 6. Доклад о развитии человека. - М.: ПРООН; Весь Мир, 2010.
  • 7. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2003 год / Под ред. С.Н. Бобылева. - М.: ПРООН, 2005.
  • 8. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 год / Под ред. С.Н. Бобылева. - М.: ПРООН, 2013.
  • 9. Шалаева В.А. Демографический фактор внешней среды предприятий: региональные особенности и тенденции // Экономические науки: Ученые записки / Ульяновский государственный университет. - Ульяновск: УлГУ, 2007.
  • 10. Сайт Росстата.
  • 11. Шалаева В.А., Лаврентьева И.П. Уровень образования как важнейшая характеристика человеческого капитала региона // Х международная научно-практическая конференция «Государственное и муниципальное управление: теория, методология, практика». - Новосибирск, 17 декабря 2013 г.
  • 12. О мониторинге потребности экономики Ульяновской области в специалистах и рабочих кадрах на 2013-2015 годы.
  • 13. Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 574 с.
  • 14. Шалаева В.А. Молодежь как ресурс формирования инновационного человеческого капитала региона / Инновационное развитие человеческих ресурсов региона. Всероссийская науч.-практ. конф. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011.
  • 15. В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда [Текст]: моногр./ под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 535 с.
  • 16. Ваховский В.В., Григорьев В.В. Концептуальные подходы к развитию трудовых ресурсов на региональном уровне (на примере Ульяновской области) // Вестник Поволжской академии госслужбы. 2012. №2.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

Потенциал человеческих ресурсов организации

Введение

1. Понятие «Человеческие ресурсы»

1.1 Понятие «потенциал»

2. Управление развитием потенциала человеческих ресурсов.

3.Формирование человеческого потенциала в ВУЗе.

Заключение

Введение

В условиях происходящей за последнее время информатизации экономики, устойчивость развития социально-экономических систем определяется способностью к генерации инновационных, качественных сдвигов. Это означает существенное возрастание роли человека в производственных процессах, выдвижение на первый план проблемы развития человеческих ресурсов организаций. В современной информационной экономике успех сопутствует тем предприятиям, отраслям и секторам, которые быстрее и эффективнее других создают и осваивают новое знание, умеют лучше удовлетворять дифференцированные, быстро развивающиеся потребности клиентов в товарах и услугах. Возрастают требования, предъявляемые к качеству рабочей силы, но при этом расширяются и возможности для самореализации всех членов трудового коллектива, наблюдается сокращение доли не творческих, рутинных элементов процесса труда. Накопленный в последние годы опыт развития человеческих ресурсов свидетельствует о появлении новых, фактически отсутствовавших в годы существования централизованно управляемой экономики стимулов производи- тельного труда. К таковым, прежде всего, следует отнести повышение степени свободы выбора работниками сфер приложения труда и связанное с этим возрастание зависимости между успешностью их карьеры и совершенствованием своих знаний и умений в условиях рыночных отношений. На первый план выходят качественные характеристики работников: навыки и умения работы с информацией и соответствующими приложениями, ответственность и заинтересованность в труде, способность к обучению и приверженность к развитию собственных знаний. Человеческий потенциал становиться стратегическим фактором развития организаций, работники, становятся скорее элементом активов, а не издержек, возрастает важность инвестирования в развитие человеческих ресурсов с их последующей капитализацией и получением максимального эффекта от этих вложений. Интересы успешного бизнеса, возрастающие требования к качеству человеческих ресурсов во всех сферах общественного производства в условиях трансформируемой экономики диктуют настоятельную необходимость разработки и использования современного подхода к управлению развитием человеческих ресурсов. Все предприятия, независимо от формы собственности, сталкиваются с проблемой проведения системных изменений в области управления развитием человеческих ресурсов. С теоретико-методологической точки зрения это означает, прежде всего, необходимость дополнительного обоснования и различения понятий «человеческие ресурсы», «человеческий потенциал», «человеческий капитал» в целях более точного их использования и избегания ошибок в практике современного управления.

1. Понятие «Человеческие ресурсы»

Категория «человеческие ресурсы» вплоть до конца ХХ века чаще всего отождествлялась с категорией «трудовые ресурсы» и трактовалась как имеющиеся в наличии люди, людские запасы (резервы) с их профессиональными и физическими способностями, предназначенными для обеспечения процессов общественного воспроизводства. Рассмотрение человека только как носителя трудового ресурса («рабочая сила») отвечало преимущественно потребностям индустриальной экономики, ее экстенсивному росту. Вместе с тем в последние годы, благодаря качественным изменениям взглядов на роль человека в производственном процессе, смысловая нагрузка понятия «человеческие ресурсы» наполняется новым содержанием. Понятие «человеческие ресурсы» становится более емким, чем «трудовые ресурсы», так как содержит в себе совокупность характеристик работников организации, т. е. персонал и его качества, соотнесенные с конкретным рабочим местом, социокультурных характеристик, а также личностно-психологические свойства людей, проявляющиеся в их отношении к предприятию, поставленным задачам, окружающим их коллегам и руководителям. Человеческие ресурсы обладают специфическими признаками, вытекающими из природы собственно человека и отличающими их от всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и др.). Эта специфика человеческих ресурсов, в отличие от всех других видов ресурсов, состоит в следующем:

Человек наделен интеллектом, следовательно, его реакция на внешнее воздействие (управление) -- эмоционально осмысленная, а не механическая; процессы взаимодействия между субъектом управления и людьми являются двусторонними;

Вследствие обладания интеллектом человек способен к постоянному совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности любого общества или отдельной организации;

Человек выбирает определенный вид деятельности (производственной или непроизводственной, умственной или физической) осознанно, ставя перед собой определенные цели.

Человеческие ресурсы, как и всякие другие, имеют количественную и качественную характеристику. Количественные характеристики выражаются численностью работников организации, требуемых для достижения целей ее деятельности. Количественный состав работников предприятия отражается в штатном расписании. В современных условиях организации самостоятельно определяют количественную потребность в человеческих ресурсах, используя различные методы расчетов, рекомендуемые как отечественной, так и зарубежной практикой, например метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса, методы расчета по нормам обслуживания, по рабочим местам и нормативам численности. Для расчета численности используются также некоторые статистические методы, включающие стохастические методы расчета (расчет числовых характеристик, регрессионный анализ, корреляционный анализ) и методы экспертных оценок (простая и расширенная оценка руководителя или группы экспертов -- метод Дельфи). Качественные характеристики человеческих ресурсов включают компетентность, осведомленность и мотивированность. Целесообразно дополнить этот перечень такой характеристикой, как трудоспособность, отражающей состояние здоровья работников предприятия (величину трудопотерь по состоянию здоровья).

1 . 1 Понятие «потенциал»

В настоящее время во всем мире пришли к признанию решающей роли главной производительной силы - человека, возможностей и способностей каждого работника, отдельных групп и общества в целом осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность. Человек становится не только ключевым, но и самым ценным "ресурсом" организации. Качество человеческих ресурсов непосредственно влияет на ее конкурентные возможности и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и интенсивного развития их потенциала.

В толковых словарях нет однозначного определения понятия «человеческий потенциал». Изначально в науке понятие «потенциал» (от лат. potentia - сила, возможность) появилось как «физическая величина, характеризующая силовое поле в данной точке» , «физическое понятие, характеризующее величину потенциальной энергии в определенной точке пространства» . Также в толковом словаре Ушакова дается такое определение: «потенциал - это совокупность средств, условий, необходимых для ведения, поддержания, сохранения чего-нибудь» . Соболева И.В., определяя эту категорию, отмечает, что человеческий потенциал - это накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемый в разнообразных сферах деятельности, а также в уровне и структуре потребностей . Обобщая различные определения можно сказать, что потенциал (или сила) означает возможности, может даже и скрытые, которые могут быть использованы для решения задач или достижения определенной цели. Потенциал отдельного человека - это его возможности в будущем что-то сделать, реализовать свои интересы, достигнуть своих целей. Потенциал человеческих ресурсов организации представляет собой умения и навыки работников, которые могут быть использованы для повышения ее эффективности в различных сферах производства, в целях получения дохода (прибыли) или достижения социального эффекта, иначе говоря, представляет накопленный запас профессиональной и общекультурной компетентности, здоровья, творческой активности в различных областях жизнедеятельности и сфере потребления. Человеческий потенциал может дать и дает значительное конкурентное преимущество. Организации пытаются найти способы и пути использования знаний и богатого опыта своих сотрудников как внутри организации, так и за ее пределами, включая взаимоотношения с клиентами и акционерами. От того, как организации используют потенциал человеческих ресурсов, зависит не только их успех, но и способность выжить в жестких условиях конкуренции.

В структуре потенциала человеческих ресурсов можно выделить ряд составляющих: физических, интеллектуальных, социальных, технологических и интегративных.

Физические - способности, ограниченные определенными пределами работника, которые используются в значительной степени.

Интеллектуальные - способности, четких границ не имеющие, используются лишь частично.

Социальные отношения и связи - порожденные коллективной деятельностью с учетом особенностей каждого сотрудника, могут и должны при определенных условиях порождать эффект, усиливающий потенциал человеческих ресурсов организации.

Социальная общность работников - образующая команду, отличается целостностью, выражается в единых или согласованных целях, задачах, технологиях, потребностях и мотивах. Следовательно, социальный потенциал способствует развитию коммуникативных способностей персонала.

Интегративный потенциал - механизм компенсации отсутствующих или недостаточно развитых способностей.

Значительным фактором формирования потенциала является профессиональный опыт, получаемый в период трудовой деятельности.

2. Управление развитием потенциала человеческих рес урсов

В настоящее время на отечественных предприятиях всё более важное место в производственно-хозяйственной деятельности занимают вопросы, связанные с управлением человеческими ресурсами. Каждый работник выступает центральной фигурой любого производственного процесса, объединяет все другие факторы производства в единое целое и дает импульс функционированию средств и предметов труда. В этой связи формирование новых и развитие имеющихся способностей, определенных на основе анализа их востребованности в интересах организации и самого человека должно стать основой управления развитием потенциала человеческих ресурсов.

Основная цель внутрифирменного управления потенциалом человеческих ресурсов заключается в достижении успеха за счет его эффективного использования. Формирование и использование потенциала человеческих ресурсов в организации определяется тем, как повышается компетенция работников организации и как она используется в целях повышения конкурентоспособности организации в целом. Компетенция работников увеличивается путем их обучения, проведения тренингов, формирования соответствующей корпоративной культуры.

Суть управления человеческими ресурсами сводится к двум видам - стратегическому и оперативному. То есть к формированию таких производительных способностей человека, которые наиболее полно соответствовали бы требованиям, предъявляемым к качеству работы на определенном рабочем месте, к созданию таких социальных, экономических и производственных условий, при которых происходило бы максимальное использование человеческих ресурсов. Стратегическое управление потенциалом человеческих ресурсов рассматривается как совокупность методов долгосрочного воздействия, направленных на совершенствование возможностей, способностей, навыков сотрудников и формирование условий для их саморазвития. Совокупный уровень человеческого потенциала организации не рассчитывается как сумма потенциала отдельных работников, измеренной на индивидуальном уровне, а включает качество взаимодействия, т. е. социальный потенциал организации.

В современных условиях каждая организация или фирма постоянно испытывает ощутимые воздействия внешней среды. Быстрые и подчас непредсказуемые изменения внешней среды заставляют каждое предприятие быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Адаптация, приспособляемость стали жизненно важными свойствами любой организации. Развитие гибкости, адаптивности и самообучаемости становится одним из ведущих принципов формирования человеческого потенциала организаций. Гибкость, адаптивность компаний, их самообучаемость становятся факторами, определяющими степень их инновативности. Адаптивность как важнейшее свойство организации обеспечивается целенаправленным обучением и тренировкой работников, включением самоанализа в процесс деятельности.

Важной особенностью формирования человеческого потенциала становится активное использование информационных технологий, глобальных информационных систем. Эффективность деятельности любой коммерческой организации в значительной мере зависит от использования информационных технологий в интересах повышения эффективности операций и принимаемых решений. Компьютеры, информационные системы, системы связи оказывают существенное влияние на повышение конкурентоспособности организаций.

За последние 20 лет эффективные организации овладели огромным арсеналом инструментов и методов работы с персоналом, отдав предпочтение системе долговременного развития потенциала работника, формированию соответствующих современным требованиям структуры и организационной культуры организации. Среди этих инструментов не только поощрение творчества, высказывания новых идей, подачи предложений по обеспечению их реализации. Также решающим фактором в конкурентной борьбе в сфере нововведений является не столько разработка новой идеи, сколько ее эффективное воплощение. Для того чтобы автор или авторы идеи взялись с энтузиазмом за ее воплощение, требуется их поддержка. Именно поэтому в ряде успешно действующих фирм имеются специальные программы поддержки и поощрения экспериментов и экспериментаторов. Каждому, кто высказал новую идею или разработал тот или иной проект, при определенных условиях оказывается поддержка со стороны администрации. Эта поддержка может касаться финансов, консультаций, снабжения, производственных площадей, рабочего времени других сотрудников, оборудования, сырья и комплектующих. Т.е. для реализации потенциала человеческих ресурсов организации необходимы соответствующие предпосылки, выражающиеся в мотивации людей к использованию своего потенциала. Мотивировать работника - значит предоставить возможность реализовать накопленный опыт, профессиональные навыки и жизненные ценности, работая в пользу предприятия. Вознаграждение за труд должно отвечать вкладу работника, кроме того необходимо придерживаться соответствующего баланса между материальным и нематериальным вознаграждением. В обратном случае он теряет интерес к труду, его деятельность вскоре станет негативной для предприятия. человеческий ресурс потенциал

Еще одним из элементов потенциала человеческих ресурсов является мотивирующее видение у работников организации или предприятия. Видение - это комплекс представлений работников организации (предприятия) по поводу того, чем должна стать эта организация (предприятие) в будущем. Создание видения - более важная задача, чем формирование традиционных планов. В создании видения участвуют не только разум, но и эмоции. В связи с этим в формировании видения участвуют прежде всего элементы культуры организации. Видение имеет мощное стимулирующее воздействие. Образное представление о том, к чему идет то или иное предприятие, помогает каждому самостоятельно ставить перед собой цели, совместные с общим стремлением. Фактически, видение - это проект будущего состояния, который мотивирует людей к самостоятельным творческим действиям. Видение - это не просто проект, план, а скорее образ будущего, в который вложены не только ум, интеллект, но и чувства сотрудников предприятия. Кроме того, это не только образ, созданный администрацией, но и образ, разделяемый членами организации (сотрудниками предприятия).

Практическое осуществление любой концептуальной модели управления развитием человеческих ресурсов должно учитывать специфику конкретной организации. Вместе с тем представляется целесообразным выделить некоторые универсальные черты (принципы), отличающие концепцию управления развитием человеческих ресурсов в современных условиях:

а) трактовку людей как ценного ресурса организации, нуждающегося в развитии;

б) стратегическую ориентацию, выражающуюся в соединении целей и политики в сфере управления человеческими ресурсами с миссией и стратегией организации;

в) формирование культуры организации, являющейся базовым элементом развития и эффективной реализации человеческих ресурсов;

г) создание условий для участия работников в развитии организации, децентрализацию кадровых решений путем передачи больших прав нижестоящим менеджерам.

3. Формирование человеческого потенциала в ВУЗе

Существенное значение в формировании человеческого потенциала имеет сфера образовательных услуг. В условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг подготовка специалистов в вузе на основе цели «соответствие требованиям стандарта» без разработки стратегии образовательного процесса приводит к получению «ограниченного результата тактического характера» и возникновению системных противоречий. Вопрос устранения противоречий в системе подготовки специалиста может быть решен при разработке методологии стратегического развития человеческого потенциала в высшей школе, которая обеспечивает выявление способностей организации, преподавателей, студентов к изменениям, обучению и самосовершенствованию. Анализ проблем оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста, развития человеческого потенциала представляет собой сложную по структуре и содержанию процедуру, которая должна рассматриваться как составная часть методологии развития сферы услуг. С этой целью следует осуществить проектирование технологий оценки человеческого потенциала по уровню конкурентоспособности, что предполагает обоснование и выбор критериев оценки, адекватных поставленной стратегической цели. В качестве критериев оценки могут рассматриваться такие показатели, как способность выпускника вуза к быстрой адаптации в динамично изменяющихся условиях среды; количество смежных отраслей, в которых выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на освоение новых специальностей, способность принимать правильные управленческие решения; владение навыками системного управляющего. Оценка профессиональной компетентности специалиста как личности включает такие элементы, как психологическая подготовка, ценностная ориентация специалиста. Ценностно-ориентационный компонент современного специалиста представляет собой совокупность личностно-значимых критериев при оценке деятельности и принятии решений. Использование диагностических методов при подготовке специалистов высшей школы позволит определить параметры и критерии личностно-профессиональных характеристик специалиста, соответствующих потребностям общества, рынка образовательных услуг и рынка труда.

Заключение

Человек -- это личность. В реальной жизни он является представителем множества социальных институтов, сюда входит и трудовой коллектив, в котором человек является источником знаний, умений и навыков. От качества и эффективности использования человеческих ресурсов во многом зависят результаты деятельности организации. Поэтому проблема накопления, хранения и развития потенциала человеческих ресурсов организации должна стать ее приоритетной задачей, ее решение должно быть соответствующим образом обеспечено, поскольку уровень развития потенциала человеческих ресурсов определяет степень развития организации, ее конкурентноспособности. В этом может помочь система образования, которая должна стать одним из главных факторов сохранения и развития человеческого потенциала.

Литература

1. Щетинин В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки //МэиМО.-2001.-№12.

2. Лимачко Е. Е. Человеческий капитал в современной экономике - некоторые теоретические аспекты / Лимачко Е. Е. - Новосибирск: Институт Экономики и ОПП СО РАН.

3. Фитценц Як. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической ценности персонала; [пер. с англ. Меньшикова М.С., Леонова Ю.П.; под. общ. ред. В.И. Ярных] / Фитц-енц Як. - М.: Вершина, - 2006. - 320с.

4. Мухамеджанова А.Г. Человек - исходная категория экономической теории // Поиск. - 2002, с.186-197. Экономика труда: учебник / И. М. Алиев [и др.]. -- Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 393 с.

5. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. - 2005. - №3.- С. 5-16.

6. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе / Т.И. Заславская // Общественные науки и современность. - 2005. - №4.- С. 13-25.

7. Ожегов С.И., Словарь русского языка; под ред. Н.Ю. Шведовой / С.И. Ожегов.- М.: Рус. Яз., 1991. - 917с.

8. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития / И.В. Соболева. - М.: Наука, 2007. - 202с.

9. Ушаков Д.Н., Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: «Буколика», изд-во «РОССА», 2008. - 1243с.

10. Управление персоналом: Учебник для вузов / под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд. перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ, 2006. 560с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и значение человеческих ресурсов и трудового потенциала предприятия. Показатели состояния и движения человеческих ресурсов. Состояние и эффективность использования человеческих ресурсов в ООО "Сединтаг". Разработка стратегии управления ними.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2011

    Сущность процесса планирования человеческих ресурсов в организации. Планирование человеческих ресурсов - процесс определения того когда, где, сколько, какого качества и по какой цене потребуется организации сотрудников для реализации ее задач.

    реферат , добавлен 04.06.2008

    Эволюция менеджмента персонала на предприятии. Человеческие ресурсы предприятия и реализация стратегии. Формирование кадрового потенциала предприятия с учетом стратегического аспекта. Основные методики, используемые при разработке стратегии фирмы.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2011

    Сущность менеджмента в современных условиях. Планирование человеческих ресурсов в организации в современных условиях. Механизм конфликтологии в управлении человеческими ресурсами. Анализ системы менеджмента человеческих ресурсов на ЗАО "ГОТЭК".

    курсовая работа , добавлен 04.08.2011

    Управление человеческими ресурсами на стратегическом уровне иерархии управления. Изучение результатов анализа функционирования системы управления развитием человеческих ресурсов организации. Характеристика сил, действующих на управленческую деятельность.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2013

    Понятие и направления развития человеческих ресурсов: планирование, формирование, оценка. Сущность и виды человеческого капитала. Технология развития персонала, основные функции мотивации труда. Анализ особенностей инвестиций в человеческий капитал.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2015

    Связь ресурсов и факторов производства. Материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы. Человеческие ресурсы организации на примере ресторана "Калигула". Анализ причин потерь рабочего времени, совершенствование системы стимулирования труда.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Профессия - консультант. Изменяющийся характер функций персонала. Политика, практика и анализ человеческих ресурсов. Планирование человеческих ресурсов. Комплектование штатов и отбор. Снижение затрат на управление. Снижение текучести кадров.

    реферат , добавлен 29.11.2006

    Цели и задачи управления человеческими ресурсами. Внешнее и внутреннее соответствие как согласованные взаимосвязи между конкурентной стратегией организации и стратегией управления человеческими ресурсами. Проблема планирования человеческих ресурсов.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2012

    Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Запсибкомбанк". Характеристика состава, структуры и динамики кадров, эффективности их использования. Оценка и учет человеческих ресурсов. Разработка рекомендаций по улучшению кадрового потенциала.

Основная цель развития человеческого потенциала - формирование и развитие интеллектуального потенциала нации и его эффективное использование.

За последние пять лет Россия поднялась на три позиции в рейтинге развития человеческого потенциала. Теперь она занимает 65-е место из 169 стран.

Однако эффективность реализации человеческого потенциала отстает от ведущих мировых держав (Таб. 24)

Таблица 24

Зависимость экономического развития некоторых стран мира от уровня квалификации их рабочей силы (2002 - 2005) 12

Страна

Численность населения, млн. человек

ВВП, млрд. долл.

Доля мирового ресурса квалифицированной рабочей силы, %

Уровень квалификации рабочей силы, %

Относительные значения квалифицированной рабочей силы рассчитаны на каждые 100 млн. численности населения страны, что позволяет сравнивать между собой уровни квалификации рабочей силы в разных странах. Япония, обладая всего 9% мирового ресурса квалифицированной рабочей силы (у России - 16%), обеспечивает ВВП, в пять раз превышающий отечественный, что говорит о крайне неэффективном использовании интеллектуального потенциала. При том, что уровень квалификации рабочей силы в России сегодня самый высокий в мире, по этому показателю мы значительно опережаем наиболее развитые в экономическом отношении страны: например, Японию - в полтора раза, а США - почти на 40%. Это подтверждает тезис, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств они вкладывают в своих людей.

Данная ситуация является результатом различных подходов к человечески ресурсам. Основу новой экономики составляет человеческий капитал, являющийся главной движущей силой социально-экономического развития современного общества.

В связи, с чем необходимо изменение роли человеческого капитала, превращение его из затратного фактора в основной производительный и социальный фактор развития. Основу концепции развития человеческого потенциала должно составлять создание условий для самореализации человека и работа над самоидентификацией личности. При таком проходе во главе угла будет уникальность человека, его таланты и способности.

Достижение поставленных целей возможно при реализации основных задач в ключевых сферах оказывающих непосредственное влияние на формирование человеческого потенциала: образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт.

Тенденции международной и российской рыночной экономики предъявляют новые требования к рынкам труда и системам образования. Современная система образования должна стать эффективным средством для сохранения человеческого потенциала нашей страны, повышения его качества, развития интеллекта и духовности российского общества, что является сегодня необходимым условием обеспечения национальной безопасности России. Система образования должна быть нацелена на выявление в каждом человеке его уникальных способностей и стимулирование творчества.

В связи, с чем необходимо формирование программ обучения и воспитания детей, стимулирующих в них творчество и стремление к совершенству, воспитывающих в них индивидуальность.

Достижение этой цели невозможно без развития системы дополнительного образования. Основным критерием эффективности муниципальной политики в системе дополнительного образования должно стать наличие широкого спектра услуг, предлагаемых учреждениями допобразования, кроме того, необходимо создание условий для самореализации личности.

Профориентация как процесс оказания помощи индивиду в изучении профессии и собственных личностных качеств, процесс, завершающийся разумным выбором своего дела должна стать ключевой в системе образования. Такой подход позволит в целом сформировать спрос на профессии не на основе модных тенденций, а исходя из способностей каждого человека. Институт профессиональной консультации должен стать частью системы образования.

В свою очередь в системе высшего образования бизнес-инкубирование должно стать неотъемлемой частью учебного процесса. Студенческие бизнес инкубаторы должны стать центрами студенческой активности, где молодым людям будет дана возможность реализовать свои идеи и таланты. Такой подход заложит основу для развития малого предпринимательства и обеспечит самозанятость населения. Система высшего образования должна ориентировать студентов на применение в своей профессиональной деятельности новых технологий, создание новых продуктов и постоянное совершенствование своего мастерства.

Кроме того, муниципальная политика должны быть направлена на улучшение условий для развития предпринимательства, поддержку начинающих предпринимателей и стимулирование инновационной деятельности.

Культурно-ценностные ориентации и готовность к семейной жизни и воспитанию детей являются одними из ключевых характеристик человеческого потенциала. В связи с чем, пропаганда культурного поведения и здорового образа жизни, культура как образ жизни, семейное воспитание вот некоторые из определяющих направлений сферы образования и культуры.

Когда речь идёт о качестве человеческого капитала, нужно иметь в виду и здоровье человека, его ценностные ориентации на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни должен стать одной из составляющих успешности человека.

Политика в сфере здравоохранения должна быть направлена на популяризацию бережного отношения к своему здоровью, помощь в созидании правильных привычек в семье. В связи с чем, основными приоритетами данной сферы должны стать профилактика, ранняя диагностика, что может быть обеспечено за счет расширения сектора негосударственной медицины, которая включится в решение задач ранней диагностики и практику сохранения здоровья. к расширению сектора негосударственной медицины, которая включится в решение задач ранней диагностики и практику сохранения здоровья. Данный приоритет может быть реализован на принципах муниципально-частного партнерства.

Так как физическая культура и спорт являются основой здорового образа жизни, мероприятия должны быть направлены на создание условий для занятий физической культурой и спортом и повышение его доступности.

Инвестиции в сохранение человеческого капитала, здоровье, продление трудоспособного возраста и улучшение качества жизни имеют прямое влияние на эффективность уже осуществлённых и будущих вложений в образование, науку, культуру и производство.

Немаловажным условием развития человеческого потенциала является создание комфортных условий проживания, что складывается из жилищных условий (доступность жилья, качественное предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства), экологии, безопасности жизнедеятельности, безопасности личности (правопорядок, защита интересов граждан, защита от ЧС, безопасность в бытовых условиях), социальной защиты (наличие социальных гарантий).





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.