Социально-экономическое развитие Китая в конце XX веке. Социально-экономическое развитие Китая в конце XX веке Фашистские путчи в Японии, их причины и последствия











1 из 10

Презентация на тему: Китай в конце XX - начале XXI вв

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Китай - страна древнейшей цивилизации, сохраняющей преемственность на протяжении более 3 тыс. лет. Его население составляет около 1/5 всех жителей Земли. Войдя в XX в. полуколонией ведущих держав, к исходу столетия Китай стал одной из самых влиятельных и динамично развивающихся стран мира.

№ слайда 4

Описание слайда:

Гражданская война в Китае завершилась победой коммунистов. 1 октября 1949г. Была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Остатки войск гоминьдана отступили под прикрытием американского флота на остров Тайвань.Правительство КНР возглавил Мао Цзэдун. Политический режим, утвердившийся в Китае, стал называться «демократической диктатурой народа». В стране началась аграрная реформа. Земли помещиков, монастырей, собственников, не обрабатывающих их самостоятельно, а также принадлежавший им скот и инвентарь были распределены между крестьянами. Земля, леса и т.д. стали собственностью государства. Особое внимание уделялось развитию системы образования, строительству железных дорог, предприятий тяжелой промышленности.Затем руководство КНР взяло курс на строительство социализма по примеру СССР и вступило на путь создания коллективных хозяйств в деревне. Осуществлялась национализация промышленных предприятий и банков, экономика почти полностью перешла под контроль государства.

№ слайда 5

Описание слайда:

В 1950 г. между Китаем и СССР был подписан Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.Во второй половине 1950-x гг. отношения между СССР и Китаем постепенно начали ухудшаться. Отчасти это было связано с развенчанием культа личности И.В. Сталина XX съездом КПСС(1956). Мао Цзэдун считал, что КПСС не имела права единолично оценивать деятельность Сталина – лидера всего коммунистического движения. Недовольство вызвал также отказ СССР передать Китаю технологию производства ядерного оружия. Визит Н.С. Хрущева в США (1959) был воспринят как предательство интересов КНР. Мао Цзэдун видел в Соединеных Штатах главного врага Китая, так как американцы не признавали КНР и продолжали считать гоминьдановский режим на Тайване единственным законным представителем китайского народа.В 1971 г. КНР нормализовала отношения с США, которые признали Тайвань ее неотъемлемой частью. Представитель Китая занял свое место в Совете Безопасности ООН, которое ранее принадлежало Тайваню.Чтобы укрепить свое влияние на международной арене, Китай стал поддерживать коммунистическое движение в других странах Азии и Африки, подталкивая их к выбору в пользу китайской модели социализма.

№ слайда 6

Описание слайда:

На базе обобществления всей крестьянской собственности создавались аграрные коммуны, вводилось уравнительное распределение произведенной продукции. Под страхом наказания трудящиеся были обязаны работать с полной отдачей сил при минимальном обеспечением продовольствием, что означало перевод страны на казарменное положение. От коммун требовали выпускать не только аграрную, но и промышленную продукцию. По всему Китаю создавались примитивные печи для выплавки железа. Правда, низкое качество исключало возможность его дальнейшего использования.От такого ритма Китай столкнулся с проблемой голода, от которого погибли миллионы человек. Голод и спад промышленного производства сопровождались милитаризацией страны.

№ слайда 7

Описание слайда:

В 1981 г. В Китае началось осуществление рыночных реформ. Их идейным вдохновителем был Дэн Сяопин.Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем. Именно поэтому их назвали «прагматическими». Были ликвидированы коммуны. Крестьянство получило возможность реализовывать произведенные излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны, на территории которых снижались налоги и таможенные тарифы. Предприятиям предоставлялась значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни.

№ слайда 8

Описание слайда:

Политическая стабильность в сочетании с экономикой, открытой для зарубежных инвесторов, сделала Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП на душу населения в Китае в 1980 – 2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире – около 10%. Китай полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии. Китай освоил производство продукции на основе информационных технологий. Он стал третьей после России и США космической державой, самостоятельно осуществив в 2003 г. запуск космического аппарата с человеком на борту. Планируется строительство китайской орбитальной станции и базы на Луне. По многим оценкам, Китай в середине XXI в. Сможет на равных конкурировать с Соединенными Штатами.

№ слайда 9

Описание слайда:

С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную внешнюю политику, то есть избегать конфликтов с соседями, поддерживать торгово – экономические отношения со всеми странами мира.В последние годы КНР быстрыми темпами развивает торгово – экономическое сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки. Особое значение предается сближению с Венесуэлой, руководство которой заявляет о своей приверженности социализму.В 2001 г. был подписан российско – китайский Договор о добрососедстве, дружестве и сотрудничестве. Стороны отказались от применения силы друг против друга, обязавшись консультироваться в случае возникновения угрозы миру. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по спорным вопросам о линии прохождения границы. Китай стал одним из ведущих покупателей российской военной технике и технологий. Многие китайские предприниматели ведут активную экономическую деятельность на территории стран СНГ, особенно в России.

№ слайда 10

Описание слайда:

С 1977 года Дэн Сяопин возглавил фракцию умеренных и начал работу по программе «четырех модернизаций», которой предстояло укрепить промышленность, сельское хозяйство, науку и оборону. С 1994 года национальная валюта Китая, юань, приобрела твердый курс. В настоящее же время Китай - огромная страна с большими экономическими, социальными и политическими перспективами.

Новое тысячелетие Китай встретил в качестве одного из мировых экономических лидеров. Страна сумела создать собственную экономическую модель, в которой использовались сильные стороны централизованного государственного управления в сочетании с рыночными механизмами конкуренции в производственной сфере.

Наличие дешевой рабочей силы делало страну привлекательной для иностранного капитала. Производство дешево продукции и выход это продукции на мировой рынок стали прорывом страны в сфере получения валютных прибылей.

Китай в начале XXI века является космической и ядерной державой. Окончательное формирование и поддержка рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика КНР остается многоукладной. Хотя доля иностранных инвестиций в экономику страны высока, почти 80% всех иностранных инвесторов - этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. То есть Китай вовлекает в сферу своей экономики в первую очередь патриотически настроенных сограждан, продвигая, тем самым. Свои интересы в развитые страны мира. К 2020 году Китай, согласно планам КПК, должен догнать США по совокупному доходу ВВП.

Для поддержки структурных изменений экономики Китай активно развивает собственную систему образования, а также поддерживает обучение студентов за рубежом (в первую очередь в США и Японии). Поощряется импорт технологий, которые позволяют развивать такие прогрессивные и перспективные направления экономики как разработка программного обеспечения, телекоммуникационная индустрия, производство новых материалов, биотехнологии, медицинская и фармакологическая промышленность. В КНР свыше 384 миллионов пользователей сети Интернет, страна является мировым лидером по числу пользователей мобильной телефонной связи (487,3 миллионов пользователей на апрель 2007 года, что объясняется, конечно, численностью населения страны). В районе Хайдянь севернее Пекина создана китайская "Силиконовая долина". Интенсификация производства имеет, однако, и побочные результаты: уровень скрытой безработицы в сельской местности почти в два раза превышает официальные показатели (4,6 %). Китай негласно поощряет эмиграцию Экономика Китая. Структура экономики Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.ereport.ru/articles/weconomy/china2. htm.

Динамика экономики Китая хорошо иллюстрируется рядом диаграмм, приведенных на рисунке 1.

ВВП КНР в млрд. долларов США

Темпы роста ВВП Китая в %

Темпы промышленного производства в КНР

Объем экспорта Китая, млрд. долларов США


Объем импорта Китая, млрд. долларов США

Рис. 1 Основные показатели экономики Китая в динамике

Приведем некоторые статистические данные, говорящие о современном уровне китайской экономике и. тем самым, подтверждающие эффективность проведенных в стране реформ.

К 2006 году Китай стал третьим по величине производителем транспортных средств в мире (после США и Японии) и вторым по величине потребителем (после США). Производство автомобилей очень резко выросло за время реформ. Китай стал автомобилестроителем номер один в мире в 2009 году. Сегодня говорят также о том, что за последние несколько лет произошел и скачек в качестве выпускаемых в КНР автомобилей.

Китай - крупнейший производитель стали в мире, причем сталелитейная промышленность быстро увеличивала свое производство в начале ХХI века. Производство железной руды шло в ногу с производством стали в начале 1990-ых, но значительно отстало в связи с началом импортом железной рудой и других металлов в начале 2000-ых. Производство стали выросло от 140 миллионов тонн в 2000 году до 419 миллионов тонн в 2006 году (цифры приведены с округлением). Большая часть стали производится на небольших предприятиях. Китай - основной экспортер стали в мире. Объем экспорта стали в 2008 году составил 59,23 миллионов тонн (снижение на 5,5% по сравнению с 2007 годом).

Бурный рост экономики потребовал от Китая приобретать энергетические ресурсы, в то время, как до реформ страна была их поставщиком. Крупнейшим поставщиком нефти и газа в КНР является Россия. В то е время Китай наращивает и собственные энергетические мощности. "В 2009 году Китай вышел на третье место в мире по сумарным мощностям ветроэнергетики - 25104 МВт. В конце 2009 года около 90 китайских компаний производили ветряные турбины, более 50 компаний производили лопасти и около 100 компаний производили различные компоненты…

В 2009 году в Китае на возобновляемых источниках энергии работали электростанции суммарной мощностью 226 ГВт. Из них 197 ГВт гидроэлектростанций, 25,8 ГВт ветряных электростанций, 3200 МВт на биомассе, и 400 МВт фотоэлектрических электростанций, подключённых к электрическим сетям. К 2020 году правительство Китая планирует построить 300 ГВт новых гидроэлектростанций, 150 ГВт ветряных электростанций, 30 ГВт станций, работающих на биомассе, 20 ГВт фотоэлектрических электростанций. Суммарная мощность электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии достигнет 500 ГВт., мощности всей электроэнергетики Китая вырастут до 1600 ГВт. к 2020 году.

Активно развивается и ядерная энергетика. Планируется вводить в строй не менее 1,8 ГВт ядерных генерирующих мощностей ежегодно, чтобы к 2020 году суммарная мощность китайских АЭС выросла до 40 ГВт, что к тому времени должно составлять около 4 % в общем энергобалансе страны. Китайская ядерная энергетика за предыдущие 20 лет развития построила АЭС с суммарной мощностью энергоблоков на уровне 6,7 ГВт, что дает чуть больше 1 % всей выработки электроэнергии в стране…

Производство зерновых в стране в 2007 году превысило 500 млн. тонн против 497 млн. тонн, произведенных в 2006 г. Аналитики министерства отмечают постепенное снижение годового потребления зерна на душу населения - с 412 кг в 1996 г. до 378 кг в 2006 г.

Китай занял первое место в мире по объемам экспорта овощей и производства фруктов. В последние годы в стране значительно расширены посевные площади под овощные культуры. Если в 1996 году их общая площадь составляла 11 млн. га, то в 2006 году она достигла 15 млн. га. Объем производства овощей способен не только удовлетворить внутренний спрос, но и увеличить их экспорт. В 2007 г. на 676 оптовых рынках сельскохозяйственной продукции крупных и средних городов был создан механизм мониторинга качества и безопасности продуктов.

Общая площадь фруктовых садов увеличилась с 9 млн. га в 1996 году до 10 млн. га в 2006 году, за данный период объем урожая фруктов повысился с 46,53 млн. т. до 95,99 млн. т. В настоящее время производство фруктов в Китае составляет 17% мирового объема. В 2007 году валовое производство аквапродукции автономного района Внутренняя Монголия (Северный Китай) достигло 94 тыс. тонн, увеличившись на 8%. Чистые среднедушевые доходы рыбаков составили 740 долл. США с приростом в 10%.

В 2007 году в Китае стабильно развивается рыбоводство, на китайском рынке представлен широкий ассортимент продукции водного промысла, цены на морепродукты стабильные, растет торговый оборот. Валовый объем производства в этой сфере за 2007 г. составил около 69,4 млрд. долл. США. " Экономика Китая. Структура экономики Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.ereport.ru/articles/weconomy/china2. htm

Таким образом, сегодня экономика Китая оказалась не только конкурентоспособной, но и более устойчивой к кризисным явлениям. Чем экономики развитых стран Запада.

Дисциплина: Политология
Тип работы: Реферат
Тема: Геостратегическая политика Китая конца 20 – начала 21 века

Геостратегическая политика Китая конца 20 – начала 21 века 3

Список литературы 11

Геостратегическая политика Китая конца 20 – начала 21 века

Спецификой внешней политики КНР следует считать оформление ее в государственную доктрину или во внешнеполитическую теорию. Обычно она является важнейшим компонентом, точнее, руководящим стержнем в процессе формирования и реализации внешней политики. Она призвана убе-дить население в обоснованности тех или иных шагов китайской политики на международной арене. Обоснование зиждется на теории, которая, в свою очередь, призвана отражать объективную реальность. В соответствии со стандартами китайских определений теория (лилунь) есть \"система концеп-ций и принципов, или систематизированное рациональное знание; научная теория устанавливается на основе общественной практики и доказывается и проверяется общественной практикой, и правильно отражает суть и законы объективной реальности. Значение научной теории определяется ее способ-ностью управлять человеческим поведением\".

Здесь надо иметь в виду то, что в отличие от китайской практики, аме-риканцы в принципе не признают объективных реальностей. Поэтому у них никогда не были популярны философы-объективисты, в частности, один из гениальных среди них - Гегель. Им кажется, что реальность создается сами-ми американцами. Не должно смущать наличие в США различных концеп-ций и внешнеполитических доктрин (доктрина политического реализма, не-оконсерватизма, неолиберализма и т.д.). Эти теории не являются в научном плане теориями. Обычно они представляют собой набор целей, которых Ва-шингтон должен достичь на международной арене в соответствии с нацио-нальными интересами США. Их абсолютно не волнует, насколько эти инте-ресы приемлемы или соответствуют интересам других субъектов междуна-родной политики. Тем более их не интересует, насколько они адекватны объ-ективному ходу развития человечества. Это тоже специфика американской внешней политики.

В Китае к теории исторически относились с глубоким уважением. Если она казалась убедительной, отражала личную практику большинства китай-цев, тогда проведение политики на основе теории становилось нетрудной за-дачей с точки зрения ее поддержки внутри страны. Причем китайцев не сму-щает частая смена теорий. Напротив, большую настороженность вызвала бы \"вечная\" теория. В сознании это фиксируется тем, что поскольку жизнь, ми-ровая обстановка, да и сам Китай постоянно меняются, значит теория, отра-жая эти изменения, также должна меняться, иначе она превращается в догму.

В китайских документах часто присутствует термин - линхуо син (гиб-кость), который как бы аккумулирует и отражает явления, требующие посто-янных изменений. Одновременно есть некие постоянные вещи, которые нельзя изменить, или, по крайней мере, они не подлежат изменению. Это своего рода фундаментальные принципы, касающиеся жизненных нацио-нальных интересов. Такие бескомпромиссные вещи обозначаются термином - юандзэ син (принципы), под который попадают национальные интересы, суверенитет и социалистический путь развития КНР. Среди национальных интересов четко фиксируется принцип воссоединения с Тайванем, и этот принцип не подлежит ни компромиссам, ни даже обсуждению. В разряд ана-логичных принципов входят китайские ценности - чжунсюе вэйти, которыми нельзя поступаться при взаимодействии с Западом. В то же время принцип - сисюе вэйюн (западные ценности) предполагает использовать западные цен-ности в технических и практических целях.

Без знания такого типа нюансов часто бывает сложно понять \"непосле-довательность\" китайских теорий и поведения Пекина на международной арене.

После образования КНР в 1949 г. официально Китай поменял несколько теорий. В 1950-е годы эта была теория \"двух лагерей\": на одной стороне ка-питалистический лагерь во главе с США, на другой - социалистический во главе с СССР и Китаем (последний в качестве \"младшего брата\"), между ко-торыми располагалась \"промежуточная зона\", состоявшая из освобождаю-щихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, впоследствии обозначен-ные как страны \"третьего мира\".

В 1960-е годы теория \"двух лагерей\" трансформировалась в теорию \"трех миров\": первый мир - империализм во главе с США, второй мир - со-циал-империализм во главе с СССР (сюда включались и все социалистиче-ские страны Восточной Европы, за исключением Румынии и Албании) и тре-тий мир - развивающиеся страны во главе с КНР.

В 1970-е годы эта теория видоизменяется: теперь первый мир составля-ют империалистические США и социал-империалистический СССР, сопер-ничающие за гегемонию в мире; второй мир - остальные капиталистические страны, третий мир в том же составе во главе с КНР30. Сейчас любопытно прочитать, как Дэн Сяопин интерпретировал эту теорию, которую он, види-мо, и создавал.

На Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 апреля 1979 г., в своей речи, которая позже была опубликована под названием \"Теория трех миров\", он говорил: «Пока две великие сверхдержавы ведут борьбу за миро-вую гегемонию, противоречия между ними неизбежны. ...Их компромиссы и сделки могут быть только частичными, временными и относительными, в то время как их соперничество всеобъемлюще, постоянно и абсолютно. В ко-нечном счете, так называемое \"сбалансированное сокращение сил\" и \"огра-ничение стратегического оружия\" не более чем пустые разговоры, поскольку на самом деле нет никакого \"баланса\", не может быть и никаких \"ограниче-ний\". Они могут достичь определенных соглашений, однако их соглашения являются только фасадом и обманом. Это соперничество между двумя сверх-державами распространено по всему земному шару.

Этот пассаж свидетельствует о том, насколько чисто идеологический подход, присущий прежним теориям, переплелся с геостратегическими рас-суждениями, и как быстро, всего через три года, он был заменен на чисто прагматическое видение мира.

В 1980-е годы \"теория трех миров\" как-то незаметно исчезла из полити-ческого лексикона китайских руководителей. Ее место заняла \"координатная теория\": «Восток – Запад», «Север – Юг». Хотя она была обнародована Чжао Цзыяном на Шестом конгрессе ВСНП (июнь 1983 г.), ясно, что сформулиро-вана она была Дэн Сяопином. Сама по себе \"теория\" не нова, однако китай-ский вариант придал ей особую специфику. В соответствии с этой теорией между Востоком и Западом начался процесс мира, а между Севером и Югом - процесс развития, причем второй процесс является ключевым. В отношени-ях между Востоком и Западом Китай избегает связей наподобие альянса, а также выступает против \"гегемонии\". В рамках же отношений «Север – Юг» Китай поддерживает диалог и сотрудничество по линии «Юг – Юг».

Данная \"теория\" мало похожа на теорию. В ней исчезли идеологические клише, свидетельствующие, с одной стороны, об изменении политики Пеки-на в отношении СССР, который в тот момент демонстрировал жесткую анти-западную, точнее антиамериканскую линию (время Ю. Андропова), с другой - некоторый антиамериканизм в политике самого Пекина (в первый срок Р. Рейгана), с третьей стороны - необходимость сбалансировать свои отношения в рамках большого \"треугольника\" (СССР-США-КНР). Главное же - Китай вступил на путь реформ, который требовал исторической паузы для накопле-ния сил, в том числе и с помощью как можно большего количества госу-дарств, независимо от их политической окраски. Не случайно, поэтому Китай впервые в своей \"теории\" никого не назвал своим \"врагом\". Политика От-крытых дверей требовала дружбы со всеми.

В 1990-е годы, особенно во второй половине 90-х годов, Китай значи-тельно окреп, сумел вовлечь в свою экономику множество стран и ТНК. Те-перь уже без особых опасений китайские руководители стали вновь подчер-кивать идеологические аспекты международной ситуации и политики тех или иных государств. Причем к этому, так же как и в связи с внутриполити-ческой ситуацией, их толкает сам Запад, точнее, опять же США. Руководите-ли КНР постоянно вынуждены подчеркивать, что их страна - социалистиче-ская, у которой свое видение и понимание мира, отличающиеся от представ-лений Вашингтона. Это видение в обобщенной форме изложил директор од-ного из научных центров ЦК КПК Ван Жуйпу.

В духе классического марксизма, в котором категория \"противоречие\" играет решающую роль при анализе общественных явления, китайский уче-ный пишет: «Современная международная ситуация характеризуется тремя типами противоречий. Помимо проблем Восток-Запад и Юг-Север, сущест-вует проблема Север-Север.

Отношения Восток - Запад относятся к противоречиям между социали-стическими и капиталистическими странами. После развала бывшего Совет-ского Союза Китай остался единственной большой социалистической стра-ной в мире. Естественно, Китай стал главной целью в стратегии \"мирной эволюции\" Запада.

Отношения Юг-Север вплетены в противоречия между развивающимися и развитыми странами. Китай, как самая большая развивающаяся страна, вновь принимает на себя удары в этой связи.

Отношения Север-Север представляют собой противоречия внутри са-мих развитых государств. В последнее время конфликты становятся острее, и это дает Китаю возможности для маневра в проведении собственной дипло-матической активности».

Внешняя политика самого Китая при этом строится, как это постоянно подчеркивается всеми китайскими деятелями, на основе \"независимой поли-тики мира\", которая опирается на 5 принципов мирного сосуществования. Напомню их: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостно-сти; взаимное ненападение и невмешательство во внутренние дела других го-сударств; равенство и взаимная выгода и мирное сосуществование.

Все чаще и чаще стала подчеркиваться идеологическая самостоятель-ность КНР. Ли Пэн на Третьей сессии Восьмого конгресса ВСНП (5 марта 1995 г.) заявлял: «Мы не навязываем свою социальную систему или идеоло-гию другим, но мы также против попыток навязывания нам другими страна-ми своей социальной системы или идеологии». На следующий год \"идеоло-гический фактор\" был усилен. В доклад Ли Пэна, прочитанным им на Чет-вертой сессии Восьмого конгресса ВСНП (5 марта 1996 г.), была введена специальная глава (VI) под названием \"Развивающаяся социалистическая культура и идеология и усиление демократии и законодательной системы\". В ней, в частности, говорилось: «...Мы должны отдавать приоритет развитию социалистической культуры и идеологии... Мы не должны искать временных успехов в экономическом развитии за счет культурного и идеологического прогресса. ... Мы должны развивать традиционные добродетели китайской нации, уважать достижения человеческой цивилизации и оказывать сопро-тивление разлагающимся капиталистическим и феодальным идеям».

Наконец, на Шестом Пленуме 14 сессии ЦК КПК (10 октября 1996 г.) была утверждена резолюция \"О содействии развитию социалистической эти-ки и культурного прогресса\", в которой была дана развернутая программа социалистического культурного строительства в Китае на основе марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и дэнсяопиновской теории строительства со-циализма с китайской спецификой. В резолюции, в частности, подчеркива-лась необходимость четко отличать «правильное от неправильного в таких главных вопросах как марксизм от антимарксизма, диалектический и истори-ческий материализм от идеализма и метафизики, общее развитие различных секторов экономики с общественной собственностью как основу развития от приватизации, социалистическую демократию от парламентской демократии, практикуемой в западных странах, социалистическую идеологию и культуру от феодальной и коррумпированной капиталистической идеологии и культу-ры».

Естественно, участившиеся идеологические пассажи были вызваны уси-лением давления США на Китай в области \"прав человека\".

В упоминавшейся речи Ли Пэна была усилена также \"тайваньская часть\" по сравнению с позицией 1995 г. После заявления о том, что Китай настроен в пользу \"мирного воссоединения\", было добавлено: «но мы не гарантируем, что откажемся от использования силы. То, что мы не отказываемся от ис-пользования силы, направлено не против наших соотечественников на Тай-ване, а против планов западных сил вмешиваться в китайское воссоединение и стать причиной «независимого Тайваня».

Ли Пэн воспроизвел нынешнюю китайскую позицию на структуру мира. Мир становится многополярным, - говорил он. И состоит он из Северной Америки, Европы и Восточной Азии. Необходимо обратить внимание, что Япония не выделяется в отдельный полюс или центр, а входит в Восточную Азию. Этот мир, - продолжает Ли Пэн, - полон противоречий, а их причиной является \"гегемонизм и политика силы\". Еще сохраняется \"несправедливость и иррациональный международный политический и экономический поря-док\". Китай в этих условиях продолжает проводить \"независимую внешнюю политику мира, развивать дружеские отношения сотрудничества со всеми странами и работать для установления справедливого и рационального ново-го международного политического и экономического порядка\". Очень важ-ный момент: \"Китай не вступит в союз ни с одной великой державой или блоком стран, а также не будет делать критерием социальную систему или идеологию для межгосударственных отношений\".

Если очистить эту речь от \"тумана\", то обнаружится кажущаяся двойст-венность в подходе официального Пекина к США. Ясно, что гегемоном ныне являются только США, ответственные за \"иррациональный и несправедли-вый международный порядок\". Китай хочет восстановить \"рациональный по-рядок\", т.е. фактически он находится как минимум в потенциальной кон-фронтации с США. С другой стороны, Пекин оговаривает, что \"идеологиче-ская\" окраска стран его не волнует, что предполагает экономическое сотруд-ничество с теми же США. В блоки он входить не собирается, в союзы с вели-кими державами тоже. Провозглашение подобных намерений ни к чему не обязывает, так как КНР просто не с кем в настоящее время вступать в блок. Все серьезные блоки сгруппированы вокруг США, а с несерьезными блоками смысла нет.

В то же время столь туманные и, казалось бы, противоречивые оценки позволяют \"объяснять\" любые шаги КНР на международной арене, дают возможность время от времени, в зависимости от ситуации, переставлять ак-центы в своих внешнеполитических конструкциях и говорить, например, не о блоках, а о \"стратегическом партнерстве\". Главное, что может быть пропу-щено экспертами, это выделение Восточной Азии в качестве одного из трех центров мира, ядром которого, естественно, подразумевается Китай. И хотя там еще \"оставлена\" Япония, но она или должна быть растворенной в китай-ском \"влиянии\", или \"выскочить\" за рамки Восточной Азии в качестве само-стоятельного центра, или оставаться частью Североамериканского центра.

Список литературы

1. Civilization: Clash or Fusion // Beijing Review, Jan. 15-21, 2002.

2. East and West Mutually Complementary // Beijing Review, Jan. 15-21, 2002.

3. Fuller, Graham. The next Ideology. - Foreign Policy Spring 2003.

6. Weede, Erich. Future Hegemonic Rivalry between China and the West?

Забрать файл

Сохранение своих территорий - это результат многовековых традиций. Китай, внешняя политика которого имеет уникальные особенности, последовательно отстаивает свои интересы и при этом умело выстраивает отношения с соседними государствами. Сегодня эта страна уверенно претендует на мировое лидерство и это стало возможным в том числе благодаря «новой» внешней политике. Тройка крупнейших государств на планете - Китай, Россия, США - на данный момент является важнейшей геополитической силой, и позиция Поднебесной в этой триаде выглядит очень убедительно.

История международных отношений Китая

В течение трех тысячелетий Китай, граница которого и сегодня включает исторические территории, существует как крупная и важная держава региона. Этот огромный опыт установления взаимоотношений с самыми разными соседями и последовательное отстаивание собственных интересов творчески применяется и в современной внешней политике страны.

На международные отношения Китая наложила отпечаток общая философия нации, которая основывается во многом на конфуцианстве. Согласно китайским воззрениям истинный владыка ничто не считает внешним, поэтому международные отношения всегда рассматривались как часть внутренней политики государства. Еще одной особенностью представлений о государственности в Китае является то, что, согласно их взглядам, Поднебесная не имеет конца, она охватывает весь мир. Поэтому Китай мыслит себя некой глобальной империей, «Срединным государством». Внешняя и внутренняя политика Китая строится на главном положении - китаецентризме. Это легко объясняет достаточно активную экспансию в разные периоды истории страны. При этом китайские правители всегда считали, что влияние куда более значительно, чем власть, поэтому Китай устанавливал особые отношения с соседями. Его проникновение в другие страны связано с экономикой и культурой.

До середины 19 века страна существовала в рамках имперской идеологии Большого Китая, и только европейское вторжение заставило Поднебесную менять свои принципы взаимоотношения с соседями и другими государствами. В 1949 году провозглашается Китайская Народная Республика, и это приводит к значительным переменам во внешней политике. Хотя социалистический Китай декларировал партнерские отношения со всеми странами, однако постепенно произошло деление мира на два лагеря, и страна существовала в его социалистическом крыле, вместе с СССР. В 70-х годах правительство КНР меняет это распределение сил и заявляет, что Китай находится между сверхдержавами и странами третьего мира, и что Поднебесная никогда не захочет стать сверхдержавой. Но к 80-м годам концепция «трех миров» начала давать сбои - появляется «координатная теория» внешней политики. Усиление США и их попытка создать однополярный мир привели к тому, что Китай заявляет о новой международной концепции и своем новом стратегическом курсе.

«Новая» внешняя политика

В 1982 году правительство страны провозглашает «новый Китай», который существует на принципах мирного сосуществования со всеми государствами мира. Руководство страны умело налаживает международные отношения в рамках своей доктрины и при этом соблюдает свои интересы, как экономические, так и политические. В конце 20 века наблюдается рост политических амбиций США, которые ощущают себя единственной сверхдержавой, которая может диктовать собственный миропорядок. Это не устраивает Китай, и, в духе национального характера и дипломатических традиций, руководство страны не делает никаких заявлений и меняет свою линию поведения. Успешная экономическая и внутренняя политика Китая выводит государство в ранг самых успешно развивающихся на рубеже 20 и 21 веков. При этом страна старательно избегает присоединения к любой из сторон многочисленных геополитических конфликтов мира и старается защищать исключительно свои интересы. Но усиление давления со стороны США заставляет порой руководство страны предпринимать различные шаги. В Китае существует разделение таких понятий, как государственные и стратегические границы. Первые признаются незыблемыми и ненарушаемыми, а вторые, по сути, не имеют пределов. Это сфера интересов страны, и она распространяется практически на все уголки земного шара. Эта концепция стратегических границ и является базой для современной китайской внешней политики.

Геополитика

В начале 21 века планету охватывает эпоха геополитики, т. е. происходит активное перераспределение сфер влияния между странами. Причем о своих интересах заявляют не только сверхдержавы, но и небольшие государства, которые не желают становиться сырьевыми придатками к развитым странам. Это приводит к возникновению конфликтов, в том числе и вооруженных, и союзов. Каждое государство ищет наиболее выгодный для себя путь развития и линию поведения. В связи с этим не могла не измениться и внешняя политика Китайской Народной Республики. К тому же на современном этапе Поднебесная набрала значительную экономическую и военную мощь, которая позволяет ей претендовать на больший вес в геополитике. В первую очередь Китай начал противиться поддержанию однополярной модели мира, он выступает за многополярность, и поэтому ему, волей-неволей, приходится сталкиваться с конфликтом интересов с США. Однако КНР умело выстраивает собственную линию поведения, которая, как обычно, ориентирована на отстаивание своих экономических и внутренних интересов. Китай напрямую не заявляет о претензиях на господство, но постепенно проводит свою «тихую» экспансию мира.

Принципы внешней политики

Китая заявляет, что его главной миссией является сохранение мира на всей земле и всяческая поддержка всеобщего развития. Страна всегда была сторонницей мирного сосуществования с соседями, и это является базовым принципом Поднебесной в выстраивании международных отношений. В 1982 году в стране был принят Устав, в котором зафиксированы основные принципы внешней политики Китая. Их всего 5:

Принцип взаимного уважения суверенитета и государственных границ;

Принцип ненападения;

Принцип невмешательства в дела других государств и недопущения вмешательства во внутреннюю политику собственной страны;

Принцип равноправия в отношениях;

Принцип мира со всеми государствами планеты.

Позже эти базовые постулаты были расшифрованы и скорректированы с учетом изменяющихся мировых условий, хотя суть их осталась неизменной. Современная внешнеполитическая стратегия предполагает, что Китай будет всячески способствовать развитию многополярного мира и стабильности международного сообщества.

Государство провозглашает принцип демократизма и уважает различия культур и право народов на самоопределение своего пути. Также Поднебесная выступает против всех форм терроризма и всячески способствует созданию справедливого экономического и политического миропорядка. Китай стремится к установлению дружеских и взаимовыгодных отношений со своими соседями по региону, а также со всеми странами планеты.

Эти базовые постулаты являются основой политики Китая, но в каждом отдельном регионе, в котором у страны есть геополитические интересы, они реализуются в конкретной стратегии построения взаимоотношений.

Китай и США: партнерство и противостояние

У взаимоотношений Китая и США долгая и непростая история. Эти страны долгое время находились в латентном конфликте, который был связан с противодействием Америки коммунистическому режиму Китая и с поддержкой Гоминьдана. Снижение напряженности начинается только в 70-х годах 20 века, дипломатические отношения между США и КНР установлены в 1979 году. Долгое время китайская армия была готова отстаивать территориальные интересы страны в случае нападения Америки, которая считала Поднебесную своим противником. В 2001 году госсекретарь США заявила, что считает Китай не противником, а конкурентом в экономических отношениях, что означало изменение политики. Америка не могла игнорировать бурный рост китайской экономики и наращивание его военной мощи. В 2009 году США даже предложили руководителю Поднебесной создать особый политико-экономический формат - G2, союз двух сверхдержав. Но Китай отказался. Он часто не согласен с политикой американцев и не желает брать на себя часть ответственности за нее. Между государствами постоянно растет объем торговли, Китай активно вкладывает средства в американские активы, все это только усиливает необходимость партнерских отношений в политике. Но США периодически пытается навязать Китаю свои сценарии поведения, на что руководство Поднебесной реагирует резким сопротивлением. Поэтому отношения между этими странами постоянно балансируют между противостоянием и партнерством. Китай говорит, что готов «дружить» с США, но ни в коем случае не допустит их вмешательства в свою политику. В частности, постоянным камнем преткновения является судьба острова Тайвань.

Китай и Япония: сложные соседские отношения

Взаимоотношения двух соседей часто сопровождались серьезными разногласиями и сильнейшим влиянием друг на друга. С истории этих государств есть несколько серьезных войн (7 века, конца 19 и середины 20 века), которые имели серьезные последствия. В 1937 году Япония напала на Китай. Ей оказывали серьезную поддержку Германия и Италия. значительно уступала японской, что позволило Стране восходящего солнца быстро захватить большие северные территории Поднебесной. И сегодня последствия той войны являются препятствием для установления более дружеских отношений между Китаем и Японией. Но эти два экономических гиганта сегодня слишком тесно связаны торговыми отношениями, чтобы позволить себе конфликтовать. Поэтому страны идут на постепенное сближение, хотя много противоречий остается неразрешенными. Например, Китай и Япония никак не придут к согласию по нескольким проблемным территориям, в том числе по Тайваню, что не позволяет странам сильно сблизиться. Но в 21 веке отношения между этими азиатскими экономическими гигантами сильно потеплели.

Китай и Россия: дружба и сотрудничество

Две огромные страны, расположенные на одном материке, просто не могут не пытаться строить дружеские отношения. История взаимодействия двух стран насчитывает уже более 4 столетий. За это время были разные периоды, плохие и хорошие, но прервать связь между государствами было невозможно, слишком тесно они переплелись. В 1927 году официальные были прерваны на несколько лет, но в конце 30-х годов связи начинают восстанавливаться. После Второй мировой войны к власти в Китае приходит коммунистический лидер Мао Цзэдун, начинается тесное сотрудничество между СССР и КНР. Но с приходом к власти в СССР Н. Хрущева отношения ухудшаются, и только благодаря большим дипломатическим усилиям их удается наладить. С перестройкой отношения России и Китая значительно теплеют, хотя между странами есть спорные вопросы. В конце 20 и начале 21 века Китай становится важнейшим стратегическим партнером для России. В это время усиливаются торговые связи, растет обмен технологиями, заключаются политические соглашения. Хотя Китай, как обычно, прежде всего блюдет свои интересы и неуклонно их отстаивает, и России порой приходится идти на уступки большому соседу. Но обе страны понимают значимость их партнерства, поэтому на сегодняшний день Россия и Китай - большие друзья, политические и экономические партнеры.

Китай и Индия: стратегическое партнерство

Эти две крупнейшие связывают более чем 2-тысячелетние отношения. Современный этап начался в конце 40-х годов 20 века, когда Индия признала КНР и установила с ней дипломатические контакты. Между государствами существуют пограничные споры, что мешает большему сближению государств. Однако экономические индийско-китайские отношения только улучшаются и расширяются, что влечет за собой и потепление политических контактов. Но Китай остается верен своей стратегии и не уступает в своих важнейших позициях, осуществляя тихую экспансию, в первую очередь на рынки Индии.

Китай и Южная Америка

Такая крупная держава, как Китай, имеет свои интересы по всему миру. Причем в поле влияния государства попадают не только ближайшие соседи или равные по уровню страны, но и сильно отдаленные регионы. Так, Китай, внешняя политика которого значительно отличается от поведения на международной арене других сверхдержав, уже много лет активно ищет точки соприкосновения со странами Южной Америки. Эти усилия достигают успеха. Верный своей политике Китай заключает со странами этого региона договоры о сотрудничестве и активно налаживает торговые связи. Китайский бизнес в Южной Америке связан со строительством дорог, электростанций, добычей нефти и газа, развивается партнерство в области космоса и автомобилестроения.

Китай и Африка

Такую же активную политику правительство Китая проводит и в странах Африки. КНР осуществляет серьезные инвестиции в развитие государств «черного» континента. Сегодня китайский капитал присутствует в добывающей, обрабатывающей, военной промышленности, в строительстве дорог и производственной инфраструктуры. Китай придерживается деидеологизированной политики, соблюдая свои принципы уважения других культур и партнерства. Эксперты отмечают, что китайские инвестиции в Африку сегодня уже столь серьезны, что меняют экономический и политический ландшафт этого региона. Влияние Европы и США на страны Африки постепенно снижается, и тем самым реализуется главная цель Китая - многополярность мира.

Китай и страны Азии

Китай, как азиатская страна, очень много внимания уделяет соседним государствам. При этом во внешней политике последовательно реализуются заявленные базовые принципы. Эксперты отмечают, что правительство Китая чрезвычайно заинтересовано в мирном и партнерском соседстве со всеми странами Азии. Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан - это зона особенного внимания Китая. В этом регионе существует немало проблем, которые обострились с распадом СССР, но Китай старается разрешить ситуацию в свою пользу. Серьезных успехов удалось достичь КНР в установлении отношений с Пакистаном. Страны совместно разрабатывают ядерную программу, что очень пугает США и Индию. Сегодня Китай ведет переговоры по совместному строительству нефтепровода для обеспечения Поднебесной этим ценным ресурсом.

Китай и Северная Корея

Важным стратегическим партнером Китая является ближайший сосед - КНДР. Руководство Поднебесной поддержало Северную Корею в войне в середине 20 века и всегда выражало готовность оказать помощь, в том числе и военную, при первой необходимости. Китай, внешняя политика которого всегда направлена на защиту своих интересов, ищет в лице Кореи надежного партнера по дальневосточному региону. Сегодня Китай является самым крупным торговым партнером КНДР, отношения стран складываются позитивно. Для обоих государств партнерские связи в регионе очень важны, поэтому у них есть прекрасные перспективы для сотрудничества.

Территориальные конфликты

Несмотря на все дипломатическое искусство, Китай, внешняя политика которого отличается тонкостью и хорошей продуманностью, не может решить всех международных проблем. У страны есть целый ряд спорных территорий, которые осложняют отношения с другими странами. Больной темой для Поднебесной является Тайвань. Уже более 50 лет руководство двух Китайских республик не может решить вопрос о суверенитете. Руководство острова все годы поддерживает правительство США, и это не позволяет решить конфликт. Еще одной нерешаемой проблемой является Тибет. Китай, граница которого определялась в 1950 году, после революции, считает, что Тибет входит в состав Поднебесной еще с 13 века. Но коренные тибетцы под предводительством Далай-ламы считают, что имеют право на суверенитет. Китай проводит жесткую политику по отношению к сепаратистам, и пока решение этой проблемы не предвидится. Есть территориальные споры у Китая и с Туркестаном, с Внутренней Монголией, Японией. Поднебесная очень ревностно относится к своим землям и не желает идти на уступки. В результате распада СССР Китай смог получить часть территорий Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.