Политика дешёвых и дорогих денег. Денежно-кредитная политика цб Политика дешевых денег предполагает рост учетной ставки

Денежно-кредитная политика оказывает самое непо­средственное влияние на такие важные макроэкономи­ческие показатели, как ВВП. занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безрабо­тицы. Центральный банк для стимулирования роста про­изводства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

  • Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков.
  • Во-вторых, он снижает норму обя­зательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличе­нию размера денежного мультипликатора.
  • В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Политика дешевых денег

политикой дешевых денег . Её целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению про­изводства и занятости.

Политика дорогих денег


Теперь предположим, что ситуация в экономике ха­рактеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции Центральный банк для стабилизации экономики начинает провопить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствую­щих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер:

  • Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков.
  • Во-вторых, он увеличивает норму обя­зательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  • В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег . Её целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). Политика дорогих денег (уменьшения предложения денег) приводит к удорожанию денежных ресурсов, повышению нормы процента, подорожанию кредита, снижению инвестиционного спроса в экономике, сокращению инвестиций в производство и занятости.

Кредитно-денежную подразделяют на политику дешевых и дорогих денег. Первая на увеличение предложения денег вторая на его уменьшение. Политика дешевых денег проводится тогда когда необходимо стимулировать экономический рост. В этом случае Центральный Банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Продавцы ценных бумаг вносят полученные средства на депозиты в коммерческие банки и это увеличивает предложение банковских ставка понижаются. В результате кредит дешевеет и инвестиции растут. Дешевые деньги обесценивают национальную валюту и увеличивают I чистый экспорт. Политика дорогих денег проводится в условиях инфляции. В этом случае продает государственные ценные бумаги на открытом рынке уменьшая таким образом депозиты и резервы коммерческих банков. Резервная норма и учетная ставка растут. В результате возрастает % ставка и инвестиционный спрос снижается. Вместе с тем рост ставки % может быть недостаточным для прекращения инфляции т.к. фирмы могут перекладывать рост издержек на потребителя. Предложение денег сокращается, ограничивая инфляцию. Скупая или продавая определенное количество валюты ЦБ может добиться стабильности курса национальной валюты или плавного изменения ее курса. Осуществляя либо политику дешевых или дорогих денег ЦБ может бороться либо со спадом производства либо с инфляцией но не с тем и другим одновременно.

43. Банки, iх операцii I функцii.

Банки являются составной частью рыночного механизма, они участвуют в процессе обмена, покупки и продажи товаров и услуг. В странах с рыночной экономикой банковская система является двухуровневой. Верхний уровень представлен ЦБ который непосредственно кредитует предприятия и население но выдает ссуды коммерческим банкам и осуществляет денежную эмиссию. Нижний уровень составляет множество самостоятельных

коммерческих банков, которые и выполняют основную работу по размещению кредитов среди различных экономических агентов. Коммерческие банки являются самостоятельными организациями, получающими прибыль от посреднической деятельности.

Административно они не подчинены ЦБ однако выполняют его указания в пределах норм определенных законодательством. Банковские и коммерческие структуры довольно многообразны. Они делятся:

По способу формирования уставного капитала - кооперативные и акционерные -по принадлежности -совместные и иностранные -по видам выполняемых операций - универсальные и специализированные

По характеру деятельности -отраслевые и универсальные В рыночной экономике именно коммерческие банки играют определенную роль т.к. они на договорной основе осуществляют кредитно-расчетное и иное обслуживание предприятий организаций учреждений. Только разветвленная сеть коммерческих банков в состоянии обеспечить эффективное размещение кредитов среди множества заемщиков. Основные функции центрального банка: осуществления эмиси денег и озонизация их обращения, он выступает кредитором в последней инстанции, явл. центральной кассой хозяйственных платежей, обеспечивает контроль за деятельность коммерческих банков. Операции коммерческих банков делятся на пассивные и активные. Пассивные операции связаны с привлечением денежных ресурсов (прием депозитов, продажа ценных бумаг), а активные - с их размещением (предоставление кредитов, покупка ценных бумаг).

44. Державний бюджет та його структура, дефiцит. Гос. бюджет включает доходную и расходную части. Расходы гос. бюджета и его доходы не всегда совпадают. Дефицит гос. бюджета – это превышение расходов гос-ва над его доходами. Профицит –это превышение доходов над расходами. Экономическая теория рассматривает 2 способа финансирования гос. бюджета: 1) выпуск новых денег (эмиссия); 2) Займы (внешние, внутренние), т.е. неэмиссийный способ финансирования. В реальности более возможен 2-й способ, т.к. прибегать к эмиссии для правительств многих стран оказывается новозможным.

45. Дефiцит державного бюджету та шляхи його подолання. Гос. бюджет включает доходную и расходную части. Расходы гос. бюджета и его доходы не всегда совпадают. Дефицит гос. бюджета – это превышение расходов гос-ва над его доходами. Профицит –это превышение доходов над расходами. Сущ три подхода к продлеме балансирования гос. бюджета: 1) Бюджет, балансируемый ежегодно, т.е. сальдо расходов и доходов равно 0. 2) Бюджет, балансируемый на циклической основе. Не нужно балансировать бюджет ежегодно, главное, чтобы он был сбалансирован в течении эк-го цикла. Дефицит периода спада будет компенсироваться профицитом на подъеме. 3) Функциональный подход к балансированию бюджета (функциональные финансы. Существует несколько причин государственного дефицита: 1) Войны. Во время войн все основные ресурсы направлены на потребности военного производства. Т.е г-во вкладывает ресурсы в непроизводственную сфер и следовательно не получает прибыли, т.е. расходы превышают его доходы. 2) Периодические спады, во время которых уменьшаются налоговые поступления. 3) Резкое увеличение налогов, кот. происходит для стимулирования эк-го роста, в результате чего сокращаются налоговые поступления. Экономическая теория рассматривает 2 способа финансирования гос. бюджета: 1) выпуск новых денег (эмиссия); 2) Займы (внешние, внутренние), т.е. неэмиссийный способ финансирования. В реальности более возможен 2-й способ, т.к. прибегать к эмиссии для правительств многих стран оказывается невозможным.

46. Державний борг та його економiчни наслiдки. Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Различают внутренний и внешний долг. Внутренний долг – это то, что гос-во взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Внешний долг – это займы гос-ва у граждан и организаций за рубежом. Основные причины гос. долга: 1) Войны. Во время войн все основные ресурсы направлены на потребности военного производства. Перед гос-м встает проблема финансирования военных издержек, что можно сделать за счет эмиссии, увеличения налогов или выпуска облигаций. Наилучшим вариантом было выпуск облигаций, в результате чего гос-во влазит в долги. 2) Периодические спады, во время которых уменьшаются налоговые поступления. 3) Резкое увеличение налогов, кот. происходит для стимулирования эк-го роста, в результате чего сокращаются налоговые поступления. Основными последствиями можно назвать: 1) Распределение прибыли. Облигации находятся на руках у более богатых слоев населения, сл-но выплаты по ним получают более богатые, что ведет к неравенству прибылей, социальному расслоению общества. 2) Уменьшение стимулов к производству, инвестированию и деловой активности, это происходит в связи с увеличением налогов, %-х выплат. 3) Утечка ресурсов из страны-должника (речь идет о внешнем долге). 4) Эффект вытеснения, кот. появляется тогда, когда дефицитное финансирование приводит к увеличению %-х ставок с кредита, что уменьшает инвестиционные расходы и сдерживает развитие эк-ки.

47. Дискрецiйна фiскальна полiтика та ii роль в сучаснiй економiцi. Фискальная политика имеет связь с бюджетом, она является частью финансовой политики. В свою очередь она относится к налоговой политике и предполагает активные меры по формированию доходов гос. бюджета Фискальное регулирование предполагает через взимание налогов, а также выполнения определенных бюджетных расходов осуществлять воздействие на макроэкономическое положение, на уровень деловой активности в стране. Дискретная фискальная политика – это сознательное манипулирование законной властью налогообложением и гос-ми расходами для стабилизации экономики (напр., изменение налоговой ставки, структуры налогообложения. Дискретная стимулирующая фискальная политика предполагает рост гос. расходов и (или) снижение налоговых ставок. Дискретная сдерживающая фискальная политика – это снижение гос. расходов и(или) рост ставок налогов. Используя дискретную фискальную политику гос-во может регулировать уровень национального пр-ва (ввод налоговые льготы и дифференциации налоговых ставок). Внося изменения в налоговую систему, она может воздействовать на степень деловой активности предприятий, что отобразится на уровне нац-го производства.

48. Недискретная фискальная политика та ii роль в сучаснiй економiцi. Фискальная политика имеет связь с бюджетом, она является частью финансовой политики. В свою очередь она относится к налоговой политике и предполагает активные меры по формированию доходов гос. бюджета Фискальное регулирование предполагает через взимание налогов, а также выполнения определенных бюджетных расходов осуществлять воздействие на макроэкономическое положение, на уровень деловой активности в стране. Недискретная (автоматическая) фискальная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Недискретная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов., т.е. механизмов в экономике, кот. уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. Фискальная недискретная политика непосредственно влияет на уровень нац-го пр-ва. По мере спада пр-ва уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления уменьшаются. И при использовании прогрессивной шкалы налогообложения происходит уменьшение налогового бремени и тем самым смягчается налоговый спад. Напротив, во время бума в экономике налоговые поступления возрастают и тем самым сдерживается экономический подъем.

49. Система оподаткування. Прямi та непрямi податки. Налоговая система – определенным образом упорядоченная совокупность налогов, налоговых платежей и сборов. Налоги – это обязательные платежи домашних хозяйств и предприятий в бюджет государства. Налогоплательщики – это те, кто по закону обязаны уплачивать налоги и в обмен на эти платежи непосредственно ничего от гос-ва не получают. Источниками налогов могут быть различные формы дохода: зарплата, прибыль, дивиденд, пенсия, пособие, стипендия. Под объектом налогообложения понимается то, что подлежит обложению, напр., доход, стоимость определенных товаров, имущество, передача имущества и т.д. Прямые налоги – это такие налоги, объектом кот. является доход или имущество плательщика. Их можно разделить на подоходные и поимущественные. Примеры прямых налогов: подоходный налог, налог на прибыль, земельный налог, налог на имущество, налог на дивиденд и т.д. Косвенные налоги – это налоги, объектом кот. становится обращение и потребление определенных товаров и услуг. Косвенные налоги включаются в цену реализации товаров и услуг и оплачиваются их потребителями. Пример: налог на добавленную стоимость, акцизный сбор. Сущ. такие системы налогообложения: 1)пропорциональная – налоговая ставка постоянна, она не связана с размерами дохода, их изменениями. 2)прогрессивная – налоговая ставка увеличивается с ростм величины дохода. 3)регрессивная – налоговая ставка уменьшается по мере роста дохода. При этом налогообложении налоговое бремя оказывается большим для субъектов с меньшими доходами. Теневая экономика – это экономическая деятельность, связанная с производством и обменом товаров и услуг, не получающая законной регистрации и учета. Эта деятельность не облагается налогами, что связано с тем, что нет законной регистрации и какого-либо, даже статистического учета.

Денежно-кредитная политика оказывает самое непо­средственное влияние на такие важные макроэкономи­ческие показатели, как ВВП. занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.

Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безрабо­тицы. Центральный банк для стимулирования роста про­изводства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.

  • Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков.
  • Во-вторых, он снижает норму обя­зательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличе­нию размера денежного мультипликатора.
  • В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования средств у Центрального банка.

Политика дешевых денег

политикой дешевых денег . Её целью является стимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложения денег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции). При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денег при том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит а более дешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствует росту инвестиций и расширению про­изводства и занятости.

Политика дорогих денег


Теперь предположим, что ситуация в экономике ха­рактеризуется наличием излишних расходов и наличием высокой инфляции Центральный банк для стабилизации экономики начинает провопить политику по снижению общих расходов и ограничению или сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствую­щих понижению резервов коммерческих банков.

Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер:

  • Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков.
  • Во-вторых, он увеличивает норму обя­зательных резервов, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  • В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижает заинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования средств у Центрального банка.

Проведение такого комплекса мер называется политикой дорогих денег . Её целью являются понижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограничения предложения денег и удорожания кредита (удорожания денег). Политика дорогих денег (уменьшения предложения денег) приводит к удорожанию денежных ресурсов, повышению нормы процента, подорожанию кредита, снижению инвестиционного спроса в экономике, сокращению инвестиций в производство и занятости.

В рамках политики дешевых денег Центробанк инициирует комплекс мероприятий: скупает гособлигации, воздействует на учетную ставку, снижает резервную норму.

С помощью дешевых денег поддерживается уровень жизни населения в условиях роста безработицы, возникновения экономического спада. Данные меры увеличивают внутригосударственное предложение денег, удешевляют кредиты так, чтобы к ним получило доступ как можно больше заемщиков. Таким образом растет занятость, повышается уровень ВВП.

Специфика осуществления политики

Стратегия дешевых денег включает следующие шаги:

  • интенсивная закупка гособлигаций. Центробанк совершает сделки с ценными бумагами на открытом рынке таким образом, чтобы максимально пополнить резервы коммерческих банков;
  • снижение учетной ставки — одно из основополагающих мероприятий. Этот шаг стимулирует получение коммерческими банками кредитов в Центробанке, что также ведет к увеличению их резервов;
  • снижение главным регулятором страны резервной нормы вызывает перевод обязательных денежных объемов в избыточные, за счет чего растет уровень денежного мультипликатора.

Наиболее яркий эффект проявляется от операций с ценными бумагами. Ключевым преимуществом этой методики воздействия является гибкость механизмов — Центробанк закупает и продает облигации в требуемых объемах, и здесь результат (увеличение резервов) заметен сразу.

Колебания учетной ставки не влекут быстрых изменений в экономической ситуации, так как здесь велико влияние внутренней политики коммерческих банков. Работа с резервной нормой — явная вспомогательная мера, способная лишь корректировать совокупную прибыль финансовых учреждений.

Планомерное влияние дешевых денег

Эта политика вызывает рост ВВП и увеличение спроса в сфере инвестиций. Приведенные выше мероприятия положительно сказываются на производственных процессах, стимулируют внутренний спрос, поддерживают расширение экспорта, выступают действенным средством борьбы с безработицей. Этапы воздействия дешевых денег на экономику:

  • Руководство страны принимает решение о необходимости повышения резервов коммерческих банковских структур.
  • Регуляция резервов положительно сказывается на интенсивности денежного предложения.
  • В результате резервная норма и процентная ставка заметно уменьшаются.
  • Снижение процентной ставки влечет соответствующее колебание поступающих инвестиций, что влияет на совокупный спрос.
  • В итоге изменяются внутригосударственная ценовая политика, уровень ВВП.

Когда политика дешевых денег не может поддержать экономику

Не во всех условиях подобная стратегия приводит к ожидаемому эффекту. Например, Центробанк приступает к пополнению коммерческих резервов, чтобы население смогло получить больше займов в частных банках. Банки, в свою очередь, не обязаны в таких условиях активнее выдавать кредиты. Нередко они используют ситуацию для решения собственных проблем, поэтому объем предложения денег не изменяется.

Не исключен другой сценарий: восстанавливается экономика, уменьшается безработица. В условиях роста занятости повышаются совокупные расходы, увеличиваются объемы производства. Высокий спрос на деньги вызывает рост процентной ставки. Перед правительством встает задача стабилизации последней. В этом случае удобный инструмент — политика дешевых денег.

При подобных исходных данных предпринятые меры становятся причиной увеличения совокупных трат, и без того высоких. Попытки обуздания процентных ставок лишь расшатают экономику страны: потребители получат доступ к желанным кредитам, финансовые учреждения будут извлекать выгоду из высокой инфляции, экспортеры будут рады удешевлению национальной валюты.

Денежная политика - важнейший элемент современной макроэкономической политики и представляет собой совокуп­ность мероприятий, регламентирующих деятельность денеж­но-кредитной системы, с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей (укрепление денежной единицы, стабилизация цен и темпов экономического роста и пр.).

Денежно-кредитная политика - политика правительства и центрального банка страны, направ­ленная на изменение денежного предложения (денежной массы) и процентных ставок. В рамках кредитно-денежной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитан­ное воздействие на воспроизводственный процесс, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы.

Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема на­ционального производства, полная занятость, стабильный уро­вень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политикиявляется регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса на­циональной валюты и других параметров. Конечные цели кре­дитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредит­но-денежной политики непосредственно относятся к деятельно­сти центрального банка.

Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструмен­тов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кре­дита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д.

Общими инструментами регулирования выступают:

1. Учетная политика. Одна из функций центрального бан­ка - предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Став­ка, по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставля­ются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). При повышении учетной ставки коммерческие банки сокращают размеры заимствований у цен­трального банка, повышается величина процента по кредитам, выдаваемым коммерческими банками. Все это приводит к сокра­щению кредитования бизнеса и населения, уменьшению денеж­ного предложения. Снижение учетной ставки действует в обрат­ном направлении.

2. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее вре­мя основным инструментом регулирования денежного предло­жения в развитых странах являются операции на открытом рын­ке. Так, операции с ценными бумагами представляют собой ос­нову регулирующей деятельности Федеральной резервной системы США. На эти сделки приходится примерно 4/3 годового оборота ФРС. Операции на открытом рынке - покупка и прода­жа центральным банком государственных ценных бумаг. При продаже центральным банком государственных ценных бумаг сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, воз­можности для кредитования и создания новых денег. Денежное предложение сокращается, а процентная ставка (цена заемных денежных средств) повышается. При покупке центральным банком государственных ценных бумаг идет обратный процесс.

3. Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Центральный банк изменяет объем денежного предложения путем регулирования избыточных резервов коммерческих банков. Резервы коммерческих банков - денежный капитал, ко­нторы й может быть отдан в кредит.Обязательные резервы коммерческих банков - часть резервов, которую коммерческие бан­ки должны хранить на специальных счетах центрального банка. От размеров избыточных резервов зависит способность коммер­ческих банков создавать деньги и увеличивать денежное предложение. Норма обязательных резервов - процент обязательных отчислений коммерческих банков от привлеченных ресурсов на резервный счет в центральном банке. Нормы обязательных ре­зервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются в зависимости от видов вкладов и размеров банка. Эти деньги не могут использоваться для проведения активных операций, и прежде всего кредитования. Обязательные резервы представляют собой минимальный размер резервов, которые должны иметь коммерческие банки. Они, во-первых, должны обеспечивать необходимый уровень ликвидности, наличия де­нежных ресурсов коммерческих банков для выполнения платеж­ных обязательств, а во-вторых, являются инструментом цен­трального банка для регулирования объема денежной массы. Банки могут хранить и избыточные резервы, например для не­предвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Избыточные резервы коммерческих банков - резервы банка минус обязательные резервы. Чем выше устанавливает центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.

Селективными методами регулирования являются:

1. Контроль по отдельным видам кредитов. Этот контроль часто применяется в отношении кредитов под залог биржевых ценных бумаг, ипотечного кредита, потребительских ссуд на по­купку товаров в рассрочку. Здесь центральный банк может дать указание финансовым учреждениям делать специальные депозиты в центральный банк в случае увеличения названных видов кредита.

2. Регулирование риска и ликвидности банковских предпри­ятий. Существует множество правительственных положений, регулирующих операционную деятельность банков. Основное внимание в этих положениях уделяется риску и ликвидности банковских операций. Риск банковской деятельности определя­ется не через оценку финансового положения должников, а че­рез соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.

3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа - необходимый институт рыночных экономических отношений. Фондовые биржи представляют собой рынки ценных бумаг компаний. Однако безудержная спекуляция на финансовом рынке доставля­ет экономике серьезные проблемы. Падение курса акций может привести к разорению как предприятий, так и частных лиц, что, в свою очередь, приведет к сокращению инвестиций и потреби­тельского спроса и подтолкнет экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже исполь­зуют предписываемую законом маржу. Маржа - минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая опла­чивается из собственных средств покупателя. Например, при мар­же в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. Маржа повышается, когда желательно ограничить спеку­лятивную скупку акций, и понижается - для оживления рынка.

4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.

В зависимости от экономической ситуации в стране, центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.

Политика дешевых денег

Характерная для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Её цель сделать кредитные деньги более дешевыми, тем самым увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.

Для проведения политики дешевых денег центральный банк может уменьшить учетную ставку процента по кредитам для коммерческих банков или осуществить покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке или уменьшить норму резервных требований, что позволило бы увеличивать мультипликатор денежного предложения.

Политика дорогих денег

Проводится с целью снизить темпы инфляции с помощью сокращения совокупных расходов и ограничения денежного предложения.

Включает следующие мероприятия:

§ Повышение учетной ставки процента. Коммерческие банки начинают меньше брать кредитов у ЦБ, следовательно предложение денег сокращается.

§ Продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

§ Увеличение нормы резервных требований. Это позволит сократить избыточные резервы коммерческих банков и уменьшит мультипликатор денежного предложения.

Денежная политика имеет плюсы и минусы. К сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимостью от политического давления. Проблемы в реализации денежной политики создаются циклической ассиметрией. Эффективность монетарной политики также может снижаться в результате противонаправленного изменения скорости обращения денег.


Похожая информация.






Copyright © 2024 Все для предпринимателя.