Как генеральный директор Агентства по страхованию вкладов Юрий Исаев стал первой «жертвой» Банка России. Агентство по страхованию вкладов Баранов олег геннадьевич асв биография

Банк России опубликовал предполагаемый новый состав совета директоров Агентства по страхованию вкладов. В соответствии с законодательными поправками от 1 мая этого года, вступающими в силу 31 июля 2017-го, в состав совета АСВ войдут семь представителей ЦБ и пять представителей правительства РФ, свидетельствует информация на сайте регулятора .

В частности, решением совета директоров Центробанка в состав совета директоров АСВ одобрены в качестве представителей регулятора первые заместители председателя Банка России Дмитрий Тулин и Сергей Швецов , зампреды Василий Поздышев , Ольга Полякова и Владимир Чистюхин , а также советник председателя ЦБ Сергей Игнатьев . Кроме того, в силу должности является членом совета директоров и становится его председателем глава Банка России Эльвира Набиуллина .

Также совдир ЦБ постановил «принять к сведению», что членами совета АСВ, представляющими в нем правительство России, в соответствии с распоряжением Кабмина № 1434-р от 6 июля 2017 года являются первый заместитель руководителя аппарата правительства РФ Максим Акимов , заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Аракелов , референт экспертного управления президента РФ Федор Малышев , замминистра финансов Алексей Моисеев , а также Николай Подгузов , указанный в сообщении ЦБ еще как заместитель министра экономического развития РФ.

Уточним, что 7 июля 2017 года Николай Подгузов и в этой связи был освобожден от должности замглавы Минэкономразвития.

Из материалов ЦБ и агентства следует, что новым членом совета директоров АСВ со стороны правительства станет Сергей Аракелов, новыми членами со стороны Центробанка - Швецов, Полякова и Чистюхин.

Представляющие правительство Алексей Моисеев, Николай Подгузов, Максим Акимов и Федор Малышев и представляющие Центробанк Эльвира Набиуллина, Дмитрий Тулин, Василий Поздышев и Сергей Игнатьев входят в действующий состав совета директоров АСВ , свидетельствует информация на сайте агентства.

Помимо этих восьми человек в совет директоров АСВ пока входят министр финансов РФ Антон Силуанов (сейчас возглавляет совет), директор департамента финансовой политики Минфина Сергей Барсуков, директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития МЭР Юлия Лещевская и советник председателя Банка России Алексей Симановский. Как можно заключить из материалов ЦБ, эти четверо после 31 июля выйдут из совета директоров АСВ.

Еще одним членом совета директоров АСВ является генеральный директор агентства Юрий Исаев . Как в действующей , так и в новой , скоро вступающей в силу редакции закона о страховании вкладов физлиц указано, что глава АСВ входит в его совет директоров в силу должности наряду с представителями правительства и ЦБ.

Президент России Владимир Путин в начале мая этого года подписал закон о создании фонда консолидации банковского сектора, формируемого за счет средств ЦБ для финансирования санации банков. Закон вступит в силу через 90 дней после официального опубликования. Предполагается, что АСВ продолжит санировать банки, в отношении которых механизм оздоровления был запущен до вступления поправок в силу. Кроме того, ЦБ будет вправе продлевать на срок до пяти лет действие договоров о предоставлении АСВ необеспеченных кредитов, средства из которых идут на выплаты вкладчикам проблемных банков.

В связи с новой схемой санации банков меняется принцип формирования состава совета директоров АСВ: число представителей ЦБ увеличивается с пяти до семи, а число представителей правительства снижается с семи до пяти, при этом председателем совета в силу должности становится глава Банка России. Вместе с гендиректором АСВ в совете директоров агентства останется, как и ранее, 13 человек.

Президент РФ подписал закон о создании фонда консолидации банковского сектора

Президент России Владимир Путин подписал закон о создании фонда консолидации банковского сектора, формируемого за счет средств ЦБ для финансирования санации банков в рамках мероприятий по предупреждению их банкротства. Соответствующий документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.

Замглавы Андрей Мельников уходит из госкорпорации. Кроме того, агентство объявило об изменениях в оргструктуре. Участники рынка связывают перестановки с трансформацией функций АСВ и изменениями в надзорном блоке ЦБ

Заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

Заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников с 1 декабря покинет госкорпорацию, сообщило АСВ.

Теперь его обязанности — в первую очередь направление страхования банковских вкладов — будут распределены между ​заместителями гендиректора АСВ Рубеном Амирьянцем и Олегом Барановым. Кроме того, как следует из сообщения агентства, до заместителей гендиректора будут повышены директор департамента ликвидации кредитных организаций Мария Филатова, а также директор департамента реструктуризации финансовых организаций Георгий Агапцев. При этом общее руководство и контроль за ликвидацией, реструктуризацией активов останется за первым заместителем генерального директора АСВ Валерием Мирошниковым.

Мельников работал в Агентстве по страхованию вкладов больше 12 лет, с момента основания госкорпорации в 2004 году. Все это время он занимал должность заместителя гендиректора АСВ. В настоящее время он является одним из четырех заместителей генерального директора.

Система страхования вкладов действует в России с 2004 года. Размер компенсации вкладчикам при отзыве лицензии у банка за этот срок вырос со 100 тыс. до 1,4 млн руб. По данным АСВ, с начала работы агентства к октябрю 2016 года вкладчики получили возмещений на общую сумму 1,12 трлн руб. В начале месяца ЦБ одобрил очередной кредит АСВ в 220 млрд руб. для повышения устойчивости системы гарантирования вкладов. Это увеличит общий кредитный лимит Банка России АСВ до 820 млрд руб.

В начале октября ЦБ объявил о масштабных кадровых перестановках. Как подчеркивалось тогда в заявлении главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, для решения накопившихся проблем недостаточно настройки и интенсификации работы в рамках существующей надзорной практики, необходима глубокая перестройка надзора, обновление всей системы. Заместитель главы ЦБ Михаил Сухов ушел в отставку, первый зампред ЦБ Алексей Симановский перешел на должность советника председателя Банка России. Кроме того, ЦБ поменял зоны ответственности у ряда кураторов по вопросам банковского регулирования и надзора и денежно-кредитной политики.

Кроме того, регулятор готовит новую модель санации банков. В одном из его вариантов ЦБ может стать куратором АСВ, сообщала в октябре председатель Банка России.

По данным источника РБК в АСВ, уход Мельникова не связан с обсуждаемым переходом контроля за оперативной деятельностью агентства к Банку России. Сам Мельников отказался обсуждать причины в пятницу, 28 октября. Вместе с тем участники рынка видят их в трансформации функций АСВ и изменениях в надзорном блоке ЦБ.

«Изменения в организационной структуре АСВ частично связаны с трансформацией надзорного блока Центробанка, частично с новым подходом к решению вопросов, связанных с банковскими лицензиями, в том числе с их отзывом», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Очень сложно разделять позиции АСВ и ЦБ, так как АСВ — в некотором смысле исполнительный орган, который исполняет решения Центробанка, поясняет она.

По мнению президента Московской международной валютной ассоциации Алексея Мамонтова, уход Мельников связан, скорее всего, с дальнейшей судьбой самого агентства — останется ли оно существовать как самостоятельно действующая единица или нет. «У АСВ остается все меньше самостоятельных функций, включая и управление фондом страхования вкладов. ЦБ взял курс на постепенное ассимилирование функций АСВ», — говорит руководитель банка из топ-50.

Он добавляет, что перераспределение обязанностей в АСВ выглядит логичным решением. «Между Минфином, АСВ и ЦБ достигнут компромисс. И если агентство меняет свои функции, то его старая команда, которая создавала АСВ, должна уйти», — рассуждает он. «В будущем Центральный банк будет иметь большинство голосов в совете директоров АСВ, поэтому, возможно, уход Мельникова является не причиной, а следствием утраты самобытности агентства», — добавляет эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.

При участии Екатерины Мархулия

«Какую-то бумажку ты до клиента должен донести»

«Онлайн-банки – это круто, это супер и прогрессивно. Онлайн-банкиры уже могут ходить без галстуков на сессии МФК», - сказал Юрий Исаев, имея в виду, очевидно, главу Тинькофф Банка Олега Тинькова – тот действительно пренебрег галстуком, собираясь на конгресс.

Тезисы выступления председателя совета директоров Тинькофф Банка Олега Тинькова в рамках МФК-2017.

При этом глава АСВ подчеркнул, что видит в онлайновых банках одну проблему. «Мы сейчас имеем забалансовых вкладчиков в простых и понятных нам банках. Там есть хоть какая-то «первичка», и то не всегда. Но мы можем хотя бы от печки плясать: искать бухгалтера, который вклад оформлял, и кассира, который его в кассе принимал, и вместе с правоохранителями их опрашивать. Воссоздавать картину бытия, исходя хотя бы из каких-то клочков сознания разных людей. А вот что произойдет, если накроется онлайн-банк, где у клиента по сути нет ни приходника, ни расходника?»

Когда на нас обрушатся люди со скриншотами со своих мобильных устройств, нам будет сложно реагировать

Юрий Исаев указал, что об этом необходимо как следует подумать АСВ и регулятору, поскольку этот вызов является «очень серьезным». «Когда на нас обрушатся люди со скриншотами со своих мобильных устройств, нам будет сложно реагировать, - заявил он. - Либо мы должны уже сейчас какие-то дополнительные страховые поплавки вводить. Ну, например, будь ты хоть какой онлайн-банк, но ты хотя бы раз в месяц выдай клиенту выписку на бумаге. Я примитивно рассуждаю, может быть, старорежимно, но какую-то бумажку, даже при той цифровой эре, в которой мы собираемся жить, нужно до клиента донести».

Глава агентства имел в виду недобросовестных игроков рынка.

Три направления перехода АСВ в безбумажный онлайн

АСВ, по словам Юрия Исаева, имеет серьезные планы по собственной цифровой трансформации в ближайшие пять лет.

  • Работа по страхованию и возмещению вкладов

Действующий закон предписывает нам все оформлять в бумажном виде

АСВ предлагает изменить закон о страховании вкладов и дать возможность агентству предоставлять ряд услуг в электронном виде. В настоящее время агентство проводит эксперимент с несколькими банками по приему заявлений на получение возмещения от вкладчиков именно в такой форме. «Действующий закон предписывает нам все оформлять в бумажном виде, это огромное количество бумаг, - объяснил Юрий Исаев. - Сложно это не потому, что страховых случаев становится много - у нас миллионы вкладчиков, с которыми мы вынуждены работать. Почему миллионы? Потому что люди за суммами ниже 100-150 рублей в принципе не ходят в банки, не хотят этим заниматься. И вот эти квазисуществующие вкладчики продолжают висеть у нас в учете. Если бы у нас был онлайн, то, я думаю, 100 или 50 рублей забирали бы очень быстро».

Далее АСВ планирует, при поддержке правительства и ЦБ, выйти на портал Госуслуг. «Мы сможем тогда вести выплаты непосредственно на счета клиентов, - сказал глава агентства. - Клиент сможет заходить на портал и определять, в каком банке он хочет получить свое страховое возмещение. Это тоже некий оффлайн, потому что он сначала делает заявку, определяется, в каком банке он хочет получить, потом мы подтверждаем платеж через банка-агента. Все это будет занимать по времени до трех дней. Быстрее, чем сейчас, но все-таки три дня».

Агентство по страхованию вкладов намерено изменить схему выплаты страхового возмещения по вкладам для граждан.

Никто в мире так пока не работает, но многие об этом думаю

Третий, заключительный этап – это, по словам Юрия Исаева, выход в «тотальный онлайн» без реестра вкладчиков, отправляемого в банки-агенты. «Мы и сейчас являемся таким уникальным держателем всех этих данных. Мы хотим эти данные передавать через API по запросу, - объяснил он. - Вкладчик в любом населенном пункте может использовать даже банкомат, с помощью которого выбрать, как получить возмещение. Если это все заработает, мы, конечно, лишим бизнеса банки-агенты, но для вкладчика мы сильно облегчим жизнь. Никто в мире так пока не работает, но многие об этом думают. Я думаю, что реально нам такую систему запустить за три года».

  • Кредиты

По словам Юрия Исаева, изначально предполагается, что, когда у банка начинаются проблемы и он перестает функционировать в нормальном режиме, его заемщики по-прежнему будут продолжать аккуратно выплачивать кредиты в соответствии с графиком. Но на деле все не так хорошо. Агентство получает десятки тысяч звонков от клиентов банков, которые не знают, что им делать, а некоторые вообще не могут платить. «Мы имеем в ликвидации 300 банков, в каждом своя база, и в ручном режиме нужно просчитать каждый кредит, - объяснил он. - Мне стыдно, но иногда это занимает около 2-3 недель. Получается, что люди в некотором смысле нами подталкиваются к не совсем правильной платежной дисциплине». Поэтому одна из важнейших задач для агентства сейчас – создание кредитного модуля, который сводил бы воедино все базы банков. Клиенты могли бы заходить в такую базу, увидеть, сколько платить и в какой банк, при необходимости попросить АСВ о реструктуризации.

  • Реализация активов

Одно дело, когда ты продаешь здание банка, и совсем другое – мебель из этого банка

В этом направлении, по признанию самого Юрия Исаева, АСВ продвинулось лучше всего. У агентства есть работающая и хорошо себя зарекомендовавшая база по всем активам, которые стоят на балансе АСВ, полученным при процедуре санации. Также агентство успешно реализовало даже такое экзотическое направление как торги с молотка. «Это оказалось очень востребованным, потому что одно дело, когда ты продаешь здание банка, и совсем другое – мебель из этого банка, - сказал Юрий Исаев. – Люди хотят прийти, все руками потрогать. Это работает».

Глава АСВ Юрий Исаев на встрече банкиров с руководством Банка России заявил, что рассказывать ему особенно нечего - Агентство активно и плотно взаимодействует с ЦБ, никаких разногласий нет. А вот имущество лишенных лицензий банков продавать надо.

При этом общей базы по всем активам всех ликвидированных банков, открытой всем участникам рынка, у АСВ нет. Когда базы всех активов банков, находящихся в поле зрения АСВ, будут сведены в единую базу, продажи могут пойти быстрее, и контроль за ними будет гораздо более существенный.

В последнее десятилетие существенно повысился интерес российского общества к работе системы страхования вкладов (ССВ) как важной части финансовой стабильности. Информированность жителей России повысилась с 30% в 2008 году до 90% в 2014. Обеспечением ССВ занимается госкорпорация - Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое было создано в 2004 году. Российское руководство ведет довольно жесткую политику в плане защиты интересов вкладчиков. С 2015 года сумма страховых выплат была увеличена с 700 тысяч рублей до 1,4 миллиона. Чем занимается данная организация и где размещаются денежные средства для страхования? Какими нормативными актами регламентируется ее деятельность и возможно ли расширение функций? Какую структуру имеет АСВ и кто управляет Агентством? Ответы на эти актуальные вопросы можно найти в данной статье.

Главная задача АСВ

Основное назначение АСВ - это страхование депозитных счетов вкладчиков. Работать с частными вкладами вправе только участвующие в системе страхования вкладов банки. Депозиты рассматриваются как застрахованные с момента внесения банковского учреждения в реестр банков. Страхуются все деньги, размещенные на счетах и граждан, и ИП вне образования юрлица. Исключение составляют:

  • Счета с доверительным управлением;
  • Металлические обезличенные депозиты;
  • Счета нотариусов и адвокатов, открытые по причине образования юридического лица;
  • Сбервклады на предъявителя;
  • Деньги, находящиеся в заграничных отделениях банковских организаций;
  • Средства предоплаченных банковских карт и электронные деньги.

При размещении вкладов на данных инвестиционных направлениях их возврат будет крайне затруднителен в случае банкротства банковской организации. Не подлежат страхованию металлические обезличенные счета, поскольку согласно действующему законодательству в качестве денежных средств выступает лишь отечественная и иностранная валюта. Драгметаллы, а также ценные бумаги не относятся к указанной категории.

Основы деятельности

АСВ является ликвидатором и конкурсным управляющим банковских учреждений. Указанная деятельность ведется согласно таким нормативным актам, как Федеральный закон №395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон №127 от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», а также Федеральный закон №177 от 23.12.2003 «О страховании вкладов». Как только вынесено постановление арбитражного суда по заявлению Центробанка России начинается процесс вынужденной ликвидации. Это допустимо лишь при выполнении следующего условия: стоимость активов банка с наличием отозванной лицензии позволяет выполнить его обязательства и уплатить предусмотренные платежи. В противном случае запускается процедура конкурсного производства. Агентство становится конкурсным управляющим при следующих обстоятельствах:

  • Финансовая организация владела лицензией и привлекала денежные средства граждан;
  • Арбитражная инстанция отстранила конкурсного управляющего (физлицо);
  • Банкротство отсутствующих банков-должников;
  • Отсутствие кандидатуры ликвидатора (физического лица) в случае банкротства банковских учреждений, не имеющих разрешающую лицензию на деятельность с вкладами клиентов.

В 2016 году АСВ выполняло указанные функции в 281 ликвидируемом финансовом учреждении, причем 109 объектов были размещены в различных регионах страны, а 172 находились в Московской области и Москве. На 26.08.2016 число кредиторов составляло 327 тысяч, объем их требований в денежном эквиваленте - 1 трлн рублей. К 01.09.2016 ликвидационные мероприятия проводились в 529 банках. Все процедуры завершились в 248 организациях. Также АСВ ведет профилактику банкротства (санации) банков, принимающих участие в ССВ. Весь процесс контролирует Банк России. Финансовое оздоровления банковских организаций ведется посредством госфинансирования, а также средств частных инвесторов. В 2008 году российские власти выделили 200 миллиардов рублей в пользу Агентства. Допускается использование средств Банка России и ФОСВ.

Назначение ФОСВ

Действие системы обеспечивается благодаря денежным средствам, размещенным в Фонде обязательного страхования вкладов (ФОСВ). Его резерв на дату 01.12.2014 - 88,5 млрд рублей, на I полугодие 2016 года - 38,2 млрд рублей. После того как Центробанк России выделил 297 млрд рублей, пострадавшим вкладчикам (262 тысяч человек) было выдано 217,5 млрд рублей. При этом количество иных денежных поступлений составляет крайне низкое значение - всего 45,7 млрд рублей. Основными источниками формирования ССВ остаются:

  • Страховые взносы финансовых учреждений;
  • Доходы от инвестиций временно свободных средств ФОСВ;
  • Возврат средств в счет погашения прежде уплаченных страховых компенсаций;
  • Иные поступления.

С 01.08.2015 узаконена система дифференцированных ставок. Обязательная для всех банков базовая ставка составляет 0,1% от расчетной основы. В свою очередь, повышенная дополнительная и дополнительная ставка равна 150% и 20% соответственно. Их применение оправдано только при превышении базового уровня прибыльности депозитов на 3 и 2 пункта. АСВ разработало целую программу анализа рисков, которая позволяет оценивать достаточную наполняемость Фонда. Учитываются все особенности функционирования экономики, важные показатели прогнозирования экономического и социального развития страны. Будущие денежные поступления рассчитываются посредством метода оценивания финансовой устойчивости ФОСВ. Применяется статическая обработка отчетности банковских организаций, сведения о прошлых банкротствах.

Поквартальное оценивание страховых системных рисков ведется благодаря применению эконометрической модели и инструментов, определяющих финансовую стабильность банков согласно их рейтингам и сведениям о действующей рыночной стоимости ценных бумаг. Все инвестиционные операции ведутся согласно принципам возвратности, доходности и быстрому обращению активов. Не разрешается инвестировать средства Фонда обязательного страхования вкладов в активы и счета российских кредитных организаций. Сведения о прибыльности инвестированных средств отражаются в ежегодных отчетах АСВ. Структуру будущих инвестиций ФОСВ определяет совет директоров, принимая во внимание текущую и перспективную экономическую ситуацию на инвестиционном рынке.

Кто управляет Агентством?

Управлять АСВ могут только люди, не относящиеся к категории государственных гражданских служащих согласно Федеральному закону № 7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». В полномочия высшего органа управления госкорпорации входит образование комитетов, создание комиссий для предварительной подготовки и рассмотрения различных вопросов банковской сферы деятельности. Основу структуры АСВ составляют:

  • Генеральный директор;
  • Правление;
  • Совет директоров.

Генеральный директор может находиться в должности 5 лет с момента избрания. Снятие с должности допускается только при личной подаче заявления о желаемом освобождении или в случае несоблюдения Федеральных законов. Назначением занимается совет директоров. Кандидатуру представляет председатель СД за 1 месяц до окончания срока деятельности гендиректора АСВ. Правление представляет собой коллегиальный исполнительный орган, решающий вопросы деятельности в рамках своих полномочий. Главный руководитель - гендиректор, входящий в его состав согласно занимаемой должности. Заседания организуются 1 раз в 2 недели. Состав избирается на 5 лет. Если полномочия сотрудника прекращены, это не влечет его увольнения.

Совет директоров является высшим органом управления. Организует общий надзор деятельности АСВ, гарантирует решение поставленных задач посредством принятия соответствующих решений. В его состав входят 13 членов (5 служащих лиц Центробанка, 7 представителей Правительства РФ, гендиректор). В отношении представителей Правительства действует следующее требование: запрещено использовать в собственных интересах полученные сведения о госкомпаниях. Совет ответственен и за числовой состав правления, и за снятие с должности их членов.

Заключение

Агентство по страхованию вкладов призвано выполнять свою главную задачу - страховать денежные средства банковских вкладчиков, которые рискуют потерять деньги в результате банкротства (отзыва лицензии) финансовых организаций. АСВ наделено крайне важными полномочиями: оно может выступать в роли финансового управляющего, реализуя активы ликвидируемой организации либо проводить меры по профилактике банкротства. Существуют дальнейшие перспективы расширения полномочий: соответствующий проект рассматривается с 2013 года. Планируется, что деятельность АСВ будет также распространяться на других участников финансовых отношений - негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Основная функция - страхование вкладов населения. Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами, а вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов.

    Страхованию подлежат все денежные средства во вкладах и на счетах физических лиц и предпринимателей без образования юридического лица в банках (включая дебетовые пластиковые карты), за исключением:

    • средств на счетах адвокатов и нотариусов, если они открыты в связи с указанной деятельностью;
    • вкладов на предъявителя;
    • средств, переданных банкам в доверительное управление;
    • вкладов в зарубежных филиалах российских банков.

    Страхованию также не подлежат средства на металлических счетах, поскольку действующее законодательство относит к денежным средствам только российскую валюту и валюту иностранных государств, а не драгоценные металлы. Кроме того, страхованию не подлежат электронные денежные средства и денежные переводы, осуществляемые без открытия счёта.

    Фонд

    Средства для обеспечения действия системы аккумулируются в фонде обязательного страхования вкладов. Размер фонда по состоянию на 1 декабря 2014 года составил 88,5 млрд руб.

    Источники формирования фонда в 2015 году:

    • страховые взносы банков в размере 75,7 млрд руб. (на 14,9 % больше, чем за предыдущий год)
    • возврат денежных средств из конкурсной массы в погашение ранее выплаченного страхового возмещения - 39,1 млрд руб.
    • прибыль от инвестирования временно свободных средств фонда - 9,1 млрд руб.
    • прочие поступления - 1,1 млрд руб.

    С 1 июля 2015 года законом введена в действие система дифференцированных ставок. Уплачиваемая всеми банками базовая ставка установлена Агентством в размере 0,1 % расчетной базы, дополнительная - 20 % базовой ставки, повышенная дополнительная - 150 % базовой ставки. Дополнительная или повышенная дополнительная ставка применялась банком, если максимальная доходность вкладов, привлеченных им в расчетном периоде, превышала рассчитанный Банком России базовый уровень доходности вкладов более чем на 2 п.п. или 3 п.п., соответственно.

    Агентством разработана система анализа рисков, позволяющая оценивать достаточность средств Фонда. Анализ учитывает сценарные условия функционирования экономики, основные параметры прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленных Минэкономразвития России .

    Для прогнозирования потоков средств Фонда применяется методика оценки финансовой устойчивости системы обязательного страхования вкладов, использующая статистическую обработку данных отчетности банков, а также исторические данные об их банкротствах.

    Для ежеквартальной оценки страховых рисков системы наряду с эконометрической моделью используются модели, позволяющие оценить финансовую устойчивость банков на основании информации об их кредитных рейтингах, а также о текущих рыночных котировках эмитированных банками ценных бумаг и экспертные оценки.

    Инвестирование средств фонда осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов. Для АСВ, как и для всех остальных государственных корпораций, Правительством Российской Федерации устанавливаются общий порядок и условия инвестирования, а также порядок и механизмы контроля над инвестированием временно свободных средств.

    В перечень разрешённых активов для инвестирования средств фонда включены:

    • государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
    • депозиты Банка России ;
    • облигации российских эмитентов;
    • акции российских эмитентов, созданных в форме публичных акционерных обществ;
    • ипотечные ценные бумаги российских эмитентов;
    • ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенные к размещению или публичному обращению в Российской Федерации.

    Не допускается инвестирование средств фонда в депозиты и ценные бумаги российских кредитных организаций. Структура вложений Фонда обязательного страхования вкладов определяется советом директоров ежегодно с учётом текущей и перспективной конъюнктуры на инвестиционных рынках.

    Механизм страховых выплат

    Если в отношении банка наступает страховой случай (у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций), его вкладчику выплачивается денежная компенсация - возмещение по вкладам в размере 100 % от суммы вкладов, но не более 1,4 млн руб. В случае ликвидации банка (признания его банкротом) его расчёты с вкладчиком в части, превышающей указанную выплату, проводятся позднее, в ходе ликвидационных процедур (конкурсного производства) в банке (при наличии у банка средств).

    Для получения возмещения по вкладам гражданин должен представить в АСВ (или уполномоченному банку-агенту) заявление и документ, удостоверяющий его личность (как правило, паспорт). Сделать это можно в любое время со дня наступления страхового случая до завершения ликвидации (конкурсного производства) банка, которая, как правило, длится два-три года. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, страховое возмещение выплачивается также и лицам, не обратившимся в эти сроки.

    Выплата возмещения производится непосредственно в АСВ либо через уполномоченный банк-агент в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками . Выплаты начинаются не позднее 14 дней со дня наступления страхового случая. Этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов.

    По заявлению вкладчика выплата может производиться как наличными деньгами, так и путём перечисления средств на счет в банке, указанный вкладчиком.

    Предельная сумма страхового возмещения и история её повышения:

    • до 9 августа 2006 года - 100 тысяч руб.;
    • до 25 марта 2007 года - 190 тысяч руб.;
    • до 1 октября 2008 года - 400 тысяч руб.;
    • до 28 декабря 2014 года - 700 тысяч руб.;
    • после 29 декабря 2014 года - 1,4 млн руб.

    По состоянию на 1 августа 2016 года произошло 345 страховых случаев, всего 2,25 млн вкладчиков выплачено страховое возмещение в размере 1,05 трлн руб.

    Критика

    Федеральный закон о страховании вкладов позволяет АСВ не возвращать вклады лицам, одновременно имеющим в банке кредит. Средства со вклада (депозитного счёта) вернут только после выплаты кредита и без процентов. Проценты по кредитам ликвидированных банков АСВ при этом продолжает взимать .

    Функции ликвидатора и конкурсного управляющего

    Агентство также осуществляет функции ликвидатора и конкурсного управляющего кредитных организаций .

    Процедура принудительной ликвидации осуществляется по заявлению Банка России на основании решения арбитражного суда в случае, если стоимость имущества (активов) кредитной организации, у которой Банком России отозвана лицензия на осуществление банковских операций, достаточна для исполнения её обязательств перед кредиторами и обязанностей по уплате обязательных платежей. В случае, если имущества (активов) ликвидируемой кредитной организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то в отношении неё на основании решения арбитражного суда вводится процедура конкурсного производства.

    Арбитражный суд назначает агентство конкурсным управляющим (ликвидатором) в следующих случаях:

    • если кредитная организация имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств во вклады физических лиц;
    • при непредставлении в арбитражный суд в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего - физического лица, при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение средств граждан во вклады;
    • при освобождении или отстранении арбитражным судом конкурсного управляющего (ликвидатора) - физического лица;
    • при банкротстве отсутствующих кредитных организаций-должников.

    По состоянию на 2016 год агентство осуществляло функции конкурсного управляющего (ликвидатора) в 281 кредитной организации, из них: 172 ликвидируемых банка зарегистрированы в Москве и Московской области, 109 - в других субъектах Российской Федерации. Количество кредиторов в ликвидируемых банках (на 26 августа 2016 года) составляет 327 тыс. человек, объём установленных требований кредиторов в ликвидируемых банках составил порядка 1 трлн руб.

    Средний процент удовлетворения требований кредиторов (по данным за 2015 год) по 17 банкам-банкротам, в которых ликвидационные процедуры завершены в отчётном периоде, составил 46,4 %. В кредитных организациях, в отношении которых завершены процедуры конкурсного производства в 2015 году, требования кредиторов первой очереди в среднем удовлетворены на 70,7 %, второй - на 20,2 %, третьей - на 16,3 %.

    К сентябрю 2016 года в качестве корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) агентство осуществляло ликвидационные процедуры в отношении 529 банков и полностью завершило их в 248 банках.

    Финансовое оздоровление (санация) банков

    Кроме этого, на агентство возложены функции санации банков , агентство может осуществлять эти меры путём:

    • оказания финансовой помощи инвесторам, приобретающим акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);
    • оказания финансовой помощи приобретателям имущества и обязательств банка. В качестве таких приобретателей могут выступать финансово устойчивые банки, для которых подобная сделка не вызовет нарушения ими обязательных нормативов Банка России или иных негативных последствий;
    • приобретения акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его акционеров (участников);
    • оказания финансовой помощи банку при условии, что Агентством и (или) инвестором приобретены у данного банка его акции (доли) в установленном размере.

    Для участия в мероприятиях по финансовому оздоровлению (санации) банков закон предусматривает как привлечение заинтересованных частных инвесторов, так и государственное финансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству в качестве имущественного взноса Российской Федерации в 2008 года было выделено 200 млрд руб. Кроме того, предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банка России и использования средств фонда обязательного страхования вкладов.

    С октября 2008 года, по состоянию на 1 августа 2016 год, агентство приняло участие в 30 проектах санации банков. Всего (нарастающим итогом) по состоянию на 31 декабря 2015 год на цели санации банков направлено более 1,5 трлн руб., из них 1,27 трлн руб. - за счёт кредитов Банка России (в том числе 294,81 млрд руб. - на цели санации «Банка Москвы »), 259,33 млрд руб. - за счёт средств имущественного взноса Российской Федерации в имущество агентства, 7,75 млрд руб. - за счёт средств Фонда.

    Завершённые проекты санации по состоянию на август 2016 года:

    • «Газэнергобанк»
    • «Тарханы» (присоединён к «Российскому капиталу »)
    • «Губернский » (присоединён к «Открытию »
    • «Нижегородпромстройбанк»
    • «Нижний Новгород » (присоединён к «Промсвязьбанку »)
    • «Номос-банк-Сибирь» (ранее - «ВЕФК-Сибирь»)
    • «Петровский» (ранее - «Банк ВЕФК»; присоединён к «Открытию »)
    • «Потенциал» (присоединён к «Российскому капиталу »)
    • «Северная казна » (присоединён к Альфа-банку)
    • «Солидарность » (присоединён к «Пробизнесбанку »)
    • ФИА-банк (административное управление агентством)

    Продолжались проекты финансового оздоровления пяти банков:

    • «Башинвестбанк»

    К трём банкам была применена процедура передачи части их имущества и всех обязательств перед физическими лицами по договорам банковского вклада или счёта в финансово здоровые банки-приобретатели:

    • «Московский залоговый банк» (приобретатель - «Банк Москвы»)
    • «Московский капитал» («Номос-банк »)
    • «Электроника» (Национальный резервный банк)

    В 2017 году был принят федеральный закон, который разрешил Центробанку осуществлять санацию банков в обход Агентства по страхованию вкладов - путем непосредственного кредитования инвестора через специально создаваемую управляющую компанию Фонда консолидации банковского сектора .

    Управление и структура

    Органами управления агентства являются совет директоров, правление и генеральный директор. Высший орган управления - совет директоров, в который входят семь представителей Правительства Российской Федерации, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства. Персональный состав совета директоров :

    • Силуанов Антон Германович - министр финансов РФ, председатель совета директоров
    • Акимов Максим Алексеевич - первый заместитель руководителя Аппарата правительства Российской Федерации
    • Барсуков Сергей Владимирович - директор департамента финансовой политики Минфина России
    • Игнатьев Сергей Михайлович - советник председателя Банка России
    • Исаев Юрий Олегович - генеральный директор
    • Лещевская Юлия Александровна - директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития России
    • Малышев Фёдор Иванович - референт экспертного управления Президента Российской Федерации
    • Моисеев Алексей Владимирович - заместитель министра финансов Российской Федерации
    • Набиуллина Эльвира Сахипзадовна - председатель Банка России
    • Подгузов Николай Радиевич - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации
    • Поздышев Василий Анатольевич - заместитель Председателя Банка России
    • Симановский Алексей Юрьевич - первый заместитель Председателя Банка России
    • Сухов Михаил Игоревич - заместитель председателя Банка России

    Департаменты агентства:

    • Департамент организации страхования вкладов
    • Департамент реструктуризации банков
    • Департамент ликвидации банков
    • Экспертно-аналитический департамент
    • Департамент урегулирования требований кредиторов
    • Департамент инвестирования фонда страхования вкладов
    • Департамент управления активами
    • Юридическое управление
    • Управление бухгалтерского отчета и отчетности
    • Управление планирования и стратегического развития
    • Центр общественных связей
    • Управление информационных технологий
    • Управление обеспечения защиты информации и режима
    • Управление делами
    • Служба внутреннего аудита
    • Представительства Агентства в федеральных округах

    В 2004-2012 годах пост генерального директора АСВ занимал





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.