Годовая отчетность иностранных представительств. Как выглядит годовой отчет иностранных организаций Отчетность представительства иностранной организации

А.В. Титаева,
консалтинговая компания "Налогово-правовые инновации"

1. Общие положения

Подпунктом 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно п. 1 ст. 4 которого данный Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В то же время согласно п. 2 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Иными словами, с представительств иностранных организаций фактически снимается обязанность вести бухгалтерский учет по правилам, установленным в Российской Федерации.

Более того, согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и п. 1 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности установлены для организаций, являющихся юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные согласно законодательствам иностранных государств, их филиалы и представительства, учрежденные на территории Российской Федерации, подпадают под понятие "организации" только для целей НК РФ (п. 2 ст. 11 настоящего Кодекса), но не в целях применения законодательства о бухгалтерском учете.

В связи с этим обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в Российской Федерации по формам и в порядке, установленном для российских организаций, у представительства иностранной организации, по нашему мнению, отсутствует.

В то же время согласно п. 8 ст. 307 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, представляют годовую отчетность о деятельности в Российской Федерации в соответствии с формой, утвержденной приказом МНС России от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.

Если проанализировать информацию, отражаемую в годовой отчетности иностранных представительств, можно сделать вывод, что данная годовая отчетность фактически заменяет бухгалтерскую отчетность, предназначенную для российских организаций.

Заметим, что годовая отчетность о деятельности в Российской Федерации представляется всеми иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации, вне зависимости от их налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. Отсутствие же финансово-хозяйственной деятельности иностранного юридического лица не является основанием для непредставления отчетности.

2. Сроки представления годовой отчетности и уплата налогов и сборов

Иностранные представительства представляют годовую отчетность по срокам представления годовой декларации по налогу на прибыль, то есть не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом.

При этом иностранная организация, осуществляющая деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, обязана встать на учет в каждом из них согласно п. 2.1.1.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

Из вышеприведенного можно сделать вывод, что на учете в налоговых органах по месту осуществления деятельности состоят сами иностранные организации, а не их обособленные подразделения, которые, являясь налогоплательщиками согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах, уплачивают причитающиеся налоги и сборы в бюджеты всех уровней в каждом месте нахождения таких обособленных подразделений в Российской Федерации.

При этом обособленное подразделение иностранной организации, состоящей на учете в одном налоговом органе, не может быть признано головным в отношении другого обособленного подразделения той же организации, состоящей на учете в другом налоговом органе, поскольку все российские подразделения иностранной организации являются ее структурными подразделениями и входят в состав иностранной организации, а не в состав какого-либо подразделения. Сама же головная организация является юридическим лицом с постоянным местопребыванием в иностранном государстве, в соответствии с законодательством которого уплачивает налоги по деятельности за пределами Российской Федерации.

Заметим, что поскольку иностранные представительства не являются организациями, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, то на них не распространяется обязанность подготовки и сдачи статистической отчетности.

Иностранные представительства обязаны представлять все налоговые декларации, предусмотренные для налогоплательщиков НК РФ.

В случаях осуществления представительствами иностранных организаций подготовительно-вспомогательной деятельности налогоплательщикам необходимо учитывать следующее.

Если подготовительно-вспомогательная деятельность осуществляется представительством иностранной организации в рамках утвержденной сметы доходов и расходов и финансируется только головной компанией, полученные денежные суммы не признаются доходом от реализации.

При этом суммы НДС, уплаченные по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым в рамках утвержденной сметы доходов и расходов на содержание вышеуказанного представительства, покрываются за счет денежных средств, полученных от головной компании.

Все расходы, понесенные иностранным представительством согласно утвержденной смете в целях ведения подготовительно-вспомогательной деятельности, не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в случае одновременного ведения предпринимательской деятельности.

В вышеуказанном случае представительство иностранной организации обязано обеспечить ведение раздельного учета приобретенных товаров (работ, услуг), используемых как для осуществления деятельности в рамках утвержденной сметы, так и для деятельности, подлежащей налогообложению в установленном порядке.

Отметим, что порядок ведения раздельного учета расходов устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.

При сдаче годовой отчетности иностранное представительство должно иметь подтверждение суммы уплаченного налога на прибыль. Законодательством многих иностранных государств посредством соглашений об избежании двойного налогообложения, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами, предусмотрен зачет суммы уплаченного налога на прибыль при уплате резидентами этого налога на территории других государств.

При этом осуществление вышеуказанного зачета производится иностранными государствами на основании документа, подтверждающего уплату (удержание) налога на прибыль в Российской Федерации.

Сумма налога на прибыль, уплаченная в Российской Федерации самостоятельно иностранной организацией при осуществлении деятельности через постоянное представительство, отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, которая представляется в налоговый орган по месту ее постановки на учет.

Сумма налога на прибыль, взимаемая с доходов от источников в Российской Федерации, уплаченная иностранной организацией при отсутствии у нее деятельности, образующей в Российской Федерации постоянное представительство, в виде удержания налога для перечисления в бюджет налоговым агентом, выплачивающим такие доходы, отражается в налоговом расчете (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, который представляется налоговым агентом в налоговый орган по месту своего нахождения.

Фактическая уплата иностранной организацией налога на прибыль (доходы) в рассмотренных случаях подтверждается платежными поручениями.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение представления декларации (либо налогового расчета) налоговыми органами Российской Федерации.

В то же время иностранная организация может обратиться в налоговый орган Российской Федерации по месту ее учета в целях получения подтверждения сведений о полученной прибыли (доходах) и фактически уплаченного (удержанного) налога, предназначенного для представления в налоговый орган иностранного государства, резидентом которого является данная иностранная организация.

Налоговый орган Российской Федерации сопоставляет сведения, указанные в декларации (либо в налоговом расчете), с информацией, имеющейся в данном налоговом органе, и при их идентичности и фактическом поступлении в бюджет уплаченной (удержанной) суммы налога на прибыль (доходы) производит подтверждение уплаты этой суммы в виде заверения декларации (либо налогового расчета) подписью руководителя (заместителя руководителя) этого налогового органа и оттиском его гербовой печати, проставляемым на каждой странице раздела декларации, в которой отражены значения показателей сумм налога на прибыль.

В случае обращения иностранной организации в налоговый орган Российской Федерации по почте заверенная вышеуказанным способом декларация (либо налоговый расчет) направляется в адрес данной иностранной организации.

В рамках реализации межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения или о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, действующих в отношениях между Российской Федерацией и иностранными государствами, аналогичный порядок подтверждения сведений о полученной иностранными организациями в Российской Федерации прибыли (доходах) и уплаченного налога применяется российскими налоговыми органами также при поступлении письменных запросов из налоговых органов иностранных государств.

В случае отсутствия указанных межправительственных соглашений такие запросы должны направляться в ФНС России для последующего указания налоговым органам Российской Федерации по их исполнению.

3. Особенности российского законодательства, касающиеся иностранных работников

Статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) определено, что под застрахованными лицами подразумеваются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Законом. В соответствии со ст. 7 Закона N 167-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно и временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору.

Таким образом, с 1 января 2005 года иностранные граждане, как постоянно, так и временно проживающие и работающие на территории Российской Федерации, должны быть застрахованы страхователями-организациями в органах ПФР.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.

Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

При наличии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством налогоплательщикам следует руководствоваться нормами международного договора в части пенсионного, социального обеспечения и медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства.

При отсутствии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством применение вышеуказанных норм регулируется законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан на получение трудовой пенсии неразрывно связано с обязанностью работодателя производить уплату единого социального налога в федеральный бюджет и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Для выяснения факта возникновения обязанности производить уплату страховых взносов за иностранного гражданина налогоплательщикам необходимо установить, имеет гражданин статус постоянно или временно проживающего в Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане подразделяются на постоянно и временно проживающих в Российской Федерации.

Документом, подтверждающим постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, является вид на жительство, выданный органами внутренних дел. Вид на жительство не только удостоверяет личность гражданина или лица без гражданства, но и содержит отметку о регистрации по месту жительства в Российской Федерации. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим его личность. Данный документ выдается иностранному гражданину сроком на пять лет (ст. 8 Закона N 115-ФЗ) и может быть продлен по соответствующему заявлению.

Под временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленного в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

Под временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином понимается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком выданной ему визы.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.

Таким образом, если иностранный гражданин имеет статус постоянно или временно проживающего на территории Российской Федерации, то на выплаты в его пользу начисляются страховые взносы, а единый социальный налог исчисляется в федеральный бюджет с применением налогового вычета. Если иностранный гражданин относится к категории лиц, временно пребывающих в Российской Федерации, то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты в пользу вышеуказанного гражданина не начисляются, поскольку эти лица не относятся к категории застрахованных.

Вопрос

Добрый день.

Филиал иностранной компании открылся в декабре 2016, сотрудников нет. С главой филиала трудовой договор не заключался, заработная плата и страховые взносы не начислялись.

Филиал приобрел в феврале 2017 в собственность недвижимое имущество и сдает его в аренду с февраля 2017 российским компаниям с НДС 18%.

1.нужно ли сдавать в ПФ отчет СЗВ-М?

2.Нужно ли сдавать в налоговую нулевые отчеты по страховым взносам и 6-ндфл?

3.Нужно ли в ФСС подтверждать код экономической деятельности и сдавать отчёт по НС?

4.Филиал приобрёл в собственность недвижимое имущество, по нему налог на имущество необходимо начислять и платить по кадастром стоимости. Какая ставка налога на имущество по данному объекту, если приобретённое имущество зарегистрировано в Москве.

5. Какую декларацию по НДС должно сдать Общество (филиал иностранной компании, осуществляющий сдачу в аренду недвижимого имущества с НДС 18%)? по обычной форме как для резидентов РФ ил есть специальная декларация?

6. По какой форме Обществу нужно сдать декларацию по налогу на прибыль?

Ответ

СЗВ-М

Организация, у которой отсутствуют работники и с руководителем договор не заключен, обязана представлять ежемесячную форму СЗВ-М (утв. Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п) в ПФР за каждый месяц с включением сведений о руководителе. При этом отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанных лиц выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления в отношении этих лиц отчетности по форме СЗВ-М (см. Письмо ПФР от 06.05.2016 N 08-22/6356).

Расчет по страховым взносам

Организациям необходимо подавать в инспекцию нулевой расчет по страховым взносам

Минфин указал, что непредставление расчета по страховым взносам с нулевыми показателями влечет штраф. Его минимальный размер составляет 1000 руб.

Ведомство пояснило, что в НК РФ не предусмотрено освобождение от обязанности представить расчет по страховым взносам, если организация в отчетном периоде не ведет финансово-хозяйственную деятельность. Подавая нулевой расчет, плательщик заявляет, что не производил выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц.

Нулевой расчет позволит инспекции отличить компании, которые не выплачивают вознаграждения физлицам и не ведут финансово-хозяйственную деятельность, от тех, которые нарушили срок представления расчета.

Напомним, расчет по страховым взносам организация должна подать в инспекцию не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом. Ввиду переноса крайний срок сдачи расчета за I квартал 2017 года выпадает на 2 мая.

Письмо Минфина России от 24.03.2017 N 03-15-07/17273

6-НДФЛ

Организация, которая не вела деятельность и не производила выплаты в пользу физических лиц, не должна сдавать «нулевой» отчет по форме 6-НДФЛ (Письмо ФНС от 01.08.2016 N БС-4-11/13984@ (Вопрос 1)). Хотя при желании это можно сделать и ИФНС обязана такой расчет принять (Письмо ФНС от 04.05.2016 N БС-4-11/7928@).

Подтверждение основного вида экономической деятельности

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее — Порядок).

В силу п. 6 Порядка основной вид экономической деятельности вновь созданных страхователей, которые не осуществляли свою деятельность в предыдущем году, не требует подтверждения в первый год их деятельности.

Как следует из изложенного, положения п. 6 Порядка устанавливают освобождение от обязанности подтверждать основной вид экономической деятельности для вновь созданных страхователей при таком условии, как неосуществление деятельности в предыдущем году. При этом освобождение от обязанности подтверждать основной вид экономической деятельности сформулировано в отношении первого года деятельности.

Если компания осуществляла деятельность в декабре 2016 года, то нужно подтвердить основной вид деятельности.

Налог на имущество организаций

Налоговая ставка в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах:

3) 1,3 процента — в 2016 году;

4) 1,4 процента — в 2017 году.

Налоговая ставка применяется с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям:

1) расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;

2) используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;

3) расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением.

(ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64)

Декларации по налогу на прибыль организаций и НДС

Декларацию по налогу на прибыль за 2016 г., а также декларации за отчетные периоды 2017 г. представьте по новой форме, утвержденной Приказом ФНС от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.

Форма и электронный формат декларации по НДС утверждены Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@. Сдавать декларацию по этой форме нужно начиная с отчетности за I квартал 2015 г. (п. 1 Письма ФНС от 08.04.2015 N ГД-4-3/5880@).

Специальных форм деклараций для филиалов иностранных компаний законодательством не установлено.

Деятельность иностранных компаний, которые ведут свою работу на территории России, достаточно подробно регулируется действующим законодательством.

Одним из важных условий ведения деятельности для иностранных учреждений является по сдаче ежегодной отчетности в налоговые и другие органы для подтверждения того, что компания действительно законно занимается своей работой и вносит все соответствующие выплаты.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Годовой отчет иностранных организаций несколько отличается от того, как эти документы должна подавать любая отечественная компания.

Важные уточнения о правилах

Как говорилось выше, на сегодняшний день законодательно достаточно подробно регулируется процедура оформления отчетности иностранными организациями, и это нужно учитывать в процессе оформления документов перед подачей их уполномоченным лицам.

Общие положения

Порядок, в соответствии с которым должна составляться и предоставляться налоговая декларация по налогу на прибыль иностранным организациям, устанавливается нормами, прописанными в главе 25 Налогового кодекса.

Сдавать такую отчетность должны любые иностранные юридические лица, которые ведут свою деятельность на территории России вне зависимости от того, какой они имеют налоговой статус или каких достигли финансовых результатов на протяжении отчетного года.

Помимо этого, даже полное отсутствие какой-либо финансово-хозяйственной деятельности не говорит о том, что организация лишается обязанности сдавать отчет по своей деятельности.

Что контролируется законом

В соответствии с нормами статьи 307 Налогового кодекса декларацию по налогу на прибыль, а также ежегодную отчетность о деятельности в пределах России нужно сдавать иностранным компаниям через постоянное представительство в тот налоговый орган, который находится по месту его регистрации в порядке и в те сроки, которые определяются статьей 289 данного кодекса.

Статья 289 Налогового кодекса предусматривает обязанность всех налогоплательщиков вне зависимости от наличия у них обязательств по выплате налога или же особенностей расчета и выплаты налога сдавать оформленные налоговые декларации по результатам отчетного периода не позднее 28 марта того года, который идет за предыдущим налоговым периодом.

Оплачивать налог на прибыль за каждый год плательщик должен самостоятельно в соответствии со ст. 287 гл. 25 Налогового кодекса, то есть не позднее того срока, который предусматривается для предоставления налоговой декларации.

Сроки предоставления

Иностранным компаниям нужно подавать годовую отчетность по декларации по налогу на прибыль не позднее 28 марта того года, который идет за отчетным налоговым периодом. При этом те иностранные компании, которые ведут свою деятельность одновременно в нескольких местах на территориях, находящихся под контролем разных налоговых органом, должны становиться на учет в каждом из них в соответствии с пунктом 2.1.1.2 положения, утвержденного в соответствии с приказом МНС №АП-3-06/124 от 7 апреля 2000 года.

Таким образом, на учете в налоговых органах по месту ведения своей деятельности находятся именно иностранные компании, а не какие-то их обособленные подразделения, которые в соответствии с действующим законодательством рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики и должны выплачивать соответствующие сборы и налоги в бюджеты всех уровней.

При этом стоит отметить тот факт, что обособленным подразделениям иностранных компаний, которые находятся на учете в определенном налоговом органе, не могут признаваться головными касательно других обособленных подразделений этой же компании, если они находятся на учете в другом органе, так как все подразделения, находящиеся на территории России и ведущие деятельность от лица иностранных компаний, представляют собой ее структурные подразделения, а не состав одного из них, в то время как сама организация представляет собой юридическое лицо, постоянное местонахождение которого зарегистрировано в другом государстве.

Как проводятся расчеты в годовом отчете иностранных организаций

Расчеты по всем авансовым платежам, а также налоговую декларацию по налогу на имущество нужно предоставлять налогоплательщиками в те налоговые органы, которые находятся:

  • по их месторасположению;
  • по месту регистрации каждого обособленного подразделения с отдельным балансом;
  • по месту регистрации каждого отдельного объекта недвижимости, на который распространяется индивидуальный порядок расчета и уплаты налога;
  • по месту регистрации имущества, включенного в перечень Единой системы газоснабжения, если другие нормы не предусматриваются правилами, прописанными в пункте 1 статьи 386 Налогового кодекса.

Налоговый расчет по любым авансовым платежам должен подаваться на протяжении 30 календарных дней с того момента, как заканчивается соответствующий отчетный период. При этом стоит отметить, что налоговые декларации должны быть поданы налогоплательщиками не позднее 28 марта года, который идет за предыдущим налоговым периодом.

Формат и форма оформления налоговой декларации устанавливается в соответствии с нормами, прописанными в приказе Федеральной налоговой службы №ММВ-7-11/895 от 24 ноября 2011 года.

Возможные варианты ведения счетов

Компания, которая имеет в своем составе какие-либо обособленные подразделения, должна в конце каждого налогового или отчетного периода предоставлять налоговым органам подробную отчетность по своей деятельности вместе с распределением декларации по обособленным подразделениям.

Если иностранная компания имеет на территории России более одного отделения, и деятельность через них привела к формированию полноценного представительства, налоговую базу и общую сумму налогообложения нужно будет рассчитывать по каждому отделению в частности, и в связи с этим каждому из них нужно будет подавать отчетность по месту своего расположения.

Если компания не имеет на территории постоянного представительства, но при этом на протяжении года проводила какие-либо операции в России, ей нужно будет выступать на правах налогового агента. Таким лицам по итогам отчетного периода нужно будет предоставить полную информацию о тех суммах, которые были выплачены иностранным компаниям, а также удержанных с них налогов за прошедший период. Данную информацию нужно будет подавать в налоговый орган по той форме, которая устанавливается федеральным органом исполнительной власти.

В налоговой декларации нужно обязательно указать наименование иностранной компании, а также виды всех предоставленных услуг и общую сумму прибыли, выплаченной российской организацией в пользу этой компании. Налог с прибыли нужно исчислять и удерживать при проведении каждой выплаты доходов в определенной валюте.

Если компания ведет свою деятельность через постоянное представительство, то в таком случае доходами для иностранных компаний признается та сумма, которая получается ими через эти представительства, сокращенная на общую сумму затрат, которые имеют экономическое обоснование.

Налоговый период по налогу на прибыль – это год, в то время как отчетность нужно сдавать ежеквартально. Ставка налога стандартно составляется 20%, причем 2% нужно отправлять в федеральный бюджет, в то время как остальные 18% отправляются непосредственно в бюджеты отдельных субъектов России.

Также нерезиденты могут облагаться налогом на добавленную стоимость. Если иностранная компания ведет свою деятельность в области реализации товарной и другой продукции через постоянные отделения, работающие на территории России, она признается плательщиком налога на добавленную стоимость на тех же основаниях, что и любая отечественная компания.

Таким образом, ей в соответствии с главной 21 Налогового кодекса нужно будет рассчитывать и оплачивать сумму этого налога в бюджет, а также подавать отчетность в налоговые органы в соответствии с общими основаниями.

Объектом налогообложения в данном случае является реализация всевозможных товаров, услуг или работ на территории России на протяжении квартала, и декларацию нужно подавать не позднее 20-го числа того месяца, который идет за налоговым периодом. Стандартная ставка, опять же, составляет 20%.

Если иностранные представительства работают с какими-либо физическими лицами и осуществляют выплаты в их пользу, они дополнительно также признаются налогоплательщиками единого социального налога.

В данном случае налогообложение распространяется на всевозможные выплаты и все остальные вознаграждения, которые начисляются указанными налогоплательщиками в пользу каких-либо физических лиц в соответствии с гражданско-правовыми и трудовыми договорами, если основным их предметом является предоставление каких-либо услуг, выполнение работ или предоставление авторских произведений. В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса в данном случае налоговый период равен одному календарному году, в то время как отчетность нужно сдавать каждый квартал.

Также существуют специальные налоги, первым из которых является земельный, выплачиваемый любыми компаниями, имеющими земельные участки на праве своей собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. В данном случае налоговым периодом признается календарный год, в то время как отчеты стандартно подаются каждый квартал, а объектом налогообложения являются земельные участки.

Помимо этого, нужно также оплачивать транспортный налог для всех лиц, которые имеют зарегистрированные транспортные средства на территории России. Налоговые ставки в данном случае зависят от мощности двигателя транспортного средства, и оплачивать их нужно каждый год, в то время как отчетность все еще подается ежеквартально. Отдельно стоит отметить, что по такому налогу декларацию нужно подавать не позднее 1 февраля того года, который идет за предыдущим налоговым периодом.

Помимо всего прочего, иностранным гражданам также нужно оплачивать налог на доходы физических лиц, если они не являются юридическим лицом и ведут свою деятельность на территории страны от своего имени.

Резидентами в данном случае являются все лица, которые находятся на территории России более полугода за последние 12 месяцев, и им предоставляется возможность оплачивать этот налог в сумме 1%, в то время как тем лицам, которые являются нерезидентами, придется выплачивать 30% от своей прибыли.

Обязательства компаний

На сегодняшний день законодательством не устанавливается каких-то четко определенных особенностей для представительств иностранных компаний.

Если организация ведет вспомогательную деятельность, это вовсе не освобождает ее от необходимости представить декларации по своим доходам в соответствии с формой, установленной приказом МНС №БГ-3-23/1, изданного 05.01.04 в сроки, прописанные статьей 289 Налогового кодекса.

Помимо этого, любая иностранная компания, которая ведет свою деятельность в пределах России, относится к числу налогоплательщиков НДС, а значит, ей нужно до 25 числа того месяца, который идет за отчетным кварталом, сдать декларацию по этому налогу, так как представительства иностранных компаний относятся к числу налогоплательщиков вне зависимости от того, какую они ведут деятельность в России, и также нет никаких отдельных оговорок или поправок о том, что данное представительство должно иметь статус постоянного и вести предпринимательскую деятельность.

Филиалы или представительства иностранных организаций, зарегистрированные на территории РФ, должны уплачивать налоги в соответствии с РФ. С тонкостями налоговой отчетности данных субъектов нас знакомят Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Завьялов Кирилл и Родюшкин Сергей.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организации - это, в частности, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

В свою очередь, налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ).

Форма налоговой декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н.

НДФЛ

Пункт 1 ст. 226 НК РФ определяет, что обособленные подразделения иностранных организаций в РФ также обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить исчисленную сумму НДФЛ.

В этой связи представительство (филиал) иностранной организации исчисляет, удерживает у налогоплательщика и уплачивает в бюджет сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам данного представительства (филиала).

Кроме того, главой 23 НК РФ на представительство (филиал) иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ (п. 2 ст. 230 НК РФ).

ЕСН

Плательщиками ЕСН признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации (п. 1 ст. 235 НК РФ).

При этом действующая на сегодняшний день глава 24 не содержит специальных положений, регулирующих порядок исчисления и уплаты ЕСН иностранными организациями.

Поэтому представительство (филиал) иностранной организации на территории РФ, производящее выплаты в пользу своих сотрудников, признается плательщиком ЕСН.

Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 20.05.2008 N 03-04-06-02/52, в котором резюмируется, что объектом обложения ЕСН являются любые начисленные выплаты, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) на территории Российской Федерации, независимо от статуса нанимателя (российское или иностранное юридическое лицо).

Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По итогам отчетного периода налогоплательщик не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в налоговый орган расчет по форме, утвержденной Минфином России (п. 3 ст. 243 НК РФ).

Налоговая декларация по ЕСН представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).

Формы расчета авансовых платежей и налоговой декларации по ЕСН утверждены, соответственно, приказом Минфина России от 09.02.2007 N 13н и приказом Минфина России от 29.12.2007 N 163н.

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства.

Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах, а в случае, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного , то наличие или отсутствие постоянного представительства определяется в соответствии с положениями соответствующего международного договора, о приоритете которых по отношению к положениям НК РФ говорится в ст. 7 НК РФ.

Что касается положений НК РФ, то в п. 2 ст. 306 НК РФ указано, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение и т.п., через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Однако критерий регулярности главой 25 НК РФ не определен.

По мнению работников налоговых органов, соответствие критерию "регулярная деятельность" определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации в каждом конкретном случае (п. 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (далее - Методические рекомендации), утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150).

В Методических рекомендациях также разъясняется, что понятие "постоянное представительство", в целях налогообложения, имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в РФ (п. 2.1 Методических рекомендаций). Признаками постоянного представительства, по мнению налоговиков, являются: наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ; осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ; осуществление такой деятельности на регулярной основе (п. 2.2.1 Методических рекомендаций).

Аналогичные выводы сделаны и в письме Минфина России от 19.08.2005 N 03-08-05.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации доходы, получаемые представительством (филиалом) иностранной компанией носят регулярный и систематический характер, то деятельность иностранной компании можно рассматриваться как деятельность, образующую постоянное представительство.

При этом, как отмечается в письме УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037671, решение о том, приводит ли деятельность иностранной организации на территории РФ к образованию постоянного представительства на территории РФ, должен принимать налоговый орган РФ, в котором эта организация состоит на учете.

В случае, если деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, она, на основании ст.ст. 246 и 307 , является самостоятельным плательщиком налога на прибыль в РФ.

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога.

При этом, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2008 N 03-08-05, иностранные организации, деятельность которых на территории РФ не осуществляется через постоянное представительство, не освобождаются от обязанности постановки на учет в налоговых органах РФ, а также представления налоговой отчетности (в том числе налоговой декларации по налогу на прибыль) в налоговые органы РФ.

Аналогичное требование содержится и в Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118, в которой говорится, что налоговая декларация заполняется всеми иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ, состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 307 НК РФ налоговая декларация представляется иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные ст. 289 НК РФ.

В п. 1 ст. 289 НК РФ сказано, что налогоплательщики обязаны по окончании каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации.

Пункты 1 и 2 ст. 285 НК РФ указывают, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.

Кроме того, в п. 8 ст. 307 предусмотрено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, представляют по итогам налогового (отчетного) периода также годовой отчет о деятельности в РФ. Форма годового отчета утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.

Налог на имущество

Пункт 1 ст. 373 НК РФ определяет, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, признаются плательщиками налога на имущество.

В свою очередь, п. 2 ст. 374 НК РФ предусматривает, что объектами для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 НК РФ).

В то же время земельные участки не признаются объектами налогообложения (п. 4 ст. 374 НК РФ).

Порядок представления отчетности по налогу на имущество аналогичен порядку, установленному для российских организаций.

На основании п. 2 и п. 3 ст. 386 налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу предоставляются в налоговый орган не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также порядок их заполнения утверждены приказом Минфина России от 20.02.2008 N 27н.

Декларации по другим налогам представляются представительством в случае признания его налогоплательщиком по соответствующему налогу.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Завьялов Кирилл, Родюшкин Сергей





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.