Что такое зеленая экономика и нужна ли она вообще. Зеленая экономика Зеленая экономика основа будущей экологии

Зеленая – ориентированная на экологию – экономика для современных зарубежных стран стала необходимостью. В нашей стране подобный курс только начинает набирать обороты. Действительность такова, что без оглядки на экологию уже сейчас сложно вводить новые технологии. Кроме того, производство, негативно влияющее на природу, становится дорогим и экономически необоснованным. Однако для дальнейшего развертывания зеленой экономики в РФ потребуется введение новых регламентирующих и систематизирующих документов федерального уровня при условии ужесточения ответственности за нарушение норм, призванных охранять окружающую среду.

Вопросы экологии

В XXI веке проблемы экологии из вторичных превращаются в основные. В большинстве постиндустриальных стран зародился так называемый зеленый курс в экономике, другими словами «зеленая экономика». Этот тип экономики выполняет несколько функций. Во-первых, это рост благосостояния населения и обеспечение социальной справедливости, во-вторых, это защита окружающей среды.

Важными чертами «зеленой экономики» являются сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост доходов населения, эффективное использование энергии.

В перспективе планируется мобилизовать глобальную экономику и увеличить рост инвестиций в природные технологии. Эти меры позволят стимулировать экологизацию многих современных экономик, избежать катастрофических последствий глобального изменения климата и минимизировать использование невозобновимых полезных ископаемых

На сегодняшний день правовое согласование экологической и энергетической политики на международном уровне стало основной проблемой. В свете кардинальных преобразований особая роль отведена четкому определению мирового энергобаланса. Решением этой дилеммы может стать увеличение объемов использования во-зобновляемой энергетики. Данный способ позволит обеспечить энергетическую безопасность и сократить уровень негативного воздействия на окружающую среду.

В большей степени современные модели экономики удовлетворяют свои энергетические потребности за счет невозобновимых природных ресурсов. Однако еще в 2003 году в докладе Генерального секретаря ООН «Энергетика и транспорт» отмечалась необходимость использования технологий возобновляемых источников энергии. При этом проведение такого политического курса должно обеспечиваться надлежащим государственным контролем.

Проблемы надзора

Надзор в сфере охраны окружающей среды имеет фундаментальное значение для обеспечения экологического благополучия. Но сегодня в России можно говорить о низком качестве государственного регулирования охраны окружающей среды. Причиной такого положения дел является то, что эта функция долгое время была раздроблена между целым рядом федеральных органов исполнительной власти.

Международные стандарты и тенденции ставят перед современными странами задачи перехода к устойчивому развитию «зеленого» курса в экономике и политике, повышению качества жизни людей за счет улучшения состояния окружающей среды.

Переход всех функций и полномочий государственного регулирования охраны окружающей среды в Минприроды России в июне 2008 года создал организационные возможности для изменения сложившейся ситуации. В связи с этим специалистами ведомства были определены современные проблемы контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды:

u Ликвидация государственной экологической экспертизы.

v Возможность предприятий оказывать неограниченное воздействие на окружающую среду.

w Отсутствие экономических стимулов для перехода на «зеленые» технологии.

x Государство не имеет объективной информации о состоянии окружающей среды.

y Минимальные штрафы за нарушение экологического законодательства.

Экономические методы охраны окружающей среды имеют свою специфику. Государство, являясь связующим звеном между субъектами хозяйственных отношений и экологией, играет роль распределителя нагрузки на окружающую среду. Сегодняшний курс модернизации и инноваций ослабляет ответственность за нарушение «зеленого» законодательства.

Анализ зарубежного опыта подтверждает факт того, что ужесточение мер ответственности не сможет стимулировать предпринимателей к соблюдению правил в области охраны окружающей среды. В качестве «работающих» методов могут стать налоговые льготы и освобождения.

Для отечественной практики эта тема является новой, однако не менее актуальной. Для реализации европейского опыта мы вынуждены вносить соответствующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ и другое связующее федеральное законодательство.

От ответственности не уйти

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Зачастую самые незначительные проступки могут привести к природным катастрофам. При современном развитии общественных отношений недобросовестные граждане РФ продолжают загрязнять, разворовывать и уничтожать окружающую их природу.

Несмотря на европейские механизмы пряника, в РФ без кнута не обойтись. Действующее законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.

В КоАП РФ ответственность за правонарушения в данной области отражена в главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Особое практическое применение получили ст. 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами», 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов», 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» и 8.31 «Нарушение правил санитарной безопасности в лесах»1.

Все составы вышеназванных статей являются грубейшими нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования. Видовым объектом этих правонарушений выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологии.

От состояния экологии зависит здоровье как отдельных граждан, так и общества в целом. В связи с этим в УК РФ введена глава 26 «Экологические преступления». В ней нашли свое отражение следующие статьи: 250 «Загрязнение вод», 254 «Порча земли», 258 «Незаконная охота» и т. д.

Субъективная сторона экологических преступлений выражается в форме косвенного умысла, то есть лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично.

На практике за нарушения данного рода при применении как норм КоАП РФ, так и УК РФ суды, как правило, применяют ответственность в виде штрафа.

Работаем на перспективу

Для обобщения и систематизации политического курса, направленного на обеспечение охраны окружающей среды, 30 апреля 2012 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Основы). Этот документ является закрепленной на федеральном уровне методологической базой, нацеленной на преодоление глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разно-образия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, затрагивающими интересы РФ и ее граждан.

Основными стратегическими целями данного документа являются: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разно-образия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В России экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах более 54% городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов на площади более 100 млн гектаров (п. 3 Основ).

Для официального документа положение дел выглядит удручающе. Все данные статистические наблюдения относятся в большей степени к густонаселенным территориям РФ. Выходом из сложившейся обстановки могут стать либо насильственное расселение людей из мегаполисов, либо создание условий, обеспечивающих комфортное проживание населения в крупных центрах. Первый способ можно отнести к государственным рычагам давно минувших лет, а второй – является доступным и цивилизованным решением проблемы. Однако при его реализации необходим целый комплекс мер, многие из которых нашли свое отражение в разделе IV «Механизмы реализации государственной политики в области экологического развития» Основ. В данном вопросе особое значение необходимо уделить механизмам, решающим задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду, восстановления нарушенных естественных экологических систем, обеспечения экологически безопасного обращения с отходами и охранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

На наш взгляд, разработка программы на столь длительный срок является не достаточно обоснованным шагом. Это обусловлено в первую очередь тем, что в условиях молниеносного и взрывного характера современной экономики возможны кардинальные переме ны хозяйственной деятельности в течение двух-трех лет. В результате претворения в жизнь всех заявленных пунктов Основ законодатель к концу срока выполнения программы снова может оказаться не подготовленным к резким виражам ее величества Экономики. Поэтому необходимо держать руку на пульсе и вводить в Основы решения актуальных проблем.

Пока в мире наращивают мощности возобновляемых источников энергии, российские власти решают, продолжать ли ее поддержку. Эта неопределенность беспокоит участников рынка, которым в случае отмены соответствующей госпрограммы придется плохо.

Нерешительность российских властей вызвана появлением возможного избытка мощностей в электроэнергетике, при котором, по их словам, солнечные панели или ветряные мельницы окажутся не нужны.

В отличие от других стран, где альтернативная энергетика направлена на снижение негативного влияния на природу, Россия хочет развивать производства для завоевания мирового рынка оборудования «зеленой» энергетики. Правда, особых успехов на этом поприще пока достичь не удалось, и перспективы туманны: многие европейские компании, пошедшие по аналогичному пути, уже закрылись из-за невозможности выиграть конкуренцию с Китаем в этом вопросе.

Место России в мировой «зеленой» энергетике

Рекордный рост мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мире зафиксировали в 2017 году специалисты международной ассоциации REN21, которая была создана для изучения такой энергетики. Суммарная мощность «зеленых» электростанций увеличилась почти на 9% (на 178 ГВт) по сравнению с 2016 годом, говорится в отчете организации. Наибольший прирост обеспечили новые солнечные электростанции (55%), мощность которых превысила появившиеся в этом году атомные энергетические объекты, а также объекты, работающие на традиционных источниках энергии.

На фоне общемировых цифр вклад России более чем скромный. По данным Минэнерго, в 2017 году введено в эксплуатацию 100 МВт солнечных электростанций, а также первый крупный ветропарк в Ульяновской области мощностью 35 МВт. В общем объеме генерации альтернативная энергетика в России занимает 0,23% (1 ГВт).

Для сравнения: мощность альтернативной энергетики в мире достигла 2195 ГВт (26,5% мировой электроэнергии).

При этом эксперты REN21 обращают внимание, что развитие такой энергетики напрямую зависит от политической воли. Но для властей России это не является первостепенной задачей в сфере энергетики.

«Мы не гонимся за объемом мощности, это не является основной задачей в России, — заявил в июне 2018 года первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер. — И понятно почему: у нас есть традиционные источники энергии, они пока более дешевые и для наших потребителей являются более эффективными».

Как началось развитие «зеленой» энергетики

Альтернативная энергетика в России должна была получить стимул к развитию благодаря господдержке. В 2009 году правительство утвердило соответствующую программу до 2020 года (впоследствии ее продлили до 2024 года). Для привлечения инвесторов в энергетику (не только в «альтернативную») разработали механизм, который позволяет инвесторам окупать расходы за счет повышения стоимости своих услуг (максимум на 10%) в течение 15 лет. То есть фактически господдержка заключается в финансировании таких проектов из кармана потребителей.

Первые современные солнечные и ветровые электростанции появились только в 2015 году, а в следующие два года на рынок возобновляемых источников энергии вышли крупные, в том числе иностранные инвесторы. В 2018 году даже возникла конкуренция на рынке таких электростанций. На конкурсе по отбору проектов для оптового рынка электроэнергии объем заявок по ветровым станциям в 2,5 раза превышал квоту (при лимите в 830 МВт было подано заявок на 2,2 ГВт), по солнцу — в 3,5 раза (554 МВт против 150 МВт).

Кто развивает альтернативную энергетику

Основной игрок на российском рынке солнечной энергетики — компания «Хевел», совместное предприятие Реновы и Роснано, которое занимается производством и установкой солнечных электростанций. Судя по ее сайту, в России у компании около 16 крупных станций, которые поставляют электроэнергию в общую сеть или питают крупные объекты (как, например, нефтеперерабатывающий завод Лукойла в Волгограде).

Контекст

Энергетика определяет российскую политику Меркель

Le Figaro 24.05.2018

Россия и ядерная энергетика

EurasiaNet 22.06.2017

Энергетика как детонатор...

Українська правда 29.03.2016

Энергетика и политика

Birgün 15.01.2016 В мае 2018 года компания заявила о планах строительства в Калмыкии солнечной электростанции мощностью 75 МВт. Для выполнения обязательств по локализации производства в 2017 году «Хевел» провела модернизацию завода солнечных модулей в Чувашии, вдвое увеличив его мощность (до 160 МВт). В 2019 году компания планирует начать выпуск двухсторонних солнечных модулей.

Второй крупный игрок на рынке солнечной энергетики — ООО «Солар Системс» (дочерняя фирма китайской Amur Sirius). В сентябре 2017 года она запустила первую солнечную станцию на 15 МВт в Астраханской области, в мае 2018 года — вторую. До 2020 года компания планирует построить 17 солнечных парков общей мощностью 335 МВт в Астраханской и Волгоградской областях, Ставропольском крае, и республиках Калмыкия и Башкортостан. Суммарный объем инвестиций во все ее проекты — 44 млрд рублей.

Для локализации производства кремниевых слитков и пластин, используемых в солнечных модулях, в 2016 году компания построила завод «Солар Кремниевые технологии» в Московской области.

На рынке ветроэнергетики три крупных игрока — Росатом, финская компания Фортум и итальянская Энел. В 2017 году Фортум и Роснано учредили Фонд развития ветроэнергетики, который сразу получил право на строительство ветряных электростанций на 1 ГВт в семи регионах России. В январе 2018 года Фортум и Роснано запустили в Ульяновской области первый в стране подключенный к оптовому рынку ветропарк мощностью 35 МВт. Поставщиком оборудования стала датская фирма Вестас, которую также привлекли к локализации производства оборудования для ветроэнергетики.

Предпринимаются значительные усилия по локализации производства комплектующих для ветроэнергетических установок.

В ноябре 2017 года компания Новавинд (дочернее предприятие Росатома) и голландский производитель ветроустановок Лагервэй создали совместное предприятие «Ред винд». Компания отвечает за поставки ветроустановок «под ключ» и послепродажную поддержку, а также займется реализацией программы локализации производства. Другая «дочка» Росатома — «ВетроОГК» — занимается строительством ветропарков. Как сообщает пресс-служба губернатора Ставропольского края, ВетроОГК планирует построить в регионе четыре ветропарка суммарной мощностью 260 МВт за 26 миллиардов рублей.

Наконец, в феврале 2018 года дочерняя фирма итальянской Энел, «Энел Россия», подписала соглашение о строительстве ветропарка мощностью 90 МВт в Ростовской области. Инвестиции в проект составят 132 млн евро. Поставкой оборудования, а затем и локализацией производства для будущего ветропарка займется международный концерн Siemens Gamesa. Ввод ветропарка в эксплуатацию запланирован в 2020 году.

Кроме этого, компания «Энел Россия» хочет реализовать в Ставропольском крае проекты в сфере ветроэнергетики на 300 МВт. Соглашение об этом подписано с властями региона в мае 2018 года.

Что тормозит развитие «зеленой» энергетики

Участников рынка возобновляемых источников энергии волнует дальнейшая судьба программы господдержки, которая заканчивается в 2024 году. Правительство еще не определилось с дальнейшим курсом. «Энергетика — высокоинерционная отрасль, поэтому сегодня всех волнует, что будет за горизонтом 2024 года. Ошибка при определении его [механизма поддержки] объема на период 2025-2035 годов может подорвать все полученные результаты», — написал на своей странице в фейсбуке глава Роснано Анатолий Чубайс.

Причины, по которым власти затягивают решение о продлении программы, определил первый замглавы Минэнерго Алексей Текслер в июне 2018 года. Он заявил, что ведомство планирует продолжить программу, сейчас обсуждается ее объем и размеры. Однако, по его мнению, основная проблема заключается в снижении динамики электропотребления в стране. При базовом сценарии оно будет расти всего на 0,5% в год вместо прогнозируемых ранее 3-4%. В таких условиях может возникнуть избыток мощностей.

«Мы построили современные генерации, при этом у нас за [более] 20 ГВт невостребованных энергомощностей. Самый важный вопрос — кто за это заплатит», — добавил Текслер.

Компенсации инвесторам в сфере ветряной энергетики платит не государство, а потребители электроэнергии, в частности крупные промышленные предприятия, за счет повышенных тарифов.

«То есть крупные участники рынка должны сбрасываться на развитие возобновляемой энергетики в России. Данный механизм скорее похож на кнут, чем на пряник, и не приводит к органическому рыночному развитию альтернативной энергетики», — сообщил Илья Завалеев, директор компании HPBS, которая занимается консалтингом в сфере «зеленых» проектов и энергоэффективности.

Следует отметить, что власти России поддерживают альтернативную энергетику не по той же причине, по которой это происходит в других странах. В большинстве развитых государств это связано с желанием снизить негативное влияние на окружающую среду, в то время как в России главная цель — создать технологическую и производственную базу, которая будет конкурировать на мировом рынке энергетического оборудования. Этим, видимо, объясняется и введения жестких требований к локализации оборудования, и штрафные санкции за нарушение этого обязательства.

«Важно, чтобы российские солнечные панели и ветростанции стали экспортным продуктом и были востребованы в мире как лучшие образцы», — заявил Текслер.

Однако эти цели могут оказаться несколько оптимистичными.

В связи с таким курсом российских властей следует указать на банкротство немецкой компании Соларуорд — последнего в Германии крупного производителя солнечных батарей, который, как и многие другие европейские компании, не выдержал конкуренции с китайскими производителями.

Кроме того, по расчетам Роснано, даже если государство продлит программу поддержки до 2035 года, доля «зеленой» генерации в России достигнет скоромных 5%. А если сроки действия программы будут сокращены, это приведет к цепочке банкротств компаний, работающих в сфере альтернативной энергии. За этим может последовать обвал всего сектора с последующей утерей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что не только поставит крест на планах по налаживанию масштабного экспорта, но приведет к полному переходу на импорт оборудования, заявили в компании.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Игнат Апарышев, референт государственной гражданской службы РФ 3 класса, г. Москва.

Экология - одна из наиболее актуальных проблем современности. Вопреки всем декларациям о праве человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, по-прежнему экономические интересы преобладают над экологическими. В результате истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство. В этом номере мы обратились к некоторым проблемам правового регулирования в сфере охраны окружающей среды. Но разговор не окончен...

Зеленая - ориентированная на экологию - экономика для современных зарубежных стран стала необходимостью. В нашей стране подобный курс только начинает набирать обороты. Действительность такова, что без оглядки на экологию уже сейчас сложно вводить новые технологии. Кроме того, производство, негативно влияющее на природу, становится дорогим и экономически необоснованным. Однако для дальнейшего развертывания зеленой экономики в РФ потребуется введение новых регламентирующих и систематизирующих документов федерального уровня при условии ужесточения ответственности за нарушение норм, призванных охранять окружающую среду.

Вопросы экологии

В XXI веке проблемы экологии из вторичных превращаются в основные. В большинстве постиндустриальных стран зародился так называемый зеленый курс в экономике, другими словами "зеленая экономика". Этот тип экономики выполняет несколько функций. Во-первых, это рост благосостояния населения и обеспечение социальной справедливости, во-вторых, это защита окружающей среды.

Важными чертами "зеленой экономики" являются сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, экономичное использование природных богатств, защита биоразнообразия и рост доходов населения, эффективное использование энергии.

В перспективе планируется мобилизовать глобальную экономику и увеличить рост инвестиций в природные технологии. Эти меры позволят стимулировать экологизацию многих современных экономик, избежать катастрофических последствий глобального изменения климата и минимизировать использование невозобновимых полезных ископаемых.

На сегодняшний день правовое согласование экологической и энергетической политики на международном уровне стало основной проблемой. В свете кардинальных преобразований особая роль отведена четкому определению мирового энергобаланса. Решением этой дилеммы может стать увеличение объемов использования возобновляемой энергетики. Данный способ позволит обеспечить энергетическую безопасность и сократить уровень негативного воздействия на окружающую среду.

В большей степени современные модели экономики удовлетворяют свои энергетические потребности за счет невозобновимых природных ресурсов. Однако еще в 2003 году в докладе Генерального секретаря ООН "Энергетика и транспорт" отмечалась необходимость использования технологий возобновляемых источников энергии. При этом проведение такого политического курса должно обеспечиваться надлежащим государственным контролем.

Проблемы надзора

Надзор в сфере охраны окружающей среды имеет фундаментальное значение для обеспечения экологического благополучия. Но сегодня в России можно говорить о низком качестве государственного регулирования охраны окружающей среды. Причиной такого положения дел является то, что эта функция долгое время была раздроблена между целым рядом федеральных органов исполнительной власти.

Международные стандарты и тенденции ставят перед современными странами задачи перехода к устойчивому развитию "зеленого" курса в экономике и политике, повышению качества жизни людей за счет улучшения состояния окружающей среды.

Переход всех функций и полномочий государственного регулирования охраны окружающей среды в Минприроды России в июне 2008 года создал организационные возможности для изменения сложившейся ситуации. В связи с этим специалистами ведомства были определены современные проблемы контроля и надзора в сфере охраны окружающей среды:

  1. ликвидация государственной экологической экспертизы;
  2. возможность предприятий оказывать неограниченное воздействие на окружающую среду;
  3. отсутствие экономических стимулов для перехода на "зеленые" технологии;
  4. государство не имеет объективной информации о состоянии окружающей среды;
  5. минимальные штрафы за нарушение экологического законодательства.

Экономические методы охраны окружающей среды имеют свою специфику. Государство, являясь связующим звеном между субъектами хозяйственных отношений и экологией, играет роль распределителя нагрузки на окружающую среду. Сегодняшний курс модернизации и инноваций ослабляет ответственность за нарушение "зеленого" законодательства.

Анализ зарубежного опыта подтверждает факт того, что ужесточение мер ответственности не сможет стимулировать предпринимателей к соблюдению правил в области охраны окружающей среды. В качестве "работающих" методов могут стать налоговые льготы и освобождения.

Для отечественной практики эта тема является новой, однако не менее актуальной. Для реализации европейского опыта мы вынуждены вносить соответствующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ и другое связующее федеральное законодательство.

От ответственности не уйти

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Зачастую самые незначительные проступки могут привести к природным катастрофам. При современном развитии общественных отношений недобросовестные граждане РФ продолжают загрязнять, разворовывать и уничтожать окружающую их природу.

Несмотря на европейские механизмы пряника, в РФ без кнута не обойтись. Действующее законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.

В КоАП РФ ответственность за правонарушения в данной области отражена в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". Особое практическое применение получили ст. 8.2 "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами", 8.13 "Нарушение правил охраны водных объектов", 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" и 8.31 "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах" <1>.

<1> "Подборка судебных решений по ст. ст. 8.2, 8.13, 8.21, 8.31 за 2011, 2012 гг. "ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения".

Все составы вышеназванных статей являются грубейшими нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования. Видовым объектом этих правонарушений выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологии.

От состояния экологии зависит здоровье как отдельных граждан, так и общества в целом. В связи с этим в УК РФ введена глава 26 "Экологические преступления". В ней нашли свое отражение следующие статьи: 250 "Загрязнение вод", 254 "Порча земли", 258 "Незаконная охота" и т.д.

Субъективная сторона экологических преступлений выражается в форме косвенного умысла, то есть лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично.

На практике за нарушения данного рода при применении как норм КоАП РФ, так и УК РФ суды, как правило, применяют ответственность в виде штрафа.

Работаем на перспективу

Для обобщения и систематизации политического курса, направленного на обеспечение охраны окружающей среды, 30 апреля 2012 года Президент РФ утвердил Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Основы). Этот документ является закрепленной на федеральном уровне методологической базой, нацеленной на преодоление глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, затрагивающими интересы РФ и ее граждан.

Основными стратегическими целями данного документа являются: решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В России экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах более 54% городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов на площади более 100 млн. гектаров (п. 3 Основ).

Для официального документа положение дел выглядит удручающе. Все данные статистические наблюдения относятся в большей степени к густонаселенным территориям РФ. Выходом из сложившейся обстановки могут стать либо насильственное расселение людей из мегаполисов, либо создание условий, обеспечивающих комфортное проживание населения в крупных центрах. Первый способ можно отнести к государственным рычагам давно минувших лет, а второй - является доступным и цивилизованным решением проблемы. Однако при его реализации необходим целый комплекс мер, многие из которых нашли свое отражение в разделе IV "Механизмы реализации государственной политики в области экологического развития" Основ. В данном вопросе особое значение необходимо уделить механизмам, решающим задачи предотвращения и снижения текущего негативного воздействия на окружающую среду, восстановления нарушенных естественных экологических систем, обеспечения экологически безопасного обращения с отходами и охранения природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира.

На наш взгляд, разработка программы на столь длительный срок является не достаточно обоснованным шагом. Это обусловлено в первую очередь тем, что в условиях молниеносного и взрывного характера современной экономики возможны кардинальные перемены хозяйственной деятельности в течение двух-трех лет. В результате претворения в жизнь всех заявленных пунктов Основ законодатель к концу срока выполнения программы снова может оказаться не подготовленным к резким виражам ее величества Экономики. Поэтому необходимо держать руку на пульсе и вводить в Основы решения актуальных проблем.

Таким образом, несмотря на упорство бизнеса, будущее планеты за "зелеными" технологиями. Россия активно вступает в международное сообщество, где приоритетом избран путь защиты, а не уничтожения природы. Глобализация заставляет многие страны пересматривать существующий путь в экономике и политике. РФ в данном вопросе не исключение. Уже сейчас можно говорить о сдвиге в лучшую сторону состояния экологии в нашей стране. Но из-за отсутствия благоприятного инвестиционного климата "зеленые проекты" с трудом пробиваются через тернии "сырьевых игл".

Разина А.А

студентка 454 группы, 2 курс Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации,

г.Казань.

Аннотация. В статье раскрывается сущность «зеленой» экономики и перспективы ее развития. Приводятся примеры направлений деятельности в рамках «зеленой» экономики, их цели и задачи.

Ключевые слова: Зеленая экономика, природа, экология, суррогатное питание, урбанизация, энергетика.

Abstract: The topic of this article: «Green economy - our future.» The article reveals the essence of the «green» economy and its development prospects. It defines the activities of «green» economists, their goals and objectives.

Key words: Green economy, nature, ecology, surrogate food, urbanization, energy.

«Зелёная» экономика это направление в экономической науке, сформировавшееся в последние 2 десятилетия. «Зеленая» экономика появилась в противовес «коричневой» экономике, характеризующейся расточительством природных ресурсов. Экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является её частью. Актуальность данного направления является новым и прогрессирующим. Цель работы - выявить целесообразность и полезность дальнейшего развития данного направления.

Вся сущность «зелёной» экономики базируется на 3 аксиомах:

  • 1. Невозможно бесконечно расширять сферу влияния в ограниченном пространстве;
  • 2. Невозможно требовать удовлетворения бесконечно растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов;
  • 3. Всё на поверхности Земли является взаимосвязанным.

В России сторонники «зеленых» подходов поддерживаются государством с 2008 года, получают финансирование международных организаций и экологических фондов. Природа и человек рассматриваются «зеленой» экономикой как два взаимозависимых и неразрывных понятия.

В настоящее время в рамках развития «зелёной» экономики на смену процессу урбанизации, который создал множество проблем, приходит деурбанизация - безальтернативное градостроение. Опыт доказывает, здоровая семья развивается нормально в доме усадебного типа на большом пространстве. Предполагается, что будущие поколения будут воспитаны в похожих «зеленых» поселениях, «большие» города будут существовать, но в виде промышленных и административных центров. В ближайшее время, согласно прогнозам аналитиков, «зеленое» поселение займет около 20% рынка строительных услуг в мире.

Необходимостью развития этого научного направления является еще одна мировая проблема - суррогатное питание. В среднем любой продукт проходит расстояние в 2000 километров, подвергаясь действию техногенных факторов. Стоимость продовольствия в течение пяти лет повышалась, причина - зависимость от зарубежных поставщиков. Проведенный анализ подтверждает: у сельского жителя - 100% собственного чистого продукта, у жителя города - 95% суррогаты. Так, «зеленая» экономика и в области продуктов питания будет служить положительным фактором для мирового сообщества. «Зеленые» поселения, выпускают натуральные продукты и находятся близко к потребителю - это является одним из эффективных методов гарантии продовольственной безопасности.

Основной акцент в государственной политике в настоящее время сделан на повышении энергоэффективности существующих технологий. Базовым законодательным актом здесь является Федеральный закон (ФЗ) «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» принятый в 2009 г. На его основе сформирована Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». К «зеленым» технологиям, которые помогут решить эту задачу, относятся повышение доли альтернативных и возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе страны.

Переход России к «зеленой» экономике имеет ряд особенностей. Прежде всего, это наличие в регионах больших по площади, малоза- тронутых хозяйственной деятельностью территорий, составляющих более 60% страны. Благодаря этим факторам Россия может стать лидером в переходе к новой модели развития.

Таким образом, «зеленая» экономика находится в стадии развития. Данное научное направление является необходимым и нуждается в дальнейшей государственной поддержке в виде реформ и государственных решений.

Список литературы:

  • 1. Дашковский, Илья. Безальтернативная энергетика / Илья Даш- ковский // Агротехника и технологии. - 2012. - № 4. - С. 24-28.
  • 2. Акиев, Р.С. СДОС НОСТРОИ: новая сертификационная политика в строительстве / Р.С. Акиев // БСТ. - 2012. - № 6. - С. 42^16.
  • 3. Архипов, А. Минимизация энергозатрат - новые решения компании NXP в области технологий Green Chip / А. Архипов // Электроника. -2011. -№ 8. - С. 52-57.
  • 4. Бедрицкий, А.И. Роль зеленых технологий в смягчении глобальных изменений климата / А. И. Бедрицкий // Энергонадзор и энергобезопасность. - 2012. - № 4. - С. 36-38.
  • 5. Ималитдинов, В. А. Мониторинг полигонов ТБО: создание единой системы / В.А. Ималитдинов // Твердые бытовые отходы. - 2012.-№ 1.-С. 32-33.




Copyright © 2024 Все для предпринимателя.