Чем отличается спецсчет расчетного счета. Гособоронзаказ. "Подводные камни" поставки товара с использованием специального счета. НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ

Общие положения о специальных счетах и их виды

Принципы обслуживания и использования открытых в банке счетов (в том числе специальных) сформулированы в Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И. В зависимости от цели открытия, совершаемых по счету операций и категории субъекта предпринимательской деятельности выделяют спецсчета (п. 2.8 Инструкции):

  • поставщиков;
  • должников;
  • банковских платежных агентов (субагентов);
  • залоговые;
  • гарантийных фондов платежных систем;
  • номинальные;
  • клиринговые;
  • эскроу;
  • торговые.

Независимо от вида счета в банк подается соответствующее заявление с приложением необходимого по условиям кредитной организации пакета документов. В отдельных случаях возможно открытие счета в силу иного ранее заключенного договора, содержащего соответствующее условие.

Специальный банковский счет поставщика

Применение этого вида счетов регламентировано законом «О деятельности по приему…» от 03.06.2009 № 103-ФЗ. В отличие от других он может быть открыт только организациям и ИП, непосредственно являющимся поставщиками товаров и услуг, если платежи принимаются через платежных агентов.

В рамках п. 18 ст. 4 закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ лицо, осуществляющее поставку товаров или услуг, не имеет права использовать иные виды счетов для взаиморасчетов с платежными посредниками. Получение и зачисление денег на иные счета, открытые поставщиками, невозможно.

Не знаете свои права?

В п. 19 ст. 4 закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ сформулирован перечень операций, которые разрешены по рассматриваемой группе счетов:

  • получение денег со спецсчетов, в том числе от платежных посредников;
  • перевод денег на иные счета, принадлежащие непосредственно поставщику.

Отметим, что указанный перечень является исчерпывающим и выполнение иных операций в этом случае не разрешается.

Специальный банковский счет должника

Правовую основу использования должниками банковских спецсчетов составляет ст. 138 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Их открытие необходимо для зачисления части денежных средств, оставшихся после реализации имущества и расчетов с кредиторами, интересы которых были обеспечены залоговым имуществом.

В соответствии с п. 3 ст. 138 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ открыть и распоряжаться денежными средствами на таком спецсчете может только конкурсный управляющий. После открытия доступно совершение следующих операций:

  • списание денег в пользу кредиторов первой и второй очереди для погашения задолженности перед ними;
  • перечисление денежных средств на оплату судебных расходов (в том числе вознаграждение лиц, привлеченных к делу о банкротстве);
  • зачисление денег в установленном порядке.

Распоряжение и списание денег в пользу кредиторов или третьих лиц осуществляется только конкурсным управляющим. Совершение иных сделок и операций недопустимо.

Таким образом, спецсчета создаются с определенной целью, и их открытие в силу закона является обязательным. Законодательство определяет множество оснований для открытия такого рода счетов, некоторые из них мы привели в статье.

Мы разобрались, как работают банки, и составили пошаговую инструкцию, которая расскажет, как открыть специальный счет по 44 ФЗ в Сбербанке, ВТБ и других банках из списка Минфина. Читайте статью или смотрите видеоинструкцию, чтобы узнать, как устроена работа со спецсчетами по госзаказам.

По поводу физлиц

Виталий Байрашев, Институт госзакупок

Несмотря на заверения Минфина, крупнейшие банки из перечня (Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2019 № 1451-р) по-прежнему отказывают физлицам в открытии спецсчетов. Вероятно, банки оказались не готовы к такому формату работы и сейчас в спешном порядке адаптируют регламенты и техсредства для работы с физлицами. На сайтах многих банков просто нет порядка открытия спецсчетов физическими лицами. Все-таки более 99% поставщиков — это юрлица и индивидуальные предприниматели. А физлица участвуют в закупках эпизодически, из-за чего банки не смогли спрогнозировать спрос на услугу спецсчета с их стороны.

В Сбербанке, например, до сих пор не знают про спецсчет, но открывают «Счет участника закупок». В одном из чатов предложили такую пошаговую инструкцию:

Шаг 1. Приходите в любое отделение Сбербанка, которое обслуживает физлиц.

Шаг 2. Подходите к операционисту и говорите что открываете «Счет участника закупок». Если говорят, что не открывают или отправляют в отдел по работе с юрлицами, не сдавайтесь и настаивайте на открытии спецсчета.

Шаг 3. Операционист открывает счет. А если не знает, как это сделать, — звонит на внутреннюю линию консультаций за инструкцией.

Шаг 1. Понять, нужно ли открывать

С июля 2020 года спецсчет для участия в торгах 44 ФЗ стал необязательным. Он необходим, чтобы вносить обеспечение заявки. Теперь торговые площадки в состоянии принимать банковские гарантии, поэтому спецчет не единственный способ обеспечить заявку. Открывать или нет — решает поставщик. Если не хотите оформлять банковскую гарантию для каждой закупки, открывайте спецсчет. Если планируете использовать банковские гарантии — не открывайте.

Спецсчет для обеспечения заявок 44 ФЗ не нужен, если вы участвуете:

  • в закупках без обеспечения;
  • в неконкурентных торгах.

Шаг 2. Проверить банк, в котором уже открыт расчетный счет

Законодатели не обязали поставщиков использовать как специальный счет участника закупки исключительно отдельный банковский счет. Вы можете создать его на базе расчетного. Но для этого нужно, чтобы банк, с которым вы уже сотрудничаете, включили в список Минфина (утвержден Распоряжением Правительства № 1451-р от 13.07.2018). , сейчас одобрена 21 организация. Вот все банки, где можно открыть спецсчет для торгов:

  1. Сбербанк России.
  2. Газпромбанк.
  3. Российский Сельскохозяйственный банк.
  4. Альфа-Банк.
  5. Московский кредитный банк.
  6. Открытие.
  7. Райффайзенбанк.
  8. Росбанк.
  9. Всероссийский банк развития регионов.
  10. Промсвязьбанк.
  11. РОССИЯ.
  12. Санкт-Петербург.
  13. Совкомбанк.
  14. Российский национальный коммерческий банк.
  15. ОТП Банк.
  16. ЮниКредит.
  17. Возрождение.
  18. Тинькофф.
  19. АК БАРС.
  20. Северный морской путь.

Если банка нет в списке Минфина, открыть в нем спецсчет для участия в торгах нельзя!

Если ваш банк есть среди отобранных, считайте, вам повезло. Звоните менеджеру, говорите, что хотите использовать «расчетник» в качестве специального. Банк составит дополнительное соглашение. Мы приводим в качестве примера шаблон Газпромбанка. В некоторых случаях понадобится сначала написать заявление. На этом шаге для вас инструкция закончена. Следующие шаги пригодятся, если ваш банк пока не оказывает такую услугу либо вы хотите иметь отдельный спецсчет для торгов 44 ФЗ, либо несколько в разных банках — законодательство это не запрещает.

Если вашего банка в списке Минфина нет, то придется открывать спецсчет «с нуля» — переходите к следующему шагу инструкции.

Шаг 3. Выбрать банк

На этом этапе важно оценить не только надежность и условия каждого банка, но и то, в каком виде они предоставляют услугу специального счета для госзакупок. Мы уже упоминали, что не все банки для открытия спецсчета для торгов оперативно включились в работу по новым правилам. Например, отдельный спецсчет в банке Открытие открыть можно, а в Росбанке для этого придется открыть расчетник. Некоторые предлагают открыть «особенный расчетный счет» — это не совсем удобно, поскольку вам придется оплачивать еще один «расчетник». А для специальных законодательство предусмотрело и спецусловия.

Мы обзвонили банки и собрали информацию про спецсчет по 44 ФЗ: как работают, в какой форме открывается спецсчет, что нужно, тарифы на обслуживание спецсчета для торгов. Это поможет вам сэкономить массу времени и сделать правильный выбор. Обратите внимание, что большинство банков требуют аккредитацию на одной из ЭТП по 44-ФЗ. Мы отметили в таблице тех, кто акцентировал на этом внимание.

Таблица актуальна на 01.10.2019. Информация получена от специалистов поддержки банков, и со временем она может меняться.

Как работает

Сколько стоит

Особенности и бланки

Сбербанк

Банк открывает отдельный счет.


Блокировка денег за каждую операцию по обеспечению заявки — 50 рублей (актуально до 28.02.2019).

Обращается тот, кто будет управлять счетом.

Понадобится предоставить документы, как для открытия нового «расчетника», и заявление. Из особенностей: понадобится предоставить копии лицензий и патентов, если есть.

Открывает только отдельный спецсчет.

Открытие и обслуживание — бесплатно.

Упрощенная процедура для владельцев расчетных счетов: написать заявление, а затем подписать договор.

Для открытия «с нуля» понадобится предоставить пакет документов, аналогичный новому расчетному счету, плюс заявление и анкета.

Смотреть полный список документов:

Газпромбанк

Открывает отдельный спецсчет или расширяет функционал расчетного.

Открытие — 3000 рублей.

Обслуживание:

  • 600 руб./мес. — с клиент-банком;
  • 2000 руб./мес. — без клиент-банка.

Платить за обслуживание придется, только если в течение месяца проводились операции по счету.

Кроме заявления и стандартного пакета, понадобится предоставить:

  • нотариально заверенную карточку с образцами подписей и оттиска печати (ф. 0401026);
  • акцепт оферты банка;
  • оплату комиссии за открытие счета.

Россельхозбанк

Открывает отдельный счет.

Открытие и обслуживание — бесплатно.

Начисление процентов на остаток устанавливается на индивидуальных условиях.

Для открытия счета предоставьте в отделение банка стандартный пакет документов.

В отделении потребуется подписать допсоглашение с банком.

Альфа-Банк

Открывает отдельный счет.

Специальный + расчетный счет — открытие и обслуживание бесплатно.

Только спецсчет — по тарифам на РКО.

Предоставляется стандартный пакет документов на открытие счета.

Дополнительно банк запросит:

  • подтверждение о присоединении к договору о расчетном обслуживании специального банковского счета участника закупки в валюте. Скачать бланк ;
  • заявление на открытие спецсчета. Скачать бланк .

Московский Кредитный банк

Открывает отдельный счет.

Отделения банка есть только в Москве и Московской области!

Для открытия собирайте стандартный пакет и оставляйте заявку на сайте. Бланки высылают на почту после подтверждения заявки по телефону.

Открытие

Открывают отдельный спецсчет.

Открытие — бесплатно.

Обслуживание:

  • если есть расчетный счет в Открытии, — бесплатно;
  • если нет расчетного счета, — бесплатны только первые 3 месяца, затем — 1350 руб./мес.

Можно обратиться сразу в отделение, оставить онлайн-заявку на сайте или вызвать специалиста в офис.

Документы для открытия «с нуля» — как для расчетного счета.

Полный перечень документов и бланки заявления и договора придут на электронную почту после звонка в банк.

Райффайзенбанк

Открывается спецсчет только при наличии расчетного.

Тарифы как для расчетного счета.

Обязательна аккредитация на любой ЭТП.

Дополнительной информации специалисты банка не предоставляют.

Открывается и обслуживается бесплатно.

Операции по счету по общим тарифам.

После оформления заявки на почту присылают стандартный список документов для заполнения, анкету и тарифы.

Всероссийский банк развития регионов

Открывается спецсчет только после открытия расчетного.

Стоимость за обслуживание зависит от выбранной клиентской группы.

Дополнительной информации по тарифам специального счета не предоставляют.

Комплект документов стандартный. Дополнительно просят предоставить:

  • письмо-референцию из банка, который обслуживает (если счета в иных банках не открывались, то письмо в свободной форме об отсутствии счетов);
  • бизнес-план в свободной форме, если с даты регистрации юрлица прошло менее 3 месяцев.

Предлагают открыть «специальный расчетный счет». По сути вы получите еще один расчетник с функцией спецсчета.

Открытие бесплатно, если зарезервировать счет на сайте.

Обслуживание по тарифам расчетных счетов, сумма зависит от «оборотки».

Чтобы получать процент с остатка, понадобится подписать допсоглашение.

Понадобится полный пакет документов, как для «расчетника».

Можно или расширить функционал уже открытого расчетного счета, или открыть отдельный спецсчет.

Информации о тарифах пока нет.

Чтобы открыть отдельный спецсчет, понадобится пакет документов, как для «расчетника».

Санкт-Петербург

Открывают не спецсчет, а расчетный счет со специальными условиями.

Отдельный спецсчет открыть нельзя.

Открытие счета — бесплатно.

Обслуживание:

  • 1400 руб./мес. — если есть система дистанционного банковского обслуживания;
  • 10 000 руб./мес. — без дистанционного обслуживания.

С остатка денег на счету будут начислять 0,1% годовых.

Обязательна аккредитация на одной из торговых площадок по 44-ФЗ.

Пакет документов такой же, как для открытия расчетного счета.

Совкомбанк

Открывают расчетный счет с функцией специального. Отдельный спецсчет открыть нельзя.

Открытие — бесплатно.

Обслуживание по тарифам расчетных счетов.

Заявка на открытие заполняется на торговой площадке РТС-Тендер.

В ответ на заявку на электронную почту приходят реквизиты расчетного счета и ссылка на закрытый канал для загрузки требуемых документов.

Российский национальный коммерческий банк (РНКБ)

Открывают отдельный счет.

Открытие — бесплатно.

Остальные услуги — по базовым тарифам.

Для открытия счета обращайтесь в банк. Дистанционно нельзя.

РосЕвроБанк

Открывает отдельный спецсчет.

Открытие и обслуживание — бесплатно.

Пакет документов такой же, как для открытия расчетного счета. По звонку отправляют бланки документов, необходимые для заполнения.

Открывает отдельный спецсчет.

Открытие и обслуживание — бесплатно.
Подробнее о тарифах с 23.11.2018 .

Нужно предоставить стандартный набор документов, который используется при открытии «расчетника».

Обязательна аккредитация на одной из торговых площадок.

ЮниКредит

Открывает отдельный счет.

Открытие и обслуживание — бесплатно.

Стандартный пакет документов.

Тинькофф

Открывает отдельный спецсчет.

Обязательное условие — наличие РКО в Тинькофф!

Обслуживание — бесплатно.

Комиссии за блокировку и разблокировку денег нет.

Стоимость РКО:

  • простой — 490 руб./мес.;
  • продвинутый — 1990 руб./мес.;
  • профессиональный — 4990 руб./мес.

Начисляют процент на остаток, даже на заблокированные суммы. Ставка как по тарифу РКО:

  • простой — до 2%;
  • продвинутый — до 4%;
  • профессиональный — до 6%.

Шаг 4. Собрать документы и написать заявление об открытии

Теперь понадобится обратиться в выбранный банк, чтобы написать заявление на открытие спецсчета. Для этого придите с пакетом документов в любое отделение, которое обслуживает юридических лиц. Если в банке не открыт расчетный счет, то понадобится собрать такой же пакет документов, как и для открытия «расчетника». Принимают оригиналы или нотариально заверенные копии.

Для юрлиц:

  1. Учредительные документы (устав или учредительный договор).
  2. Если счет открывает руководитель — протокол об избрании, если ответственное лицо — приказ о назначении на должность и доверенность.
  3. Карточка с образцами подписей и печати.
  4. Документы, удостоверяющие личности тех, кто вправе распоряжаться деньгами на счете.
  5. Свидетельство о регистрации юрлица.
  6. Свидетельство о постановке юрлица на учет.

Для индивидуальных предпринимателей:

  1. Свидетельство о регистрации ИП.
  2. Свидетельство о внесении в госреестр ИП.
  3. Свидетельство о постановке на учет в налоговой.
  4. Паспорт самого предпринимателя.
  5. Если счет открывает представитель — его паспорт и доверенность.

Мы приводим усредненные перечни, у банков часто есть дополнительные пункты. Например, некоторые просят заполнить анкету или FATCA-опросник или предоставить выписки из госорганов. А чтобы в Альфа-Банке открыть спецсчет, понадобится заполнить их форму о присоединении к договору об обслуживании. Обязательно уточните требования по ссылкам, которые мы привели в таблице.

В качестве примера заявления для открытия спецсчета для участия в госзакупках 44 ФЗ, которое понадобится подписать, прилагаем шаблон из банка ВТБ.

Шаг 5. Подписать договор на обслуживание

Банк рассмотрит обращение и, если решение в вашу пользу, подготовит договор. Вам останется всего лишь подписать его и использовать спецсчет для участия в торгах.

В качестве примера вы можете ознакомиться с типовым договором, который предлагает подписать Газпромбанк. мы приводили договор на спецсчет для торгов ВТБ.

Видео: как открыть спецсчет

Дискуссия:
(Заключительная часть )

:
"ФЗ "О гособоронзаказе" - слишком много вопросов!"


"Гособоронзаказ": разбираемся в деталях...

"Гособоронзаказ": специальный счет и правоприменительная практика.

(Заключительная часть )

Текст: Анатолий Диденко
адвокат, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Ряд вопросов, поставленных ФЗ-275, еще не получили своего разрешения в принципе. Речь идет, например, о различиях в правовом режиме обычного расчетного счета организации и специального счета в уполномоченном банке.

Если провести аналогию с высказыванием «Каждый снайпер – стрелок, но не каждый стрелок – снайпер», то, исходя из толкования положений нового закона, мы получим «Каждый специальный счет – расчетный счет, но не каждый расчетный счет – специальный счет» .

Закон говорит о порядке расходования средств со специальных счетов, но при этом не содержит запрета на пополнение специального счета собственными средствами предприятия. В законе нет ограничений на приход средств не только от государственного заказчика, но и из иных источников. Казалось бы, зачем предприятию пополнять специальный счет собственными средствами, если их списание жестко регламентировано и перечень расходных операций закрытый? Но этот закрытый перечень не предусматривает расходов на расчетно-кассовое обслуживание.

Действительно, даже при максимально лояльном подходе уполномоченного банка к тарифам на обслуживание специальных счетов и при установленном 275-ФЗ требовании о безвозмездном банковском сопровождении представители уполномоченных банков уже назвали стоимость проведения платежного поручения. Это 25 рублей.

Из каких средств предприятие должно платить комиссию банка?

Видимо, исключительно из собственных. Тогда с какого счета? Со специального или с расчетного? И можно ли отнести эти расходы на себестоимость государственного оборонного заказа? И, если в уполномоченный банк судебный пристав приносит исполнительный лист, предусматривающий безакцептное списание денежных средств со счета предприятия-должника, может ли банк отказать в исполнении, нарушив федеральное законодательство об исполнительном производстве, или обязан исполнить документ, нарушив при этом законодательство о государственном оборонном заказе? Ведь 275-ФЗ регламентирует и ограничивает исключительно добровольные расходные операции по специальным счетам, но никак не принудительные. Как в этой ситуации поступить банку и предприятию-клиенту? Это только частный случай будущей правоприменительной практики, требующий разъяснения.

Предприятиям следует воспользоваться предоставленной ФАС и МО возможностью участвовать в обсуждении подобных вопросов на различных площадках.

Если не делегировать своих специалистов, с недоверием относиться к консалтингу в сфере ОПК, ограничиваться формальным ожиданием волшебных рецептов, выписанных «сверху», при этом приостанавливая работу «до выяснения», то велика вероятность сорвать выполнение оборонного заказа или, рискнув разобраться самостоятельно, совершить ошибку, оставшись один на один со сложными правовыми и финансовыми вопросами.

А ведь мы пока обозначили только один из них. Есть ли у каждого предприятия готовые ответы на остальные? Например, на такие:

  • Как планируется при выполнении обязанности предоставить доступ к коммерческой тайне с целью проведения контроля целевого использования бюджетных средств, перечисленных по гособоронзаказу, проводить разграничение между средствами, перечисленными по ГО и иными финансовыми потоками компании?
  • Ограничивает ли получение государственным заказчиком дополнительных бюджетных ассигнований в случае срыва исполнителем государственного оборонного заказа, право заказчика дополнительно предъявить к исполнителю иск о возмещении убытков, включая упущенную выгоду?
  • Подразумевается ли под обязанностью ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту обязанность ведения отдельного бухгалтерского, управленческого или налогового (по определению, консолидированного) учета?
  • Как правильно истолковать различие между запретом действий, «влекущих за собой», и действий, «направленных на», с точки зрения квалифицирующих признаков по критерию умысел/неосторожность? Особенно, учитывая разницу в ответственности с точки зрения уголовного законодательства?
  • Как будет соотноситься административный регламент о проведении проверок предприятий с режимом секретности, предусмотренным для отдельных предприятий ОПК?

Вряд ли штатным сотрудникам отдельного предприятия, при всем их профессионализме, будет очень просто быстро ответить на подобные вопросы, поставленные перед ними.

Конечно, оборонно-промышленному комплексу не привыкать работать в тяжелых условиях. Но, может быть, эта тяжесть кажущаяся? Тем более, государство и экспертное сообщество готовы оказать помощь. Ведь императивная норма в новом законе только одна – не сорвать выполнение государственного оборонного заказа . Все остальное – лишь правоприменительная практика, в формировании которой нам и предлагают участвовать, причем на начальной стадии. Кооперация необходима не только в производственном процессе, не правда ли? А опыт кооперации у нас есть…

Для заказчиков и исполнителей госзакупок нынешний год стал переломным, так как в законодательстве появилась масса изменений, касающихся предпринимателей и юридических лиц, заявляющихся на участие в торгах. Одно из важных нововведений касается заведения и применения специального счета для обеспечения собственных заявок. Кто, где и когда должен их открывать, как применять в своей деятельности?

Специальный счет – это целевой расчетный счет, открываемый и обслуживаемый банками на основании требований и положений, установленных законодательно. В России их применение не ново. Специальные счета в банках используют платежные агенты, нотариусы и другие лица. А вот для участников госзакупок подобные инструменты пока непонятны.

Сама необходимость использовать специальный счет для закупок возникла с 1-го июля 2018 г., после вступления в силу многочисленных нововведений Федерального закона № 44-ФЗ. Фактически же обязанность применения этого инструмента появилась с 1-го октября 2018 г.

В сфере госзакупок специальный банковский счет применяется в качестве одного из форматов обеспечения претендентами собственных заявок на участие в конкурсах, аукционах. Причем если речь идет об электронных торгах, то альтернативы такому внесению денег нет (при бумажных формат обеспечения в виде внесения финансовых средств или предоставления банковской гарантии устанавливается лично заказчиком).

Использовать спецсчет может только его владелец. Предоставить обеспечение по чужой заявке со своего счета нельзя – каждый участник должен иметь собственный.

Когда он нужен?

Ч. 1 ст. 44 № 44-ФЗ закрепляет за заказчиками при проведении торгов возможность назначать конкретные требования к форме обеспечения заявок. Сейчас закупки по 44-ФЗ проводятся в двух формах: бумажном и электронном. В первом случае открытие специального счета не нужно. Если же заказчик проводит электронный аукцион, то обеспечение осуществляется единственным способом: посредством внесения определенной суммы на лицевой счет ЭТП, проводящей конкретную госзакупку.

Важно ! Заказчики с 1-го июля 2018 г. имеют право переводить бумажные закупки в электронном виде. А с 1-го января 2019 г. такая форма проведения станет обязательной.

По 44-ФЗ

С 1-го октября 2018 г. необходимость иметь специальные счета по 44-ФЗ появилась у предпринимателей и юридических лиц, участвующих в электронных госзакупках следующих разновидностей:

  • открытый конкурс;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • аукцион;
  • 2-этапный конкурс.

Зачисленные деньги нужны для обеспечения самых заявок, а не контрактов. По сути, специальный счет для закупок по 44-ФЗ используется всегда, если речь идет об электронном формате проведения.

Важно ! Для участия в закупках с суммой контракта до 1 миллиона руб. обеспечение не требуется на основании Постановления Правительства РФ № 439 от 12 апреля 2018 г. Следовательно, и специальные счета для обеспечения заявок участникам таких торгов не нужны. Но в случае выигрыша они обязаны перечислить плату за победу на р/с конкретной ЭТП.

По 223-ФЗ

При проведении крупных закупок по 223-ФЗ спецсчета не нужны. Если же в торгах участвуют представители малого и среднего бизнеса, то заказчик может потребовать обеспечения заявки.

В случае проведения подобных электронных госзакупок нужен специальный счет по 223-ФЗ, с помощью которого на ЭТП будут внесены необходимые средства.

Принцип работы спецсчета

Юридические лица и многие предприниматели имеют собственный расчетный счет в банке для проведения операций с контрагентами, приема платежей от клиентов, уплаты налогов и прочих сборов в государственную казну. Спецсчет имеет абсолютно иные цели. Используется он для обеспечения заявок в электронных торгах. Как это работает? Пошагово это выглядит так:

  1. участник торгов открывает специальный расчетный счет в банке и вносит на него денежные средства для обеспечения заявки;
  2. оператор ЭТП, на которой проводятся торги, делает в банк запрос о блокировке определенной суммы денег на спецсчете участника закупок;
  3. банк блокирует средства без согласия владельца и оповещает его об этом;
  4. после окончания торгов средства на счете банк разблокирует в течение 1 дня после получения информации от ЭТП.

На специальном счете участника должно находиться достаточно средств на момент принятия всех заявок (деньги блокируются примерно через час). Перевод денег может идти до 3-х дней (если внутри банка, то быстрее), поэтому внести нужную сумму лучше заранее.

Размер обеспечения ограничивается законодательством и зависит от суммы контракта. В общем виде градация такая (п. 16 ст. 44 № 44-ФЗ):

Когда деньги разблокируют?

Пока заказчик будет принимать решение в пользу одного из участников, средства на их спецсчетах будут заблокированы. Отмена блокировки возможна, если:

  • заявку конкретного участника отклонили по каким-либо причинам (из-за несоответствия условиям, например);
  • участник не был допущен к участию в закупках или его отстранили от торгов;
  • участник никаких предложений по ходу торгов не сделал.

В этих случаях средства станут доступны для снятия или участия в других торгах в течение суток.

Списание средств

Участники торгов держат денежные средства на специальных счетах для последующего обеспечения. Не возбраняется хранить на них и иные сбережения. К тому же, банки начисляют проценты на остаток средств, хоть зачастую они просто символические (тарифы устанавливаются индивидуально). При необходимости деньги со счета могут переводиться на свой расчетный счет.

Активные участники торгов предпочитают держать сбережения на спецсчете для обеспечения заявок. Тогда списание денег возможно в случае победы в госзакупках, когда сумма контракта выше 1 миллиона руб. Размер вознаграждения составляет 1% от суммы контракта, но имеются максимальные ограничения:

  • для крупного бизнеса – 5 000 руб.;
  • для малого и среднего бизнеса – 2 000 руб.

Необходимая сумма списывается со специального счета. Она не взимается только в случае, если первый победитель от исполнения контракта отказался. Тогда деньги списываются с него вне зависимости от отказа.

Условия для открытия

Любой участник закупок имеет право открыть специальный счет. Сделать он это должен в одном из 18-ти банков, утвержденных Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 г. Другие финансовые учреждения оформлять спецсчета участникам торгов не имеют права. Утвержденные же банки согласны работать с предпринимателями и юрлицами при условии:

  • подачи полного пакета необходимых документов;
  • наличия аккредитации на одной из электронных площадок, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12 июля 2018 г. (в их число входит 8 обычных и 1 закрытая специализированная ЭТП);
  • внесения достаточной суммы средств для открытия счета (если такая плата взимается банком за оформление).

Если ранее с закупками предприниматель или организация не работали, то предварительно придется пройти аккредитацию на одной из официально одобренных площадок. В их число входят:

  1. АО «АГЗРТ»;
  2. АО «ЕЭТП» (Росэлторг);
  3. АО «РАД»;
  4. АО «ТЭК – Торг»;
  5. АО «ЭТС» (национальная электронная площадка);
  6. ЗАО «Сбербанк – АСТ»;
  7. ООО «РТС – тендер»;
  8. ООО «ЭТП ГПБ»;
  9. ООО «АСТ ГОЗ».

Каждая из них ведет учет специальных счетов участников и в случае необходимости оператор делает запрос на блокировку средств в банк.

Важно ! С 1-го января 2019 г. вместо реестра участников электронного аукциона, аккредитованных ЭТП, будет вестись единый реестр участников закупок на сайте ЕИС. После этой даты банки будут проверять будущих владельцев специальных счетов по нему.

В каких банках можно открыть?

Законодательно список банков, имеющих право заводить специальные счета для обеспечения, ограничен 18-ю финансовыми учреждениями. Их перечень включает в себя следующие банки:

  • Сбербанк;
  • Газпромбанк;
  • Россельхозбанк;
  • МКБ-банк;
  • ФК «Открытие»;
  • Райффайзенбанк;
  • Росбанк;
  • ВБРР;
  • Промсвязьбанк;
  • «АБ Россия»;
  • банк «Санкт-Петербург»;
  • Совкомбанк;
  • РНКБ-банк;
  • РосЕвроБанк;
  • ОТП банк;
  • ЮниКредит банк.

Если р/с ИП или юрлица ведется одним из перечисленных финансовых учреждений, он может:

  1. заключить с обслуживающим банком допсоглашение на использование расчетного счета в качестве спецсчета (если такая возможность есть);
  2. открыть специальный счет для закупок, подав полный пакет документов;
  3. обратиться в любой другой одобренный банк с наиболее привлекательными условиями обслуживания.

Те же клиенты, которые обслуживаются другими кредитными организациями, вынуждены открывать специальный счет для участия в закупках в иных финансовых учреждениях из списка.

В требованиях Постановления Правительства РФ № 626 от 30 мая 2018 г. нет ограничений на открытие специальных счетов сразу в нескольких банках. Поэтому обслуживаться можно в 1, 2 и более учреждениях одновременно.

Порядок открытия

Специальный счет для участников закупок открывается всего в 18 банках. В зависимости от учреждения, это можно сделать одним или несколькими способами:

  1. лично обратившись в офис, обслуживающий бизнес-сектор;
  2. подав заявку на сайте банка дистанционно (клиенты некоторых банков могут отправить все документы через систему ДБО и даже зарезервировать счет за несколько минут при необходимости);
  3. пройдя упрощенную процедуру открытия через электронную торговую площадку, являющуюся партнером банка (например, ВТБ предлагает полностью дистанционно и в сжатые сроки открыть специальный счет по 44-ФЗ для аккредитованных участников площадки «Росэлторг»).

Перечень документов для открытия счета во всех банках примерно одинаковый. Он выглядит так же, как и при открытии обычного расчетного счета:

  • заявление;
  • договор;
  • удостоверяющие личность документы (для ИП – паспорт, для юрлиц дополнительно бумаги, подтверждающие полномочия обратившегося);
  • регистрационные бумаги (для ИП – свидетельства ИНН, ОГРНИП, ЕГРИП, для юрлиц – учредительские документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  • разрешительные документы на ведение деятельности, если они нужны (лицензии, патенты).

А вот подтверждать аккредитацию на ЭТП не придется – эти сведения банк проверяет самостоятельно.

На открытие уходит от 2 до 5 дней в зависимости от банка и его загруженности. После чего его можно использовать для проведения операций по специальным счетам.

Тарифы

Специальный счет предназначен для обеспечения заявок по закупкам, поэтому перечень совершаемых владельцем операций будет не таким уж большим. Наибольший интерес клиентов касается комиссий за переводы, платы за открытие и обслуживание, начисления процентов по вкладам. Вот тарифы наиболее известных российских банков:

Банк Стоимость открытия Стоимость обслуживания за месяц Начисление процентов на остаток (% годовых) Запрос на блокировку средств
Сбербанк 0 руб. 0 руб. 0,01% 50 руб.
ВТБ 0 руб. 0 руб. 0,01% От 50 до 100 руб. в зависимости от тарифа
Райффайзенбанк 1 700 руб. 950 руб. 0,01% Бесплатно
(филиал ФК «Открытие») 0 руб. 0 руб. 5%, но не больше 3 000 руб. в месяц Бесплатно
Альфа-Банк При открытии расчетного и специального счета одновременно – бесплатно, в противном случае открытие – 3 300 руб., обслуживание – от 220 до 6 900 руб. в зависимости от тарифа. 0,01% Бесплатно

Сбербанк специальный счет открывает отдельно без учета условий по тарифам обслуживания расчетных счетов. За эту услугу и обслуживание финансовое учреждение денег не взимает. Деньги на специальном счете хранятся исключительно для использования в качестве обеспечения участия в закупках. При этом обслуживается он без взимания дополнительной платы, но требует уплаты комиссии за каждый запрос на блокировку средств. В некоторых же банках имеющийся р/с может иметь назначение специального счета при условии заключения допсоглашения.

Подведем итоги

Для многих предпринимателей и юрлиц специальный счет уже стал жизненной необходимостью. Это подтверждает и ажиотаж в обслуживающих банках. Из-за наплыва желающих многие из них рассматривают заявки дольше заявленных сроков. Сложности возникают и из-за пока неотлаженного механизма работы. Тем не менее многие участники госзакупок уже работают со специальными счетами и оценили для себя их удобство.

Ваш заказчик предложил открыть специальный счет в банке или лицевой счет в казначействе? Предложил поработать по схеме: поставка продукции из имеющихся запасов без аванса, затем возмещение ранее понесенных расходов со специального счета на расчетный счет.
Почему-то в этом случае все задают один единственный вопрос: как открыть специальный счет? Как в анекдоте про студентов, которые на вопрос: - Сколько Вам нужно времени, чтобы выучить китайский язык? отвечают: - А когда сдавать?
На самом деле вопрос надо ставить иначе. И даже не: - Как дальше работать со специальным счетом?, а: - Как работать с государственным оборонным заказом (далее - ГОЗ)?

Если вы стали исполнителем государственного оборонного заказа, вы обязаны работать в рамках закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе». А это значит, что надо информировать своих поставщиков о том, что договоры заключаются в целях выполнения ГОЗ (обязательно наличие ИГК, особые требования к содержанию договора), следить за целевым расходованием денежных средств, не завышать цену, вести раздельный учет и т.д. Раздельный учет ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского и налогового учетов (другие требования к составу затрат, учетной политике, первичным документам и т.д.).

Не все затраты, признаваемые в налоговом и бухгалтерском учетах, можно включать в цену продукции, поставляемой в рамках ГОЗ. Порядок определения затрат по договорам, заключенным после 29 апреля 2019 года, определен Приказом Минпромторга от 08.02.2019г. N 334, по ранее заключенным договорам - Приказом от 23.08.2006 г. N 200.

Организации, выполняющие ГОЗ, предоставляют ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА (Приказ МО РФ от 8 октября 2018 года № 554). Скачать форму отчета .

Ниже приведен список основных нормативных документов ГОЗ с комментариями.

Если заказчиком является Министерство обороны, исполнители ГОЗ (независимо от уровня кооперации) обязаны для осуществления расчетов открывать отдельные счета в уполномоченном банке. Остальные контракты ГОЗ сопровождает Федеральное казначейство (ТОФК). Сначала мы рассмотрим, как работать с уполномоченным банком, затем с ТОФК.

Банковское сопровождение ГОЗ.

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций, наличие ИГК. Банк может приостановить операции в случае списания денежных средств в счет перечисления прибыли, заработной платы, уплаты налогов и сборов в размере, превышающим нормативы.

Для уполномоченного банка важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины: цена контракта, сумма прибыли по контракту, которая должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий, сумма фактического задела.

Каждый исполнитель имеет право на лимит в три миллиона рублей в месяц (головной исполнитель пять миллионов рублей в месяц), возобновляемый с первого числа каждого календарного месяца, предусматривающий списание денежных средств со спецсчета (отдельного счета, ОБС) на иные банковские счета на цели, не запрещенные режимом использования ОБС, в том числе и за поставляемый товар. Например, оплата гостиниц, авиабилетов, лицензий, комиссии за выдачу банковской гарантии и т.д.

В принципе, если сумма договора не велика, вы можете стать поставщиком ГОЗ и без открытия специального счета. Иногда можете даже и не догадываться об этом. НО! Даже если в контракте нет обязательных указаний на то, что он выполняется в рамках гособоронзаказа, поставщика могут признать участником правоотношений в сфере ГОЗ и наказать за отсутствие раздельного учета, нецелевые расходы и т.д. ФАС исходит из того, для каких целей выполняется договор.

Вернемся к вопросу о поставке продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов.

Во-первых . До подписания контракта вы резервируете счет в уполномоченном банке (на основании письма заказчика), сообщаете реквизиты вашему заказчику.

Во-вторых. В контракте обязательно должна быть прописана возможность перечисления денежных средств в целях возмещения понесенных за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, согласно п. е1, статьи 8.3 закона 275 ФЗ от 29.12.12 г. «О государственном оборонном заказе». Контракт должен содержать условие о размере возмещения в абсолютной величине (конкретная сумма, НДС выделен ). Дополнительное соглашение банк не примет.

В-третьих. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный счет вы сможете только после полного выполнения контракта. Для этого необходимо предоставить в банк:
- контракт со всеми приложениями и дополнениями (выписку из контракта, содержащего государственную тайну), который содержит условие о возмещении;
- акт приема-передачи товара;
- платежные поручения, подтверждающие фактические расходы исполнителя за счет собственных средств;
- иные документы (товарно-транспортные накладные, выписки по счету, акты сверки расчетов и т.п.). Перечень зависит от банка.
Может потребоваться сопроводительное письмо, текст которого содержит информацию, о том, что представленные соответствующие документы к распоряжению №____ от__________ подтверждают произведенную исполнителем оплату расходов по формированию запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа в рамках исполнения контракта №______ от______________ .
ВАЖНО! Возмещаемые затраты должны быть произведены до заключения контракта.

В-четвертых. В платежном поручении на списание средств с ОБС надо указать обязательные реквизиты:
- ИГК;
- ОБС получателя, за исключением разрешенных операций на иные счета получателей;
- иную информацию: код операции, назначение платежа, наименование товара, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов;
- в случае перевода денежных средств на иной банковский счет лучше указывать тип (или пункт Закона) соответствующей разрешенной операции;
- если сумма платежного поручения меньше суммы обосновывающего документа, то в назначении платежа необходимо указывать «Частичная оплата …»

ВНИМАНИЕ! Могут возникнуть проблемы с возмещением затрат и перечислением прибыли, если ваш заказчик оплатил часть договора по государственному оборонному заказу со своего расчетного счета (минуя отдельный счет). В этом случае уполномоченный банк посчитает, что ваш контракт не исполнен полностью.

Полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (письмо Минэкономразвития России от 19.08.2016 № Д28и-2196).

Что делать, если средств на специальном счете нет, а оплатить надо срочно? Заказчик может сначала пополнить специальный счет собственными средствами, затем вернуть деньги на свой расчетный счет. Разрешены операции:
а) возврат зачисленных на отдельный счет денежных средств в связи с ошибкой плательщика либо кредитной организации;
б) возврат собственных средств исполнителя на банковский счет, с которого указанные денежные средства поступили, в сумме, не превышающей ранее зачисленную.

Во-пятых. Специальный (отдельный) счет можно закрыть либо после полного исполнения Государственного контракта и получения соответствующего уведомления от банка, либо в связи с переводом в иной уполномоченный банк. Уведомления об исполнении государственных контрактов поступают в уполномоченный банк из Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ. Для закрытия Отдельного счета, после получения соответствующего уведомления, необходимо представить в банк заявление о расторжении договора банковского сопровождения ГОЗ и закрытии отдельного счета с указанием реквизитов для перечисления остатка денежных средств .

Казначейское сопровождение ГОЗ.

Основные документы, регулирующие казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2020 году - это Постановление от 25.12.2019 N 1819, Приказ Минфина РФ от 10.12.2019 № 220н.

Эти документы определяют, какие контракты попадают под казначейское сопровождение, какие обязательные условия должны быть прописаны в договоре, перечень разрешенных и запрещенных операций, порядок санкционирования расходов и т.д.

Раздельный учет ГОЗ при казначейском сопровождении отличается от аналогичного учета при банковском сопровождении и регулируется Приказом Минфина РФ от 10 января 2019г. №4н. Но по существу подход и требования к раздельному учету совпадают. В отличии от банка, казначейство имеет право не только мониторить, но и проводить самостоятельные проверки правильности ведения раздельного учета и расходования средств ГОЗ.

Казначейское сопровождение может выступать в виде казначейского обеспечения обязательств. Разница между обычным сопровождением и обеспечением обязательств такая же, как между платежным поручением и аккредитивом. Казначейское обеспечение только подтверждает обязанность госзаказчика оплатить поставленные ему работы, товары, услуги.

Казначейское сопровождение не включает в себя такую опцию, как право на лимит в три миллиона рублей в месяц, предусматривающий списание денежных средств иные банковские счета. С лицевого счета можно перечислить на обычный расчетный счет поставщику по договору, заключенного на сумму 300 тыс. рублей и менее.

В случае поставки продукции ГОЗ из имеющихся запасов при казначейском сопровождении, в договоре с заказчиком (исполнителем предыдущего уровня) необходимо предусмотреть возможность возмещения произведенных расходов.

Понятно, что в такой специфической сфере как ГОЗ приходится быть осторожным, как сапер на минном поле. Особенно важно знать тонкости работы с ГОЗ на этапе заключения контракта.
Во-первых , есть ключевые фразы, которые надо вписать в договор с заказчиком.
Во-вторых , есть нюансы, которые следует обсудить с поставщиками до оформления документов. В-третьих , есть алгоритм работы с ГОЗ, включающий калькулирование цены, прибыли, ведения раздельного учета, оформления первичной и отчетной документации и т.д. Это большой объем работы. И лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, чтобы не переделывать в дальнейшем.

Проще поймать редкого покемона, чем собрать вместе все нормативные документы, необходимые для выполнения ГОЗ. Еще сложнее понять детали. Пообщайтесь с живым человеком и выясните все непонятные вопросы. Сэкономьте свое время, нервы и деньги.

НТЦ АПБ. Сопровождение ГОЗ.

Мы работаем с 8:00 до 19:00 по Московскому времени.
Запросить договор можно по эл.почте info@сайт
Задать вопрос по тел. +7 911 006 72 37 , или Контакты

Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ

Нарушение Санкции
Действие (бездействие), которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ. Штраф на от 300 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Включение в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ затрат, не связанных с ее производством (реализацией). Штраф в двукратном размере затрат, необоснованно включенных в себестоимость производства (реализации) продукции по ГОЗ (ст. 14.55.2 КоАП РФ).
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета (искажение сумм расходов не менее чем на 10 %) Штраф от 500 тысяч до 1 миллиона рублей (ст. 15.37.2 КоАП РФ).
Злоупотребление полномочиями при выполнении ГОЗ, повлекшее тяжкие последствия. Лишение свободы на срок от пяти до десяти лет (ст. 201.1 УК РФ).

17 июня 2019 года. По словам заместителя руководителя ФАС России Даниила Фесюк, в плане контроля по гособоронзаказу ФАС находится в общем тренде перехода на рискоориентированный подход, снижение общего давления, переход к реакции только на назревшие проблемы и вопросы . Более того, ФАС России вышла с предложением о том, чтобы поднять минимальную границу рентабельности с учетом ключевой ставки рефинансирования Центробанка, то есть добавить к нижней границе размер ключевой ставки.

Сложно понять специфику государственного оборонного заказа, не владея терминологией ГОЗ. Вы вкладываете в понятие один смысл, а на поверку он оказывается совсем другим.

В 2019 году сложиласть совсем нетривиальная ситуация с раздельным учетом.
Во-первых , раздельный учет в гособорнзаказе (ГОЗ) отличается от учета госзаказа (не ГОЗ).
Во-вторых , есть отличия в раздельном учете средств, полученных на основании государственных контрактов при банковском и казначейском сопровождении.
В-третьих , раздельный учет в госзаказе и гособоронзаказе существенно отличается от бухгалтерского и налогового (другой состав затрат, порядок распределения накладных расходов, фин. результат).

Затраты на продукцию ГОЗ должны быть оправданы.

Предприниматели, участвующие в ГОЗ, сначала пытаются, ни смотря ни на что, получить крупный заказ, а затем начинают думать, как достичь совершенства и прийти к безошибочному, отказоустойчивому и шкуросберегающему результату. Понятно, что кризис всеобщий, тяжело всем. Пришло время снижения специализации и разделения труда, сознательного увеличения рисков. Надо полностью ломать матрицу управления. Как создать «давление» на сотрудников, которые даже на реальной работе умудряются показывать виртуальный результат, и таким образом повысить доход компании. .

Основные документы, определяющие порядок работы с ГОЗ.

Нормативный документ Фрагмент текста документа Комментарий

6) определяет в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем;
7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета , открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком;
8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, банка…… в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;
Исполнитель:
1. Сам ведет расчеты с использованием специального счета.
2. Обязывает своих контрагентов вести расчеты со специального счета;
3. Сообщает по запросу номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию о своих поставщиках.
4. Вписывает в договоры со своими поставщиками условие, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.
275 ФЗ от 29.12.12г. «Федеральный закон о государствен-ном оборонном заказе» Статья 8.2. Основные обязанности исполнителя:
16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту;
17) предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам;
Исполнителям ГОЗ необходимо прежде всего подтвердить сам факт наличия раздельного учета.
275 ФЗ от 29.12.12г. «Федеральный закон о государствен-ном оборонном заказе» п.3.1 ст.7.1 исполнитель вправе:
включать по согласованию с головным исполнителем, исполнителем в контракт условие о возмещении (компенсации) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
Необходимо вести раздельный учет и правильно составлять документы, обосновывающие наличие запаса.
44 ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок» п.10 ст.99 Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа осуществляет контроль...в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок;
2) нормирования в сфере закупок;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Проверки в сфере закупок ГОЗ.
Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу.
9. Цена на продукцию, указанную в пункте 6 настоящего Положения, определяется с применением одного из следующих методов:
метод анализа рыночных индикаторов;
метод сравнимой цены;
затратный метод.
В случае если метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены не применимы для определения цены на продукцию и ранее не была сформирована ее базовая цена, цена на продукцию определяется затратным методом.
В случае если базовая цена на продукцию ранее была сформирована, цена на продукцию на очередной год и плановый период определяется с использованием:
метода индексации базовой цены;
метода индексации по статьям затрат.
Устанавливает:
1. Цели и принципы государственного регулирования цен на продукцию ГОЗ;
2. Методы определения цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
3. Порядок и условия применения видов цен на продукцию ГОЗ;
4. Порядок определения рентабельности (прибыли) продукции, поставляемой по ГОЗ.
НОВОЕ! Приказ ФАС России от 26 августа 2019 г. № 1138/19 Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465 Новые формы прогнозной цены
Приказ ФАС России от 31.01.2018 №116/18 Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1465 Формы прогнозной цены, действовавшие до 26.10.2019 г.
Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 г. № 334 Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа. Перечень принимаемых в ГОЗ затрат, порядок распределения накладных расходов.
Приказ Министерства обороны Российской Федерации от 31.08.2015 г.№ 501 Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк перечня иностранных исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящих в кооперацию головного исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки. Порядок работы с иностранными поставщиками в рамках ГОЗ.
Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 №9 1.Установить запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют. Изменен порядок запретов и ограничений применения товаров импортного производства.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 г.
№ 1275
12.В государственном контракте устанавливаются его цена, вид цены, а также условия и порядок ее формирования (расчета), авансирования работ и осуществления взаиморасчетов.
Цена государственного контракта, заключенного по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя либо с единственным головным исполнителем, формируется в соответствии с федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документ определяет примерные условия государственного контракта по государственному оборонному заказу.
Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 г.
№ 1482
1. Требования, в случае установления которых государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта , являются:
наличие на праве собственности или на ином законном основании производственных мощностей и технологического оборудования для исполнения государственного контракта;
финансовая устойчивость и платежеспособность ;
наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке.
Документ определяет требования к участникам размещения государственного оборонного заказа и наличия у них соответствующих мощностей, технологического оборудования, кадров и финансовых ресурсов.
Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2018 г. N 276 Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности..... на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу Как применять индексы цен.
Приказ ФСТ России от 02.08.2012 г. N 134 Об утверждении Перечня статей затрат, величина которых подлежит индексации, на производство товаров (работ, услуг), поставляемых по государственному оборонному заказу Перечень статей затрат, величина которых подлежит индексации.
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 г. N 47 Правила ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Правила ведения раздельного учета.
Постановление Правительства РФ от 19.12.2017 г.
№ 1585
Об утверждении Правил формирования и ведения реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта, для которых заключение такого контракта обязательно в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе". ФАС составляет список юридических лиц, которые нарушили обязательства по ГОЗ.
Указ Президента РФ от 30.11.1995 г.
№ 1203
Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне
Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 г.
N 223
Об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках Перечень заказчиков, осуществляющих закрытые закупки
Приказ Минпромторга от 13.02. 2017 г.
№ 401
Об утверждении Порядка подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием запаса, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения ГОЗ. Установлена форма сводного расчета суммы запаса.
Постановление Правительства РФ от 01.02.2018 г. № 93 2. Установить периодичность проведения Федеральной антимонопольной службой плановых проверок головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, если иное не установлено федеральными законами:
не чаще чем 1 раз в 3 года для головных исполнителей, деятельность которых отнесена к средней категории риска;
не чаще чем 1 раз в 5 лет для головных исполнителей, деятельность которых отнесена к умеренной категории риска;
не чаще чем 1 раз в 10 лет для головных исполнителей, исполнителей, деятельность которых отнесена к низкой категории риска.
Критерии – закрытая информация, которая не подлежит публикации в открытых источниках.
Постановление Правительства РФ от 11.08.1995 г. № 804 8. На военные представительства возлагаются:
участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военной продукции…..;
проверка качества и комплектности принимаемой военной продукции, ее соответствия требованиям технической документации, а также заключенным государственным контрактам (контрактам);
приемка военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами (контрактами), выдача организациям удостоверений на принятую продукцию;
........
выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной.
Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации
Приказ МО РФ от 08.10.2018 г. № 554. 1. Организациями, выполняющие ГОЗ, в которых созданы военные представительства Министерства обороны РФ (военная приемка) предоставляют отчет ежемесячно не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным.
2.Иные организации представляют отчет по запросу Министерства обороны.
Порядок и сроки предоставления Отчета об исполнении государственного контракта
Приказ МО РФ от 19.11.2018 г. № 670. Об определении состава и формата представления головными исполнителями, исполнителями (организациями, выполняющими ГОЗ, в которых созданы ВП МО РФ), информации, содержащейся в отчете об исполнении государственного контракта, контракта, предусмотренном Правилами ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 47 Формат предоставления Отчета об исполнении государственного контракта
Приказ ФАС России от 23.03.2018 г. № 362/18. Об утверждении порядка рассмотрения информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, в целях обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства Критерии завышения цены на продукцию ГОЗ
Приказ ФАС России от 18.04.2013 г. N 271/13. Об утверждении формы представления антимонопольному органу головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу сведений о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа Форма сведений
Постановление Правительства РФ от 11.10.2012 г. № 1036 Об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции Даны определения жизненного цикла, производства, проектирования и т.д. продукции ГОЗ
Приказ МО РФ и Федерального казначейства от 11.08.2015 г. № 475/13н. Об утверждении порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу идентификатор государственного контракта (ИГК)
Приказ Минпромторга РФ от 21.04.2017 г. № 1270 Об утверждении Порядка отнесения продукции к продукции с длительным технологическим циклом производства и Порядка выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления продукции Правила выдачи документа, подтверждающего длительность производственного цикла.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 639 Об утверждении Правил установления квот обязательных поставок (государственное бронирование) важнейших видов материально-технических ресурсов и формирования их перечня и объема для выполнения государственного оборонного заказа Квоты в случаях неразмещения гос. заказчиками на проведенных торгах заказов.
Постановление Правительства РФ от 18.07.2019 г. N 932 Осуществление закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники.
Дополнительное требование: отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости по статьям 201.1, 238, 285, 285.4 и 286 УК РФ.
Закупки с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, закрытые конкурсы с ограниченным участием, закрытые двухэтапные конкурсы или аукционы
Указание Центрального банка РФ от 15 июля 2015 г. N 3729-У 2. Уполномоченный банк вправе приостановить операцию по отдельному счету, если она соответствует хотя бы одному из следующих критериев:
списание денежных средств.. в счет уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов....суммарно превышающем 50 процентов от цены контракта;
списание денежных средств... в счет перечисления прибыли...в размере, превышающем 20 процентов от цены контракта;
Критерии приостанавливаемых операций.
Указание Центрального банка РФ от 22.11.2016 г. № 4210-У При переводе исполнителем средств, направленных на возмещение расходов на формирование запаса банком осуществляется контроль:
- непревышения суммы;
- оплаты исполнителем расходов на формирование запаса;
- полного исполнения заказчиком обязательств по контракту ;
- соответствия суммы акта приема-передачи товара.
Особенности мониторинга расчетов по государственному оборонному заказу.
Указание Центрального банка РФ от 15.07.2015 г. N 3733-У О порядке представления уполномоченным банком сведений в единую информационную систему государственного оборонного заказа С 01.03.2019 г. один отдельный счет для оплаты в рамках данного контракта.
Письмо ФАС России от 14.02.2019 г. № АК/11005-ПР/19 О заключении государственных контрактов (контрактов) на поставку продукции в целях исполнения государственного оборонного заказа с учетом норм Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 Условия контрактов при ориентировочной и возмещающая издержки цене.

Ответственность исполнителя ГОЗ.

Нормативный документ Фрагмент текста документа
Статья 14.49. Нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) ……влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей .
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 14.55. Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа
2.1.Нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
3.Грубое нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное лицом, указанным в части 1, 2 или 2.1 настоящей статьи, - влечет дисквалификацию должностного лица на срок до трех лет.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 14.55.2. Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу
1.Совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта …. -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей .
2.Включение головным исполнителем, исполнителем в себестоимость производства (реализации) продукции по государственному оборонному заказу затрат, не связанных с ее производством (реализацией…… - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в двукратном размере суммы затрат, включенных в себестоимость продукции по государственному оборонному заказу и не относящихся к производству такой продукции.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете…. на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 15.37. Нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности.
1.Неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
2.Грубое нарушение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Примечание. Под грубым нарушением правил ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности понимается искажение совокупных сумм понесенных расходов не менее чем на 10 процентов .
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 19.4.2. Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов
...влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль …. - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 19.7.2. Непредставление информации и документов или представление заведомо недостоверных информации и документов в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля …-влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
НОВОЕ!
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях
Статья 7.29. Принятие решения о размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста тысяч рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.29.1. Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа...влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 7.29.2. Отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), ... от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу... - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.29.3. Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании
2.Несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
НОВОЕ!
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях
Статья 7.32. Нарушение порядка заключения, изменения контракта
4. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
4.1. Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей .
5. Действия, предусмотренные частями 4 и 4.1 настоящей статьи, если такие действия повлекли дополнительное расходование средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.
Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях Статья 7.32.1. Нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу
Нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным контрактом, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Уголовный Кодекс РФ Статья 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, .... совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным размером признается сумма, превышающая 1 500 000 рублей , а особо крупным размером - 7 500 000 тысяч рублей .
Уголовный Кодекс РФ Статья 201.1. Злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, -

2. То же деяние:

Уголовный Кодекс РФ Статья 285.4. Злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа
1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при выполнении государственного оборонного заказа, -
наказывается штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) повлекшее тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.




Copyright © 2024 Все для предпринимателя.