3 неолитическая революция. Понятие «Неолитическая революция. У истоков цивилизации

Неолитическая революция - переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите. За счет земледелия и скотоводства живем и мы с вами, живет и сейчас все человечество.

Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в X-VIII тыс. до н. э. в горах Загроса, Анатолии, Иране и Иерихоне, мы выращиваем и ныне. До сих пор мы едим хлеб, «изобретенный» в мезолите - неолите. Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке, - коза, овца, корова, свинья - причем в основном только эти животные - разводятся и сегодня. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком (и соответственно, молочными продуктами). Неолитической революцией называл этот грандиознейший переворот в истории человечества английский ученый Г. Чайлд.

История сельского хозяйства начинается где-то около X тыс. до н. э. На стоянках Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир, Зави Че-ми Шанидар в Ираке около 12 тыс. лет назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и возделывали злаковые.

Почему произошла неолитическая революция и каковы были ее последствия?

Толчком к неолитической революции, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н. э. Именно в это время на севере Европы стал быстро таять ледник, а в горах между Южным Прикаспием и Закавказьем стали выгорать травы. Каспийское море тогда стало катастрофически уменьшаться в размерах, высыхать. Пищи для животных стало мало. Часть их Уходила на север вдоль Каспия, другая часть сосредотачивалась вокруг источников, в «оазисах» (например, в Иерихоне), третья бродила в истощении вокруг стоянок человека, питаясь объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе. Это привело к рождению цивилизации.

Цивилизация могла возникнуть только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума. Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке, говорят многие довольно ранние археологические данные.

Прежде всего, это монументальные сооружения. В Южном Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н. э. Подсчеты показывают, что на строительстве одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет - для этой стройки было затрачено 1700 000 человеко-дней! Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы этих продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна (одного из первых поселений земледельцев в Средней Азии) составляло 150-180 человек. Норма расходования зерна в год в Восточной Европе - 16 кг в месяц. В Шумере в III тыс. до н. э. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине - 18 кг. Исходя из этих норм, можно легко подсчитать, что для того, чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна. Вырастить такое количество зерна, имея самые примитивные орудия каменного века, можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году. По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, затратив всего 1760 человеко-дней, т. е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было за 10 дней, если в работе примет участие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней. При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н. э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, остальные 335 дней его можно было заставить работать на строительстве храмов, дворцов, пирамид и т. п. Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота. Владелец стад мог легко заставить работать на себя неимущих.

Неолитическая революция - это важнейшее событие во всей истории человечества, которое стало первым заметным в масштабах мировой истории шагом первобытного человека к превращению в цивилизованного.

Многие тысячелетия существовало, практически не изменяясь. Развитие его шло настолько медленными темпами, что было почти не ощутимо. Существенные изменения в различных сферах жизни общества начались лишь в последние столетия, до этого же уклад жизни десятками тысяч лет.

Самым важным событием общества, которое привело к структурным переменам в жизни людей, стала неолитическая революция, начавшаяся около 10-15 тысяч лет назад. На это время приходится появление шлифовальных орудий труда, возникновение земледелия и скотоводства. человека в связи с этим существенно возрастает и начинает превышать потребление, появляется избыточный продукт. Это означает, что возникает возможность для накопления богатств и создания запасов. Производящая экономика делает человека менее зависимым от природы. Население начинает расти. Одновременно складываются предпосылки эксплуатации одних людей другими (теми, у кого накапливаются богатства).

Неолитическая революция была связана с освоением технологий обработки земли и началом земледелия. Люди впервые начали сеять зерна ячменя, пшеницы, бобов, проса и других культур и собирать урожай. Если раньше на одного охотника для обеспечения нормальной жизни племени необходимо было около двадцати квадратных километров земли, то теперь на этой территории стало возможным прокормить сотни земледельцев. Таким образом, экологическая ниша расширилась в десятки и сотни раз. К людям пришло изобилие, в истории человечества начался «золотой век».

Неолитическая революция способствовала началу разложения первобытнообщинного строя и переходу к первым формам государственных образований. Новая форма развития и организации общества получила название «протогосударства». В это время начинают возникать крупные поселения, превращающиеся в административные, культурные и религиозные центры (города). Пока интересы вождя совпадают с интересами других членов общества, но уже проявляется социальное неравенство, которое ведет к постепенному разделению этих интересов.

Именно на этой стадии происходит разделение путей развития на «западный» и «восточный». Причины этого кроются в том, что на Востоке сохранились общины и общественная собственность на землю. Это было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, которые были не под силу отдельным семьям. На Западе, где такие работы не требовались, община распалась гораздо быстрее, а земля перешла в частную собственность.

Неолитическая революция и ее последствия

Значение изменений, которые произошли в жизни первобытного человека, огромно. При переходе к производящему хозяйству были запущены процессы, которые к итоге привели к практически повсеместной смене примитивных отношений на цивилизованные. Появился целый перечень принципиально новых явлений в жизни человека, среди которых - отделение скотоводства от земледелия, а в эпоху бронзового века - и выделение ремесла; углубление социальной и имущественной дифференциации внутри общин и между ними; возрастание роли семьи; переход от к соседской; появление нового типа крупных поселений. Неолитическая революция знаменовала отступление первобытности, хотя процесс этот проходил неравномерно. Сначала появились лишь отдельные островки, где сложились все условия для перехода к цивилизации. Лишь значительно позднее процесс приобрел более стабильный и прогрессивный характер.

переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. За счет земледелия и скотоводства живем и мы с вами, живет сейчас все человечество.

Ведь все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в X-VIII тыс. до н.э. в горах Загроса, Анатолии, в Ю.-З.

Иране и Иерихоне, мы выращиваем и ныне. До сих пор мы едим хлеб, "изобретенный" в мезолите - неолите. Все те животные, которые были одомашнены неолитическими людьми на Ближнем и Среднем Востоке - коза, овца, корова, бык, свинья, - только эти животные разводятся и сегодня. И сейчас только они снабжают человечество мясом, молоком (и соответственно маслом и сыром). Н. р. называл этот грандиозный переворот в истории человечества англ, ученый Г. Чайлд. Другие называют этот переворот аграрной революцией, третьи - становлением производящего хозяйства. Но не в названии дело. Важно, что после почти 3 млн. лет неустойчивого существования за счет охоты и собирательства человек перешел к сельскому хозяйству. История сельского хозяйства начинается где-то ок. X тыс. до н.э. На стоянках Нахал Орен в Палестине, Карим Шахир, Зави-Чеми Шанидар в Ираке ок. 12 тыс. лет назад уже делали микролиты для жатвенных ножей, приручали диких животных и злаковые.

Толчком к переходу, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н.э. Именно в это время на с. Европы стал быстро таять ледник, а здесь - в горах между Ю. Прикаспием и Закавказьем - стали выгорать травы. Пищи для скота стало мало. Часть его уходила на с.

вдоль Каспия, другая часть сосредоточивалась вокруг источников, в "оазисах" (Иерихон), третья бродила в истощении вокруг стоянки человека, питаясь его объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе.

Это привело к появлению цивилизации.

Цивилизация могла появиться только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов, сверх необходимого прожиточного минимума.

Только земледелие и скотоводство давали возможность создания такого излишка.

О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке довольно рано, говорят многие археологические данные, прежде всего монументальные сооружения. В Ю.

Двуречье они появляются уже с начала V тыс. до н.э. Подсчеты показывают, что на строительство одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет, - для этой стройки было затрачено 1700 тыс.

человеко-дней! Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна, по подсчетам В. М. Массона, составляло 150-180 человек. Норма расходования зерна в год в В. Европе - 16 кг в месяц, в Шумере в III тыс. до н.э. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине - 18 кг.

Исходя из этих норм можно легко подсчитать, что, для того чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 44 т зерна. Вырастить такое количество зерна при самых примитивных орудиях каменного века можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году.

По экспериментальным данным, неопытный человек собирает каменным серпом за час 1,5 кг зерна. 44 т можно было бы собрать за 10 рабочих дней, затратив всего 1760 человеко-дней, т.е. собрать необходимое на год всему поселку зерно можно было всего за 10 дней, если в работе примет участие все население поселка. А если на уборке будет занята половина жителей, то за 20 дней. При всех обстоятельствах земледельцы в Джейтуне могли обеспечить себя на год зерном, затратив максимум 60 трудодней. Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до н.э. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Но весь год состоит не из 60, а из 365 дней. А так как земледельцу было достаточно 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, то остальные 335 дней его можно было заставить работать на строительстве храмов, дворцов и т.п. Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота.

От примитивнейших занятий (собирательства и охоты) к воспроизведению продуктов питания. Сам термин появился в середине прошлого века и обозначал процесс, в результате которого охотники и собиратели каменного века научились самостоятельно выращивать съедобные культуры и приручать полезных домашних животных.

Временные рамки процесса

Неолитическая революция, то есть переход от присваивающего к производящему хозяйству, происходила на Земле не одновременно. Регионом, где впервые свершился этот переход, является Азия. Это произошло примерно в IX тысячелетии до н.э. Во многих других регионах, в том числе и в части Европы, неолитическая революция произошла только в IV тысячелетии до н.э. Этот эволюционный этап был настолько важным, что именно он позволил породить первые цивилизации планеты.

Неолитическая революция и ее последствия

Кроме того, увеличение количества населения и усложнение социальной стратификации ведет к появлению первых управленцев: старейшин, вождей - вокруг которых со временем формируется военная сила для защиты от соседних племен, она также использовалась как принудительный аппарат для сбора дани с соплеменников.

От доисторического общества к первым государствам

Так, неолитическая революция из первобытных племен охотников и собирателей создавала первые, самые ранние государственные образования. Поскольку изначально этот процесс стал поступательно развиваться в междуречье Тигра и Евфрата, то именно здесь к III тыс. до н.э. и родились первые государства Шумер, Аккада, позднее - Вавилон и Ассирия. Здесь впервые человеком создается письменность, с появлением которой (в данном случае - клинописи) историки связывают окончание доисторической, первобытной эпохи и начало древней истории мира. Немногим позже подобный путь прошли другие цивилизации в Индии, Китае, Египте.

Под термином «неолитическая революция» подразумевается качественный скачёк в производственной деятельности первобытного человека. Она характеризуется переходом от примитивного собирательства и охоты к более высокой степени организации производства – сельскому хозяйству.

Согласно данным археологии, неолитическая революция происходила независимо друг от друга в нескольких местах планеты.

Очаги неолитической революции

Причём происходила революция в разное время, с разной скоростью, и охватывала различные по площади районы расселения человека. К очагам неолитической революции традиционно относят:

  • Месопотамия, Финикия, Египет – это так называемый «плодородный полумесяц», где более 11 тыс. лет назад человек впервые перешёл от охоты к скотоводству, а от собирательства к растениеводству. Благодаря этому переходу, в долинах Нила, Тигра и Евфрата сложились древнейшие государства мира – Шумер и Древний Египет.
  • Восточно-китайская равнина. В долинах рек Хуанхэ и Янцзы человек перешёл к сельскому хозяйству 9 тыс. лет назад. Здесь позднее образовались древнекитайские царства.
  • Новая Гвинея. Этот тихоокеанский остров также 6-8 тыс. лет назад стал одним из центров неолитической революции. Сегодня, глядя на отсталый остров с полудиким населением, в это трудно поверить. Однако данные археологических исследований утверждают, что задолго до зарождения Европейской цивилизации, древние папуасы уже были знакомы с земледелием.
  • Центрально-мексиканское нагорье. Здесь, в будущей колыбели империи Ацтеков, 5-4 тыс. лет назад древние индейцы уже занимались земледелием, выращивая маис и другие растения.
  • Побережье Гвинейского залива. Предки экваториальных западноафриканских народов научились выращивать домашние растения около 4 тыс. лет назад.
  • Самым последним очагом неолитической революции стала Южная часть долины реки Миссисипи, на территории современных Соединённых Штатов (около 3 тыс. л.н.).

В остальные уголки планеты земледелие и скотоводство распространилось имен из вышеперечисленных очагов неолитической революции. К слову, ещё в ХХ веке существовали народы и племена, которых неолитическая революция так и не коснулась.

В качестве примера можно привести южноафриканских бушменов, австралийских аборигенов, индейские племена Амазонской сельвы, австралийских аборигенов. Данные народы, вплоть до их открытия европейскими путешественниками не знали металла, пользуясь каменными и деревянными орудиями. Основу их жизнедеятельности, как десятки тысячелетий назад, составляло собирательство и охота.

Предпосылки для неолитической революции

Сам термин «неолитическая революция» был введён австралийским археологом Чайлдом, после изучения и систематизации археологических данных из разных концов Земли. Среди современных историков и археологов нет единого мнения относительно причин, вызвавших это хозяйственно-экономическую революцию.

Имеется несколько теорий, каждая из которых имеет право на существования, а во многом эти научные гипотезы дополняют друг друга, давая более полное представление о произошедших изменениях в укладе жизни древнего человека.

К версиям, имеющих наибольшее число сторонников в среде учёных, относятся следующие теории.

Оазисная. Данную гипотезу выдвинул собственно археолог Чайлд, открыватель неолитической революции.

Согласно его теории, осушение климата с завершением ледникового периода привело к опустыниванию значительных территорий. И люди, и животные были вынуждены переселяться на относительно небольшие участки суши в оазисах и долинах рек.

Здесь-то и произошло постепенное одомашнивание диких зверей, вынужденных жить по соседству с человеком. А растения, произраставшие на плодородных орошаемых землях, составили основу растениеводства.

«Холмистые склоны». Сторонники этой теории утверждают, что благоприятные условия для одомашнивания зверей сложились в прохладных высокогорных районах, куда перекочёвывали животные и люди, спасаясь от засушливой жары.

Демография. Эту гипотезу научному миру предложил американский географ Зауэр. Он считает, что резкий рост популяции человека, произошедший в конце ледникового периода был вовсе не следствием неолитической революции, а её непосредственной причиной.

Якобы резко увеличившим своё народонаселение древним племенам уже не хватало для пропитания собирательства и охоты. Поэтому, древние люди для выживания должны были перейти к более продуктивной экономике – земледелию и скотоводству.

«Целенаправленная эволюция». Данная теория предполагает предопределённый эволюцией симбиоз (взаимовыгодное сожительство) людей, животных и растений. Таким образом, адепты данной гипотезы рассматривают неолитическую революцию как часть общего эволюционного процесса.

Климатический. Учёные, выдвигающие данную теорию, опираются на геологические данные, утверждающие, что далеко не во всех регионах неолитической революции имелся жаркий засушливый климат.

В некоторых регионах, где возникли очаги неолитической революции, длительное время стоял благоприятный, умерено влажный климат. Поэтому сторонники климатической теории считают, что именно благоприятный климат сыграл основную роль в переходе к земледелию.

Последствия неолитической революции

Неолитическая революция имела для человечества глобальные последствия , в итоге приведшие к образованию первых цивилизаций. Занятие земледелием вынудило людей отказаться от постоянных кочёвок в поисках пропитания.

Осёдлость проживания стало главным фактором образования первых племенных союзов и государств. Племена, вынужденные охранять свои земледельческие угодья и домашний скот от агрессивных соседей консолидировались с другими племенами в более крупные группы.

У больших племенных союзов было больше шансов отстоять свои земли и имущество, а также при случае захватить чужое. Появляются особые классы воинов, военных вождей, а позднее – и царей.

Более прогрессивная экономика, основанная на сельском хозяйстве, стала причиной появления остаточного продукта. Остаточным называют всю продукцию, которая остаётся сверх того, что необходимо племени для удовлетворения потребностей в пище, одежде и предметах быта.

Излишки производства обменивались у других племён на те предметы, которые были в дефиците. Таким образом, зарождалась торговля – двигатель любой современной экономики.





Copyright © 2024 Все для предпринимателя.