Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) продолжает оставаться одной из важнейших социально значимых функций государства.

На протяжении нескольких лет число обращений граждан, поступающих в Роспотребнадзор, о фактах нарушения их прав организациями, оказывающими коммунальные услуги, не снижается, в связи с чем, считаем необходимым разъяснить следующие важные аспекты действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере предоставления потребителями жилищно-коммунальных услуг.

В настоящее время отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются, помимо Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», целым рядом нормативных правовых документов, в частности:

– Жилищным кодексом Российской Федерации;

– Гражданским кодексом Российской Федерации;

– Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354;

– Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.

Участниками жилищных отношений согласно п. 2 ст. 4 ЖК РФ являются граждане, юридические лица, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Ст. 8 ЖК РФ определено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.

К организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства, управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ).

По общему правилу, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, применительно к сфере ЖКХ, могут возникать:

– из договоров найма жилого помещений (в том числе социального найма), в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится соответствующее жилое помещение, предоставления или обеспечения предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;

– из договоров подряда (бытового, строительного, на техническое обслуживание жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности граждан);

– из договора энергоснабжения, являющегося разновидностью договора купли-продажи, когда в качестве продавца соответствующего вида энергии (электричество, вода, тепло, газ) выступает энергоснабжающая организация.

В настоящее время все граждане, и наниматели жилых помещений по договору социального найма, и собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, являются потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Исполнителем коммунальных услуг согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В основе отношения между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг (продавцом – энергоснабжающей организацией) должен лежать договор, что следует из ст. 420 ГК РФ и п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

С учетом соответствующих положений п. 1 ст. 161, п. 2 ст. 420, ст. 674 ГК РФ договор найма (в государственном и муниципальном жилищном фонде – социального найма), а для собственников соответствующего жилого помещения в многоквартирном доме – договор обслуживания (технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг), должен заключаться в простой письменной форме.

В отношениях потребителя (абонента) с энергоснабжающей организацией договор считается заключенным с момента первого фактического подключения потребителя в установленном порядке к присоединенной сети, что следует из пункта 1 статьи 540 ГК РФ.

Указанные нормативные акты предусматривают, что исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан оказывать потребителям качественные услуги, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. В случае предоставления услуг ненадлежащего качества, законодательство предусматривает для потребителей определенные права, в частности право требовать полного возмещения убытков, связанных с услугой ненадлежащего качества.

В случае если коммунальные услуги оказаны потребителю ненадлежащего качества, и со стороны исполнителя не приняты меры по устранению недостатка услуги, потребителям необходимо в претензионном порядке обратиться к исполнителю услуги, а в последующем в контрольно-надзорные органы и суд.

Куда обращаться за защитой нарушенных прав:

В-первую очередь потребителям необходимо обратиться к исполнителю услуг (так как за качество предоставляемых потребителям коммунальных услуг ответственность несет исполнитель).

В последующем, в уполномоченные надзорные органы:

- в прокуратуру района, как орган, осуществляющий общий надзор за соблюдением законодательства;

- в Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия, как орган, осуществляющий надзор в области защиты прав потребителей;

- в Республиканскую службу государственного строительного и жилищного надзора, как орган, осуществляющий жилищный надзор (контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, мест общего пользования – состояние крыши, лестничных клеток, чердаков, подвалов, фундамента, несущих стен и др., контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация), контроль порядка заключения и исполнения договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг).

- в Республиканскую службу по тарифам, осуществляющую контроль за порядком ценообразования и применения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, организация проведения экспертизы обоснованности расчета тарифов организаций коммунального комплекса с привлечением соответствующих организаций;

- в органы местного самоуправления, осуществляющие ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и др.

Необходимо знать, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В отдельных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом гражданин, направивший обращение, должен быть в обязательном порядке уведомлен об этом решении.

Потребителям необходимо знать, что государственные органы не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект удовлетворять имущественные требования потребителей, в частности выплачивать какие-либо денежные суммы.

В случае если исполнитель услуги отказывается удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, потребитель вправе обратиться в суд.

В соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» должностные лица Роспотребнадзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей коммунальных услуг, законных интересов неопределенного круга потребителей коммунальных услуг, вступать в рассматриваемое судом дело, касающееся защиты прав потребителей коммунальных услуг, по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Уважаемые потребители! По всем интересующим Вас вопросам, касающимся защиты прав потребителей при совершении покупок, оказания услуг и выполнения работ, Вы можете обратиться в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Северобайкальском районе по тел./факс 2-37-51, адрес: г. Северобайкальск, ул. Дружбы, 7 «а», адрес электронной почты: sbk@03.rospotrebnadzor.ru

Яндекс.Метрика