Вопросы и ответы по приборам учета

Кто должен установить приборы учёта в первую очередь (какие потребители)?

До 1 января 2011г. - органы государственной власти, местного

самоуправления, обеспечивают завершение проведения мероприятий по

оснащению

зданий, строений, сооружений, находящихся в государственной или

муниципальной собственности по оснащению приборами учета используемых ресурсов. До

1 июля 2012 года собственники жилых помещений в МКД обязаны обеспечить оснащение

коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых энергетических

ресурсов, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами

учета используемых воды, электрической энергии. Исключения: Ветхие, аварийные объекты,

объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013 г., а также объекты,

мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в

отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный

объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории

в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Кто должен устанавливать приборы учёта, если собственник ввиду разных причин

не сделал это за свой счёт?

Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным

газом,

тепловой энергией, электрической энергией объектов, подлежащих оснащению

приборами учёта используемых энергетических

ресурсов,

обязаны

осуществлять

деятельность по установке, замене, эксплуатации общедомовых приборов учета

используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они

осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним

лицам в заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или)

эксплуатации общедомовых приборов

учета используемых энергетических ресурсов,

снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого

договора определяется соглашением сторон. В качестве заказчика по договору об

установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета

используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за

содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном

доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых)

домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения. Таковыми

могут являться либо управляющая компания, либо организация или индивидуальный

предприниматель, ответственные за надлежащие содержание общедомового имущества, в т.ч.

внутридомовых сетей. Долевые расходы на установку общедомовых приборов учета несут

собственники жилых помещений, в зависимости от площади принадлежащих им

жилых помещений.

Есть ли льготы на установку счетчиков для отдельных категорий граждан?

В настоящее время никаким категориям населения законодательно не определено

льгот, но предусмотрено, что за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации,

местного бюджета может быть оказана поддержка отдельным категориям потребителей путем

выделения им средств на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов,

а также рассрочка по оплате за установку прибора учёта сроком до 5 лет, согласно договора с

организацией, установившей прибор учёта.

Каким требованиям должны соответствовать приборы учёта и что

необходимо потребовать у продавца или монтажной организации?

1 Прибор учета должен иметь сертификат утвержденного типа Госстандарта

России и должен быть зарегистрирован в Государственном реестре средств измерений.

2 Необходимо убедиться, что средства измерений перед установкой

опломбированы органами метрологической службы и имеют действующую отметку (печать)

о государственной поверке. 

3 Приборы учета, у которых истек срок действия поверки, не допускаются к

эксплуатации в качестве расчетных. Приборы учета, у которых истек срок действия

сертификации, а также исключенные из реестра средств измерений, но выпущенные в

период действия сертификата могут применяться при наличии действующего клейма о

государственной поверке.

4 Проектирование, монтаж и эксплуатация счетчиков производится в соответствии с

требованиями нормативно - технических документов Госстандарта России, Госстроя

России, Госэнергонадзора и инструкциями изготовителей средств измерений, с учетом

специфики устанавливаемых приборов учета.

Кто имеет право проводить работы по периодической поверке приборов учета?

На территории Республики Бурятия государственным органом по метрологии является

Федеральное бюджетное учреждение «Государственный региональный центр стандартизации,

метрологии и испытаний в Республике Бурятия» Федерального агентства по техническому

регулированию и метрологии (Росстандарт) - Северобайкальский филиал ФБУ "Бурятский

ЦСМ" по адресу: г.Северобайкальск, ул. Полиграфистов,12, который и проводит поверку с

установкой пломбы госповерителя.

Кто имеет право производить обслуживание приборов учета, снимать показания,

выдавать заключение о не пригодности?

Энергоснабжающая организация и/или управляющая организация (ТСЖ, ЖСК).

Кто несет ответственность за сохранность

и целостность пломб

установленных на общедомовых приборах учета?

Владелец объекта (Управляющая компания, при отсутствии - собственники

квартир), на котором установлен данный прибор учета, обеспечивает его сохранность,

целостность и обслуживание.

Порядок действий при обнаружении нарушения

целостности

пломб,

неисправности общедомовых приборов учёта?

Совместно с представителями энергоснабжающей и управляющей организации

составляется акт о выходе из строя прибора учета. В соответствии с указанным актом

оплата за потребленные энергоресурсы осуществляется в соответствии с нормативным

потреблением.

Какие затраты возникают по эксплуатации приборов учёта?

Это будут техническое обслуживание и поверка (поэтому при покупке следует

обращать внимание на величину межповерочного интервала).

Имеет ли право УК, ТСЖ и т. п. требовать оплату за установку (замену) приборов

учета?

Имеет право, если данное решение о взимании платы по договору на установку (замену)

приборов учета принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном

доме и в размере той суммы, которая определена договором и одобрена общим собранием.

При обсуждении суммы такого договора следует иметь в виду следующее:

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ(ред. от

29.07.2017) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о

внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

собственники помещений в многоквартирных домах обязаны были оснастить свои дома и

ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета (ОПУ) воды, тепловой и электрической

энергии, а также индивидуальные приборы учета (ИПУ) воды и электрической энергии в срок

до 01.07.2012 г.

Если же решение на общем собрании собственников помещений в МКД не принято

(формально собственники, конечно же, могут отказаться от проведения работ капитального

характера в виде установки ОПУ и оснащения своих квартир ИПУ), но, в силу закона, они

обязаны оснастить свои дома приборами учета, то принятие отрицательного решения всего

лишь отодвинет момент "оприборивания". С 01.07.2012 вплоть до 01.07.2013 указанные

приборы учета подлежат принудительной установке (п. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).

В силу общих требований Закона действия по установке, замене, эксплуатации ОПУ и

ИПУ

вправе

осуществлять

лица,

отвечающие

требованиям,

установленным

законодательством РФ (п. 8 ст. 13 Закона N 261-ФЗ). Речь идет о специализированных

компаниях, имеющих допуск к выполнению конкретных работ на инженерных сетях дома.

Одновременно осуществление деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов

учета используемых энергетических ресурсов вменено п. 9 ст. 13 Закона N 261-ФЗ в

обязанности ресурсоснабжающей организации (РСО). Эти субъекты и будут между собой

устанавливать условия оснащения многоквартирных домов приборами учета потребляемых

коммунальных ресурсов. Задача собственников – обеспечить допуск в помещение и оплатить

их услуги в порядке, установленном законодательством, а именно, с пятилетней рассрочкой и

с учетом процентов (п. 12 ст. 13 Закона N 261-ФЗ).

Счета на оплату расходов на установку ОПУ с указанием общего размера расходов на

установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя

которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений

ресурсоснабжающими компаниями. Доля расходов на установку ОПУ, бремя которых несет

собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на

общее имущество (в зависимости от площади помещения).

При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку ОПУ и (или)

отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в РСО с

разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в

порядке, установленном законодательством РФ.

За чей счет осуществляется опломбировка индивидуального прибора учета? Что

значит «ввод в эксплуатацию» прибора учета? Кто несет расходы по выполнению

данных работ?

В настоящее время широко распространена практика установки пломб на

индивидуальных приборах учета электрической энергии, холодной и горячей воды,

управляющими компаниями или ресурсоснабжающими организациями (РСО) за

дополнительную плату. Также потребителя часто понуждают оплатить услуги по

составлению акта о вводе прибора учета в эксплуатацию. Как правило, это происходит при

установке ИПУ по договору собственника помещений с третьими лицами (не с

управляющими компаниями и не с РСО), причем даже тогда, когда эти специализированные

организации дают соответствующее заключение (акт) о вводе прибора учета в эксплуатацию.

Об опломбировании приборов учета:

Действия управляющих организаций и ТСЖ по установке собственных пломб и

взиманию за это дополнительной платы (навязыванию потребителям дополнительной платной

услуги по опломбированию приборов учета, обусловливанию регистрации приборов учета

потребителей их обязательным платным опломбированием) суды признают противоправными

(например, решение Ленинского районного суда г. Саратова от 05.02.2008 г.).

Между тем в отношении действий ресурсоснабжающих организаций по навязыванию

потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию установленных у них

приборов учета (мест их присоединения) судебная практика не однозначна. В одних случаях

суды признают данные действия противоправными, соглашаясь с мнением органов

Федеральной антимонопольной службы РФ, согласно которому такие действия являются

противоправными, приводящими к ущемлению прав граждан-потребителей коммунальных

услуг (например, кассационное определение Пензенского областного суда от 03.06.2008 г. по

делу №33-1004), в других случаях – нарушений законодательства в этом не усматривают

(например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. по делу N

А66-3776/2009).

В связи с чем считаем, будет правильным ориентироваться на то, что необходимость

опломбирования устанавливается техническим паспортом на установленный прибор учета.

О вводе приборов учета в эксплуатацию:

Ввод в эксплуатацию приборов учета – это документально оформленная в

установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению (ст.2

Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»).

То есть целью ввода прибора учета в эксплуатацию является документальное

оформление соответствия установленного прибора учета (впервые установленного,

установленного после ремонта, поверки, замены) требованиям законодательства.

Следовательно, при вводе прибора учета в эксплуатацию проверяется, в том числе, и наличие

пломбы на этом приборе учета (и на месте присоединения к сети в установленных случаях),

как одно из требований законодательства к средствам измерений, которые могут быть

допущены к применению.

Действия по вводу в эксплуатацию приборов учета должен осуществлять исполнитель

коммунальных услуг (поставщик коммунальных ресурсов в отсутствие исполнителя) (либо

уполномоченное или привлеченное им лицо) в счет платы за услуги по управлению

многоквартирным домом (если исполнитель коммунальных услуг – управляющая

организация) или платы за коммунальные услуги (при прямых отношениях с

ресурсоснабжающей организацией), поскольку приборы учета используются обеими

сторонами договора (управления либо на предоставление коммунальных услуг) в целях

коммерческого учета и оплаты потребителями (собственниками приборов учета)

предоставленных им исполнителем коммунальных услуг. То есть действия исполнителя

коммунальных услуг (поставщика коммунальных ресурсов) по вводу приборов учета в

эксплуатацию должны осуществляться без заключения на это отдельного договора и без

взимания за это дополнительной платы.

Закон не позволяет однозначно ответить на вопрос о правомерности взимания с

собственников помещений в МКД платы за пломбирование мест присоединения ИПУ к

внутридомовым сетям хотя бы потому, что в нормативных актах, регулирующих порядок

предоставления коммунальных услуг, опущены правила установки подобных пломб. Понятно

лишь то, что они должны быть. Тем не менее, наиболее логичным выглядит мнение о том, что

пломбирование места установки ИПУ - это составная часть действий по его вводу в

эксплуатацию. Как следует из новых Правил предоставления коммунальных услуг, ввод ИПУ

в эксплуатацию (составление акта) является обязанностью исполнителя коммунальных услуг.

Значит, о взимании платы за данные действия можно не говорить.

При этом следует помнить и о другой позиции, которая находит подтверждение, в том

числе в судебной практике: пломбирование является услугой, не предусмотренной договором

управления и подлежащей оплате. Однако выбирать компанию, которая будет оказывать

данную услугу, потребитель вправе по своему усмотрению.

Уважаемые потребители! По всем интересующим Вас вопросам, касающимся защиты

прав потребителей Вы можете обращаться в территориальный отдел Управления

Роспотребнадзора по Республике Бурятия в Северобайкальском районе по тел./факс 2-37-51,

адрес: г. Северобайкальск, ул. Дружбы, 7 «а», адрес электронной почты:

sbk@03.rospotrebnadzor.ru

 

Яндекс.Метрика