Температурный режим в помещениях общеобразовательных и детских дошкольных учреждений

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РБ в Северобайкальском районе сообщает, что одним из важных средовых факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей, является тепловой режим помещений. Продуктивная учебная деятельность школьников, правильное развитие детей и подростков, состояние их  здоровья во многом зависят от факторов среды, в которой ребенок проводит большую часть времени. Дети проводят в школе почти половину светового дня и большую часть своей жизни, поэтому условия обучения имеют первостепенное значение. Речь в статье пойдет о тепловом режиме закрытых помещений детских и подростковых учреждений, то есть помещений школ и детских садов.

В закрытых помещениях детских и подростковых учреждений за время пребывания в них детей повышаются температура и влажность воздуха. Изменяется химический состав воздуха вследствие выделений продуктов жизнедеятельности, так называемых антроповыбросов (выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи). Кроме того, воздушная среда загрязняется выделением химических веществ из отделочных материалов, в процессе учебно-производственной деятельности. Меняются биологические свойства воздуха (бактериальная обсемененность), ионный состав (увеличивается количество тяжелых, положительно заряженных частиц).

Все эти изменения среды обитания школьников могут оказывать неблагоприятное влияние на организм ребенка: ухудшать работоспособность, вызывать появление головных болей, вялости, риска заболеть вирусным заболеванием. Химические компоненты воздуха могут вызывать аллергические реакции, оказывать раздражающие  действие.  Изменение физических свойств воздуха, в частности повышение его температуры, отражается на функционировании системы терморегуляции, что особенно важно у маленьких детей при  еще недостаточном развитии этой системы организма. Повышается потоотделение, нарушается состояние теплового равновесия организма и может быть перегревание организма.

Поэтому важно нормировать микроклиматические показатели среды закрытых помещений детских и подростковых учреждений. Требования установлены следующими документами:

·                     СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

·                     СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 24 - 25 °C, санитарных узлах и комнатах личной гигиены должна составлять 19 - 21 °C, душевых - 25 °C. В связи с этим для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.

Немаловажными параметрами являются также относительная влажность воздуха, которая  должна составлять 40 - 60%,  и  скорость движения воздуха (не более 0,1 м/сек.)

Нельзя пренебрегать таким достаточно эффективным мероприятием, как проветривание помещений. Во время перемен проветриваются учебные помещения, во время уроков -  рекреационные помещения. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений, продолжительность которого определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров. К температуре воздуха в помещениях  детских дошкольных учреждений предъявляются следующие требования:

 

Помещения

t° (C) - не ниже

 

Приемные, игровые ясельных групповых ячеек

22 - 24

Приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек

21 - 23

Спальни всех групповых ячеек

19 - 20

Туалетные ясельных групп

22 - 24

Туалетные дошкольных групп

19 - 20

Помещения медицинского назначения

22 - 24

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

19 - 20

Прогулочные веранды

не менее 12

Зал с ванной бассейна

не менее 29

Раздевалка с душевой бассейна

25 - 26

Отапливаемые переходы

не менее 15

 

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40 - 60%.

Не следует пренебрегать  данными требованиями, так как поначалу невидимые изменения состояния здоровья ребенка, связанные с неблагоприятными факторами окружающей среды, могут перерасти в серьёзную проблему,  как для процесса усвоения учебного материала, так и для  физиологического состояния всех органов и систем подрастающего поколения.

 

 

Ведущий специалист- эксперт ТО

Управления Роспотребнадзора по РБ

в Северобайкальском районе                                                      

Тарасова Е.А

Файл: 
ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sev._to_statya_po_temperaturnomu_rezhimu.doc42.5 КБ
Термин: 

Яндекс.Метрика